Житие преподобного сергия радонежского
Содержание:
Сергий Радонежский. Ручной медведь
Сергий увидел раз у келий огромного медведя, слабого от голода. И пожалел. Принес из келии краюшку хлеба, подал — с детских ведь лет был, как родители, “странноприимен”. Мохнатый странник мирно съел. Потом стал навещать его. Сергий подавал всегда. И медведь сделался ручным.
Юность Преподобного Сергия (Сергий Радонежский). Нестеров М.В.
Но сколь ни одинок был преподобный в это время, слухи о его пустынничестве шли. И вот стали являться люди, прося взять к себе, спасаться вместе. Сергий отговаривал. Указывал на трудность жизни, на лишения, с ней связанные. Жив еще был для него пример Стефана. Все-таки — уступил. И принял нескольких…
– Преподобный Сергий Радонежский: загадки и секреты жития
Построили двенадцать келий. Обнесли тыном для защиты от зверей. Келии стояли под огромными соснами, елями. Торчали пни только что срубленных деревьев. Между ними разводила братия свой скромный огород. Жили тихо и сурово.
Сергий Радонежский подавал во всем пример. Сам рубил келии, таскал бревна, носил воду в двух водоносах в гору, молол ручными жерновами, пек хлебы, варил пищу, кроил и шил одежду. И наверно, плотничал теперь уже отлично. Летом и зимой ходил в той же одежде, ни мороз его не брал, ни зной. Телесно, несмотря на скудную пищу, был очень крепок, “имел силу противу двух человек”.
Был первым и на службах.
Труды преподобного Сергия (Сергий Радонежский). Нестеров М.В.
Так шли годы. Община жила неоспоримо под началом Сергия. Монастырь рос, сложнел и должен был оформиться. Братия желала, чтобы Сергий стал игуменом. А он отказывался.
— Желание игуменства,— говорил,— есть начало и корень властолюбия.
Но братия настаивала. Несколько раз “приступали” к нему старцы, уговаривали, убеждали. Сергий сам ведь основал пустынь, сам построил церковь; кому же и быть игуменом, совершать литургию.
Настояния переходили чуть не в угрозы: братия заявляла, что, если не будет игумена, все разойдутся. Тогда Сергий, проводя обычное свое чувство меры, уступил, но тоже относительно.
— Желаю,— сказал, — лучше учиться, нежели учить; лучше повиноваться, нежели начальствовать; но боюсь суда Божия; не знаю, что угодно Богу; святая воля Господа да будет!
И он решил не прекословить — перенести дело на усмотрение церковной власти.
Митрополита Алексия в то время не было в Москве. Сергий с двумя старейшими из братии пешком отправился к его заместителю, епископу Афанасию, в Переславль-Залесский.
Сергий возвратился, с ясным поручением от Церкви— воспитывать, вести пустынную свою семью. Он этим занялся. Но собственную жизнь, в игуменстве, не изменил нисколько: сам свечи скатывал, варил кутью, готовил просфоры, размалывал для них пшеницу.
В пятидесятых годах к нему пришел архимандрит Симон из Смоленской области, прослышав о его святой жизни. Симон — первый принес в монастырь и средства. Они позволили построить новую, более обширную церковь Св. Троицы.
С этих пор стало расти число послушников. Келии принялись ставить в некотором порядке. Деятельность Сергия ширилась. Сергий постригал не сразу. Наблюдал, изучал пристально душевное развитие прибывшего.
Несмотря на постройку новой церкви, на увеличение числа монахов, монастырь все строг и беден. Каждый существует собственными силами, нет общей трапезы, кладовых, амбаров. Было положено, что у себя в келии инок проводит время или за молитвой, или за размышлением о своих грехах, проверкой поведения, или за чтением св. книг, переписыванием их, иконописью — но никак не в разговорах.
Трудолюбие мальчика и юноши Варфоломея оставалось неизменным и в игумене. По известному завету ап. Павла, он требовал от иноков труда и запрещал им выходить за подаянием.
Это интересно: Житие святой преподобной Елены Дивеевской (Мантуровой) (видео)
“Житие…” в переработке Пахомия Логофета
Следующим человеком, приложившим руку к содержанию “Жития Сергия Радонежского” был Пахомий Логофет по прозвищу Серб. Этот человек во многом определил дальнейший стиль жизнеописания святых и составления служб и канонов. При этом его тексты нельзя назвать полностью исторически достоверными, ведь наряду с жизнеописанием реальных событий он приводит и заметки о совершенных Сергием чудесах.
Потребность в переработке оригинального “Жития святого Сергия Радонежского” возникла в связи с его канонизацией в середине XV века — рукопись следовало переделать под формат церковной службы — добавить больше восхвалений и убрать не касающиеся жизни святого подробности про быт, политику и т.д. А предшествовало канонизации произошедшее в 1422 году событие, которое в церкви называют Обретение честных мощей Преподобного Сергия.
В это время Троицкая обитель, построенная самим Сергием, была сожжена во время очередного нашествия татар. Сначала Сергий явился во сне игумену Никону и успокоил его тревоги, рассказав, что монастырю предстоит восстать из руин еще краше прежнего. А когда опасность миновала, то монашеская братия принялась за постройку нового, каменного храма. И святой Сергий снова явился во сне одному из мирян с повелением достать его тело из гроба и перенести в церковь. На следующий же день после этого сна нетленные мощи Сергия были найдены там, где велось строительство нового собора — на месте прежней разрушенной церкви. Когда в 1426 году новый храм был освящен, туда перенесли и мощи Сергия. Сейчас этот собор является одним из важнейших памятников русского зодчества, а святыня до сих пор покоится внутри храма.
Предисловие
В истории русской святости Преподобный Сергий занимает особое место – он основатель Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, которую называют сердцем России.
С ним связано духовное возрождение Руси после монголо-татарского ига. Уйдя в лесную пустыню, Преподобный Сергий стал духовным отцом и наставником множества иноков. Его по праву считают восстановителем общежительного монашества на Руси – множество обителей было основано и учениками Преподобного и учениками его учеников. Много подвижников было и в самой Троицкой обители, и ныне Преподобный пребывает в Лавре среди учеников-подвижников, как солнце среди звезд.
Образ Преподобного Сергия сквозь века вдохновлял ищущих «жития иноческого», вплоть до новомучеников и исповедников XX века, многие из которых тоже считали себя учениками аввы Сергия.
Немало сделал Преподобный и для укрепления российской государственности – он дал великому князю Дмитрию Донскому благословение на Куликовскую битву, ставшую началом освобождения от монголо-татарского ига, и одновременно положившую начало духовному объединению народа, населявшего тогда различные удельные княжества. Недаром впоследствии богомольные хождения к Троице – к мощам Преподобного Сергия – считались для великих князей и царей делом государственным.
Во времена Смуты обитель «чудотворца Сергия» стала последним оплотом российской государственности, устоявшим под натиском чужеземного вторжения и мятежа. И именно призыв Троицкой братии – духовных наследников Преподобного – способствовал освобождению и возрождению России.
В близкое нам время, в XX веке, Троицкая обитель аввы Сергия была первым монастырем, открытым и возрожденным после тяжелой войны и среди непрекращающегося гонения на веру. В самое тяжелое время у святых мощей Преподобного возносилась молитва и о спасении России и о возрождении Русской Церкви. И эта молитва была услышана Богом.
Помимо глобального значения Преподобного Сергия, для многих верующих сердец он – личный молитвенник, ходатай и целитель, к которому всегда можно обратиться, прося его молитвенного предстательства перед Богом.
О святой жизни Преподобного Сергия, вдохновившей многих на подвиги во славу Божию и ставшей образцом для всех поколений православных христиан, о чудесной помощи Преподобного многим людям, об обители Радонежского чудотворца, Троице-Сергиевой Лавре, рассказывается в данной книге.
Анна Маркова
Преподобный Сергий Радонежский. Кончина
Преп. Сергий Радонежский скончался г.
Сергий Радонежский пришел на свою Маковицу скромным и безвестным юношей Варфоломеем, а ушел прославленнейшим старцем. До преподобного на Маковице был лес, вблизи — источник, да медведи жили в дебрях по соседству. А когда он умер, место резко выделялось из лесов и из России. На Маковице стоял монастырь — Троице-Сергиева лавра, одна из четырех лавр нашей родины. Вокруг расчистились леса, поля явились, ржи, овсы, деревни. Еще при Сергии глухой пригорок в лесах Радонежа стал светло-притягательным для тысяч. Сергий Радонежский основал не только свой монастырь и не из него одного действовал. Бесчисленны обители, возникшие по его благословению, основанные его учениками — и проникнутые духом его.
Итак, юноша Варфоломей, удалившись в леса на “Маковицу”, оказался создателем монастыря, затем монастырей, затем вообще монашества в огромнейшей стране.
Не оставив по себе писаний, Сергий будто бы ничему не учит. Но он учит именно всем обликом своим: одним он утешение и освежение, другим — немой укор. Безмолвно Сергий учит самому простому: правде, прямоте, мужественности, труду, благоговению и вере.
РОЖДЕНИЕ И ДЕТСТВО
Господь предызбрал его еще от чрева матери. В Житии преподобного Сергия Радонежского повествуется о том, что за Божественной литургией еще до рождения сына праведная Мария и молящиеся слышали троекратное восклицание младенца. Это случилось во-первых, перед чтением Святого Евангелия. Во-вторых, во время Херувимской песни. И в-третьих, когда священник произнес: «Святая святым».
Бог даровал преподобным Кириллу и Марии сына, которого назвали Варфоломеем. С первых дней жизни младенец всех удивил постничеством. Например, по средам и пятницам он не принимал молока матери. А вот в другие дни, если Мария употребляла в пищу мясо, младенец также отказывался от молока матери. Заметив это, Мария вовсе отказалась от мясной пищи. В те времена дети с малых лет приучались к труду, у каждого были свои домашние обязанности: носить воду, пасти гусей, колоть дрова. Каждое воскресенье семья посещала церковь.
Учеба Варфоломею давалась трудно
В возрасте 7 лет юного Варфоломея отдали обучаться грамоте в церковной школе вместе с братьями: старшим Стефаном и младшим Петром. Но в отличие от своих успешных в учёбе братьев Варфоломей существенно отставал в обучении. В старину азбука была более сложной, чем в наше время. Грамоте тогда учили не по букварям, а по Псалтири и другим книгам Священного Писания. Маленькому Варфоломею грамота давалась плохо. Родители бранили ребенка, учитель наказывал, а товарищи насмехались над его несмысленностью. Сам же он со слезами молился, но учёба вперёд не продвигалась. И тогда случилось событие, о котором сообщают все жизнеописания Сергия.
Встреча со схимником
У боярина Кирилла было несколько лошадей. В обязанности сыновей входило выгонять их на пастбище и приводить обратно в конюшню. Однажды, по заданию отца Варфоломей отправился в поле искать лошадей. Во время поисков он вышел на поляну и увидел под дубом старца-схимника. Монах, преклонив колени, молился. Увидев его, Варфоломей сначала смиренно поклонился. Но затем подошёл и стал вблизи, ожидая, когда тот кончит молитву.
Предсказания старца
Старец, увидев мальчика, обратился к нему: «Что ты ищешь и чего хочешь, чадо?». Варфоломей поведал ему своё горе и просил старца молиться, чтобы Бог помог ему одолеть грамоту. Помолившись, старец вынул из-за пазухи ковчежец и взял из него частицу просфоры. Он не только благословил, но и велел съесть, сказав: «Возьми это и съешь. Это дано тебе в знамение благодати Божией. Знай, что отныне Господь дарует тебе хорошее знание грамоты. Ты превзойдешь успехами своих сверстников. Ещё и других будешь учить».
Схимник в гостях у родителей Варфоломея
После этого старец хотел уйти, но Варфоломей молил его посетить дом его родителей. Родители с честью встретили гостя и предложили угощение. Старец ответил, что прежде следует вкусить пищи духовной, и велел их сыну читать Псалтирь. Варфоломей стал стройно читать, и родители удивились совершившейся перемене с сыном. За трапезой родители Варфоломея рассказали старцу многие знамения. Но во-первых те, которые сопровождали рождение сына их.
Старец выслушал и сказал: «Знамением истинности моих слов будет для вас вот это. Во-первых, после моего ухода отрок будет хорошо знать грамоту и понимать священные книги. Во-вторых, отрок будет велик пред Богом и людьми за свою добродетельную жизнь». Сказав это, старец собрался уходить, но напоследок промолвил. «Сын ваш будет обителью Святой Троицы. Он многих приведет вслед за собой к пониманию Божественных заповедей». И поняли они тогда, что это Ангел Господень под видом монаха явился в их дом. Пришел для того, чтобы раскрыть им Божью волю.
С того дня Варфоломей так стал хорошо учиться, что скоро перегнал в школе всех товарищей. Он всё больше и больше любил молиться Богу. Уже в детстве он наложил на себя строгий пост. Во-первых, ничего не ел по средам и пятницам. Во-вторых, в другие дни питался только хлебом и водой. И чем старше он становился, тем больше его тянуло в лес. Прежде всего, затем, чтобы там быть совсем одному и молиться Богу. Часто в то время уходили богомольные люди в дремучие леса. Там они не только строили себе избушки, но и целыми днями стояли на молитве. Вот и Варфоломею захотелось так уйти, но родители не разрешали.
Почитание Преподобного
Почитание игумена всея Руси началось сразу после его кончины и продолжается по сей день. Строятся храмы и церкви его имени, возводятся памятники, о нём пишут книги и картины, снимают фильмы.
О силе любви русского народа к этому святому свидетельствует то, что его имя знают 72% россиян, а Троице-Сергиев монастырь был и остаётся местом паломничества.
14 сентября 2011 г. состоялись праздничные мероприятия по случаю 700-летия Преподобного. РПЦ учредила медаль и орден Сергия Радонежского, а правительство Московской области – Знак отличия.
Богослужения
В Дни памяти святого Сергия во всех церквях и храмах проходят праздничные богослужения. 18 июля проводятся водосвятные молебны, крестный ход.
Службу в этот день в храмах и соборах проводят священнослужители высших рангов.
Храмы
В Москве находятся несколько храмов с главным престолом во имя святого Сергия Радонежского. Среди них (в скобках дата строительства):
- в Бибирёво (1893-1894);
- в Бусиново (середина 19 ст.);
- в Зеленограде (1997);
- в Новоспасском монастыре (1787);
- в Крапивниках (1678).
За рубежом храмы находятся в Гомеле, Йоханнесбурге (ЮАР), Киеве. Кафедральные соборы действуют в Курске, Чебоксарах, Москве, С.-Петербурге, Уфе и др. городах России.
Церкви
Церквей и часовен во имя преподобного Сергия (включая приделы в других церквях), в мире более 1000. Вот краткий список (в скобках указано количество):
- Москва (71);
- С.-Петербург (24);
- Московская область (180);
- Грузия (1);
- Йоханнесбург (ЮАР);
- Украина (21);
- Белоруссия (12);
- Казахстан (7);
- Латвия (5);
- Узбекистан (4);
- Китай (1);
- США (3).
В Черногории (г. Румия) действует монастырь св. Сергия Радонежского.
Памятники
Скульптуры, изображающие святого Сергия, в мире много. Они есть в Сергиевом посаде (2000 г), в селе Радонеж (1988 г.), в Москве, Самаре, Ростове-на-Дону, Симферополе, Минске, Элисте и многих других городах.
Памятник в Нижнем Новгороде.
Скульптурные изображения святого есть в составе многофигурных композиций.
Фильмы
Об игумене земли Русской снято 7 документальных фильмов и 1 художественный – «Просите, и будет вам» (1991), в постановке Н. Бондарчук.
Художественные полотна
Кроме богатой иконографии Сергия Радонежского, много красочных полотен, написанных в разные годы и столетия. Они хранятся в музеях и храмах Преподобного.
Картины о жизни святого писали Рерих, Репин, Глазунов, Васнецов, Фаюстов, советские художники Рыженко, Ефошкин.
Преподобный Сергий за свою жизнь совершил немало подвигов. Святого называют воином, хотя его оружием были слово и вера. Он привёл к Богу тысячи людей, объединил князей русских на борьбу с монголо-татарами, за что его любят и преклоняются перед ним потомки.
Примеры молитвы
Просить Сергия Радонежского о помощи и заступничестве нужно, читая молитвы по молитвослову. Только таким речам внимает иеромонах и Господь Бог.
О прибавлении ума
В этой молитве св. отца Сергия просят услышать просьбы, к нему обращенные, донести их до самой Пренепорочной Богородицы. Ведь святой после смерти приблизился к Небесным Силам. Верующие уверяют отца Сергия в любви к Богу, поклонении его святым мощам. Просят помочь одолеть гранит науки, прибавить ума, снять пелену с глаз и открыть разум истине.
Перед экзаменом
В этом обращении к отцу Сергию верующие просят его возвести их к высоте небесной. Христиане молятся избавить их от малодушия, утвердить их в вере и преданности к Богу. Верующие просят молиться Преподобного Сергия от их имени самому Всевышнему. Христиане верят в заступничество святого на Страшном Суде и каются в прегрешениях.
Защита отечества от иноверцев
В этой молитве верующие просят Святого обратить на них внимание, посмотреть с высоты небесной вниз на грешный люд. Христиане уверят отца Сергия в любви к Богу, просят вразумить их в дни тяжелых испытаний, дать им силу и мужество выстоять в бою с врагами
Тропарь
В этой песне говорится, что с ранней юности отец Сергий всей душой полюбил Всевышнего. Он уединился от мирской суеты, ушел в далекую пустынь, чтобы молиться Господу Богу и жить по его законам. Отец Сергий основал монастырь, в котором молился Спасителю за грешные души. К нему отовсюду приходили за верой и исцелением люди, он всем помогал обрести душевный покой и укрепиться в вере в Бога.
Первая
В этой молитве верующие обращаются к отцу Сергию, называют его Святым, Преподобным, Богоносным. Христиане верят в его вознесение после смерти на небеса и в то, что он общается с самой Богородицей. Верующие просят их любить, молиться о спасении их грешных душ, ходатайствовать за них перед Всевышним и Девой Марией.
Вторая
Эту просьбу христиане обращают отцу Сергию. Они просят его не забывать несчастных, поминать в своих молитвах к Всевышнему. Верующие уверяют отца Сергия в любви и почтении. Просят передать их молитвы самому Господу Богу, не молчать об их просьбах и молиться за спасение грешных душ.
Третья
В этом прошении Преп. отца Сергия просят милостиво посмотреть вниз с небесной высоты и увидеть всех просящих. Верующие понимают, что им далеко до святого старца не только в прямом, но и переносном смысле. Ведь они грешны, поэтому просят вразумить их, направить на путь истинный, донести их молитвы самому Господу Богу, простить грехи и не оставить в трудную минуту.
ПРИМЕЧАНИЯ
Жильцами назывались дети бояр, дьяков и подьячих, проходившие первую службу на царском дворе и служившие на посылках.
На участке Волги от города Тетюшей до Черебаева находились монастырские рыбные ловли, дарованные Иваном Грозным. Златые горы – высокий правый берег Волги, в отличие от левого, пологого.
Камышники – охотники или рыболовы. В северно- русских народных песнях камышниками называют также разбойников.
Сажень – мера длины, равная 2,13 м.
В 1632 г., когда умер польский король Сигизмунд III, русское правительство решило воспользоваться этим, чтобы отвоевать у Польши свои северо-западные земли. Неудачная затяжная осада Смоленска русскими войсками началась в декабре 1632 г. В августе 1633 г. король Владислав с 15-тысячным войском подошел к Смоленску и оттеснил русских от города. 3 июня 1634 г. был подписан Полянковский договор, по которому Смоленск оставался за поляками, но Владислав навсегда отказывался от своих притязаний на русский престол.
Основание Троицкого Сергиева монастыря в г. Алатырь Симбирской губернии восходит, по преданию, к царствованию Ивана Грозного. В 1615 г. монастырь, пришедший в упадок после нашествия поляков, был приписан к Троице-Сергиевой Лавре. В 1764 г. обитель снова стала самостоятельным монастырем.
В это время шла русско-польская война 1632–1634 гг.
Крестьяне, работавшие на так называемых белых, то есть освобожденных от тягла землях.
В допетровскую эпоху лишение бороды было формой наказания и тяжкого оскорбления для мужчины (для женщины аналогичным оскорблением являлось срывание платка и обрезание косы). Согласно «Повести временных лет», Ян Вышатич распорядился выдрать бороды языческим волхвам. В народе считалось, что человек без бороды не мог попасть в рай, бритых не следовало хоронить в земле и поминать, а надлежало бросать в ров, «аки псов». В русском праве повреждение бороды расценивалось как большое преступление, за это полагался наивысший штраф – в размере двух рублей (за убийство полагался штраф в один рубль).
Восстание 1648 г. в Москве началось 1 июня; царской охраной были разогнаны челобитчики, пытавшиеся передать прошение Царю, когда он возвращался с богомолья из Троице-Сергиевой Лавры. Начавшийся 3 июня пожар усилил народное волнение. В последующие дни толпа потребовала выдачи нескольких бояр, известных своим произволом и вымогательством, в частности Петра Тихоновича Траханиотова, ведавшего Пушкарским приказом. Царь отослал Траханиотова из Москвы, но под давлением народа вынужден был вернуть его и выдать восставшим. Есть основания полагать, что Симон Азарьин в данной главе имеет в виду именно Траханиотова.
Земские приказы в первой половине XVII в. назывались земскими дворами. На них были возложены административно-полицейские функции – мощение и уборка улиц, предотвращение пожаров, пресечение преступлений и общественных беспорядков. В XVII в. в Москве было два земских приказа – Старый и Новый.
Этим заканчивается книга Симона Азарьина, две последние статьи приписаны позднее – почерком конца XVII в.; номер проставлен в XIX в.
Тропарь Преподобному Сергию Радонежскому. Глас 4.
Это издание не было осуществлено. К рубежу XVII–XVIII вв. относится только Житие Прп. Сергия, созданное свт. Димитрием Ростовским для свода Житий святых; в основу этой редакции положен текст из Великих Четьих-Миней.
Что сделал для Руси Сергий Радонежский и что нельзя делать в день его преставления
8 октября день преставления одного из самых почитаемых на Руси святых – преподобного Сергия Радонежского. Его считают хранителем земли русской и великим чудотворцем. Рассказываем, кто такой Сергий Радонежский и почему его так любят в России.
Точная дата и год его рождения неизвестны. Русская церковь традиционно считает днем его рождения 3 мая 1314 года.
Родителей будущего святого звали Кириллом и Марией. Мальчику при рождении дали имя Варфоломей. Кроме него в семье было еще двое детей. Старший – Стефан и младший – Петр. Семья жила в селе Варницы под Ростовом. Когда Варфоломей был подростком, его семья, спасаясь от голода, переехала в Радонеж.
Как говорится в житии святого, еще ребенком Варфоломей «стал поститься строгим постом и от всего воздерживался, в среду и в пятницу ничего не ел, а в прочие дни хлебом питался и водой; по ночам часто бодрствовал и молился». Такое поведение сына не нравилось его родителям, и они взяли с него обещание, что в монахи он уйдет только после их смерти. Так и произошло. В 23-летнем возрасте Сергий позвал своего брата Стефана жить в пустыню. Но тот недолго пробыл с братом: жизнь в пустыне оказалась слишком трудной, и Стефан ушел. Варфоломей призвал некоего игумена Митрофана и принял от него постриг, назвавшись Сергием, так как в тот день (7 октября) праздновалась память мучеников Сергия и Вакха.
Вскоре к нему стали примыкать ученики. Сергий запретил им просить подаяние и ввел правило, что все они живут своим трудом. За свою жизнь Сергий основал пять монастырей. Самый известный – Троице-Сергиева лавра, а также Благовещенский монастырь на Киржаче, Старо-Голутвин рядом с Коломной, Высоцкий монастырь, Георгиевский на Клязьме.
С именем этого святого связано много чудес. Одно из первых – удивительное обучение грамоте. Учиться Варфоломея отдали в семилетнем возрасте. Его братья быстро освоили чтение, а Варфоломей все никак не мог научиться. Родители ругались, учитель наказывал, а мальчик никак не мог выучиться и «со слезами молился Богу».
Однажды в поле Варфоломей увидел молящегося монаха-черноризца, «старца… благообразного, подобного ангелу», рассказал ему о своей беде и попросил за него помолиться Богу. После молитвы старец дал мальчику кусок святой просфоры и велел съесть ее, предсказав, что теперь он будет знать грамоту лучше всех своих сверстников. Так и произошло. Сергий был очень образованным человеком. Он знал несколько языков, много читал и многое знал. Знания он передавал своим ученикам. И сегодня считается покровителем учащихся.
Считается, что Сергий примирял враждующих князей. В житии говорится, что святой «тихими и кроткими словами» мог действовать на самые загрубелые и ожесточенные сердца. И именно благодаря Сергию ко времени Куликовской битвы почти все русские князья перестали враждовать.
Сергий Радонежский имел дар предвидения. Он благословил князя Дмитрия на битву с татарским ханом Мамаем на Куликовом поле. Когда Дмитрий пришел к нему за советом, Сергий предсказал победу русскому войску. «Если враги хотят от нас чести и славы – дадим им; если хотят злата и серебра – дадим и это; но за имя Христово, за веру православную надо душу свою положить и кровь пролить», – произнес Радонежский и пообещал молиться за победу русских воинов.
В помощь князю он отпустил двух иноков – Пересвета и Ослябю, хотя в те времена инокам запрещалось принимать участие в битвах. В итоге русское войско победило.
Чудес он совершил очень много. Перечислим только несколько:
– Источник. В одном из монастырей монахи оказались вынуждены приносить себе воду издалека, возник ропот, и тогда преподобный, «нашедши в одном рву немного дождевой воды, сотворил над нею усердную молитву», после чего открылся источник воды.
– Воскрешение ребенка. Один местный житель принес Сергию больного сына. Но ребенок умер. Убитый горем отец ушел за гробом. «Но пока он ходил, преподобный помолился над умершим, и дитя ожило», говорится в Житии.
– Наказание за жадность. Богатый сосед забрал у бедного борова и «не хотел платить за него денег». Когда Сергий обратился с увещеванием, богач пообещал «заплатить за взятую у бедного соседа свинью, а также исправить и всю свою жизнь». Обещание не выполнил, и свиная туша, несмотря на то, что была заморожена, была изъедена червями.
В этот день следует хотя бы несколько часов освободить от мирских забот, сходить в храм, помолиться. В народе считают, что в этот день проводить нельзя генеральную уборку и большую стирку. Не рекомендуются работы на огороде.
Избегайте конфликтов и ссор.
А поскольку Сергий Радонежский – покровитель домашней птицы, сегодня нельзя забивать кур и готовить блюда из курятины.
Другие версии “Жития…”
Каждое проходящее столетие вносило что-то свое в первоначальную версию “Жития Сергия Радонежского”. Краткое затишье в XVI веке сменилось бурным интересом к трудам святого в XVII столетии. В эти годы “Житие…” переписывали, дорабатывали и дополняли книжник Троицкого монастыря Герман Тулупов, монах-писатель Симон Азарьин, епископ Димитрий Ростовский. В XVIII веке жизнью святого интересовались митрополит Платон и даже Екатерина II, а в XIX веке уже возникла необходимость существенно адаптировать “Житие Сергия Радонежского” для детей и взрослых языком тогдашних читателей. Этим занимались митрополит Филарет и архиепископ Никон Рождественский, чья переработка “Жития..” до сих пор переиздается.