Русская древлеправославная церковь

Современное состояние Грузинской Древлеправославной Церкви

Грузинская Древлеправославная Церковь сегодня состоит из двух епархий — Тбилисской и Потийской. Руководит церковью первоиерарх — архиепископ Павел (Хорава) Тбилисский. В составе ГДЦ также числятся: епископ Василий (Машинин) Потийский, Епископ Михаил (без конкретной кафедры и без права на рукоположение), священник Григорий Махарадзе (Тбилиси); клирики (Тбилисские): Давид Гургенашвили, Соломон Центерадзе, Алексанлдр Пилаури, Афанасий Касрашвили, Стефан Нозадзе, Давыд Нозадзе, Иоанн Акубардия и др.; в Поти: Павел Тимофеев, Илия Дубов, Феодор Дубов и Иоанн Нодия.

От редакции:

В 2009 году состоялось примирение Русской Древлеправославной Церкви и Грузинской Древлеправославной Церкви. На Освященном соборе РДЦ, состоявшемся 13-17 мая  2009 года, был заслушан отчет  делегации (в составе патриарха Александра (Калинина), епископа Сергия (Попкова) и протоиерея Андрея Марченко) о поездке в Грузию для переговоров о примирении с христианами Грузинской Древлеправославной Церкви. В частности стало известно, что после двустороннего обсуждения был выработан совместный документ, который был положен в основание церковного примирения. Документ — Грамоту о церковном соединении от лица Русской и Грузинской Древлеправославных Церквей подписали Предстоятели Церквей и их иерархи.

Собор Русской Древлеправославной Церкви и Грузинской Древлеправославной Церкви, воссылая благодарение Богу, даровавшему нам мир во Христе Исусе Господе и Спасителе нашем, провозглашает разделение между нашими Церквями полностью преодоленным и уврачеванным.  И призывает всех древлеправославных христиан, без всякого различия и смущения, но с любовью и верой обращаться за духовным окормлением к священнослужителям Русской и Грузинской Древлеправославных Церквей, как к истинным пастырям Церкви Христовой.

Освященный Собор Русской Древлеправославной Церкви призвал всех древлеправославных христиан поминать в своих молитвах священноначалие братской Грузинской Древлеправославной Церкви. Ее Предстоятеля Преосвященного Павла (Хорава), Епископа Тбилисского, и Преосвященного Василия (Машинина), Епископа Потийского, а также находящегося на покое Преосвященного Епископа Михаила (Гочиташвили).

17 мая, в неделю о Самаряныне, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Александр вкупе с Преосвященными Епископами после совершения Божественной Литургии совершили чин примирения.В октябре месяце того же года по приглашению священноначалия Грузинской Древлеправославной Церкви патриарх Александр  посетил с братским визитом древлеправославных христиан Грузии. Незадолго до этого на Освященном Соборе Грузинской Древлеправославной Церкви было принято решение о возведении Предстоятеля Церкви епископа Тбилисского Павла в сан Архиепископа. В знак братского расположения для совершения чина хиротонии священноначалие Грузинской Церкви пригласило Святейшего Владыку Александра. Торжественное событие состоялось 14 октября в Потийском кафедральном соборе на праздник Покрова Пресвятыя Богородицы.

христианство

Страница из редкой грузинской Библии , датируемой 1030 годом нашей эры, изображающая воскресение Лазаря.

Согласно православной традиции, христианство впервые проповедовали в Грузии апостолы Симон и Андрей в I веке. Это стало государственной религией Картли (Иберия) в 337. Превращение Картли в христианство зачисляется св.Нино из Каппадокии . Грузинская Православная Церковь , первоначально часть Антиохийской Церкви , получила свою автокефалию и разработала свое доктринальное специфику постепенно между 5 и 10 веками. Библия была также переведена на грузинский язык в 5 — м веке, как грузинский алфавит был разработан для этой цели. Как и везде, христианская церковь в Грузии имела решающее значение для развития письменного языка, и большинство самых ранних письменных произведений были религиозными текстами. С первых веков нашей эры в Грузии широко практиковались культ Митры , языческие верования и зороастризм .

Христианство постепенно вытеснило все прежние религии, кроме зороастризма, который стал в некоторой степени второй установленной религией в Иберии после мира в Ацилисене в 378 году, который навсегда поставил грузин на передовую линию конфликта между исламским и христианским миром . Грузины оставались в основном христианами, несмотря на неоднократные вторжения мусульманских держав и длительные периоды иностранного господства. После того, как Грузия была присоединена к Российской империи , то Русская Православная Церковь взяла на себя грузинскую церковь в 1811 году.

Грузинская церковь восстановила автокефалию только после того, как в 1917 году закончилось русское правление

Однако советский режим , правивший Грузией с 1921 года, не считал возрождение грузинской церкви важной целью. Советская власть принесла с собой жестокие чистки грузинской церковной иерархии и частые репрессии в отношении православного богослужения

Как и везде в Советском Союзе, многие церкви были разрушены или превращены в светские постройки. Эта история репрессий способствовала включению религиозной идентичности в сильное националистическое движение и поискам грузин для выражения религии вне официальной, контролируемой государством церкви. В конце 1960-х — начале 1970-х годов лидеры оппозиции, особенно Звиад Гамсахурдиа , критиковали коррупцию в церковной иерархии. После того, как Илия II стал патриархом (католикосом) Грузинской православной церкви в конце 1970-х годов, грузинское православие пережило возрождение. В 1988 году Москва разрешила патриарху начать освящение и открытие закрытых храмов, и начался масштабный процесс реставрации. Грузинская православная церковь вновь обрела большую власть и полную независимость от государства после восстановления независимости Грузии в 1991 году. Это не государственная религия, но ее особый статус признан Конкордатом 2002 года .

Помимо Грузинской православной церкви, христианство в Грузии представлено последователями Армянской апостольской церкви и Русской православной церкви , а также Грузинской католической церкви, которая в основном следует латинскому или армянскому обряду.

Исследование 2015 года оценивает примерно 1300 верующих христиан из мусульманского происхождения в стране, большинство из которых принадлежат к той или иной форме протестантизма.

Апостол Андрей в Грузии

По преданию, Грузия (Иверия) — апостольский жребий Божьей Матери. После Вознесения Господа нашего Исуса Христа апостолы собрались в Сионской Горнице и бросали жребий, в какую страну идти каждому из них. Пресвятая Дева Мария пожелала принять участие в апостольской проповеди. Ей выпал жребий идти в Иверию, однако Господь велел Ей остаться в Иерусалиме. На север отправился святой апостол Андрей Первозванный, который взял с собой нерукотворный образ Богородицы.

Одна из грузинских летописей повествует о посольстве в Иверию св. ап. Андрея. По вознесении Господа на небо Апостолы с Марией, Матерью Исуса, вошли в Сионскую горницу, где и ожидали пришествия обещанного Утешителя. Здесь Апостолы бросили жребий, чтобы определить, куда и кому следовало идти для проповеди. Пресвятая Дева Мария сказала им:

Был брошен жребий. Пресвятой Деве досталась в удел Иверская земля (Грузия). Владычица с великой радостью приняла жребий и собралась было в путь, но явился Ей сам Господь Исус со словами:

После этого божественного явления Пресвятая Дева Мария призвала к себе св. апостола Андрея и передала ему слова Господа. Апостол ответил:

Св. Андрей обошел с христианской проповедью многие города и селения Грузии. В г. Ацкури, который находится недалеко от современного города Ахалцихе, своими молитвами святой  апостол воскресил недавно умершего сына одной вдовы. Увидев чудо сие, жители города с верою приняли Cвятое Крещение. Ап. Андрей поставил новопросвещенным епископа, иереев и диаконов, а перед отбытием своим оставил здесь икону Пресвятой Богородицы (празднование в честь Ацкурской иконы Пресвятой Богородицы совершается 15/28 августа).

Кроме св. ап. Андрея в Грузии проповедовали св. апостолы Симон Кананит и Матфий. Также древнейшие источники сообщают о проповеди в Восточной Грузии св. апп. Варфоломея и Фаддея (священник Н. Покровский, цит. соч., с. 27).

«По древним преданиям, — читаем в «Истории Русской Церкви» митрополита Макария, — Закавказье посетили с проповедью пять святых апостолов: четыре из числа двенадцати (св. Андрей, св. Матфий, св. Варфоломей и св. Симон Кананит — прим. ред.) и один от семидесяти — святой Фаддей. Св. Андрей, обходя берег Черного моря, проповедовал в странах прибрежных, лежащих на пути его, в Колхиде и в Абхазии. В последней он оставался долго, особенно в знаменитом городе Севастополисе (ныне г. Сухуми, столица Абхазии — прим. ред.). Отсюда через Кавказские горы, где пришлось похоронить ему своего святого спутника Симона Кананита, святой благовестник направился к зихам, жившим у Азовского моря. В Иверии Св. Андрей благовествовал только в ее западной части, что подтверждают местные летописи, тогда как Великую Армению и Албанию он не посещал. Святой Матфий проповедовал также в Колхиде. Об этом мы узнаем из многочисленных свидетельств Дорофея, епископа Тирского (507-522), и Никиты Пафлагонянина (ок. 873), которые говорят, что Матфий, причисленный к дванадесяти апостолам вместо Иуды, благовествовал, скончался и погребен в первой Эфиопии (под Эфиопиею древние разумели и Колхиду). Из свидетельств Софрония (ок. 390) и Экумения (X в.) узнаем также, что святой Матфий проповедал и погребен в той именно Эфиопии, где находились реки Апсар и Гисс, а обе эти реки находятся в Колхиде (митрополит Макарий. История Русской церкви. Том 1. Отдел 1. Глава 4).

Факт проповеди св. апостолов в Грузии подтверждают как местные, грузинские хроники, так и греческие и латинские церковные авторы — Ориген (2-3 вв.), Дорофей, епископ Тирский (4 в.), Епифан, епископ Кипрский (4 в.), Никита Пафлагонский (9 в.), Экумен (10 в.) и др. О приходе св. апостолов в Иверию говорят и археологические факты. Они ясно свидетельствуют, что в I-III вв. в Грузии существовали христианские церкви и даже общины

Также немаловажно отметить, что в  творениях Иринея Лионского (2 в.) среди христианских народов часто упоминаются Иберы, т.е. грузины

Специалисты

Габайдулина

Альфия Нигматулловна

Высшая категория

Врач офтальмолог детский

Посмотреть профиль

Кумарова

Азалия Булатовна

Врач офтальмолог

Посмотреть профиль

Еркимбекова

Гульмира Амантаевна

Врач офтальмолог взрослый

Посмотреть профиль

Худжатова

Мадина Серикказыевна

Высшая категория

Врач офтальмолог взрослый

Посмотреть профиль

Апухтина

Ульяна Александровна

Врач офтальмолог взрослый

Посмотреть профиль

Шакенова

Нургуль Серикказиевна

Врач офтальмолог взрослый

Посмотреть профиль

Жумаханова

Айгуль Амангельдиновна

Врач офтальмолог взрослый

Посмотреть профиль

Бейсенбаева

Зарина Анварбековна

Врач офтальмолог детский

Посмотреть профиль

Рахмангулова

Гулиза Айткеновна

Врач- офтальмолог (взрослый,детский)

Посмотреть профиль

Игликова

Ажар Маулетовна

Врач офтальмолог взрослый

Посмотреть профиль

Абилкасимова

Асель Амангельдиевна

Высшая категория

Врач офтальмолог детский

Посмотреть профиль

Смагулова

Аида Шарипхановна

Заведующий отделом

Посмотреть профиль

Общины

В октябре 2021 года в состав архиепископии входили следующие общины:

  • Краснодарский край Приморско-Ахтарск. Храм святых Первоверховных апостолов Петра Павла.
  • Новопокровский, Приморско-Ахтарский район. Храм Покрова Богородицы.
  • Сочи. Храм Успения Богородицы.
  • Бриньковская, Приморско-Ахтарский район. Храм Живоначальной Троицы.
  • Краснодар. Община.
  • Морозовский, Приморско-Ахтарский район. Часовня в честь священномученика Аввакума.
  • Новороссийск. Община.

Пензенская область, Софьино. Киновия в честь Покрова Богородицы.
Дагестан, Кизляр. Храм Живоначальной Троицы.
Крым, Севастополь. Община.
Румыния, Тулча. Община.

Христианство в Грузии

Государственной религией в восточной Грузии (в Картли) христианство стало в IV веке. Это знаменательное явление в грузинской истории связано с деятельностью святых равноапостольной Нины, просветительницы Грузии, царя Мириана и царицы Наны.

Родом из Каппадокии, близкая родственница св. Георгия, св. Нино прибыла в Картли из Иерусалима, во исполнение воли св. Богородицы, которая во сне явилась св. Нино, вручила ей крест из виноградных лоз и сказала: «Иди в Иверскую страну и благовествуй Евангелие. Я же буду покровительницей твоей» (свящ. Н. Покровский, цит. соч., с. 27).

Так что после св. апостолов ещё раз проповедовала и укрепила здесь христианство благодатной силой св. Нино. Христианство приняли царь Мириан и царица Нана.

Прибыв в Грузию, св

Нино вскоре обратила на себя внимание народа своей святою жизнью, а также исцелила сына царя от болезни. Когда же царь Мириан (+342) подвергся опасности на охоте и, призвав на помощь христианского Бога, получил эту помощь, то, благополучно вернувшись домой, он принял христианство вместе с семьей и сам сделался проповедником учения Христова среди своего народа

Он построил церковь и, по совету св. Нины, отправил послов к св. Константину Великому с просьбой прислать епископа и клир.

По просьбе грузинского царя Мириана (IVв.) византийский император Константин Великий для крещения царя, его семьи и народа прислал сюда духовных лиц под руководством епископа Иоанна. До их приезда в г. Мцхета, где покоился хитон Господень, началось строительство церкви. Это место по праву считается центром духовной жизни грузин. Также здесь находится кафедральный храм 12 апостолов-Светицховели.

После официального принятия христианства император св. Константин и св. Елена направили в Грузию икону Спасителя и часть Животворящего креста и доску, на которой во время распятия стоял Господь.Присланный св. Константином епископ Иоанн и греческие священники продолжили обращение грузин в христиан. Много в этом отношении потрудился преемник св. Мириана царь Бакар (342-364). При нем отдельные богослужебные книги были переведены с греческого языка на грузинский. С его именем связано основание Цилканской епархии.

Первоначально Грузинская Церковь состояла в юрисдикции Антиохийского Патриархата, но уже в V в., согласно утвердившемуся мнению, она получила автокефалию. Однако христианство в Грузии постоянно претерпевало нападки со стороны сильных, недружелюбных соседей. При Сасанидах насаждался зороастризм, при их преемниках — ислам, а православие от этого сильно страдало. Церковь лишилась своего имущества, храмы и монастыри разрушались. Однако церковь стала одним из столпов грузинской культуры и хранителем нации. Часто духовенство не соответствовало своему назначению. Среди священников немало было безграмотных людей, которые не умели совершать исповедь, крещение, правильно читать Евангелие и т.д.

Всю свою историю Грузия вела борьбу с захватчиками, которые стремились не только захватить страну, но и искоренить в ней христианство. Например, в 1227 г. Тбилиси подвергся нашествию хорезмийцев во главе с Джалал-ад-Дином. Тогда на мост были вынесены иконы, а горожан принуждали плюнуть на них. Тем, кто этого не делал, тут же отрубали голову и бросали в реку. В тот день 100 000 христиан в Тбилиси приняли мученическую смерть (их память отмечается 31 октября/13 ноября). 

Новая страница летописи

Новый этап в жизни поморской общины начался в 1993 году и связан с именем председателя Совета общины Павла Владимировича Половинкина. В 1993 году П.В. Половинкину удалось добиться передачи общине бывшего храмового здания старопоморской богадельни, так называемой «Любимовской моленной», а ныне — Казанского храма по ул. Льва Толстого, 17. В 1994 году в значительной мере благодаря его усилиям произошло объединение с общиной федосеевцев.

П.В. Половинкин

Переданное общине здание было в полуразрушенном состоянии, кроме того, его не хотели освобождать прежние владельцы — фабрика беловых товаров, а позднее — захотело получить находящееся по соседству Главное управление Центробанка по Самарской области. Общине пришлось одновременно восстанавливать старую моленную и участвовать в судебных тяжбах. Самарской общине и ее председателю всё это стоило огромных усилий, зато сейчас в центре Самары стоит прекрасный храм поморской общины, и трудно представить себе, что когда-то на его месте было ветхое строение.

14 января 1996 года в частично отремонтированном храме прошла первая праздничная служба, затем, в Светлое Воскресенье 1996 года, — Пасхальная служба. С этого времени община расположена здесь постоянно. В ноябре 1997 года в самарском храме состоялось учредительное заседание с участием представителей Поволжских поморских общин и Российского Совета ДПЦ. На нем был образован Поволжский Совет Древлеправославной Поморской Церкви, Ответственным секретарем которого стал П.В. Половинкин.

В самарском поморском храме устроен великолепный иконостас. В настоящее время Самарская старообрядческая Поморская община работает над крупномасштабным и уникальным в своем роде проектом: это создание нового иконостаса, представляющего собой полный месяцеслов, в который войдут иконы с изображением святых и праздников на каждый день года, а также иконы триодного периода. Приблизительно 400 образов. На сегодняшний день написано около 90 икон.

Икона «Святой и всехвальный апостол Андрей Первозванный (месяца ноября в 30 день)» для иконостаса Самарской поморской общины, иконописец С.Л. Иванцов

Работа это очень кропотливая, на нее благословлены известные в староверческой среде иконописцы-поморцы. Еще в стадии разработки этого проекта некоторые христиане из Самары, Самарской области и других городов изъявили желание сделать пожертвование на написание определенных образов от своего имени. После чего у руководства общины появилась мысль пригласить к данному богоугодному делу христолюбивую братию — староверов поморцев из Самары и других местностей — последовать славной традиции наших предков и сделать пожертвование на написание икон (праздничной или со святыми) на тот или иной день года.

Наставник Йошкар-Олинской общины, иконописец Сергий Иванцов

Традиция делать пожертвования как на строительство Храмов, украшение иконостасов, так и на написание икон от частного лица, семейства или общин существует издревле. На обороте каждой иконы есть вкладная надпись: «Сия святая икона написана (дата) иконописцем (Имя и Фамилия) для Храма Самарской Поморской общины от имени и на пожертвование (Имя, Фамилия, город)».

Часть нового иконостаса — на сегодняшний день написано порядка 90 икон. Фотография автора

Трудами П.В. Половинкина организована издательская деятельность. Ежегодно издается красочный настенный календарь с указанием постов и трапез, изданы молитвословы для взрослых и детей, пособия «Как молиться епитимию», «Приготовление к погребению», Сборник духовных стихов самарского старообрядца-поморца К.И. Болобкова, Деяния I Всероссийского Поморского Собора в Москве 1909 года, книга известного самарского начетчика Т.С. Тулупова «О разделении Русской Церкви» и многое другое.

Самарская община ДПЦ сегодня является крупнейшим духовным и культурным центром староверия в Поволжье. В её фондах хранятся редкие рукописные и старопечатные богослужебные и певческие книги, старинные иконы, предметы церковной утвари и более 1000 фотографий из семейных архивов прихожан, наставников не только Самары, но и различных регионов России. Ведутся архив и летопись общины. При общине действует собственный музей, который активно пополняется редкими документами, предметами быта, старинными иконами, литьём и книгами.

Современное состояние[править | править код]

Церковь Николая Чудотворца. Тарбагатай, Бурятия

В Новозыбкове имеется Высшее Духовное училище.

Количество зарегистрированных общин, по последней информации, — 70; также 5 общин находится в Румынии и 1 община в Болгарии.

Епархииправить | править код

  • Московская епархия (с 2002 года — патриаршая) — объединяет общины и религиозные группы в Московской, Брянской, Курской, Воронежской, Ленинградской областях, а также в Румынии, Болгарии и странах дальнего зарубежья кроме Святой земли и стран Западной Европы; (патриарх Московский Александр (Калинин))
  • Украинская епархия — объединяет общины и религиозные группы на территории Украины (епископ Украинский Никола (Просин))
  • Белорусская епархия — объединяет общины и религиозные группы на территории Белоруссии (епископ Белорусский Иосиф (Золотухин))
  • Верхневолжская епархия — объединяет общины и религиозные группы в Нижегородской области, Чувашии, Татарстане, Удмуртии и республике Марий Эл. (епископ Верхневолжский Василий (Лаврентьев))
  • Нижневолжская епархия объединяет общины и религиозные группы в Самарской, Ульяновской, Саратовской, Волгоградской, Астраханской и Ростовской областях (епископ Нижневолжский Савин (Тихов))
  • Уральская епархия — объединяет общины и религиозные группы в Пермской, Свердловской, Оренбургской областях, а также в Башкирии и Западном Казахстане; (вакантна)
  • Азово-Черноморская епархия — объединяет общины и религиозные группы на территории Грузии, Северного Кавказа и Краснодарского края; (епископ Нижневолжский Савин (Тихов))
  • Сибирская митрополия — общины и религиозные группы в Сибири, Восточном Казахстане, Забайкалье и на Дальнем Востоке; (митрополит Сибирский Сергий (Попков))
  • Сионская и Западноевропейская епархия — объединяет общины и религиозные группы на Святой земле и в странах Западной Европы (епископ Сионский и Западноевропейский Ияков (Барклай))

Взаимоотношения с другими конфессиямиправить | править код

Русская православная церковь (Московский патриархат) не признаёт патриаршего титулования предстоятеля РДЦ, именуя его в официальных документах архиепископом.

Официальный диалог Русской Православной Церкви с Русской Древлеправославной Церковью начался в 2008 году. Состоялось три встречи переговорных групп. Четвёртое заседание было назначено на декабрь 2013 года, но не состоялось из-за неприбытия представителей РДЦ. На состоявшемся 23-25 декабря 2014 года в Москве Соборе РДЦ было принято постановление, что «переговорный процесс с РПЦ МП в настоящее время утратил свою конструктивность и в сложившейся ситуации продолжение его представляется нецелесообразным».

В 2012 году РДЦ начала диалог с РПсЦ в формате двухстороннего обмена вопросами и ответами. Также церквами было принято решение о сотрудничестве в области книгоиздания и обмене богослужебным опытом. Стоит признать, что богословский диалог так и не привёл ни к каким кардинальным сдвигам в отношениях сторон и с 2015 года, после пятой группы вопросов и ответов, находится фактически в замороженном состоянии. Из других старообрядческих согласий известно о контактах РДЦ с часовенными и поморцами. Древлеправославная Церковь участвует в Рабочей группе по координации межстарообрядческого сотрудничества с момента её основания. РДЦ уже более 10 лет стремится наладить отношения с ИПЦ. В течение данного периода она проводила собеседования со старостильными церквами Греции, Кипра, Румынии и Болгарии, переводя и распространяя среди них свои материалы, а также с АС РПАЦ. На Освященном Соборе 2018 года было проинформировано о продолжающемся диалоге с греческими старостильниками и отмечено наличие некоторых сложностей, например, нерешительность греков в использовании двоеперстия в своих общинах.

Епископат

(в алфавитном порядке имён)

  • Варнава (Едигарев), епископ Белебеевский и всея Башкирии (2001—2005), епископ Волжский (2005), епископ Уральский (2005-
  • Варсофоний (Овсянников), епископ Курский (27 апреля 1969 — сентябрь 1983)
  • Василий (Лаврентьев), епископ Верхневолжский (25 декабря 2008 —
  • Гедеон (Михайлов), на испытании (15 августа 2010 —
  • Герман (Савельев), епископ Белебеевский и всея Башкирии (1996—2001), епископ Пермский (2002 — ноябрь 2003), еп. Азово-Черноморский (ноябрь 2003- 25 декабря 2004) (перешел в РСПЦ)
  • Григорий (Корнилов), епископ Самарский (Куйбышевский) и Оренбургский (26 апреля 1969 — 27 июня 1992)
  • Даниил, епископ Городецкий (1937—1938)
  • Даниил (Калинин), епископ Волжский (декабрь 2003 — 5 декабря 2004)
  • Евмений (Титов), епископ Тульчинский и всея Румынии (1990—2000)
  • Евсевий (Самарцев), епископ Белебеевский и Белорецкий, затем Пермский (13 июня 1953 — 3 июля 1964) и Курский (1964—1968)
  • Епифаний (Абрамов), епископ Самарский (Куйбышевский) и Оренбургский (26 мая 1950 — 5 ноября 1955)
  • Илия (Морозов), епископ Городецкий (октябрь 1938—1938/39)
  • Иоанн (Калинин), епископ Царицынский (Сталинградский) (1939 — 14 октября 1944)
  • Иона (Изюмов), епископ Камышинский (27 сентября 1962 — 13 марта 1978)
  • Иосиф (Золотухин), епископ Белорусский (23 декабря 2010 —
  • Иринарх (Чулков), еп. Оренбургский (1987—1988), еп. Камышинский и Волгоградский (1988—1999)
  • Ияков (Барклай), епископ Сионский и Всея Западной Европы, (весна 2005 —)
  • Лев (Бобылев), епископ Самарский (Куйбышевский) и Оренбургский (1996—2001) (C. и Курский) (находился под запрещением, скончался в июле 2005)
  • Леонтий (Кречетов), епископ Пермский (7 июля 1977—1988 и 1990—1996)
  • Макарий, епископ Грозненский
  • Макарий (Кузнецов), епископ Новозыбковский (2 июля 1948 — 25 мая 1953)
  • Макарий (Мартиниан), епископ Грозненский (21 мая 1938 — ?)
  • Павел, епископ Самарский (Куйбышевский) и Оренбургский (1944—1946)
  • Павел (Мошинин), епископ Потийский и Азово-Черноморский (26 ноября 1966 — 27 июля 1969)
  • Павел (Носов), епископ Городецкий (декабрь 1933—1937) (арестован)
  • Паисий (Феоктистов), епископ Вольский (2 октября 1944 — 10 октября 1950)
  • Пансофий (Ивлиев), епископ Ростовский-на-Дону и Курский (18 сентября 1929 — 15 апреля 1933) (арестован)
  • Савин (Тихов), епископ Волжский (30 октября 2005 — 23 декабря 2008), Нижневолжский (с 23 декабря 2008)
  • Сергий (Попков), епископ Сибирский (с 27 февраля 2005)
  • Тихон (Гришин), на испытании (с 15 августа 2010)
  • Трифон (Епишев), епископ Азово-Черноморский (сентябрь 1936 — 4 января 1940)
  • Филарет (Харламов), епископ Свердловский (январь 1930—1937)
  • Феодор (Шашин), епископ Вольский (1934—1937)
  • Флавиан (Вдовин), епископ Московский (18 сентября 1983—1988 и 1990—1995)
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector