Святитель димитрий ростовский: тот, кто сделал святых близкими людям

Детство и юность будущего святителя

Родился Димитрий Ростовский в декабре 1651 года, в небольшом украинском селе Макаровке, вблизи Киева. При святом крещении ему было дано имя Даниил. Родители мальчика, не выделяясь ни знатностью, ни богатством, были людьми, уважаемыми за своё благочестие и доброту. Получив домашнее образование, юноша поступает в Братское училище, открытое при Киевской Богоявленской церкви. Оно существует и поныне, но уже преобразованное в Духовную Академию.

Обладая незаурядными способностями и усидчивостью, Даниил своими успехами в учёбе вскоре выделился из общей массы студентов, и был по достоинству отмечен педагогами. Однако наибольшую славу в те годы он снискал своим исключительным благочестием и глубокой религиозностью. Но тем не менее столь успешную учёбу вскоре пришлось оставить.

К своим восемнадцати годам митрополит Дмитрий Ростовский решил принять монашество

К своим восемнадцати годам он решил принять монашество. Вначале он попросил благословения у своих родителей, а затем отправился в Кирилловский монастырь. После принятия монашества, спустя год его возвели в иеродиакона.

Братия его относилась к нему с большой любовью. В 1675 году он был возведен в сан иеромонаха. Архиепископ Лазарь пригласил его к себе проповедовать на кафедру, Дмитрий согласился. Его речи были настолько пламенны, что люди увидели в нем образованного пастыря, который был чутким и отзывчивым к людям. Вскоре о нем стали говорить не только в округе, но и в Украине, и в Литве.

1667
в этом году Дмтрию явился Господь

В 1667 году Дмитрию было видение, в котором сам Господь напомнил ему о том, что ему необходимо более строго исполнять свой монашеский и священнический долг. Именно сон отложился в его памяти на всю жизнь.

Когда Дмитрий хотел поклониться образу Божией Матери, он попросил благословения у начальства. Тогда Белорусский епископ попросил Дмитрия отправиться в Слуцк, чтобы там проповедовать в Преображенской пустыни. Отец Дмитрий решил согласиться. В этом монастыре он прожил целый год. Но после кончины епископа, он вернулся на Украину.

Литература

  • Попов М., свящ. Святитель Димитрий Ростовский и его труды. СПб, 1910.
  • Он же Прославление памяти мощей св. Димитрия Ростовского. СПб, 1910.
  • Шляпкин Св. Димитрий Ростовский и его время. СПб, 1891.
  • Скворцов Д.И. Святитель Димитрий, митр. Ростовский (очерк жизни и деят. свят.). Тула, 1909.
  • Титов Ф.И. Св. Димитрий, митр. Ростовский, бывший ученик К. Д. А. (1651-1709). Киев, 1909.
  • Преображенский Св. Димитрий Ростовский как проповедник. Казань, 1909.
  • Скворцов Г.И. Патр. Адриан, его жизнь и труды. Казань, 1913, с. 337-339.
  • Толстой М. Древние святыни Ростова Великого. М., 1860, с. 25, 41, 46, 50-56, прил. с. 25.
  • Толстой М. Рассказы из истории Р. Ц. М., 1901, с. 606-613, 614 прим. 45.
  • Титов Л.Л. Кресль Ростова Великого. М., с. 36-42.
  • Поселянин Е. Св. Димитрий Ростовский и его творения (Рус. палом., 1909, № 15, с. 238-239; № 16, с. 255-257; № 7, с. 268-270).
  • Майя Кончина св. Димитрия Ростовского (Рус. палом., 1909, № 43, с. 681-682).
  • Тарасов В. Посланник Неба (к 21 сентября — дню памяти св. Димитрия Ростовского) — о видении муч. св. Ореста. (Рус. палом., 1909, № 38, с. 602).
  • Сементовский Н. Киев, его святыни, древности и достопам. Киев, СПб, 1881, с. 244.
  • Соловьев С.М. История России, кн. III, с. 1365-1366; кн. IV, с. 22-25; кн. V, с. 1126.
  • Нечаев В. Св. Димитрий, митр. Ростовский. М., 1849.
  • Протопопов Д. Жития святых. М., 1885, сентябрь, с. 332-349.
  • Едлинский, свящ. Подвижники и страдальцы за веру правосл. и землю свято-русскую. 3-е изд. СПб, 1903, т. III, c. 177-192.
  • Державин А.М. Четьи-Минеи свят. Димитрия, митр. Ростовского, как церковно-исторический и литературный памятник (магистерская диссертация).
  • Маккавейский Н. Св. Димитрий, как пастырь и настоятель. Киев, 1910ю
  • Титов А. Проповеди св. Димитрия, митр. Ростовского на украинском яз.
  • Добровольский П. Чернигов. Елецкий Успен. м-рь (истор. опис. Чернигова), с. 13, 59, 60.
  • Поселянин Е. Русская церковь и рус. подвижники XVIII в. СПб, 1905, с. 35-53 с портретом.
  • Фон Эдинг Борис Ростов Великий. Углич — памятник худ. старины. М., 1913, с. 36-37.
  • Денисов, с. 903, 922-925.
  • Булгаков, с. 1415, 1418.
  • Строев П., с. 318, 333.
  • Летопись Е. А., с. 688, 690.
  • Записки историко-филологич. факультета имп. СПб университета, т. XXIV.
  • Минуты пастырского досуга Гермогена, еп. Ладожского, ныне Таврич. и Симфероп. СПб, т. II, с. 129, 139, 140, 142, 147.
  • Старч. советы подв. благочестия XVIII-XIX вв. М., 1913, с. 366, 456, 458, 459, 524.
  • Обозрение епархии преосвящ. Ионафаном, еп. Яросл. и Рост. Ярославль, 1881, с. 171.
  • Портреты имен. мужей Рос. Церкви. М., 1843, с. 25, 26.
  • Труды К. Д. А., 1873, март, с. 164.
  • Странник, 1872, сентябрь, с. 190-202.
  • Рус. палом., 1889, № 28, с. 331-334; № 29, с. 348-349.
  • -«- 1909, № 15, с. 241; № 38, с. 602; № 40, с. 643; № 3, с. 684.
  • -«- 1912, № 1, с. 14.
  • -«- 1913, № 37, с. 577, 585, 590-591.
  • -«- 1914, № 48, с. 768, 776.
  • Прав. собес., 1858, февраль, с. 295.
  • -«- 1907, ноябрь, с. 698.
  • -«- 1909, декабрь, с. 519-526, 725-766.
  • -«- 1912, декабрь, с. 847.
  • Изв. Казан. еп., 1869, № 20, с. 605.
  • -«- 1882, № 7, с. 151.
  • Церков. вестн., 1891, № 12, с. 189; № 13, с. 198; № 33, с. 517; № 34, с. 532.
  • -«- 1910, № 5, с. 153, 154; № 7, с. 222.
  • Приб. к Ц. В., 1891, № 46, с. 1654.
  • -«- 1907, № 38, с. 1615-1621.
  • Истор. вестн., 1882, август, с. 447.
  • -«- 1884, декабрь, с. 560 п/с. I, с. 809, 810.
  • -«- 1885, октябрь, с. 88.
  • -«- 1888, февраль, с. 242, 425, 426, 428, 432.
  • -«- 1889, август, с. 368.
  • -«- 1891, июль, с. 194.
  • -«- 1894, май, с. 551.
  • -«- 1906, январь, с. 304.
  • -«- 1908, октябрь, с. 238.
  • Рус. старина, 1872, сентябрь, с. 292-293.
  • -«- 1876, апрель, с. 723.
  • -«- 1880, сентябрь, с. 153.
  • -«- 1887, июль, с. 1, 3.
  • -«- 1888, ноябрь, с. 523.
  • -«- 1910, август, с. 203-219.
  • Рус. архив, 1871, № 11, с. 1953.
  • -«- 1872, № 2, с. 441.
  • -«- 1895, кн. 1-я, № 4, с. 478, п/с. 2.
  • -«- 1900, кн. 1-я, № 1, с. 160.
  • -«- 1901, кн. 1-я, № 3, с. 356-358.
  • -«- 1903, кн. 2-я, № 5, с. 90.
  • -«- 1904, кн. 1-я, № 1, с. 60.
  • Ж. М. П., 1947, № 6, с. 26-40.
  • -«- 1954, № 4, с. 75.
  • -«- 1955, № 9, с. 28-32.
  • -«- 1959, № 2, с. 64-73; № 12, с. 9-10.
  • Н. Д., с. 24, 53.
  • БЭЛ, т. IV, с. 1038.
  • БЭС, т. I, с. 733-735.
  • БЭЮ, т. 8, с. 467; т. 15, с. 119.
  • РБС, т. VI, с. 389-394.

Святитель Ростовский Дмитрий родился недалеко от города Киева в 1651 году

Святитель Ростовский Дмитрий родился недалеко от города Киева в 1651 году. Родители его были православными людьми. Биография святого гласит, что ему с ранних лет прививалось уважение и преданность к Церкви. Так как отец его часто отлучался по военной службе, воспитанием Дмитрия занималась мать.

Мать очень хотела дать сыну хорошее образование. Именно поэтому его отправили в Киевское Братское училище, которое было основано благодаря Петру Могиле. Училище это было очень известно по всей округе.

Жития святых сообщают, что Дмитрий учился очень прилежно

Очень часто на него обращали внимание преподаватели, так как он очень активно проявлял свои прирожденные способности. Во время обучения он изучил многие языки

Также он сильно проникся учением богоносных святых отцов.


Во время учебы, святой Дмитрий освоил многие языки. Фото: i.pinimg.com

Но помимо теоретических знаний, Дмитрий хотел усвоить и практические навыки. В место шумных компаний он предпочитал уединение и тишину. Он много читал, молился. В 1665 году поляки захватили Киев, после чего Братская обитель была сожжена. Дмитрию пришлось вернуться обратно к себе домой. Но вернувшись, он не бросил свои занятия. В это время святитель Дмитрий Ростовский посещал богослужения в храме, изучал Священное писание.

Смерть и канонизация

Священнослужитель умер 28 октября 1709 года, причина смерти неизвестна. По собственному желанию он был похоронен в Яковлевском монастыре. Тело поместили в деревянный гроб, устланный черновиками произведений. В последний путь Димитрия проводил друг Стефан Яворский.

Почти 40 лет спустя, во время ремонта монастыря, были обнаружены нетленные мощи Ростовского. Но к лику святых он был причислен только в 1757 году, после обретения доказательств их чудодейственной силы. С тех пор 28 октября и 21 сентября (дата обретения мощей) считаются днями памяти Димитрия. Святителю были посвящены молитвы, иконы, акафист и тропарь.

Святому Дмитрию написаны 2 молитвы

Святому Дмитрию написаны молитвы, которые можно читать дома перед его иконой. Вы всегда можете обратиться к святому своими простыми словами. Самое главное, чтобы ваши слова были искренними, и шли от самого сердца.

Молитва первая святителю Димитрию Ростовскому:

О предивный и преславный чудотворче Димитрие, исцеляй недуги человеческия! Ты неусыпно молиши Господа Бога нашего о всех грешных: молю убо тя, буди ми ходатай пред Господем и помощник на преоборение страстей ненасытныя плоти моея и на одоление стрел сопротивника моего диавола, ими же уязвляет немощное сердце мое и, аки гладный и лютый зверь, алчет погубити душу мою.

Ты, святителю Христов, моя ограда, ты мое заступление и оружие! За твоим содействием сокрушу вся во мне сопротивная воле Царя царствующих. Ты, великий чудотворче, во дни подвигов твоих в мире сем ревнуя о православной Церкви Божьей, яко истинный и добрый пастырь, неблазненно обличал еси грехи и невежествия людския, и уклонивших-ся от стези правды в ереси и расколы наставлял еси на путь жизни, да непреткновенно пойду по стези заповедей Божиих и неленостно поработаю Господеви моему Иисусу Христу, яко единому Владыце моему, Искупителю и праведному Судии моему.

К сим же припадая, молюся ти, угодниче Божий, егда изыти души моей из телесе моего, избави ю от темных мытарств: не имам бо добрых дел ко оправданию моему: не даждь сатане возгордитися победою над немощною душею моею. Избави ю от геенны, идеже плач и скрежет зубов, и святыми молитвами твоими сотвори мя причастника Небеснаго Царствия в Троице славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Молитва вторая Димитрию Ростовскому:

О всеблаженне святителю Димитрие, великий угодниче Христов, златоусте Российский, услыши нас грешных, молящихся тебе, и принеси молитву нашу к милостивому и человеколюбцу Богу, Емуже ты ныне в радости святых и с лики Ангел предстоиши; умоли Его благоутробие, да не осудит нас по беззакониям нашим, но да сотворит с нами по милости Своей,

испроси нам у Христа и Бога нашего мирное и безмятежное житие, здравие душевное и телесное, земли благоплодие и во всем всякое изобилие и благоденствие, и да не во зло обратим благая, даруемая нам от щедраго Бога, но в славу Его и в прославление твоего заступления. Даруй нам богоугодно прейти поприще временныя жизни: избави нас воздушных мытарств и настави нас на путь, ведущий в селения праведных, идеже празднующих глас непрестанный,

зрящих Божия лица неизреченную доброту; Церковь же Святую от ересей и расколов сохрани, верных укрепи, заблуждающих обрати и всем даруй вся, яже ко спасению и славе Божьей подобающая. Отечество твое сохрани от врагов ненаветно, но поборай оружию крестоноснаго воинства, и подаждь нам всем твое архипастырское и святое благословение, да оным осеняеми, избавимся от козней лукаваго и избегнем от всякия беды и напасти; услыши моление наше, отче Димитрие, и моли непрестанно о нас Всесильнаго Бога, славимаго и покланяемаго в триех ипостасех, Емуже подобает всякая слава, честь и держава во веки веков. Аминь.

Почитание

Христиане прославляют святителя со второй половины 18 века, после распространения молвы о его чудотворных мощах. В обществе того времени не верили в появление новых святых.

К мощам митрополита Ростовского хлынул поток паломников. По распоряжению императрицы Елизаветы Петровны их уложили в серебряную раку. А Екатерина Вторая пожертвовала Яковлевскому монастырю икону кисти итальянского художника Ротари, впоследствии утерянную. До начала 20 века миряне получали духовное воспитание по «Житиям святых» и печатным проповедям святителя. Книги святого Димитрия уважали писатели-классики — Достоевский, Гоголь, Тургенев.

Друг А. С. Пушкина, поэт В. Кюхельбекер, даже исцелился от глазной болезни благодаря молитвам святителю и посвятил ему стихотворение и стихотворную молитву. Посвящение Димитрию Ростовскому есть и в творчестве И. Бунина, написанное после посещения Яковлевского монастыря.

Обретение мощей

Дата обретения нетленных мощей святителя — 21 сентября/4 октября. В этот день в 1752 году во время ремонта сруба на могиле митрополита Ростовского обнаружили, что тело его не разложилось. Лежащие рядом рукописи обветшали, а мощи и одежда остались без изменений.

Праздник

19 июля отмечают Собор трех русских святителей — Тихона и Митрофана Воронежских и Димитрия Ростовского. Этот день почитали в 19 веке, но постепенно его убрали из православного календаря. Сейчас церковный праздник возрождается.

Жизнеописание

Родился 11 () декабря  в сотенном местечке Макарове Киевского полка в семье сотника Киевского полка Саввы Туптало.

Учился в Киево-Братской коллегии, ставшей впоследствии Киево-Могилянской академией. В 1668 году принял постриг в Киевском Кирилловском монастыре, где потом прожил семь лет. Весной 1669 года рукоположен во иеродиакона, а в июне 1675 года во иеромонаха и назначен проповедником в Чернигов. В этой должности Димитрий трудился до 1677 года и прославился многочисленными проповедями. Димитрий несколько лет путешествовал по монастырям Украины, год прожил в Слуцке в Преображенском монастыре, где был братским проповедником. Все эти годы он писал свой «Диарий» (записки на польском языке). В них он делал записи о событиях на Украине, в Польше и Москве, от которых зависела судьба Украины.

Портрет митрополита Димитрия (из фондов НХМУ)

После возвращения на Украину Димитрий жил в Крупецком Николаевском монастыре (1679—1681 годы). В марте 1681 года возведён в сан игумена и назначен в Максаковский Преображенский монастырь. Позже был игуменом в Батуринском Николаевском монастыре. 26 октября (5 ноября)  оставил игуменство и по приглашению Варлаама (Ясинского) переехал в Киев. С 23 апреля (3 мая)  поселился в Киево-Печерском монастыре, в котором получил послушание составлять жития святых. В 1686 году Киевская митрополия переходит из подчинения Константинопольского патриархата в состав Московского патриархата.

По поручению патриарха Адриана поддержку Димитрию, работавшему в этот период над третьей книгой «Житий святых», оказывал архиепископ Иоанн (Максимович). В 1697 году он возвёл Димитрия в сан архимандрита и назначил настоятелем Елецкого Успенского монастыря, а в 1699 году перевёл настоятелем в Новгород-Северский Преображенский монастырь.

Царь Пётр I 18 июня 1700 года шлёт указ Киевскому митрополиту Варлааму (Ясинскому), в котором требует прислать в Москву кандидатов из архимандритов и игуменов на Сибирскую архиерейскую кафедру. С такой же просьбой обратился к Варлааму и патриарх Адриан. 16 октября 1700 года патриарх Адриан умер, местоблюстителем патриаршего престола стал Рязанский митрополит Стефан (Яворский). Указом от 27 дек. 1700 г. царь Петр I назвал две кандидатуры на Сибирскую кафедру: Димитрия (Туптало) и Переяславского епископа Захарию (Корниловича) и велел им приехать в Москву не позднее первых чисел февраля 1701 года.

10 февраля 1701 года Димитрий переезжает в Москву как кандидат на Тобольскую кафедру, 8 марта он произнес приветственное слово Петру I, 23 марта Димитрий был хиротонисан во епископа с возведением в сан митрополита Тобольского и всея Сибири. После назначения почти год жил в Москве на Сибирском подворье в Чудовом монастыре. По причине болезни 4 января 1702 года указом Петра I святитель Димитрий был определён на Ростовскую митрополию. Прибыв в свою епархию, Димитрий после молебна в Зачатьевской церкви Яковлевского монастыря определил там себе место погребения, сказав «се покой мой, зде вселюся во век века» (традиционным местом захоронения ростовских архиереев был кафедральный Успенский собор).

За время нахождения на ростовской кафедре Димитрий заботился о просвещении и нравственности населения, боролся с невежеством и пьянством, старообрядческим расколом и католицизмом. Им основано славяно-греческое училище с преподаванием греческого и латинского.

Как малороссиянин, Димитрий не мог быть знаком с расколом до тех пор, пока не стал управлять Ростовскою епархиею; здесь, увидевши всю силу зла, он решился вооружиться против него. «Окаянные последние времена наши! — писал Димитрий. — Святая церковь сильно стеснена, умалена, с одной стороны, от внешних гонителей, с другой — от внутренних раскольников. С трудом можно где найти истинного сына церкви; почти в каждом городе изобретается особая вера; простые мужики и бабы догматизуют и учат о вере».

Смерть и погребение

Скончался святитель Димитрий в 1709 году, в ночь на 28 октября через день после своего тезоименитства. Погребение состоялось только 25 ноября (6 декабря) , оно откладывалось до приезда блюстителя патриаршего престола Стефана Яворского, который был другом святителя и обещал отпеть и похоронить его. Последняя воля митрополита Димитрия была исполнена — его погребли в Троицком соборе Яковлевского монастыря.

В могиле, вопреки указанию Монастырского приказа устроить каменный склеп и сделать каменный гроб, был сооружён деревянный сруб. В деревянный гроб Димитрия положили черновики его незаконченных произведений. Над местом погребения установили деревянную гробницу.

В настоящее время мощи святителя Димитрия Ростовского пребывают в Спасо-Яковлевском монастыре.

Митрополит Ростовский

В 1703 году Дмитрий Ростовский, биография которого до самой смерти была тесно связана именно с эти приходом, прибыл на новое место службы. Здесь он столкнулся со многими трудностями, главной из которых было вмешательство светской власти в дела прихода. Незадолго до назначения отца Дмитрия в городе был воссоздан Монастырский приказ, управляющий церковным имуществом, осуществляющий надзор за монахами и богадельнями. Очень неприятно святого в Ростове поразили также грубость и невежество не только простого народа, но и служителей Церкви. Священники совершенно не почитали святых, презрительно относились к бедным, разглашали тайну исповеди и пр. Видя такой беспорядок, отец Дмитрий ревностно принялся за исправление положения дел. Он давал наставления, разъяснял, что означает долг священника, выступал с проповедями перед народом.

Одной из главных его забот стала школа для детей служителей Церкви и бедняков. Обучение здесь было совершенно бесплатным. В открытой митрополитом Дмитрием школе, как и в Киеве, преподавались греческий и латинский, показывались театральные постановки. Первые выпускники покинули ее стены в 1706 году. К сожалению, той же весной школа была закрыта.

28 октября 1709 года отец Дмитрий Ростовский скончался. Похоронили его в соборном храме Ростова, рядом с его предшественником — святителем Иоасафом. По завещанию митрополита в гроб были положены черновики его неоконченных книг. На похороны святого прибыла сама царица Параскева Федоровна — вдовствующая супруга царя Ивана, брата Петра Первого.

Примечания

  1. И. Шляпкин Димитрий св. митрополит Ростовский //Русский биографический словарь — СПб.: 1905. — Т. 6. — С. 389–394. https://wikidata.org/Track:Q1960551″>https://wikidata.org/Track:Q21705226″>https://wikidata.org/Track:Q21175477″>
  2. А. А. Крумминг «Святой Димитрий Ростовский: точная дата рождения» // Сообщения Ростовского музея, Выпуск 3 Музей, 1992
  3. 123 Святой Димитрий Ростовский
  4. Димитрий (Туптало) (сайт Русское Православие) Архивная копия от 31 октября 2007 на Wayback Machine
  5. Соловьёв С. М. История России с древнейших времён
  6. Федотова М. А. Житие святого Димитрия Ростовского // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2007. № 3 (29). С. 114.
  7. Федотова М. А. Житие святого Димитрия Ростовского // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2007. № 3 (29). С. 114—115.
  8. Известен указ Синода об 30 сентября 1798 года об утверждении празднования Феодосию Тотемскому, но он, по мнению Е. Е. Голубинского, лишь подтвердил прежнее местное почитание святого (Голубинский Е. Е. История канонизации святых в Русской Церкви // Богословский вестник. 1894. Т. 3 № 9. С. 336—337).
  9. Лихачев Д. С. История древнерусской литературы // Избранные работы: В 3 т. Т. 1. Л., 1987. С. 266.
  10. Вертеп Алексея Стрельникова (недоступная ссылка)
  11. М. А. Федотова, Я. Э. Зеленина. Димитрий // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный , 2007. — Т. XV. — С. 8-30. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-026-4.
  12. Скарга, Петр // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  13. протоиерей Георгий Флоровский Пути русского богословия II. Встреча с Западом 1. На распутье.
  14. Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей . М. 1991 г. Т. 3. С. 524.
  15. Иоанн (Кологривов), иеромонах Очерки по истории Русской святости Часть третья РУССКАЯ СВЯТОСТЬ ПЕТРОВСКУЮ ЭПОХУ И ПОЗЖЕ СВЯТИТЕЛЬ ДИМИТРИЙ РОСТОВСКИЙ (1651—1709)
  16. Яков Кротов. История как жизнь. Димитрий Ростовский
  17. Погожев Е. Н. (Поселянин) Русская Церковь и русские подвижники XVIII века
  18. О значении Четьи-Миней святителя Димитрия для русского народа

Канонизация

Рака с мощами св. Димитрия Ростовского в Зачатьевском соборе Спасо-Яковлевского монастыря. Фото С. М. Прокудина-Горского (1910)

Икона XVIII века

В 1752 году над могилой святителя Димитрия осел чугунный пол. В ходе ремонта открылся повреждённый бревенчатый сруб и деревянный гроб митрополита, в котором и были обретены его нетленные мощи. Был извещён митрополит Ростовский Арсений (Мацеевич), который приехал в монастырь и лично освидетельствовал мощи, облачение и гроб. Для хранения мощей была устроена каменная гробница, а о случившемся было направлено донесение в Синод.

Об обретении мощей стало известно в народе, стали появляться рассказы об исцелениях при мощах Димитрия и по молитве к нему. Официальная канонизация произошла более чем через 4 года после обретения мощей после проверки их нетленности и исцелений, происходивших при обращении к Димитрию (императорским повелением в Ростов направлялся синодальный прапорщик Ф. И. Баранов для сбора сведений о совершённых при мощах исцелениях, а указом Синода — суздальский митрополит Сильвестр и архимандрит Московского Симонова монастыря Гавриил для вторичного освидетельствования мощей). Подлинное дело об обретении и открытии мощей святого Димитрия Ростовского хранится в РГИА. Ф. 796 (Канцелярия Синода). Оп. 33. № 222. В первый день Пасхи — 1 апреля 1757 года состоялось прославление митрополита Димитрия в лике святых, а день обретения мощей — 21 сентября, как и день кончины — 28 октября были объявлены днями празднования святому. Служба святителю Димитрию была составлена епископом Переяславским и Дмитровским Амвросием. К концу XVIII в. были созданы две краткие редакции Жития Димитрия Ростовского: одна, 1756 г., связана с именем того же епископа Амвросия, другая — с именем настоятеля Спасо-Иаковлевского монастыря Луки (создана между 1758 и 1763 г.), кроме того, две полные редакции: редакция Арсения Мацеевича (1757—1758 г.) и Синодальная редакция (1784 г.), написанная Я. А. Татищевым.

Митрополит Димитрий стал первым святым, канонизированным к общерусскому почитанию в синодальный период. Елизавета Петровна велела изготовить для мощей Димитрия серебряную раку и облачение из золотой парчи. Однако на самих торжествах в Ростове в 1763 году по случаю переложения мощей Димитрия в новую раку присутствовала уже Екатерина II.

Библиография

Писатель Димитрий Ростовский приблизил духовную литературу к пониманию простого читателя. До него все книги писали на старославянском языке. В описании святителя мученики предстают перед внутренним взором читателя, будто живые. Некоторые сочинения святого отца посвящены Страстям Христовым, Богородице. В своем творчестве автор наставляет, как бороться с нечистыми помыслами, сохранять чистоту души и приблизиться к Царствию Божьему.

Агиографические и богослужебные сочинения

Хвалебные сочинения святителя:

  • «Руно орошенное» — о чудесах икон Богородицы;
  • «Псалтирь Божьей Матери» — посмертное собрание, псалмы из которого издавались в других сборниках;
  • «Псалмы или духовные канты» — восемь восхвалений Господу Иисусу Христу;
  • «Пяточисленные молитвы» — сложены в память о скорбях Девы Марии.

По трудам отца Димитрия можно судить о богословских представлениях святых разных эпох, отношении к религии простых людей.

Проповеди и поучения

Митрополит Ростовский воплотил талант проповедника и богатый управленческий опыт в таких произведениях:

  • «Поучения и слова» — к церковным праздникам, дням памяти мучеников;
  • «Поучения и проповеди» — к предпраздничным, постным неделям;
  • «Поучения к иереям» — о долге священнослужителя;
  • «Приготовление иереев к Божественному Причащению» — изобличение богохульного отношения священников к Святым Дарам и прочим церковным атрибутам;
  • «Память духовному отцу, как управить ставленника» — правила для священнослужителя при возведении послушника в духовный сан.

Поучителен труд «Слово о пьянстве», описывающий десять растлевающих гроздей винограда.

Исторические и полемические сочинения

«Келейный летописец» — исторический труд, описывающий библейские события до рождения Христа в хронологическом порядке. В нем святитель собрал из других сочинений все сведения, которые посчитал полезными. «Розыск о раскольнической брынской вере» — полемический труд, доказывающий ложность вероисповедания, проповедуемого сектантами.

Письма

22 письма написаны святителем в период его работы в Ростове. Большинство посланий датированы 1708-1709-м годом и адресованы монаху Феологу, другу и московскому редактору.

Трактаты

Сочинения святителя написаны в простом стиле, передают суть его мысли и отличаются краткостью. По сравнению с одностраничными сочинениями, можно считать объемным трактат «Зерцало православного исповедания». Он состоит из трех частей, посвященных вере, надежде и любви. Из этих составляющих состоит вера в Господа и добродетель, необходимые для обретения вечной жизни.

Назидательные сочинения

Краткие очерки:

  • «Богодухновенное христианское наставление»;
  • «Апология для утоления печали человека, находящегося в беде, гонении и страдании»;
  • «За что подобает благодарить Бога?»;
  • «Краткое христианское нравоучение».

В простой форме автор пишет о том, как душой пребывать в согласии с Господом.

Стихотворные тексты

«Стихи на Страсти Христовы» напоминают пьесу и повествуют о страданиях Христа. В произведение включено стихотворное обращение грешника к Марии Магдалене.

Другие произведения

Святитель составлял молитвы:

  • повседневного исповедания человека, вступающего на путь спасения;
  • молитвенные стихословия;
  • краткое воспоминание страстей Христовых.

Митрополит также сложил собственную «Молитву о своем окаянстве».

Сборники

Известны два сборника:

  • «Житие и творения святого Димитрия»;
  • «Симфония по творениям».

В книгах собраны уже издававшиеся назидания, поучения и высказывания митрополита.

Приписываемые сочинения

Книга «Алфавит духовный» впервые издана в 18-м веке. Каждой букве алфавита соответствует краткое поучение. Первоначальное название книги — «Лествица духовная», а автор — митрополит Исаия Копинский. Есть версия, что в типографии ошиблись, так как сочинение лежало с произведениями Димитрия Ростовского.

До «Алфавита» «Лествицу» читал Серафим Саровский, рукопись нашли в его личных вещах под таким названием. Святитель Димитрий, вероятно, тоже постигал духовные законы по рукописи Исаии, которую редакторы превратили в «Алфавит».

Собрание сочинений

«Житие святых. Двенадцать книг» повествует о жизни православных подвижников, святителей, мучеников. Каждая книга соответствует месяцу. На каждый день приходится биография почитаемого святого. Полное «Собрание сочинений» включает 5 томов. В многотомнике можно найти «Алфавит духовный», житие святителя, его келейные записки и письма.

Церковь св. Дмитрия Ростовского в Очаково

В России почитаются многие святые. Дмитрий Ростовский, конечно же, входит в их число. Посвящены ему и многие храмы. К примеру, такое сооружение есть в Очаково. В 1717 году здесь построили деревянную церквушку и освятили ее в честь Пресвятой Богородицы. В 1757 г. деревня перешла к другому владельцу. Он и возвел рядом с деревянным новый каменный храм во имя митрополита Дмитрия. Эта церковь дошла до нас практически в неизменном виде. Построена она в красивом стиле русского барокко. С помощью трапезной с храмом соединена высокая колокольня.

История церкви св. Дмитрия очень богатая. В 1812 году в Очаково случился пожар. При этом старая деревянная церквушка Пресвятой Богородицы сгорела в огне. Купившая в этом же году село Екатерина Нарышкина по традиции решила открыть взамен ее новый храм, под который и перестроила одну из своих усадеб. Церковь освятили в честь Пресвятой Троицы и предположительно приписали к храму св. Дмитрия.

В 1926 году это культовое сооружение по решению властей закрыли. Известно, что в 1933 г. храм Дмитрия Ростовского был приспособлен под зерновой склад и имел совершенно плачевный вид. Крест с него снесли, а на одном из фронтонов нарисовали пятиконечную звезду, стереть которую впоследствии было очень сложно.

В 1972 году церковь решили отреставрировать. Работы длились около 6 лет. В 1992 году храм Дмитрия Ростовского вновь вернули верующим. Тем православным, которые хотят посетить эту старинную церковь, следует ехать в Москве на улицу генерала Дорохова, д 17.

Другие книги святого

Еще одним известным трудом митрополита Ростовского является «Розыск о брынской вере». Книга эта была направлена против старообрядчества. Труд этот, в отличие от «Миней», оказался не слишком удачным. Старообрядцев он, конечно же, не переубедил, а вот всплеск ненависти с их стороны вызвал.

Помимо всего прочего, святой Дмитрий Ростовский активно собирал исторические сведения о своей епархии и стране в целом. К примеру, он трудился над составлением хронологии славянского народа. Также он написал такие книги, как «Руно орошенное», «Рассуждение об образе Божии и подобие в человеке», «Диарии», «Краткий мартиролог», «Каталог российских митрополитов». Принадлежат его перу и разного рода молитвы и наставления.

Молитвословия

Тропарь, глас 8

Правосла́вия ревни́телю, и раско́ла искорени́телию,/ Росси́йский целе́бниче, и но́вый к Бо́гу моли́твенниче,/ списа́ньми твои́ми бу́их уцелому́дрил еси́,/ цевни́це духо́вная, Дими́трие блаже́нне,/ моли́ Христа́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак, глас 8

Звезду́ Росси́йскую от Ки́ева возсия́вшую,/ и чре́з Но́вград Се́верский в Росто́в дости́гшую,/ всю́ же страну́ сию́ уче́ньми и чудесы́ озари́вшую,/ ублажи́м златослове́снаго учи́теля Дими́трия,/ то́й бо все́м вся́ написа́, я́же к наставле́нию,/ да все́х приобря́щет, я́коже Па́вел, Христу́,// и спасе́т правове́рием ду́ши на́ша.

Труды

Произведения:

  • «Руно орошенное»
  • «О исповедании грехов и святом причащении»
  • «Апология во утоление печали человека, сущего в беде, гонении и озлоблении»
  • «Зерцало православного исповедания»
  • «Духовное врачевство против хульных помыслов»
  • «Врачевство духовное на смущение помыслов от различных книг отеческих»
  • «Розыск о раскольнической Брынской вере»
  • «Четьи-Минеи» («Жития святых»)

Молитвословия:

  • «Молитва исповедания к Богу от человека, полагающего спасения начало»
  • «Плач на погребение Христово»
  • «Краткое богомысленное размышление»
  • «Пяточисленные молитвы»
  • «Псалтирь Божией Матери»

Начало иноческого пути

Будущий святитель Димитрий Ростовский был ещё восемнадцатилетним юношей, когда в ходе кровопролитной войны России с заднепровским казачеством союзная с ними Польша временно захватила Киев, и Братское училище было закрыто. Лишившись своих любимых наставников, Даниил продолжает самостоятельно постигать науки и через три года, под влиянием святоотеческой литературы, принимает монашеский постриг с именем Димитрий

Свершилось это важное в его жизни событие в Кирилловской обители, ктитором которой был в то время его престарелый отец

В этой обители начал путь к своему прославлению будущий святитель. Житие Димитрия Ростовского, составленное через много лет после его блаженной кончины, уподобляет его молодые годы юности таких столпов церкви, как Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Начало его высоких духовных подвигов по достоинству отметил Киевский митрополит Иосиф, и вскоре молодой монах стал иеродиаконом, а по прошествии шести лет его рукоположили в иеромонаха.

Другие труды святого подвижника и его духовные дарования

Имея опыт написания большого церковного труда, митрополит Димитрий решил написать еще одну книгу, повествующую о событиях Библии. Дело в том, что в то время Библия на славянском языке была большой редкостью, и стоила очень дорого. Поэтому большинство простого населения не могли позволить себе подобную роскошь и были лишены благодатного чтения Святого Писания. Более того, даже многие из священства плохо разбирались в библейских событиях и путали хронологию.


Икона Димитрию

Святой Димитрий начинает новый труд. В нем он использует основные библейские события и сюжеты, а к ним приписывает поучения и толкования. Читая это произведение, даже совсем незнакомый с Библией человек мог составить себе ясное представление о Священном Писании. К сожалению, окончить этот великий труд святителю так и не удалось из-за очень ослабленного здоровья.

Кроме написания книг, всю жизнь подвижник занимался проповедничеством веры Христовой. Обладая уникальным даром слова, он умел так выстроить свою речь, что равнодушным не оставался никто их слышащих. Поскольку чаще всего его слушателями оказывался простой народ, то и проповеди свои он выстраивал просто, как беседу отца с любимыми детьми. И какие бы труды и заботы не выпадали на долю подвижника, он никогда не оставлял подвига проповедничества до самых последних дней своей жизни.

Одним из его аскетических подвигов была молитва, которую он никогда не оставлял. Стараясь ежедневно бывать в храме, он в каждое воскресенье и церковный праздник служил литургию. Всех, кто был в его ближайшем окружении, учил постоянно и ревностно молится, каждую минуту памятуя о Господе.

Интересно! Очень строгим был и пост подвижника. Так, на Страстной неделе он ел только один раз — в Великий Четверг.

Конечно же, такая глубокая духовная жизнь сказывалась и на его земной жизни, на общении с людьми. С каждым, кого доводилось встретить Дмитрию Ростовскому, он был внимателен и обходителен. Всю жизнь помогал неимущим и страждущим — кому словом утешения, а кому и деньгами. Святой Димитрий отличался крайним нестяжанием, всегда довольствовался только необходимым минимумом благ для себя, а остальное раздавал нуждающимся.

Результатом такого внимательного отношения к собственной душе стало стяжание величайшего смирения. Подвижник всегда помнил слова Господа о том, что кто хочет быть первым в Царствии Небесном, тот должен быть последним в жизни земной. В жизни митрополита Димитрия эта заповедь воплощалась в глубоком почтении к любому начальству, в милости к подчиненным, в сострадании скорбящим.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector