Храм григория неокесарийского

О святом, в честь которого названа церковь

Св. Григорий родился на севере Малой Азии в городе Неокесарии примерно в третьем веке от Рождества Христова. Получив прекрасное образование в Александрии у самого Оригена, он вернулся на родину. Но вскоре, удалившись в пустыню, начал вести там свою святую жизнь в молитвах и посте, чтобы обрести от Бога дар пророчества. О подвижнике узнал епископ Амасии. Он решил поставить его в родной Неокесарии духовным руководителем. Св. Григорий согласился и стал перед хиротонией горячо молить Бога открыть ему истинное поклонение Святой Троице. И было ему чудесное видение: перед Григорием явились сама Пресвятая Богородица и апостол Иоанн Богослов. Именно от последнего святой получил знание об истинном и достойном исповедании Святой Троицы. На этом Откровении позже и было основано православное учение. Сам Григорий Неокесарийский до этого не дожил. Он скончался примерно в 266 году.

История

Первый деревянная церковь святителя Григория Неокесарийского был построен еще в XV веке. Согласно преданию, в ноябре 1445 года князь Василий II Темный, взятый в плен татарами, был освобожден за баснословный по тем временам выкуп — 200 тысяч рублей. Находясь в неволе, князь дал обещание, по возвращении построить храм на том месте, откуда будет виден Московский Кремль.

Василий II вернулся в Москву 30 ноября 1445 года, в день, когда отмечался праздник Святого Григория Неокесарийского. По приказу князя и был заложен храм в честь этого святителя.

Место, где была построена церковь было глухое, покрытое мхом. Оно находилось в низине, часто затапливалось разливами Москвы-реки и поэтому эту церковь часто называли «храмом в Дербицах». В древности дербью на Руси называли топкое болотистое место.

В середине XVII века на Руси вспыхнула эпидемия чумы и службы в церкви прекратились. Церковь несколько лет была в запустении и только благодаря священнику Андрею Савинову наступил новый этап в истории церкви. В ней вновь возобновились богослужения и, более того, по инициативе Андрея Савинова рядом со старым церковным зданием началось возведение новой церкви. Причем, в работе принимали участие лучшие мастера, часто выполняющие царские заказы: зодчие Иван Кузнечик и Карп Губа, иконописец Симон Ушаков, а также изразцовых дел мастер Степан Иванов, по прозвищу Полубес.

Деньги на строительство, по велению царя Алексея Михайловича, были выделены из казны. И церковь Григория Неокесарийского в Дербицах получилась на славу. Строительство велось с 1668 по 1679 годы. Причем, все эти годы в старой деревянной церкви проходили службы. В ней Алексей Михайлович венчался с Натальей Нарышкиной (матерью Петра), здесь же будущий император был крещен. Увы, царь не дожил до окончания строительства и осветил храм его наследник, сын Федор Алексеевич, (от брака с Марией Милославской).

Возвращение в лоно Церкви

Обновленный вид Красная церковь получила благодаря стараниям Патриарха Алексия II. Была проведена масштабная реконструкция, выделен церковный декор, позолочены кресты и воссозданы уникальные колокола. По сохранившимся фрагментам восстановили и древние росписи на стенах. Даже нынешний иконостас был «скопирован» с оригинала, которым некогда славился храм (на Полянке) Григория Неокесарийского. Расписание богослужений, которые и сегодня ежедневно совершаются в церкви, впервые можно было увидеть уже через четыре года после начала реставрационных работ. Тридцатого ноября 1996 года в стенах обновленного храма было проведено освящение главного престола.

Каменный храм

Свою близость с царём священник сохранил вплоть до смерти государя. Именно он в году венчал Алексея Михайловича с Натальей Кирилловной Нарышкиной, матерью Петра I. И в октябре года, незадолго до кончины царя, был у него в Кремле на пиру – царь сам угощал его заморскими винами и разными яствами. Но прежде, чем уйти на столь почётную службу, священник просил царя разрешить ему перестройку своего замосквореченского храма каменным. Царь исполнил просьбу и взял строительство под свой контроль: оно началось в году. Новый храм стали возводить чуть севернее его деревянного предшественника, и Алексей Михайлович дважды ездил к обедне в строящуюся церковь.

Интересно, что камень для красавца-храма привозили из знаменитого подмосковного села Мячкова: из той же каменоломни брали камень для строительства белокаменных (и первых каменных) стен московского Кремля при князе Дмитрии Донском, а в XIX столетии – для строительства первого храма Христа Спасителя по проекту Витберга на Воробьевых горах. В то время это село уже было вотчинным владением отца Герцена, Ивана Яковлева.

Но незадолго до смерти царя его духовник попал в немилость самого патриарха Иоакима. Известно, что уже через несколько дней после упомянутого кремлёвского пиршества протопоп сидел в заточении на цепи по повелению патриарха, и смог из темницы написать царю прошение о помощи. Царь, находившийся в Преображенском, поехал в Москву хлопотать о его участи, и стал просить патриарха освободить своего духовника, а патриарх в ответ возводил на того «разные вины», которые, вероятно, и были поставлены протопопу в официальное обвинение после смерти царя. Видимо, эти вины были очень серьёзными, так как царь сперва не смог ничего сделать для своего любимца и лишь поставил ему в караул своих верных стрельцов. Только к Рождеству года – последнего года жизни царя Алексей Михайловича – его духовник был освобождён из темницы с прощением и разрешением священствовать. Он даже был приглашён к царю на обед за один стол с патриархом.

Примирение это длилось недолго, ибо состоялось лишь благодаря горячему участию царя в судьбе своего духовника. Первый же конфликт, считается, произошёл уже на похоронах царя. История донесла о том мало достоверных свидетельств, но известно, что священник Андрей Саввинов будто бы сам был инициатором новой ссоры, возмутившись, что патриарх лично исполняет на похоронах то, что должен делать он, царский духовник. И тогда терпение лопнуло. На созванном соборе патриарх обвинил священника во множестве тяжких преступлений, таких, как блуд, превышение полномочий, подстрекательстве царя против патриарха, и, в частности, в том, что поставил себе храм в Замоскворечье без патриаршего благословения и что без того же благословения и «ставленной грамоты» принял чин протопопа Благовещенского собора. И когда в году патриарх Иоаким освящал выстроенный храм св. Григория Неокесарийского, его бывший священник, лишённый сана, уже находился в ссылке в далёком Кожеозерском монастыре.

Во второй половине XVIII столетия у храма появился придел во имя св. Григория Богослова, устроенный тщанием прихожанина Григория Лихонина в честь его небесного покровителя. А до года при церкви было и обычное кладбище.

Трагические последствия холерной эпидемии ещё долго напоминали о себе. Кроме Боголюбского придела Григорьевской церкви, основанного в благодарность и в память об избавлении Москвы от беды, в году был учреждён Александринский сиротский приют «для призрения сирот чиновников, умерших от холеры в Москве». Первое время он располагался в Басманной слободе, в бывшей усадьбе графа Разумовского на Гороховом поле, а потом был переведён в центр Москвы, в усадьбу Апраксина на Знаменке.

История Храма Григория Неокесарийского от создания до нашего времени

Храм Григория Неокесарийского помимо духовной, является и архитектурной ценностью. История храма берет начало еще с XV века.

По легенде, князь Василий II длительное время пребывал пленным у татар, где дал обещание: если освободится из плена живым, то возведет в Москве храм во имя святого. 17 ноября 1445 года князя отпустили из плена. В этот день также почитали память Неокесарийского чудотворца Георгия. Было принято решение возвести деревянный монастырь Григория Неокесарийского.

Спустя несколько лет деревянный храм был уничтожен при пожаре. На его месте в 1632 году был выстроен новый храм из дерева. В 1667 году рядом с ним построили каменный храм. В народе его называли «Красный», что означает красивый храм. Позже это название стало использоваться и в официальных источниках.

1 марта 1679 года храм освятили во имя Григория Неокесарийского. Обряд проводил патриарх Иоаким.

В 1812 году началась Отечественная война с Наполеоном. К счастью, храм не затронула война. Наполеон так восхищался красотой храма, что трудом смирился с тем, что не может перенести его в Париж.

Позже к храму был пристроен придел Боголюбской иконы Богоматери в готическом стиле. Икона очень помогала молящимся во время нашествия холеры в 1830-1831 годах.

Первая серьезная реставрация святыни произошла в 1859 году. Тогда были обновили росписи храма, ризы некоторых икон.

В советские времена началось крушение храма. Для увеличения тротуара, в 1930 года была частично разрушена колокольня. После расстрела церковнослужителя в 1939 году храм был закрыт, а иконы отданы в местные музеи.

Полная реставрация собора была проведена в 1965 году. В здании разместили художественный комбинат. И только через 35 лет храм был возвращен верующим. Богослужения начались с 1994 года и регулярно проводятся до сегодняшнего дня.

Святыни

Тысячи паломников ежегодно приезжают поклониться чтимому образу Богоматери «Боголюбская» и святым мощам:

  • Григория Неокесарийского;
  • Григория Богослова;
  • Димитрия Ростовского;
  • Нила Столобенского;
  • Тихона Задонского;
  • Великомученика Димитрия Солунского и других.


Храмовая икона святителя Григория Неокесарийского

Престольные праздники:

  • 30 ноября — день памяти святителя Григория Неокесарийского.
  • 7 февраля почитается память Григория Богослова.
  • 1 июля — престольный праздник в честь иконы Богородицы «Боголюбская».
  • 12 февраля чтится память Вселенских Учителей, Василия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Богослова.

Интересно! Уникальность древнерусской обители не только в архитектуре, но и в названии. Это единственная православная обитель в честь святого Неокесарийского в белокаменной столице, она возведена в московском районе Якиманка.

Памятник памяти о великом богослове и хранителе веры третьего столетия Григории Неокесарийском — Символ веры, написанный епископом, почитается во всем христианском мире. Символ веры передается из поколения в поколения, звучит гимном Святой Троице и православной вере.

Обретение святыни. Прихожане рассказывают — Храм «Большое Вознесение» у Никитских ворот

Это было в 1999 году. Как-то раз мы были в гостях у моего одноклассника и друга, Михаила Народицкого. Михаил, его супруга Елена, дочь Марина и тёща Татьяна Васильевна являются прихожанами храма Святителя Григория Неокесарийского на Полянке.

 Они рассказали нам о том, что храм, в который они ходят, теперь полностью отреставрирован, в нём имеется даже рака для мощей Святителя, а вот сами мощи обрести никак не удаётся.

 За ними обращались в разные места, о которых говорили, что там они пребывают, ездили даже в Испанию, но все напрасно.

Церковь Григория Неокесарийского. Улица Большая Полянка A.Savin, CC BY-SA 2.5

Разговор запомнился. Спустя некоторое время мы уехали в Лондон.

Успенская церковь на Найтсбридж

По воскресеньям мы ходили на литургию в лондонскую церковь Успения Божией Матери и Всех Святых на Найтсбридж. В тот день служил владыка Антоний, митрополит Сурожский.  В храме было принято во время литургии упоминать  всех святых, «честные мощи коих пребывают в храме». Неожиданно мы услышали, что владыка среди других имен назвал имя святителя Григория Неокесарийского.

Сразу же после службы мы подошли к владыке Антонию и рассказали ему про московский храм Григория Неокесарийского и про сложности с обретением мощей. Владыка сказал, что маленькая частичка мощей запаяна в аналойной иконе храма, но он обязательно посмотрит еще и в другом месте, в котором, возможно, имеется другая частица мощей Святителя.

Прошло много недель, владыка Антоний болел, редко появлялся, на наши осторожные вопросы говорил, что ищет и молится, просил набраться терпения и подождать.

Я вскоре снова оказался в Москве, зашёл к своим друзьям и поведал им об обнаружении мощей в лондонском храме. Они очень обрадовались, быстро организовали письмо-запрос настоятеля храма на Полянке игумена (ныне епископа) Иеронима (Чернышова), адресованный владыке Антонию. 

В эти дни позвонила моя жена, Татьяна, и радостно сообщила, что была в Успенской церкви, и владыка Антоний подтвердил, что нашёл мощи и готов их передать. Татьяна спросила владыку, как можно организовать передачу, он ответил, что бывает так, что мощи перевозят не только священнослужители, но и мирские люди, и он готов передать частичку мощей нам, чтобы мы отвезли её в Москву.

Мешочек, в котором была перевезена частица мощей Святителя Григория Неокесарийского Павел Петров, CC BY-SA 3.0

Перед отъездом в красном углу квартиры я обнаружил и захватил с собой в Лондон мешочек для просфор, вышитый нашей православной знакомой Наталией Гулая. 

Передача мощей

С нетерпением мы дождались воскресенья 13 июня 1999 г. После литургии мы смиренно подошли к владыке Антонию, он попросил нас немного подождать, удалился в алтарь, вернулся и передал нам частицу мощей.

Владыка Антоний митрополит Сурожский передаёт частицу мощей Святителя Григория Неокесарийского

Вы не можете представить себе те чувства, которые охватили в этот момент не только мою семью и меня, но и многих присутствующих в церкви, которые знали о нашей просьбе и всячески помогали и сопереживали нам. Мы стали благодарить владыку, на что он сказал: «Это не я сделал, а Господь» 

Совет

Фотография на память Александра, прихожанка Успенского храма на Найтсбридж, CC BY-SA 3.0

Это была последняя встреча с владыкой Антонием митрополитом Сурожским, который во многом изменил нашу жизнь и, я знаю, судьбы многих других.

Встреча святыни

Спустя две недели мы уехали из Лондона. В Шереметьево нас встретил настоятель храма Святителя Григория Неокесарийского на Полянке Иероним (Чернышов) с представителем Патриархии и принял мощи. Мы попросили вернуть нам мешочек в память об этом событии, что он и сделал после торжеств.

Вечером 29 ноября 1999 г., в канун памяти Григория Неокесарийского, в московском храме Святителя  на Полянке Святейший Патриарх Алексий II возглавил торжественное всенощное бдение, во время которого встретил святыню.

Патриарх Алексий II в храме свт. Григория Неокесарийского 29 ноября 1999 года

Мы благодарны Господу за то, что он подарил нам возможность быть причастными к этим событиям, а также иметь счастье слышать голос владыки Антония митрополита Сурожского, посещать его четверговые чтения, принять его доброту, помощь и благословение.

Татьяна, Юлия и Павел Петровы, прихожане храма «Храма Большое Вознесение»

Москва, Лондон, 1999 год

Храм с момента возведения и по сегодняшний день

Храм Святителя Григория Неокесарийского был известен еще в давних времен. Изначально он был деревянным. Основателем его был князь Василий Темный, который таким образом высказал свою благодарность за освобождение от татарского плена. В плену ему было видение от Господа, что он должен соорудить храм на том месте, с которого увидит стены Кремля. А назвать его необходимо будет на честь того святого, день памяти которого будет припадать на тот день. Так и случилось 30 ноября 1445 года.

Деревянный храм просуществовал до 17 столетия. В 1668-1679 годах рядом возводят каменный храм.

По архитектуре данный храм относится к пятиугольным с шатровой колокольней. Внешне храм украшен изразцами с растительным орнаментом. Это убранство и яркие цвета может удивить обычного человека. Хотя отмечалось, что многие люди называли ее «красной», что означает красивой. В данном храме проводились некоторые обряды, связанные с царской династией:

  • В 1671 году тут было проведено обряд церковного венчания царя Алексея Михайловича и Натальей Нарышкиной.
  • В 1972 году был крещен будущий император Петр 1. Там до сих пор оберегают эту купель, где крестили маленького царевича.

Не стоит забывать о том, что данному храму был дан статус придворного. Его часто посещали царские особы, про что свидетельствовали короны на крестах.

Очень уж она припала по душе Наполеону. Он сожалел, что не может забрать ее с собой. Даже во время пожара, воины носили воду, чтоб не загорелось строение.

В 1939 году храм был осквернен, разграблен и разрушен. С 1994 года в храме вновь возобновились богослужения. А еще через 2 года – его снова освятили.

Когда-то на Большой Полянке…

Начало Большой Полянки. Слева — бывший дом Прозоровского. Фотография 1908 года

Об исчезнувшем уголке старой Москвы.

В начале улицы Большой Полянки стоят многоэтажные дома, построенные в первые десятилетия советской власти. Рассказ об этой части Замоскворечья всегда сопровождается упоминанием о череде невосполнимых утрат. Для возведения огромного жилого дома (Большая Полянка, 1/3), который словно нависает над улицей, Кадашевской набережной и Малым Каменным мостом, пожертвовали двумя дореволюционными усадьбами. Речь идет не о рядовых потерях — разрушенные здания считались бы сегодня значимыми достопримечательностями и заняли бы достойное место на страницах любого путеводителя по району. * * * После переноса столицы из Москвы в Санкт-Петербург (1712–1714) в начале Большой Полянки (тогда улица называлась Космодамианской) размещались дворы военной знати. Аристократия селилась здесь в виду близости Кремля, Монетного двора и церкви Святых бессребреников Космы и Дамиана в Кадашах. Застройка усадеб имела характерную для того времени композицию: главный дом (каменные палаты) в глубине двора, по периметру владения — деревянные служебные строения. В 1730‑х годах одна из уничтоженных усадеб (сегодня она располагалась бы на углу Старомонетного переулка и Кадашевской набережной) принадлежала князю Ивану Юрьевичу Трубецкому. Его называли Меньшой, чтобы отличать от родного дяди и полного тезки — сподвижника Петра I и последнего боярина. Служил И.Ю. Трубецкой Меньшой в Ингерманландском полку, достиг звания полковника. В книге «Сказания о роде князей Трубецких» (см. список литературы в конце) об Иване Юрьевиче написано: «Он принимал участие в событиях, ознаменовавших собою вступление на престол Анны Иоанновны, причем вместе с дядей и братом был противником верховников. Анна Леопольдовна сделала его камергером, а императрица Елизавета Петровна указом от 25 декабря 1742 года произвела его в действительные камергеры и в том же году пожаловала ему орден Святой Анны (первой степени) и назначила президентом Юстиц‑коллегии. <�…> Женат князь Иван Юрьевич был на Марии Яковлевне Глебовой и оставил после себя одного сына князя Николая Ивановича, женатого на княгине Татьяне Алексеевне Козловской, и четырех дочерей: Аграфену, Варвару, Екатерину и Прасковью». По фамилии знатного домовладельца Старомонетный переулок некоторое время назывался Трубецким. После смерти Ивана Юрьевича (1744) усадьба на Большой Полянке перешла по наследству вдове княгине Марии Яковлевне Трубецкой. В 1760–1780‑х годах собственником стал их сын — Николай Иванович. С 1790‑х годов до нашествия Наполеона усадьба принадлежала сыну Н.И. Трубецкого князю Ивану Николаевичу. Он дослужился до чина надворного советника, был предводителем дворянства Дмитровского уезда, где находилось имение Трубецких Ахтырка. После пожара 1812 года, во время которого усадьба значительно пострадала, хозяева решили в нее не возвращаться, и в течение десяти лет здесь оставались лишь полтора десятка дворовых. В 1822 году владение приобрел английский механик по фамилии Мурье, занимавший барский дом некоторое время. Другая находившаяся здесь усадьба располагалась бы сейчас на углу Большой Полянки и Кадашевской набережной. В первой половине XVIII века она состояла из каменного главного дома и деревянных служебных строений. В 1738–1745 годах ею владел полковник Василий Иванович Сабуров, до переезда в Москву живший в столице, где исполнял должность прокурора Сыскного приказа, а позже — товарища санкт‑петербургского вице‑губернатора. В 1745 году В.И. Сабуров продал усадьбу полковнику Никите Саввичу Савину, у которого через десять лет ее приобрел аптекарь Казимир Болеславович Меер. Часть помещений были им приспособлены под аптеку. К 1770 году владение перешло другому аптекарю — Иоганну Матвеевичу Вольфу. Вскоре (1773) он подал в Полицмейстерскую канцелярию прошение, где уведомил о своем намерении «вместо старой вновь каменную аптеку построить в два этажа на погребах со сводами и покрыть железом», а также соорудить «каменное с улицы крыльцо для приходящих за лекарствами». Проект составил приглашенный Вольфом лучший на тот момент московский архитектор — Василий Иванович Баженов. Уточнение «на погребах со сводами» позволяет предположить, что при возведении нового здания зодчий использовал нижнюю часть прежнего дома. На первом этаже была устроена аптека с отдельным входом со стороны улицы. Из северных окон открывался вид на Кремль и Пашков дом — еще одно творение Баженова. К слову сказать, здания на Моховой и Большой Полянке имели схожее внешнее убранство…

Описание

Яркие краски церковного здания придают храму праздничный нарядный вид. Фасады строения окрашены в цвет сурика, а большинство архитектурных деталей выделено белой и бирюзовой краской.

Одно из главных украшений храма — килевидные кокошники, тремя рядами обрамляющие его основной объем. Пять луковичных глав установлены на глухих барабанах. Кресты украшены царскими коронами, что подчеркивало принадлежность церкви к придворным храмам.

Основной объем здания и колокольня опоясаны изразцовым ободком, краски которого до сих пор сохранили свою яркость и насыщенность. Изразцы имеют рисунок «Павлиное око», они сложены так, что церковь похожа на дивный сказочный цветок. В народе сразу стали называть её Красной, то есть красивой. Недаром, сохранилось предание, что Наполеон мечтал перенести ее на ладони в Париж.

Внутреннее убранство храма под стать его внешней красоте. Стены расписывали костромичи и переяславцы.

Главная святыня храма — чудотворная Боголюбская икона Богоматери XIX века. Также здесь хранятся иконы Божией Матери — Утоли моя печали и Нечаянная Радость, Семистрельная и другие. В храме находится ковчег с частицей мощей святителя Григория Неокесарийского, частицы мощей Московских святителей Филарета и Иннокентия, преподобного Сергия Радонежского, благоверного князя Александра Невского и других святых.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector