Святой преподобный сергий радонежский

Обители, основанные Сергием Радонежским

Помимо Троицкого монастыря, Сергий основал еще несколько скитов, впоследствии ставших монастырями: Благовещенский на Киржаче (1358 г.), Богоявленский Старо-Голутвин (1385 г.) близ Коломны, Высоцкий монастырь (1374 г.), Георгиевский на Клязьме. В эти монастыри и скиты игумен Радонежский направил своих учеников, которые стали там настоятелями. Всего же ученики Сергия Радонежского создали около сорока монастырей.


Богоявленский Старо-Голутвин мужской монастырь. Современная фотография

Набольшую известность получили такие известные, как Савво-Сторожевский (1398 г.) близ Звенигорода, Богородице-Рождественский Ферапонтов (1398 г.), Кирилло-Белозерский (1397 г.), Павло-Обнорский (1414 г.) и многие другие.


Богородице-Рождественский Ферапонтов монастырь

Житие и чудеса Сергия Радонежского

Сергий родился в благородной семье. Они были Божьими угодниками. Чудеса начали происходить еще тогда, когда младенец был в утробе матери. Однажды его мать пошла в храм, в то время ребенок был еще в ее утробе. Она стояла вместе с остальными женщинами. Когда во время Божественной Литургии должны были перейти к чтению святого Евангелия, то малыш так вскрикнул в утробе матери, что его услышали все прихожане. Это событие причислили к православному чуду.

Конечно женщина очень испугалась, ей стало плохо. Она присела и начала плакать. Священники у нее спрашивали не принесла ли она под одеждой малыша, ведь три вскрика ребенка слышали во всех уголках храма. Но не всем было понятно, что родится не просто человек, а Божий Угодник. Только те, кто знал хорошо библейское писание сразу понял, что родится не простой ребенок, а ученик Святой Троицы.

Всю свою беременность женщина за собой следила и придерживалась всех постов и церковных традиций. Ее беременность проходила нормально и никаких отклонений по здоровью не было. И вот пришел день, когда малыш явился в мирскую жизнь. Семья пригласила по поводу рождения малыша в гости всех своих родных. В дни, когда женщина употребляла мясную пищу малыш отказывался от груди и не пил молоко. Это поняли не сразу, а только спустя некоторое время. Родственники были опечалены, ведь в те дни малыш был голодным и ничего не ел. И только спустя некоторое время они поняли, что малыш придерживается поста.

Так же читайте: Молитва архангелу Рафаилу об исцелении

С тех пор, чтобы ребенок не голодал мать начала строго следовать всем предписаниям церкви. На сороковой день после рождения родители принесли малыша в церковь и окрестили его. Мальчик рос обычным ребенком. Его родители отдали в школу на обучение, но она ему очень тяжело давалась. Родители по этому поводу очень сильно расстраивались. И вот однажды к нему явился сам Всевышний и послал ему дар обучения. С тех пор преподобному очень легко давалась учеба. И от стал покровителем всех учащихся.

Еще в юном возрасте Сергий решил посвятить свою жизнь Богу. Но до тех пор, пока он не изучил весь монастырский устав и монашеский порядок он не шел служить в монастырь. Жизнь преподобного для многих православных христиан является примером и восторгом. Перед своей смертью он призвал к себе своих учеников и дал им наставление.

Прежде всего он просил иметь «страх Господень» и иметь «душевную чистоту». Святой умер 25 сентября и был похоронен в соборе Троицком. Сегодня дата смерти преподобного считается днем памяти. В этот день в храме проводят Божественную Литургию и читают акафисты.

На протяжении всей своей жизни он сотворил не мало подвигов и добрых дел. Большое количество прихожан молят святого о:

  • помощи успешных сдачи экзаменов детей;
  • помощи исцеления от тяжких болезней;
  • помощи решения бытовых проблем и многом другом.

Лишь усердное моление сможет помочь верующим решить многие проблемы.

Инок Сергий — основатель обители Святой Троицы

Около 1328 г. сильно обедневшая семья Варфоломея перебралась на другое постоянное место жительства — в город Радонеж. Епифаний пишет, каким образом отец Варфоломея обеднел: «Скажем и о том, как и почему он обнищал: из-за частых хождений с князем в Орду, из-за частых набегов татарских на Русь, из-за частых посольств татарских, из-за многих даней тяжких и сборов ордынских, из-за частого недостатка в хлебе». Старший брат Варфоломея через несколько лет женился, а постаревшие родители приняли решение уйти в Хотьково-Покровский монастырь (1308 г.), там принять иночество и жить до самой кончины. После упокоения отца и матери  Варфоломей и его брат Стефан отправились в Хотьково-Покровский монастырь, чтобы стать иноками.

Ансамбль Хотьково-Покровского монастыря. Современная фотография

Однако жизнь в общежительном монастыре Варфоломею была не по душе. Он стремился к уединенному подвижничеству, к пустынножитию. Недолго он прожил в этом монастыре. Убедив Стефана стать отшельниками, он вместе с ним основал пустынь на берегу реки Кончуры, на холме Маковец, посреди дремучего Радонежского леса. Там они возвели маленький деревянный храм во имя Святой Троицы (освящен в 1340 г.), на месте которого впоследствии была построена соборная церковь Троице-Сергиевой лавры, которую можно увидеть и в наши дни.

Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры. Современная фотография

Стефан, ощутив на себе все трудности пустынной жизни и ее нужды, оставил брата и поселился в Богоявленском монастыре в Москве, где он познакомился с иноком Алексием (между 1292-1305 — 1378 гг.), будущим митрополитом Московским и всея Руси. Варфоломей, призвав игумена Митрофана, принял от него иноческий постриг с именем Сергий. Это произошло в день празднования памяти мучеников Сергия и Вакха.

Слухи о подвигах молодого отшельника стали растекаться по всей Руси. Через несколько лет в окрестностях Сергиева скита стали появляться новые кельи. Постепенно из учеников Сергия образовалась обитель, которая в 1345 г. оформилась как Троице-Сергиев монастырь (впоследствии Троице-Сергиева лавра). Сергий был ее вторым настоятелем (первым — игумен Митрофан). Сергий ввел новые правила для жизни иноков своей обители. запретив принимать подаяние, он постановил в уставе монастыря, чтобы все иноки питались за счет своих трудов. Он и сам подавал пример в ежедневном труде. Мало-помалу слава Сергиевой обители увеличивалась. В монастырь приходили желающие иноческого жития из самых разных сословий древней Руси, от крестьян-простолюдинов до князей. Некоторые селились по соседству с монастырем, жертвовали на нужды святой обители свое имущество.

С годами терпевшая во всем необходимом крайнюю нужду пустынь превратилась  в один из красивейших  монастырей Руси. Слава об основателе обители дошла даже до стен Царьграда. Вселенский патриарх Филофей (ок.1300-1379 гг.) послал к Сергию делегацию греческих иноков, которые вручили ему крест, параман, схиму и грамоту, восхвалявшую его за добродетельное житие. Патриарх также прислал образцовый монастырский Устав киновии (строгое общинножитие). Изучив греческий устав, с благословения московского святителя Алексия, Сергий ввел в монастыре общинножительные порядки, впоследствии прижившиеся и в других  русских монастырях. Интересно, что митрополит Московский и всея Руси Алексий незадолго до своей кончины обратился к Сергию с просьбой стать кандидатом на пост московского первосвятителя. Однако искавший жизни смиренной и уединенной, Сергий отказался быть преемником на московской архиерейской кафедре.

Что сделал для Руси Сергий Радонежский и что нельзя делать в день его преставления

8 октября день преставления одного из самых почитаемых на Руси святых – преподобного Сергия Радонежского. Его считают хранителем земли русской и великим чудотворцем. Рассказываем, кто такой Сергий Радонежский и почему его так любят в России.

Точная дата и год его рождения неизвестны. Русская церковь традиционно считает днем его рождения 3 мая 1314 года.

Родителей будущего святого звали Кириллом и Марией. Мальчику при рождении дали имя Варфоломей. Кроме него в семье было еще двое детей. Старший – Стефан и младший – Петр. Семья жила в селе Варницы под Ростовом. Когда Варфоломей был подростком, его семья, спасаясь от голода, переехала в Радонеж.

Как говорится в житии святого, еще ребенком Варфоломей «стал поститься строгим постом и от всего воздерживался, в среду и в пятницу ничего не ел, а в прочие дни хлебом питался и водой; по ночам часто бодрствовал и молился». Такое поведение сына не нравилось его родителям, и они взяли с него обещание, что в монахи он уйдет только после их смерти. Так и произошло. В 23-летнем возрасте Сергий позвал своего брата Стефана жить в пустыню. Но тот недолго пробыл с братом: жизнь в пустыне оказалась слишком трудной, и Стефан ушел. Варфоломей призвал некоего игумена Митрофана и принял от него постриг, назвавшись Сергием, так как в тот день (7 октября) праздновалась память мучеников Сергия и Вакха.

Вскоре к нему стали примыкать ученики. Сергий запретил им просить подаяние и ввел правило, что все они живут своим трудом. За свою жизнь Сергий основал пять монастырей. Самый известный – Троице-Сергиева лавра, а также Благовещенский монастырь на Киржаче, Старо-Голутвин рядом с Коломной, Высоцкий монастырь, Георгиевский на Клязьме.

С именем этого святого связано много чудес. Одно из первых – удивительное обучение грамоте. Учиться Варфоломея отдали в семилетнем возрасте. Его братья быстро освоили чтение, а Варфоломей все никак не мог научиться. Родители ругались, учитель наказывал, а мальчик никак не мог выучиться и «со слезами молился Богу».

Однажды в поле Варфоломей увидел молящегося монаха-черноризца, «старца… благообразного, подобного ангелу», рассказал ему о своей беде и попросил за него помолиться Богу. После молитвы старец дал мальчику кусок святой просфоры и велел съесть ее, предсказав, что теперь он будет знать грамоту лучше всех своих сверстников. Так и произошло. Сергий был очень образованным человеком. Он знал несколько языков, много читал и многое знал. Знания он передавал своим ученикам. И сегодня считается покровителем учащихся.

Считается, что Сергий примирял враждующих князей. В житии говорится, что святой «тихими и кроткими словами» мог действовать на самые загрубелые и ожесточенные сердца. И именно благодаря Сергию ко времени Куликовской битвы почти все русские князья перестали враждовать.

Сергий Радонежский имел дар предвидения. Он благословил князя Дмитрия на битву с татарским ханом Мамаем на Куликовом поле. Когда Дмитрий пришел к нему за советом, Сергий предсказал победу русскому войску. «Если враги хотят от нас чести и славы – дадим им; если хотят злата и серебра – дадим и это; но за имя Христово, за веру православную надо душу свою положить и кровь пролить», – произнес Радонежский и пообещал молиться за победу русских воинов.

В помощь князю он отпустил двух иноков – Пересвета и Ослябю, хотя в те времена инокам запрещалось принимать участие в битвах. В итоге русское войско победило.

Чудес он совершил очень много. Перечислим только несколько:

– Источник. В одном из монастырей монахи оказались вынуждены приносить себе воду издалека, возник ропот, и тогда преподобный, «нашедши в одном рву немного дождевой воды, сотворил над нею усердную молитву», после чего открылся источник воды.

– Воскрешение ребенка. Один местный житель принес Сергию больного сына. Но ребенок умер. Убитый горем отец ушел за гробом. «Но пока он ходил, преподобный помолился над умершим, и дитя ожило», говорится в Житии.

– Наказание за жадность. Богатый сосед забрал у бедного борова и «не хотел платить за него денег». Когда Сергий обратился с увещеванием, богач пообещал «заплатить за взятую у бедного соседа свинью, а также исправить и всю свою жизнь». Обещание не выполнил, и свиная туша, несмотря на то, что была заморожена, была изъедена червями.

В этот день следует хотя бы несколько часов освободить от мирских забот, сходить в храм, помолиться. В народе считают, что в этот день проводить нельзя генеральную уборку и большую стирку. Не рекомендуются работы на огороде.

Избегайте конфликтов и ссор.

А поскольку Сергий Радонежский – покровитель домашней птицы, сегодня нельзя забивать кур и готовить блюда из курятины.

Строительство монастыря


Икона Сергия Радонежского

Вскоре семья переезжает в город Радонеж. Старшие братья выросли и женились, а Варфоломей дал Богу обет девства. Он мечтал о монашестве, но его родители уговорили его сначала дождаться их смерти, потом идти в монастырь. Послушный сын так и сделал. Скоро родители преставились, приняв перед смертью монашество. И Варфоломей, раздав наследство братьям, отправился в монастырь.

К тому времени овдовел его брат Стефан, и оба брата ушли в Хотьковский монастырь, где похоронены их родители. Там Стефан принял монашество. Варфоломей пока не стал принимать постриг, а уговорил брата уйти в пустынное место на подвиг. Тот согласился, и они нашли себе место в глухом лесу, стали строить там келию. Потом они срубили небольшую церковь, которую митрополит Феогност в дальнейшем освятит в честь Святой Троицы.

Стефану показалось пустынное житие не под силу, и он ушел, оставив брата одного. Тогда Варфоломей попросил игумена Митрофана подстричь его в монашество с именем Сергий. После пострига и причастия храм наполнился благоуханием.

Приход монахов

Некоторое время Сергий жил в одиночестве. Днем он работал, а ночью молился. Бесы пугали его и приказывали покинуть это место, но монах их не боялся. Вскоре про одиноко живущего инока пошла молва, и около него стали селиться монахи. Их было вначале двенадцать человек.

Предполагаемая дата образования обители пр. Сергия – 1342 год. Первым игуменом стал Митрофан, но после его смерти Сергий ходил к Переяславскому архиерею с целью выпросить нового игумена. Тот благословил Сергия самому стать игуменом и священником.

Каждый день он служил литургии, много работал в пример братии. Он вечером обходил келии и если слышал, что кто-то разговаривал, а не молился, то стучал в окно. Однажды в монастыре не стало еды, но игумен запретил просить милостыню. Братья сильно роптали по причине голода, и тогда Ангел принес им хлеб. В другой раз все возмущались, что поблизости нет воды. Преподобный помолился, и рядом забил источник. Он существует до сих пор, куда едут верующие за исцелением.

%POINT_SCORE%

Подмена

Ночью они пришли в Троицкий собор, помолившись перед ракой прп. Сергия, с помощью копья отделили голову святого и поменяли ее на голову князя Трубецкого, некогда упокоенного в лавре.

Сначала глава святого хранилась в ризнице, но потом граф Олсуфьев положил ее в ковчег и стал хранить дома в Павловом Посаде.

В 1928 году, опасаясь ареста, он закопал этот ковчег в своем саду. В 1933 году отца Павла арестовали, Олсуфьев успел убежать в Нижний Новгород. Там он рассказал свою историю Александру Голубцову — будущему епископу Новгородскому — владыке Сергию. Тот через время смог отыскать ковчег в саду и переместить его в Николо-Угрешский монастырь, где он хранился до окончания ВОВ.

Голубцов, вернувшись с войны, ковчег со святыней передал приемной дочери Олсуфьева, Е. Васильчиковой, которая потом в 1946 году тайно отдала ее Патриарху Алексию I. И по его благословению глава святого была возвращена в Троице-Сергиеву лавру, которая вновь была открыта. Святые мощи до сих пор хранятся в Троицком соборе.

Кто такой Сергий Синайский

14/27 января Православная Церковь чтит память преподобномученика Сергия Синайского. Преподобный – значит, житием своим уподобившийся Богу. Так называли монахов, отрекшихся от мирской жизни, проводивших время в молитве и трудах во славу Божию.

Сергий Синайский жил в начале IV века в пещере на Синайской горе – там, где ветхозаветный Моисей получил от Бога скрижали с 10 заповедями. Вместе с другими подвижниками (их было 40 старцев) он проводил время в безмолвии и молитве.

Пищей старцам служили вода и финики, раз в неделю они собирались для Святого Причастия. Многие монахи получили от Бога дар творить чудеса.

В 312 году на Синайскую обитель напали арабы-мусульмане и зверски расправились с молитвенниками. Сергий Синайский с остальными старцами принял мученическую смерть, прославлен в чине преподобномученика, как монах, принявший мучения за веру в Христа.

Почитание

Рака прп. Сергия Радонежского

Молитвословия

Тропарь Сергию, игумену Радонежскому, всея России чудотворцу, глас 4

Иже добродетелей подвижник, / яко истинный воин Христа Бога, / на страсти вельми подвизался еси в жизни временней, / в пениих, бдениих же и пощениих образ быв твоим учеником; / темже и вселися в тя Пресвятый Дух, / Егоже действием светло украшен еси. / Но яко имея дерзновение ко Святей Троице, / поминай стадо, еже собрал еси, мудре, / и не забуди, якоже обещался еси, / посе­щая чад твоих,/ Сергие преподобне, отче наш.

Ин тропарь, глас 8

От юности восприял еси Христа в души твоей, преподобне, / и паче всего вожделел еси мирскаго мятежа уклонитися, / мужески в пустыню вселился еси, / и чада послушания в ней, плоды смирения, возрастил еси. / Тем быв в Троице вселение, / чудесы твоими всех просветил еси, приходящих к тебе с верою, / и исцеления всем подая обильно. / Отче наш Сергие, моли Христа Бога, да спасет души наша.

Ин тропарь, глас тойже

В чистоте жития источник слез твоих, / исповедания трудовныя поты совокупил еси, / и купель духовную источил еси, священный Сергие, преподобне, / омываеши сугубстве, творящим любовию память твою, / скверны обоямы душевныя и телесныя. / Сих ради, чада твоя суще, вопием ти: / моли, Отче, Святую Троицу о душах наших.

Ин тропарь на обретение мощей, глас 4

Днесь пресветло красуется царствующий град Москва, / яко светолучными зарями, молниями чудес твоих осияемь, / всю вселенную созывает / похвалити тя, Богомудре Сергие, / пречестная же и славная обитель твоя, / юже во имя Святыя Троицы многими труды твоими создал еси, отче, / имущи в себе стада ученик твоих, / веселия и радости исполняется. / Мы же, празднующе преславное обре­тение честных мощей твоих, в земли со­кровенных, / яко цвет благоуханен и кадило благовонно, / любезно я лобызающе, различная исцеления приемлем / и твоими молитвами грехов прощения сподобляемся, / отче преподобне Сергие, / моли Святую Троицу спасти души наша.

Кондак, глас 8

Христовою любовию уязвився, преподобне, / и тому невозвратным желанием последовав, / всякое наслаждение плотское возненавидел еси, / и яко солнце Отечеству твоему возсиял еси, / тем и Христос даром чудес обогати тя. / Поминай нас, чтущих пресветлую память твою, да зовем ти: / радуйся, Сергие Богомудре.

Ин кондак, глас тойже

Яко безплотным равножитель, / всех преподобных превозшел еси постническими труды и бдении молитвенными, мудре Сергие, / тем восприял еси от Бога исцелити недуги и прогонити бесы / и того ради вопием ти: / радуйся, отче преподобне Сергие.

Ин кондак на обретение мощей, глас 8

Днесь яко солнце пресветло, / возсиявши от земли честныя мощи твоя, нетленны обретошася, / яко благоуханный цвет, множеством чудес сияюще, / и всем верным источающе различная исцеления, / и веселяще избранное твое стадо, / еже мудре собрав и добре паствил еси, / о нихже и ныне Троице предстоиши моляся, / да вси вопием ти: / радуйся, Сергие Богомудре.

Тропарь прпп. Сергию и Никону Радонежским, глас 8

Яко трисветлаго солнца светозарныя звезды, / Тройческим светом озаряете сердца верных, / сосуды Света Пресвятыя Троицы явльшеся, / и предивным вашим житием иноком бысте твердии законоположителие, / и церквам благолепие, и благоверным, и святителем, и всем людем, / вся бо демонския скверны отгнавше отсюду / вашими чистыми учении и делы, / добре упасосте стадо, собранное вами, / но и ныне молим вас: посещайте чад своих, / яко имущие дерзновение ко Святей Троице,/ Богомудре, Сергие с чудным учеником своим Никоном, / и молите Христа Бога да спасет души наша.

Кондак прпп. Сергию и Никону Радонежским, глас 8

В постницех приобщившеся Великому Антонию / и Евфимию Иерусалимскому поревновавше в подвизех, / яко ангели, на земли явистеся, / просвещающе, преподобнии, верных сердца / Божественными знамении и чудесы повсегда, / сего ради радостно вас почитаем и любовию вопием вам: / радуйтеся, преподобнии отцы Сергие и Никоне, / постником удобрение и всея Российския земли великое утверждение.

Народные поверья, связанные с праздником Сергия Радонежского 8 октября

У наших предков в праздник Сергия Радонежского, который выпадает на 8 октября 2018 года, было принято рубить капусту, а также готовить кур на продажу. Все дело в том, что испокон веков великий святой Сергий Радонежский считался среди людей покровителем кур. Вообще домашняя птица обладала своеобразным символизмом для народа, потому что во времена, когда не было других лекарств от простуды, начинающейся с приходом холодов, лечили именно куриным бульоном. Октябрь во многих районах нашей Родины — это время уборки урожая, а полевые работы невыносимы, если нет достаточного питания. Бульон из куриного мяса как раз и придавал силы крестьянам в уборке сельскохозяйственных культур. И не один праздничный стол не обходился без блюд из курицы.

Существует поверье, что если 8 октября выпал снег, то холода придут через 40 дней. С ударом заморозков в селах начиналась засолка капусты, никто не делал этого заранее, потому как считалось, что иначе капуста закиснет. Солили капусту всей семьей, самые маленькие чистили морковь, старики делали из нее нарезку, остальные занимались непосредственно капустой. Солили ее в бочках. На капустном листе было принято запекать хлеб, или пироги, но перед тем как отправить заготовку в печь, люди просили удачи на предстоящую зиму. Пирог, который получился первым, зарывали теплым на той грядке, где росла капуста, чтобы пожелание удачи сбылось.

Когда почитают икону

Память о жизни Преподобного жива и поныне. Святого вспоминает духовенство, ведь благодаря ему открылось множество монастырей в русских землях. Отец Сергий способствовал усилению Православия на Руси. Церковь вспоминает иеромонаха каждый год дважды. Первый раз — летом 18 июля, в день обретения его мощей. Праздник посвящен изъятию останков из подтопленной могилы и перенесению их в безопасное место в новую церковь. Начиная с 15 века, православные каждый год 8 октября отмечают день смерти игумена. В дни памяти в храмах проходит праздничная служба в честь Преподобного Сергия. Священнослужители и верующие поют тропарь иеромонаху.

При жизни отец Сергий был очень мудр, добр, образован. Он выступал за объединение Руси, призывал князей не воевать друг с другом, а объединиться и выступить против татар. Сергий благословлял верующих на семейное счастье, любовь и верность. К нему обращают свои молитвы одинокие люди, он помогает им найти вторую половинку и счастье.

Икона с изображением святого должна быть в каждом доме. Она помогает стать терпимее, добрее, умнее. Правда, для обретения счастья и душевного покоя нужно раскаяться во всех своих грехах, искренне попросить Бога спасти грешную душу и наставить на путь истинный.

Когда появились первые изображения святого

Скончался преподобный 8 октября 1392 г. Почитание его началось сразу по кончине, хотя Церковь еще не прославила угодника Божия. Через 30 лет, в 1422 г., монахи обители, как великое утешение, обрели мощи своего аввы. Именно к этому году, как считается, относится первый образ преподобного.

Прп. Сергий Радонежский. Покров (196 × 84 см)1420-е годы. Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник, Россия.

Это не писаная икона, а вышитая пелена для гроба святого. Ее подарил монастырю сын блгв. Димитрия Донского, князь Василий. Кем создано это изображение, точно не известно. Нередко такие пелены делали жены и дочери великих князей, желавшие своими трудами послужить Церкви. Но случай этой пелены, конечно, особый. Современные церковные историки предполагают:

  • создавший изображение мог лично знать преподобного: изображение явно воспроизводит индивидуальные черты внешности, причем с большим искусством;
  • поэтому многие считают, что рисунок, на основе которого сделана вышивка, мог создать прп. Андрей Рублев.

Именно благодаря первой иконе рано сложились описания изображения святого в так называемых «иконописных подлинниках». Вот как рекомендует писать прп. Сергия один из них, относящийся уже к началу XX в., созданный иконописцем, художником В.Д.Фартусовым на основе древних источников:

Самым ранним из известных иконописных образов святого считается икона Богородицы с прп. Сергием и арх. Гавриилом. Она создана через несколько лет по прославлении святого, причем изображает не явление Пречистой, бывшее при земной жизни преподобного, а его молитвенное предстояние пред престолом, на котором восседает Царица.

Богоматерь с Младенцем, архангелом Гавриилом и предстоящим в молении прп. Сергием Радонежским, XV век.

Еще одно древнее изображение святого относится к примерно к 1480 г. Она могла быть написана по заказу Ивана III после рождения у него сына Василия, как благодарность преподобному. Другие авторы думают, что образ мог быть создан в 1460-е гг., или даже несколько раньше, сразу после обретения мощей святого. Его именуют Троицким, по месту нахождения, в иконостасе Троицкого собора, где находятся мощи преподобного. Возможно, это первая «житийная» икона преподобного: на клеймах, окружающих фигуру угодника Божия, представлены самые важные события его жизни. 

Сергий Радонежский с житием Неизвестный автор времени Андрея Рублева Конец XV в. 140 × 102 см. Троицкий собор Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

1510 г. датируют искусствоведы еще одну житийную икону, из Успенского собора Москвы. Установлено, что основой иконы послужило «Житие» преподобного пера Пахомия Логофета, составившего жития многих святых Сергиевой обители. На иконе всего 17 клейм, представляющих как прижизненные события жизни святого, так его посмертные чудеса. 

Сергий Радонежский с житием». Россия, Москва, 1480-е гг. Успенский собор Московского Кремля.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector