Смоленская икона божией матери «одигитрия»: история, значение. где находится икона божией матери «одигитрия»

LiveInternetLiveInternet

Среда, 10 Августа 2011 г. 13:16 + в цитатник Смоленская икона Божией Матери — почитаемая в Православной церкви икона Богородицы, по преданию, написанная евангелистом Лукой. Празднование иконе совершается 28 июля по юлианскому календарю (10 августа по новому стилю).


История Легенда гласит, что в Россию икона попала в середине XI века (в 1046 году), когда византийский император Константин IX Мономах благословил ею в дорогу свою дочь — царевну Анну, ставшую женою князя Всеволода Ярославича. Икона стала родовой святыней русских князей, символом преемственности и династической близости Константинополя и Руси. В начале XII века (по другим данным, в 1097 году) князь Владимир Мономах перенёс икону в Смоленск, где заложил храм Успения Богоматери, в котором впоследствии и разместили христианскую святыню. С тех пор икона стала называться Смоленской, Смоленск — градом Пресвятой Богородицы, а собор — Домом Ея. Церковное предание приписывает иконе помощь в спасении города в 1239 году от нашествия войск Батыя. В 1404 году последний из Смоленских князей Юрий Святославич принёс икону в качестве васального дара великому князю Василию Дмитриевичу и икона стала хранится в Благовещенском соборе Московского Кремля справа от царских врат. В это время Смоленск был взят и в нём на 110 лет водворилось владычество литовских князей.


В 1456 году смоляне, под предводительством епископа Смоленского Мисаила, «били челом» великому князю Василию Тёмному с просьбой вернуть им икону. Князь, видя в этом шаге залог будущего воссоединения Смоленска с Москвой, решил вернуть святыню. Икону подняли, с крестным ходом вынесли из Кремля и остановились на Девичьем поле у въезда на Старую Смоленскую дорогу, где после прощального молебна отпустили икону в Смоленск. Первый почитаемый список с иконы был сделан для Новодевичьего монастыря, основанного в 1524 году по случаю возвращения Смоленска России от Литвы. Во время Отечественной войны 1812 года икону из Смоленска привезли в Москву и в день Бородинского сражения вместе с почитаемыми чудотворными иконами Иверской и Владимирской обнесли вокруг Белого города и Кремля. Перед вступлением французов в город икону вывезли в Ярославль, а по окончании войны вернули в Смоленск. Икона хранилась в Успенском соборе Смоленска, несмотря на его закрытие в 1929 году. В 1941 году Смоленск захватили немецко-фашистские войска, которые обнаружили икону среди прочих святынь Успенского собора. После освобождения города от оккупантов в 1943 году икона найдена не была. Иконография Икона относится к иконописному типу Одигитрия и вероятно является списком с Одигитрии Влахернской. Богородица изображена по пояс, левой рукой она поддерживает младенца Христа, держащего в левой руке свиток, а правой благословляющего. На обороте первообраза было изображено распятие с греческой надписью «Царь распят» и видом Иерусалима. При поновлении иконы в 1666 году к изображению распятия на обороте были добавлены фигуры Богородицы и Иоанна Богослова. Изображения строгие, прямоличные, головы Христа и Пречистой Девы не касаются друг друга. Богородица как бы говорит всему человеческому роду что путь истинный — это путь ко Христу. На этой иконе она предстает путеводительницей к Богу и вечному спасению. Это также один из древнейших типов изображения Богородицы, который, как считается, восходит к первому иконописцу — святому апостолу Луке. Молитва перед иконой Божией Матери «Смоленской» Пречудная и превышшая всех тварей Царице Богородице, Небеснаго Царя Христа Бога нашего Мати, Пресвятая Одигитрие Марие! Услыши ны, грешныя и недостойныя, в час сей молящияся и к Тебе со воздыханием и слезами пред пречистым образом Твоим припадающия и сице умильно глаголющия: изведи нас от рова страстей, Одигитрие Благая, избави нас от всякия скорби и печали, огради от всякия напасти и злых клевет и от неправеднаго навета вражия. Можеши бо, о Благодатная Мати наша, не точию от всякаго зла сохранити люди Твоя, но и всяким благодеянием снабдити и спасти; разве бо Тебе иныя предстательницы в бедах и обстояниих и теплыя ходатаицы о нас, грешных, к Сыну Твоему, Христу Богу нашему, не имамы. Егоже умоли, Владычице, спасти нас и Царствия Небеснаго сподобити, да спасеннии Тобою славим Тя и в будущем веце, якоже спасения нашего Виновницу, и превозносим всесвятое и великолепное имя Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице славимаго и поклоняемаго Бога, во веки веков. Аминь.

Метки: икона богородица смоленская православие

Нравится Поделиться

Нравится

  • 16 Запись понравилась
  • Процитировали
  • Сохранили
  • Добавить в цитатник
  • Сохранить в ссылки

Какими чудесами прославилась Одигитрия

Смоленскую икону почитают все православные христиане, поскольку в разные времена при участии этого образа произошло множество невероятных и необъяснимых событий.

  1. Спасение Смоленска от татар. В 1239 г. город хотели разграбить и разрушить несметные полчища Батыя, и его жители стали горячо молиться Божией Матери. Пречистая Дева услышала просьбы о помощи. Царица Небесная явилась одному церковному служителю, через которого обратилась к Меркурию, бывшему в дружине смоленского князя, и велела ему прийти к своей иконе. Следуя повелению, этот воин получил от Пресвятой Богородицы наказ без страха идти не врага. При этом Богоматерь пообещала свою помощь и предупредила о том, что вместе с победой его ожидает мученическая смерть. Вместе с другими защитниками Меркурий сумел разбить татарское войско, а во время битвы враги видели сопровождавших его ангелов и Светозарную Жену. Благодаря небесной поддержке Меркурию удалось спасти Смоленск от разрушения, но в конце битвы он был тяжело ранен и погиб.
  2. Прекращение эпидемии. В 1665 г. в Шуе бушевала моровая язва, которая ежедневно уносила много жизней. Чтобы защититься от страшной болезни, жители города попросили местного мастера сделать копию чудотворной Смоленской иконы. Художник создал эскиз, но на следующий день заметил удивительное явление: правая ножка Спасителя изменила свое положение и оказалась на левом колене. Иконописец исправил эту деталь, однако на следующее утро увидел то же самое. Богобоязненный художник придал этому большое значение и истолковал данное событие как знамение Господне, поэтому больше не стал вносить исправлений. Вскоре список отправили в храм, где он поразил всех присутствующих невероятным свечением. После молебна у иконы эпидемия моровой язвы прекратилась, а слава о чудесной силе Богородичного образа распространилась по всей России. Известно, что царем Алексеем Михайловичем была создана специальная комиссия, которая по прибытии в Шую подтвердила наличие у иконы необыкновенных способностей.
  3. Победа в Бородинском сражении. В период Отечественной войны 1812 г. Одигитрию доставили из Смоленска в Москву. Сначала священный образ пребывал в стенах храма Св. Василия Неокесарийского, а позже был отправлен в Успенский собор Кремля. В день Бородинской битвы владыка Августин и грузинские епископы Иона и Пафнутий совершали со Смоленской иконой крестный ход вокруг важнейших московских территорий. Как известно, русские войска одержали над французами громкую победу. Многие считают, что в значительной мере она была обусловлена вмешательством Божьей Матери.

Смоленский образ не раз защищал земли Руси от завоевателей. Кроме этого, святыня известна многочисленными исцелениями, помощью бездетным семьям, покровительством тем, кто находился вдали от родного дома и отчаялся вернуться на Родину.

В чем помогает Одигитрия

Смоленская Богоматерь часто переезжала, размещаясь то в храмах Москвы, то в соборах Ярославля, и только в 1655 году ее вернули в Смоленск, где и сегодня можно поклониться, и помолится ей, права уже не оригинальному изображению, а копии. Изначально святое изображение размещалось в Константинополе, который был много раз спасен именно ею. Ведь именно перед Одигитрией множество верующих молилось о мире в городе и о прекращении военных действий. Она хранила сначала Византию, а теперь и Россию, защищая ее от военных действий, разрушительных природных явлений и страшных эпидемий.

О чем молятся православные христиане перед этим образом? Они верят, что лик:

  • защитит родную землю от военных действий и кровопролития;
  • защитит тех, кто находится в армии и на фронте;
  • убережет от болезней и эпидемий;
  • защитит каждую семью;
  • будет покровительствовать семейным людям.

О чем еще можно молиться Богородице:

  • Молитва перед иконой «Умягчение злых сердец» о примирении
  • Молитва перед иконой «Неупиваемая чаша» от пьянства
  • Молитва перед иконой «Всецарица» для избавления от онкологии

Этот образ олицетворяет символ защиты от бед и символ здравия. Иконе молятся о спасении семьи, о защите близких и родных, о тех, кто находится вдалеке от родного дома. Просят защиты Богоматери и те, кто отправляются в путешествие или командировку. Матеря просят о защите детей, а дети о здравии родителей.


СМОЛЕНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ, ИМЕНУЕМАЯ «ОДИГИТРИЯ»

Святой образ Богоматери Смоленской

Главное – делать все это с чистым сердцем и от всей души. И тогда Смоленская Богоматерь непременно услышит молитвы. Она помогает всем, кто ждет этой помощи. Смоленская Одигитрия не только помогает верующим в житейских нуждах, но также помогает людям стать добрее, милосерднее, смягчает людские сердца и уменьшает злобу, раздражение, смягчает гнев и превращает ненависть в братскую любовь. Для тех, кто верит всем сердцем, нет ничего невозможного.

Чудотворный образ Богоматери Смоленской, несомненно, является одним из самых почитаемых образов Пресвятой Богородицы в России. Его популярность связана с древней историей, а также с многочисленными чудесами, которые произошли по молитвам небесной заступницы. Для того чтобы попросить Пресвятую Деву о помощи, достаточно мысленно обратиться к ней с самой сокровенной просьбой. И она обязательно услышит и поможет. Возможно, именно поэтому в России так много православных храмов, названных в честь иконы Смоленской Божией Матери, это и большие соборы, и маленькие сельские церкви.

Икона Божией Матери

О чем можно молиться у Смоленской иконы

Религиозная картина на протяжении долгого времени считается покровительницей русской земли. Издавна сложилась традиция, согласно которой перед Смоленской иконой молятся о предотвращении военных конфликтов, о защите от ранений и гибели тех, кто находится в зоне боевых действий. Святой образ также помогает:

  • остановить эпидемии;
  • исцелиться от тяжелых болезней;
  • вступить в счастливый брак;
  • улучшить взаимоотношения в семье;
  • противостоять злым намерениям врагов;
  • разрешить конфликты, споры;
  • достичь успеха в богоугодных делах;
  • избавиться от дьявольских искушений;
  • укрепить стойкость в вере;
  • сохранить душу в чистоте.

Через Смоленскую икону молятся Пречистой Богородице о людях, находящихся вдали от родного дома, пребывающих в длительной поездке или в опасном путешествии. Молясь у этого образа, Деву Марию просят защитить от негативного воздействия темных сил, порчи или сглаза, завистников, клеветников.

Иконы Пресвятой Божией Матери Одигитрия можно встретить в музеях

Кроме храмов и монастырей списки иконы Божией Матери Одигитрия в наше время можно встретить в музеях. Так, например, в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге храниться икона Богоматерь Одигитрия, которая принадлежит кисти Дионисия. Дионисий ― это ведущий русский иконописец и мастер фресок конца XV ― начала XVI веков. Его считают продолжателем традиций Андрея Рублёва.

Одигитрия Смоленская. Дионисий. 1482 год. ГТГ. Ученик Андрея Рублёва Дионисий разработал особый иконографический икон «Одигитрии», который получил название «Одигитрия Седмиезерская»

Эта икона происходит из местного ряда иконостаса Рождественского собора Ферапонтова монастыря. Она считалось главной в нём, и поэтому она имеет свои особенности. Так, например, автор обильно использовал золото ассистов и орнаментов для того, чтобы создать у зрителя впечатление солнечного света.

Кроме того, так же слегка обозначенный наклон головы в сторону младенца смягчает холодноватую отстраненность образа Богоматери. Кисть ее правой руки, подобная колеблющемуся языку пламени, благословляет сына в мир. Кисть младенца Христа, отвечающего на благословление Марии, помещена в самом центре иконы на фоне синего треугольника ее туники.

Иконы Дионисия Одигитрия редко встречаются в древнерусской иконописи начала XVI века.

Такие иконы ― большая редкость в древнерусской живописи начала XVI. Позже они стали распространены под названием «Одигитрия Седмиезерская». Икона Дионисия Богоматери Одигитрия находиться в музеи и речь о её передаче Русской Православной Церкви не идёт.

При этом её фото можно часто встретить как в интернете, так в специальных изданиях, посвящённых иконописи. Кроме того, списки чудотворного образа можно увидеть в следующих музеях:

  • в Москве, им. А. Рублева;
  • во Владимире, музей-заповедник;
  • в Костроме, историко-архитектурный музей;
  • в Новгородском Кремле.

История происхождения

Смоленская икона Богоматери появилась на Руси в одиннадцатом веке. Ее перенесли из Византии в Смоленск после гибели князя Всеволода. Ранее с помощью этой иконы князь был благословлен на брак с дочерью Византийского правителя.

Как гласит легенда, во времена монголо-татарского ига Смоленск был спасен от разграбления благодаря защите Богородицы. В начале пятнадцатого века, во времена захвата города Литовским княжеством, «Одигитрия» была перенесена из Смоленска в Москву. В середине пятнадцатого века образ был возвращен по просьбе епископа Михаила. В Москве же оставили точную копию изображения, написанную от руки. В шестнадцатом веке, после того как Смоленск был отобран у Литвы, в Москве построили Новодевичий монастырь, в котором поставили копию.

В начале семнадцатого века с иконы была списана еще одна копия, которую поместили в одну из башен Смоленской стены. Позднее на этом месте построили храм. Во время нападения Наполеона, в начале девятнадцатого века икону снова перенесли в Москву. Когда французы атаковали Москву, икона была перемещена в Ярославль, а после войны ее вновь перенесли в Смоленск, на первоначальное место.

Сюжет образа «Одигитрия» ― пришествие великого Судии и Царя на землю

Значение и догматический смысл Одигитрии состоит в явлении в мир «Небесного Царя и Судии» и поклонение царственному Младенцу. Именно поэтому, несмотря на то, что существует несколько вариантов этого образа, в нём присутствует единое композиционное решение. Некоторые элементы иконы всегда неизменны. Так традиционно на ней изображён младенец Христос, сидящий на руках Богородицы.


Спас Вседержитель. Роспись купола церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде Великом. Феофан Грек. 1378 год. Иконографический канон изображения Иисуса Христа на иконе Божией Матери «Одигитрия» соответствует канону изображения Христа Пантократора

Богоматерь на иконе пишется в образе Вседержителя, одетого в царственные одеяния пурпурного и золотого цветов и, зачастую, в корону. Спаситель правой рукой благословляет, а левой — держит свиток, реже — книгу, что соответствует иконографическому типу Христа Пантократора (Вседержителя). В левой руке Он обычно держит книгу или свиток.

Тип богородичных икон «Одигитрия» наиболее почитали в Византии и России.

Обычно Христос обращен лицом к зрителям, однако иногда его изображают и в полупрофиль. В Одигитрии обычно используется поясное изображение Божией Матери. Но также встречаются и оплечные варианты (например, Казанская икона), а иногда Богородицу даже рисуют сидящей на троне. Обычно голова Божией Матери слегка наклонена. Рукой она указывает на Иисуса, словно говоря: «Вот Спаситель всего человечества!».


Богоматерь Владимирская. Середина XVI в. Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный музей заповедник. На «Одигитрию» в целом похож тип изображения «Елиуса», но на иконе «Одигитрии» Богородица не прижимается к Иисусу

Существует в целом похожий на Одигитрию распространенный тип изображения «Елиуса» (Умиление). В отличие от Одигитрии, в этом случае Богородица не прижимается к Иисусу, а указывает на него рукой, представляя царственного Младенца миру. Кроме того, для Одигитрии характерно выражение не безграничной любви, а явлению миру Спасителя, которому Богородица указала путь. Этот тип богородичных икон получил необычайно широкое распространение во всем христианском мире, а особенно в Византии и в России. Они хранятся во многих русских православных храмах.

Характерные особенности образа

Икона, в отличии от обычной картины, имеет другое назначение — по словам святых отцов, это окно в другой мир. Подобным образом иконы Божией Матери не просто изображение двух личностей — через них раскрывается смысл Боговополощения. Икона «Одигитрия» является одним из наиболее распространенных типов, ее богословское значение — раскрытие отношений Бога и человека. Для этого иконописцы используют композицию, жесты, цвета.

  • Божия Матерь, Христос смотрят прямо на молящихся.
  • Иисус изображен в возрасте отрока (Эммануил).
  • В руке Спасителя — свиток.
  • Изображение может быть как поясным, так и оплечным («Казанская» икона тоже принадлежит к типу «Одигитрии»).

Здесь особенно подчеркивается божественная природа Христа, композиция не лишена величия. Божия Матерь всегда изображается в омофоре — подчеркивает и царское величие Девы, и ее роль в плане Боговоплощения. Правая рука Богородицы направлена на Иисуса. Значение этого жеста Божией Матери на иконе «Одигитрия» таково — она указывает на Христа, как единственный путь к спасению.

Но и сама Царица Небесная является путеводной звездой — она была первым совершенным человеком, сумела в грешном мире сохранить видение Бога, которого большинство людей лишены. Ведь Адам и Ева могли беседовать с Господом лично, а сегодня человеческий род так отдалился от Творца, что от одного Его вида может умереть. Поэтому христианам не следует тратить жизнь на суету и развлечения, а готовиться к переходу в мир иной.

Совместное изображение Господа и Его Матери имеет также более глубокий смысл. Воплощение Христа как человека не было возможным без Марии. Более того — только благодаря осуществлению этого божественного замысла, теперь люди могут писать иконы. Раньше изображать Бога было запрещено, поскольку Его никто не видел. Но родившись от земной женщины, Христос воплотился как Личность, которую изображают на образах.

Церковь Смоленской Божией Матери в Кривцах

Церковь возведена в XVIII веке (1702 – 1708 гг). Удивительное здание с высокой колокольней выстроено в стиле московского барокко. Снаружи стены украшены резьбой. Снизу церковь сложена из белого камня, сверху – выстроена из кирпича.

Изначально она строилась как летнее здание, а все «зимние» службы проходили в соседнем храме Феодора Стратилата. Позже храм Феодора был снесен, а на его месте построен магазин. Все богослужения стали проходить в Смоленской церкви.

Расположена она по адресу: Московская область, Раменский район (бывший Бронницкий уезд), село Кривцы, дом 109. Службы идут по воскресным и праздничным дням.

История названия

Чудотворный образ «Одигитрия Смоленская» на Руси известен с давних времен. Существует три версии происхождения ее названия. Одна из них гласит о том, что для всех верующих Богоматерь является путеводительницей, которая ведет к желаемому спасению. С этим фактом очень сложно поспорить.

Фото 1. Святыня с первых дней ее появления на русской земле стала почитаемой.

Если верить церковными сказаниям, «Одигитрия» была создана святым Лукой в период земной жизни Божией Матери. Икону он написал по желанию Феофила (правителя Антиохии). Для него же Лука создал писание о земной жизни Христа, которое сейчас называют Евангелием от Луки. Икона была возвращена в Иерусалим после ухода Феофила.  В 5 веке Евдокия отправила святой образ в Константинополь своей сестре Пульхерии. Получив «Одигитрию», царица выставила ее во Влахернском храме.  В 1946 году святыня попала на русскую землю.

История Смоленской иконы Божией Матери

Одигитрия (Указующая путь), Путеводительница – один из наиболее распространённых типов изображения Богоматери с Младенцем. Отрок-Христос сидит на руках Богородицы, правой рукой Он благословляет, а левой – держит свиток, реже – книгу, что соответствует иконографическому типу Христа Пантократора (Вседержителя). Как правило, Богородица представлена в поясном изображении, но известны и сокращенные оплечные варианты (Казанская) или изображения в рост.

Отличием от довольно близкого типа Елеусы служит взаимное отношение Матери и Сына: икона выражает уже не безграничную любовь, здесь центром композиции является Христос, обращенный к предстоящему (зрителю), Богородица же, также изображенная фронтально (или с небольшим наклоном головы) указывает рукой на Младенца.

С догматической точки зрения основной смысл этого образа – явление в мир Небесного Царя и Судии и поклонение царственному Младенцу.

По преданию, самая первая Одигитрия была исполнена евангелистом Лукой, привезена из святой земли Евдокией, женой императора Феодосия, около середины V века, а затем помещена во Влахернском храме (по другим источникам – в храме монастыря Одигон, отчего, по одной из версий, и происходит название). Этот тип богородичных икон получил необычайно широкое распространение во всем христианском мире, а особенно в Византии и в России.

И вот одна осталась

Каталоги утверждают, что до 1941–го года древний чудотворный образ Смоленской Богоматери находился в Смоленском Успенском кафедральном соборе. Дальнейшая судьба древнего образа неизвестна. В каталоге древней русской живописи, изданном Государственной Третьяковской галереей в 1963 году, лишь сказано, что «икона пострадала от войны».

Как–то незаметно случилось, но с некоторого времени во всех архивных документах, которые стали доступными, речь идет лишь об одной Одигитрии Смоленской — Надвратной. Оригинал пытаются «вычислить», но лишь энтузиасты, да и поиск носит характер клубной самодеятельности. Озвучиваются версии, но никаких документальных подтверждений они не имеют. Вернее, архивная история есть, но указывает она опять–таки — на ОДНУ икону.

К примеру, одна из самых популярных версий исчезновения той самой Одигитрии, которую перенес в Смоленск Владимир Мономах, такова: во время войны ее вместе с другими ценностями вывезли нацисты в Германию.
Действительно, во время Великой Отечественной войны Смоленск два года (с 1941–го по 1943–й) находился в оккупации. Гитлеровцы чувствовали себя здесь полными хозяевами. И практически сразу сюда прибыла бригада Альфреда Розенберга, которая занималась «изъятием» и вывозом культурных ценностей из оккупированных территорий в Германию. В Успенском Соборе в то время размещался антирелигиозный музей, который был закрыт 10 ноября 1941 года.

В Своей книге «Святыни и подвижники Смоленские» Владимир Аникеев приводит текст донесения немецкому верховному командованию группы армий «Центр» (от 1 августа 1941–го года) «О сохранении церковных ценностей Смоленского собора»:

«Успенский собор в Смоленске не сильно пострадал под обстрелом последних дней, выбиты только оконные стекла, осколки которых лежат внутри собора…» Дальше перечисляется: «десятиметровый, во всю ширину церкви иконостас», «плащаница ручной работы, датированная 1561 г., изображающая погребение Христа» и «очень древняя, легендой приписываемая евангелисту Луке, позднее переписанная икона Благовещения», которая «находится на изначальном месте и не повреждена. Она являлась, очевидно, бывшей святыней церкви, так как была признана чудотворной и являлась местом паломничества верующих. Говорят, что в 1812 году икону несли впереди воюющих русских отрядов».

«Очень древняя», но, заметим, — здесь упоминается только одна икона.

Экспонаты музея упаковываются и увозятся в Германию. Тем не менее, никаких документальных доказательств того, что какая–либо из двух чудотворных икон была вывезена из Смоленска в Германию в числе иных ценностей, не существует. Во всяком случае, в архивах Розенберга (в описи ценностей, готовых к отправке в Германию) Одигитрия не фигурировала.

То, что икона не была вывезена фашистами и не «пострадала от войны» (как нас уверял каталог древней русской живописи 1963 года), подтверждает и рапорт настоятеля Успенского собора священника Тимофея Глебова от 30 апреля 1945 года (рапорт хранится в архиве Смоленской области). В рапорте уполномоченному по делам РПЦ Смоленской области Митину Глебов сообщает, что во время уличных боев в Смоленске он неотлучно находился в Успенском соборе и защищал его от посягательств мародеров, которые пытались ограбить храм. И вот цитата: «С Божией помощью удалось сохранить икону Божией Матери «Одигитрию».

О второй иконе опять — ни слова.

Таким образом, можно предположить, что оригинал Одигитрии исчез еще до оккупации Смоленска.

Есть версия, что древнюю икону могли спрятать верующие от большевиков, которые во времена гонений на РПЦ изымали церковные ценности в 1922 году не менее беззастенчиво, чем нацисты. Если успели. Если нет, скорее всего, древняя смоленская реликвия была продана большевиками на запад и теперь находится в одной из частных коллекций.

Но нам в это, конечно же, не хочется верить. Иеромонах Серафим (Амельченков):

«Скорее всего, она была спрятана верующими. Поскольку нет никаких исторических, архивных документов или даже устных свидетельств того, что эта икона была вывезена из Смоленска. Соответственно, икона находится где–то в городе. Где, мы не знаем. Но надеемся, что со временем это место станет известно. Я глубоко убежден, что чудотворная икона Смоленской матери «Одигитрия» — оригинальная икона, написанная евангелистом Лукой, обязательно будет найдена».

С иконы Божией Матери Одигитрия неоднократно делались списки

Икона Божией Матери Одигитрия очень почиталась и почитается в православном мире, именно поэтому с ней неоднократно делали списки. При этом первоначально её иконописный канон не разработали и поэтому стали появляться многочисленные вариации образа, которые сохранили лишь общие с Одигитрией черты. Из них огромную известность получили следующие иконы Богоматери с младенцем:

  • Тихвинская;
  • Казанская;
  • Грузинская;
  • Иверская;
  • «Троеручица».

Тихвинская икона Божией Матери. Тихвинский образ почитался на Руси на равнее со Смоленским

Тихвинский вариант Одигитрии на Руси почитался также как и Смоленский образ. Он тоже пришёл в Россию из Константинополя и после его падения чудесным образом попал в русский город Тихвин. Во времена гонений на православную церковь в СССР икону вывезли в США. В наше время её вернули в Тихвинский монастырь.

Смоленская икона Одигитрии пропала в годы Великой Отечественной войны.

У другой иконы Одигитрии, Грузинской также непростая судьба. Она находилась до 1622 году в Грузии. После персидского завоевания её увезли в Персию. Спустя годы, образ оказался в Архангельске, где и хранился долгое время. Сегодня он считается утраченным, но существует множество его списков.

Список чудотворной Смоленской иконы Божией Матери в Смоленском соборе. В наше время место древней иконы-первообраза в Успенском соборе Смоленска заняла её список начала XVII века. Сама икона-первообраз пропала в годы немецкой оккупации Смоленска

Что же касается Смоленской иконы, то где находиться она никто не знает. Дело в том, что в 1941 году немецкие войска оккупировали Смоленск, где первообраз Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» таинственным образом исчез. Оккупанты сообщали своему командованию. Информацию о том, что икона находится в городе и к ней на поклонение идут его жители. Больше никакой информации о ней не осталось. Есть версия, что чудотворную икону спрятали сами защитники города и когда-нибудь она чудесным образом объявиться.

Описание и символика святыни

Смоленская икона представляет собой поясное изображение Пресвятой Богородицы с Младенцем Иисусом. Образ во многом напоминает Иверский лик Божией Матери. В то же время он имеет определенные отличия в виде выражений лиц Девы Марии со Спасителем и более строгого принципа расположения их фигур (фото):

По иконографическому типу Смоленскую икону причисляют к самому древнему изводу византийского письма. Сохранились сведения о том, что подлинник святыни был очень тяжелым, обтянутым холстом, а его грунт изготавливался из мела на клею.

В центре картины изображена Пресвятая Дева Мария с задумчивым выражением лица и слегка склоненной головой. Царица Небесная облачена в багряные одежды и выглядит величественно. На левой руке Она удерживает Богомладенца (в некоторых копиях его рисуют справа).

Правой рукой Матерь Божия указывает на Спасителя, напоминая всему человечеству о том, что только благодаря Ему можно найти путь к истинному Спасению. Маленького Иисуса изображают в царственном темно-зеленом одеянии, отделанном золотом, со свитком или книгой в левой руке, символизирующими Его учение. Спаситель поднимает правую руку с перстами, сложенными в благословляющем жесте. Главная богословская идея иконы – пришествие на землю Сына Божия, воплощение в физическом теле ради спасения всех человеческих душ.

На обратной стороне картины изображены Иерусалим, надпись «Царь распят», выполненная на греческом, и распятие. В 1666 г. в этой части картины были добавлены образы Царицы Небесной и Иоанна Богослова.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector