О. сергий иванович красноперов: «во имя любви мы можем от многого отказаться, и тогда обретем истинный смысл жизни»

Нетовцы (Спасово согласие)

Это одно из самых больших беспоповских согласий. Общая численность нетовцев на конец XX века достигала 100 тыс. человек, преимущественно проживающих в Саратовской, Нижегородской, Владимирской областях, а также в Среднем Поволжье.

Нетовцы (слово говорит само за себя) отрицают православные святыни, обряды и многие таинства, уповают исключительно на Спасителя, который «сам ведает как нас бедных спасти». На протяжении своего существования они старались избегать любых контактов с Православной церковью, особенно если это касалось обряда погребения. Покойников хоронили в лесу, овраге или за оградой кладбища.

Таинство крещения нетовцы все же не отвергли. Они признают возможным совершать обряд крещения в Православной церкви, толкуя это весьма своеобразно: «хотя и еретик крестил, да поп в ризах, а не простой мужик». Впрочем, более строгие течения обходятся самокрещением, а некоторые заменяют этот обряд простым надеванием креста на новорожденного.

Спасово согласие требует от своих последователей достаточно сурового аскетизма в быту. К примеру, под запретом употребление продуктов на дрожжах, с хмелем, не едят они и картофель. Существует табу на яркую и пеструю одежду. Поговорка гласит: «на ком рубаха пестра, значит, душа его антихристова сестра», или «что не пестринка, то слуга бесинка».

Среди нетовцев были широко распространены самоубийства в виде самосожжений.

Приходы РПСЦ

Согласно докладу председателя общины «поморцев» Алексея Александровича Безгодова на конференции 2016 года «Старообрядчество, государство и общество в современном мире», РПСЦ была учреждена на землях Австрийской империи в поселении Белая Криница в середине XIX века, когда «беглопоповцы» приняли митрополита Амвросия из Сараево.

В XXI веке это согласие возглавляет митрополит Корнилий Титов. Согласие имеет в России 184 прихода, 12 епархий, 7 епископов и 1 действующий женский монастырь возле Углича – Николо-Улейменский.

По некоторым данным членами этой церкви в России являются 500 тыс. россиян, которые проживают в Поволжье, Центральной России, на Урале, на Русском Севере и в Сибири. Больше всего приходов насчитывается под Нижним Новгородом и во Владимирской области – 15 приходов; в Новосибирском, Омском, Тюменском регионах, Алтайском крае и республике Алтай – больше 15 приходов. 12 приходов церкви расположены под Ярославлем и Костромой, в Вологодской области и под Мурманском, в Коми, а также под Иваново и под Архангельском. Но больше всего – 24 прихода находятся на Урале: под Пермью, Оренбургом, Екатеринбургом, Курганом, Челябинском и в Башкирии.

Поминальный обед

По церковной традиции после служения «чина погребения» и «панихиды» молящимся поставляют поминальный обед.

Перед поминальным обедом моление обычное: «Отче наш…», а по молитве Исусовой читают трижды заупокойный тропарь, с пятнадцатью поклонами.

Перед началом трапезы хозяйка приглашает молящихся к столу со словами: «Господи Исусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас».

Наставник: «Аминь».

Хозяйка: «Питайтесь Христа ради» (то же повторяется перед принятием каждого блюда).

Перекрестившись трижды со словами: «Покой Господи, душу усопшаго (ия) раба (ы) Своего (ея) (имя рек)» перед поминальным обедом христиане едят кутию по три ложки со словами: «Блажени утешени рабу(е) Твоему(ей) (имя рек). Вечный покой, вечный покой, вечная память».

Желательно, чтобы поминальный обед был «рыбный». В скоромные дни поставляются все продукты, кроме мяса. В пост — по уставу. На поминальном обеде не нужно излишнее изобилие, а по древним традициям он должен состоять из трех яств (блюд). На поминальный стол категорически запрещено выставлять спиртное.

Традиционный поминальный обед состоит из четырёх обязательных составляющих — хлеб, соль, вода, кутия (разваренная пшеница с медом). Они ставятся на стол всегда первыми. Затем рыбные пироги (если можно по Уставу), или с капустой, блины, куриная лапша или рыбная уха, или простой суп (смотря что можно в этот день по Уставу, но всегда без мяса, и в некоторых общинах еще и без картошки), сладкие пироги, компот. Затем хозяйка обходит по солнцу присутствующих на обеде, начиная с наставника, и раздает всем милостыню (обычно это крупы, фрукты, пироги, полотенца, деньги — все в одном пакете). Затем подают кисель («прибелочный» — на закваске из овса, не из картофельного крахмала).

Некоторые наставники на обеде сначала едят кусочек хлеба, посыпанный солью, и запивают ложкой воды из деревянной чашки, потом берут ложку кутии. В настоящее время многие уже забыли порядок традиционного поминального обеда, последовательность блюд и составляющие.

Во время поминального обеда за столом запрещается разговаривать. Поминание должно проходить тихо, с молитвой. Лучше если во время поминального обеда один из чтецов, благословившись, будет читать «Жертвенник», то есть поучение из учительных книг. Так за столом будет сохраняться благоговейная обстановка.

По окончании обеда хозяйка говорит: «Питались во славу Божию рабы Христовы».

Наставник говорит: «Аминь». И, перекрестившись трижды, все встают из-за стола.

По поминальном обеде поется на 6 глас «Слава и ныне…», «Содетелю и Творче, Зиждителю, Избавителю, ослаби, отпусти Христе Боже, и душу его (ея) помилуй, егда хощеши испытати. Тогда пощади, Милостиве, и приими душу его (ея), Владыко, сведыи тайная», далее «Достойно…» с поклонами в пояс и прочее.

«Федосеевцы»

Федосеевское согласие Древлеправославной Старопоморской Церкви имеет еще одно название – христиане древлеправославного кафолического вероисповедания и благочестия старопоморского безбрачного согласия. Несмотря на то что церковь официально зарегистрирована в 2014 году, большинство приходов живут замкнуто, не регистрируются и никому не подчиняются. По приблизительным подсчетам в стране существует 50 общин.

В XX веке федосеевцы разделились на несколько течений. Теперь они проживают в Центральной части России, в Москве (центр Московских федосеевцев находится на Преображенском кладбище, здесь же проживают и малочисленные «необщинники» – не примкнувшие к общине), в Татарстане (в Казани находится центр Казанских федосеевцев). Филимоновцы проживают в Тонкинском районе Нижегородской области, где находятся традиционные поселения раскольников, и в Кировской области.

История церкви

Группа старообрядцев — поморцев. г. Нижний Новгород.

Церковь Воскресения Христова и Покрова Богородицы в Токмаковом переулке (Москва).

Начало крупнейшему духовному центру поморского согласия было положено в 1694 году, когда была основана община на реке Выг — Выговская мужская обитель (Выговское общежительство) под руководством братьев Денисовых. В рядом с ней основана женская Лексинская обитель. Выговская обитель прославилась составлением Поморских ответов, которые фактически стали апологетической основой для защиты Древлеправославия. Местные общины поморцев стали в начале XIX века важными экономическими центрами Севера России.
В течение всего XVIII века среди староверов-поморцев велась полемика о бессвященнословном браке, то есть о возможности заключения брака в условиях отсутствия священства. В итоге брачный чин был утвержден в Выговском общежительстве на Соборе 1798 года. Несогласные с этим решением получили наименование старопоморцев, и постепенно влились в состав идеологически близких Филипповского и Федосеевского согласий. Благодаря введению брачного чина поморцы узаконили супружеские отношения, что со временем было признано и государством, что привело к возможности законной передачи имущества по наследству, и как следствие стало привлекательным для состоятельных староверов-беспоповцев.

Официальная церковная организация была образована после издания манифеста 17 апреля «О свободе вероисповедания». Вскоре после этого в Поморское согласие перешла многочисленная и влиятельная Рижская Гребенщиковская старообрядческая община, отделившаяся от федосеевцев ещё в первой половине XIX века. Первый Всероссийский собор поморцев прошёл —10 мая 1909 года в Москве, Второй — в 1912 году, оба — в Церкви Воскресения Христова и Покрова Богородицы в Токмаковом переулке (Москва). Церковное общество староверов-поморцев стало именоваться Старообрядческой Поморской Церковью. В XIX и XX веках в поморское согласие перешёл ряд больших федосеевских общин Ленинграда, Псковской, Новгородской областей, Поволжья, Прибалтики. Таким образом, в советское время поморцы стали самым многочисленным беспоповским согласием. Съезд христиан-поморцев в 1923 году разработал положение о церкви поморцев, предусматривавшее учреждение высшего Духовного совета и поместных (краевых, областных) духовных советов.

К концу 1930-х годов легальная церковная жизнь ДПЦ прекратилась: многие наставники были расстреляны, либо находились в заключении или на нелегальном положении. С тех пор «по нужде» стал широко распространен институт «наставниц» — женщин, руководящих общинами за отсутствием наставников-мужчин.

После присоединения Прибалтики к СССР, местный поморский христианский центр (Высший старообрядческий совет), созданный в Вильно ещё в 1925 году, не стал закрываться, что послужило началом легализации беспоповского старообрядчества в СССР. В и 1974 годах в Вильнюсе (Вильно) состоялись Соборы ДПЦ, имевшие фактически всесоюзный характер и собравшие большое количество делегатов. Последний Собор, состоявшийся в советское время, прошёл в Вильнюсе в 1988 году, после чего начался процесс формирования поместных объединений ДПЦ в различных республиках.

Учредительный съезд староверов-поморцев России прошел 21-22 ноября 1989 года в храме Московской Преображенской общины. 68 делегатов и гостей из 38 общин и приходов приняли участие в его работе. Они рассмотрели состояние Поморского старообрядчества в РСФСР и приняли решение об образовании Российского Совета Древлеправославной Поморской Церкви, утвердили программу его деятельности, обсудили вопрос о созыве Российского Поместного Собора.

«Наконец-то мы строим храм»

Торжественное освящение закладного камня в фундамент будущего храма во имя святителя Николы Чудотворца для екатеринбургской общины старообрядцев поморского согласия состоялось летом, 20 июня 2006 года. На освящении присутствовали около десятка прихожан-поморцев во главе с председателем Владимиром Анненковым, а также представители Российского Совета ДПЦ, среди которых был известный старовер Алексей Безгодов и наставник Невской поморской общины отец Владимир Шамарин.

Заранее освящение не планировалось: наспех приготовили закладную плиту с парадоксальной надписью: «По благословению владыки Викентия». Зачем новообрядческий епископ настоял на такой надписи, сказать сложно, но из песни слов не выбросишь… Алексей Безгодов в тот день рассказывал мне, что накануне отец Владимир встречался с правящим архиереем Екатеринбургской епархии РПЦ архиепископом Викентием. На встрече были затронуты вопросы строительства храма, которое через подрядную организацию ЗАО «Предприятие «Чусовское озеро» действительно должно было осуществляться на средства РПЦ. Итак, «акт доброй воли» со стороны РПЦ начинал воплощаться в жизнь. Примечательно, что архиепископ, выполняющий обязательства, никаких дополнительных требований староверам-поморцам не выдвигал. При этом, забегая вперед, заметим: юридически епархия оформила все так, что ЗАО за свои средства возводит храм и становится его собственником, но на земле, принадлежащей староверам…

Отец Владимир Шамарин тогда подчеркивал, что «общение с еретиками» у них проходит вынужденно, в рамках общественных отношений, и добавлял: мол, ходят же староверы с инакомыслящими в одни магазины, живут в одних домах, ездят в одном транспорте, и ни у кого не вызывает это осуждения…

Уже тогда было объявлено, что уральская община довольно многочисленна — порядка 200 человек из Екатеринбурга и Первоуральска, а также ряда сопредельных городов, и соседних Челябинска, Перми и даже Тюмени.

Участвовавшие в закладке храма староверы, а главное – высокие гости подчеркивали тогда, что большая ответственность в деле строительства храма для поморцев лежит на председателе общины Владимире Анненкове, который не скрывал своей радости: «Наконец-то мы строим храм»…

Первый день (30 апреля)

Съезд открылся в помещении Второй Московской поморской общины в Токмаковом переулке. Съехалось представителей от различных общин и приходов со всей России до 150 человек. Съезд начался приветственной речью Н.П. Ануфриева, секретаря Совета Соборов и Съездов и секретаря Второй Московской общины. Затем молебен. После — выборы президиума. В председатели избирается Николай Петрович Ануфриев, два товарища и совет из 14 лиц, представителей от различных областей (Сибири, Кавказа, Поволжья, Запада и т. д.), в секретари избирается А.А. Молодов, председатель Нижегородской общины. После выборов президиума служится панихида по всем замученным от самодержавия предкам старообрядцев за исповедание веры.

Вступительную речь о необходимости для старообрядцев принять деятельное участие в современном государственном устроении России произносит председатель съезда. Речь его вызывает горячее сочувствие. На повестке вопрос о войне. Докладчиками выступали Попов, М.П. Давыдов и Агафонов, докладывающие необходимость доведения войны до благоприятного конца. Прения принимают страстный характер, однако предложенная резолюция принимается большинством всех против 8 человек.

В первый день на повестке вопрос о войне. После выступления ряда докладчиков принимается резолюция:

«Собрание, единодушно осуждая войну, как противоxpистианское и противонародное дело, вместе с тем ясно сознает всю невозможность и даже преступность преждевременного окончания настоящей войны. Собрание решительно заявляет, что только такой благополучный исход войны с немцами спасет Россию, который разрушит германский абсолютизм и милитаризм и укрепит добытую народом свободу.

Такой исход может быть достигнут только при условии наибольшей сплоченности русского трудового населения, руководимого единой законной властью в лице Временного Правительства, достоинство и власть которого съезд считает священным долгом всемирно укреплять в стране и бороться со всеми попытками разрушить его правомерную деятельность.

Кроме того, русский народ обязан помнить свои отношения к союзным державам, оказавшим России великую поддержку в борьбе, как с Германией, так и с абсолютизмом Николая II.

Мир может быть заключен только при условии полного единения с нашими союзниками в интересах утверждения прочного мира на основе самоопределения народов. Собрание при этом полагает, что необходимыми условиями будущего мира должны быть:

1) действительное обезпечение пользования проливами Босфора и Дарданелл для России;

2) возложение на Германию и ее союзников оплаты всех причиненных войною убытков и ущербов, так как трудовое русское крестьянство не хочет и не может принять на себя оплату издержек по войне, начатой Германией с хищническими замыслами».

От имени Съезда отправлена приветственная телеграмма на имя председателя Совета Министров князя Львова следующего содержания:

О чем молчат в Лампово

Есть у симпатичной деревни своя болевая точка – не до конца изученная военная тема. В Википедии со ссылкой на книгу историка Игоря Ермолова сказано, что из местных в Великую Отечественную был сформирован отряд из 200 коллаборационистов.

— Военная тема до сих пор закрыта в воспоминаниях местных старожилов, правда их уже не осталось. Все потому, что в деревне размещалось несколько важных военных организаций 18-й немецкой армии, штаб которой был в соседней усадьбе «Дружноселье», например, школа разведки. Жители так или иначе были связаны с этими организациями – всем хотелось выжить! Поэтому после войны многие ламповцы пострадали из-за этого, кто-то даже был отправлен в лагеря, – говорит краевед Андрей Бурлаков.

Денис с негативными отзывами о Лампово сталкивался нередко и надеется реабилитировать репутацию деревни.

– Все упирается в изданную в Мюнхене работу немецкого офицера русского происхождения Карова, на которую все ссылаются, – объясняет он. – Я нашел книгу историка Антона Посадского. Он пишет об отряде Абвера в Лампово, но не говорит, что подразделение состояло из местных. Книга Карова в крупных библиотеках находится в фонде спецхрана, но ее удалось отснять в одной из частных библиотек. Каров пишет, что вербовка в агенты началась среди военнопленных и местных жителей с территорий, занятых 18-й армией, так что в октябре 1941-го из них был сформирован русский отряд, а к Рождеству 1941-го в Лампово при штабе 18-й армии стояла «русская рота в 200 штыков». Ни слова о ламповцах. В других источниках сказано, что формировали коллаборационистские отряды из военнопленных советских солдат, которые содержались в концлагерях. В Лампово действительно был штаб Абвера. Сначала штаб располагался в Сиверской. Но Сиверская попала под наблюдение советской контрразведки, Абверу нужно было удалиться – выбрали Лампово. Местные мужчины к этому времени были призваны на фронт. Из кого отряд было собирать?! Из военнопленных. Да, в Лампово размещалась школа немецких разведчиков, но таких школ под Гатчиной было полно! Местных женщин и детей в 1942-м угнали в Литву, Германию. Одна прихожанка у нас была в Бухенвальде, другая – в Дахау. После войны они вернулись в свои дома. Если бы это была деревня коллаборационистов, им бы позволили вернуться?! Более того, в 1946-м в Лампово зарегистрировали староверскую общину. Местные об активном коллаборационизме не знают: говорят, сроки получило всего несколько человек: две девушки за то, что с немцами на танцы ходили, женщина работала в штабе переводчиком, одного паренька под дулом автомата заставили показать укрытие партизан. А вот участников войны в Лампово было достаточно.

**

– Древняя благочестивая Русь – миф, – улыбается Денис Ермолин. – Сегодня у нас есть консервативная молодежь, которая хочет строгости. С другой стороны – либералы были всегда. Вспомните купцов Рябушинских, Кокоревых и фотоателье в Лампово.

Староверы твердят: «Мы разные», и, похоже, многие из них устали от рамок лубочных стереотипов, которые мешают увидеть в них и в их религиозном выборе живое и человеческое, а не фольклорное. А деревня живет, пока молодые и старые старообрядцы ее любят и знают, как и свою веру.

Вечернее заседание

На очереди вопрос о земле. Докладчиком выступает М.П. Давыдов. Изложенные докладчиком способы решения вызывают шумное одобрение. Горячий спор возникает по вопросу о вознаграждении за частновладельческие земли. В результате принимается следующая резолюция:

«Считая осуществление земельной реформы совершенно неотложным, ближайшим, настоятельнейшим требованием момента и принимая во внимание возможность самовольных захватов и самоуправного решения вопроса, и крайнюю опасность для государства такого образа действий, несущих взаимное озлобление и хозяйственное разстройство, собрание пришло к нижеследующим постановлениям:

а) В основу увеличения земельной площади малоземельного, безземельного и иного вида крестьянского населения, обрабатывающего землю личным трудом, должен быть положен принцип «достаточного хозяйственного обезпечения», определяемого путем, указанным в пункте 3 настоящей резолюции.

б) С этой целью учреждается «государственный земельный фонд», образуемый от отчуждения государственных, удельных, бывших кабинетских и монастырских, церковных и жалованных земель, а также из земель крупных частных владельцев (кроме крестьянских обществ, приобретших землю при посредстве крестьянского банка, или других кредитных учреждений, при условии, если размеры участков не превышают норму «достаточного обезпечения»). Частновладельческие земли отчуждаются, по справедливой (не рыночной) оценке.Примечание: При монастырях должно быть оставлено количество земли, необходимое для обработки личным трудом монахов.

в) Начала, на которых должны передаваться крестьянскому населению земли из государственного фонда, строго согласуются с теми формами землепользования, которые изстари приняты в той или иной области России, чтобы реформа не могла повредить в коренной и опасной ломке исторически сложившийся хозяйственный быт деревни.

г) Недра земли переходят в собственность государства. Леса, в предупреждение истребления и неумелого, нехозяйственного оными пользования, пользуются охраной государства, или муниципальных учреждений округа, с ежегодным выделением потребной для крестьянских хозяйств части, с тем, однако, чтобы лесная площадь не опускалась ниже определенного уровня.

д) Наряду с увеличением земельной площади государство должно прийти на помощь населению организацией в широких размерах всех видов сельскохозяйственного кредита, служащего для подъема производительности почвы и улучшения сельского хозяйства.

е) Широкая организация за счет государства переселения, разселения из губернии малоземельных в многоземельные и устройство в местах нового поселения.

ж) Урегулирование поземельных арендных отношений в интересах производительности и процветания сельского хозяйства и в интересах мелких съемщиков волостными комитетами.

з) С целью определения размеров достаточного хозяйственного обеспечения землей крестьянского населения, при сохранности существующих форм землепользования и сообразно с наличным запасом удобной земли, немедленно должны быть организованы губернские и уездные земельные комитеты из специалистов по земельным и местным вопросам и представителей крестьянства, которые и займутся вопросом о количестве увеличения земельной площади на душу или подворно и том, чтобы добытые таким образом материалы послужили основой для решения земельного вопроса в окончательной форме Учредительным Собранием.

и) Распространение рабочего законодательства на сельско-хозяйственных рабочих, сообразуясь с техническими особенностями земледелия, 8-часовой рабочий день совершенно неприменим в сельском хозяйстве.

В утреннем заседании постановлено также просить Временное Правительство допустить в комитет по выработке положения о выборах в Учредительное Собрание представителя от съезда, каковым единогласно избирается Н.П. Ануфриев. Затем также постановляется послать представителя в крестьянский союз и совет крестьянских депутатов. Представителем избирается М.П. Давыдов.

Вечернее заседание оканчивается в 9 1/2 час. вечера. 

Об одежде для усопших

Главный смысл приготовления усопшего к погребению сводится к тому, что он окончил свой земной путь пред людьми и теперь ему предстоит встреча с Господом. Поэтому на усопшего надеваются моленные одежды, а телу придается молитвенная поза. По старообрядческим обычаям запрещается одевать покойных в светские костюмы и повязывать галстуки. У верующих имеется традиция — собирать смертовую одежду заранее, еще при жизни. Во многих общинах смертовую одежду шьют прихожане каждый сам себе, вручную.

Нательный крест должен быть новым. В исключительном случае надевают тот же крест, который был на усопшем при жизни. Он ополаскивается чистой водой и меняется гайтан — веревочка, ленточка

Существует древняя традиция, по которой готовящийся к смерти человек заранее приготавливает к своему погребению особый нательный крест — так называемый «кипарисовый» (деревянный). Кипарисовые кресты носили на теле иноки и инокини, принявшие пострижение в великую схиму, т.е. при жизни совершенно отрешившиеся от земной жизни и внешнего мира. Деревянный крест лучше использовать и по иной причине: как тело усопшего подвержено тлению, так и все находящееся в могиле должно со временем истлеть, чтобы в будущем не было поругано при раскопках.

Нижнее белье для мужчин представляет собой рубашку традиционного русского покроя (в виде косоворотки), для женщин — длинная рубашка с длинным рукавом. Белье должно быть новым и светлым, из натуральной ткани (льняной или хлопчатобумажной). То белье, которое принято носить при жизни, надевать не следует. Поверх рубашки умершего подпоясывают поясом — как мужчин, так и женщин.

На мужчин надевают темный моленный халат (кафтан, азям), на женщин — длинный сарафан. На ноги надеваются носки (женщинам чулки) и тапочки. Лучше плетеные лапти или вязаные следки, чтобы не было резиновой подошвы.

Усопшим девицам плетут одну косу (плетением вверх), женщинам — две косы (плетением вниз) и укладывают их на темя. Вначале на голову надевают чепчик или подвязывают косынку, а поверх белый однотонный платок, концы которого не завязывают узлом, а просто расправляют и закладывают друг за друга слева направо.

До положения во гроб тело укладывают на лавку или на сбитые доски, положенные на табуреты, застланные полотном. Тело должно лежать головой на восток, т.е. к иконам, а лицом обращено на запад (также устанавливается и гроб до самого отпевания).

Уста усопшего должны быть сомкнуты, глаза закрыты. Руки складываются на груди крестообразно, таким образом, как это принято во время богослужения — правая поверх левой. Пальцы правой должны изображать крестное знамение. В пальцы левой руки вкладывается белая (светлая) лестовка, и под ту же левую ладонь усопшего кладется белый подручник.

Саван

Тело усопшего покрывают светлым покровом во свидетельство того, что он находится под покровом Христовым и Пречистой Богородицы. Поверх покрова к рукам кладут икону (изображение креста или образ Пресвятой Богородицы) в знак веры усопшего в Богочеловека Исуса Христа.

Чело умершего украшают венчиком с надписанием молитвы: «Святыи Боже, Святыи Крепкии, Святыи Безсмертныи, помилуй нас» и тремя изображениями креста со страстями. Венчик символизирует тот венец, о котором говорил святой апостол Павел: «А теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его» (2 Тим. 4,8).

При положении во гроб на усопшего надевают саван, представляющий собой длинное (в рост усопшего) и широкое полотно, сложенное вдвое по длине и прошитое сверху. Гроб по возможности должен быть из чистых досок, не окрашенный — в него кладут чистые опилки, сухую траву или солому.

Под голову кладут небольшую подушечку, как правило, набитую сухой травой, чаще всего чабрецом, или, как его в народе называют, «Богородской травой», или опилками.

Посторонние предметы (книги, иконы, волосы и т. д.) в гроб класть недопустимо.

Поморское согласие

История поморского согласия берет свое начало в 1694 году, когда была основана мужская община на реке Выг. В 1723 году Выговская обитель прославилась составлением «Поморских ответов». Эта полемическая книга впоследствии стала апологетической основой для защиты всего старообрядчества.

Поморцы требуют от своих последователей полного разрыва с официальной церковью, а всех приходящих к ним из православия обязательно перекрещивают. От таинств не отказываются, но делят их на необходимые для спасения (крещение, покаяние и причащение) и остальные, без которых можно обойтись.

Серьезные разногласия в среде поморцев возникали по поводу брака. Со временем практичность восторжествовала. Благодаря введению брачного чина поморцы узаконили супружеские отношения, что привело к возможности законной передачи имущества по наследству.

В советские времена поморцы были самым многочисленным среди беспоповских согласий. Сегодня большие группы их последователей проживают в Вильнюсе, Риге и Москве.

Бегуны

В 1772 году в селе Сопелки близ Ярославля возник бегунский толк, как течение противостоящее «антихристовой власти». Основа учения бегунов – спасение от Антихриста, которого в отличие от большинства беспоповцев они воспринимали не как духовное явление, а как персонифицированную личность в облике Петра I.

Бегуны живут в ожидании «первого воскресения», когда Христос сразится с Антихристом. И «тогда наступит тысячелетнее царство Христа, Новый Иерусалим для жилища странников будет спущен с неба в то место, где моря несть к тому». Свою новую обитель бегуны видят около Каспийского моря, куда регулярно совершают паломничество.

Все бегуны «самокрещенцы», обязуются вести целомудренную жизнь, питаться только постной пищей. Они полностью отвергают брак, но при этом допускают блуд, считая его меньшим грехом.

Народная молва рассказывает о странном обычае бегунов, именуемом «красной смертью». Суть его в удушении умирающего красной подушкой с тем, чтобы он мученической смертью искупил не только свои грехи, но и грехи братьев по вере.

На протяжении столетий бегуны, преследуемые властью как «вредная секта» оставались малочисленной, разбросанной по глухим местам Сибири и Северного Урала группой.

Литература

  • Поморское согласие // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1898. — Т. XXIVa. — С. 504—506.
  • Миловидов В. Ф. // Религии народов современной России: Словарь / Ред-кол.: Мчедлов М. П. (отв. ред.), Аверьянов Ю. И., Басилов В. Н. и др. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Республика, 2002. — С. 89. — 624 с. — 4000 экз. — ISBN 5-250-01818-1.
  • Юхименко Е. М. Поморское староверие в Москве и храм в Токмаковом переулке : к 100-летию освящения поморского храма в честь Воскресения Христова и Покрова Пресвятой Богородицы в Токмаковом переулке. — Москва: , 2008. — 167 с. — ISBN 978-5-9901547-1-1.
  • Юхименко Е. М. Старообрядчество: История и культура. — Москва, 2016. — 852 с. — ISBN 978-5-9907762-3-4.

Чтение заупокойного псалтыря

Положив тело усопшего в гроб, присутствующие христиане начинают читать псалтырь особой заупокойной погласицей по следующему чину:

Приходный начал.

«За молитв святых отец наших…»

Аминь. От «Святыи Боже…» по «Приидите поклонимся…»

Псалом 90 «Живыи к помощи Вышняго…» Слава, и ныне. Аллилуйя (трижды), Господи, помилуй (трижды).

Тропарь: «Иже глубинами мудрости…» (единожды). Слава, и ныне «Тебе град и пристанище…».

Псалом 50 «Помилуй мя Боже…»

Далее читаются все кафизмы и пророческие песни, начиная с первого псалма «Блажен муж…». На каждой славе читают:

Слава и ныне. Аллилуия (трижды). Господи, помилуй (трижды).

Слава…

Заупокойный тропарь «Покой Господи…» (с пятью поклонами, единожды).

И ныне…

B следующая «Слава» кафизмы.

По прочтении всех 20 кафизм и 10 пророческих песен читается канон за единоумершего:

Молитва Исусова,

Аминь. Ирмос: «Воду прошед…».

По 3-й песни канона читается:

Заупокойный тропарь «Покой Господи…» (с пятью поклонами, единожды).

«Господи, помилуй» (трижды). Слава и ныне.

Седален «Покой Спасе наш…» Слава и ныне.

Богородичен «Иже от Девы…».

По 6-й песни канона:

Заупокойный тропарь «Покой Господи…» (с пятью поклонами, единожды).

«Господи, помилуй» (трижды). Слава и ныне.

Кондак «Со святыми покой…» и икос «Ты един еси…».

После 9-й песни канона:

«Достойно есть…» (с поклоном земным).

Трисвятое, по Отче наш.

Молитва Исусова.

Аминь. Тропари «Сo духи праведными…», «В покоищи Твоем…».

Слава «Ты еси Бог…».

И ныне «Едина Чистая…».

Заупокойный тропарь «Покой Господи…» (с пятью поклонами, единожды).

Господи, помилуй» 40 раз.

Слава и ныне. «Честнейшую…» (с поясным поклоном).

«Именем Господним…»

«За молитв…»

Аминь. Молитва «Помяни Господи Боже…».

«Честнейшую…» (с поясным поклоном).

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу (поясной поклон).

И ныне, и присно, и во веки веком, аминь (поясной поклон).

Господи, помилуй. Господи, помилуй. Господи, благослови (поясной поклон).

Отпуст за усопшего.

Аминь. Рабу Божию преставльшемуся (имя рек): Вечная память. Вечная память. Вечная память.

Заупокойный тропарь: «Покой Господи…» (трижды с 15 поклонами).

Затем вновь начинается чтение псалтыря по вышеописанному: «За молитв…» и прочее.

Пастухово согласие

Зародилось в недрах поморского согласия, его основателем стал пастух Василий Степанов. В отличие от поморцев пастуховцы избегали всяческого общения с гражданскими властями. Отвергали деньги, паспорта и другие предметы с изображением государственного герба. Но во избежание разврата вынуждены были признать брак.

Крайняя степень неприятия внешнего мира накладывала на пастуховцев запрет на проживание в населенных пунктах, где находился хотя бы один государственный служащий, сторонник Православной церкви или представитель другого старообрядческого толка. Их нога никогда не ступала на каменные мостовые, как изобретения «века Антихриста».

В ожидании Апокалипсиса

Ключевым элементом в идеологии старообрядчества стали эсхатологические мотивы. Многие толки староверов, ограждая себя от «антихристовой власти», из поколения в поколение существовали в ожидании скорого конца света. Наиболее радикальные течения и вовсе пытались его приблизить. Готовясь к последним дням, они копали пещеры, ложились в гробы, умирали голодной смертью, кидались в омут, сжигали себя целыми семьями и общинами.

За всю свою историю старообрядчество истребило десятки тысяч своих приверженцев. Знаток старообрядчества и сектантства Александр Пругавин попытался определить число раскольников погибших в огне. По его подсчетам только до 1772 года сгорели заживо около 10 000 человек.

Куда плавали поморы

История поморского мореходства содержит немало славных достижений и мифов. Определенно можно сказать одно: поморы ходили в полярных морях и посещали острова задолго до голландских и английских мореплавателей. Но отсутствие в допетровской России картографии европейского образца и связей с европейским научным миром привело к тому, что море, которое поморы называли Студеным, носит имя Виллема Баренца, а острова, которые поморы называли Грумантом, являются архипелагом Шпицберген. Хотя Баренц дал название Шпицбергену в 1596 году, а поморы высадились там за несколько веков до этого.

Моряки корвета «La Recherche» у поморского креста на Шпицбергене. Литография Огюста Майераrufr (1838)

Переход на Грумант по открытому морю требовал от поморов немало мужества. В остальном, подобно другим мореплавателям древности, они предпочитали ходить вблизи берегов. Огибали Кольский полуостров по пути в норвежские города. Ходили за мыс Воронов, в Карское море, достигали Новой Земли.

В эпоху паруса и весел морской путь не всегда был оптимален. Например, в город Мангазею на реке Таз — центр меховой торговли Западной Сибири  вели два пути, или, как их называли «хода». Один огибал полуостров Ямал и был известен европейским мореплавателям. Второй, тайных ход — волок через основание полуострова, основанный на системе рек и озер, отличался надежностью и безопасностью. Рациональные поморы предпочитали несколько дней тащить корабли и товары по суше, чем играть в опасную игру с плавучими льдами.

4

Количество староверов

Согласно «Атласу религий и национальностей России», в стране проживает около 400 тысяч раскольников всех согласий и течений, что составляет 0,2% населения страны. 26% старообрядцев живет в крупных городах-миллионниках В 2018 году в стране насчитывалось 379 общин староверов, что составляло 3,1% от всех религиозных общин России.

Но в докладе Алексея Безгодова указываются иные цифры. Он считает, что даже в СССР в 1980-х годах насчитывалось около двух миллионов староверов. В 2012 году – из опрошенных 0,5% причислили себя к церквям старого обряда, что при экстраполировании на страну дает количество в 700 тыс. человек. При этом 31% старается соблюдать правила веры, а 3% – являются активными прихожанами.

Сами раскольники считают, что их никак не меньше 1 900 000 человек, а количество старообрядцев «по крещению» может быть еще больше – до 3 млн человек или 2% населения страны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector