Петрушко в.и. курс лекций по истории русской церкви
Содержание:
- Источники
- Под властью монголов
- Собор Василия Блаженного в Москве
- Отмена патриархата и Священного синода
- Москва – Третий Рим
- Автокефалия Русской Церкви
- Территориальная экспансия
- Крещение Руси
- 15 век
- Изменения и реформы
- Церковь покрова на Нерли
- При коммунистическом правлении
- Как все начиналось
- Церкви в Америке
- Христианизация Руси
- 17ый век
- Церковь Спаса на Нередице
- Ансамбль бывшего Ферапонтова монастыря
Источники
Документы
Капков К.Г. Памятная книга Российского военного и морского духовенства XIX — начала XX веков. Справочные материалы. — М.: «Летопись», 2008. — 752 с.
Розов Н.А. Аннотированный указатель к журналу «Руководство
для сельских пастырей», 1860-1917.
Материалы к истории и изучению русского сектантства и раскола. Под ред. В.Бонч-Бруевича.
Лахтин М. Бесоодержимость в современной деревне. 1910.
Серафим, иеромонах. Первый Всероссийский иноческий съезд. (Воспоминания, записки и наблюдения участника). Кунгур, 1912. 367 c.
Воспоминания
Анисимов, Нестор. Мои воспоминания. О миссионерстве на Камчатке, 1900-1917.
Бороздин А.К. Очерки русского религиозного разномыслия. СПб., 1907. 236 с. Репортажи.
Георгиевский, Евлогий, митр. Путь
моей жизни. Париж, 1947.
Ельчанинов А. Епископ-старец (Воспоминания о епископе Антонии Флоренсове).
Проханов И.С. В котле России. Чикаго, 1992. 263 с.
Под властью монголов
Русская церковь занимала привилегированное положение, в то время как часть России находилась под властью монголов с 13 по 15 века. Сергий, а также митрополиты Св. Петр (1308–1306) и св. Алексий (1354–78) поддерживали растущую мощь Московского княжества. Церковь пользовалась защитой земли и зданий, а также свободой от налогов. Кроме того, ему гарантируется свобода от преследований в соответствии с исламским религиозным правом. В этом смысле между Золотой Ордой и Русской Православной Церковью существовали даже правовые отношения, поскольку эти права были признаны официальным документом (ярлигом). От церкви требовалось только молиться за хана. Это продолжение «симфонии» соответствовало православной идее государства, которое защищает православную церковь и, следовательно, может требовать лояльности. Спустя столетия экуменические патриархи почти по-другому относились к османским правителям. В 1261 году Русская церковь учредила епархию в Сарае, столице Золотой Орды. Возрастающее значение Москвы и растущая мощь политической системы также породили идеи, которые внесли свой вклад в богословское обоснование статуса Москвы. Уже упоминалось восприятие Москвы как третьего Рима . С этого момента в источниках стало больше употребляться понятие Царство, царство , представляющее собой перевод греческой базилеи. Московский митрополит Макарий (1483–1563) внес свой вклад прежде всего в усиление акцента московской идеи государства. Он подчеркнул русскую церковную традицию. Он сделал доступными краткие чтения, Минеи, которые были расположены в соответствии с календарем, чтобы их можно было непрерывно читать во время литургии и в монастырях. Они имели сильные русские черты и поддерживали провиденциальный взгляд на российскую политическую систему.
Собор Василия Блаженного в Москве
Построенный по приказу царя Ивана Грозного пять веков назад Собор Василия Блаженного, является одним из старейших в мире. Первоначально построенные 25 куполов со временем были утрачены. Сейчас можем наслаждаться видом куполов 9 церквей, куполом одной колокольни и одного церковного придела. Ни один купол не повторят рисунок и форму другого. Храм красуется на Красной площади Москвы, поражая своим великолепием. Настоящее имя его Собор Покрова пресвятой Богородицы слегка забыто, и он носит имя юродивого Василия, который почитался москвичами как святой и ясновидящий. Уникальность собора в том, что стоя перед ним с любой стороны кажется, что Вы находитесь напротив главного входа. Акустика в храме удивительная благодаря тому, что при строительстве в стены было заложено большое количество глиняных горшков, горлышками вовнутрь. Считалось, что под землей собора был прорыт потайной ход в царскую сокровищницу.
Отмена патриархата и Священного синода
В 1700 году, после смерти патриарха Адриана , Петр I запретил назвать преемника. В 1721 году по совету Феофана Прокоповича Московский патриархат был заменен Святейшим Правящим Синодом для управления церковью. Священный Правящий Синод был построен по образцу контролируемых государством синодов лютеранской церкви Швеции и Пруссии и был тесно связан с государством. Синод оставался высшим церковным органом Русской Церкви на протяжении почти двух столетий.
В 1762 году Петр III предпринял попытку секуляризации всей церковной земли и крепостных. Екатерина Великая , которая изначально отменила указ Петра, в конце концов подтвердила его в 1764 году и пошла еще дальше, закрыв 569 из 954 монастырей. В 1785 году православное духовенство не получило ни одного места в Екатерининской законодательной комиссии. К 1786 году Екатерина решила просто исключить все программы по изучению религии и духовенства из мирского образования. В 1797 г. Священный Синод запретил избрание священников, которые теперь назначались епископами.
В 18 веке при Паисии Величковском и его учениках в Оптиной монастыре начался подъем старчества . Это положило начало значительному духовному возрождению в Русской Церкви после длительного периода модернизации.
Москва – Третий Рим
Стремления митрополита Исидора не были поддержаны и в Москве. В 1448 году Московский князь Владимир назначает главой Русской церкви епископа Иону. Данное назначение он не согласовывает с Византией (напомним, что император и Византийский патриарх поддерживали Унию). Таким образом с 15 декабря 1448 года Русская церковь де-факто становится самостоятельной.
При правлении Ивана III (1462-1505) происходит объединение значительного количества русских земель вокруг Москвы, проводятся важные экономические и политические реформы. На фоне падения Константинополя в 1453 году от турок, укрепление Московской государственности формирует концепцию, которая позже будет названа «Москва – Третий Рим». Русская церковь объявила себя единственный наследницей истинного учения Христа. Приверженцы других христианских течений не считались истинными, и должны были заново проходить обряд крещения при переходе в русское православие.
В конце 16 века Русская церковь признается независимой де-юре, а митрополиты получают сан патриарха. Это самое высокое звание в православной церкви. С этих пор глава Русской церкви и формально и официально равен в правах с греческими патриархами.
Автокефалия Русской Церкви
Грамота Константинопольского собора об основании Московского Патриархата 8 мая 1590 года. Пергамент, чернила (на греч. яз.). Грамоту подписали 106 человек: патриархи Константинопольский Иеремия II, Антиохийский Иоаким и Иерусалимский Софроний, а также 42 митрополита, 19 архиепископов и 20 епископов. |
Иона
В дальнейшем возрастающая мощь Русского государства содействовала и росту авторитета Автокефальной Русской Церкви. В году московский митрополит Иов стал первым русским Патриархом. Восточные патриархи признали за русским Патриархом пятое по чести место.
XVII век начинался для России тяжело. С запада на Русскую Землю вторглись польско-шведские интервенты. В это время смут Русская Церковь, как и прежде, с честью выполнила свой патриотический долг перед народом. Горячий патриот Патриарх Ермоген (-), замученный интервентами, был духовным вождем ополчения Минина и Пожарского. В летопись истории Русского государства и Русской Церкви навсегда вписана героическая оборона Троице-Сергиевой Лавры от шведов и поляков в — годах.
В период, последовавший за изгнанием из России интервентов, Русская Церковь занималась одной из очень важных внутренних своих проблем — исправлением богослужебных книг и обрядов. Большая заслуга в этом принадлежала Патриарху Никону. Вместе с тем недостатки в подготовке реформы и насильственное насаждение ее нанесло Русской Церкви тяжелейшую рану, последствия которой не преодолены и по сей день, — раскол старообрядчества.
Территориальная экспансия
В конце 17 века и в следующие два столетия, в связи с расширением границ Российского государства, Русская Церковь тоже испытала феноменальное географическое расширение.
В 1686 году Московский Патриархат получил от Константинопольского Патриархата часть Киевской митрополии , которая до этого состояла из православного населения Речи Посполитой , хотя точные сроки и условия передачи являются спорным вопросом. В ноябре 1685 г. Патриарх Московский Иоаким поставил Гедеона Четвертинского митрополитом Киевским, Галицким и всея Руси ; этот акт был признан Патриархом Константинопольским Дионисием IV в следующем году. Его титул, привилегии и статус впоследствии были значительно уменьшены.
После присоединения Грузии к России в начале 19 века, де-факто независимость, которой пользовалась Православная церковь в этой стране, была отменена в 1811 году, и Грузинская церковь стала экзархатом Русской церкви.
В XIX веке миссионерские усилия проводились в владениях России в Северной Америке , а также в Японии и Китае усилиями таких деятелей, как Иннокентий с Аляски , Николай Японский и Иннокентий (Фигуровский) из Пекина. Японская миссия была самой успешной: в 1914 году ею приняли участие около 35 000 крещеных членов Церкви.
Крещение Руси
Начавшемуся в IX в. распространению христианства на Руси способствовало ее соседство с могучей христианской державой — Византийской империей. Юг Руси был освящен деятельностью святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, просветителей славян. В году приняла крещение княгиня Киевская Ольга. Все это подготовило величайшие события в истории русского народа — крещение князя Владимира и в году Крещение Руси.
Русская Церковь в домонгольский период своей истории была одной из митрополий Константинопольского Патриархата. Возглавлявший Церковь митрополит назначался Константинопольским Патриархом из греков, но в году на первосвятительский престол был впервые поставлен русский митрополит Иларион, образованнейший человек своего времени, замечательный церковный писатель.
С X века строятся величественные храмы. С XI века на Руси начинают развиваться монастыри. В году преподобный Антоний Печерский принес на Русь традиции афонского монашества, основав знаменитый Киево-Печерский монастырь, ставший центром религиозной жизни Древней Руси. Роль монастырей на Руси была громадна. И главная их заслуга перед русским народом — не говоря об их чисто духовной роли — в том, что они были крупнейшими центрами образованности. В монастырях, в частности, велись летописи, донесшие до наших дней сведения о всех знаменательных событиях в истории русского народа. В монастырях процветали иконопись и искусство книжного писания, выполнялись переводы на русский язык богословских, исторических и литературных произведений. Широкая благотворительная деятельность монашеских обителей способствовала воспитанию в народе духа милосердия и сострадательности.
В XII веке, в период феодальной раздробленности, Русская Церковь оставалась единственной носительницей идеи единства русского народа, противодействовавшей центробежным устремлениям и междоусобицам князей. Татаро-монгольское нашествие — величайшее бедствие, постигшее Русь в XIII веке, — не сломило Русской Церкви. Она сохранилась как реальная сила и была утешительницей народа в этом трудном испытании. Духовно, материально и морально она способствовала воссозданию политического единства Руси — залога будущей победы над поработителями.
Объединение разрозненных русских княжеств вокруг Москвы началось в XIV веке. И Русская Церковь продолжала играть важную роль в деле возрождения единой Руси. Выдающиеся русские святители были духовными руководителями и помощниками московских князей. Святитель Митрополит Алексий (-) воспитал святого благоверного князя Димитрия Донского. Он, как позднее и святитель митрополит Иона Московский (-), силою своего авторитета помогал московскому князю в прекращении феодальных смут и сохранении государственного единства. Великий подвижник Церкви русской преподобный Сергий Радонежский благословил Димитрия Донского на величайший ратный подвиг — Куликовскую битву, послужившую началом освобождения Руси от монгольского ига.
Сохранению национального самосознания и культуры русского народа немало содействовали в тяжелые годы татаро-монгольского ига и западных влияний монастыри. В XIII веке было положено начало Почаевской Лавре. Эта обитель и ее игумен преподобный Иов многое сделали для утверждения Православия в западнорусских землях. Всего с XIV до половины XV века на Руси было основано до 180 новых монашеских обителей. Крупнейшим событием в истории древнерусского монашества было основание преподобным Сергием Радонежским Троице-Сергиева монастыря (около 1334 года). Здесь, в этой прославленной впоследствии обители, расцвел дивный талант иконописца преподобного Андрея Рублева.
15 век
В 15 веке Русская Церковь сыграла решающую роль в выживании и жизни Российского государства. Такие святые деятели, как Сергий Радонежский и митрополит Алексий, помогли стране выдержать годы татарского гнета и развиваться как в экономическом, так и в духовном плане.
На Флорентийском соборе 1439 года группа руководителей православной церкви согласовала условия с папством . Московский князь Василий II , однако, отверг уступки Римской церкви и запретил провозглашение актов Собора в Москве 1452 года. Русский митрополит Исидор , подписавший Акт унии, в том же году был изгнан из своей положение отступника.
В 1448 году Русская Церковь в Москве стала фактически независимой от Константинопольского Патриархата — когда русские епископы в Москве избрали своего предстоятеля , русского епископа Йонаса , без обращения в Константинополь. Русская церковь в составе Великого княжества Московского с этого времени фактически была автокефальной .
Митрополит Ионас, как и его предшественники, получил титул митрополита Киевского и всея Руси, но его преемники именовали себя митрополитами Московскими и всея Руси. Пять лет спустя Константинополь пал перед турками-османами. Впоследствии Русская Церковь и Московское герцогство (позднее — Русское царство ) считали Москву Третьим Римом , законным преемником Константинополя, а московского митрополита — главой Русской церкви.
Изменения и реформы
Царь Алексий молится перед мощами митрополита Филиппа
Правление Ивана III и его преемника сопровождалось многочисленными ересями и спорами. Одна партия, возглавляемая Нилом Сорским и Вассианом Косоем , призвала к секуляризации монастырской собственности. Им противостоял влиятельный Иосиф Волоцкий , отстаивавший церковную собственность на землю и имущество. Позиция государя колебалась, но в конце концов он поддержал Иосифа. Возникли новые секты, некоторые из которых проявили тенденцию вернуться к закону Моисееву : например, протоиерей Алексей обратился в иудаизм после встречи с неким Захарией-евреем .
Монашеская жизнь процветала, и два основных направления сосуществовали до окончательного разгрома несобственников в 1551 году. Ученики преподобного Сергия покинули Троицкий монастырь под Москвой, чтобы основать десятки монастырей на северо-востоке России. Некоторые из самых известных монастырей располагались на Русском Севере, чтобы показать, как вера могла процветать в самых негостеприимных землях. В число самых богатых помещиков средневековой России входили Иосифо-Волоколамский монастырь , Кирилло-Белозерский монастырь и Соловецкий монастырь . В XVIII веке три величайших монастыря были признаны лаврами , а находящиеся в прямом подчинении Синода — ставропигиальными .
В 1540-х годах митрополит Макарий созвал несколько церковных соборов, кульминацией которых стал Стоглавный Собор 1551 года. Это собрание объединило церковные обряды и обязанности на всей территории России. По требованию церковной иерархии правительство отменило юрисдикцию царя над духовенством.
Церковь покрова на Нерли
Храм в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы считают одним из первых на Руси. Белокаменные стены, украшенные резьбой фасады, все в этой церкви поражает гармонией и красотой. По преданию, построена она была в 12 веке за один год на берегу реки Нерли и по сей день, считается жемчужиной древнерусской архитектуры. Церковь-посвящение победе над Булгарами, которых обязали приносить камни для строительства храма. Возведен он был на высоком холме, который насыпали искусственно для того, чтобы сооружение не затопила вода. Фасады украшены барельефами Царя Давида, библейского правителя, которого считали мудрым и справедливым царём. Он изображен в окружении львов. Также использованы барельефы голубей, грифонов и других мифических существ. Церковь входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
При коммунистическом правлении
Трехстержневой крест Русской Православной Церкви |
Еще в августе 1920 года Ленин писал Председателю Революционного Совета Э.М. Склянскому : «Мы окружены зеленью (пакуем им), мы пройдем всего 10–20 верст и руками задушим. буржуазия , духовенство и помещики. За каждого повешенного будет награда в размере 100 000 рублей ». Он говорил о дальнейших действиях в соседних с Россией странах.
Официальной религиозной позицией Советов была «религиозная свобода или терпимость», хотя государство считало атеизм единственной научной истиной (см. Также Совет или комитет Всесоюзного общества по распространению научных и политических знаний или «Знание», которое до 1947 года назывался Лигой воинствующих безбожников ). Критика атеизма была строго запрещена и иногда приводила к тюремному заключению.
Некоторые действия против православных священников и верующих, наряду с казнями, включали отправку пыток в эти лагеря для военнопленных и / или трудовые лагеря или также психиатрические больницы . Многие православные (наряду с людьми других вероисповеданий) также подвергались психологическим наказаниям или пыткам и экспериментам по контролю над сознанием , чтобы заставить их отказаться от своих религиозных убеждений (см. Тюрьма Питешти ).
За первые пять лет после большевистской революции были казнены 28 епископов и 1200 священников. Сюда входили такие люди, как великая княгиня Елизавета Федоровна, которая в то время была монашеской. Вместе с ее убийством был великий князь Сергей Михайлович Романов; князья Иоанн Константинович , Константин Константинович , Игорь Константинович и Владимир Павлович Палей ; Секретарь Великого князя Сергея Федор Ремез; и Варвара Яковлева , сестра из монастыря Великой княгини Елизаветы. Их загнали в лес, затолкали в заброшенную шахту, а затем в шахту бросили гранаты. Ее останки были похоронены в Иерусалиме , в церкви Марии Магдалины .
Как все начиналось
До крещения Русь была языческой. Кругом можно было увидеть
возвышающиеся идольские капища. Население Руси поклонялось разным языческим
богам: Перуну, Яриле и т.д. Наши предки верили, что благополучие и хороший
урожай зависит от благосклонности этих богов. Поэтому строили их идолов и
поклонялись им.
Некоторые историки утверждают, что православие у нас появилось намного раньше крещения Руси. Еще князь Аскольд, правящий в Киеве, пытался насадить православную веру среди наших предков, но ему помешали убежденные язычники, которых на Руси тогда было большинство.
Позже святая Ольга приняла православную веру, но ей тоже не дано было обратить страну в православие. Зато это удалось ее внуку — князю Владимиру. По легенде князю сразу понравилась проповедь грека, но принимать православную веру он не торопился. Сначала выслушал приверженцев других вероисповеданий.
Послам князя понравилась греческая служба в храме, они утверждали, что были словно на небе. Но православную веру князь принял на политической основе. Он пошел войной на Корсунь, потому что император не выполнил условие договора – отдать свою сестру за Владимира. В конце концов, ему пришлось это сделать, но русский князь должен был принять православие.
Перед принятием Таинства крещения князь ослеп, как повествует предание. Но во время погружения в купель он снова прозрел. Поэтому он получил звание «второго Павла». По возвращении на родину он решил обратить в православную веру всех жителей Руси.
Князь приказал уничтожить всех идолов, выкинув их в реку.
Крестили русский народ священнослужители из Греции. Все семьями спешили на реку
Днепр, где принимали крещение. Однако не все смирились с волей князя. Некоторые
удалились, не желая принять крещение. А другие бежали с плачем за идолами,
плывущими по реке.
Православная вера не сразу прижилась на Руси. Приходилось заменять языческие праздники православными. Например, Ярила превратился в Илию пророка. А праздник Купала стал Рождеством Иоанна Предтечи. Некоторые языческие обычаи сохранились в церковной жизни, например, украшение березками храма.
Церкви в Америке
После возобновления связи с Москвой в начале 1960-х годов и предоставления автокефалии в 1970 году Митрополия стала известна как Православная Церковь в Америке .
17 мая 2007 года Русская Православная Церковь Заграницей подписала Акт о каноническом общении с Московским Патриархатом. Согласно положениям Закона Московский Патриархат гарантирует, что РПЦЗ сохранит свою независимую иерархию, продолжая оставаться «неразрывной, самоуправляющейся частью Поместной Русской Православной Церкви», единственное изменение состоит в том, что при избрании нового Первого Святитель , его избрание должно быть утверждено Патриархом Московским. В свою очередь, РПЦЗ признает Московского Патриарха главой всей Русской Православной Церкви.
Христианизация Руси
Самая большая миссия православных христиан Константинополя была направлена на районы, известные как Киевская Русь , которые время от времени были государствами Украины и Беларуси . Христианство было принесено в Киевскую Русь греческими миссионерами из Византии в IX веке. В 863–869 гг. Святые Кирилл и Святые Мефодий впервые перевели части Библии на старославянский язык, открыв путь к христианизации славян. Есть свидетельства того, что первый христианский епископ был послан в Новгород из Константинополя либо патриархом Фотием, либо патриархом Игнатием примерно в 866-867 годах нашей эры.
Остромирово Евангелие из Новгорода (1057 г.)
К середине X века среди киевской знати уже существовала христианская община под руководством греческих и византийских священников, хотя язычество оставалось доминирующей религией. Киевская княгиня Ольга была первой правительницей Киевской Руси, принявшей христианство в 945 или 957 годах.
Церковь киевская первоначально была митрополия из Константинопольского Патриархата и Константинопольского патриарха , вместе с императором , назначил митрополита , который управлял Церковью Руси. Резиденция митрополита изначально располагалась в Киеве . Поскольку Киев терял свое политическое значение из-за нашествия монголов , митрополит Максим переехал во Владимир в 1299 году; его преемники, митрополит Петр и Феогност , перенесли резиденцию в Москву в 14 веке.
17ый век
В начале 17 — го века оказался трудным периодом для Московского государства, после смерти последнего царя из династии Рюриковичей , Федор Иванович , в 1598 году поляки и шведы неоднократно вторглись в Россию с запада, с польским князем Владислав Ваза избрал русского царя семью боярами в 1610 году. В это время политических потрясений патриарх Гермоген (1606–1612) оказался стойким противником семи бояр, а также любого католического претендента на московский престол. В этот период Троицкий монастырь (современная Троицкая Сергиева Лавра ) выдержал месяцы осады враждебными силами .
Раскол старообрядцев
Священник-старообрядец Никита Пустосвят беседует с Патриархом Иоакимом о вопросах веры. Картина Василия Перова
В 1650-е годы начался раскол старообрядцев , которые откололись от установленной Церкви в знак протеста против церковных реформ патриарха Никона . Амбициозный деятель, мечтавший совершить литургию в Святой Софии в Константинополе, патриарх Никон стремился утвердить примат Православной Церкви над государством в России. В 1652 году он предпринял пересмотр переводов литургических текстов (с греческого на церковнославянский ) и некоторых московских ритуалов, чтобы привести их в соответствие с распространенной практикой Греческой церкви того времени. Царь царь Алексей , который изначально был близким другом Никона, поддержал инициативы Патриарха. В последующем Расколе жестоко преследовались такие старообрядцы, как протопоп Аввакум , Боярыня Морозова и многие другие.
Раскол достиг своего пика в 1666 году, когда Никон был свергнут, но Московская Церковь одобрила его реформы и предала анафеме тех, кто продолжал противостоять им. В течение следующих двух столетий старообрядцы сформировали в Русском Православии сильную группу раскольников.
Церковь Спаса на Нередице
Среди холмов Новгородской области, как шлем русского богатыря, возвышается купол церкви Спаса на Нередице. Она была построена в 12 веке Великим князем Ярославом Владимировичем и стала последней постройкой из камня в эпоху правления новгородских князей
Через год церковь была расписана фресками, которые обратили на себя внимание историков только спустя лишь столетия, и явились настоящим памятником новгородской живописи в мировом масштабе. Стены, своды, купол, арки- расписано было все ! Всё было покрыто изумительным ковром живописи
Но на изучение этого бесценного произведения искусства было отведено судьбой около 40 лет. Во время войны Церковь Спаса на Нередице была расстреляна фашистской артиллерией. Верхние части стен, своды, купол, всё было разрушено. От церкви осталось не более 40 процентов, от фресок — ничтожные фрагменты. Уже в 1944 году начались восстановительные работы, и они были произведены с такой чёткостью, что Нередица поднялась из пепла.
Ансамбль бывшего Ферапонтова монастыря
На небольшом холме между двух озёр, в уютном и красивейшем месте близ Вологды, обнесённый небольшой каменной оградой, раскинулся удивительный Ферапонтов мужской монастырь. Архитектурный ансамбль является уникальным памятником древнерусской истории, архитектуры и стенописи.
Он состоит из 4 церквей, колокольни, Казённой и Трапезной. В 14 веке святой Ферапонт основал этот небольшой, в то время, монастырь. В конце 15 века в Ансамбле появляется Собор Рождества Богородицы, который будет расписан знаменитым иконописцем Дионисием и его двумя сыновьями за 34 дня. Уникальные фрески, иконы из собора, сохранились до наших дней и сделали Ферапонтов монастырь всемирно известным. Эта единственная сохранившаяся роспись знаменитого художника 16 века, позволила внести Храм в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.