5 сильных текстов молитв святому иоанну златоусту и как правильно читать
Содержание:
- Святитель Василий Великий. Иконы
- Вселенские учители: Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст
- Дар красноречия
- Священническое служение инока Иоанна и богословские труды
- История создания
- Семьи святителей
- Мощи святого
- Другие церковные праздники в честь Иоанна Крестителя
- Почитание
- Литургия
- Нравственное воспитание общества
- Константинопольский престол
- Чудотворение мощей
Святитель Василий Великий. Иконы
Согласно иконописному подлиннику XVI века, святитель Василий Великий на фресках и иконах изображался в светлой крещатой фелони, правой рукой он благословляет народ, а в левой держит Евангелие. Изначально Василий Великий изображался фронтально, погрудно, как на иконе VII в. из монастыря великомученицы Екатерины на Синае. Позднее появились изображения святителя в рост. На иконах XI века Василий Великий изображается склонившимся в молении, с развернутым свитком в руках.
Святитель Василий Великий. Фреска. Cербия (Студеница). 1209 годВасилий Великий. Из деисусного чина. Ок. 1486 г. Музей им. Андрея РублеваСвятитель Василий Великий. Фрагмент. Изображение кисти Феофана Грека. 1405 г.
В конце XI веке в Византии было утверждено празднование памяти Трех святителей (Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста). В связи с этим получили распространение совместные изображения Трех святителей. В Древней Руси праздничные иконы Трех святителей получили распространение с XV века, часто в составе минейных икон-таблеток, например, «троицкие» (2-я четверть XV в.), «софийские» из Великого Новгорода (конец XV в.).
Три святителя: Василий Великий, Иоанн Златоуст и Григорий Богослов. Икона. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии
В византийском искусстве палеологовского времени появились композиции, раскрывающие тему учительства святых отцов, например, «Беседа трех святителей» или «Благодатные плоды учения» во фресках церкви Архангелов в Леснове, Македония (1347–1349 гг.). Василий Великий сидит за пюпитром с крестообразным основанием, от которого исходят потоки вод, т.е. «река учения». Такие иконописные изображения святителя появились на Руси в XVI–XVII вв. под названием «Беседа Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста», «Учение», или «Добрые плоды учения», например, в стенописи собора во имя Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря (1502 г.).
Беседа Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста («Добрые плоды Учения»). Савин Никифор Истомин. Начало XVII в. Государственная Третьяковская галерея, Москва
В Московской иконописи иллюстрирование жития Василия Великого встречается чаще. Исключительным богатством иконографических сюжетов (225 листовых миниатюр) отличается русский лицевой список Жития Василия Великого 3-й четверти XVI в. из собрания М. А. Оболенского. Русские памятники XVII в. отличались увеличением числа житийных эпизодов и большой декоративностью.
Вселенские учители: Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст
Святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст
Учители Церкви Василий, Григорий и Иоанн, жившие в IV-V веках, стали великими продолжателями первоапостольского просветительского поприща, за что каждый из них получил от народа имя-звание, запечатлевшее их подвиг. Василий – Великий, столп, опора вероучения. Много ли таких великих? Одной руки хватит перечесть. Григорий – Богослов, превзошедший все эллинское учение, поэт, мыслитель, ставший светильником Божиего слова. Иоанн – Златоуст, блестящий оратор, горячий проповедник, мудрый наставник, нелицеприятный обличитель всякой неправды.
О, как нуждалась, да и сейчас нуждается Церковь в мудрых, образованных и талантливых просветителях, в тех, кто может словом, знанием, верой противостоять языческому суемудрию и ветийству, обличить ложь и всяческую ересь, рассеять сомнения и заблуждения.
И тогда только что обретшая свободу Церковь остро нуждалась в просветителях, т.к. без обучения и воспитания народа невозможно было очиститься от внутреннего язычества, глубоко вкоренившегося в сознание и поразившего насквозь среду народной бытовой жизни. Еще стояли идолы, на улицах сидели гадатели, смущали народ всякие колдуны и волхователи, а философы до хрипоты спорили друг с другом, блуждая в поисках умственной истины.
Чем не наше время?.. И тогда, как и сейчас кто половчей извлекает выгоду из состояния человеческой темноты и сомнений, страхов и заблуждений. А они, просветители – Василий, Григорий и Иоанн, каждый по-своему, противостали тьме, ересям, хаосу в мыслях и делах. Заступили людей от зла, за что и потерпели наветы, прещения, зависть, оговоры, были гонимы, осуждаемы, заключаемы под стражу. Однако, истина все побеждает:
«И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин1:5).
Дар красноречия
Новый антиохийский архиепископ Флавиан вызвал его из уединения, посвятил в г. в пресвитеры и поставил проповедником в старом соборе Палее. Тогда впервые открылся прихожанам дар Иоаннова красноречия — ясного, изысканного, простого и удивительно приспособленного к потребностям времени. В короткий срок он сделался очень популярным в своем городе и, поучая народ, произносил свои проповеди по несколько раз в неделю, а иногда даже каждый день. Бывало и так, что он, сказав проповедь в какой-нибудь из церквей, шел затем в соборный храм и по поручению архиепископа вновь обращался к народу с поучением. Часто он проповедовал изустно, без книги и без тетради, чему дивились все антиохийцы, так как ничего подобного прежде не бывало. Его речь всегда была отчетливой и плавной, многочисленные пояснения разнообразны и удачны. Он был таким сладкоглаголивым оратором и любимым для всех учителем, что в городе не было ни одного, кто не желал бы слушать его беседы. Когда становилось известно, что Иоанн должен говорить проповедь, народ валом валил в церковь. Городские правители и судьи оставляли свои занятия, купцы — свою торговлю, ремесленники — свои дела. Скорописцы записывали на слух проповеди Иоанна, а потом передавали другим, читали их за трапезами и на площадях. Его именовали «сладкоглаголивым» и «медоточивым», но потом за ним закрепилось прозвание Златоустого, под которым он и вошел в историю церкви.
Красота речи сочеталась у Иоанна с поразительной глубиной и ясностью содержания. Значение его как отца церкви и вероучителя состоит в том, что он богословски осмыслил и раскрыл полноту христианской жизни. Ему позволило сделать это не только глубокое знание Священного Писания, но и собственный опыт отшельничества. И хотя он был одним из самых страстных проповедников аскетизма, в мир он вернулся не для того, чтобы призывать к уходу из суетного мира, из городов. Златоуст стремился жизнь самих городов перестроить и преобразовать на евангельских началах. «Я часто молил, — говорит Иоанн, — чтоб миновала нужда в монастырях и настал в городах такой добрый порядок, чтобы никому никогда не нужно было убегать в пустыню». В этих словах весь пафос его дальнейшей жизни. Ради этого стал он пастырем и проповедником.
Греческая икона святителя
Священническое служение инока Иоанна и богословские труды
Святитель Иоанн Златоуст (Златоустый), архиепископ Константинопольский, — один из трех Вселенских святителей. Родился около 347 года в Антиохии, в семье военачальника. Его отец, Секунд, умер вскоре после рождения сына. Мать Иоанна, Анфиса, в двадцать лет осталась вдовой. Она приняла решение больше не выходить замуж, а посвятить себя воспитанию сына в христианском благочестии. Юный Иоанн учился у лучших философов и риторов того времени. Одним из его учителей был представитель софистики, руководитель риторической школы в Антиохии — Либаний (314-193 гг.). Иоанн с ранних лет обратился к изучению Священного Писания и молитве. В 367 году он принял святое крещение от своего наставника Антиохийского епископа Мелетия (ум. 381 г.). Спустя три года Иоанн был рукоположен в чтеца. В 372 году епископ Мелетий был отправлен в ссылку императором Валентом (328-378 гг.). Иоанн вместе с Феодором (ок. 350-428 гг.; впоследствии епископ Мопсуестийский) учился в богословской Антиохийской школе у пресвитеров Флавиана и Диодора Тарсийского.
Когда преставилась мать Иоанна, он принял иноческий постриг. Вскоре Иоанна посчитали достойным для епископского сана. Однако он предпочел не становиться архиереем. В этот период Иоанн написал свой великий труд «Шесть слов о священстве». Он провел четыре года в пустыни, где создал такие произведения, как «Против вооружающихся на ищущих монашества» и «Сравнение инока с царем» («Сравнение власти, богатства и преимуществ царских с истинным и христианским любомудрием монашеской жизни»), проникнутые высоким представлением о достоинстве иноческого звания. Два с половиной года он подвизался в молчании, находясь в пещере.
Когда Иоанн вернулся в Антиохию, епископ Мелетий поставил его в диакона (381 год). Иоанн создал такие богословские труды, как «О Провидении» («К Стагирию подвижнику»), «Книга о девстве», «К молодой вдове» (два слова), «Книга о святом Вавиле и против Юлиана и язычников». В 386 году Иоанн был рукоположен в пресвитера епископом Антиохийским Флавианом (320-404 гг.). Пресвитер Иоанн стал блестящим проповедником Слова Божия. За свой дар Богодухновенного слова получил от паствы наименование «Златоуст». В течение двенадцати лет дважды в неделю, а бывало и ежедневно, Иоанн проповедовал в церкви при большом стечении людей. В это время он написал толкования на ряд книг Священного Писания и множество бесед на отдельные библейские тексты, а также поучения на праздники, в похвалу святых и слова апологетические (против аномеев, иудействующих и язычников). Кроме того пресвитер Иоанн имел попечение о бедных: Антиохийская Церковь ежедневно обеспечивала пищей до 3000 дев и вдовиц, не считая заключенных, странников и больных. В начале Великого поста 388 года пресвитер Иоанн начал толкование книги Бытия, которое закончил в конце октября. За Четыредесятницу он произнес 32 беседы. На Страстной седмице говорил о предателе и о Кресте, на Пасхальной седмице и до Пятидесятницы ежедневно произносил проповеди.
С Пасхи следующего года Иоанн начал изъяснение Евангелия от Иоанна, а в конце 389 года перешел к Евангелию от Матфея. В 391 году антиохийские христиане слушали его толкование на Послания святого апостола Павла к римлянам и к коринфянам. С 393 года он обратился к Посланиям к галатам, ефесянам, Тимофею, Титу и псалмам. В беседе на Послание к ефесянам Иоанн обличал антиохийский раскол: «Говорю и свидетельствую, что раздирать Церковь не менее значит, как и впадать в ересь. Церковь есть дом Отца Небесного, Единое Тело и Единый Дух».
История создания
В 90-х годах XIX века, основу Черноморского флота Российской Империи составляли барбетные броненосцы типа «Синоп» и «Двенадцать апостолов». В сентябре 1891 г. был заложен «Три святителя», а в 1895 г. «Ростислав» и в 1898 г. «Князь Потемкин-Таврический». Дальнейшим развитием проекта «Князь Потемкин-Таврический» стал тип «Иоанн Златоуст».
Предшественники
Проект ЭБР «Князь Потемкин-Таврический» базировался на проекте броненосца «Три святителя», но в отличии от него имел котлы Бельвилля, измененную схему бронирования и тип брони — крупповская, отечественного производства.
Проектирование
9 декабря на совещании, министр финансов граф С.Ю.Витте согласился выделить на 1903 год на новые заказы только 12 млн. руб. Такие же ассигнования утвердили и на 1904 год. Отпущенные средства в первую очередь предназначались для строительства четырех эскадренных броненосцев — по две единицы для Балтийского и Черного морей.
Первоначальные намерения выполнить проект на базе «Бородино» не было реализовано, т.к. в конечном итоге, это выливалось в разработку совершенно нового проекта, в связи с чем, для Черного моря рекомендовали повторить строящийся проект «Князь Потемкин-Таврический». Последний хотя и имел меньшую (на 2 уз) скорость хода, но обладал перед броненосцами типа «Бородино» преимуществом «в своей низкобортности».
В конечном итоге остановились на последнем предложении, полагая, что в турецком флоте (потенциальном противнике России в Черноморском регионе) не имеется даже таких кораблей. Также утвердили усиление среднего калибра, вместо 4-х угловых 152-мм орудий, заменить в нижних казематах на 203-мм орудия.
Семьи святителей
Семья каждого учителя вселенского была образцом для подражания. Среди родственников их были святые и мученики. У Василия Великого были прославлены мать, преподобная Макрина, его сестры и братья. Также и родителями Григория Богослова были святитель Григорий и святая Нонна. Святой жизнью была известна мать Иоанна Златоуста, овдовевшая в 20 лет, с достоинством и в благочестии растящая детей. Воспитание их в христианских традициях, личный пример родителей, преданность, истинная любовь к добродетелям, правде, аскетическому образу жизни, молитве помогли вырастить одаренных от природы отроков в учителей вселенских.
Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст увенчали славу своих христианских семей. Они дают совершенный пример того, в каком духе надо растить и наставлять чад.
Мощи святого
Через несколько лет народ стал просить Константинопольского Патриарха о перенесении тела любимого пастыря в Константинополь. Он отправился с прошением к царю Феодосию, на что получил одобрение.
Правитель направил гонцов с серебряной ракой, чтобы мощи с особым почетом вернулись домой. Но прибыв к месту захоронения, царские гонцы не смогли взять мощи. Тогда император, будучи сыном царственной четы Евдоксии и Аркадия, написал послание усопшему богослову, в котором испрошал прощения за себя и своих родителей.
Мощи Иоанна Златоуста
Его текст был прочтен у гробницы, после чего было совершено богослужение
По его окончанию императорские посланники подошли ко гробу, осторожно подняли мощи и с почетом перенесли их на корабль
В январе 438 года корабль причалил к родному берегу. Патриарх, клирики, император и множество народа вышли встречать святителя. Когда Патриарх открыл гроб, то из него донеслось невиданное благоухание, а тело оказалось нетленным.
Позже мощи были вывезены в Рим, а в 2004 году были возвращены в Константинополь.
Важно! В настоящее время они с особым почетом покоятся в Стамбуле
Другие церковные праздники в честь Иоанна Крестителя
9 марта (в високосные годы – 8 марта) – Первое и второе обретения главы Иоанна Предтечи. Иродиада выбросила главу убитого праведника. Но благочестивая жена одного из царских придворных тайно погребла святыню в глиняном сосуде. Спустя много лет участком со спрятанной главой пророка стал владеть благочестивый сановник Иннокентий. Он начал строительство церкви на этом месте. В ходе земляных работ в 4 веке случилось первое обретение главы пророка, сопровождаемое знамениями (чудесными знаками).
После смерти Иннокентия святая реликвия была перевезена в Византию и вновь оказалась утерянной. Господу было угодно, чтобы на месте тайного нахождения главы пророка был основан монастырь. В середине 5 века настоятелю обители явился Иоанн Предтеча и открыл, где лежит его глава. Благодаря этому чудесному событию случилось второе обретение святыни.
7 июня – Третье обретение главы. Реликвия хранилась в Византии, но в период иконоборческих гонений вновь была сокрыта. В середине 9 века, после утверждения иконопочитания, патриарху Игнатию было видение о месте пребывания главы пророка Иоанна. При участии императора произошло третье чудесное обретение святыни.
25 октября – Перенесение честной десницы (правой руки) Иоанна Предтечи из Мальты в Гатчину. Эта реликвия вместе с другими христианскими святынями в 1799 году была подарена мальтийскими католическими рыцарями императору Павлу I в знак благодарности за помощь России в войне с французами. Некоторое время дары хранились в Гатчине, но затем были перенесены в Петербург.
20 января – Собор Иоанна Предтечи. Этот день Иоанна Крестителя празднуется сразу после Крещения Господнего, напоминая нам о том, кто его совершил. Слово «собор» в названии праздника подразумевает соборную молитву православных христиан к великому пророку Иоанну Крестителю.
Почитание
Мозаика Софийского собора в Киеве (XI век)
Церкви византийской традиции почитают святого Иоанна Златоуста в числе трёх «вселенских учителей» (вместе с Василием Великим и Григорием Богословом), торжество в их честь совершается 30 января (12 февраля). Отмечаются также:
- 27 января — перенесение мощей святителя Иоанна Златоуста (из Коман в Константинополь);
- 14 сентября — преставление святителя Иоанна;
- 13 ноября — день святителя Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского (годовщина его восшествия на архиепископскую кафедру).
В Латинской церкви память св. Иоанна Златоуста — епископа, исповедника и Учителя Церкви — совершается, согласно экстраординарной форме Римского обряда, 27 января (III кл.), согласно ординарной — 13 сентября (memoria). В 1568 году Папа Пий V причислил Иоанна и еще трёх греческих богословов — святых Василия Великого, Григория Богослова и Афанасия Великого — к Учителям Церкви.
Обложка книги Творения Святого Отца нашего Иоанна Златоуста, Архиепископа Константинопольского, 1895 года.
Литургия
Иоанн Златоуст является автором литургии восточного (византийского) обряда. Богослужение подразделяется на «литургию оглашенных» (для некрещёных) и «литургию верных». Богослужение начинается со слов иерея «Благословенно Царство Отца, и Сына, и Святого Духа, и ныне и присно, и во веки веков». Во время «литургии оглашенных» читается Апостол и Евангелия, а также исполняются антифоны (Псалом 102—103), тропари, Трисвятое («Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный»), прокимены и ектении («миром Господу помолимся»). Во время «литургии верных» совершается причастие, которому предшествуют херувимская песнь, Символ веры и Отче наш.
Иоанн Златоуст — автор седьмой молитвы (содержащей в себе 24 малых молитвы по числу часов в сутках) вечернего правила, обязательного для исполнения православными христианами.
Нравственное воспитание общества
Мириться с этим Иоанн не собирался. Против общего упадка христианской нравственности он считал себя обязанным бороться не только словом обличения, но и делом. Приняв власть, Златоуст стал ревностно искоренять в людях всякого звания худые обычаи, нечистоту, зависть, неправду и всякое небогоугодное дело. В особенности беспощаден он был к проступкам духовенства. В константинопольском клире было много лиц, не соответствовавших высоким представлениям Иоанна о священстве и раздражавших его своими недостатками. Он не скрывал к ним своего нерасположения и почти что в глаза называл их людьми негодными, стоящими три медных гроша. Церковный историк Сократ пишет, что Иоанн, сделавшись архиепископом, стал очень сурово обходиться с подвластными ему клириками, стараясь исправить их жизнь. Многих за разные проступки он отлучил от церкви. Некоторые восточные епископы, которые приобрели свои должности за деньги, были низложены.
В отношениях со светской властью Златоуст был не намного дипломатичнее. Не взирая на звания и лица, он сурово порицал во время проповеди всех, в ком открывал пороки. Все это было для столичных сановников в новинку. Предшественник Иоанна Нектарий являлся по сути светским человеком; он умел ловко лавировать между партиями и потому был удобен для двора. Совсем другим был Иоанн. Заняв место Нектария, он распродал дорогие ковры и прекрасную мебель своего предшественника, а вырученные деньги потратил на основание госпиталей. Никаких светских знакомств он не имел, в гости не ездил и у себя гостей не принимал. Поэтому его стали обвинять в гордости, угрюмости и скаредности. Другие находили его чрезмерно резким и властным.
Свои упреки Златоуст простирал даже на императорский двор. Так он неоднократно публично порицал императрицу Евдоксию. Императрица, также отличавшаяся горячим нравом, велела передать Иоанну: «Перестань противиться нам и не касайся наших царских дел, ибо мы не касаемся церковных дел, но представляем тебе самому устраивать их. Перестань выставлять меня притчею для всех, говоря обо мне и обличая меня. До сих пор я считала тебя за отца и воздавала тебе подобающий почет; но если отныне ты не исправишься и не станешь лучше относиться ко мне, я не потерплю тебя более». Иоанн отвечал посланным: «Царица желает, чтобы я походил на мертвого, не замечал совершаемых несправедливостей, не слушал голоса обижаемых, плачущих и вздыхающих, не говорил обличений против согрешающих; но так как я епископ и мне вручено попечение о душах, то я должен на все смотреть недремлющим оком, выслушивать просьбы всех, всех учить, наставлять и обличать. Пусть царица гневается как хочет, а я не перестану говорить правду. Ведь для меня лучше прогневать людей, чем Бога».
Константинопольский престол
Слава Иоанна вскоре переступила границы Сирии и достигла столицы. О нем узнали и заговорили при дворе, и это привело к значительным переменам в его судьбе. В г., после смерти константинопольского архиепископа Нектария, долго не могли найти человека на его место. Наконец император Аркадий остановил свой выбор на Иоанне и велел антиохийскому архиепископу отпустить его в столицу. Встречали его с великой честью — народ уже на подъезде к Константинополю, а вельможи и иерархи — в воротах. В феврале г. при всеобщем ликовании Иоанн Златоуст был торжественного возведен на архиепископский престол. Однако, как показали дальнейшие события, избиратели Иоанна сильно ошиблись в его кандидатуре, ибо не поняли его страстной и горячей натуры: они желали иметь в нем красивую декорацию, красноречивого придворного проповедника для торжественных дней, но неожиданно для себя встретили настоящего пастыря. Приняв церковное управление в столице, Иоанн ни сколько не изменил прежних простых привычек: соблюдал воздержание во всем, спал мало, на пиршества и угощения не ходил. Он продолжал проповедовать.
Красноречие, завоевавшее ему восторженную любовь в Антиохии, было не менее блестящим в Константинополе, и народные массы столицы толпами стекались на его проповеди. Живое общение с паствой было для Златоуста жизненной необходимостью. Он говорил о себе: «Я убедил душу свою исполнять служение проповедника и творить заповеди, доколе буду дышать и Богу будет угодно продлить эту мою жизнь — будет ли кто меня слушать или не будет». Церковный историк Созомен сообщает, что архиепископ имел обыкновение садиться среди народа на амвоне чтеца, а слушатели теснились вокруг него. Слово Иоанна было обращено непосредственно к ним. Это были скорее беседы, чем речи. Они касались разных тем, но особенно важны были в то время для Златоуста задачи нравственного перевоспитания общества и народа. Его поразила жизнь столицы — праздная, роскошная и суетливая, очень далекая от евангельской чистоты. Временами у Иоанна возникало впечатление, что он проповедует людям, для которых христианство стало лишь модной одеждой. Молчаливое снижение идеалов раннего христианства не только среди мирян, но и в клире, смущало и даже пугало его. Кругом себя он видел только обреченных на погибель — сено для адского огня. «Из числа столь многих тысяч, — говорил он, — нельзя найти больше ста спасаемых, да и в этом сомневаюсь».
Чудотворение мощей
Множество удивительных чудес явили мощи святого. Ежегодно на нетленном теле в раке меняют одеяния. Обувь святого оказывается заношенной до дыр. Иоанн ходит по миру, помогая всем нуждающимся. Это небольшой список из большого числа чудес, явленных мощами и по молитвам к святому:
- В Ургюпе святой приснился мальчику, Иоанн поддерживал крышу школы. В этот же день во время школьных занятий школьная крыша обрушилась. Прибежавшие в ужасе селяне ожидали увидеть погибших детей. Но, по молитвам святого, ребята догадались спрятаться под партами, и все уцелели.
- В 1998 году мощи исцелили от рака девочку из Москвы. Ребенок долго болел, семья копила деньги на дорогую операцию, но набрать необходимую сумму не могли. На скопленные средства девочку повезли к мощам на Эвбею. Ребенка положили в открытую раку, ей стало лучше, девочка постепенно выздоровела.
- В жестокий шторм в 1978 году в море погибало грузовое судно. Корабль потерял управление, сбился с курса. Капитан вознес молитву к Иоанну Русскому в надежде на помощь. Когда рассвело, моряки увидели, что судно стоит вблизи порта. Святой привел корабль к берегу.
- Неверующий смертельно больной врач был исцелен по молитве к святому. К больному в палату пришел Иоанн в образе молодого коллеги и сказал, что забирает его болезнь. Анализы показали, что врач выздоровел.
У мощей святого Иоанна висит палка, напоминая всем православным, что достойная жизнь, молитва и вера в Господа творят чудеса. Свою палку оставила старушка, которой мощи помогли распрямиться и выздороветь.