Значение образа николая можайского в русской истории

Чудеса, связанные с иконой Николая Угодника

В народе считают, что Николай до сих пор ходит по земле и творит чудеса. Каждое чудо иконы – это свидетельство покровительства святого, который по сей день заботится о живущих на земле.

В интернете есть множество публикаций, посвященных современным чудесам Николая Чудотворца. Он помогает избежать аварий, найти работу, исцелиться от недугов, обустроить личную жизнь, добиться справедливого суда – чтобы перечислить все чудеса Угодника, нужна не одна подобная статья.

Как правильно молиться перед иконой, где ее поставить? 

Образ Николая Угодника в полный рост и в ярких цветах лучше всего повесить на восточной стене дома. Он не должен соседствовать с бытовой техникой, светскими картинами и книгами.

Для домашнего иконостаса лучше выбрать поясное изображение Чудотворца и разместить его слева от образа Спасителя.

Серебряная подвеска «Святитель Николай»

Тексты молитв 

Молиться нужно сосредоточенно и искренне. Совместные молитвы приветствуются, но обращающиеся к образу не должны мешать друг другу и отвлекать разговорами от обращения к святому.

Молитва об исцелении

Слова канонических молитв прошли через тысячелетия и обрели великую силу. Но вряд ли святой Николай Угодник откажет в помощи человеку, искренне молящемуся перед его иконой простыми словами, идущими от сердца!

26.08.21

История жития Николая Чудотворца

Вокруг усыпальницы святого существовало множество рассказов. В них отражаются многие эпизоды именно ранне-византийской истории. Соединить их воедино впервые пришло в голову Михаилу Архимандриту в первой половине 9 века. В 10 веке какому-то святителю пришло в голову дополнить это житие, эпизодами из жития другого святителя Николая – епископа Пинарского, который жил на 2 века позже святителя Николая Мирликийского. Это житие, составленное из двух, и стало основой для всех последующих жизнеописаний святого. Однако самые удивительные чудеса святителя Николая, за которые его так почитают и любят православные люди, относятся как раз к древнему святителю Николаю Мирликийскому – святому 4 века.

История девушки, которая танцевала с иконой Николая Чудотворца и окаменела — правда или вымысел

Эта удивительная история происходила на самом деле в Куйбышеве (Самаре). Слишком много жителей этого города были свидетелями чуда, чтобы можно было как-то скрыть случившееся.

Стояние Зои, как часто называют произошедшее, считают доказательством того, что божественная сила действительно существует. Причем это то редкое явление, когда свидетелями происходящего были очень многие люди:

  • сами участники вечеринки;
  • родственники Зои;
  • милиция, прибывшая на место и пытавшаяся что-то сделать;
  • служители церкви.

В Самаре многие престарелые жители или сами помнят эти события, или слышали о них от своих знакомых.

На празднование старого Нового года 13 января 1656 года компания молодых людей собралась в доме Клавдии Болонкиной. Когда начались танцы, ребята с девчатами закружились по комнате. Только одна девушка, Зоя Карнаухова не имела пары: ее друг Николай не пришел.

Испытывая горькую обиду к своему молодому человеку, Зоя взяла с полки икону Николая Чудотворца и стала с ней танцевать.

Она хотела обратить внимание святого на свое горе, чтобы великий святой покарал ее обидчика. Девушки, находившиеся в комнате, пытались остановить ее, но Зоя их не слушала

Тут, по словам очевидцев, погас свет, раздался грохот и молния осветила комнату. Зоя остолбенела. Она стояла неподвижно с иконой в руках и не могла пошевелиться. Вся компания также застыла в изумлении. Не зная, что делать, девушки вызвали скорую помощь.

Дом в Самаре по улице Чкалова, где девушка Зоя стояла окаменевшая 4 месяца.

На вызов приехала врач Анна Калашникова. Она осмотрела Зою: девушка была холодная и твердая, не реагировала ни на что, но сердце билось и дыхание было нормальным. Икону не могли вынуть из рук Зои. Врач попыталась сделать укол, но иголка не входила в кожу, а ломалась, как от воздействия на твердую поверхность.

Внук Анны Калашниковой, Виталий Калашников, впоследствии рассказывал, как бабушка в то утро приехала к ним домой очень взволнованная и рассказала, что одна девушка, к которой ее вызвали, окаменела, что она стоит посреди комнаты с иконой святителя Николая в руках и не может пошевелиться.

Анна Калашникова также рассказала, что с нее взяли подписку о неразглашении, но не сообщить о таком случае своим близким она просто не может.

Вслед за скорой помощью приехала милиция. Участников вечеринки опрашивали по нескольку раз. Некоторые молодые люди сбежали с места происшествия, охваченные ужасом, другие впали в транс, отказываясь верить в происходящее.

Милиция также была напугана увиденным зрелищем и не знала что предпринять. Один из прибывших милиционеров — молодой парень — поседел.

Та самая комната, где стояла окаменевшая Зоя.

Утром возле дома Болонкиной собралась толпа, которая все время увеличивалась и к вечеру достигла нескольких тысяч. Все хотели увидеть «каменную бабу». Некоторым особо любопытным удалось заглянуть в окно и увидеть застывшую девушку своими глазами. Потом окна закрыли занавесками. Милиция оцепила дом и никого не подпускала. Толпу разгоняла конная милиция.

Тогдашний секретарь епархиального управления Андрей Савин рассказывал, что в то время, когда Зоя стояла окаменевшая, никто из священников не смел подходить к дому, так как боялся, что его обвинят в подстрекательстве народа.

Власти всячески старались замять эту историю: священников просили объявить прихожанам, что все это выдумки, в газетах появлялись статьи с разоблачениями. Но до сих пор ни один самарчанин не сомневается в правдивости этого события.

Неоспоримым доказательством достоверности происходящих событий являлись свежие доски пола в той самой комнате. Зою пытались «оторвать» от пола, но это сделать не получалось, и тогда пытались ее вырубить вместе с полом.

Стояние Зои продолжалось 128 дней до Пасхи.

Где сейчас находится Великорецкая икона, которую взяли из рук Зои

Перед праздником Благовещенья к Зое приходил благообразный старец и просил охранявших Зою милиционеров пропустить его к ней. Этого старца пропустили к Зое только на третий день и он произнес фразу, которую слышала охрана: «Ну что, устала стоять?».

Старец взял из рук девушки икону и поставил ее на место, а также сказал, что стоять она будет до Пасхи. По мнению верующих это был сам Николай Чудотворец.

Где сейчас находится эта икона — неизвестно.

Что стало с девушкой

После того, как Зоя внезапно ожила, ее уложили в постель и расспрашивали: как она жила все это время без еды и без питья.  Зоя только призывала молиться. На третий день Пасхи Зоя умерла.

Перенесение святых мощей в Бари

В мае 1087 года, корабль с честными мощами прибыл в город Бари. В конце 11 века, юг Италии был захвачен норманами. Византия потеряла контроль над этим регионом, и именно в эту эпоху Бари потерял столичный статус, связанный с пребыванием там наместника византийского императора. Соответственно, лишившись этого статуса, жители Бари лишились источников своих доходов.


Конечно, факт перенесения мощей святителя Николая во многом был обусловлен экономическим моментом. Святитель Николай фактически кормил этот регион в течение многих столетий, потому что Бари стал одним из центров европейского паломничества. Святитель Николай в то время был почитаем не только в православном мире, но и был самым почитаемым святым во всей Европе. Николая Чудотворец часто вспоминается и на Западе, именно в Нидерландах родился обычай, дарить детям пышные булки в день его памяти. Эти подарки стали связываться с рождественскими подарками. Святитель Николай стал тем самым Санта Клаусом, который так почитаем в Америке, в англоязычных странах, а затем слился с образом нашего Деда Мороза. Но в этом образе была сохранена главная черта. Николай Чудотворец – это защитник, заступник и благодетель. Святитель Николай считался покровителем и детей, и путешественников. В образе его, русский человек видел и заступника, и помощника, и даже спутника для мореплавания. Икона Николая Чудотворца ппослужит прекрасным подарком, выражающим всю глубину любящего сердца.

История

Предание о происхождении образа связывает его с чудесным избавлением Можайска от врагов. По распространённой версии чудо датируют XIII или XIV веком, а осаждавшее город войско считают татарским. В то время, в ответ на молитвенное к нему обращение в одной из церквей города, последовало чудесное видение: святитель Николай возник на небе, в грозном виде стоящим над собором. Одной рукой он поднял сверкавший меч, готовый опуститься на головы врагов, в другой держал как бы град Можайск в знак охранения его. Устрашённые грозным знамением, враги в ужасе бежали от стен Можайска, а жители в благодарное воспоминание могущественного заступничества вырезали вскоре из дерева изображение своего святого покровителя в том образе, который увидели на небе.

Редкая на Руси скульптура стала предметом особого почитания. В древнем Можайске она находилась на главных крепостных воротах кремля как охранитель города. Святой был украшен серебряно-позлащенной чеканной ризой и такой же митрой на голове с крупным жемчугом, драгоцеными камнями, крестом наверху. Венец и под ним привеска, а также крест на груди были из червонного золота. Деревянный меч и град были позлащены. Известный под именем «Николы Можайского» этот образ стал одним из самых распространенных и любимых на Руси. На поклонение чудотворному образу в Можайск ездили митрополиты и патриархи, великие князья и цари, тянулись богомольцы с разных концов русской земли. Чтимые списки с образа известны с XIV века; наибольшее распространение они получили в XVI-XVII веках. Многие из этих икон прославились как чудотворные.

Свт. Николай Можайский. Икона, Никольская башня Московского кремля, XVI в.

Иконописный образ

Святитель Николай Можайский

По описанию, сохранившемуся в писцовых книгах 1595–1598 годов, скульптурное изображение Николы Можайского находилась «в киоте, с деяньем

», т.е. с житийными резными картинами. Эта форма сохранена и в древних живописных изображениях.

Так оформлена, например, древняя икона святителя Николая Чудотворца в Толмачах, датируемая первой четвертью XVII века. Эта храмовая икона святителя Николая Чудотворца находится в Москве в Никольском приделе церкви Сошествия Святого Духа, являющейся храмом-музеем при Государственной Третьяковской галерее. Есть основания предполагать, что икона святителя Николая с житием, цитирующая Можайский образ, находилась здесь еще до XVII в. в существовавшей ранее деревянной Никольской церкви в Толмачах. Центральное изображение святого «с мечом и градом

» окружают житийные клейма, икона помещается в арку, имитирующую киот.

По описанию святыни, сделанному дьяконом этой церкви Федором Алексеевичем Соловьевым во второй половине XIX века:

«Храмовая икона Святителя и Чудотворца Николая во весь рост с мечем в деснице и с храмом в шуйце, с изображением вокруг Святителя событий из его жизни в 16 отделениях, письма древняго иконнаго, на доске, мерою в вышину 1 аршин 7 ¼ вершков, в ширину 1 аршин 2 ½ вершка» (103 на 82 см).

Справа и слева над фигурой святого на иконе в круглых медальонах изображены Спаситель с Евангелием и Богородица с омофором.

Подобного рода живописные изображения были популярны и расходились по приходам, копируемые неизвестными художниками.

Примечания

  1. ↑ . iordanhram.orthodoxy.ru. Дата обращения: 20 ноября 2015.
  2. Власьев Н.И. Можайск в его прошлом — краткий исторический очерк. — 1925.
  3. . www.pravmir.ru. Дата обращения: 20 ноября 2015.
  4. Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. — М., 1995. — Т. Т. 1: Древнерусское искусство X – начала XV века. М.: Красная площадь. — С. 197. — 272 с.
  5. Федорова О.В., Ушаков В.К., Федоров В.Н. Можайск. — М.: Московский рабочий, 1981. — 288 с. — 30 000 экз.
  6. В.И. Горохов. Историческое прошлое Можайска (рус.) // Газета «По Ленинскому пути». — 1957.
  7. Мокеев Г. Я. Можайск — священный город русских. — М.: Кедр, 1992. — С. 42-43.
  8. Некрасов А. И. Древнерусское изобразительное искусство. — М., 1937. — С. 203.
  9. А.В. Рындина. Основы типологии русской деревянной скульптуры «Никола Можайский». Икона и святые мощи (рус.) // Искусство христианского мира. — 2002. — Т. 6.
  10. А.В. Рындина. Символические и иконографические аспекты древней статуи «Николы Можайского» (рус.) // Искусство христианского мира. — 2005. — Т. 9.
  11. Воронин Н. Н. Искусство Северо-Восточной Руси. Т. 2. — М.: АН СССР, 1962. — С. 268.
  12. Вагнер Г. К. От символа к реальности. Развитие пластического образа в русском искусстве XIV-XV вв.. — М.: Искусство, 1980. — С. 197-199.
  13. Кондратьев И. И. История Можайского кремля. — М.: ТАУС, 2010. — 232 с. — 1000 экз.
  14. Г.В.Сидоренко. Скульптура «Никола Можайский» в собрании Государственной Третьяковской галереи. Опыт музейной каталогизации (рус.) // Древнерусская скульптура. — 1993. — Т. 2. Ч. 1.
  15. Мокеев Г. Я. Можайск — священный город русских. — Можайск: Кедр, 1992. — 127 с. — 50 000 экз.
  16. В.М. Голиков. Антицерковная политика в Можайском районе 1917-1941 годах (рус.) // Макариевские чтения. — 2014. — № 21. — С. 487-511.
  17. . www.nikola-ygodnik.narod.ru. Дата обращения: 20 ноября 2015.
  18. Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. — М.: Красная площадь, 1995. — Т. Т. 1: Древнерусское искусство X — начала XV века. — С. 196. — 272 с.
  19. Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания.. — М.: Красная площадь, 1995. — Т. Т. 1: Древнерусское искусство X — начала XV века. — С. 198. — 272 с. с.

Образ Николая Чудотворца на святых иконах

Насколько достоверно иконописцы пишут образ святого Николая на иконах? Можем ли мы узнать как выглядел Николай Чудотворец при жизни? На основе анатомо-антропологических исследовавний святых мощей Николая Мирликийского, которые в 1953 году проводил известный ученый, профессор Луиджи Мартино, установлен истинный облик Николая Чудотворца.


Оказалось что образ святого на иконах, полностью соответствует облику полученному учеными. Это человек невысокого роста, 167- 168 сантиметров, коренастого телосложения. Правельные черты лица с выступающими скулами и подбородком.

А в крипте Базилики св. Николая , за ракой с мощами Николая Чудотворца, находится икона, по преданию написанная на основе прижизненного изображения святого. Чудотворную икону Базилике подарил сербский царь Стефан Урош III в знак благодарности за чудесное избавление от слепоты.

На иконах, Николай Чудотворец узнается сразу- это седовласый старец в архиерейском облачении. Широкий лоб, правильные черты лица. Белая короткая борода и усы. Приветливое, одухотворенное лицо. Большие, лучезарные глаза. Его взгляд одновременно выражает и любовь и строгость. Святой с любовью взирает на нас с иконы, на людей, несущих в себе образ Божий. Но помимо данного нам Богом образа, Господь призывает нас достичь и Его подобия. И строгий взгляд святого Николая, говорит нам, как мы порой далеки от заповеданной нам Богом цели.

Святитель Николай прошел долгий, полный испытаний земной путь. Он стяжал Божие подобие еще при жизни. Сейчас же, у престола Господа, Николай слышит наши молитвы. И зная все наши немощи и слабости, все потребности душ и тел наших, все наши горести и переживания – не оставляет нас, просит Великодаровитого Бога нашего, благопотребное для душ и тел наших.

Никола Угодник – зовут святого на Руси. Святой угодник – угодник Божий – человек угодивший Богу. Икона Николая Чудотворца являет нам святого угодника. С святого человека изображенного на ней, мы можем брать пример: как надо жить, как правильно расставлять жизненные приоритеты, как можно угодить Тому к Кому стремился святой Николай и обрел искомое.

Описание и значение деревянного образа святителя


Никола Можайский. Резной трёхмерный образ XIV в. (?), Можайск. Собр. ГТГ

Житие святителя Николая Чудотворца вы можете прочитать на нашем сайте.

Вот основные характеристики скульптуры свт. Николая Можайского:

Деревянная Можайская скульптура святителя Николая Чудотворца вырезана из дуба в рост и имеет в высоту более метра.

  • Святитель изображен в епископском облачении – в хитонеи фелони, поверх всего спускается омофор (ранее был белым с черными крестами).
  • Святитель стоит фронтально с разведенными в стороны руками, в деснице держит поднятый почти вертикально меч, а в шуйце город-крепость, как надписано – «град Можай», вероятно две последние буквы «с» и «к» стерлись.
  • Исследователи говорят, что внутри града ранее находилась ныне утраченная одноглавая церковка (осталось отверстие от крепления).
  • Вырезанный из дерева облик святого несколько отличается от канонического – лицо и борода не округлые, а немного вытянуты. Нос прямой, тоже удлиненный, лицо восточного типа с миндалевидными глазами. При перемене света выражение лица святого меняется – от снисходительной улыбки до грозного взгляда.
  • Меч в руке святителя означает защиту веры и призыв верующих к защите своего Отечества, своих святынь, чистоты православной веры, а удерживаемый в руке град или храм – тоже символ защиты, строительства и укрепления православной Церкви.
  • Технически фигура исполнена из составных частей, которые соединены — голова, туловище, рука с мечом, град, ноги. Например, омофор снимается и под ним видны складки одежды святителя, т.е. его облачали, как живого.
  • Фигура крепилась к плоской поверхности, для этого задняя часть стесана. Образ, как предполагают археологи, размещался над въездными воротами в город в особом киоте и встречал входящих, позднее над вратами была надстроена церковь, куда и был помещен резной образ святителя.
  • В древности деревянная фигура была покрыта росписью, т.е. была многоцветной, в писцовых книгах описано, что фигура Николая Чудотворца была щедро украшена покрытием из драгоценных металлов и каменьями.
  • Столетия и климатическое воздействие негативно повлияли на сохранность скульптуры, некоторые части и драгоценное украшение утрачены.

История и описание святыни

История иконы Николая Чудотворца начинается в незапамятные времена: считается, что прототипом первого образа стал прижизненный портрет Николая Мирликийского.

Доподлинно неизвестно, когда была написана первая икона этого типа – скорее всего, сразу после кончины и канонизации святителя. Древнейшее изображение Николая, дошедшее до наших дней, датировано XII столетием. Оно находится в именной базилике Чудотворца в итальянском Бари.

Базилика Николая Чудотворца – одно из самых посещаемых туристами мест в Италии. Она действительно невероятно красива, но привлекает паломников не только богатым убранством. Помимо старинной иконы и многочисленных фресок, описывающих благочестивые деяния святого, там есть ростовая статуя Николая, отлитая из чистого серебра.

  • Базилика Николая Чудотворца в Бари
  • Древнейшее изображение святого Николая
  • Внутреннее убранство базилики

В крипте базилики хранятся мощи Николая Чудотворца, которые до сих пор мироточат. Ежегодно дверцу раки с мощами приоткрывают, и оттуда вытекает немного благоуханного миро. Его продают в лавке при базилике – говорят, что оно помогает от самых страшных недугов.

Вход в базилику доступен представителям всех конфессий. Более того, с середины прошлого столетия право служить в этом храме получили и православные священники.

Иконография образа

Образ Святого Николая очень любим иконописцами: его изображают на иконах не реже, чем самого Христа, Богоматерь или Троицу. И версий изображений этого святого уж точно не меньше, чем изводов Божьей матери.

Самая древняя икона из известных ныне написана по канонам византийской школы и, согласно преданию, отображает святого практически с портретным сходством. В это можно поверить: после исследования мощей Николая была сделана компьютерная реконструкция его прижизненного облика. Сходство действительно есть.

Главная примета всех образов Николая Чудотворца – это очень глубокий и добрый взгляд. Весь облик святого излучает умиротворение и благообразие. При одном взгляде в глаза Николая ощущаешь ауру поистине вселенской доброты и защиты от всех напастей.

Известно три типа икон святителя:

  • Ростовая икона. На таких образах Николай изображен во весь рост, причем в руках он может держать не только каноническое Евангелие, но и меч и даже храм. К такому типу относится, например, греческая икона XVII века, которая хранится в храме Панагии, в Верии, а также весьма почитаемый на Руси Никола Можайский.
  • Оплечная икона. Святой изображен чуть ниже линии плеч. Оплечные иконы пришли к нам из Византии и стали популярными во времена царствования Иоанна Грозного, почитавшего Николая Чудотворца как личного покровителя. Считается, что это самые драматичные и личные образы: святой как бы вопрошает молящегося и приглашает его к диалогу.
  • Поясная икона. Святой предстает нам по пояс. Как правило, в одной руке он держит Евангелие, персты другой сложены для благословения. На канонических образах Николай изображен в богатом епископском одеянии (пурпурной или золотой фелони и омофоре с крестами), но, как правило, без традиционной митры.

Другие сильные иконы Святого Николая 

Как уже было сказано выше, существует множество изводов (то есть, канонических типов) написания лика Чудотворца. Все иконы изображают одного и того же святого, но с некоторыми нюансами:

  • Никола Можайский. В этом типе Никола изображается в полный рост, в одной руке держа меч, в другой – собор-крепость. Считается, что образ Николая защитил Можайск (а за ним – и другие русские города) от монголо-татар. В честь этого события мирному угоднику вручили оружие и дали еще одно имя – Никола Ратный.
  • Никола Отвратный. Эта старообрядческая икона Николая Чудотворца получила столь странное название потому, что святой способен отвращать несчастья от молящихся. Согласно верованиям, она спасает от голода, мора, нашествий и прочих бед. Икона написана в оплечной манере.

Слева — статуя Николы Можайского (Третьяковская галерея), справа — Никола Отвратный

Слева направо: Никола Мокрый, Никола Вешний, Никола Зимний

В православных храмах, в отличие от католических, нет статуй святых (это считается сродни идолопоклонничеству). Тем не менее Никола Можайский, высеченный из дерева в XIV столетии, находится в Третьяковской галерее и считается исключением из правил.

Николай Угодник и Николай Чудотворец — в чем различие икон?

В святцах, молитвах и церковной литературе Николай именуется епископом Мир Ликийских и Чудотворцем. А в народе его ласково величают Угодником. Так что речь идет об одном и том же святом – никакого различия между иконами нет.

Описание

Образ Николы Можайского является вариантом иконографического типа Николы Зарайского. В обеих образах святитель Николай Мирликийский представлен в полный рост с разведёнными руками. Особенностью образа Николы Можайского являются меч в деснице и город в виде зубчатой крепостной стены (в позднейших списках иногда — храм) в левой руке. Прототипом этого образа считается резная трёхмерная икона святителя Николая, почти в рост человека, стоявшая на городских воротах города Можайска. Двухмерная иконография Николы Можайского также представляет Господа Иисуса Христа и Богоматерь вверху по сторонам от фигуры святителя. Еще одним отличием является арка, часто килевидной формы, над фигурой святого Николая.

Свт. Николай Можайский. Икона, дарованная прп. Сергием боярину Воейку Войтеговичу в 1384 г.

Примечания

  1. 12 [iordanhram.orthodoxy.ru/Icons5-rus.htm Святитель Николай Можайский]. iordanhram.orthodoxy.ru. Проверено 20 ноября 2015.
  2. 12345Власьев Н.И. Можайск в его прошлом — краткий исторический очерк. — 1925.
  3. [www.pravmir.ru/svyatitel-nikolaj-19-dekabrya-201/ Святитель Николай Чудотворец – память 19 декабря]. www.pravmir.ru. Проверено 20 ноября 2015.
  4. 1234567Федорова О.В., Ушаков В.К., Федорова В.Н. Можайск. — М: Московский рабочий, 1981. — 288 с. — 30 000 экз.
  5. В.И. Горохов Историческое прошлое Можайска (рус.) // Газета «По Ленинскому пути». — 1957.
  6. Кондратьев И. И. История Можайского кремля. — М: ТАУС, 2010. — 232 с. — 1000 экз.
  7. Мокеев Г. Я. Можайск — священный город русских. — Можайск: Кедр, 1992. — 127 с. — 50 000 экз.
  8. В.М. Голиков Антицерковная политика в Можайском районе 1917-1941 годах (рус.) // Макариевские чтения. — 2014. — № 21. — С. 487-511.
  9. [www.nikola-ygodnik.narod.ru/Raznoe_069.html НИКОЛАЙ ЧУДОТВОРЕЦ,СВЯТИТЕЛЬ НИКОЛАЙ,НИКОЛА УГОДНИК, РАЗНОЕ069]. www.nikola-ygodnik.narod.ru. Проверено 20 ноября 2015.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector