Икона божией матери «боголюбская»

История Боголюбской иконы Божией Матери

Это одна из древнейших чудотворных икон России, написанная в XII веке по просьбе благоверного князя Андрея Боголюбского (память 4 июля) в память о явлении ему Божией Матери.
В 1155 году благоверный князь Андрей, переселяясь из Вышгорода в Суздальскую землю, взял с собой чудотворный образ Божией Матери, написанный евангелистом Лукою (впоследствии эта икона получила наименование Владимирской).Боголюбская икона Божией Матери, в Боголюбове
Километрах в десяти от Владимира лошади, везшие киот с чудотворной иконой, остановились и не могли тронуться с места. Благоверный князь Андрей просил сопровождавшего его священника Николая совершить молебен перед иконой Божией Матери и долго со слезами молился перед чтимым образом.
Затем он перешел в походный шатер, но не прекращал усердной молитвы. В это время ему явилась Пресвятая Богородица со свитком в правой руке и повелела благочестивому князю образ Ее, принесенный из Вышгорода, поставить во Владимире, а на месте Ее чудесного явления построить храм и святую обитель.
Потом Она молитвенно подняла руки к небу, принимая благословение Христа Спасителя, Который явился в это время над землей, благословил Ее, и видение исчезло.
Исполняя повеление, благоверный князь Андрей заложил на указанном месте каменную церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, где образовался и монастырь. Затем святой князь призвал искусных иконописцев и просил изобразить Божию Матерь так, как видел Ее в явлении: во весь рост со свитком в правой руке и ликом, обращенным к Спасителю.
Когда строительство церкви было завершено, благоверный князь Андрей перенес в нее написанный образ и установил ежегодное празднование в честь явления Божией Матери 18 июня, которое утвердилось в Русской Церкви.
Монастырь и город, образовавшийся вокруг обители, благоверный князь Андрей назвал Боголюбовом, потому что, по его словам, “Божия Матерь возлюбила это место”, а сам князь с тех пор стал именоваться Боголюбивым или Боголюбским.
Чудотворная икона Божией Матери, принесенная из Вышгорода, впоследствии была перенесена из Боголюбова монастыря во Владимир, в Успенский собор, а явленная икона оставлена в Боголюбове и названа Боголюбской.
Образ Божией Матери Боголюбской прославлен неисчислимыми чудотворениями, на протяжении многих веков являя благодатную помощь верующему русскому народу. Слава о чудесах и знамениях, совершенных от иконы, побуждала верующих людей во многих местах России обращаться к написанию копий с чтимого образа, которые со временем получили широкое распространение и восприняли благодатную силу чудотворений.
День празднования Боголюбской иконы Богоматери приходится на 1 июля (18 июня по старому стилю).
В народе, который весьма почитает этот образ Пресвятой Богородицы как чудотворный, принято также еще одно наименование — «Боголюбивая».

ИКОНЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ “БОГОЛЮБСКАЯ” Тропарь, глас 1

Боголюбивая Царице, / Неискусомужная Дево, Богородице Марие, /
моли за ны Тебе Возлюбившаго / и рождшагося от Тебе Сына Твоего, Христа Бога нашего, /
подати нам оставление прегрешений, / мирови мир, земли плодов изобилие, /
пастырем святыню / и всему человечу роду спасение. /
Грады наша и страны Российския от нахождения иноплеменных заступи /
и от междоусобныя брани сохрани. /
О Мати Боголюбивая Дево! / О Царице Всепетая! /
Ризою Своею покрый нас от всякаго зла, /
от видимых и невидимых враг защити /
и спаси души наша.Святой благоверный князь Андрей Боголюбский

Иной тропарь, глас 1

Всепетая и Всеславная Царице Богородице, / Мати всея твари Содетеля, /
христианская Надеждо и Заступнице, /
печальных Утешение, ненадеющихся и отчаявшихся скорое надеяние, /
молим Тя: милостива буди нам, грешным, /
и не остави раб Своих, / и не отрини моления верных, /
в скорбех и бедах пред честным образом Твоим избавления требующих. /
О Владычице, Благая Помощнице! /
Ризою Твоею честною нас защити и от всех зол избави, /
молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, /
да спасет души наша, яко Милосерд.

Кондак, глас 3

Дева днесь предстоит Сыну, / руце Свои к Нему простирающи, /
святый князь Андрей радуется, /
и с ним Российская страна торжествует, /
нас бо ради молит Богородица / Превечнаго Бога.

Величание

Величаем Тя, / Пресвятая Дево, /
и чтим образ Твой святый, /
егоже благоверный князь Андрей даде нам на враги в победу /
и всем верным во спасение.

(3)

В чем помогает Боголюбская икона

Пресвятая Дева Мария всегда являлась посредницей между приносящими молитву православными христианами и Господом Богом. Боголюбская икона признана чудотворной. Она помогает людям прежде всего при стихийных бедствиях и эпидемиях. Самая известная история, связанная с этим чудотворным образом — это избавление от эпидемии чумы, которая случилась на Руси в конце XVIII. Эта страшная эпидемия не коснулась охраняемого чудесной силой иконы Боголюбского монастыря, а также обошла стороной находившееся поблизости село Боголюбово. Прекратилась чума и во Владимире, когда чудотворный образ Богоматери перенесли туда.

Известны документально подтверждённые случаи спасения по молитвам перед этим образом от пожаров, внутренних распрей и внешних врагов. Икона помогает путешествующим, которые молятся о благополучии в своих путях. Перед этим образом матери просят о сохранении детей, которые живут в чужих краях.

Празднование Боголюбской иконы

В первое время Боголюбская икона Божией Матери нашла свое место в Боголюбове, в церкви, построенной князем по просьбе Богородицы, вместе с Владимирской иконой. Считается, что находясь рядом с иконой Владимирской, Боголюбская словно переняла от нее чудотворную силу, став не менее почитаемой.

В календаре православных праздников упоминается более 260 почитаемых икон Богородицы, обладающих чудотворной силой, а вообще существует более 860 различных наименований ее. Для многих икон установлены свои дни празднования, для них написаны свои молитвы, акафисты и тропари. Каждая из икон Пресвятой Девы имеет свое действие: одна лечит, другая защищает, третья помогает в семейных делах.

Имеет день почитания и Боголюбская икона Божией Матери. Празднование происходит 18 июня по ст. стилю и 1 июня — по новому. В этот день почитаются также и другие образы Боголюбской иконы — Московская, Зимаровская, Угличская, Козловская, Юрьевская, Елатомская, Тульская, Тарусская, Усманская Боголюбская икона Божией Матери, фото которых представлены в этой статье.

История появления и обретения

Полотно написано по приказу Андрея Боголюбского. Князь проживал в собственном имении вблизи села Боголюбово. Однажды он отправился на охоту, потом заснул среди деревьев поздним вечером. Утром к его шалашу явилась Божья Матерь. Она велела поставить на этом месте храм. Князь был воодушевлен явлением и приступил к стройке этим же днем. Сначала возвели каменные стены церкви, затем рядом выстроили монастырь.

По заказу Андрея была написана икона, которая заняла почетное место в иконостасе. Образ Богоматери был исполнен по устному описанию князя, она предстает перед верующими так, как увидел ее Андрей Боголюбский.

Иконография и значение Боголюбской иконы Божьей Матери

Боголюбский Богородичный образ относится к очень древнему типу композиционного строя – деисусному. Это так называемая Просительница, Святорачица, Заступница или Агиосоритисса. Опознать икону можно по следующим признакам:

  • Положение тела Богородицы. Пречистая представлена стоящей в полный рост, в центре композиции, в повороте три четверти.
  • Положение рук. Обе руки Богородицы молитвенно воздеты. В одной из них она держит свиток с текстом молитвы Христу.
  • Изображение Христа. Оно располагается на небесном сегменте, в правом верхнем углу.
  • Положение головы Богородицы. Её лик обращён вверх, к Сыну.

Таким образом, значение Боголюбской иконы – моление Пречистой Иисусу Христу, её посредничество между миром земным и Царствием Небесным, между людьми и Господом.

  1. Боголюбская икона относится к редчайшим сохранившимся памятникам русской иконописи домонгольского периода. Оригинал писан на доске размером 185*105 см и предназначен для размещения в церковном иконостасе.

Описание чудотворного образа

Данный образ Пресвятой Богородицы относят к виду «Агиосоритиссы» (защитница) — на ней Дева Мария изображается обычно без Христа с молитвенно сложенными руками. Часто на подобных изображениях в верхнем правом углу рисуется Христос, который благословляет народ, а перед Пресвятой Богородицей рисуется пророки или другие персонажи Библии (иногда и заказчик).

Боголюбская икона отличается от традиционного типа «Агиосоритиссы» и несет в себе некоторые черты «Оранты» и «Одигитрии».

Подлинная Боголюбская сохранилась в очень плохом состоянии, но усилиями реставраторов сегодня можно увидеть ее в первоначальном виде. Пресвятая Богородица изображена в полный рост, ее руки сложены в молитвенной просьбе и воздеты к Иисусу Христу, который изображен в верхнем правом углу. Над головой Марии — клейма с 5 другими чудесными образами, которые князь Андрей привез с собой, а в правой руке Мария держит пергамент с молитвой. Сверху нарисованы святые и архангелы.


Икона Пресвятой Богородицы «Боголюбская»

Первозданный образ Боголюбской, который стал ясен после последней реставрации, исполнен в необычных ярких цветах. Одежда Богородицы изображена как зелено-серый хитон и кирпичный мафорий, который когда-то был украшен накладными звездами из драгоценных металлов (отверстия от них остались на доске) и венцом. Тени на хитоне выписаны сажей, а освещенные места-яркой киноварью.

Отдельно стоит отметить лицо Девы Марии: глаза яркого-синего цвета и румяный яркие щеки, что существенно отличается от византийских образов и воплощает традиционные представления славян о красоте женщины. Все это было изображено на светлом фоне с серебристым оттенком.

За все частые реставрационные работы доска покрылась большим слоем краски и парафина, которые лишь недавно (в 1970-ом году) аккуратно удалили, чтобы открыть первозданный облик образа. Последняя реставрация также открыла, что надпись на свитке и изображение Спасителя в правом верхнем углу, были приписаны около 13-18 веков, т.е. изначально отсутствовали на доске. При этом реставраторы сделали вывод, что надпись на свитке в руках Девы Марии (молитва к Господу о человечестве) каждый раз менялась при реставрации.

Доска высоко почитается, о чем говорят множество списков, сделанных с нее. Среди них особенного внимания заслуживают:

  1. Московская — знаменита чудодейственной защитой русского народа от эпидемии чумной болезни в 1771 году.
  2. Зимаровская — чудотворная икона, избавляющая людей от тяжелых заболеваний (моровая язва, холера). На сегодняшний день утрачена.
  3. Угличская — исцеляет от тяжелых болезней, в том числе и моровой язвы.

Все эти реликвии объединяет высокое почитание русским народом и многочисленные чудеса, которые происходили по молитвам к ним.

Благодаря иконе совершались чудеса — победа над татарами, избавление от чумы, исцеление ребенка

В конце 30-х годов XIII века на Боголюбский монастырь напали войка Батыя. Храм Рождества Богородицы полностью сгорел. Однако Боголюбский образ чудом остался невредим.

1935

в этом году татары были изгнаны с земель русских

В 1395 году Святая Владычица изгнала татар с русских земель. Она явилась во сне хану Тамерлану и приказала немедленно оставить русские пределы.

Великий завоеватель, славившийся своим бесстрашием, в ужасе бежал вместе со всем войском.

В XVIII веке икона Андрея Боголюбского спасла владимирцев от повальной чумы. После внесения иконы в город и совершения молебственного пения смерти прекратились, а вскоре эпидемия и отступила вовсе.

Примечательно, что близлежащего от города монастыря и села Боголюбово болезнь не коснулась вовсе.

В 1877 году был зафиксирован чудесный случай исцеления пятилетнего мальчика.

Во время крестного хода отец пятилетнего ребенка попросил внести святыню к ним в дом.

Помолившись Святой Заступнице, отец взял ребёнка на руки (тот не мог ходить из-за слабости ног) и пронёс под чудотворным образом.

Когда после этого он посадил его на лавку и пошёл провожать икону, мальчик неожиданно встал и пошёл вслед за ним. С тех пор страшный недуг оставил его.

Иконография

Существуют следующие иконографические типы изображения Богоматери:

  • Оранта — Богородица, держащая на руках младенца, с воздетыми руками и ладонями, обращёнными наружу;
  • Елеуса — Пречистая Дева с младенцем, который прижимается своей щекой к матери;
  • Одигитрия — Богородица, сидящая на троне. На руках она держит младенца со свитком;
  • Панахранта — Богородица, восседающей на троне с младенцем на руках. Рука Богоматери направлена к младенцу;
  • Агиосоритисса — Пречистая Божия Матерь без младенца в молитвенном обращении.

Иконографический тип Боголюбской иконы — Агиосоритисса. Он символизирует моление Богоматери за людей. Однако в ней содержатся и элементы других иконографических типов — Одигитрии и Оранты.

Иконографический тип Боголюбской иконы — Агиосоритисса

Описание образа Богоматери

В отличие от традиционных полотен, где фигурами выступают мать с младенцем, это полотно изображает только Богоматерь. Позиция ее фигуры говорит о многом:

  • поворот вполоборота подчеркивает молитвенное положение, из чего описателями сделан вывод, что она молится Господу;
  • ростовое изображение подчеркивает значимость фигуры для православных верующих;
  • сложение рук – это отдельный элемент общей картины, по которому можно судить о наполненности образа.

Руки расположены по-разному. Одна рука держит свиток, на котором можно разобрать конкретные надписи. Существует несколько вариантов записей, их объединяет общий смысл. Мать обращается к собственному Сыну, называет его «Владыкой», «Господом», просит услышать молитвы, обращенные к Нему.

Матерь Божья выступает как хранительница, покровительница, к ней на коленях обращаются простые христиане. Этот элемент полотна упускают при создании почитаемых свитков. На оригинале были изображены коленопреклоненные люди, одним из них, по общим описаниям, был Андрей Боголюбский.

Чтимые чудотворные списки с иконы

Образ Божией Матери Боголюбской прославлен неисчислимыми чудотворениями, на протяжении многих веков являя благодатную помощь верующему русскому народу. Слава о чудесах и знамениях, совершенных от иконы, побуждала верующих людей во многих местах России обращаться к написанию копий с чтимого образа, которые со временем получили широкое распространение и восприняли благодатную силу чудотворений.

Из московских списков наиболее чтимым был образ над Варварскими воротами Китай-города.

Варварские ворота Китай-города (фото 1890 года)

На нем помимо Пречистой изображены молящиеся святители и блаженные московские, и сам этот особый извод, в XVII столетии названный «Моление о народе», был святыней собственно московской, охранявшей жителей столицы.

Ко дню празднования Боголюбской, то есть к 18 июня по старому стилю, перед этим образом служили торжественный молебен, после чего икона спускалась со своего обычного места вниз и на 3 дня ставилась в специальной шатровой часовне-«палатке». Сам чудотворный список пребывает ныне в Храме святых апостолов Петра и Павла у Яузских ворот (Москва, Петропавловский пер., 4-6), а его «заместительница» (на время, пока образ спускался в часовню) в Храме Воскресения Христова в Сокольниках (Москва, Сокольническая площадь, 6).

Храм святых апостолов Петра и Павла у Яузских ворот

Храм Воскресения Христова в Сокольниках

Чудотворениями, прекращением смертоносных эпидемий, особенно чумы и холеры, прославилась Угличская Боголюбивая Матерь Божия в 1654 году (храм во имя царевича Димитрия), Московская, Тульская, Козловская и Елатемская (Тамбовская губерния) в 1711 году, Зимаровская (с.Зимарово близ Раненбурга Рязанской губернии) и Юрьевская (с.Юрьевское Боровского уезда) в 1831 году, Тарусская в 1848 и 1870 годах и другие списки древней чудотворной иконы.

Первообраз Боголюбской иконы с 1992 года находился в Свято-Успенском девичьем Княгинином монастыре во Владимире (г.Владимир, Княгининская ул., 37-А).

Боголюбская икона в Успенском девичьем Княгинином монастыре во Владимире

Но в 2009 году при очередном обследовании иконы, ее состояние было найдено катастрофическим, и икону перенесли на реставрацию воВладимиро-Суздальский музей (г.Владимир, ул.Большая Московская, д.43). Там она находится по сей день под присмотром музейных работников.

Празднование Боголюбской иконе (а вслед за ней и всем чудотворным спискам с нее) было установлено святым благоверным великим князем Андреем Боголюбским 1 июля (18 июня по старому стилю).

МолитваО Пречистая Госпоже Богородице, Мати Боголюбивая, Надеждо нашего спасения! Воззри милостивно на люди сия, предстоящия с верою и любовию и покланяющияся пречистому образу Твоему: приими наше хвалебное пение сие и пролей тёплую Твою молитву о нас грешных ко Господу, да, презрев вся наша согрешения, спасёт и помилует нас. О Предивная Владычице! Покажи на нас чудныя милости Твоя: сохрани невредимы пастыри церковныя и все христолюбивое воинство. Молим Тя умиленно, избави нас от всякия скорби, настави на путь всякия добродетели и благостыни, спаси от искушений, бед и болезней, изми от нас оклеветания и распри, сохрани нас от молниеноснаго грома, от запаления огненнаго, от глада, труса, потопа и смертоносныя язвы: подай нам Твою милостивую помощь на пути в мори и на суши, да не погибнем люте. О Всемилостивая, Боголюбивая Мати! Со упованием твёрдым возсылаем к Тебе нашу смиренную молитву: не отрини наших слез и воздыханий, не забуди нас во вся дни жизни нашея, но всегда пребывай с нами и Твоим заступлением и ходатайством у Господа подаждь нам отраду, утешение, защиту и помощь, да выну славим и величаем преблагословенное и всепетое имя Твое. Аминь.

Тропарь, глас 1Боголюбивая Царице, / Неискусномужная Дево, Богородице Марие! / Моли за ны Тебе Возлюбившаго / и рождшагося от Тебе Сына Твоего, Христа Бога нашего, / подати нам оставление прегрешений, / мирови мир, земли плодов изобилие, / пастырем святыню и всему человечу роду спасение. / Грады наша и страны Российския от нахождения иноплеменных заступи / и от междуусобныя брани сохрани. / О Мати Боголюбивая Дево! / О Царице Всепетая! / Ризою Своею покрый нас от всякаго зла, / от видимых и невидимых враг защити // и спаси души наша.

Кондак, глас 3Дева днесь предстоит Сыну, / руце Свои к Нему простирающи, / святый князь Андрей радуется, / и с ним Российская страна торжествует, // нас бо ради молит Богородица Превечного Бога.

Источник — http://hram-troicy.prihod.ru/ikony_bozhiejj_materi/view/id/1167830

Зафиксированные случаи чудес, творимых через икону

Боголюбская икона Пресвятой Богородицы относится к числу чудотворных. В Боголюбском монастыре, где она хранилась с момента своего создания, даже имелась специальная книга, в которую фиксировались чудеса, которые от неё совершались. Наибольшую славу этому образу принесли следующие случаи:

  • Остановка эпидемии чумы в 1771 году. В этот год во Владимире этой болезнью заразилось около двух сотен человек, и такой масштаб грозил повальным мором. По просьбе народа 22 октября икону торжественно внесли в город, доставив из Боголюбского монастыря, совершили массовый молебен и крестный ход. С материалистической точки зрения, это мероприятие должно было лишь поспособствовать распространению инфекции. Однако чума остановилась. Из 200 ранее заболевших умерло только три человека.
  • Излечение Ивана Фёдорова. Ему было 5 лет, и он, по выражению летописи, был «седякой» – то есть, не мог ходить. Во время крестного хода его отец умолил внести икону в его дом. Там, помолившись вместе с сыном и приложившись к образу, он нагнулся до земли и пронёс мальчика под Боголюбской Богородицей. Ребёнок самостоятельно пошёл в тот же день.

По одному из преданий, Боголюбский образ вместе с иконой Владимирской Божьей Матери возили в Москву во время нашествия Тамерлана на Русь. Можно считать это совпадением или чудом, но разорив Елец, Тамерлан неожиданно свернул поход и не пошёл на Москву.

Тропарь и кондак Боголюбской иконе Пресвятой Богородицы

Тропарь, глас 4.

Боголюбивая Царице, Мати Марие Богородице, Мати Христа Бога нашего. Неизглаголанным девством и чистотою Ты еси Пречистая, превечнаго Бога возлюби Единаго от Святыя Троицы, в ложесна своя над всеми сущаго Бога, от Духа Свята прият. И родила еси превечнаго Сына, Бога прежде век от Отца рожденаго, на освобождение от тмы смертныя человечю роду, падшим востание, мертвым воскресение. О! Мати Госпоже Боголюбивая. Царице неискусомужная Девице, моли за ны возлюбившаго. И рождьшагося из Тебе Сына Твоего Христа Бога нашего. Подати нам оставление прегрешении наших. Церквам благолепие миру умирение. Благоплодие и изобилие земли. Православным людем здравие и наследствие. На враги же победу и одоление даруй, иереом же и человечю роду спасение. Грады наши и страны християнския, от нахождения иноплеменных Мати Боголюбивая заступи. И междоусобныя брани укроти, и мир умири. О! Священная Царице, О! Мати Боголюбивая Девице Всепетая. Ризою своею покрый нас от всякаго зла, и от видимых и невидимых враг защити. И спаси душа наша.

Кондак, глас 8.

Дево и Мати Боголюбивая Царице, неискусобрачная Богородице Владычице Марие, християнская заступница, милостивая ходатайца, к Сыну Своему и Богу нашему за ны рабы Твоя. Ты бо Госпоже Царице богоизбранная Отроковице, по умолению благовернаго князя Андрея, изволила сему пречюдному образу Своему, от страны греческия царствующаго града изыти, и явити милость Свою в новопросвещенныя люди русския земли, и не изволи достигнути образ Твой честныи града Ростова, и возлюби себе место в пределех страны владимирския, и сугубо невидим образ Твой честныи, на пути отходя, и паки являяся таможе, и возлюби себе место, идеже ныне обитель имени Твоего святаго, Боголюбивая Мати. Ко всей стране русстей милость и помощь, и исцеление подаеши, с верою приходящим. Яко о Тебе Богородице вся тварь радуется.

Акафист Боголюбской иконе Божией Матери

Иной акафист Божией Матери ради иконы Ея, именуемой Боголюбская, был написан в 1921 году митрополитом Владимирским и Шуйским Сергием (Страгородским), будущим Святейшим Патриархом, отбывавшим в это время ссылку в Нижнем Новгороде.

Текст публикуется по машинописи из архива святителя Афанасия Песнописца, бывшего в 1921 – 1923 годах наместником Богородице-Рождественского Боголюбского монастыря Владимирской епархии.

Акафист Пресвятой Богородице святыя ради иконы Ея,именуемыя «Боголюбская»Творение Святейшего Патриарха Сергия

Кондак 1

Возбранной воеводе, Боголюбской похвале, о милостех, на нас бывших, благодаряще, пение сие приносим Тебе, Пресвятая Дево. Ты же помощница во всех нам буди, да зовем Тебе: Радуйся, Боголюбивая Царице Богородице, надеждо и прибежище наше.

Икос 1

Ангелов Царицу, всея твари превысшую, лицы небесных сил величают Тя, Богородице, на небеси, мы же грешнии на земли, чудному Божию в Тебе о нас смотрению дивящеся, от всея души дерзаем глаголати:Радуйся, Марие, благословенна Ты в женах;радуйся, небесных чинов ликование.

Радуйся, Боголюбивая Царице Богородице, надеждо и прибежище наше.

Кондак 2

Видяще Твое матернее милосердие ко всем, в житии сем труждающимся и обремененным, с верою прибегаем к Тебе, Богомати, и пречистый образ Твой целуем, Сыну же Твоему благодарно вопием: Аллилуиа.

Икос 2

Разумети волю Твою, Владычице, искаше благоверный князь Андрей, землю русскую обходя и к Ростову устремляяся. Темже и моляшеся Тебе неустанно, величия Твоя воспевая сице:Радуйся, Царице моя преблагая;радуйся, наставнице заблуждающих.Радуйся, надеждо моя неземная;радуйся, спасение погибающих.

Радуйся, рождшая слепых Просветителя;радуйся, давшая миру Спасителя.Радуйся, ниво щедрот многоплодная;радуйся, миру звездо путеводная.Радуйся, разума свет возсиявшая;радуйся, жизни нам путь показавшая.Радуйся, едина в женах совершенная;радуйся, Дево нетленная.

Радуйся, Боголюбивая Царице Богородице, надеждо и прибежище наше.

Кондак 3

Силою свыше воспещаеми, кони сташа недвижими на месте, идеже обитель Боголюбская создася, там бо благоволила еси, Госпоже, вселитися и источник исцелений источати всем притекающим, Богу же поющим: Аллилуиа.

Икос 3

Важно

Имея ум, в Бозе утвержден, благоверный князь Андрей абие ощути Божественное действо. Темже радостию, вкупе и страхом одержим, обнощь пред Тобою, Владычице, душу свою изливаше, Тебе вопия:Радуйся, в бури пристанище;радуйся, во тьме просвещение.Радуйся, в нуждах прибежище;радуйся, в бедах посещение.

Радуйся, предстательство христиан непостыдное;радуйся, щите всем чистым сердцам.Радуйся, оружие на врагов многовидное;радуйся, крове Христовым овцам.Радуйся, сокрушенному духу отрадо;радуйся, от напастей бесовских оградо.Радуйся, ходатайство благоприятное;радуйся, о Благодатная.

Радуйся, Боголюбивая Царице Богородице, надеждо и прибежище наше.

Кондак 4

Бурею помышлений смятеся благоверный князь Андрей, еда како прегрешений ради воспящено бысть шествие его; обаче надеяся на Тя, Пречистая, не отлагаше пеги: Аллилуиа.

Икос 4

Услышала еси, Преблагая, молебный глас вернаго раба Твоего и абие утешение Твое тому дати потщалася еси, в сумраце нощнем якоже солнце пресветлое тому представши и сладким гласом к нему вещающи, от него же слышащи таковая:Радуйся, кивоте Господни святыни;радуйся, заре Его света.

Радуйся, сосуде Того благостыни;радуйся, скрижале Завета.Радуйся, обожившая естество человека;радуйся, небесе явившая тайну от века.Радуйся, Божиих свитче судеб;радуйся, жизни нам давшая хлеб.Радуйся, Отроча нам родившая младо;радуйся, возвестившая пленным отраду.Радуйся, высото несравненная;радуйся, Благословенная.

Чудеса, совершенные Богоматерью через святой образ

Иконография:Боголюбская икона Божией МатериДатировки: XVII в.Иконописная школа или художественный центр:Ярославская школаПроисхождение: Из церкви Владимирской Богоматери (?) в Ярославле.Материал: Дерево, левкас, темпераРазмеры иконы: высота 36 см, ширина 23,6 смИкона из деисусного чина. В центре композиции ростовое изображение Богоматери со свитком в руке. Икона из деисусного чина. В центре композиции ростовое изображение Богоматери со свитком в руке. Ее нимб окружен ангелами. По сторонам от фигуры Богоматери сюжеты: ‘Встреча Иоакима и Анны у Золотых ворот’, ‘Рождество Богородицы’, ‘Моление о благополучном чадородии’, ‘Неблагополучные роды’.И-575. &copy Ярославский художественный музей.

Образ считается чудотворным, по двум причинам: он написан во исполнение воли Пресвятой Богородицы и славен многими чудесами, происходившими от него.

Особую славу Боголюбская икона Божьей Матери сникала многочисленными чудесами исцелений при моровых поветриях. В 1771 году г. Владимир постигло непреодолимое тогда бедствие, – эпидемия чумы. Остановить ее не могли. У людей была лишь одна надежда – на помощь Божию. Тогда, по просьбе народа и духовенства в город внесли древнюю чудотворную святыню. Городское начальство некоторое время колебалось, потому что местный лекарь, по вероисповеданию протестант, г-н Флейшер уверял, что большие скопления людей сейчас опасны, но вскоре, от отчаяния, сдалось.

22

Октябрь
1771 года

Боголюбская икона была торжественно внесена в городские пределы, совершены молебны и крестный ход. Из 200 заболевших почти все выздоровели (умерло трое), а в ноябре чума прекратилась. Лекарь был так впечатлен, что вместе со всей семьей перешел в православие.

Во Владимире же, в честь чудесного избавления, установилась благочестивая традиция крестных ходов с Боголюбской иконой.

По вере в Господа, от иконы чудеса совершались постоянно, многие из них записывались в специально заведенную для этого книгу, которая хранилась при монастыре. Владимирские епархиальные ведомости так описывают одно из исцелений:

Где находятся сама икона и особо почитаемые списки с нее

Икона хранится во Владимиро-Суздальском музее города Владимира (ул. Мира, 19). До этого она находилась в Успенском Княгинином монастыре, но была перемещена в музей ради лучшей сохранности святыни.

Пресвятая Богородица БоголюбскаяИконография:Боголюбская-Московская икона Божией МатериДатировки: XIX в.Материал: Дерево, маслоРазмеры иконы: высота 35,7 см, ширина 31 смИзображение Богородицы в рост. Самарский областной художественный музей

Она имеет множество списков, все они хорошо изучены, многие почитаются и сейчас. Чтимый   образ Божьей Матери Боголюбская-Московская (домонгольского периода) находилась в Москве, в Китай-городе, считается надвартницей, возможно из города Пронска. Она известна защитой от чумных поветрий 1771 года, за что снискала себе всенародное почитание. Кроме Спасителя и Богородицы, на иконе изображались и предстоящие святые угодники: святители Петр, Алексей, Иона и Филипп, – митрополиты Московские, блаженные Василий и Максим, святитель Василий Великий, св. апостол Петр, св. Алексий, человек Божий, апостол Симеон, сродник Господень, мученица Параскева и преподобномученица Евдокия. Эту икону любил и чтил царь Пётр Первый.

Зимаровская икона — название происходит от имени села Зимарово в Рязанской области. Это список владимирской Боголюбской иконы. В тринадцатом веке была сломана (пострадала после нашествия татар) некий крестьянин нашел два обломка иконы в кустах, и, когда он поднес их друг-к другу, половинки срослись, немного неровно, одна чуть выше другой. Сейчас копия её находится в Борисоглебском соборе города Рязани. В селе Городище Рязанской области, в храме св. Георгия хранится ещё один список Зимаровской Боголюбской иконы, знаменитый исцелениями уже в наше время.

Икона Боголюбская-Угличская так же, как и оригинал, получила известность благодаря чудесному избавлению от эпидемий, случившихся в 1654 году.

Юрьевская икона Богородицы была подарена Петром Первым своему стольнику Борису Мироновичу Батурину. В 1771 году по молитвам к ней была отвращена моровая язва. По наследству, икона в 1838 году поступила в приходский храм села Юрьевского, Боровского уезда, Калужской области. Широко известны и другие списки с чудотворной иконы Божией Матери Боголюбская, прославившиеся в разное время по милосердию Царицы Небесной.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector