Биография и труды григория богослова, иконография и тексты молитв

Священническое и епископское служение

В 361 году, в день торжественного празднования Рождества Спасителя, Григория, вопреки его возражениям, рукоположили во священника. По смирению он был против этого посвящения, но опять же, по смирению не решился противиться воле архиерея, отца. Опечалившись таким поворотом событий, Григорий отправился в Понт, к Василию. Тот сумел подобрать нужные слова утешения и ободрил давнего друга.

К Пасхе 362 года отец Григорий возвратился в Назианз и приступил к деятельному исполнению пастырского долга. С того времени он находился при вверенной ему пастве и по мере возможностей помогал родному отцу, Григорию старшему, в его архиерейском служении.

Когда в 370 году Василия Великого возвели в архиепископа Кесарийского, тот, в целях лучшего управления своей паствой и борьбы с арианством, стал открывать новые кафедры. В этот период он нуждался в ревностных, религиозно-образованных пастырях.

Следуя своему замыслу святитель Василий поставил своего друга, Григория, епископом в Сасим. Шёл 372 год

Григорий Богослов хотя и понимал, в чём состояла важность этого шага с позиции Василия Великого, и согласился, однако, как и в случае с рукоположением во священника, подчинился этому выбору с неохотой, а затем удалился в безлюдное, пустынное место, где предался созерцательной молитве

Через какое-то время Григорий старший уговорил своего сына прибыть в Назианз. Тот вернулся, но с условием, что не будет преемником по кафедре отцу.

В 374 году умер отец Григория Богослова, а вскоре и мать. Придя в храм, где служил и её супруг, и её любящий сын, и приблизившись к жертвеннику, она внезапно почувствовала приближение смерти, произнесла молитву и предала душу Богу. Всё это, конечно же, отразилось на внутреннем состоянии Григория. Какое-то время он продолжал дело отца, но вскоре заболел, да так тяжело, что некоторые даже и не надеялись на его выздоровление.

В 375 году, оправившись от недуга, желая предаться уединённому жительству, он удалился в Селевкию Исаврийскую. Здесь он жил так, словно бы сам себя заточил. Страшное огорчение принесла ему весть о смерти Василия Великого (379 г.).

Борьба с ересью. Литературная деятельность

После смерти Валента, покровительствовавшего арианским «священнослужителям», на царский трон взошёл Феодосий, который поддерживал православных.

В 379 году верующие граждане Константинополя обратились к святителю Григорию с призывом о помощи. Внявший советам друзей и чувству пастырского долга, он оставил уединение и поспешил в столицу.

Увиденное там привело его в состояние праведного негодования: храмы были захвачены арианами, внутри православных отсутствовало единство, нравы жителей отличались распущенностью и развращенностью. Святитель Григорий вынужден был искать себе более или менее безопасное пристанище и обрёл его в частном доме.

Ревность о Господе, преданность Православию, трезвомыслие, образованность и, конечно же, красноречие Григория Богослова не могли не вызвать надлежащего отклика в сердцах горожан. Под действием его увещеваний и проповедей люди преображались. Многие пламенели желанием увидеть и послушать ревностного защитника веры. Очень быстро слава святителя достигла такого размаха, что стала привлекать в Константинополь даже и жителей отдаленных селений.

Всё это вкупе возбуждало у последователей Ария недружелюбные, агресивные чувства. Еретики были готовы не только интриговать против святителя, но даже и покушались на его жизнь.

Прибывший в 380 году в Константинополь государь, Феодосий, прибегнул к возможностям своей, царской, власти и передал захваченные еретиками храмы в руки Православных. Святитель Григорий, понимая необходимость личного присутствия, согласился остаться в столице, пока не соберется намеченный Собор.

Святитель ​Григорий Богослов. Иконы

На иконах Григорий Богослов изображается в виде старца с седыми или темными с проседью волосами и широкой бородой средней длины в святительских одеждах с евангелием или свитком в руке.

Святитель Григорий Богослов

Самое раннее из дошедших до наших дней иконописное изображение (ок. 649 г.) святителя Григория Богослова сохранилось в росписях алтаря церкви Санта-Мария Антиква в Риме. На Руси наиболее древним является изображение святителя Григория Богослова в мозаиках Софийского собора в Киеве (1037-1045 гг.).

Свт. Григорий Богослов. Фрагмент Мозаика Киевского Собора Святой Софии, XI в.

Образ святителя включался в состав икон деисусного чина. Известен образ (в рост) Григория Богослова из деисусного чина Успенского собора Владимира 1408 года из собрания Государственной Третьяковской Галереи в Москве. Широкое распространение получили как единоличные образы святого, так и в числе избранных святых. 

Слева: Григорий Богослов. Из деисусного чина собрания А.И. Анисимова. Первая половина XV в. Справа: Григорий Богослов. 1408 г. Из деисусного чина Успенского собора во Владимире. Государственная Третьяковская галерея, МоскваСвятитель Григорий Богослов. Из деисусного чина церкви Покрова села Гуменец Ростовского района Ярославской области. Государственный музей-заповедник «Ростовский Кремль», РостовГригорий Богослов. Из деисусного чина Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. Ок. 1497 г.

Роль Григория Богослова в христианстве

Отец Церкви Григорий Богослов, воспитанный на христианских традициях, был другом и однодумом святителя Василия Великого, одно время общался с Юлианом, ставшим императором, отступником и ярым гонителем христианства.


Святитель Григорий Богослов

  • В возрасте 26 лет Григорий принимает крещение, много времени проводит в Пустыни Василия Великого, но по просьбе престарелого отца возвращается домой и рукополагается в сан пресвитера.
  • Служение в качестве священника не приносит удовлетворения святителю. Он постоянно уединяется в Пустынь для исследования Писания и общения с Богом. Там он создает свои уникальные рукописи, не утратившие актуальности и в 21 столетии.
  • Его проповеди собирают тысячи христиан.
  • Рукоположенный в сан архиепископа Константинополя Григорий Великий ведет ярую борьбу с арианами, защищая основы православной веры, за что терпит преследования и гонения.
  • Будучи архиепископом Константинополя, он отказывается от кафедры и удаляется в пустынное место для написания своих бессмертных посланий миру.

Важно! Вселенская Церковь оценила богословские послания Григория, и нарекла святителя Григория Богословом Великим. Обладая даром познавать глубину Божьих посланий и умением донести их в истине широким массам, архиепископ Григорий стал автором поэтических посланий, которые и поныне используются в Литургиях

Обладая даром познавать глубину Божьих посланий и умением донести их в истине широким массам, архиепископ Григорий стал автором поэтических посланий, которые и поныне используются в Литургиях.

Где можно найти мощи

Многих людей, которые собираются почитать свт. Григория Богослова, интересует, где хранятся его мощи. На протяжении нескольких сотен лет мощи святителя часто переносились. Впервые это произошло в 950 году, когда их с родного города Богослова перенесли в одну из константинопольских церквей. Пролежали они там в течение 150 лет. Затем храм разграбили римляне и перевезли остатки в Рим. Там для них была построена специальная гробница, расположенная внутри собора Петра.

В конце 2004 года часть остатков была возвращена в Константинополь, в храм святого Георгия. Также мощи Богослова можно найти и в Греции. В храме на Афоне находится левая рука святого. Десница Григория находится в городке Янина. Посетители храма утверждают, что мощи до сих пор источают благоухание. Часть мощей святого находится в Кремлевском соборе, который находится в Москве. Они были переданы в этот собор в далеком 1653 году. Тогда их лично принимал царь Алексей Михайлович. Также останки святого находятся в местном храме поселка Неа Карвали, расположенном на территории Греции.

Первые шаги на пути христианского делания

Святитель Григорий Богослов родился в юго-западной области Каппадокии, в Арианзе (недалеко от города Назианза), приблизительно около 330 года.

Происходил он в прямом смысле этого слова из семьи святых: отец — Григорий, епископ Назианзский, мать Нонна, брат Кесарий и сестра Горгония — все они после своей кончины были канонизированы.

Его родной отец, Григорий старший, в свое время он принадлежал к сторонникам культа, поклонявшихся Богу как Высочайшему, но при этом исповедовавших веру, состоящую из смеси положений христианства, иудейства и персидских учений. Ко Христу он обратился по молитвам супруги, Нонны, глубоко верующей, ревностной христианки. Под её благотворным влиянием он принял Крещение. Вскоре его посвятили во священника, а впоследствии возвели на епископскую кафедру в Назианзе.

Ещё до появления на свет Григория младшего, будущего святителя Григория Богослова, Нонна усердно молилась Богу о даровании ей сына и обязалась, что в случае, если её молитва будет исполнена, она посвятит дитя Богу. Сын был дарован, обещание исполнено.

С детских лет Григорий младший воспитывался в любви к Богу и ближним. Первоначальное образование, в том числе в области основ Православного вероучения, он приобрёл в родительском доме. Благодаря влиянию матери он ещё с юности определился, что будет вести безбрачную, богоугодную жизнь.

По мере взросления, он проходил обучение в лучших для той поры школах: в Кесарии Каппадокийской, в Кесарии Палестинской, в Александрии, в Афинах. Обучение обходилось недешево, но материальное состояние родителей это позволяло.

В Кесарии Каппадокийской Григорий познакомился с будущим вселенским учителем, святителем Василием Великим. Затем их знакомство продолжилось во время учёбы в Афинах и переросло в крепкую дружбу.

Возвратившись из Афин (приблизительно в 358 году), Григорий принял Крещение, после чего предался аскетической жизни: проводил жизнь в постах, молитве, богомыслии и созерцании. В этот период он посещал Понт, ища встреч и совместных подвигов со своим другом и единомышленником Василием. Одним из плодов их творческого сотрудничества стало произведение «Филокалия», включавшее мысли и выдержки из сочинений знаменитого церковного учителя Оригена.

Около 360 года Григорий старший, отец Григория Богослова, не вполне понимая тонкости распространившегося к тому времени арианского лжеучения, подписал арианский символ, чем вызвал негодование православных, представителей его паствы. Многие готовы были отойти от своего епископа. В тот момент Григорий младший сумел разъяснить отцу его ошибку и показать несоответствие подписанного Символа Никейскому. В результате Григорий старший признал заблуждение публично и порядок среди его паствы был восстановлен.

Труды

Богослов известен тем, что после своей смерти он оставил немало трудов, которые актуальны и сейчас. К наиболее значимым работам святителя можно отнести следующее:

  • На богатолюбцев. Здесь святитель писал о людях, которые думают только о материальных благах и совершенно забыли о духовном богатстве.
  • На лицемерных монахов. Здесь поднимается проблема, связанная с тем, что некоторые монархи отвернулись от веры и начали думать только о себе и о своем благосостоянии.
  • Притчи Христовы. Здесь святитель писал о наиболее известных притчах Иисуса.
  • Определения. В этой работе Богослов решил поделиться определениями слов, которые должен знать каждый верующий человек.

Житие святителя

Будущий святитель появился на свет в благочестивой семье христиан около 325 года, в городе Арианзе, который находился недалеко от Назианза Каппадокийского. Его отец, Григорий старший, был епископом Назианским. Мать звали Нонна, и она была ревностной христианкой.


Святитель Григорий Богослов

До того как стать епископом, отец Григория увлекся культом, который объединил в своем учении положения из христианства, персидских учений и иудейства. Однако супруга сумела убедить его в заблуждении, и вскоре Григорий старший принял христианство и прошел обряд Крещения. Его посвятили в священники, а затем и в епископы.

На заметку! Следует отметить, что вся семья Григория была посмертно канонизирована Церковью. Поэтому Григорий Богослов в прямом смысле происходил из семьи святых.

Еще до рождения сына, Нонна усердно молилась Господу о даровании чада. Она пообещала, что, если сможет родить, то отдаст своего ребенка на служение Всевышнему. Просьба была услышана, а обет исполнен. Маленького мальчика воспитывали в любви к Богу. Он получил начальное домашнее образование, и уже в раннем возрасте принял решение посвятить себя безбрачной жизни в молитве и созерцании.

Период обучения

В более взрослом возрасте Григорий продолжил обучаться. Сначала это была Кесария Каппадокийская, затем Кесария Палестинская, Александрия и Афины. Хотя плата за обучение была немаленькой, благосостояние родителей позволяло получать юноше образование.

Об Афинах будущий проповедник отзывался в своих письменных трудах очень тепло. Он считал их сосредоточением учения, обителью наук, где он смог получить много доброго. Во время учебы Григорий познакомился с Василием Великим, который впоследствии стал епископом Кесарии Каппадокийской. Случайное знакомство переросло в настоящую крепкую дружбу.


Василий Великий и Григорий Богослов

После окончания обучающего периода Григорий какое-то время преподавал риторику в Афинах. Затем он вернулся в родной город. Здесь, будучи в возрасте тридцати лет, он принимает Крещение от отца, который уже стал епископом. Желавший уединения и монашеской жизни, Григорий удаляется в Понт, где его друг Василий основал монастырь на реке Ирис. Вместе они изучали труды Оригена и сделали из него выписки, которые вошли в труд под названием «Филокалии».

Борьба с арианством

В 360 году Григорий буквально спас своего отца от серьезной ошибки. В то время очень широкий размах набрало арианское лжеучение. Григорий старший, не слишком вникая в богословские нюансы, подписал арианский Символ Веры, тем самым вызвав бурю негодования среди своей паствы. Сын разъяснил отцу, в чем проявляется несоответствие данного Символа Веры по отношению к никейскому, после чего епископ признал свою ошибку, и дело не приняло опасный оборот.

В 361 году Григория вопреки его нежеланию посвятили в пресвитеры. Он считал это бременем, которое будет мешать вести аскетический образ жизни в постоянной молитве, но повиновался. В расстроенных чувствах он вновь уехал в Понт. Василий Великий нашел нужные слова и приободрил своего давнего друга.

Через год Григорий вернулся в Назиан. Здесь он всячески помогал своему отцу в архиерейском служении и взял под опеку паству, которая была ему вверена.

В 370 году Василий Великий стал архиепископом Кесарийским. Борясь с арианской ересью, он открывал новые кафедры, в которые требовались опытные и ревностные пастыри. Конечно же, в первую очередь, он вспомнил о своем друге и попросил Григория прибыть в Сасим для того, чтобы возглавить там церковь. Григорий принял это предложение без энтузиазма, как и в случае с посвящением в пресвитеры. В Сасиме он так и не провел ни одного богослужения.

Через какое-то время он просто удалился в пустынное место на три года и полностью предался молитве. В своих трудах он упоминал об этом периоде с укором в адрес друга, который, по его мнению, втянул его в борьбу с арианством.

Позже отец уговорил его вернуться в Назиан для оказания помощи в управлении епархией. Сын послушался, но с условием, что не выступит в качестве приемника кафедры. Григорий старший умер в 374 году. Какое-то время сын продолжал его дело. Но после смерти матери, Григорий младший сильно заболел. Уход близких людей подкосил силы святителя, и недуг оказался столь тяжелым, что приближенные к пастырю люди уже не надеялись на его выздоровление.


Григорий Богослов в монастыре

Тем не менее, Григорий восстановился и через год ушел в Селевкию Исаврийскую, добровольно заточив себя. Очередной удар ему нанесло известие о кончине Василия Великого.

Детство и юность

Точная дата рождения святителя неизвестна, примерно в 325 году нашей эры. Родился мальчик недалеко от города Назианза, расположенного в Каппадокии (на территории современной Турции). Не случайно позже его прозвали Григорием Назианзиным.

Григорий Богослов

Его отец Григорий был местным аристократом, а его жена Нонна была истинной христианкой, все дни женщина проводила в молитвах, занималась благотворительностью. Вскоре и Григорий-старший принял христианство. Сначала он стал пресвитером в местной церкви, а после и епископом Назианза.

У Нонны долго не получалось забеременеть, поэтому много молилась и просила Бога о благодати. Она пообещала, что, если всевышний ей подарит ребенка, она посвятит его Богу. Позднее во сне женщина увидела своего будущего сына и услышала его имя. После появления на свет Григория у Нонны родилось еще двое детей – сын Кесарий и дочь Горгония. Впоследствии все члены семьи Григория были признаны святыми.

Получив начальное домашнее образование, Григорий отправился сначала в Каппадокию, а позже в Палестину и Александрию, где обучался в высших школах. Но научным центром в то время были Афины. Поэтому Григорий переехал в Афины, где изучал астрономию, геометрию, риторику, поэзию. Он изучал труды Аристотеля и Платона. В большей степени его интересовал стиль изложения, нежели само учение. Но на то, как позднее Григорий стал истолковывать религию, во многом повлияли эти работы.

Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого

Когда Григорий учился в Афинах, он познакомился в Василием Великим. И эта встреча стала судьбоносной для Григория. После обучения он два года преподавал красноречие в Афинах. А по возвращении в Назианз отец его крестил. На тот момент ему уже было 30 лет. Но в то время крещение принимали лишь после того, как получали образование.

Григорию монашеская жизнь пришлась по душе, и он переехал в монастырь, основателем которого был его друг Василий Великий. Вместе они изучали труды основателя библейской филологии и философа Оригена. Позднее Григорий Богослов из его произведений записал выдержки, которые получили название «Филокалии».

Священническое и епископское служение

В 361 году, в день торжественного празднования Рождества Спасителя, Григория, вопреки его возражениям, рукоположили во священника. По смирению он был против этого посвящения, но опять же, по смирению не решился противиться воле архиерея, отца. Опечалившись таким поворотом событий, Григорий отправился в Понт, к Василию. Тот сумел подобрать нужные слова утешения и ободрил давнего друга.

К Пасхе 362 года отец Григорий возвратился в Назианз и приступил к деятельному исполнению пастырского долга. С того времени он находился при вверенной ему пастве и по мере возможностей помогал родному отцу, Григорию старшему, в его архиерейском служении.

Когда в 370 году Василия Великого возвели в архиепископа Кесарийского, тот, в целях лучшего управления своей паствой и борьбы с арианством, стал открывать новые кафедры. В этот период он нуждался в ревностных, религиозно-образованных пастырях.

Следуя своему замыслу святитель Василий поставил своего друга, Григория, епископом в Сасим. Шёл 372 год

Григорий Богослов хотя и понимал, в чём состояла важность этого шага с позиции Василия Великого, и согласился, однако, как и в случае с рукоположением во священника, подчинился этому выбору с неохотой, а затем удалился в безлюдное, пустынное место, где предался созерцательной молитве

Через какое-то время Григорий старший уговорил своего сына прибыть в Назианз. Тот вернулся, но с условием, что не будет преемником по кафедре отцу.

В 374 году умер отец Григория Богослова, а вскоре и мать. Придя в храм, где служил и её супруг, и её любящий сын, и приблизившись к жертвеннику, она внезапно почувствовала приближение смерти, произнесла молитву и предала душу Богу. Всё это, конечно же, отразилось на внутреннем состоянии Григория. Какое-то время он продолжал дело отца, но вскоре заболел, да так тяжело, что некоторые даже и не надеялись на его выздоровление.

В 375 году, оправившись от недуга, желая предаться уединённому жительству, он удалился в Селевкию Исаврийскую. Здесь он жил так, словно бы сам себя заточил. Страшное огорчение принесла ему весть о смерти Василия Великого (379 г.).

Детство и юность

Точная дата рождения святителя неизвестна, примерно в 325 году нашей эры. Родился мальчик недалеко от города Назианза, расположенного в Каппадокии (на территории современной Турции). Не случайно позже его прозвали Григорием Назианзиным.


Григорий Богослов

Его отец Григорий был местным аристократом, а его жена Нонна была истинной христианкой, все дни женщина проводила в молитвах, занималась благотворительностью. Вскоре и Григорий-старший принял христианство. Сначала он стал пресвитером в местной церкви, а после и епископом Назианза.

У Нонны долго не получалось забеременеть, поэтому много молилась и просила Бога о благодати. Она пообещала, что, если всевышний ей подарит ребенка, она посвятит его Богу. Позднее во сне женщина увидела своего будущего сына и услышала его имя. После появления на свет Григория у Нонны родилось еще двое детей – сын Кесарий и дочь Горгония. Впоследствии все члены семьи Григория были признаны святыми.

Получив начальное домашнее образование, Григорий отправился сначала в Каппадокию, а позже в Палестину и Александрию, где обучался в высших школах. Но научным центром в то время были Афины. Поэтому Григорий переехал в Афины, где изучал астрономию, геометрию, риторику, поэзию. Он изучал труды Аристотеля и Платона. В большей степени его интересовал стиль изложения, нежели само учение. Но на то, как позднее Григорий стал истолковывать религию, во многом повлияли эти работы.


Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого

Когда Григорий учился в Афинах, он познакомился в Василием Великим. И эта встреча стала судьбоносной для Григория. После обучения он два года преподавал красноречие в Афинах. А по возвращении в Назианз отец его крестил. На тот момент ему уже было 30 лет. Но в то время крещение принимали лишь после того, как получали образование.

Григорию монашеская жизнь пришлась по душе, и он переехал в монастырь, основателем которого был его друг Василий Великий. Вместе они изучали труды основателя библейской филологии и философа Оригена. Позднее Григорий Богослов из его произведений записал выдержки, которые получили название «Филокалии».

Высказывания и афоризмы

Выделяют несколько известных высказываний, которые многие используют даже после смерти Богослова:

  • «Изрекать могут многие, понимать— не все».
  • «Пугливый муж пугливые мысли имеет».
  • «Одного невозможно избыть человеку: стремления к женщине».
  • «Беседы, долго идущие, пожирают жизнь».
  • «Много худого теперь говоришь обо мне ты, милейший».
  • «Не заграждай источника, который готов произвести из себя большую реку».
  • «Дурная жена в доме подобна злой вьюге».
  • «Для чего представляешь из себя Пастыря, когда ты овца? Для чего делаешься головой, когда ты — нога? Для чего берешься предводительствовать войском, когда ты поставлен в ряду воинов?»
  • «Что в нашем учении всего превосходнее и всего полезнее? Мир. А что всего гнуснее и вреднее? Разногласие».
  • «Кто судит чужой порок, скорее сам подпадет обвинению, чем положит конец пороку».
  • «Выказывайте благочестие менее словом, а более делом».
  • «Мед, несмотря на то, что он мед, если принят в излишестве и до пресыщения, производит рвоту».
  • «Безопаснее слушать, нежели говорить; вожделеннее учиться, нежели учить…»
  • «От каждого человека, получившего крещение, Бог требует трех добродетелей: правой веры от всей души и от всей крепости, воздержания языка и чистоты тела».
  • «Убивайте, расхищайте, злые рабы низкой корысти: никто уже не удержит вашего сребролюбия! Если ради золота и на это отважился ты, злоумышленный злодей, то на все наложишь свою хищническую руку».
  • «Бог творит все, как хочет, а человек— как может».

Сын по обету

Григорий Богослов был рожден в состоятельной и религиозной семье около 325 года. Отец святителя, Григорий, происходил из аристократического рода, был епископом в городе Назианзе Капподокийском. Мать, Нонна, родилась в семье христиан, и, как писал святитель, все ее устремление было к Небесному Отечеству, и заботы ее лишь настолько касались мирского, чтобы и земную жизнь переселить в небесную. Мама была тем добрым корнем, из которого питались не только дети, но и муж.

Родители святого долго не имели детей, и непрестанно умоляли Господа даровать им ребенка. Святая обещала посвятить мальчика Богу, если просьба ее будет услышана. Во сне она увидела, что родит сына, и даже имя его было указано — Григорий. Господь услышал молитву Нонны, и обет был исполнен. Мать наставляла сына в православной вере, и во многом повлияла на его желание жить богоугодно и не вступать в брак.

У святителя были брат Кесарий и сестра Горгония. Вся семья была прославлена в лике святых, как и Боговдохновенный святитель Григорий Богослов.

Первые шаги на пути христианского делания

Святитель Григорий Богослов родился в юго-западной области Каппадокии, в Арианзе (недалеко от города Назианза), приблизительно около 330 года.

Происходил он в прямом смысле этого слова из семьи святых: отец — Григорий, епископ Назианзский, мать Нонна, брат Кесарий и сестра Горгония — все они после своей кончины были канонизированы.

Его родной отец, Григорий старший, в свое время он принадлежал к сторонникам культа, поклонявшихся Богу как Высочайшему, но при этом исповедовавших веру, состоящую из смеси положений христианства, иудейства и персидских учений. Ко Христу он обратился по молитвам супруги, Нонны, глубоко верующей, ревностной христианки. Под её благотворным влиянием он принял Крещение. Вскоре его посвятили во священника, а впоследствии возвели на епископскую кафедру в Назианзе.

Ещё до появления на свет Григория младшего, будущего святителя Григория Богослова, Нонна усердно молилась Богу о даровании ей сына и обязалась, что в случае, если её молитва будет исполнена, она посвятит дитя Богу. Сын был дарован, обещание исполнено.

С детских лет Григорий младший воспитывался в любви к Богу и ближним. Первоначальное образование, в том числе в области основ Православного вероучения, он приобрёл в родительском доме. Благодаря влиянию матери он ещё с юности определился, что будет вести безбрачную, богоугодную жизнь.

По мере взросления, он проходил обучение в лучших для той поры школах: в Кесарии Каппадокийской, в Кесарии Палестинской, в Александрии, в Афинах. Обучение обходилось недешево, но материальное состояние родителей это позволяло.

В Кесарии Каппадокийской Григорий познакомился с будущим вселенским учителем, святителем Василием Великим. Затем их знакомство продолжилось во время учёбы в Афинах и переросло в крепкую дружбу.

Возвратившись из Афин (приблизительно в 358 году), Григорий принял Крещение, после чего предался аскетической жизни: проводил жизнь в постах, молитве, богомыслии и созерцании. В этот период он посещал Понт, ища встреч и совместных подвигов со своим другом и единомышленником Василием. Одним из плодов их творческого сотрудничества стало произведение «Филокалия», включавшее мысли и выдержки из сочинений знаменитого церковного учителя Оригена.

Около 360 года Григорий старший, отец Григория Богослова, не вполне понимая тонкости распространившегося к тому времени арианского лжеучения, подписал арианский символ, чем вызвал негодование православных, представителей его паствы. Многие готовы были отойти от своего епископа. В тот момент Григорий младший сумел разъяснить отцу его ошибку и показать несоответствие подписанного Символа Никейскому. В результате Григорий старший признал заблуждение публично и порядок среди его паствы был восстановлен.

Святитель Григорий Богослов. Жизнеописание

Святитель Григорий Богослов родился около 329 года в Арианзе, неподалеку от Назианза Каппадокийского. Его отец, Григорий, являлся Назианзинским епископом, мать звали Нонной. В семье кроме Григория был его брат Кесарий и сестра Горгония. Григорий получил начальное домашнее образование, он обучался в Кесарии Каппадокийской и Кесарии Палестинской, а затем и в Александрии. В 350 году Григорий жил в Афинах, где изучал риторику, поэзию, геометрию и астрономию. Во время обучения Григорий познакомился с Василием Великим, будущим архиепископом Кесарии Каппадокийской. По окончании обучения Григорий остался в Афинах, где преподавал риторику. В 358 году он возвратился домой.

В возрасте тридцати лет Григорий принял святое крещение. Он был склонен к аскетичному житию, поэтому ушел в монастырь, который основал Василий Великий в Понте в своем имении на реке Ирис. В 361 году по настоянию отца Григорий вновь вернулся домой и был рукоположен в пресвитеры. Первую свою проповедь «Слово на Пасху и о своем промедлении» Григорий произнес на пасхальном богослужении. Деятельность Григория на церковном поприще совпала с периодом правления императора Юлиана Отступника (331/ 332 — 363 гг.), гонения которого затронули и Нанзианскую епископскую кафедру его отца. Император поручил захватить христианские храмы. Отец Григория, Нанзианский епископ, вместе с паствой оказал сопротивление, предотвратив захват храмов.

Феодосий I Великий

В конце 363 года отец Григория, не вникая в тонкости богословия, подписал омиусианский символ веры, чем вызвал раскол в своей епархии. Раскол продолжался недолго, но Григорию пришлось защищать своего отца — он написал «Слово по случаю возвращения монахов в лоно церкви». Когда Василий Великий стал архиепископом Кесарии Каппадокийской, он обратился к Григорию с просьбой стать епископом города Сасима, где Василием была создана епархия. В 372 году Григорий был рукоположен в епископа Сасимского. Но он недолго пробыл в Сасимах и вновь удалился в пустыню. По просьбе отца Григорий вернулся в Назианз и помогал ему в управлении епархией до его смерти в 374 году. После смерти отца Григорий некоторое время руководил назианзской епархией. 19 января 379 года византийским императором стал Феодосий(346-395 гг.), который покровительствовал никейцам, а не арианам. Григория призвали в Константинополь, видя в нем проповедника и защитника веры.

Описание святого образа

Образ святителя Григория вначале появился на иконах рядом с другими святыми, такими, как икона четырех Григориев, написанная в начале 9 столетия. Единичный погрудный образ является редким памятником иконографии, относящийся к византийскому периоду.

Однотонная охристая фелонь и черные кресты на белом омофоне — отличительные черты этой иконы. По предположению историков, первым храмом, в котором был написан святой лик Григория Великого, стала Успенская церковь, расположенная недалеко от Новгорода Великого.

  • Начиная с начала десятого века образ святителя присутствует на многих минейных циклах.
  • В отличие от русских икон, на них богословский учитель и поэт изображается лысым, с длинной бородой, греки, описывая иконы святого, говорят о кудрявом старце, у которого короткая борода.
  • По традиции иконографии святой Григорий Великий на святых образах одет в богослужебное облачение, одна рука его поднята для благословения, в другой святитель держит Евангелие или крест.
  • По отрешенному выражению лица, на котором не отображается чувственность и какие-либо эмоции, можно судить о высоком даре посвящения Господу.
  • Его облик наполняет благоговением и спокойствием. Строгое лицо святителя выполнено в нежных тонах, подчеркивая мягкость и теплоту характера Богослова.
  • Одежды архиепископа ниспадают прямыми и широкими складками, являясь символами полноты и порядка духовной энергии.
  • При написании святого лика Григория Богослова использовались природные краски с добавлением минералов, полудрагоценных камней и охры, что создает особое ощущение объемности и воздушности.

На заметку! Святой образ святителя Григория украшает многие храмы России. Поклониться иконе святого Богослова можно в церкви Святой Троицы в Москве, в соборе Успения Богородицы во Владимире и Санкт-Петербургском соборе Трех Святителей.

Часто в храмах можно встретить образ святителя Григория на иконе Трех святых, где рядом с ним изображается Василий Великий и Иоанн Златоуст.

Святитель Василий Великий. Иконы

Согласно иконописному подлиннику XVI века, святитель Василий Великий на фресках и иконах изображался в светлой крещатой фелони, правой рукой он благословляет народ, а в левой держит Евангелие. Изначально Василий Великий изображался фронтально, погрудно, как на иконе VII в. из монастыря великомученицы Екатерины на Синае. Позднее появились изображения святителя в рост. На иконах XI века Василий Великий изображается склонившимся в молении, с развернутым свитком в руках.

Святитель Василий Великий. Фреска. Cербия (Студеница). 1209 годВасилий Великий. Из деисусного чина. Ок. 1486 г. Музей им. Андрея РублеваСвятитель Василий Великий. Фрагмент. Изображение кисти Феофана Грека. 1405 г.

В конце XI веке в Византии было утверждено празднование памяти Трех святителей (Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста). В связи с этим получили распространение совместные изображения Трех святителей. В Древней Руси праздничные иконы Трех святителей получили распространение с XV века, часто в составе минейных икон-таблеток, например, «троицкие» (2-я четверть XV в.), «софийские» из Великого Новгорода (конец XV в.).

Три святителя: Василий Великий, Иоанн Златоуст и Григорий Богослов. Икона. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии

В византийском искусстве палеологовского времени появились композиции, раскрывающие тему учительства святых отцов, например, «Беседа трех святителей» или «Благодатные плоды учения» во фресках церкви Архангелов в Леснове, Македония (1347–1349 гг.). Василий Великий сидит за пюпитром с крестообразным основанием, от которого исходят потоки вод, т.е. «река учения». Такие иконописные изображения святителя появились на Руси в XVI–XVII вв. под названием «Беседа Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста», «Учение», или «Добрые плоды учения», например, в стенописи собора во имя Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря (1502 г.).

Беседа Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста («Добрые плоды Учения»). Савин Никифор Истомин. Начало XVII в. Государственная Третьяковская галерея, Москва

В Московской иконописи иллюстрирование жития Василия Великого встречается чаще. Исключительным богатством иконографических сюжетов (225 листовых миниатюр) отличается русский лицевой список Жития Василия Великого 3-й четверти XVI в. из собрания М. А. Оболенского. Русские памятники XVII в. отличались увеличением числа житийных эпизодов и большой декоративностью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector