Православные богословские курсы

Православные просветительские курсы. Сретенская семинария

И вот теперь можно подойти к еще одному важному делу, которым занимается семинария, — просветительским курсам «Православие» для обычных мирян, желающих глубже изучить то, что лежит в основе учебного плана высшей духовной школы РПЦ по основным дисциплинам: богословие и историю. Вот так во всех ее просветительских направлениях преуспевает Сретенская семинария

Курсы тоже стали неотъемлемой ее частью. Однако, понятное дело, что не все могут их посещать. Но и это не проблема. Ведь на специальных сайтах семинарии можно увидеть великолепные и очень интересные видеолекции, на которых очень живо и увлекательно читают свои уроки преподаватели с разными научными степенями и званиями

Вот так во всех ее просветительских направлениях преуспевает Сретенская семинария. Курсы тоже стали неотъемлемой ее частью. Однако, понятное дело, что не все могут их посещать. Но и это не проблема. Ведь на специальных сайтах семинарии можно увидеть великолепные и очень интересные видеолекции, на которых очень живо и увлекательно читают свои уроки преподаватели с разными научными степенями и званиями.

ВИДЕО и ФОТО

15 сентября 2014 года в Сретенской Духовной семинарии
открылись еженедельные Православные просветительские
курсы.


Начало лекции
    

На первое занятие собрались более 350 слушателей, в равном
количестве мужчины и женщины, большинство – с высшим
образованием. Средний возраст слушателей – 28 лет.
Поскольку актовый зал семинарии не смог вместить всех
желающих, лекция также транслировалась на экраны в трех
учебных аудиториях.

Со вступительным словом к собравшимся обратился ректор
Сретенской духовной семинарии, наместник Сретенского
монастыря архимандрит
Тихон (Шевкунов). Он рассказал о том, что в рамках
двухгодичной программы планируется изучение курсов
Библейской истории, догматического богословия, литургики,
истории Церкви, а также практических аспектов современной
миссии и апологетики. Итоговая проверка знаний после
окончания обучения будет производиться в виде
экзаменационного теста. Успешно закончившим обучение
выдается соответствующее свидетельство.

Первую лекцию по предмету «Библейская история»
преподаватель Ветхого Завета Сретенской семинарии,
кандидат наук, доцент Федор
Алексеевич Куприянов посвятил Библейскому описанию
творения неба и земли, грехопадению Адама и Евы, жизни
первых людей в Раю и по грехопадении, пребыванию Ноя в
ковчеге во время Всемирного потопа и последующему
расселению людей по земле. Лекция длилась час и пятнадцать
минут. Еще час слушатели задавали вопросы: для чего
созданы звезды? есть ли жизнь на других планетах? как змей
попал в рай? откуда Адам узнал о жертвоприношениях и
сколько лет он жил на земле? откуда у Каина и Сифа взялись
жены? чем питался Ной в ковчеге? где находился Рай?

От организаторов: отвечая на
вопросы и письма читателей, с сожалением должны сообщить,
что дальнейший прием слушателей на курсы прекращен. Для
тех, кто не сможет попасть на лекции, на сайте Православие.Ru будут
выставлены видеозаписи всех занятий, включая ответы на
вопросы.

ВИДЕО

Вступительное слово архимандрита
Тихона
(продолжительность: 09:26)

Лекция Федора Алексеевича
Куприянова
(продолжительность: 44:45)

Ответы на вопросы слушателей
(продолжительность: 44:44)

ФОТОРЕПОРТАЖ

    


Молитва перед началом лекции


Вступительное слово архимандрита Тихона
    

    

    

    

    

    

    

    

    


Федор Алексеевич Куприянов
    

    

    

    

    

    


Федор Алексеевич Куприянов


В аудитории «Святая Земля»


В аудитории «Святая Земля»
    


В аудитории «Святая Земля»


В аудитории «Литература»
    


В аудитории «Литература»


В аудитории «Литература»
    

    

    


Вопросы слушателей


Ответы Федора Куприянова на вопросы


Вопросы слушателей


Вопросы слушателей


Ответы Федора Куприянова на вопросы
    

    

    

Лекцию Федора Куприяновафотографировали Анатолий Горяинов и Дмитрий Гливинский

18 сентября 2014 г.

Седмица 2-я Великого поста

Понедельник. 14 мартаПрмц. Евдокии

Началась 2-я седмица Великого поста, а вместе с ней
продолжилась и учеба в Сретенской семинарии. После
проведенной в молитвах и послушаниях первой седмицы Святой
Четыредесятницы, семинаристы вновь наполнили аудитории.

Фото: А. Поспелов / Православие.Ru

Студентам 3-го курса проф. Светозарский
А.К. рассказал о миссионерстве в 19 веке. Трудами прп.
Макария (Глухарева) была основана Алтайская миссия, а
прп. Германа Аляскинского – проповедено Слово
Божие народом Америки.  

За студенческой трапезой начали читать знаменитый труд
свт. Филарета (Гумилевского) «О страданиях Господа
нашего Иисуса Христа».

Вторник. 15 мартаСвт. Арсения, еп. Тверского

Прот. Вадим Леонов рассказал студентам 4-го курса о
догматическом понимании таинства брака, а воспитанникам
3-го курса – о православном учении о Церкви.

После обеда воспитанники семинарии пропели многолетие
имениннику – студенту 2-го курса Арсению Иванченко.

Сретенский ставропигиальный монастырь посетила группа
паломников из Тверской области в составе 80-ти человек.
Знакомил гостей со святой обителью студент 4-го курса
Сергей Никитин. Выслушав рассказ об истории монастыря,
паломники поклонились мощам сщмч. Илариона и прп. Марии
Египетской, приложились к копии Туринской плащаницы,
которая находится в монастыре. Ознакомившись с обителью,
паломники поблагодарили экскурсовода и отпаравились в
Покровский женский монастырь.  

Студент 3-го курса Алексей Александров произнес проповедь
о братолюбии.

Среда. 16 мартаМч. Евтропия

Доцент Р.М. Конь рассказал студентам 4-го курса о
вероучении адвентистов седьмого дня, в частности, об их
почитании субботы вместо воскресенья.

Вечером была совершена литургия Преждеосвященных Даров. За
Богослужением пел семинарский хор, многие студенты
причащались. Вечернее совершение литургии и причащение
возвращает нас к постановлениям Типикона.

Студент 3-го курса Александр Бованенко произнес проповедь
о необходимости любить свое земное Отечество.

Четверг. 17 мартаБлгв. кн. Даниила Московского

После обеда воспитанники семинарии пропели многолетие
студенту 2-го курса Даниилу Шмыреву.

Студенты 2-го курса на лекции по догматическому богословию
познакомились с православным учением о творении человека.

Проф. прот. Максим Козлов на лекции по сравнительному
богословию изложил студентам 3-го курса католическое
учение о Пресвятой Богородице. Догмат о телесном
вознесении Девы Марии является последним из принятых
догматов Римо-католической церкви.

Студенты семинарии Максим Архипов, Артем Овчаренко и
Ярослав Пантак посетили Технологический колледж № 14.
Ребята рассказали учащимися об основах православной веры,
а также ответили на интересующие их вопросы.

После вечерних молитв Николай Годлевский, студент 3-го
курса, произнес проповедь.

Пятница. 18 мартаМч. Конона

Студенты 4-го курса завершили изучение пастырских посланий
ап. Павла, ознакомившись с посланиями к Титу и Филимону.

Вечером состоялось уставное заупокойное Богослужение.

Суббота. 19 мартаПоминовение
усопших

После Божественной Литургии состоялся парастас.

Студенты 2-го курса на лекции по Общецерковной истории
познакомились с историей Первого Ватиканского собора,
проходившего в 1869–1870 гг., основным итогом
которого было принятие еретического догмата о папской
непогрешимости.

Студенты 4-го курса на лекции по церковному праву изучали
положение об управлении Русской Православной Церковью.

Вечером совершалось воскресное всенощное бдение.

Воскресенье. 20 мартаНеделя 2 Великого поста. Свт. Григория Паламы

Фото: И. Правдолюбов / Православие.Ru

После поздней Божественной литургии
состоялось отпевание
новопреставленного насельника монастыря монаха
Анатолия.

После обеда братия и студенты пропели многолетие
имениннику – духовнику 4-го курса иером. Павлу.

Вечером была совершена первая Пассия, на которой читался
отрывок из Евангелия от Матфея, посвященный страданиям
Спасителя. За Богослужением пели воспитанники семинарии, а
иером.
Иов произнес проповедь.

28 марта 2011 г.

Православные просветительские курсы

Церковь устроена строго иерархично, но при этом она соборна. По определению св. Игнатия Богоносца: «Нет Церкви без епископа, клира и мирян». Все это единый организм, который живет жизнью во Христе через участие в Евхаристии, и проникнут любовью друг к другу.


Миряне могут изучать Библию и основы православной веры на богословских курсах

Люди, которые полностью посвятили свою жизнь служению Церкви, принимают сан и становятся священнослужителями, через которых проводится благодать Божия на людей. Им дано право осуществлять Таинства, через которые мы спасаемся. Такие люди проходят обучение в специальных учебных заведениях, где получают всю полноту знаний о Православии.

Но это только малая толика христиан, остальные остаются навсегда мирянами, из которых можно выделить церковнослужителей, к которым относятся:

  • алтарники, пономари, чтецы, свеченосцы;
  • регенты и певчие;
  • работники храма, сторожа;
  • работники (чиновники) епархиальных управлений, занимающих должности от уборщиц до бухгалтеров и завхозов;
  • сотрудники различных епархиальных отделов, ведущих работу по разным направлениям: миссионерство, образование, социальная деятельность и прочее.

Но помимо церковнослужителей, которые непосредственно связаны с работой в храме и это есть их профессиональная обязанность, есть и просто миряне, приходящие в храм по субботам и воскресеньям, а также в праздники. У них есть своя работа и заботы, но они являются полноценными членами православной общины и так или иначе участвуют в жизни прихода.

Обоим этим категориям верующих необходимы практические знания о своей вере, которые могут дать православные просветительские курсы.

История Сретенского монастыря

Когда могущественный завоеватель Тимур Тамерлан стал разорять русские земли и уже подошел к Москве, жителей столицы охватил настоящий ужас. Этот непобедимый полководец завоевал земли Персии, Индии и Закавказья. Его мусульманские полчища стали угрозой для всего христианского мира. Прошло немало лет со времен Куликовской битвы

Победа русских войск была невелика, но имела важное значение для единения русских земель. А теперь центр православия подвергался страшной угрозе

Хан подошел к границам Московского княжества на Оке. Тогда великий князь Василий I с войском поспешил к нему на встречу в Коломну. В это время весь народ русский служил молебны. А Успенский пост посвятили усердному всеобщему покаянию. Митрополит Московский Киприан молился вместе с народом и призывал на помощь великих святых заступников земли Русской – преподобного Сергия Радонежского, митрополитов Петра и Алексия. По приказу великого князя из города Владимира была привезена икона Владимирской Божьей матери в Москву. В праздник Успения Богородицы ее отправили туда крестным ходом. Его возглавил митрополит Киприан. Он принял от владимирского духовенства святую икону, которую потом торжественно внесли в Успенский собор Кремля.

Богословско-катехизаторские курсы при храме св. вмч. Георгия Победоносца в Коптеве

«Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением.» (1 Пет.:3.15)

Богословско-катехизаторские курсы ставят перед собой целью дать целостные и системные знания о православной вере, культуре, истории и традициях а также сформировать умения и навыки, необходимые для дальнейшей катехизации и приходского консультирования.

Главным для слушателя данных курсов является получение наставлений в истинах веры и нравственных нормах христианства, приобщение его к Священному Писанию и церковному Преданию, в том числе к литургической жизни Церкви, к святоотеческому молитвенному и аскетическому опыту.

Занятия на курсах начинаются в конце сентября – начале октября и заканчиваются в конце мая – начале июня.

Продолжительность учебного года – 2 семестра, осенний и весенний.

Срок обучения на курсах – 3 года.

Богословские курсы при нашем Храме работают уже 12 лет. Ежегодно до 20 выпускников получают Свидетельства о богословском образовании.

Занятия носят лекционный характер с проведением практических семинаров или написанием рефератов. В ходе обучения слушатели получают темы для подготовки докладов и рефератов по текущей тематике.

Занятия проводятся два раза в неделю – по понедельникам и четвергам (по 3 лекции). Начало занятий – в 18.00.

Собеседование на прием в этом учебном году будут проходить:

17 сентября (четверг) в 18.00

26 сентября (суббота) в 16.00

По всем вопросам звоните по телефону: 8-916-237-50-58 (отец Евгений)

Осенний семестр Весенний семестр
I курс
  1. Ветхий Завет (Пятикнижие)
  2. Новый Завет (Евангелие)
  3. Литургика
  4. Введение в вероучение
  5. История Церкви
  6. Катехизис
  1. Ветхий Завет (Пятикнижие)
  2. Новый Завет (Евангелие)
  3. Литургика
  4. Введение в вероучение
  5. История Церкви
  6. Катехизис
II курс
  1. Ветхий Завет
  2. Новый Завет (Евангелие)
  3. Литургика (Сакраментология)
  4. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви
  5. Сравнительное богословие
  6. Церковно-славянский язык
  1. Ветхий Завет
  2. Новый Завет (Евангелие)
  3. Литургика (Сакраментология)
  4. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви
  5. Сектоведение. Новые религиозные движения
  6. Церковно-славянский язык
III курс
  1. Ветхий Завет
  2. Новый Завет (Апостол)
  3. История Русской Православной Церкви
  4. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви
  5. Религиоведение. История нехристианских религий
  6. Святоотеческое богословие
  1. Ветхий Завет
  2. Новый Завет (Апостол)
  3. История Русской Православной Церкви
  4. Организация и методика катехизической деятельности. Приходское консультирование
  5. Религиоведение. История нехристианских религий
  6. Святоотеческое богословие

Список дистанционных курсов

Православные курсы для мирян многие духовно-учебные заведения предоставляют возможность пройти на собственной учебной территории. Но это не всегда и не всем удобно, так как проводятся такие курсы нерегулярно, в вечернее время.


Лекции богословских курсов охватываются все стороны жизни Церкви

В последнее десятилетие появилась новая форма, благодаря развитию интернета — это дистанционные православные курсы. За десятилетие активного освоения православными интернет-пространства таких курсов появилось множество. Вот небольшой список наиболее активных и популярных.

  1. Электронные учебники на сайте Учебного Комитета Русской православной церкви, они разрабатываются ведущими специалистами Московской духовной академии и доступны совершенно бесплатно на сайте академии, причем и в англоязычной версии. Сами курсы разработаны в 2015 году.
  2. Полтавская духовная семинария с 2014 года ведет дистанционно подготовку абитуриентов. Для этого надо приобрести пакет программ и материалов, затем активно участвовать в решении задач и тестов, которые предлагают преподаватели, и давать на них верные ответы. Контроль знаний осуществляется за счет контрольных работ, тестов и общения по скайпу.
  3. Богословские курсы для мирян осуществляются в Патриаршем центре духовного развития детей и молодежи. Они совершенно бесплатны. Запись осуществляется в начале года и в дальнейшем в течение года надо периодически слушать онлайн-курсы и сдавать текущие задания.
  4. Школа православного наставника предлагает подготовку для дальнейшего поступления в Московскую духовную академию.
  5. Православные богословские курсы при Алма-Атинской духовной семинарии совершенно бесплатно дистанционно обучают основным истинам Православия.
  6. Очень активно предлагает платные курсы для обучения Свято-Тихоновский Богословский институт, который имеет довольно большой опыт в преподавания и отличных педагогов-специалистов. Однако курсы платные, так как институт живет за счет взносов своих учеников, поэтому денежная поддержка просто необходима и сбор средств осуществляется на богословские курсы.
  7. Курсы действуют при главном центре духовного просвещения Русской православной церкви, т. е. при Московской духовной семинарии. Их продолжительность два года, они совершенно бесплатны и заканчиваются онлайн-экзаменом

Таким образом, курсы по основам православия можно пройти и дистанционно, и реально. Всякий, кто хочет получить истинные знания о Православии может получить их, без всяких препятствий.

Важно! Многие выносят свои суждения о Православии, не имея твердых знаний или же имея знания, взятые из сомнительных источников. Между тем в сети много сайтов, которые готовы предложить обучение на профессиональной основе

Вступительные испытания состоят из собеседования и экзаменов по культуре и истории Церкви

Есть следующие вступительные испытания для поступления в духовную семинарию:

  • собеседование;
  • экзамены.

Собеседование — это свободная форма беседы, в которой специальная комиссия должна лучше узнать будущего ученика поближе.

Настолько он начитан, эрудирован, культурно развит

Важно не только религиозное, но и общее образование человека

Среди прочего комиссия интересуется, чем желающий поступить увлекается в свободное время. Это немаловажный показатель.

30 молитв

столько должен знать будущий семинарист чтобы пройти собеседование

Вступительные экзамены тоже проводятся свободно. Распространённая тема испытаний для абитуриентов — сочинение по истории Церкви.

Абитуриенту обязательно дают ответить на вопросы катехизиса и рассказать про основы богослужения.

В ходе испытаний особое внимание обращают на следующее:

  • насколько абитуриент воцерковлён;
  • может ли он не только прочесть, но осмысленно прокомментировать примерно 30 молитв;
  • способен ли абитуриент прочесть тексты на церковнославянском языке;
  • владеет ли кандидат на поступление церковным пением;
  • каковы его знания в истории Церкви;
  • насколько хорошо абитуриент знает Священное Писание;
  • ориентируется ли кандидат на поступление в православных праздниках;
  • разбирается ли в церковных традициях;
  • способен ли желающий поступить прочесть по памяти утренние и вечерние молитвы, тропари двунадесятых праздников, а также 50-й и 90-й псалмы.

Разгром Сретенской Семинарии

9 июля решением Синода Русской Православной Церкви на место иеромонаха Силуана (Никитина), и.о. ректора Сретенской Духовной Семинарии, назначен архиепископ Амвросий (Ермаков) с сохранением за ним ректорства над Московской Духовной Семинарией и Академией. Параллельно Синод поручил провести т. н. оптимизацию Московской Духовной Академии и Сретенской Семинарии. За словом «оптимизация» в наше время, как правило, стоят сокращения, слияния и прочее. Однако пока мало кто догадывается, что ждет Сретенскую Духовную Семинарию, основанную в 1999 г.

А ожидает ее полное уничтожение. Как сообщил нам источник из Учебного комитета Московского Патриархата, планируется перевести студентов-бакалавров из Сретенской Семинарии в Московскую Духовную Семинарию, в Троице-Сергиев Посад. На их место предполагается водворить магистрантов и аспирантов из Московской Духовной Академии. То есть, состав Сретенской Семинарии поменяется кардинально, в ней уже не останутся те, кто помнили ее основателя и ректора (до 2021 г.), митрополита Псковского и Порховского Тихона (Шевкунова), автора широко известной книги «Несвятые святые». Естественно, исчезнут традиции Сретенской Семинарии, связанные с её особым духом, со стремлением к миссионерскому служению, с особым благоговейным отношением к службе и к церковному Преданию. И, скорее всего, исчезнет знаменитый Сретенский хор, прославленный во всем мире, а также известный сайт «Православие.Ру», самый популярный среди всех православных ресурсов, и не только русскоязычных, но и мировых.

Более того, параллельно наносится удар и по Сретенскому монастырю, основанному владыкой Тихоном в 1994 г., на территории которого находится Сретенская Семинария. Под предлогом работы с магистрантами и аспирантами у обители отбирается несколько зданий, а также великолепный главный храм, построенный опять-таки трудами владыки Тихона в 2021 г., который переходит в ведение нового ректора, архиепископа Амвросия. Это означает также и конец Сретенского монастыря, который являлся мощным духовным центром столицы. Службы этого монастыря посещало не менее 5000 прихожан. Более 500 человек приходили на лекции и встречи, организованные преподавателями Семинарии и братией монастыря. Несколько десятков молодых людей ежегодно выезжали на Русский Север для участия в реставрации гибнущих храмов. Теперь, скорее всего, этому настанет конец.

Была ли необходимость в оптимизации деятельности Сретенской семинарии? Следует ответить честно — никакой. В рейтинге духовных учебных заведений Русской Православной Церкви она устойчиво стояла на втором месте. Она выдавала самый высокий процент выпускников, принявших сан священника или диакона. В 2021 г. семинария получила государственную аккредитацию своей деятельности. В Семинарии работали блестящие преподаватели — д.ф.н., профессор А.Н.Ужанков, д.и.н., проф. О.Ю.Васильева (ныне министр образования), проф. А.И.Сидоров, проф. В.Н.Кириллин, проф. А.К.Светозарский и многие другие известные преподаватели и ученые. Великолепное здание Семинарии, кардинально реконструированная бывшая французская школа, стало одной из достопримечательностей монастыря и, шире, Москвы, по ней регулярно проводятся экскурсии для паломников. Теперь всему этому конец… Семинарию лишают прав юридического лица, а за этим последует ее ликвидация.

Каковы причины подобных неконструктивных действий? Они могут быть вызваны неприязнью некоторых иерархов к митрополиту Тихону, несмотря на то, что митрополит Тихон служил верой и правдой Церкви и с блеском исполнял многочисленные поручения патриарха Кирилла. В мае 2021 г. под благовидным предлогом владыка Тихон был выставлен из Москвы, в течение года в подвешенном состоянии оставался вопрос о монастыре и семинарии…

Теперь он разрешается таким деструктивным образом. Архиепископ Амвросий известен своей поддержкой «церковного власовца» Георгия Митрофанова, а также тем, что он в свое время разогнал преподавательскую корпорацию Санкт-Петербургской Духовной Семинарии. Возможно, его перевели из Санкт-Петербурга для зачистки как Московской Академии, так и Сретенской Семинарии, поскольку архиепископ Амвросий — человек, способный ради карьеры на все.

Что будет дальше – неведомо. Студенты Сретенской Семинарии ропщут и не хотят переселяться в Сергиев Посад. Ведь они поступали в Сретенскую Семинарию и, получается, что их обманули.

Надеемся, что церковное начальство прислушается к голосу семинаристов и церковного народа и сохранит Сретенскую семинарию и монастырь.

Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»

Открытие семинарии

Архимандрит Тихон Шевкунов стоял у истоков возобновления монашеской жизни в святой обители. Он рассказывал, что молодым насельникам монастыря необходимо было дать образование. Поэтому со временем решено было создать в монастыре духовную школу. Финансовые возможности это позволяли. За благословением Шевкунов обратился к отцу Иоанну (Крестьянкину). Он очень обрадовался таким новостям. И дал свое благословение. Однако главным делом было получить разрешение у тогдашнего Святейшего Патриарха Алексия II.

17 июля 2001 года Священный Синод, выслушав доклад наместника монастыря архимандрита Тихона и председателя учебного заведения архиепископа Верейского Евгения (Решетникова), дал свое согласие на открытие Сретенского Духовного училища. Ректором этого образовательного учреждения был назначен архимандрит Тихон (Шевкунов). 26 декабря 2002 года его преобразовали в Сретенскую духовную семинарию, которая уже в 2004-м выпустила своих первых «ласточек». В 2010 г. в пользование Сретенского монастыря была передана школа № 1216. Она располагалась на его исторической территории и была по-новому отреставрирована.

Православные просветительские курсы. Цикл «Духовные основы русской литературы»

20 января преподаватель Сретенской семинарии профессор А.Н. Ужанков прочел первую лекцию из нового курса Просветительского центра, посвященного духовным основам русской литературы.

Вводная лекция курса получила название «Основы древнерусской цивилизации и мировоззрения древнерусского книжника». В ней Александр Ужанков рассказал про периодизацию русской словесности и литературы.

Лектор рассмотрел термин «русская цивилизация» в контексте развития Западной и Греческой цивилизаций. Участники разбирались, что означает понятие «русская цивилизация». Проследили непосредственную связь между Православием и русской словесностью и культурой.

Одной из важных тем, рассмотренных на лекции, стала проблема обмирщения, или секуляризации, литературы за рубежом и в России

Профессор Ужанков большое внимание уделил церковнославянскому языку и произведениям древнерусских авторов. Отметил, что все древнерусские авторы впоследствии были причислены к лику святых, что свидетельствует о неразрывной связи древнерусской словесности и Православия

В конце лекции поговорили о русской классической литературе 19 века: месте ее в современной жизни в мире и в России в частности. Рассмотрели творчество Ф.М. Достоевского и А.С. Пушкина со стороны их глубокой взаимосвязи с Евангелием. Слушатели лекции смогли задать свои вопросы из зала.

Лекции из курса «Духовные основы русской литературы» будут проходить по понедельникам, в Актовом зале Сретенской семинарии. Начало в 19:00, вход свободный.

Лекция (продолжительность: 1:56:45)

Справка:

Александр Николаевич Ужанков — филолог, литературовед, культуролог, теоретик и историк литературы и культуры Древней Руси. Доктор филологических наук (2005), кандидат культурологии (2000), профессор (2010). Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации (2012). Член Союза журналистов СССР (1986) и Союза писателей России (2000), действительный член Академии Российской словесности (2011), член Общества исследователей Древней Руси, член Научного совета по культурному и историческому наследию Российской Академии наук, член Совета по науке при Министерстве культуры РФ, член Общественного совета при Министерстве культуры РФ (2013—2015).

Автор более 200 исследований по теории и истории древнерусской словесности, мировоззрению и культуре Древней Руси, автор разделов в коллективных монографиях:

  • Русская бытовая повесть XV — XVII вв. Составление, вступительная статья и комментарии А.Н. Ужанкова. — М.: Советская Россия, 1991.
  • А.Н. Ужанков. О принципах построения истории русской литературы XI — первой трети XVIII века. — М., 1996.
  • А.Н. Ужанков. Из лекций по истории русской литературы XI — первой трети XVIII в.: «Слово о Законе и Благодати». — М., 1999.
  • А.Н. Ужанков. Стадиальное развитие русской литературы XI — первой трети XVIII века. Теория литературных формаций. — М.: Литературный институт им. А.М. Горького, 2008.
  • А.Н. Ужанков. О специфике развития русской литературы XI — первой трети XVIII века. Стадии и формации. — М.: Языки славянских культур, 2009.
  • А.Н. Ужанков. Проблемы историографии и текстологии древнерусских памятников XI—XIII веков. — М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2009.
  • А.Н. Ужанков. Историческая поэтика древнерусской словесности. Генезис литературных формаций. — М.: Литературный институт им. А.М. Горького, 2011.
  • А.Е. Ужанков. «Слово о Законе и Благодати» и другие творения митрополита Илариона Киевского. — М.: Академика, 2013.
  • А.Н. Ужанков. «Слово о полку Игореве» и его эпоха. — М.: Академика, 2015.​

Youtube-канал Сретенского монастыря

13 февраля 2020 г.

Святая Покровительница

В этот самый момент, когда Владимирскую икону жители встретили на Кучковом поле, Тамерлан перед нападением отдыхал в своем шатре. Немного задремав, он увидел сон: в лучезарном свете с вершины к нему спускалась Богородица с многочисленным войском святых небесных сил, которая грозно повелела безжалостному полководцу покинуть пределы Руси. Тамерлан в ужасе проснулся и стал выпытывать у своих подчиненных, что обозначают его грезы. Когда ему их растолковали, он тотчас же оставил русскую землю. Православные христиане особо восприняли это событие. Они со слезами на глазах благодарили свою заступницу — Богородицу.

И вот тогда-то (через два года) было решено в память этого грандиозного события на месте встречи (или по-славянски — «сретения») чудотворной иконы Богородицы основать Сретенский монастырь. Теперь каждое богомолье русских царей, патриархов, князей, митрополитов и простых паломников начиналось с молитвы в этой святой обители.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector