Храм николы в толмачах: история, расписание богослужений. икона троеручица

Большую роль в жизни Никольского храма оказала семья Третьяковых

В 1851 году в Лаврушинский переулок приезжает семья Третьяковых. А в начале 60-х годов в усадьбу Демидовых приезжает графиня Мария Федоровна Сологуб. Именно благодаря приехавшим сюда людям, храм Николая получал необходимую помощь и поддержку.


Семья Третьяковых. Фото: hramvtolmachah.ru

На средства Третьякова была отстроена центральная часть алтаря. Также был выполнен новый пятиярусный золоченый иконостас. Стоит отметить то, что композиция многих росписей сохранилась даже до наших дней.

В храм в Толмачах стали приходить многие известные люди. Сам Третьяков посещал праздничные литургии, и очень огорчался, если кто-то из сотрудников частных галерей отсутствовал на божественной литургии.

Также стоит отметить и то, что немалые усилия приложила и Мария Федоровна Сологуб, которая купила усадьбу Демидовых начале 60-х годов.

В это время к ней приезжает множество родных и близких, которые также способствовали развитию христианской философии, которая была основана на глубокой укорененности в преданиях церкви.


Журнал Душеполезное чтение, который организовали духовники из Никольского храма в Толмачах. Фото: hramvtolmachah.ru

В 1860 году настоятель храма отец Василий вместе со священником Алексеем и Василием Лебедевым основали журнал душеполезное чтение. В этом же занятии помогал и диакон Федор Соловьев, который в будущем стал известным старцем.

Так как он рано овдовел, он направлял все свои духовные силы на развитие христианского просвещения. В 1770 году он даже издал свою книгу, где рассказывает историю храма.

О Храме

Храм святителя Николая в ТолмачахХрам Святителя Николая в Толмачах — это уникальный храм-музей, расположенный в Замоскворечье. Здесь хранится великая святыня России – икона Богоматери «Владимирская»

Тысячи паломников ежемесячно приходят в Толмачевскую церковь поклониться этому чудотворному образу.

Храм Святителя Николая в Толмачах был построен в начале XVII века.  Первое письменное упоминание датируется 1625 годом. Церковь была восстановлена после пожаров 1812 года, постоянно действовала вплоть до советских времен и ;была закрыта в 1929 году. До 90-х годов помещения перестроенной церкви занимали службы Третьяковской галереи. Богослужения в храме Святителя Николая в Толмачах возобновились только в 1993 году.

Храм исторически представлен четвериком XVII века с центральным алтарем сошествия Святого Духа на апостолов и колокольней с трапезной XIX века, включающей два придела – Покровский и Никольский.

Сегодня храм обладает статусом домовой церкви при Государственной Третьяковской галерее. Здесь созданы все необходимые условия для хранения уникальных святынь, являющихся духовным и культурным достоянием нашего народа.

Раз в год на праздник Святой Троицы из залов Третьяковской галереи в храм приносится икона  Андрея Рублева «Троица».

В интерьере храма представлено более 150 единиц хранения из собрания Третьяковской галереи. В храме-музее в специально оборудованном киоте хранится величайшая святыня и всемирно известное произведение искусства – Владимирская икона Божией Матери. Ее пребывание в храме Свт. Николая в Толмачах позволяет органично сочетать религиозную и художественную природу этого памятника. Также здесь находятся особо почитаемые святыни: иконы Божией Матери «Иверская» и «Утоли моя печали», Дмитровский крест и мощевик. Для сохранности религиозно-исторических ценностей в помещении храма установлены системы кондиционирования, поддерживающие определенную температуру и влажность.

В богослужебное время храм открыт для всех верующих, а в остальные часы он открыт как зал Третьяковской галереи, в который приходят посетители музея, чтобы приобщиться к церковному искусству, и нередко возвращаются снова, но уж не как в храм искусства, но как в храм Божий.

Однако приход – это не стены храма и его святыни, это, в первую очередь, община верующих, ведомая клириками храма и его настоятелем протоиереем Николаем Соколовым.

Храм пользуется особым покровительством своих бывших служителей и прихожан, причисленных ныне к лику святых. Среди них известны и почитаются: прп. Алексий Зосимовский, прослуживший в храме еще в сане диакона 28 лет, причисленный к лику святых Архиерейским Собором в августе 2000 года; свщмч. Илия Четверухин, последний настоятель храма перед его закрытием в 1929 году, канонизированный решением Священного Синода в 2002 году; мч. Николай Рейн, бывший прихожанин храма.

Толмачевский дух объединяет людей многих профессий, социального положения и жизненных устремлений. Всему этому способствует и социальная деятельность, взаимопомощь, занятия детской воскресной школы и просветительских курсов для взрослых «Основы Православия», работа библиотеки православной литературы,  паломнические поездки, общие труды по изданию храмовой газеты «Толмачевский листок» и, конечно же, чудное пение хора, созданного известным регентом — А.А.Пузаковым, получившим воспитание на клиросе Н.В. Матвеева. Алексей Александрович был удостоен звания заслуженного артиста России, т.о. получив признание и со стороны светской культуры

В храме Святителя Николая в Толмачах вы можете приступить к таинствам Крещения, Венчания, Елеосвящения, Исповеди, Причащения. Помолиться на  молебне или панихиде за своих близких. Побеседовать со священником на духовные темы.

Во время совершения богослужений, войти в храм-музей можно через первую слева от колокольни дверь, в здании Третьяковской галереи.  Прежде чем подняться по лестнице в храм, положено обязательно оставлять в гардеробе верхнюю одежду.

Богослужения совершаются:

Среда 10 00  Молебен с Акафистом перед чудотворной Владимирской иконой Божией Матери
Пятница 17 00 Утреня
Суббота

9 00 Часы и Божественная литургия

16 00 Всенощное бдение

Воскресенье 9 00 Часы и Божественная литургия
В дни Двунадесятых праздников

9 00 Часы и Божественная литургия накануне

17 00 Всенощное бдение

В дни памятей великих святых и чудотворных икон: 8 30 Утреня и Божественная литургия

Библиотека открыта:

по воскресным дням – после Божественной Литургии до 1400

по субботним дням – с 1530 до 1700

Храм также открыт для посетителей галереи ежедневно, кроме понедельника, с 12 00 до 16 00. Вход через центральный подъезд Третьяковской галереи.

Третьяковская галерея: храм

Формально — это домовый храм, что очень необычно. Потому что, как правило, под домовыми церквями подразумеваются те, которые располагаются внутри зданий (например, больниц или вокзалов) — то есть, обычные помещения, переоборудованные или изначально оформленные, как храм: алтарь, иконостас. Домовая церковь: что это такое и чем она отличается от храма?

Реже встречаются домовые храмы в виде крошечных церквушек на территории, допустим, богатых усадеб. Но церковь у Третьяковской галереи — редкий случай, когда домовым является самый обычный по архитектуре храм. Он, в общем-то и есть, и был всегда обычной приходской церковью формально домовой она сейчас считается, потому что здание принадлежит Третьяковской Галерее располагается, как мы уже сказали, на территории, которая относится к музею.

Храм у Третьяковской галереи освящен в честь Николая Чудотворца, и официально его название: храм Николая Чудотворца в Толмачах. Толмачи — так именовался долго время весь этот район. Как память об этом — Большой и Малый Толмачевские переулки, возле- или на которых расположена церковь.

Расписание богослужений в храме иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» на Ордынке

В любой день недели в церкви можно посетить какую-то службу или церемонию. Проводятся службы по такому графику:

  • утренняя литургия, 8:00 (понедельник – суббота);
  • вечерняя служба, 18:00 (понедельник – суббота);
  • ранняя литургия, 7:00, и поздняя литургия, 10:00 (воскресенье, праздники);
  • всенощная служба, 18:00 (воскресенье, праздники);
  • молитва за исцеление глаз у иконы сотника Лонгина, 11:30 (четверг);
  • заупокойная всенощная служба, 18:00 (пятница);
  • молитва об исцелении от пьянства и наркозависимости у иконы «Всех Скорбящих Радость», 15:30 (суббота);
  • акафист у иконы «Всех скорбящих Радость», 18:00 (воскресенье).

Что касается прочих обрядов, их в храме совершают по просьбе прихожан, так что постоянно проводятся то крещения детей, то венчания, то панихиды и отпевания. Заказывают эти церемонии регулярно, поэтому в храме постоянно людно.

Паломнику

В богослужебное время храм открыт для всех верующих, а в остальные часы он открыт как зал Третьяковской галереи, в который приходят посетители музея, чтобы приобщиться к церковному искусству, и нередко возвращаются снова, но уж не как в храм искусства, но как в храм Божий.

Во время совершения богослужений, войти в храм-музей можно через первую слева от колокольни дверь, в здании Третьяковской галереи. Прежде чем подняться по лестнице в храм, положено обязательно оставлять в гардеробе верхнюю одежду.

Храм открыт для посетителей галереи ежедневно, кроме понедельника, с 12 00 до 16 00. Вход через центральный подъезд Третьяковской галереи.

Библиотека

открыта:

по воскресным дням – после Божественной Литургии до 14:00

по субботним дням – с 15:30 до 17:00

Расписание богослужений:

В субботние и воскресные дни, а так же в дни двунадесятых и великих праздников – Начало Божественной литургии в 9.00, накануне Всенощного бдения в 17.00.

В пятницу в 17.00 акафист – Владимирской иконе Богородицы (кроме дней Великого Поста и попразднства Двунадесятых Праздников), в среду в 10.00 молебен попеременно Владимирской иконе Богородицы и Иверской иконе Богородицы.

В дни особо чтимых святых и икон Божией Матери – утреня и Божественная литургия в 8.00

Расписание богослужений на месяц

“Иконы”

Лето 1925 года семья Батюшки проводила опять в той же деревне в Тверской губернии. Сразу после Духового дня матушка с детишками уехала в деревню, а Батюшка задержался на неделю в Москве из-за покупки Толмачами икон какой-то закрытой церкви. Иконы были привезены и наш храм некоторое время представлял из себя пеструю выставку. Каких только образов мы не получили! Так, к нашей с Верой радости, появилась икона св.муч. Веры, Надежды, Любови и Софии. Правда, не все они гармонировали с общим тоном Толмачей, потому что были не старинной иконописи, как толмачевские, а большею частию живописные, с яркими красками и современным рисунком фигур.

Некоторые иконы так и не прижились в Толмачах. Их унесли частью в алтарь, а частью устроили у задней стены Покровского придела, и они стояли там как чужие. Однако другие стали совсем родными. Прежде всего это была громадная икона Сошествия св. Духа, писанная на стекле. Ее устроили в алтаре у окна, провели освещение и скоро она стала главным украшением алтаря, его необходимой принадлежностью. Очень красиво бывало в большие праздники, когда отворялись царские врата и нашим взорам являлось ярко освещенное изображение сидящей Божией Матери и апостолов. Привилась к нам и икона Целительницы Божией Матери. Ее устроили в правом углу главного храма около иконы великомученика Пантелеимона. Очень полюбился нам прекрасный образ старинного письма тихвинской Божией Матери. Его поставили справа перед аркой, напротив иконы Знамения. Сам батюшка говорил, что не раз получал духовное утешение, молясь перед ним.

Другие иконы обычно выставлялись только на их праздник, на середину храма, причем матушка Любовь с Любовью Михайловной устраивали сложные сооружения из стульев, подсвечников, стремянок и аналоев, драпируя их пеленами, чтобы водрузить икону. Так выставлялись иконы св. Марии Магдалины, Екатерины великомуч., архистр. Михаила, арханг. Гавриила и др. В двунадесятые же праздники нашу толмачевскую икону клали на аналой посредине храма для поклонения, а новую устраивали на аналой справа, между Спасителем и св. Духом. По бокам обычно ставили две высокие тонкие вазы с цветами. Получалось очень красиво.

Вообще в Толмачах очень внимательно и любовно относились к иконам. Иконе празднуемого святого оказывали почитание, выставляли ее на середину и украшали цветами, нарядными пеленами, даже в тех случаях, когда не было полиелея. Часто случалось, что в Толмачах было не две, а даже три иконы праздника, и никогда ни одна из них не забывалась, ее снимали с обычного места, ставя на более видное, как бы приглашая помолиться около нее.

Устроив иконы, Батюшка уехал отдыхать в деревню, и они были освящены без него о. Илларионом в ближайшее воскресенье.

Интересные факты

  • Сначала на месте храма стояла деревянная церковь XVI в. в честь Варлаама Хутынского, каменная Преображенская церковь здесь появилась в 1685 г.
  • Средства на реконструкцию церкви дал в 1783 г. ее сосед, купец Афанасий Долгов. Причем дал их не кому-либо, а родственнику –архитектору с мировым именем Василию Баженову. Его проект обновил храм и звонницу в духе классицизма, но не полностью, а только в западной части.
  • Следующим принялся за оформление храма Осип Бове, восстанавливавший Москву после 1812 г. Деньги опять жертвовали замосквореченские купцы, Бове пытался сохранить почерк Баженова в постройке и добавил стиль ампир в иконостас. Как и его предшественник, при жизни своего творения не увидел.
  • В отличие от других церквей храму в советские безбожные времена повезло с владельцами: тут находились запасы Третьяковской галереи. Хотя драгоценных металлов церковь лишилась, но интерьер, само сооружение, плиты пола и ограда из чугуна времен Бове дожили до наших дней.
  • Уже в 1948 г. в храме разрешены богослужения, а также был организован хор под руководством Николая Матвеева (его выступления позже растиражированы на грампластинках).
  • В храме исполнялась написанная Петром Чайковским литургия, которую нельзя было услышать ни в одном заведении советского периода. Эта мелодия снова звучит в этом здании с 2009 г., как и творения Сергея Рахманинова.
  • Завсегдатаем храма на Б. Ордынке была Анна Ахматова.
  • Громкие колокола в 1960-е гг. напрягали писателей, живших по соседству, поэтому на несколько десятилетий они были сняты. Сейчас они заняли прежнее место на колокольне.

Храм у Третьяковской Галереи, история

У храма Николы в Толмачах богатая история. Большой материал — настоящий исторический труд, — опубликовал об этом храме сайт pravoslavie.ru.

Сначала — как нередко бывает, — здесь располагалась деревянная церковь. В XVII веке на этом месте возвели каменный храм, который потом несколько раз достраивался и перестраивался.

В 1812 году эта церковь оказалась единственной в округе постройкой, которая уцелела во время «наполеоновского пожара». Уцелела, но затем полгода не действовала — потому в храм было некому ходить, жилые дома все сгорели.

Также церковь у Третьяковской галереи была закрыта в советское время — с 1929 года по 1993.

Вот, так она выглядела в 20-х:

А так — за некоторое время до того, как ее начали восстанавливать.

А так она выглядит сейчас:

С каждый стороны — совершенно иной, свой облик:

Красивая высокая колокольня, которая видная издалека.

Святыни

Предметов особого почитания в храме Всех Скорбящих Радость на Б. Ордынке немало, и они разнообразные. К ним относятся:

  • икона Божией матери «Всех скорбящих Радость». С 1688 г. носит имя чудотворной, так как в стенах Преображенской церкви случилось исцеление от смертельной болезни. На иконе кроме Богоматери и Младенца изображены ангелы, мучающиеся люди, святые вроде Сергия Радонежского и Варлаама Хутынского, а также Отечество. Перед этой иконой разрешено молиться и неправославным;
  • икона мученика Лонгина. Этот римский сотник, по мнению церкви, присутствовал и на казни Христа, и на его воскресении. Став христианином, Лонгин свидетельствовал о Сыне Бога в Каппадокии, где и был за это обезглавлен. Нашедшая его голову слепая обрела зрение, и с тех пор у образа сотника Лонгина просят о победе над болезнями глаз;
  • икона апостола Андрея Первозванного+частично его мощи. По преданиям, апостол исцелял многие болезни и основал множество церквей вдали от своей родной земли, в том числе и на Руси;
  • ларец со множеством останков святых, среди которых Иоанн Креститель, апостолы Петр, Павел и Симон, мученики Дионисий, Вонифатий, Татиана и Наталия, проповедники Серафим Саровский, Силуан Афонский, Сергий Радонежский и прочие.

    икона мученика Вонифатия

Просветительские курсы «Основы Православия»

Занятия проходят с октября по май по адресу: Малый Толмачевский переулок, дом 6, стр. 1, в «Культурном центре в Толмачах» Государственной Третьяковской Галереи.

Двухгодичный курс лекций адресован желающим получить базовые знания по таким предметам, как Священное Писание Ветхого и Нового Завета, История Церкви, Догматическое богословие, Литургика, Церковно-славянский язык.

Занятия длятся 1,5-2 часа и состоят из двух частей. Первая часть — лекция по изучаемой теме. Вторая часть строится в форме беседы и ответов преподавателя на вопросы, интересующие слушателей, в том числе, не связанные с темой лекции.

Занятия бесплатные.

На лекции приглашаются все желающие. Начать обучение возможно с любого занятия.

В первый год читаются лекции по Догматике, Ветхому Завету и Литургике. Во второй год – по Новому Завету, Литургике, Истории Церкви, Церковно-славянскому языку.

Преподаватели:

1. Куприянов Федор Алексеевич, доцент Сретенской духовной семинарии.

2. Николаева Анна Владимировна, богослов, преподаватель с многолетним стажем.

Программа двухгодичного курса лекций «Основы Православия» 

Вводная часть

Бог и Его свойства.

Символ веры.

Догматы и богословские мнения.

Божественное откровение. Священное Предание и Священное Писание. Библия.

Священное Писание Ветхого Завета

Сотворение мира.

Грехопадение.

Жизнь первых людей. Патриархи.

Моисей и исход из Египта.

Ветхозаветный закон.

Завоевание земли обетованной.

Судьи.

Цари: Саул, Давид и Соломон.

История Иудейского и Израильского Царств.

Пророки. Мессианские пророчества.

Маккавеи. Всеобщее ожидание Христа.

Священное Писание Нового Завета

Взаимосвязь четырех Евангелий. Евангелисты.

Рождество Христово. Бегство в Египет и детство Спасителя.

Крещение и искушение в пустыне.

Ученики Иисуса Христа.

Нагорная проповедь.

Чудеса Христовы.

Притчи.

Преображение.

Воскрешение Лазаря и Вход Господень в Иерусалим.

Воскресение Спасителя, явления ученикам, Вознесение.

Сошествие Святого Духа.

История апостольской проповеди.

История Христианской Церкви

История Вселенской Церкви до 1054 года. Вселенские соборы.

История Русской Православной Церкви.

История Римо-католической Церкви.

История Протестантизма и современных тоталитарных сект.

Литургика

Храм и его устройство.

Таинства и обряды. Посты.

Священнослужители и церковнослужители.

Священные облачения.

Книги, используемые за богослужением.

Богослужебные круги (годовой, седмичный, дневной).

Всенощное бдение (Вечерня и Утреня).

Литургия. Часы.

Основы церковно-славянского языка.

День памяти святителя Николая Чудотворца

С праздником, дорогие братья и сестры!

Сегодня, когда, кажется, что поводов для радости остается все меньше, мы с особым теплом празднуем память святителя Николая Чудотворца. Празднуем день его смерти. Такое сочетание слов, на первый взгляд, может показаться странным: праздник о смерти. Между тем душа наша радуется, как радовалась и Успению Пресвятой Богородицы, как ликовала в дни прославления мучеников и исповедников, не смотря на то, что со смертью порой связаны страдания. Эта праздничная радость возникает у нас от того, что святые для нас безусловно живы. Они, будучи на земле людьми, уже приобщились небесам, стали близки ко Господу, а войдя в вечность, стали для нас предстателями и молитвенниками.

Если при жизни св. Николай был близок только его современникам, то после кончины он стал еще более близким уже всем христианам во все времена. Поэтому радость наша сегодня так глубока! Древние христиане говорили, что праведный человек не умер, а родился в вечную жизнь. Вот и св. Николай «не умер, — а родился, вошел в вечность, во весь простор, во всю полноту жизни. Он — в ожидании новой победы жизни, которой мы все чаем: воскресения мертвых в последний день», — говорил митрополит Антоний Сурожский. — Господь на земле пожал, словно зрелый колос, святителя Николая. Теперь он торжествует с Богом, на небесах; и как он любил землю и людей, умел жалеть, сострадать, умел окружить всех и встретить каждого изумительной ласковой, вдумчивой заботой, так и теперь он молится о нас всех, заботливо, вдумчиво».

Но не только о радости жизни в вечности думаем мы, празднуя кончину св. Николая

Митрополит Антоний считает, что не менее важно, что он «нам оставил образ и того, как умирать, как созреть, как встать перед Богом в последний час, отдав Ему душу радостно, словно возвращаясь в отчий дом». Чтобы быть готовым к смерти, надо помнить о том, что мы можем умереть в любое мгновение, можем не успеть сделать добро ближнему, загладить свою вину, попросить прощения… Если бы мы помнили об этом, то спешили бы делать добро, а мы живем так, как будто собрались жить вечно

«Подумайте над этим, — призывает митрополит Антоний Сурожский, — подумайте над тем, как славна, как дивна может быть смерть, если только мы проживем жизнь, как святые. Они — подобные нам люди, отличающиеся от нас только смелостью и горением духа. Если бы мы подобно им жили! И как богата могла бы быть для нас память смертная, если вместо того, чтобы называться, на нашем языке, страхом перед смертью, она была бы постоянным напоминанием, что каждое мгновение есть и может стать дверью в вечную жизнь».

Сегодня после торжественной Литургии клир и прихожане нашего храма сердечно поздравили настоятеля протоиерея Николая Соколова с именинами. Много искренних тёплых слов было сказано в адрес любимого батюшки. Теплотой, безграничной любовью и радостью наполнены сегодня сердца прихожан. С Праздником, дорогой батюшка, многая и благая Вам лета!

Утварь

Евхаристический комплект ГТГ

Евхаристический комплект состоит из следующих предметов: сосудов – потира, дискоса и звездицы, двух тарелей, а также лжицы и копия, которые поступили в Третьяковскую галерею из Музейного фонда Московского Отдела Народного Образования по акту от 16.10.1931 года.

Все литургические предметы, входящие в комплект, за исключением лжицы и копия, являются произведениями московского мастера Осипова Михаила, о чем свидетельствует его клеймо-именник с инициалами «М.О.». Известно, что в 1838 году этот «сусальных дел мастер» предъявил к клеймению в пробирную палату 57 фунтов 26 золотников серебряных изделий.

Определение качества металла производилось в Москве пробирным мастером Николаем Лукичом Дубровиным о чем, свидетельствует именник пробирного мастера «Н.Д» с датой 1838. Клеймо 84 пробы XIX века соответствует современной 875 пробе серебра.

Копие изготовлено в конце XIX века на фабрике, владельцем которой был серебряных дел мастер Рындин Митрофан Николаевич, где производилась в основном церковная утварь.

Каждый предмет комплекта представляет собой высокий образец декоративно-прикладного искусства XIX века, ориентированный на классическое искусство. Наиболее сложной является технология изготовления потира, где органично сочетаются приемы традиционной гравировки и чеканки с живописной эмалью и украшением стразами.

Потир

Москва. Мастер Михаил Осипов. Около 1838 года.

Серебро, стразы; литьё, чеканка, гравировка, живописная эмаль, золочение.

Высота 415 мм; диаметр 149 мм

Потир представляет собой глубокую чашу с ажурной орнаментальной накладкой и гравированной надписью на венце: «ТЕЛО ХРИСТОВО ПРИИМИТЕ ИСТОЧНИКА БЕССМЕРТНОГО ВКУСИТЕ». Чаша соединена стояном с устойчивым основанием – поддоном. На ней в четырех медальонах, обрамленных стразами, эмалевые дробницы с поясными изображениями Господа Вседержителя, Богоматери, св.Иоанна и Христа в терновом венце. Литой стоян, в форме балясины, в основании чаши имеет розетку и украшен орнаментом с мотивом аканта и зернью. На поддоне чеканные изображения Страстей Христовых.

Дискос

Москва. Мастер Михаил Осипов. Около 1838 года.

Серебро, чеканка, гравировка, золочение.

Высота 135 мм; диаметр 244 мм.

Дискос представляет собой неглубокую тарель на небольшом стояне, соединяющим её с круглым поддоном. В центре чеканное изображение в лучах сияния «Воплощения Слова» – благословляющего Младенца Христа на шаре с Голгофским крестом в левой руке. Над Ним Господь Саваоф в облаках с херувимами и голубь – символ Святого Духа. Вокруг Христа славящие Его ангелы. По борту тарели гравирована надпись: «И СЛОВО ПЛОТЬ БЫСТЬ», разреженная резным орнаментом с пальметтами. Поддон украшен чеканным орнаментом из цветочных гирлянд с лентами.

Звездица

Москва. Мастер Михаил Осипов. Около 1838 года.

Серебро, стразы; чеканка, живописная эмаль, золочение.

97 х 170 мм;

Звездица с дугами фигурной формы. Верхние части – решетчатые, на концах дуг – чеканные изображения херувимов. В месте соединения дуг круглая эмалевая дробница с живописным изображением Господа Саваофа.

Лжица

Москва. Первая половина XIX века.

Серебро; чеканка, золочение.

275 х 41 мм

Лжица имеет длинный стебель с фигурным расширением у основания чашечки, на котором чеканное изображение Распятия. На конце стебля лжицы чеканный крест с терновым венцом и сиянием.

Копие

Москва. Мастер Рындин Митрофан Николаевич. Конец XIX века.

Серебро, сталь; литьё, гравировка.

200 х 30 мм;

Копие имеет стальное лезвие с просеченным на нем крестом и колоннообразную серебряную позолоченную рукоять, увенчанную литым крестом и сужающуюся к месту соединения с лезвием. Рукоять украшена резным геометрическим орнаментом.

Тарель 1

Москва. Мастер Михаил Осипов. Около 1838 года.

Серебро, чеканка, золочение.

Диаметр 163 мм.

Тарель имеет в центре чеканное изображение в лучах сияния Голгофы с Распятием, с предстоящими Кресту Богоматерью и св. Иоанном Богословом. По борту тарели чеканная надпись «КРЕСТУ ТВОЕМУ ПОКЛАНЯЕМСЯ ВЛАДЫКО», разреженная орнаментом с пальметтами.

Тарель 2

Москва. Мастер Михаил Осипов. Около 1838 года.

Серебро, чеканка, золочение.

Диаметр 162 мм.

Тарель имеет в центре чеканное изображение в лучах сияния Благовещения с летящим в облаках архангелом Гавриилом, несущим восседающей на троне Деве Марии цветок лилии. По борту тарели чеканная надпись «РАДУЙСЯ БЛАГОДАТНАЯ ГОСПОДЬ С ТОБОЮ», разреженная орнаментом с пальметтами.

_______________________________________________________

19 января День Праздника Крещения Господа


В День Праздника Крещения Господа по окончании праздничной Литургии настоятель Екатерининского Храма с.Рахманово священник Сергий Байков с группой волонтеров и прихожанами Храма посетил пациентов Дома сестринского ухода в городе Павловский Посад.

Батюшка и гости обошли все палаты.

Под пение праздничного тропаря было совершено окропление Крещенской водой. Крещенскую воду ждали как пациенты, так и мед.персонал. Воду раздавали людям. Гости — волонтеры привезли подарки.

В очень теплой обстановке раздавали сладкое угощение и средства по уходу. Не остались без внимания дети .

В соседнем помещении так же было проведено окропление водой. Батюшка провел с ребятами беседу о сегодняшнем Празднике. И конечно были подарены сладкие подарки.

Спасибо всем за такую теплую и нужную встречу.

Храм в 1812 году

Художник А.Ф.Смирнов. Пожар Москвы. Холст, масло. 1813 г.На протяжении всей своей истории храм святителя Николая в Толмачах был храним невидимой силой. Так и при нашествии Наполеона храму было явлено настоящее чудо. Он совсем не горел тогда, как бушевавшее пламя уничтожило все окружавшие его дома Толмачевской слободы, и местные жители стремились укрыться в церкви от дыма и огня. Полностью уцелело и имущество храма, надежно спрятанное под полом, но, защищая его, мучеником пал священник Иоанн Андреев: захватчики безуспешно пытали его, где спрятаны церковные сокровища, и вскоре после победы он скончался от полученных увечий. По другой версии, он был убит на паперти и похоронен в ограде храма.

Несмотря на то, что окружавшие храм богадельня, дома причетников и прихожан истребил московский пожар, сам Никола чудом избежал огненного испытания. Но все же при полной сохранности храма и его ценностей, он был осквернен французами, а антиминс центрального алтаря бесследно исчез.

Репродукция рисунка «Изгнание из Москвы неприятеля отрядом легкой кавалерии под командованием генерал-майора Иловайского» 10 октября 1812 года. Автор И. Иванов. Государственный исторический музей.Более пяти месяцев после вторжения Наполеона в Никольском храме не было богослужений. Он стоял пустым, ибо полностью лишился своего прихода: ни одного дома не уцелело. В 1813 году священником стал  Николай Яковлев.  Вскоре   были  освящены Никольский и Покровский  приделы, но количество прихожан исчислялось всего девятью дворами, так что храм был приписан к церкви святителя Григория Неокесарийского на Полянке. И тогда огорченные толмачевцы подали прошение преосвященному Августину, с уверением, что дома в приходе отстраиваются и заселяются и что жители готовы заплатить любую сумму на содержание духовенства, лишь бы их приходской храм получил «первобытное свое существо». Делу был дан ход, и выяснилось, что церковь святителя Григория Неокесарийского имеет даже меньшее число прихожан, а Никольский храм прекрасно сохранился после войны. 5 февраля 1814 года вышел указ о восстановлении самостоятельности некоторых церквей, в том числе и Толмачевской. Так прихожане малым числом отстояли свой храм.

Постепенно приход оживали начал обустраиваться. Строительство велось уже иначе: купцы, промышленники и  состоятельные прихожане стали строить  каменные дома. В двадцатых годах XIX века Толмачевский приход полностью отстроился. Некоторые дома сохранились даже до сих пор.   

Эта информация почерпнута из книги диакона Ф. Соловьева. Фрагмент статьи Елены Лебедевой «Храм Святого Николая Чудотворца в Толмачах»

Дискография хора храма Святителя Николая в Толмачах

 Из Богослужения Владимирской иконе Божией Матери

1. Приидите поклонимся (Обиход)

2. Благослови душе моя Господа (П. Чесноков)

3. Блажен муж (М. Ипполитов-Иванов)

4. Две стихиры 4-го класса на Господи воззвах (Обиход)

5. Догматик 6-го гласа: Кто тебе не ублажит (прот. П. Турчанинов)

6. Свете тихий (А. Кастальский)

7. Стихира Призри на ны всепетыя Богородице (А. Львов)

8. Ныне отпущаеши (Б. Феоктистов)

9. Малое словословие (А. Кастальский)

10. Бог Господь… и тропаль Владимирской иконе Божией Матери (Обиход)

11. Хвалите имя Господне (А. Архангельский)

12. Величание Владимирской иконе Божией матери (Обиход)

13. От юности моея (Знаменный роспев)

14. Прокимен богородичен (Обиход)

15. Стихара по 50-м псалме: Готовися Всечестный Граде Москва

16. Канон Владимирской иконе Божией Матери (Ирмосы П. Чеснокова)

17. Величит душа моя Господа (А. Туренков)

18. Канон (окончание). Песнь IX. Ирмос: Всяк земнородный

19. Великое славословие (А. Кастальский)

Божественная Литургия Свт. Василия Великого Архиепископа Кессарии Каппадокийского (Период Великого Поста)

1. Приидите поклонимся (Обиход)

2. Благослови душе моя Господа (П. Чесноков)

3. Блажен муж (М. Ипполитов-Иванов)

4. Две стихиры 4-го гласа на Господи воззвах (Обиход)

5. Догматик 6-го гласа: кто тебе не ублажит (прот. П. Турчанинов)

6. Свете тихий (А. Кастальский)

7. Стихира Призри на ны Всепетая Богородице (А. Львов)

8. Ныне отпущаеши (Б. Феоктистов)

9. Малое славословие (А. Кастальский)

10. Бог Господь… и тропаль Владимирской иконе Божией Матери (Обиход)

11. Хвалите имя Господне (А. Архангельский)

12. Величание Владимирской иконе Божией Матери (Обиход)

13. От юности моея (Знаменный роспев)

14. Прокимен богородичен (Обиход)

15. Стихира по 50-м псалме: готовися Всечестный Граде Москва

16. Канон Владимирской иконе Божией Матери (Ирмосы П. Чеснокова)

17. Величит душа моя Господа (А. Туренков)

18. Канон (окончание). Песнь IX. Ирмос: всяк земнородный

19. Великое славословие (А. Кастальский)

Семь песен о Боге

1. Пролог

2. Песнь первая: «Господу видней»

3. Антифон I

4. Песнь вторая: «Обещанный день»

5. Антифон II

6. Песнь третья: «Серебро Господа моего»

7. Антифон III

8. Песнь четвертая: «Еще один раз»

9. Антифон IV

10. Песнь пятая: «Сокол»

11. Антифон V

12. Песнь шестая: «Дубровский»

13. Симфоническая схолия

14. Антифон VI

15. Песнь седьмая: «День радости»

16.  Эпилог

Музыкальный вечер императрицы Марии Александровны

1. Бортнянский Д. С. «Живый в помощи Вышняго»

2. «Под твою милость» Соло с хором

3. Львов А. Ф. «Вечеря Твоея»

4. Коченовский И. «Взбранной Воеводе»

5. Бортнянский Д. С. «Канон Андрея Критского» в 5 частях

6. Бортнянский Д. С. Концерт для хора №32 (с фугой)

7. Херувимская песнь

8. Бортнянский Д. С. «Достойно есть»

9. Бортнянский Д. С. «Да воскреснет Бог»

10. Бах И-С. «Твоя Любовь дает покой»

11. Шуберт Ф. «Серенада»

12. Шуберт Ф. «Осенняя песня»

13. Рубинштейн А. Г. «Баркарола» музыкальный портрет имп. Марии Александровны (фортепиано)

Современное состояние

Современный храм был построен в 1834 году, проект его был выполнен архитектором Федором Шестаковым. В отличие от старого храма, церковь стала трехпрестольной, главный престол которой был освящен в честь Сошествия Святого Духа, а два придела посвящены святителю Николаю Мирликийскому и Покрову Пресвятой Богородицы.


Божественная литургия в храме святителя Николая

В 1992 году храм был полностью реставрирован, и здание его было причислено к собственности Государственной Третьяковской галереи.

Интересно! Во время богослужений храм открыт для прихожан, все остальное время храм используется как один из залов галереи, принимая большое количество экскурсантов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector