История и значение валаамской иконы божией матери, в чем помогает и молитвы
Содержание:
- Чудотворная Смоленская-Костромская икона-фреска Божией Матери «Одигитрия»
- Второе пророческое видение
- Последние годы перед разорением обители
- Возобновление монастыря в XVIII столетии
- История появления и обретения
- 5 правил чтения молитв перед иконой Валаамской Божией Матери
- Богородица Валаамская — иконография, детали, символика
- Обретение святого образа — связано с чудесными событиями
- Богословское значение Валаамского образа Девы Марии
- Как правильно молиться перед иконой «Валаамская» Пресвятая Богородица
- История появления и обретения
- Икос 12
- Икона Божией Матери, именуемая «Похвала Богоматери»
Чудотворная Смоленская-Костромская икона-фреска Божией Матери «Одигитрия»
Одна из святынь Богоявленско-Анастасииного женского монастыря города Костромы. Икона-фреска, список со Смоленской иконы Пресвятой Богородицы, была написана в 1672 году на стене угловой юго-западной башни Богоявленского монастыря артелью изографов во главе со знаменитыми иконописцами Гурием Никитиным и Силой Савиным, трудившимися в то время над росписью соборного храма обители — ныне Богоявленско-Анастасииного кафедрального собора.
Через сто лет, в 1779 году, в Костроме случился страшный пожар, в огне погибла половина города. Весь Богоявленский монастырь, его храмы и крепостные стены были объяты пламенем, однако настенный образ Смоленской иконы Пресвятой Богородицы остался совершенно невредимым.
В 1824–1825 годах, по инициативе преподобного Макария (Глухарева), просветителя Алтая и одного из выдающихся русских миссионеров и ученых ХIХ столетия, бывшего в то время настоятелем Богоявленского монастыря, юго-западная башня обители с находящимся на ней иконописным изображением Божией Матери была перестроена в церковь в честь Смоленской иконы Пресвятой Богородицы.
В 1847 году в Костроме вновь произошел пожар. Пламя уничтожило внутреннее убранство Смоленской церкви, но, как и в 1779 году, Смоленская икона Божией Матери вновь осталась невредимой.
Стараниями костромичей настенный образ Смоленской иконы Божией Матери был обложен драгоценным окладом — серебряной позолоченной ризой.
В 1920 году Смоленская церковь вслед за упразднением Богоявленско-Анастасииного женского монастыря Костромы была закрыта. Вся утварь храма, а вместе с ней и драгоценная риза Смоленской иконы Божией Матери, были конфискованы.
В 1990 году Смоленский храм, в котором долгие годы находились различные учреждения, был возвращен Церкви и возрождаемому Богоявленско-Анастасииному женскому монастырю. Смоленская-Костромская икона Божией Матери, оказалась сильно поврежденной — от изображения остались практически одни контуры. Реставраторы сделали неутешительные выводы: изображение Божией Матери полностью утеряно и икону нужно писать заново. Однако случилось чудо — одна из членов экспертной комиссии все-таки взяла вату и спирт и сделала пробный мазок. Внезапно на месте мазка появился глаз Богородицы, затем другой. Произошло чудесное обновление иконы — казалось бы, навсегда исчезнувшее изображение восстановилось. Опытные реставраторы были поражены этим чудом.
23 ноября 2004 года для Смоленской-Костромской иконы Божией Матери была освящена новая драгоценная риза. Сейчас иконе можно поклониться в церкви Смоленской иконы Божией Матери, принадлежащей возрождаемому Богоявленско-Анастасииному женскому монастырю в Костроме.
Где находится: Богоявленско-Анастасиинский женский монастырь, Кострома.День празднования: 10 августа.
Второе пророческое видение
Уповая в своих трудах на помощь валаамских святых, она начала с того, что отслужила молебен перед их мощами. В первую же ночь, проведённую в монастырской гостинице, Андреева увидела чудный сон, который наутро поспешила рассказать уже знакомому ей отцу Пафнутию – тому самому ризничему, к которому обращалась в прошлый свой приезд.
Ей снилось, что, блуждая по монастырю и не переставая молиться Божьей Матери, подошла она к старинной церкви Николая Чудотворца, давно упразднённой и закрытой по причине крайней ветхости. И вот там, стоя на паперти, раба Божья Наталья вдруг явственно услышала обращённый к ней голос с небес: «Ты скоро меня разыщешь. Я здесь».
Не успели смолкнуть звуки голоса, как церковную дверь вдруг отворил неизвестно откуда появившийся старец в синей камилавке, в котором Андреева тут же узнала преподобного Сергия Валаамского, пред образом которого в тот день молилась. Он указал ей внутрь, где в глубине храма, среди старой церковной утвари, стояла в углу икона Валаамской Божьей Матери.
Значение сна было вполне очевидным – сама Царица Небесная указывала ей место, где находился её чудотворный образ. Но прежде чем совершить святое дело, Наталья Андреевна сочла своим долгом сначала причаститься и во святых дарах обрести силы. Три дня она постилась и готовила себя ко причастию святых даров, а накануне ночью во сне увидела выходящего из церкви отца Пафнутия, в руках которого был тот самый образ.
Последние годы перед разорением обители
В 1939 году советско-финские международные отношения ухудшились. В сентябре финские войска дислоцированные на острове Валаам были приведены в боевую готовность. Семьи военных эвакуировали вглубь Финляндии. 12 октября в монастыре был прекращен колокольный звон. 30 ноября 1939 года в 8 часов утра войска Красной Армии начали военные действия на финском фронте. Валаамский архипелаг не был местом военных действий, но обитель не раз подвергалась бомбардировкам. 20 декабря 1939 года началась постепенная эвакуация братии.
Наибольшему разрушению монастырь подвергся в результате бомбардировок 2 и 4 февраля, когда Валаам в несколько заходов бомбили более 70 советских самолетов. Казалось бы, монастырь должен быть стерт с лица земли, бомба, предназначавшаяся для разрушения Спасо-Преображенского собора, упала всего в нескольких метрах от главного входа, и не взорвалась. От прямого попадания в больничную церковь Живоносного Источника загорелось северное крыло братского корпуса, но уцелела уникальная библиотека, насчитывающая 29 000 томов. Чудом, по молитвам преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, главная святыня Валаама – Спасо-Преображенский собор, остался цел. 5 февраля монастырская братия во главе с игуменом Харитом была эвакуирована вглубь Финляндии. В монастыре для присмотра за имуществом остались: помощник эконома монах Симфориан, капитан с парохода «Сергий» монах Ираклий и послушник Владимир Кудрявцев, инженер и два иеромонаха Петр и Павел.
13 марта 1940 года Валаамские иноки по радио узнали, что подписан мирный договор между Финляндией и СССР, по которому вся Карелия с монастырями Валаамским, Коневским и Линтульским отошли к СССР. По договору жителям давалось несколько дней для отъезда вместе с имуществом с передаваемой территории в Финляндию. На следующий день по благословению игумена Харитона, для эвакуации монастырского имущества в обитель выехал Наместник монастыря иеромонах Исаакий. «18-го эвакуация имущества подходила к концу… Дав распоряжение монаху Симфориану, чтобы сделали двадцать четыре редких удара в Андреевский тысячепудовый колокол в знак умирающей Валаамской тысячелетней обители, я вынес благоговейно из собора престольные мощи и настоятельский посох – символ игуменской власти, и выехал с Валаама. Колокол печально прозвучал, возвещая смерть обители…».
В марте 1940 года Валаамский архипелаг был передан советским войскам. В июне 1940 года народный комиссар Военно-Морского Флота СССР адмирал Н.Г. Кузнецов подписал приказ о создании единой школы боцманов ВМФ на базе двух существующих с дислокацией на острове Валаам. В августе на остров прибыли первые курсанты. В школе было созданы две роты боцманов, которые разместились в монастырской гостинице. В августе 1940 года наркоматом ВМФ СССР был отдан приказ о наборе в роту юнг, которая предполагалась как особое учебное подразделение школы боцманов.
В конце сентября 1941 года, после проведенной воздушной разведки, на остров высадились финские войска. Сразу начались работы по укреплению обороны острова: были привезены артиллерийские орудия, на мысу Черный нос установили новую батарею. Части, дислоцированные на Валааме, не принимали участия в военных действиях. В 1941-1944 годах не было и бомбардировок острова. Лишь дважды на протяжении войны советские корабли приближались к Валааму, но каждый раз поворачивали назад прежде, чем попадали под удар артиллерии.
В ноябре 1941 года игумен Харитон послал пять иноков во главе с иеромонахом Филагpием для приведения в порядок Валаамского хозяйства. Во время военных действий иноки несколько раз побывали в монастыре. В июне 1944 г. они вновь, после очередного посещения, должны были покинуть родную обитель, и на этот раз навсегда. Военные подразделения финской армии, общая численность которых составляла не менее 2 000 человек, покинули архипелаг в сентября 1944 года. Некоторые финские фортификационные сооружения до сих пор напоминают о тех трагических днях в истории острова.
Возобновление монастыря в XVIII столетии
В 1715 году последовал указ Императора Петра I о возобновлении монастыря на только что отвоеванной у шведов территории, когда еще даже не был подписан мирный Ништадтский договор 1721 года. Обитель быстро росла, несмотря на многочисленные трудности и испытания. Много забот, разнообразных попечений стоило это игумену Ефрему. С назначения в 1782 году отца Назария настоятелем монастыря началась новая эпоха в жизни обители. План каменных монастырских зданий потребовал значительных добровольных пожертвований. За несколько лет были возведены двухэтажный пятиглавый каменный собор с крестами, колокольня высотой 34,8 метра, Успенская и Никольская церкви, скит, пустынная келья, больница, дома для рабочих и странников и т.п. Отец Назарий ввел в Валаамском монастыре общежительный устав Саровской пустыни. Очень скоро слава добродетельной и подвижнической жизни валаамских иноков под управлением старца Назария собрала в обитель значительное братство.
История появления и обретения
В 19-м веке в Петербурге жила крестьянка Наталья Андреева. Женщина страдала от ревматизма. Доктора советовали ей отправиться на лечение к минеральным источникам. Но у крестьянки не было денег, а болезнь все сильнее сковывала ее. Однажды женщине явилась во сне Богородица и велела найти икону в монастыре на острове Валаам, что на Ладожском озере. Дева Мария обещала, что как только крестьянка помолится перед образом, недуг отпустит.
Первое обретение
Андреева собралась с силами и отправилась на Ладогу. Чтобы добраться до монастыря, пришлось потратить последние средства. Женщина приехала в торжественный день. В обители начинали строить новый храм. В присутствии монаршей семьи закладывали алтарь.
Крестьянка молилась у раки с мощами монахов-основателей монастыря. Уже перед ее отъездом икона нашлась в Успенском храме. Богородица предстала перед женщиной так же, как в ночном видении, — выплывающей из золотой дымки, с Предвечным Младенцем. Наталья спешила на паром, поэтому быстро помолилась и уехала. Но дома она почувствовала, что боли утихли.
До явления Богородицы Андреева еле передвигалась, опираясь на палку. Вернувшись из путешествия, женщина стала ходить свободно, без опоры, но не выздоровела полностью. Приступы ревматизма все еще беспокоили.
Через некоторое время крестьянка опять поехала помолиться чудотворной иконе, но образ исчез. Андреева указала на пустое место ризничему. Тот предположил, что икону перевезли в петербургскую часовню. Но в Петербурге не получали святынь из ладожского монастыря.
Второе обретение
В третий раз крестьянка приехала на берег озера через год, на празднование дня памяти основателей преподобных Сергия и Германа. Она вновь спрашивала о чудотворной иконе Богородицы, но ее так и не нашли. Расстроенная паломница горячо молилась у мощей, чтобы святые монахи помогли найти пропажу. И ночью она увидела сон о потерянной иконе.
Наталье приснилась старая Никольская церковь. Внутри ей встретился старец и спросил, почему она печальна. Андреева сказала ему, что ищет икону Царицы Небесной, но даже ризничий в неведении и растерянности.
Старец ответил, что икона находится в храме, а у ризничего плохо с памятью. За оживленным разговором он подвел женщину к неприметной двери. Отворив ее, незнакомец указал на икону. Образ лежал среди предметов церковного обихода.
Прошло еще три дня. Снова Наталье приснился чудесный сон, будто она в храме, и рядом — два святых старца. И тут к ним подходит третий юный инок в сопровождении ризничего. Гости принесли потерянную икону. Женщина во сне упала перед Богородицей. Утром женщина пошла в церковь и узнала, что образ нашли. Он действительно лежал среди утвари, в месте, показанном незнакомым старцем.
Перед иконой зажгли неугасимую лампаду и освятили воду. Андреева омыла суставы святой водой и смазала маслом, также освященным у иконы. Женщина окончательно исцелилась. По рассказам Натальи, в монастыре предположили, что ей явился святой Николай.
5 правил чтения молитв перед иконой Валаамской Божией Матери
Читать молитвы у иконы Божий Матери нужно правильно. Следует соблюдать 5 несложных правил:
- Читать молитвы нужно с верой в то, что просите.
- Молитва читается дома или в храме обязательно перед святым образом.
- Перед началом чтения молитв нужно зажечь лампаду или свечу.
- Молящий человек должен читать молитвы в тишине и покое, его ничего не должно отвлекать.
- После чтения молитв нужно поблагодарить Спасителя и Божию Матерь.
Празднику иконы написан специальный тропарь, глас 4:
Богоро́дице Де́во, на Твою́ ико́ну пресве́тлую взира́юще, ра́дуемся, пред не́ю бо на о́строве Валаа́ме мольбы́ усе́рдно моля́щихся исполня́ются; услы́ши, Пречи́стая, и на́с моля́щих Ти́ ся́, утверди́ на́с в ве́ре и любви́, и испроси́ ми́рови ми́р и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.
Перевод тропаря: Богородица Дева, на Твою икону пресветлую взирая, радуемся, ибо перед ней на острове Валаам исполняются мольбы усердно молящихся. Услышь, Пречистая, и нас молящихся Тебе, укрепи нас в вере и любви, и испроси мир всему миру и душам нашим великую милость.
Тропарь был написан архиепископом Павлом.
Молитва Валаамской Божией Матери:
О, Чудная и вышшая всех тварей Царице Богородице, Небеснаго Царя Христа Бога нашего Мати!
Услыши ны грешныя и недостойныя рабы Твоя, в час сей молящияся и припадающия к Тебе со воздыханием и слезами и умильно глаголющия: изведи нас от рова страстей, Владычице, избави нас от всякия скорби и печали, огради от всякия напасти и злых клевет и от неправеднаго и лютаго навета вражия.
Можеши бо, о, Благодатная Мати Божия, не точию от всякаго зла сохранити люди Твоя, но и всяким благодеянием снабдити их и спасти, разве Тебе иныя Предстательницы в бедах и обстояниих и теплыя Ходатаицы о нас грешных не имамы к Сыну Твоему, Христу Богу нашему.
Егоже умоли, Владычице, да, спасеннии Тобою, славим в будущем веце всесвятое имя Сына Твоего и Бога нашего, купно со Отцем и Святым Духом, ныне и в безконечныя веки. Аминь.
Молитва вторая Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Валаамской»:
О Пресвятая и Преблагословенная Владычице Богородице, Небесе и земли Царице, обители Валаамския Покровительнице!
Припадаем и поклоняемся Тебе пред чудотворною иконою Твоею, и яко призрела еси мйлостивно к болящей рабе Твоей и даровала еси ей исцеление, тако и ныне приими наше усердное моление, Тебе приносимое.
Спаси и сохрани, Всемилостивая, Отечество наше и вся люди православный, живущия в нем и к Тебе с любовию прибегающий, от нашествия иноплемённых, от глада и мора, и от всякаго зла, управи пути наша, да возсияют в земли Русстей правда и мир, радость и любовь, сохрани в ней до скончания века веру истинную.
Воззри мйлостивным оком Твоим на обитель Валаамскую и соверши Сама о Господе спасение всех, в вере и надежде подвизающихся в ней.
Умоли Сына Твоего и Бога нашего, да избавит всех нас от всякия беды, скорби и болезни, да наставит на исполнение заповедей Своих, от вечныя муки да избавит, и да сподобит Твоим ходатайством вселитися во обителех Небесных и славити Пресвятую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Молитва третья Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Валаамской»:
Пресвятая Госпоже, Владычице Богородице, страны нашея Заступнице, обители Валаамския красото и славо!
Взирающе на Пречистый лик Твой, в чудотворней иконе явленный, молим Тя, сохрани от всякаго зла обитель сию, юже преподобнии Сергий и Герман основаша, во братии мир огради и соблюди, осени Покровом Твоим строителей, благотворителей и благоукрасителей ея.
О, Всечестная наша Мати, Игумения всех православных обителей и иноческаго жития Покровительнице, пребуди неотступна от обители сия, сущаго достояния Твоего, и всесильными Твоими молитвами покрый и заступи нас, зде подвизающихся, от всяких бед и нужд, помози уставы преподобных отец непоколебимы сохранити, избави от падений греховных, даруй нам дух сокрушения и смирения, настави на исполнение обетов иноческих и всех заповедей Божиих.
Приими смиренное моление наше, согрей нас дыханием любве Твоея и никогда не отступай от нас, да не оскудеет вера в нас грешных, и да сподобимся внити в Царствие Небесное, в немже возвеличим Тя, Матерь нашу Всепетую, и прославим Сына Твоего и Бога нашего со Безначальным Его Отцем и Пресвятым и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Можно попросить помощи и без чтения молитв, своими простыми словами. Главное чтобы они шли от самого сердца
А также не менее важно, чтобы вы сами верили в то, что просите. И тогда Божия Матерь, видя ваши просьбы и мольбы обязательно вам поможет
Богородица Валаамская — иконография, детали, символика
Иконография Валаамской Богоматери несколько отличается от других почитаемых Ее Образов. Дева Мария изображена в полный рост, Ее босые стопы касаются облака. В различных трактовках босоногость может служить символом смирения или почитания Бога.
Интересный факт
Эта деталь, по мнению искусствоведов, является уникальной и не встречается в других иконах восточной церкви. Облако же в Библии — знак божественного присутствия.
Богомладенец, что восседает на руках Девы Марии, осеняет молящихся десницей, а в левой его руке — империя, увенчанная крестом.
Такой образ Богоматери восходит к византийской иконографической традиции и относится к типу «Никопея» (Победоносная).
Этот иконографический тип опирается на определенные каноны:
- наличие двух лиц — Богоматери и Сына;
- их фронтальное изображение (лицом к молящимся);
- немолебное положение рук Богоматери — они придерживают Младенца.
Еще с древних времен перед этим Образом императоры Византии возносили благодарственные молебны за дарованные победы над врагом на поле брани.
С середины IX века в византийских и русских памятниках это изображение встречается довольно часто. По некоторым источникам, в русской традиции реплики этого иконографического типа можно найти в работах киевского иконописца Алипия (XI век).
Видимо, не случайно в честь преподобного Алипия Печерского был наречен в монашестве и валаамский иеромонах (в миру Константинов), создавший Образ Валаамской Богоматери.
Интересный факт
Член императорской семьи Николай II планировал построить на острове церковь в честь чудотворной иконы Валаамской Богоматери, чтобы молиться об упокоении всех русских воинов, погибших за «Веру, Царя и Отечество». Поскольку икона тогда еще не была признана канонической, храм освятили в честь Смоленской иконы Богородицы. Валаамский образ находился в церкви до в 1940 года (момента перехода Карелии в состав СССР).
Особую смысловую нагрузку несет и цветовая палитра образа. Богородица на иконе изображена в традиционных одеждах — темно-синей тунике и красном мафории. Сочетание этих оттенков символизирует единение небесного и земного начала. Золотисто-желтый цвет хитона Богомладенца — прямое указание на Божественное его происхождение, принадлежность к Вечности. В христианской традиции это цвет света, сияния, не подразумевающий иной трактовки образа и потому являющийся своего рода «маркером» святости. Не случайно именно золотые дары преподносят волхвы новорожденному младенцу Иисусу:
«Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну». (Мф. 2:9-11)
Изображение Девы Марии в красном мафории, держащей перед собой Богомладенца в золотых одеждах рождает своего рода изобразительную аллюзию — огненный столп, в центре которого — золотое свечение.
Обретение святого образа — связано с чудесными событиями
Обретение Валаамского образа Пресвятой Богородицы связано с чудесными событиями, которые произошли примерно в конце 19 столетия.
1878
в этом году в Валаамском монастыре написанная икона Богородицы
Один монах-иконописец в 1878 году написал уникальный ростовой образ Божией Матери. В этом же году заболела одна крестьянка, которая проживала в богадельне.
Ее звали Наталья Андреевна Андреева, она мучилась около 10 лет от сильных болей в конечностях.
В 1887 году она приняла решение поехать в Валаамский монастырь, чтобы попросить помощи у мощей основателей обители. Основатели обители — святые преподобные Сергий и Герман Валаамские.
Святые преподобные Сергий и Герман — греческие священноиноки. Создатели Валаамского монастыря. День памяти 26 августа
Путь Наталии был очень тяжелый, и она сомневалась в своих силах. Но перед тем как уезжать, она увидела сон, в котором увидела женщину, стоящую с ребенком на руках.
Она сказала, что поможет Наталии, если она придет в ее дом на острове Валаам.
На стене Успенского собора Наталья увидела и узнала ту женщину, которая обещала ей помочь, это был образ Пресвятой Богородицы. Она приложилась к этому образу и покинула данную обитель. После всего этого, женщина с каждым разом стала чувствовать себя все лучше и лучше.
В знак благодарности Наталья приехала на Валаам в 1896 году. Но самого святого образа она нигде в обители так и не нашла.
Крестьянка во сне увидела Божию Матерь, которая указала ей, где находится чудотворный образ.
Ровно через год крестьянка снова приехала на остров в день поминовения ее святых основателей.
До этого ночью она снова увидела Божию Матерь, которая сказала ей о месте, в котором находится чудотворная икона.
Через три дня икону нашли именно в том месте, где и было указано Богородицею.
Перед нашедшей иконой отслужили молебен с водоосвящением. После этого события женщина исцелилась совсем от своей болезни.
В начале 20 века монахи Валаама сделали несколько списков с чудотворного образа. Копия одной из икон хранилась в часовне, которая находилась на подворье Валаамского монастыря на Васильевском острове в Санкт-Петербурге.
Затем в 30 годы почитаемый список перенесли в церковь Смоленской иконы Божией Матери. Здесь икона находилась до перенесения ее в Валаамский монастырь.
После чудотворный образ поместили в церкви Сергия и Германа. Очень много чудес происходило, все они были зафиксированы в хрониках данного монастыря.
В 1914 году Валаамскую обитель посетил один великий князь Николай Николаевич. Именно для него был выполнен список иконы Валаамской Божией Матери и копию сказания и ее обретения.
Существуют некоторые сведения, что данная реликвия вообще хранится у потомков дома Романовых.
В начале 40 года монашеская братия стала опасаться преследования советской власти, ими было принято решение переселиться в Финляндию.
14 июля
день празднования иконы Валаамской Божией Матери
Там они основали монастырь Новый Валаам, где сейчас и находится икона.
День празднования иконы Валаамской Божией Матери 14 июля.
Очень интересное видео, которое показывали по новостям канала «Спас», в котором рассказывается о том, как одна женщина нашла на своем чердаке старинную икону Валаамской Божией Матери. На тот момент икона была почти не читаема.
Женщина отнесла ее в храм, после чего спустя некоторое время изображение на иконе стало заметно появляться.
Видео: Чудотворная икона Божией Матери «Валаамская»
Богословское значение Валаамского образа Девы Марии
Некоторые искусствоведы причисляют Валаамский образ к богородичному иконографическому типу «Одигитрия». Они отмечают торжественное, царственное положение Пречистой со Христом на руках. Другие же исследователи рассматривают икону как самостоятельную, с влиянием типов «Никопея» (Победительница) и «Великая Панагия» (Всесвятая). Последний изображает Деву Марию в полный рост, со Христом в круге на Её груди. В «Никопее» же Богоматерь держит Иисуса перед собой. Символ владычества в руках Богомладенца отсылает к известному западному образу Христа «Спаситель мира».
Золотой фон с изображением лилий (символ чистоты) подчёркивает неземное естество пространства. Жесты Матери и Сына вписываются в круг – символ вечности. Композиция родственна с византийскими священными образами, передающими духовную составляющую бытия Девы Марии и Её Сына. В этом состоит отличие Валаамской иконы от других образцов церковной живописи 19 века, которые часто опирались на более приземлённый западноевропейский стиль. Изображение Богородицы с босыми ногами является чрезвычайно редким для православной иконографии.
Как правильно молиться перед иконой «Валаамская» Пресвятая Богородица
Правила молитвы чудодейственной Богородице мало чем отличаются от общих православных установлений.
Чтобы достичь желаемого молитвой, придерживайтесь следующих правил:
- У Валаамской иконы стойте с открытым сердцем, не лукавьте.
- Молитва должна быть чистой, думайте о Богородице, а не о суетных вещах.
- Перед иконами церковь рекомендует ставить свечи, это понравится владычице.
- Учтите, что небесное заступничество вам никто не гарантирует, проявляйте терпение.
- Не забывайте просить Богородицу о помощи в преодолении пагубных страстей.
- Если вы просите Божью Матерь об исцелении близкого человека, вероятность выздоровления повышается.
- Перед тем, как посетить Валаамские земли, исповедуйтесь.
- Не забывайте просить Бога нашего об исцелении всё оставшееся время.
- Богородица Валаамская помогает лишь истинно верующим — тем, кто уже принял Иисуса в своё сердце.
- Перед любыми иконами нужно креститься, обеспечивая должный уровень почтения.
История появления и обретения
В 19-м веке в Петербурге жила крестьянка Наталья Андреева. Женщина страдала от ревматизма. Доктора советовали ей отправиться на лечение к минеральным источникам. Но у крестьянки не было денег, а болезнь все сильнее сковывала ее. Однажды женщине явилась во сне Богородица и велела найти икону в монастыре на острове Валаам, что на Ладожском озере. Дева Мария обещала, что как только крестьянка помолится перед образом, недуг отпустит.
Первое обретение
Андреева собралась с силами и отправилась на Ладогу. Чтобы добраться до монастыря, пришлось потратить последние средства. Женщина приехала в торжественный день. В обители начинали строить новый храм. В присутствии монаршей семьи закладывали алтарь.
Крестьянка молилась у раки с мощами монахов-основателей монастыря. Уже перед ее отъездом икона нашлась в Успенском храме. Богородица предстала перед женщиной так же, как в ночном видении, — выплывающей из золотой дымки, с Предвечным Младенцем. Наталья спешила на паром, поэтому быстро помолилась и уехала. Но дома она почувствовала, что боли утихли.
До явления Богородицы Андреева еле передвигалась, опираясь на палку. Вернувшись из путешествия, женщина стала ходить свободно, без опоры, но не выздоровела полностью. Приступы ревматизма все еще беспокоили.
Через некоторое время крестьянка опять поехала помолиться чудотворной иконе, но образ исчез. Андреева указала на пустое место ризничему. Тот предположил, что икону перевезли в петербургскую часовню. Но в Петербурге не получали святынь из ладожского монастыря.
Второе обретение
В третий раз крестьянка приехала на берег озера через год, на празднование дня памяти основателей преподобных Сергия и Германа. Она вновь спрашивала о чудотворной иконе Богородицы, но ее так и не нашли. Расстроенная паломница горячо молилась у мощей, чтобы святые монахи помогли найти пропажу. И ночью она увидела сон о потерянной иконе.
Наталье приснилась старая Никольская церковь. Внутри ей встретился старец и спросил, почему она печальна. Андреева сказала ему, что ищет икону Царицы Небесной, но даже ризничий в неведении и растерянности.
Старец ответил, что икона находится в храме, а у ризничего плохо с памятью. За оживленным разговором он подвел женщину к неприметной двери. Отворив ее, незнакомец указал на икону. Образ лежал среди предметов церковного обихода.
Прошло еще три дня. Снова Наталье приснился чудесный сон, будто она в храме, и рядом — два святых старца. И тут к ним подходит третий юный инок в сопровождении ризничего. Гости принесли потерянную икону. Женщина во сне упала перед Богородицей. Утром женщина пошла в церковь и узнала, что образ нашли. Он действительно лежал среди утвари, в месте, показанном незнакомым старцем.
Перед иконой зажгли неугасимую лампаду и освятили воду. Андреева омыла суставы святой водой и смазала маслом, также освященным у иконы. Женщина окончательно исцелилась. По рассказам Натальи, в монастыре предположили, что ей явился святой Николай.
Икос 12
Поюще Тя, Преблагословенная, преклоняем
колена пред чудотворным Твоим образом Валаамским и
молящеся пред ним веруем и исповедуем, яко Ты еси
воистину Державная Владычице страны нашея и Заступница
Усердная рода христианскаго. Темже молим Тя, подаждь
державе Российстей мир, тишину, благоустроение, и не
остави возлюбленную Тобою землю Русскую и народ ея, во
умилении сердец приносящий Ти похвалы сия:
Радуйся, икону Твою Валаамскую
всецерковно прославившая.
Радуйся, новое знамение благодати в
Церкви Православней тем показавшая.
Радуйся, яко от списков иконы Твоея
знамения и чудеса совершаются.
Радуйся, яко сердца благочестивых людей
радостию исполняются.
Радуйся, страны Российския несокрушимое
Ограждение.
Радуйся, нынешняго скорбнаго века
Утешение.
Радуйся, святых печальников земли
Российския возрастившая.
Радуйся, изнемогающих под тяжестию
креста укрепляющая.
Радуйся, страх и уныние прогоняющая.
Радуйся, скорбь нашу в радость
претворяющая.
Радуйся, стояти за веру Православную нас
научающая.
Радуйся, двери райския верным
отверзающая.
Радуйся, Владычице, обители Валаамския и
страны нашея дивная Заступнице.
Икона Божией Матери, именуемая «Похвала Богоматери»
(в субботу пятой седмицы Великого поста)
Пред иконой Пресвятой Богородицы «Похвала Богоматери» читаются благодарственные молитвы за благодеяния Пресвятой Богородицы, а также молятся о разрешении тяжелых семейных проблем и об исцелении недугов.
Молитва ко Пресвятой Богородице пред Ее иконою, именуемою «Похвала Богоматери»
Тропарь, глас 8 Повеленное тайно прием в разуме, в крове Иосифове, тщанием предста безплотный, глаголя Неискусобрачней: Приклонивый схождением Небеса вмещается неизменно весь в Тя, Егоже и видя в ложеснах Твоих, приемша рабий зрак, ужасаюся звати Тебе: радуйся, Невесто Неневестная. Кондак, глас тойже Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти, раби Твои, Богородице, но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.
Величание Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим образ Твой святый, имже болезни наша врачуеши и души наша к Богу возводиши.