Ужанков александр николаевич. биография

Православные просветительские курсы. Цикл «Духовные основы русской литературы»

17 февраля филолог, профессор Александр Ужанков, в рамках курса «Духовные основы русской литературы», прочитал лекцию на тему «Духовный путь А.С. Пушкина. Драма “Борис Годунов”». Действия драмы происходят в России в конце XVI – начале XVII столетия и описывают период царствования Бориса Годунова и вторжение Лжедмитрия I.

    

В начале лекции Александр Ужанков отметил важную роль русской литературы в духовном пути к Богу. Он сравнил ее с житиями святых:

«Равно как житие праведника является образцом пути к Богу, точно так же и жизнь публичных людей, как настоящего времени, так и прошлого, может способствовать выбору нами пути и являться в какой – то степени образцом».

    

Профессор описал путь духовных перемен Пушкина. Он был нелюбимым ребенком – это сказалось на его формировании. В юности окружением Пушкина были в основном масоны, он даже поступил в масонскую ложу и во многом разделял их взгляды. Когда Пушкин попал в ссылку в село Михайловское, его самыми лучшими друзьями стали книги. В октябре 1824 года он оказался в местном Святогорском монастыре, где познакомился с Киево – Печерским патериком и «Историей государства Российского» Н.М. Карамзина. Он начал совершенно по – другому смотреть на историю России – через призму Священного Писания и святоотеческого наследия.

– отметил Александр Ужанков и продолжил. Пушкин, как сторонник классицизма, прекрасно знал закон трех единств – так писались все пьесы того времени. Закон трех единств – закон единства места, времени и действия. Всё это в произведении «Борис Годунов» Пушкин нарушил:

  • Единство места – все события произведения должны разворачиваться на одном месте, а у Пушкина действия начинаются с Кремлевских палат, потом переходят в Новодевичий монастырь, затем Русско – Литовская граница, замок Мнишек, поле «перед Новгород – Северском», Кремлевские ворота и т.д.
  • Единство времени – действие должно разворачиваться в течение суток, здесь же начинаются события в 1598 году, а заканчиваются в 1664 году.
  • Единство действия – должна быть одна сюжетная линия. А здесь две сюжетные линии: первая – Борис Годунов, вторая линия – самозванец Лжедмитрий. Эти две линии направлены одна навстречу другой.

У каждого произведения должно быть хорошее начало, которое заинтересует читателя. И здесь Александр Ужанков отметил «гений» Пушкина

Он обратил внимание на первую строфу пьесы:

«Первая фраза должна интриговать. Пушкин это знал, поэтому прямо в начале произведения мы видим интригу: “Москва пуста; вослед за патриархом К монастырю пошел и весь народ. Как думаешь, чем кончится тревога?”. Здесь есть интрига, которую ставит перед читателем Александр Пушкин: почему Москва пуста? Зачем крестный ход? Какая тревога?».

Пушкин в своем произведении показал все темные стороны власти. Годунов взошел на трон кровавым путем. Появилась цепочка причинно – следственных связей: за грехи государя наказан народ, за грехи народа наказано государство; грех Бориса Годунова искупил его сын, так же как и сын Лжедмитрия, который погиб.

    

«Эта цепная реакция не прерывается, если нет покаяния, потому что без покаяния нет прощения. Без покаяния не наступит перемена мысли, сознания, ума и поступков. В этом гениальность Пушкина»,

– подвел итог в конце встречи Александр Ужанков.

Следующая лекция курса «Духовные основы русской литературы» пройдет 24 февраля в Актовом зале Сретенской семинарии. Она будет посвящена теме «О чем роман в стихах “Евгений Онегин” А.С. Пушкина?».

Лекция (продолжительность: 1:50:41)

23 марта 2020 г.

Ужанков Александр Николаевич

Учёная степень: доктор филологических наук

Ученое звание: профессор

Научное направление: Филологические науки

Регион: Москва

Рейтинг: 23 (по количеству просмотров анкеты за последний месяц)

СЕРТИФИКАТ участника энциклопедии «Известные Ученые»

Ужанков Александр Николаевич – доктор филологических наук, кандидат культурологии. Теоретик и историк русской литературы и культуры Древней Руси.

Проректор по научной работе Литературного института им. А.М. Горького, профессор Московского государственного лингвистического университета (МГЛУ), Российской Академии живописи, ваяния и зодчества, Института истории культур, Сретенской Духовной семинарии (СДС), Высших богословских курсов.

Родился в 1955 г. в городе Щорсе, Черниговской обл., на Украине.

Закончил в 1980 г. русское отделение филологического факультета Львовского государственного университета им. И.Франко. Был приглашен корреспондентом в штат газеты “Комсомольская правда”, затем работал редактором отдела критики журнала “Октябрь”, старшим редактором издательства “Советский писатель” СП СССР, Генеральным директором специализированного издательско-торгового предприятия “Наследие”, созданного по распоряжению Совмина СССР при Академии наук СССР.

С 1989 г. на научной работе в Институте мировой литературы им. М.Горького АН СССР, с 1992 г. – на преподавательской работе. Был деканом филологического факультета и проректором по научной работе Государственной академии славянской культуры. Инициатор создания и первый исполнительный директор “Общества исследователей Древней Руси” при ИМЛИ АН СССР (затем РАН).

Член Союза журналистов СССР и Союза писателей России. Ответственный редактор «Вестника Литературного института им. А.М. Горького», член редколлегии серии «Религиозно-философское наследие Древней Руси» (ИФ РАН).

Специалист в области литературы, истории и философии Древней Руси. Ему принадлежат исследования по новой датировке “Слова о Законе и Благодати”, “Жития Феодосия Печерского”, “Чтения о Борисе и Глебе”, “Сказания о Борисе и Глебе”, “Слова о полку Игореве”, “Слова о погибели Русской земли”, “Повести о житии Александра Невского”, “Летописца Даниила Галицкого” и др.

Он предложил новую концепцию осмысления древнерусского летописания, связав ее с эсхатологическими представлениями русских средневековых книжников; обнаружил следы влияния библейской “Книги пророка Иеремии” на “Слово о полку Игореве”; по-новому интерпретировал “Повесть о Петре и Февронии Муромских”; исследовал эволюцию изображения природы в древнерусской словесности; историю жанра древнерусской повести и т.д.

Разработал теорию стадиального развития русской литературы ХI – первой трети ХVIII века и теорию литературных формаций Древней Руси.

Научные публикации:

Автор исследований по теории и истории древнерусской словесности, в том числе отдельных изданий:

О принципах построения истории русской литературы ХI – первой трети ХVIII века. – М., 1996;

Из лекций по истории русской литературы XI – первой трети XVIII в.: “Слово о Законе и Благодати”. – М., 1999;

О проблемах периодизации и специфике развития русской литературы XI – первой трети XVIII в. – Калининград, РГУ им. И.Канта, 2007;

Стадиальное развитие русской литературы XI – первой трети XVIII века. Теория литературных формаций. – М., 2008;

О специфике развития русской литературы XI – первой трети XVIII века. Стадии и формации. – М., 2009;

Проблемы историографии и текстологии древнерусских памятников XI-XIII веков. – М., 2009;

Повесть о Петре и Февронии Муромских. – М., 2009.

Автор разделов в коллективных монографиях:

Древнерусская литература: Изображение природы и человека. Монографическое исследование – М.: ИМЛИ РАН, Наследие, 1995;

Литература Древней Руси. Коллективная монография. – М., 2004;

История культур славянских народов. В 3-х томах. М., 2003-2008 и др.

Составитель, автор предисловия и комментариев:

Русская бытовая повесть ХV – ХVII в. – М.: Советская Россия, 1991;

Хрестоматия по древнерусской литературе ХI – ХVII веков. – М.: Русский язык, 1991;

А.М.Ремизов. Сочинения. В 2-х томах. – М.: Терра, 1993 и др.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector