Старообрядческая церковь: суть учения и 10 отличий от православных
Содержание:
- Наименование, место нахождения, вид религиозной организации, вероисповедание
- Христианская жизнь
- В чем различия?
- Старообрядцы — носители старой веры
- Как отличить старообрядческий храм от новообрядческого?
- Как сейчас живут старообрядцы
- Дома
- Старообрядцы делятся на поповцев и беспоповцев
- Вы зашли в храм
- Те, кто не признал Белокриницкую иерархию, образовали Русскую Древлеправославную Церковь
- Старообрядцы — это часть Церкви, которая не приняла реформы 1653 года и сохранила традиции
- История старообрядческого храма. Святая Русь
- Первоиерархи Белокриницкой Иерархии, 1846 г. — настоящее время.
- Церковь староверов Белокриницкого согласия
- Внешняя архитектура старообрядческого храма. Безпоповские храмы
- Митрополит Амвросий положил начало старообрядческому духовенству
- Как началась история православной церкви
- Факт 5
- В старообрядческой литературе XVII — первой половины XIX века термин «старообрядческий» не использовался
- Епархии РПсЦ
Наименование, место нахождения, вид религиозной организации, вероисповедание
1.1 Наименование религиозной организации — «Русская Православная старообрядческая Церковь».
1.2 Русская Православная старообрядческая Церковь, именуемая в дальнейшем «Церковь», является централизованной религиозной организацией, объединяющей общины и другие религиозные организации и группы православных христиан-старообрядцев в целях совместного исповедания и распространения веры.
1.3 Вероисповедание — Православие.
1.4 Основами вероучения Церкви являются Священное Писание (канонические книги Ветхого и Нового Заветов) и Священное Предание (учение Святых апостолов, Святых вселенских и поместных соборов, Святых отцов).
1.5 Церковь действует в соответствии с каноническими правилами, изложенными в книге Кормчей (Номоканоне), постановлениями Поместных соборов Русской Православной Церкви, принятыми до церковной реформы XVII века, постановлениями соборов Русской Православной старообрядческой Церкви, принятыми после церковной реформы XVII века и настоящим Уставом. Церковь действует в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными нормами международного права, Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» и другими действующими актами РФ и субъектов РФ.
1.6 Церковь может входить в международные религиозные объединения, программа деятельности которых не противоречит целям и задачам Церкви.
1.7 Церковь после государственной регистрации является юридическим лицом, имеет в собственности обособленное имущество, самостоятельный баланс, печать, штампы, бланки со своим наименованием и символикой, может открывать рублевые и валютные счета в банках и их учреждениях, вправе от своего имени заключать договоры, приобретать имущественные и неимущественные права и иметь обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Церковь обладает и другими правами, предусмотренными действующим законодательством в отношении юридических лиц.
1.8 Церковь несет ответственность по своим обязательствам в пределах принадлежащего ей имущества. На движимое и недвижимое имущество богослужебного назначения не может быть обращено взыскание по претензии кредиторов. Церковь не отвечает по обязательствам входящих в нее религиозных объединений; религиозные объединения, входящие в Церковь, не отвечают по обязательствам Церкви.
1.9 Сфера территориальной деятельности Церкви — Российская Федерация. В состав Церкви могут входить религиозные объединения, находящиеся вне территории РФ, в соответствии с законодательством страны нахождения.
1.10 Место нахождения руководящих органов — г. Москва.
Христианская жизнь
Настоящий христианин живёт Церковью и для Церкви. Он целостен: для него нет разделения на личную и внешнюю жизнь, он всегда старается поступать по заповедям. Есть определённые правила жизни христианина:
Вера, «твёрдое убеждение в том, на что мы надеемся, подтверждение того, чего мы не видим» (Посл. к Евреям, 11, 1). С веры во Христа начинается путь к Нему и преодоление человеком своей греховной сущности. Обладать истинной верой — значит видеть Господа в своей жизни более реальным, чем всё окружающее. Веру даёт Бог тому, кто её ищет, и тому, кто её достоин.
Надежда на небесное спасение милостью Христовой, на Его прощение и помощь.
Любовь. Особенно к своим ближним. Любовь супружеская, родительская, дружеская и иная — через самоотречение во имя любимого. «И если я раздам всё имение мое, и если предам тело мое на сожжение, но любви не имею, — нет мне никакой пользы» (1 Посл. к Коринфянам 13, 3). А надо всей земной любовью должна быть любовь к Господу.
Добродетель. «Вера без дел мертва» (Посл. Иакова, 2, 26). Необходимо делать добро любому человеку. Относиться к другому так, как хочешь, чтобы относились к тебе. «Какою мерою мерите, такой и вам отмерено будет» (Евангелие от Марка, 4, 24). Никогда не воздавать злом за зло.
Постоянная молитва, соборная (церковная, общинная) и личная. Как ежедневное совершение определённого молитвенного минимума (правила), так и непрестанное мысленное обращение к Господу на языке своего ума, своего сердца.
Соблюдение постов для усмирения плоти, подчинения её духу.
Целомудрие, трезвение, стремление к святости, боязнь греха и порока, уклонение от них всеми силами.
Постоянное изучение Св. Писания.
Проповедь Истинной Веры неверующим и еретикам. Проповедь словом, примером, деятельностью.
Регулярное приобщение к Таинствам — священнодействиям, соединяющим человека с Божественной благодатью.
Таинства
Причастие. Вкушение истинных Тела и Крови Христовых под видом хлеба и вина. Высшая святыня на земле — единение с Самим Спасителем!
Крещение. Духовное рождение в Церкви — Теле Христовом через троекратное погружение в воду во имя Святой Троицы. «Обязательство доброй совести пред Богом» (1 Посл. Петра, 3, 21).
Помазание миром, которое освятили ещё апостолы и через которое крещаемому передаются дары Духа Святого.
Исповедь. Откровение своих грехов Богу и отказ от них. Через священника Бог может простить истинно раскаявшемуся его грех.
Венчание. Освящение Духом Святым союза мужчины и женщины по образу духовного союза Спасителя с Его Церковью.
Соборование. Врачевание духовных и телесных недугов, а также оставление тех грехов, о которых человек забыл.
Священство. Посвящение епископом новых епископов, священников и дьяконов. Духовенство бывает женатым и монашествующим. Епископ — только из монашествующих.
Христианин осознает ответственность перед Богом не только за свою жизнь, за свои поступки, за своих детей, но заботится о спасении души родных, друзей, близких и вообще всех людей. Христианин стремится быть честным, трудолюбивым, отзывчивым, открытым. Он старается уничтожить всякую холодность человеческих отношений.
В чем различия?
Старообрядцы крестятся двумя перстами (двоеперстие) и двукратно поют «Аллилуйя!», православные крестятся тремя перстами и три раза поют «Аллилуйя!». До реформы Никона совершали земной поклон, после — поясной.
Во время богослужения старообрядцы проходят крестным ходом вокруг алтаря по солнцу (посолонь), а православные — против (навстречу солнцу).
До раскола имя Христа писалось Исус, а после — Иисус.
Отныне церковные книги и иконы исправляли по греческому образцу, ранее это делали и по различным славянским переводам. Неисправленные подлежали уничтожению.
В богослужениях после реформы заменялись отдельные слова.
Старообрядцы считали навязанный Никоном греческий эталонный образец неправильным и чуждым сложившейся на Руси богослужебной традиции, которая пришла к нам от Кирилла и Мефодия. Ее суть была в том, что христианство на Руси усваивалось с учетом национального перевода Святого Писания и богослужений, использующих местные христианские традиции.
Наряду с восьмиконечным крестом православные стали признавать и четырехконечный.
Различаются и четки: в православных обычно 33 бусины — по количеству земных лет Христа, а старообрядческие представляют собой лестовку — кожаную ленту со 109 «ступенями», разделенными на неравные группы.
По-разному проводится и обряд крещения. У православных допускается как полное погружение в воду, так и частичное и обливание водой. Старообрядцы признают только полное троекратное погружение в воду.
После реформы в православных церквях стали использовать многоголосное пение и новую систему нотной записи. Старообрядцы сохранили крюковое монодическое пение.
Во время службы у старообрядцев принято складывать руки крестом на груди.
Старообрядцы — носители старой веры
Некоторые старообрядческие авторы считают, что далеко не только разница в обрядах отделяет старообрядчество от новообрядчества и других конфессий. Есть, например, и некоторые догматические различия в отношении к церковным таинствам, глубокие культурологические различия в отношении к церковному пению, иконописи, церковно-канонические отличия в церковном управлении, проведении соборов, в отношении к церковным правилам. Такие авторы утверждают, что старообрядчество содержит не только старые обряды, но и Старую Веру.
Следовательно, утверждают такие авторы, удобнее и правильнее с точки зрения здравого смысла, использовать термин «староверие», негласно подразумевающий собой все то, что является для принявших дораскольное православие единственно верным. Примечательно, что первоначально термин «староверие» активно использовали сторонники беспоповских старообрядческих согласий. Со временем он прижился и в других согласиях.
Сегодня представители новообрядческих церквей очень редко называют старообрядцев раскольниками, термин «старообрядчество» прижился как в официальных документах, так и церковной публицистике. Однако новообрядческие авторы настаивают, что смысл старообрядчества кроется в исключительном следовании старым обрядам. В отличие от дореволюционных синодальных авторов, нынешние богословы РПЦ и других новообрядческих церквей не видят опасности в применении терминов «старообрядчество» и «новообрядчество». По их мнению, возраст или истинность происхождения того или иного обряда не имеет никакого значения.
Собор Русской Православной Церкви 1971 года признал старые и новые обряды абсолютно равноправными, равночестными и равноспасительными. Таким образом, в РПЦ форме обряда ныне придается второстепенное значение. Вместе с тем новообрядческие авторы продолжают наставить, что старообрядцы, староверы — это часть верующих, отделившихся от Русской Православной Церкви, а следовательно, и от всего православия, после реформ патриарха Никона.
Как отличить старообрядческий храм от новообрядческого?
Человеку маловоцерковленному или мало знающему историю православия порой трудно отличить старообрядческий храм от новообрядческого (никонианского). Иногда прохожий случайно заходит в какой-то храм и пытается совершать молитвенные и обрядовые действия «по новому стилю» (например, бросается целовать все подряд иконы), а оказывается, что этот храм старообрядческий и подобные обычаи тут не одобряются. Может возникнуть некомфортная, конфузная ситуация. Конечно, о принадлежности храма можно спросить у привратника или свечницы, однако, помимо этого, надо знать и некоторые признаки, которые отличают старообрядческий храм.
Как сейчас живут старообрядцы
В 1978 году в Советском Союзе случилось удивительное событие – было обнаружено старообрядческое поселение людей. Советские граждане «прилипли» к экранам телевизоров, желая своими глазами понаблюдать за отшельническим укладом тех, чья жизнь осталась почти неизменной с далёких времён.
В наши дни на территории Российской Федерации можно обнаружить пару сотен уединённых общин, где обитают старообрядцы. Они живут своей особенной жизнью, сильно отличающейся от жизни современных людей. Так представители старого христианства самостоятельно обучают своих малышей, с особым уважением относятся к родителям и старшим членам общины. В поселении у каждого есть свои определённые обязанности, которые обязательно следует выполнять. Они сами выращивают для себя овощи и фрукты.
Если к ним в гости попадёт случайный прохожий, то он будет принят очень доброжелательно, но еду и питьё ему подадут из отдельной посуды – чтобы не осквернять всех живущих в общине. По правилам старообрядческой церкви запрещено соединять себя узами брака парам, если они выступают родственниками по восьмое колено или связаны «крестом». Венчаются во все дни за исключением вторников и четвергов. Замужним женщинам нельзя покидать своё жилище, не надев на голову платок.
Дома
Если староверы брались за строительство дома, то они делали это основательно – дом, приусадебный участок. Бережно относились и к орудиям труда. Они осваивали любое пригодное место. Крестьянские постройки можно разделить на две группы – жилые и хозяйственные.
Каждый дом в обязательно порядке огораживался. В каждом дворе были пристройки хозяйственного назначения – помещение для скота, для хозяйственного инвентаря, для зимних запасов корма. Как правило, в селениях дома были представлены рублеными избами.
Как обставлялись дома внутри?
У всех были разные дома.
Обставляли их староверы согласно своему достатку.
Старообрядцы делятся на поповцев и беспоповцев
Те, кто остался верен традиции, — старообрядцы — разделились на два лагеря.
Беспоповцы — часть старообрядцев, которая осталась без высшего духовенства. Дело не в том, что у них не было сторонников. Но после реформ Никона государство подвергло преследованиям тех, кто не принял изменения, так что архиереям было бы несладко примкнуть к такой общине.
Смелых репрессировали. История сохранила одно имя открытого сторонника старообрядцев — Павла Коломенского. Он погиб в ссылке.
Беспоповцы не принимал к себе священников и стали называть их еретиками. Но такая политика грозила Старообрядческой Церкви вымиранием: назначать новых священников могли только архиереи, а кто будет это делать в традиции, где нет ни одного такового?
В итоге беспоповцы поделились на разные течения, часто противоречащих взглядов.
Поповцы — вторая половина старообрядцев. Они считали, что Старообрядческой Церкви необходима линия апостольской преемственности. Поповцы рассудили, что священник остаётся таковым, даже если принимает церковные реформы.
Он рукоположен, а значит, благодать сохранилась. Поэтому поповцы принимали беглых священников. Оттуда ещё одно название — беглопоповцы.
А вот «переманить» в свой стан архиерея не удалось.
В конце XVIII Русская православная церковь создала несколько приходов, где вели служения по старым книгам. В начале XIX века это явление приобрело официальный статус. Оно стало называться единоверием.
Вы зашли в храм
Публикуем текст брошюры «Вы зашли в храм», которая распространяется бесплатно в некоторых приходах РПСЦ и оказалась весьма востребованной.
В настоящее время выпущено уже четвертое издание, в котором мы постарались учесть пожелания читателей, поступившие в наш адрес. Однако по-прежнему каждый может оставить свое мнение о ее содержании, а мы постараемся учесть и его.
Вы зашли в храм…Может быть, случайно. Но понятие случайности свойственно только нашему ограниченному разуму, а с точки зрения Божественного Разума каждое «случайное» событие имеет свой глубинный, хотя и скрытый от нас, смысл.
Вы зашли в храм Божий – сюда приходят христиане для того, чтобы «едиными усты и единым сердцем» совершить общую молитву, c наибольшей полнотой ощутить себя частью Церкви Христовой, соединившись с ней во время божественной литургии.
Храм, куда вы зашли, – старообрядческий. Прихожан этого храма называют старообрядцами. Значит, очевидно, есть некий старый обряд, от которого и произошло это название.
Те, кто не признал Белокриницкую иерархию, образовали Русскую Древлеправославную Церковь
Но не все поповцы признали священников из Белокриницкой иерархии. Власти использовали свой любимый метод борьбы — репрессии и пропаганду. И многие люди верили слухам.
В итоге часть поповцев перестала отождествлять себя со Старообрядческой Церковью. История переименований этих религиозных традиций запутанная.
Сегодня это течение называется так — Русская Древлеправославная Церковь. В её главе стоит патриарх Александр (Калинин).
Не стоит путать с другим течением с похожим названием — Древлеправославная церковь России. Она откололась от Русской Древлеправославной Церкви в 1999 году.
Митрополит Корнилий — нынешний лидер старообрядцев
Старообрядцы — это часть Церкви, которая не приняла реформы 1653 года и сохранила традиции
Прежде Русская православная Церковь была единой. Но в 1653 году патриарх Никон решил провести в церкви реформы.
Всё, что было в православии до этого, Старообрядческая Церковь признаёт своей историей. Затем она осталась верна старым традициям, а большинство верующих пошли по новому пути.
1653
этот год можно считать временем возникновения старообрядцев
В чём же заключались эти реформы?
По ряду причин, в том числе и политических, патриарх решил унифицировать богослужебные тексты с греческими. Изменили правила проведения таинств, богослужений, молитв. Многие старые обрядовые действия отменили. Но значительной частью верующих такое решение не было одобрено.
Никольско-Рождественская старообрядческая церковь
История старообрядческого храма. Святая Русь
Наши предки приняли крещение в тот век, когда в Греции господствовал византийский стиль, поэтому древние храмы на Руси построены в стиле византийском. Эти храмы были воздвигнуты в главнейших русских городах: в Киеве, Новгороде, Пскове, Владимире Суздальском и в Москве.
Храмы Византийского стиля |
С XV века (1462–1505 гг.), в Россию приезжают иностранные строители и художники, которые при посредстве русских мастеров и по руководству древнерусских преданий церковного зодчества создали несколько исторических храмов, иногда очень своеобразного типа. Своеобразен тип так называемого «шатрового» храма.
Первоиерархи Белокриницкой Иерархии, 1846 г. — настоящее время.
- В Венгрии и Румынии (Белая Криница, временно в Брэиле , Румыния)
Имя Заголовок | Портрет | Период | Примечания | |
---|---|---|---|---|
Амвросий (Амвросий) митрополит Бело-Криницкий | 28 октября 1846 г. | 26 июля 1848 г. | Умер 30 октября 1863 г. | |
Кирилл (Тимофеев) архиепископ Белой Криницы и митрополит всех старообрядческих православных христиан | 4 января 1849 г. | 2 декабря 1873 г. | ||
Афанасий (Макуров) | 9 мая 1874 г. | 1 октября 1905 г. | ||
Макарий | 10 сентября 1906 г. | ? | ||
Силуян | 1936 г. | c. 1941 г. | ||
Иннокентий (Усов) | 1942 г. | |||
Тихон (Качалкин) митрополит Бело-Криницкий | 1943 г. | 4 марта 1968 г. | ||
Иоасаф | 1972 г. | 1982 г. | Умер 2 января 1985 г. | |
Тимон (Гаврилов) | 1985 г. | 21 августа 1996 г. | ||
Леонтий (Изотов) | 24 октября 1996 г. | Действующий |
- В россии
Имя Заголовок | Портрет | Период | Примечания | |
---|---|---|---|---|
Софроний епископ Симбирский | 3 января 1849 г. | 1853 г. | Смещен и отлучен от церкви в 1853 году, раскаялся в 1858 году, лишен сана в 1863 году. | |
Антоний (Шутов) архиепископ Владимирский 1853–1863; Архиепископ Московский и всея Руси | 18 февраля 1863 г. | 8 ноября 1881 г. | ||
Саватий (Левшин) архиепископ Московский | 10 октября 1882 г. | 19 марта 1898 г. | На пенсии; умер 8 сентября 1898 г. | |
Иоанн (Картушин) архиепископ Московский и всея Руси | 16 октября 1898 г. | 24 апреля 1915 г. | ||
Мелетий (Картушин) архиепископ Московский и всея Руси | 30 августа 1915 г. | 4 июня 1934 г. | ||
Викентий (Никитин) епископ Кавказский | Февраль 1935 г. | 13 апреля 1938 г. | Locum tenens ; заключен в тюрьму | |
Савва епископ Калужский, Смоленский и Брянский | 1938 г. | 1940 г. | Единственный старообрядческий епископ, который не был заключен в тюрьму в начале 1940-х годов; Единолично возведен в сан архиепископа Московского Иринарха Самарского и Уфимского в 1940 году. Умер в 1943 году. | |
Иринарх (Парфенов) архиепископ Московский и всея Руси | 1941 г. | 7 марта 1952 г. | ||
Флавиан (Слесарев) | 16 марта 1952 г. | 25 декабря 1960 г. | ||
Иосиф (Моржаков) | 19 февраля 1961 г. | 3 ноября 1970 г. | ||
Никодим (Латышев) | 24 октября 1971 г. | 11 февраля 1986 года | ||
Алимпы (Гусев) | 6 июля 1986 г. | 31 декабря 2003 г. | В 1988 г. возведен в сан митрополита Московского и всея Руси, возведен на престол 24 июля 1988 г. | |
Андриан (Четвергов) Митрополит Московский и всея Руси | 9 февраля 2004 г. | 10 августа 2005 г. | ||
Корнилий (Титов) | 18 октября 2005 г. | Действующий |
Церковь староверов Белокриницкого согласия
Остановимся также на истории весьма известной в Санкт-Петербурге Покровской старообрядческой церкви. Ее адрес: пр. Александровской фермы, д. 20. Построена она была в 1896 году по проекту архитектора В. А. Коляновского и принадлежала членам так называемого Белокриницкого согласия, являющегося одним из направлений российского старообрядчества. Освящена церковь в честь небесного покровителя города – святого князя Александра Невского. Местом ее постройки стала территория погоста, называвшегося Преображенским и впоследствии переименованного в кладбище «Жертв 9-го января».
Внешняя архитектура старообрядческого храма. Безпоповские храмы
Внешняя архитектура старообрядческого храма в подавляющем большинстве случаев никак не отличается от архитектуры новообрядческих, униатских и других церквей. Это может быть здание, построенное в новгородском или новорусском стилях с использованием элементов классицизма, а может быть и вовсе небольшой домик или даже импровизированный храм в деревянном вагончике.
Исключения составляют старообрядческие безпоповские храмы. У некоторых из них (главным образом в Прибалтике, Белоруссии и Украине) нет алтарной апсиды, поскольку и нет самого алтаря.
Восточная часть таких старообрядческих храмов не имеет алтарного выступа и заканчивается обычной стеной. Однако это не всегда видно. Есть алтарь или его нет — определенно можно сказать лишь оказавшись внутри храма. В России и некоторых других местах безпоповцы продолжают строить храмы с апсидами, поддерживая традицию старины.
Что касается внутреннего вида, то в безпоповских храмах, во всех без исключения, отсутствует алтарь. Иконостас закрывает стену, но не алтарь, престол вынесен на солею. В некоторых безпоповских храмах по центру солеи, напротив царских врат, установлен большой запрестольный крест.
Двери в алтарь имеют декоративную функцию и не открываются. Впрочем, в большинстве безпоповских храмов вовсе нет ни царских, ни диаконских дверей. Существует несколько безпоповских храмов, здания которых были построены в древности, в таких алтари имеются, но используются как дополнительные помещения: крестильни, малые моленные, хранилища икон и книг.
Митрополит Амвросий положил начало старообрядческому духовенству
Но вот к власти пришёл Николай I и начал принимать меры по искоренению старообрядческого священства.
Нужен был радикальный ответ, чтобы спасти Старообрядческую Церковь. Появилась интересная идея — организовать свою кафедру за границей.
Требовалась влиятельная фигура из православного духовенства. И таковая нашлась — бывший Босно-Сараевский митрополит Амвросий.
Митрополит грек рукоположил первое высшее духовенство староверов.
Он проживал в монастыре села Белая Криница (Австро-Венгрия). Этот архиерей был вынужден покинуть место своего служения из-за конфликтов с турецкими чиновниками.
Он одобрил идею старообрядцев и присоединился к ним через помазание миром. Затем совершил несколько хиротоний. Так у старообрядцев появилось своё духовенство.
Митрополит Амвросий рукоположил первых епископов старообрядцев
Критики указывали на то, что подобный ритуал не проводят единолично, но апостольское право предусматривает такую возможность в особых случаях. В житиях святых есть похожие примеры:
- Афанасий Великий;
- Иоанн Златоуст.
Если признать действия митрополита неправомочными, то и в отношении святых потребуется пересмотреть свои позиции, а также поставить под сомнение первое апостольское правило. Кто бы на это пошёл?
Как началась история православной церкви
Само название Церкви – Православная – имеет глубокий смысл. В нем выражено такое понятие, как «правая вера», основой которой стали два столпа: Священное Писание и Священное Предание.
Существует еще несколько вариантов расшифровки данного слова, таких как «правильное прославление», «верное слово» и другие.
Отцы православия – это Василий Великий, покинувший бренный мир примерно в 379 году, Григорий Богослов, умерший в 390 году, а также Иоанн Златоуст, которого смерть настигла в 407 году. Даты деятельности этих наставников в вере практически сходятся со временем, когда учение Христа-Спасителя начало распространяться. Это случилось после принятия христианства императором Константином Великим.
Начало Русской Православной Церкви пришлось на 988 год, когда великим князем Киевским Владимиром было принято решение крестить Русь. Это представляет собой только официальный переход страны к Вере Христовой. В действительности по всей стране уже жили христиане, хотя неизвестно, в каких они были условиях.
При крещении Руси было произведено и формирование первых епархий. Это растянулось на несколько лет. Так сформировались в:
- 988 году Киевская епархия, которая и стала главной над всеми остальными;
- 990 году Ростовская епархия;
- 992 году Новгородская епархия.
В стране стали случаться бунты. Князья ссорились и, постепенно меняя карту мира, создавали собственные епархии, чтобы не зависеть от соседей.
К началу реформы Никона на Руси существовало 13 епархий. В те времена, православная церковь Руси полностью зависела от Константинополя. Там совещались самые важные чины, оттуда присылали новых митрополитов, которые, будучи греками в большинстве своем, не очень заботились о развитии веры на русских землях.
Велись войны. Русь, а после и Московское Царство, конечно же, пытались подчинить себе как восточные соседи-язычники, так и западные соседи-католики. Появлялись новые епархии, которые исчезали в облаке нового воинского противостояния.
В РПЦ происходили изменения, которые не всем кинулись в глаза. И первое – это формирование Патриархии. Возглавляющий данную организацию патриарх имел огромный вес в стране. В 1652 году на патриарший престол взошел Никон.
Он решил провести реформу для укрепления православия русского и поднятия престижа веры. Сюда вошли:
- исправление текста в богослужебных книгах;
- написание икон, похожих на византийские;
- вместо Исус появилось написание Иисус;
- ввел трехперстное вместо использования двуперстного крестного знамени;
- земные поклоны были заменены поясными;
- движение во время служения стало посолонь;
- стал применяться не только восьмиконечный крест, но и шестиконечный;
- была введена проповедь, которую священник проводит в конце каждой службы.
Факт 5
Семья — это основа жизни. И здесь это понимаешь на все 100%. Средняя численность семьи составляет восемь детей. У Дяди Вани семья небольшая, всего пятеро детей: Леонид, Виктор, Александр, Ирина и Катерина. Самому старшему – 33, младшему – 14. А вокруг роится просто несчетное количество внуков.
Детей воспитывают всем родом, они с малых лет помогают в хозяйстве. Большие семьи здесь не тяготят, как в тесной городской квартире, а дают возможность опоры, помощи родителям и развития всему роду. Опираясь на семью и род, эти люди решают все вопросы жизни: «У нас в каждом староверческом поселении обязательно есть родственник».
Родственник — понятие очень объемное для старовера: это как минимум группа поселений, включающая несколько деревень. А чаще и гораздо больше. Ведь чтобы крови не смешивались, молодым староверам приходится искать себе пару в самых отдаленных уголках нашего мира.
В старообрядческой литературе XVII — первой половины XIX века термин «старообрядческий» не использовался
И большая часть русского народа, сама того не желая, стала именоваться оскорбительным, переворачивающим с ног на голову суть старообрядчества, термином. При этом внутренне с этим не соглашаясь, верующие — сторонники дораскольного православия — искренне стремились добиться того, чтобы официально именоваться иначе. Для самоидентификации они взяли термин «древлеправославные христиане» — отсюда и именование каждого старообрядческого согласия своей Церкви: Древлеправославной. Также использовались термины «правоверие» и «истинное православие». В сочинениях старообрядческих начетчиков XIX века нередко употреблялся термин «истинно православная церковь».
Немаловажно, что среди верующих «по-старому» термин «старообрядчество» долгое время не использовался потому, что сами верующие так себя не называли. В церковных документах, переписке, бытовом общении они предпочитали именовать себя «христианами», иногда «староверами»
Термин «старообрядчество», легализованный светскими авторами либерального и славянофильского направления во второй половине XIX века, считался не вполне корректными. Смысл термина «старообрядчество» как такового указывал на сугубое главенство обрядов, тогда как в реальности старообрядцы считали, что Старая Вера — это не только старые обряды, но и совокупность церковных догматов, мировоззренческих истин, особых традиций духовности, культуры и быта.
Епархии РПсЦ
По состоянию на весну 2020 года.
- Донская и Кавказская епархия — архиепископ Зосима (Еремеев)
- Иркутско-Забайкальская епархия — епископ Патермуфий (Артемихин)
- Казанская и Вятская епархия — епископ Евфимий (Дубинов)
- Казахстанская епархия — епископ Сава (Чаловский)
- Киевская и всея Украины епархия — епископ Никодим (Ковалёв)
- Кишинёвская и всея Молдавии епархия— епископ Евмений (Михеев)
- Московская митрополия — митрополит Корнилий (Титов)
- Нижегородская и Владимирская епархия — вдовствует, в/у митрополит Корнилий (Титов)
- Новосибирская и всея Сибири епархия — епископ Силуян (Килин)
- Самарская и Саратовская епархия — вдовствует, в/у митрополит Корнилий (Титов)
- Санкт-Петербургская и Тверская епархия — вдовствует, в/у митрополит Корнилий (Титов)
- Томская епархия — епископ Григорий (Коробейников)
- Уральская епархия — вдовствует, в/у митрополит Корнилий (Титов)
- Хабаровская и всего Дальнего Востока епархия — вдовствует, в/у митрополит Корнилий (Титов)
- Ярославская и Костромская епархия — епископ Викентий (Новожилов)