Русская православная церковь и экуменическое движение

Содержание:

Экуменизм — это стремление к единству церквей

Экуменизм — это одновременно и идеология, и само движение. В его корни лежит понимание, что Иисус Христос — одна личность, которая подарила нашему миру единую систему знаний.

Эта система знаний легла в основу всех христианских конфессий, которые по-разному её интерпретировали. В этом процессе приняли участие святые, богословы, епископы и др.

Иоанн Павел II — выдающийся папа Римский, убеждённый сторонник экуменизма. Фото: upload.wikimedia.org

Существенное влияние на формирование христианских догм оказало Священное Предание. Собственно, сама Библия — это зафиксированная в тексте часть Предания. Однако и до неё и после Предание существовало, а потому христианская мысль по-разному трансформировалась на Западе и на Востоке.

На заре христианства разночтения в вероучении и богослужебной практике возникали по географическим причинам: трудно было обмениваться информацией.

В более поздние времена вмешалась политика, организационные разногласия и другие внешние факторы, которые изолировали главные христианские ветви друг от друга. Это был не единичный процесс. Такое явление называют расколом.

Экуменизм — это идея, а как её воплотить, каждый видит по-своему.

Экуменисты стремятся преодолеть различия и возродить единство христиан. А цель у разных энтузиастов может отличаться вплоть до двух крайностей:

  • создать единую церковь без каких-либо территориальных, традиционных и прочих различий;
  • сохранить за всеми ветвями их индивидуальные особенности, но сделать так, чтобы представители различных конфессий видели в соседях воплощение своей единой святой церкви, а не инославных или иноверцев.

Критика[ | ]

Одним из первых, кто запретил участие в экуменическом движении своим чадам, был Архиерейский Собор РПЦЗ 1938 года:

Православные христиане должны сознавать Святую Вселенскую Православную Церковь единой и единственной истинной Церковью Христовой. Поэтому Православная Русская Зарубежная Церковь воспрещает своим чадам участие в экуменическом движении.

Архиепископ Серафим Соболев на московском Всеправославном совещании (1948) сказал:

…памятуя сущность и цели экуменизма, всецело отвергнем экуменическое движение, ибо здесь отступление от православной веры, предательство и измена Христу. Экуменизм ещё не будет торжествовать своей победы, пока он не заключит все Православные Церкви в своё экуменическое вселенское кольцо. Не дадим ему этой победы!

Авторитетный православный богослов архиепископ Аверкий (Таушев) резко отрицательно относился к экуменическому движению: «модернисты-либералы, непрошенные „реформаторы“ Православия, каких уже немало во всех Православных поместных Церквах, создали для себя как бы единый фронт, включившись в так называемое экуменическое движение, ставящее себе якобы задачей объединить всех христиан во „Единую Церковь“, переставшую будто бы по греховности людей, вследствие оскудения духа любви существовать на земле. ..вхождение в эту организацию православных противоестественно, и не только противоестественно, но и порочно и преступно».

При митрополите Филарете (Вознесенском) в РПЦЗ сформировался взгляд на экуменизм как на «ересь ересей». В 1967 году на Архиерейском соборе РПЦЗ архиепископ Виталий (Устинов) (первоиерарх РПЦЗ в 1986—2001 годы) отозвался об экуменизме в своём докладе следующим образом:

Экуменизм есть ересь ересей, потому что до сего времени каждая отдельная ересь в истории Церкви стремилась сама стать на место истинной Церкви, а экуменическое движение, объединив все ереси приглашает их всех вместе почитать себя единой истинной Церковью.

В 1983 году в Чин торжества Православия при митрополите Филарете в РПЦЗ на Архиерейском соборе была внесена анафема на «экуменизм»:

Нападающим на Церковь Христову и учащим, что она разделилась на ветви, которые отличаются между собою своим учением и жизнию, и утверждающим, что Церковь не существовала видимо, но от ветвей, расколов и иноверий, должна соединиться во едино тело; и тем, которые не отличают истинного священства и таинств Церкви от еретических, но учат, что крещение и евхаристия еретиков достаточны для спасения; и тем, которые имеют общение с этими еретиками или содействуют им, или защищают их новую ересь экуменизма, под предлогом братской любви и объединения разделённых христиан — Анафема.

В 2007 году РПЦЗ вошла в состав РПЦ на правах самоуправляемой части, восстановив общение с другими поместными церквами.

Подобная анафема на экуменизм была произнесена и на соборе Русской православной старообрядческой церкви в 2007 году:

2. Об определении понятия «экуменизм» и об отношении Церкви к экуменизму 2.1. Экуменизм является совокупностью еретических учений и утверждает возможность спасения в других вероисповеданиях, размывает границы Церкви и разоряет её канонический и литургический строй. 2.2. Современный экуменизм стремится к созданию некой «общей религии» на основе существующих вероисповеданий и, являясь инструментом глобализации, ведет к уничтожению истинных духовных ценностей.

2.3. Единая Святая Соборная и Апостольская Церковь отвергает экуменизм и анафематствует его.

Ряд церквей, относящих себя к православию, но не состоящих в общении с мировым Православием (Истинно-православные церкви, Старообрядческие церкви и согласия, Старостильные церкви и др.), считают недопустимым участие православных христиан в любых совместных молитвах с представителями иных конфессий. Экуменизм объявляется ими одной из основных причин для их отделения от церквей мирового православия, признаваемых ими еретическими и отпадшими от Православия.

Епископ Диомид (Дзюбан) при своем разрыве с РПЦ одним из оснований для этого разрыва объявил совершение патриархом Алексием II «экуменических молитв с еретиками».

Архимандрит Рафаил (Карелин) дал такую оценку православным сторонникам экуменизма:

Что такое экуменизм

Данное понятие пришло из греческого языка и буквальный его перевод означает обитаемый мир или вселенная. Этимология слова подразумевает такое значение слова — единая вселенная, где правит Иисус Христос.

В современном мире термин трактуют тремя разными путями:

  1. Диалог или общение Православной Церкви и других религиозных и нерелигиозных течений с целью миротворческих действий в мире.
  2. Либеральное течение, для которого характерно объединение различных конфессий в рамках одной общины.
  3. Синкретизм или учение об объединении всех религий в одну новую.

    Экуменизм означает межконфессиональное христианское общение, тенденцию к сближению

Если первое понятие вполне принимается Православной Церковью (далее ПЦ), то второе полностью отрицается, поскольку предполагает отвержение уже действующей единой церкви с апостольским преемством. Третье же понятие считается ПЦ полностью еретическим. Таким образом, в рамках ПЦ возможно только одно толкование термина экуменизм — это диалог с другими религиями и движениями для миротворческих действий.

Допустимо также толкование термина как сближение и диалог, но только между христианскими конфессиями, у которых есть единое представление об учении Христа.

Краткая история экуменического движения

Череда серьезных массовых расколов во Вселенской Церкви (между Западом и Востоком, католиками и протестантами) привело к росту незарегистрированных самовольных общин и длительному конфликту между ними.

Понятие экуменизма было зарождено в XIX-XX веках среди протестантов Западной Европы и Америки. Протестанты поняли необходимость общения друг с другом, несмотря на некоторые различия в собственных учениях и начали предпринимать шаги к сближению. Впервые эти мысли прозвучали на мировой конференции в Эдинбурге в 1918 году. В результате проводились совместные мировые межконфессиональные конференции, форумы и конгрессы.

Позже они стали рассматривать возможность объединения не только отдельных ветвей христианства, но совместную работу с другими религиями (иудаизмом, исламом и политеистическими, т.е. языческими религиями).

Возникновение организации ВСЦ восходит к 1844 году, когда в Лондоне Джордж Уильямс положил основание организации YMCA (Yong Men’s Christian Association), Через 11 лет после основания YMCA в Англии были организованы еще два женских общества — на юге Англии Эмма Робартс создала кружок с целью молитвенного объединения, а в Лондоне леди Кинниэрд положила начало обществу с целью практической благотворительности молодым женщинам. В 1887 году эти два общества слились в одно и стали именоваться YWCA (Yong Women Christian Association).

На двух последующих конференциях в Оксфорде и в Эдинбурге было решено эти два движения объединить в одну организацию — «Всемирный Совет церквей», но из-за начавшейся Второй мировой войны его официальное создание было отложено до 1948 года, когда представители 147 церквей провели первую учредительную ассамблею в Амстердаме, чтобы основать ВСЦ.

Главный руководящий орган Всемирного совета церквей — Генеральная ассамблея, которая заседает один раз в 6-7 лет, она избирает президиум состоящий из 8 президентов и Генеральный комитет состоящий из 150 членов, ежегодно собирающихся для определения политики Совета между ассамблеями. Одним из президентов был митр. Никодим (Ротов).

Экуменизм и католики

Католическая церковь открыла двери экуменизму после Второго Ватиканского собора. Это было отражено в ряде документов (например, декрете Второго Ватиканского собора Unitatis Redintegratio и других).

В этих документах провозглашается необходимость уважения католиков ко всему тому в других религиях, что не противоречит католической вере. Безусловно, католиков можно признать в целом более открытыми к межконфессиональному диалогу, чем православные.

В качестве примера приведу ситуацию в Польше. В этой стране католичество обладает реальной силой и авторитетом для большинства населения, там нет «европейских пустых костелов», которыми так любят пугать русские священники. Безусловно признается истинность и исключительность католицизма, но при этом отсутствует какое-либо недоброжелательство по отношению к другим религиям.

Экуменизм поддерживается католичеством и католичеством церковью реально, а не только на словах. Проводятся экуменические конференции и съезды (один из самых известных – в Кодене, недалеко от Бреста). Даже существует экуменический ежемесячник для католической молодежи «Prosto z mostu» (желающие могут ознакомиться с номерами журнала на польском языке по адресу www.radioszczecin.pl).

Вы можете представить что-нибудь подобное для православной молодежи в России? Вот и я не могу… Наши пастыри оберегают православную молодежь от излишних познаний, как только могут…

Отношение Русской Православной Церкви к экуменизму

Архиерейский собор Русской православной церкви, проходивший в августе 2000 года в Москве, принял документ под названием «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию». Документ подтвердил традиционную точку зрения РПЦ на цель сношений с инославными — «восстановление богозаповеданного единства христиан », — указав, что «безразличие по отношению к этой задаче или отвержение её является грехом против заповеди Божией о единстве»; документ констатировал: «Православная Церковь есть истинная Церковь Христова, созданная Самим Господом и Спасителем нашим, Церковь утвержденная и исполняемая Духом Святым, Церковь, о которой Сам Спаситель сказал: «Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её». Она есть Единая, Святая, Соборная (Кафолическая) и Апостольская Церковь, хранительница и подательница Святых Таинств во всем мире, «столп и утверждение истины». Она несёт полноту ответственности за распространение Истины Христова Евангелия, равно как и полноту власти свидетельствовать о «вере, однажды преданной святым». «Православная Церковь есть истинная Церковь, в которой неповрежденно сохраняется Священное Предание и полнота спасительной благодати Божией. Она сохранила в целости и чистоте священное наследие апостолов и святых отцов. Она сознаёт тождественность своего учения, богослужебной структуры и духовной практики апостольскому благовестию и Преданию Древней Церкви. Диалог Православной Церкви с экуменическим движением не означает признания равноценности или равнозначности с остальными участниками движения. Членство во Всемирном Совете Церквей не означает признания ВСЦ церковной реальностью более всеобъемлющего порядка, чем сама Православная Церковь, поскольку она и есть Единая, Святая, Соборная и апостольская Церковь, или даже просто признание того, что ВСЦ и экуменическое движение обладают хоть какой-то церковной реальностью сами по себе»

Благодаря экуменическому движению сегодня возможен диалог различных церквей, а также:

  • межцерковные службы;
  • общие молитвы и дискуссии;
  • богословские консультации;
  • общие диалоги и помощь в социальных вопросах.

Все это было невозможно в XX веке, а сегодня существует множество экуменических низовых групп, которые проводят работу в церковных общинах повсеместно для содействия общей ответственности.

Если погрузиться в историю христианства и мучеников первого века станет ясно, что римские правители были своего рода экуменистами — они требовали от христиан признания всех религий равными, на что те отказывались и шли на казнь. Будучи толерантными к множеству языческих религий, правители ждали этого же от христиан. Но христиане утверждали (и до сих пор утверждают), что нет Бога, кроме Господа Иисуса Христа, а другие боги — это языческие идолы.

Православная Церковь сегодня — это наиболее консервативное ответвление христианства, поскольку все новые тенденции в ПЦ воспринимаются подозрительно и отвергаются большинством христиан (наиболее яркий пример — отказ перехода на иной календарь). Тем не менее ПЦ готова на межконфессиональный диалог, несмотря на утверждение в «Основных принципов отношения РПЦ к инославию», что только Православие имеет полную Божественную благодать. Это утверждение приводит к мысли, что католикам и протестантам следует покаяться и вернуться в лоно истинной церкви.

Таким образом, экуменизм для православия явление вредное и, скорее всего, лишнее. Если и сотрудничать с другими религиями, то только на базе православия. Многие православные богословы считают, что экуменизм не только не дает никакой пользы, но обедняет своей механичностью и обезличиванием. Объединить же может только Господь.

Почему Православная Церковь отрицает экуменистические идеи

В Символе Веры четко сформулирован вероучение об истинной Церкви Христовой:

Здесь говорится не о новой объединенной структуре, а многие века существующей и неизменной Православной Церкви. Эта Церковь создана на камне Христовой Истины, а не на песке всевозможных ересей и заблуждений. Церковь не была бы единой, если бы допускались своевольные подходы к догматам. Собственно, результат подобных толкований имеет исторический пример — наличие огромного числа протестантских течений.

Экуменисты отвергают незыблемые апостольские правила (10-е и 45-е). Они говорят о невозможности молитвенного общения с еретиками. А любой православный христианин, отступающий от этого запрета, должен быть отлучен от Церкви.

Также экуменизму свойственно умалять значение святоотеческих трудов. Оно подается как человеческое творчество, а не божественное откровение. Священное Предание перестает быть Священным, оно больше не рассматривается как авторитет. На первое место ставится трактовка Библии по своему усмотрению, что приводит к существенным заблуждениям.

Такой взгляд чужд православному вероучению, так как божественная истина остается неизменной более 2000 лет. В экуменизме истинная нелицеприятная вера заменяется на “удобный” суррогат. Появляется возможность о и «несовременные» догматы и устанавливать свои правила.

Преследования других религий и христианства

Мировая история и история христианства содержит множество историй нетерпимости (и многие из них нелицеприятные), когда были преследуемы христиане различных ветвей. Одной из наиболее страшных страниц в христианстве стала Варфоломеева ночь, когда католики вырезали множество гугенотов и воды Сены в Париже стали красными от их крови.

Нетерпимость в христианском мире понятие распространенное и чаще всего обусловленное богословскими и историческими отличиями.


Гонения на христиан первых веков

Если погрузиться в историю христианства и мучеников первого века станет ясно, что римские правители были своего рода экуменистами — они требовали от христиан признания всех религий равными, на что те отказывались и шли на казнь. Будучи толерантными к множеству языческих религий, правители ждали этого же от христиан. Но христиане утверждали (и до сих пор утверждают), что нет Бога, кроме Господа Иисуса Христа, а другие боги — это языческие идолы.

Позже, с признанием христианства как официальной религии в Римской империи началось преследование и уничтожение проявлений иных религий — уничтожались храмы и идолы, сжигались библиотеки. Это наблюдалось на протяжении всей истории христианства. Даже крещение Руси князем Владимиром — это насилие над людьми и проявление нетерпимости.

Сегодня нет такой явной агрессии к представителям другой веры, по крайней мере, открытых столкновений и актов вандализма. Однако пренебрежительное и агрессивное отношение все же присутствует, как и много веков тому назад. Это происходит из множества различных конфессий, каждая из которых убеждена — ее вера в Христа наиболее верная и она является носителем Христовой благодати, а также спасения.

Важно! Переход в иную церковь считается отпадением от истинного учения, поэтому как такового реального экуменизма в мире сегодня нет

История экуменизма

Популярное, но очень противоречивое, течение появилось на свет в XX веке, когда началось обсуждение сближения конфессий на различных заседаниях. Несмотря на то что течение собрало множество последователей, оно все равно встретило сильное сопротивление со стороны различных религиозных общин.

Общие положения

Экуменизм подразумевает глубокое общение христианских конфессий и общин с той целью, чтобы они смогли разглядеть друг в друге истинное воплощение «единой, Соборной и Апостольской церкви». Такая позиция является основополагающей для проведения совместных миссий, праздников, а также объединения для участия в различных мероприятиях. Кроме того, рассматривается возможность совместного проведения церковных таинств.

Причины возникновения

Возникновение теории экуменизма имеет две основные причины:

  • молитва из Евангелия от Иоанна: «Да будут все едино; как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино»;
  • желание нивелировать межконфессиональные розни.

Цель движения

Экуменист преследует цель освобождения всех христианских конфессий от обмана и греха. В этом учении не превалирует идея об объединении под одним знаменем всех церковных учреждений. Экуменизм пытается привнести в жизнь правоверного человека концепции, которые непосредственно закреплены в Священном Писании без дополнительных трактовок.

Основные положения экуменизма

Деятельность организации

Всемирный совет церквей (ВСЦ) включает около 350 храмов, которые представляют более 120 стран мира. Главенствует в совете Ассамблея, которая собирается каждые семь лет и выбирает президиум, определяет дальнейшую политику, а также подводит итоги по реализованным ранее программам. В состав совета также входит несколько православных церквей и около 20 протестантских конфессий.

Экуменизм — не ересь, хотя русская православная Церковь и не считает, что им нужно увлекаться

Нередко авторы различных материалов пишут, якобы экуменизм — это ересь. Ничего подобного! Это заблуждение.

Протоиерей Пётр Андриевский объясняет, что экуменизм не отвечает признакам ереси:

Пётр Андриевский

протоиерей

С экуменизмом не надо бороться.

Отец Пётр объясняет, что на теме «ересь экуменизма» спекулируют недобросовестные люди. Это портит отношение с другими конфессиями на пустом месте:

Пётр Андриевский

протоиерей

Но ведь в редакциях некоторых «ревнительских изданий» трудятся не простецы. Им должно быть понятно, что даже молитвы православных экуменистов с еретиками являются всего лишь каноническим нарушением, которое отнюдь не следует оправдывать или поощрять, но никак не догматическим заблуждением.

Богословские же диалоги с еретиками не являются даже и каноническим преступлением. Церковь имеет полное право вести любые богословские диалоги, то есть проповедовать Православие находящимся вне Церкви.

Но, конечно же, никакой епископ или мирянин не имеет никакого права молиться вместе с еретиками. И если экуменические мероприятия в настоящее время не могут обходиться без этих общих молений, то такой экуменизм нашей Церкви не нужен».


Протоиерей Пётр Андриевский призывает не идти на поводу у глупости и не воевать с экуменизмом. Верующему христианину нужно сперва разобраться в терминах, а уже потом обсуждать эти вопросы. Фото: upload.wikimedia.org

В связи с этим протоиерей Пётр приводит к неутешительным прогнозам:

Пётр Андриевский

протоиерей

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Литература

  • Экуменическое движение // Карманный словарь атеиста / Ю. А. Бахныкин, М. С. Беленький, А. В. Белов и др.; Под. ред. М. П. Новикова. — 7-е изд. — М.: Политиздат, 1987. — С. 265—266. — 271 с.
  • A History of the Ecumenical Movement, 1517-1948. Vol I: 1517-1948 / edited by Ruth Rouse and Stephen Charles Neill. — Geneva: WCC Publications, 1993. — 868 с. — ISBN 978-2825408711.
  • Экуменическое движение: Антология ключевых текстов. — М.: Библейско-богословский институт святого апостола Андрея, 2002.
  • Смирнов М. Ю. // Реформация и протестантизм: Словарь. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. — 197 с.
  • Епифаний Феодоропулос, архим. Две крайности: экуменизм и зилотство. Статьи и письма. — М.: Святая гора, 2006. — 440 с. — ISBN 8545427357.
  • Fr. Peter Alban Heers. The Missionary Origins of Modern Ecumenism: Milestones leading up to 1920 (англ.). — Uncut Mountain Press, 2007. — 50 p. — ISBN 978-960-86778-7-6.
  • Барон Й., архиеп. Крест и диалог: Теология Креста в свете христианского единства — СПб. : Алетейя, 2010. — 520 с.

РПЦ относится к экуменизму неоднозначно, католики его приветствуют, но объединяться ни с кем не хотят, а англиканцы открыты ко всем христианам

Русская православная Церковь по-разному отзывается об экуменизме. Часто за позицию Церкви выдают чьё-то частное мнение, но в целом этот вопрос по-прежнему — благодатная почва для споров. Ни один Вселенский собор не поставил точку в этом вопросе.

И всё же русская церковь — первая среди православных поместных церквей ещё в XVII веке воспротивилась идеям экуменизма.

И сегодня православные иерархи не спешат объединяться с другими конфессиями. Объясняют это тем, что берегут православное учение от иных влияний. Если коротко, отношение православных таково: согласны соединится с той церковью, которая отвергнет всё, с чем несогласно православие и, по сути, тоже станет православной.

Православие не приемлет экуменизм в его нынешней форме и держится за традиции.

Православие в целом готово присматриваться к экуменизму, но не в той форме, в которой он представлен сегодня в мире. Так решили представители православных церквей на всеправославном совещании в 1948 году.

Католическая Церковь приветствует экуменизм. Особенно велик вклад папы Римского Иоанна Павла II. Понтифик считал нелепостью то, что братья во Христе должны затворяться друг от друга, словно чужие.

Однако Католическая Церковь бережно относится к своим традициям, догматам и правилам богослужения. Отказываться от них ради объединения она не желает

Англиканская Церковь обеими руками за экуменизм. Она старается не делить мир на католиков и православных. Главное, чтобы христианин признавал Троицу. Остальное — уже детали.

Экуменизм и протестанты

Протестанты твердо стоят на позициях экуменизма, например, ими введено открытое причастие для каждого, кто признает Святую Троицу, на богослужениях они молятся за папу римского и православных патриархов.

О. Андрей Кураев иронично заметил, что современные протестанты уже находятся гораздо ближе к атеизму, чем к православию. Например, когда Пауля Тиллиха спросили, молится ли он, он ответил: «Нет, но я часто медитирую».

Будущее экуменизма

Наверное, надо признать, что прекрасный идеал экуменизма – реальное равенство всех религий, признанное всем человечеством – все-таки не достижим в современной, реальной земной жизни. Слишком уж много противоречий, которые были показаны в этой статье.

Но несмотря на это, конечно, межрелигиозный и межхристианский диалог необходим. Это не только условие мирного сосуществования людей и религий в нашем, и так очень конфликтном мире. Это также возможность объединения религиозных сил для преодоления секуляризационных (атеистических и светских) тенденций глобализации.

Ну а на этом мы заканчиваем, надеюсь вам стало хоть немного яснее что такое экуменизм и как сегодня обстоит дело с Экуменизмом в православной и других церквях.

Естественно, мы как портал саморазвития призываем хотя бы быть терпимыми и общается с представителями других религий, а не истреблять их в крестовых походах «за веру», и тем более, не проклинать их в своих молитвах к Богу, так как в итоге может оказаться что вы молитесь тому же самому Богу, который имеет множество обличий и имен, но так ли это определенно сказать ни может никто, кроме вашего собственного сердца.

Ну и конечно также если вам интересно изучайте этот вопрос глубже, почитайте о том. Почему в мире так много религий если Бог один, и о настоящем смысле изначальной христианской веры, еще не обремененной официальной церковью, а также о сути и философии десятков других известных религиозных течей этого мира, включая протестантизм и католицизм.

Найдено научных статей по теме — 15

Средневековый восточнохристианский экуменизм как следствие исламского универсализма

Селезнев Николай Николаевич

В эпоху расцвета средневековой мусульманской культуры в кругах восточных христиан проявляется объединительная тенденция: в сочинениях ряда авторов христианские конфессии не полемически противопоставляются друг другу, но, напротив,

Бахаизм и экуменизм в свете новейших социокультурных тенденций

Меликова Лейла

В статье анализируются некоторые современные социокультурные особенности таких религиозно-культурных феноменов, как бахаизм и экуменизм, а также специфика их отражения в общественно-религиозной жизни Азербайджана.

Христианский экуменизм как проект сакрализации современной культуры

Я.М. Осыка

В статье рассматривается трансформация сакрального в контексте христианского экуменизма, культурных, политических и религиозных диалогов.

Христианский экуменизм как проект сакрализации современной культуры

Осыка Я. М.

В статье рассматривается трансформация сакрального в контексте христианского экуменизма, культурных, политических и религиозных диалогов.

Христианский экуменизм сегодня: кризис или трансформация?

Экуменические деятели разных христианских конфессий православный священник Хейкки Хуттунен, лютеранский пастор Дагмар Хеллер и католический богослов Йоханнес Эльдеманн отвечают на вопросы редакции о современном состоянии экуменизм

К истокам протестантской экклезиологии: невидимая Церковь, экуменизм, теория ветвей

Ситало Алексей Юрьевич

Статья предлагает к рассмотрению в историко-богословской перспективе возникновения трех основных протестантских экклезиологических идей, не принятых на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 г.

Экуменизм как явление современности

Легеев Михаил Викторович, Мефодий (Зинковский), Кирилл (Зинковский)

Немного найдется явлений в современном мире, которые вызывали бы столь разноречивые оценки, как экуменизм от восторженных до крайне отрицательных. Что же такое экуменизм? На какой почве он возникает? Какие цели ставит?

Геополитические идеи и экуменизм В. С. Соловьева

Кузнецов Юрий Валентинович

В статье рассматриваются взгляды В. С. Соловьева в качестве одной из форм русской геополитической мысли. Анализируются религиозные и историко-культурные предпосылки формирования геополитической концепции мыслителя.

Экуменизм как пространство для миссионерской деятельности Русской православной церкви

Клепалко Ангелина Олеговна

В статье рассматривается неоднозначное отношение Русской православной церкви к экуменизму в виде систематичного анализа экуменической мысли, а также говорится о том, что экуменическое движение из недоброжелательного явления превра

Экуменизм – грех и ересь?

Большинством представителей Православной Церкви экуменизм в любых его проявлениях признается ересью, и даже не просто ересью, а сверх-ересью (Константинос Муратидис). Впрочем, отдельные православные богословы считают, что не все так однозначно.

Андрей Кураев

Например, диакон Андрей Кураев говорит — экуменизм не является еретическим движением, если понимается прежде всего, как межконфессиональный диалог, обмен культурным, богословским опытом. Эти тенденции о. Андрей считает исключительно положительными и необходимыми для сближения между церквями.

По его мнению, экуменизм опасен только в одном случае: если он утверждает, что Христовой Церкви на земле еще нет. Что создание настоящей Христовой Церкви возможно только сейчас, в результате объединенных усилий представителей трех христианских конфессий (или, как вариант, — основных мировых религий). Если все-таки придет время нашего объединения с католиками, то это будет объединение на базе православной догматики (а не литургики).

Экуменизм и глобализация глазами Православной Церкви

Некоторые представители РПЦ полагают, что экуменизм – это порождение глобализации, и очень не любят и то, и другое. Глобализация в глазах РПЦ – это стирание границ, приводящее в результате к стиранию уникальности, уничтожающее народ.

Глобализационные тенденции, поддерживаемые экуменизмом, в конце концов лишат русский народ корней, уничтожат его память и культурную и религиозную идентичность. Экуменизм, как и глобализация, признаны страшной духовной болезнью XX века, угрозой Православной Церкви и верующим людям.

Экуменизм патриарха Кирилла

РПЦ – сегодня крайне консервативная организация, замкнутая и склонная к изоляционизму. Патриарху постоянно приходится выдерживать жесткую критику в результате любого экуменистического жеста, будь то участие в экуменистическом съезде, поздравление католиков с Пасхой или Патриарх признает, что сделать РПЦ более открытой к диалогу пока что не удалось.

Экуменисты в Православной Церкви

Несмотря на столь серьезное противостояние в современной РПЦ экуменистическим тенденциям, ростки экуменизма в Православной церкви все-таки присутствуют, в основном на уровне участия в экуменистических конференциях и совместных молитвах, диалогах с другими религиями.

Последним таким событиям стало участие представителей РПЦ в Форуме «Молитва о мире», 6-9 сентября 2015 года, организованном католической Общиной святого Эгидия.

Особенное значение имеет межконфессиональный диалог в местах компактного проживания христиан и представителей других религий (например, в народных республиках). Однако эти события не оказывают значительного влияния на общую позицию РПЦ, которую она занимает в том числе и в публичных проповедях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector