Богоявленско-анастаcиин монастырь

Как добраться

Адрес Богоявленско-Анастасииной обители: г. Кострома, ул. Симановского, д. 26.

Доехать сюда можно несколькими способами:

  • на своем авто из Москвы можно добраться за 4-5 часов по Ярославскому шоссе и трассе М8. В самом городе необходимо переехать на левый берег Волги по мосту. Далее следовать по Советской улице до Сусанинской площади. От площади к монастырю ведет улица Симановского;
  • на поезде, отправляющемся с Ярославского вокзала в Москве, дорога займет чуть больше — до 6 часов;
  • с центрального автовокзала возле станции метро «Щелковская» отправляются рейсовые автобусы. Количество рейсов — 7 в день.

Кострома — город сравнительно небольшой, поэтому добраться до места назначения не составит особого труда. До обители следуют автобусы № 1 и 2. Есть и троллейбусы — № 2 и 7.

Связаться с монастырем можно по телефону и электронной почте:

Телефон: (4942) 31-34-86, 31-47-07

Электронная почта: is-ke@yandex.ru

В настоящее время настоятельницей женской обители в Костроме является игумения Иннокентия Травина.

Богоявленско-Анастасиин женский монастырь — это православный духовный центр города со многими почитаемыми святынями и особой атмосферой. Сюда приезжают тысячи паломников, чтобы приложиться к чудотворным иконам и святым мощам.

https://youtube.com/watch?v=cNgwbE9u7Ss

Богоявленско-Анастасиин монастырь в Костроме

Комплекс Богоявленско-Анастасиина монастыря

Обитель относится к Костромской епархии РПЦ. В ее границах находятся храмы, две гостиницы для паломников и иногородних священнослужителей, духовная семинария, настоятельский корпус с трапезной и епархиальными службами, сиротский приют для девочек и богадельня.

Настоятельский корпус, Slav Yakounin

В плане территория монастыря имеет ломаную трапециевидную форму, а по периметру она окружена каменным и частично деревянным забором, а также строениями, выходящими на красную линию. Въездные ворота расположены на Пятницкой улице и у колокольни, а вход в кафедральный собор и Смоленскую церковь — со стороны улицы Симановского.

Богоявленско-Анастасиин кафедральный собор

Храм является главным в Костромской епархии и самым древним из сохранившихся церковных строений обители. Он был возведен в 1559–65 гг. и предположительно расписан мастерами артели Гурия Никитина в середине XVII в. Их работа не сохранилась, но после возвращения в 1990 г. монастырских зданий в лоно Русской православной церкви стены и потолочные своды храма были украшены полихромными фресками.

Росписи сводов собора, pavlovamarina1

В 1864 г. древнее здание расширили, пристроив к нему церквушку пониже. Изначально она была выполнена из красного кирпича и ярко выделялась на фоне элегантного белого собора. В подклете в 1867 г. устроили храм преподобных Сергия Радонежского и его ученика Никиты Костромского. В потаенном месте здесь почивают святые мощи Никиты Костромского, основателя Богоявленского монастыря в Костроме, почитаемого в лике святых.

Богоявленско-Анастасиин собор получил статус кафедрального в августе 1991 года.

Смоленская церковь

Часовню возвели в 1824–25 гг. на основе располагавшейся здесь угловой юго-западной башни. В тот период настоятелем Богоявленского монастыря был алтайский миссионер, преподобный Макарий, а деньги на строительство выделил костромич Ф. Обрядчиков. Церковь освятили во имя чудотворной иконы Смоленской Божией Матери. Ее список в виде фрески был создан на стене юго-западной башни монастырской стены в 1672 г. иконописцами артели Гурия Никитина.

Смоленская часовня-церковь, Эдуард Скворцов

Во время сильнейшего пожара 1779 г., полностью уничтожившего обитель, образ Богородицы остался невредимым. Икона-фреска не пострадала и в 1847 г., когда выгорело две трети Костромы. В те дни верующие массово шли к Смоленской часовне просить Богородицу о защите, и пламя отступило. В знак благодарности настенную икону украсили позолоченной серебряной ризой, снятой и конфискованной в 1920-е местными властями.

Сохранившаяся при пожарах фреска Смоленской Божией Матери чуть было не исчезла в «безбожные» годы. К 1990-му от нее остались одни контуры, но реставраторам древнее изображение удалось восстановить. В 2004-м спасенную икону украсили новой драгоценной ризой.

Образ Смоленской Богоматери помогает уберечься от болезней и неприятностей в пути, защитить дом от недоброжелателей и врагов.

Колокольня

Квадратная проездная башня на западной стороне монастырской ограды была надстроена восьмигранным ярусом, накрыта шатром и превращена в колокольню. Под ней проходили Святые врата, через которые сегодня можно попасть в каменную галерею, сооруженную в процессе восстановления монастыря в XIX в. Она открывает прямой путь в кафедральный собор с улицы и ограничивает доступ в обитель посторонних лиц.

Колокольня и вход в собор, Lion10~commonswiki

Памятник Феодору Стратилату

Статуя великомученика в кольчуге, со щитом, мечом и иконой в руках была установлена в монастырском дворе в 2002 г. Феодор Стратилат считается покровителем Костромы и христианского воинства, а также имеет косвенное отношение к главной святыне Богоявленско-Анастасииной женской обители — древней Феодоровской иконе Богоматери.

Статуя Феодора Стратилата в монастырском дворе, Костромская митрополия Вконтакте

Основание монастыря

Точная дата основания обители неизвестна и существует несколько вариантов относительно этого события:

  • Согласно самой распространенной версии, Ипатьевский монастырь был основан в 1330 году татарским мурзой Четом, сбежавшим из Золотой Орды в Москву, принявшим христианство и перешедшим на службу к князю Ивану Калите. Чет плыл по Волге и тяжело заболел. Согласно преданию, в том месте, где река Кострома впадала в Волгу, он остановился на стоянку и к нему пришло видение Божьей Матери, пообещавшей его вылечить. В благодарность за исцеление на этом месте им и была основана обитель, в которой он построил Троицкий храм с приделом во имя священномученика Ипатия и апостола Филиппа и храм во имя Рождества Богородицы. В дореволюционное время это была общепринятая версия и никем не ставилась под сомнение
  • По другой версии, обитель была основана в 1275 году князем Василием Ярославичем, братом Александра Невского. Он очень любил Кострому и даже когда стал великим князем владимирским, предпочитал жить в этом городе
  • По мнению костромского исследователя, историка и краеведа Николая Зонтикова, монастырь был основан в первой половине XIII века новгородцами, пришедшими на Верхнюю Волгу по реке Костроме. Обитель была освящена в честь покровителя новгородских посадников — священномученика Ипатия, епископа Гангрского. Мурза Чет был крупным жертвователем и покровителем монастыря. Позже обитель получила свое второе посвящение — во имя Святой Живоначальной Троицы, но в русской истории сохранилось её первое название — Ипатьевский монастырь.

В течение трех веков обитель не выделялась среди других, но во второй половине XVI века знатные боярские семьи Годуновых и Захарьиных, Вельяминовых и Сабуровых приближаются к царскому престолу. Все они считали Чета своим родоначальником и поэтому делают щедрые пожертвования обители.

История обители

Это один из монастырей, которые основывались по всей России многочисленными учениками Сергия Радонежского. Этот был основан преподобным Никитой Костромским. Никита был из знатного рода, и родственником самого Сергия. Он долгое время был игуменом Высоцкого монастыря в Серпухове, потом жил в Высоко-Петровском монастыре в Боровске (где наставлял юного Пафнутия Боровского), а потом удалился под Кострому для основания своей собственной обители по благословению св. Сергия.

Датой основания монастыря считается 1426 год. Поначалу он был деревянным, а в 1559 году деревянный Богоявленский собор меняют на каменный. Считается, что это вообще была самая первая каменная церковь Костромы. Монастырь находился под покровительством удельных князей Старицких и этот период его истории связан именно с ними. Каменный собор был построен на деньги последнего русского удельного князя — Владимира Старицкого. Он был двоюродным братом Ивана Грозного, служил ему, участвовал в военных походах. Но в итоге все-таки попал в опалу, а потом был казнен вместе со всей семьей — Грозный не мог терпеть и тени другого претендента на престол. Считается, что поводом для оговора послужила как раз торжественная встреча князя Владимира в Богоявленском монастыре. Сам монастырь после этого был разорен Иваном Грозным и большая часть братии во главе с игуменом была казнена.

Во время смутного времени деревянный монастырь был взят в 1608 году, и во время штурма погибло несколько монахов и окрестных крестьян — их имена помнят здесь и до сих пор служат по ним панихиды.

После этого в начале XVII века монастырь отстраивается. В 1618 году появляется Трехсвятительская церковь, в 1610 году — церковь Иоанна Богослова, новая трапезная, а чуть позже монастырь обносится каменными стенами с шестью башнями. К монастырю приписываются еще две женских обители, находящиеся неподалеку — Крестовоздвиженская и Анастасиина.

Перестраивается Богоявленский собор, расписывает его в конце XVII века знаменитая артель Гурия Никитина. На монастырь много жертвуют бояре Салтыковы — он является их родовой усыпальницей.

В1760 году появляется Никольская церковь — в ней захоронен генерал-майор Михаил Петрович Салтыков, начинавший службу при Меншикове и закончивший при Екатерине II. Мужской монастырь здесь хиреет, а тем временем два соседних женских — Анастасиин и Крестовоздвиженский сливаются в один.

В 1821 по 1824 год ректором Костромской семинарии и архимандритом этого монастыря был знаменитый Макарий Глухарев. Это было началом его пути. Потом он переедет в Киев, а дальше — организует Алтайскую духовную миссию и поедет проповедовать в Сибирь. Он был одним из образованнейших людей своего времени, первых переводчиков Писания на современный русский язык, общался в Сибири с декабристами и окормлял их. Макарий был канонизирован в 2000 году. В монастыре о нем напоминает построенная именно по его инициативе Смоленская церковь.

В 1847 году случается страшный пожар, и монастырь фактически оказывается уничтоженным. Братия уходит отсюда, и несколько лет все стоит в руинах, пока в 1863 году сюда не переводится женский Анастасиин монастырь. И тогда по инициативе новой игуменьи он фактически отстраивается заново.

После революции монастырь был упразднен, но собор действовал до 1924 года. Потом в нем был размещен костромской архив, потом предполагали сделать концертный зал. С 1990 года монастырь возрождается.

От всего большого комплекса монастырских построек до нашего времени дошло немногое. В значительно перестроенном виде сохранились три башни и часть стены. На месте старых стен сейчас находится сталинская застройка послевоенного времени. Была утрачена Никольская церковь XVIII века с колокольней — сейчас на этом месте стоит памятный крест.

Жизнь обители в XIX-XX веках

С 1814 года на протяжении 33 лет в обители жили и получали образование ученики Духовной семинарии, а настоятели монастыря считались ее ректорами. В эти годы стараниями архимандрита Макария (Глухарева) одну из башен монастырской ограды перестроили в красивый одноглавый храм, который посвятили Смоленской иконе Богоматери.

Осенью 1847 года насельников обители ждало непростое испытание – очередной большой пожар, который практически полностью уничтожил все монастырские постройки. Ущерб был огромен, обитель пришлось закрыть, а монахов – перевести в Богородицкий Игрицкий мужской монастырь, расположенный неподалеку от Костромы. И лишь в 1863 году, спустя 16 лет, монастырь решили восстановить, но уже как женский.

Он получил название Богоявленско-Анастасиина, а его первой настоятельницей назначили игуменью Марию (Давыдову), под руководством которой и началось восстановление уничтоженной при пожаре обители.

Церковь Смоленской иконы Богоматери. На заднем плане: слева колокольня, справа Богоявленский собор

Это непростая работа заняла около полутора десятков лет, и монастырь отстроился только к 1880-м годам. На его территории были отреставрированы старые здания и возведены новые. А обитель прославилась среди местных жителей как центр христианского служения. В начале XX века в ней работали курсы для сестер милосердия и самая первая в России больница, помогающая сельским жителям.

В 1918 году новое советское государство закрыло монастырь, а его главный храм — Богоявленский собор еще шесть лет оставался приходской церковью. В эти непростые годы священником здесь был Василий Разумов. Позже его арестовали, осудили, а в 1937 году – расстреляли.

Монастырская колокольня

В 1925 году в бывшем соборе разместили костромские областные архивы. За последующие несколько десятков лет стены обители были уничтожены, а Никольскую церковь и часовню вообще разобрали. Собор без должного ухода и ремонтных работ ветшал и разрушался. Но самый сильный урон ему был нанесен пожаром, который случился в областном архиве в 1982 году. Тогда огонь уничтожил последние фрески XVII века.

Решение о возрождении обители было принято в 1990 году, и уже на следующий год сюда приехали первые монахини из Эстонии

. Тогда же произошло освящение собора, и ему в епархии был придан статус кафедрального. Чуть позже в этот храм перенесли одну из главных православных святынь – иконописный образ Федоровской Божией Матери, считающийся родовой святыней царской династии Романовых. А в начале 2000-х годов на монастырской территории установили памятник покровителю города Кострома – Федору Стратилату.

Монастырские ворота

6. Село Холм Галичского района. Церковь Собора Пресвятыя Богородицы.

Деревянный крест со сделанной чернилами надписью (21).

1500 или 1552 г.

«Построена бысть и освещена церковь Божий во имя собора Пресвятыя Богородицы на память святых мученик Карпа и Попилы месяца Октября 13 число лето

«.

В правильности чтения даты полной уверенности нет, так как ее издатель, И.К. Херсонский, отмечал, что в церковной описи 1897 г. год строительства был прочитан как

. Впрочем, второе прочтение могло быть вызвано сильным разрушением буквы «

«, сделавшим ее похожей на «

» <*> .

Надпись, по-видимому, утрачена, но, возможно, речь идет о так называемом воздвизальном кресте, на котором отмечалась дата освящения церкви и который находился в алтаре за престолом.

<*> 1500 год от Рождества Христова соответствует 7008 году от сотворения мира. Правильное начертание церковнославянским полууставом этой даты:(тысяча, Земля, Иже под титлом)

1552 год от Рождества Христова соответствует 7060 году от сотворения мира. Эта дата полууставом изображается так:

(тысяча, Земля, Кси под титлом)

— тысяча, Земля, Фита (как в тексте автора) соответствует 7009 году от сотворения мира или 1501 году от Рождества Христова. (Прим. ред.)

История обители в XV-XVIII веках

Самый первый монастырь на окраине Костромы был мужским. Его создал один из учеников Сергея Радонежского и его родственник Никита, который, уже будучи старцем, пришел на костромскую землю из Боровска. Произошло это в 1426 году. Точная дата смерти этого христианского подвижника не сохранилась, но известно, что погребли уважаемого Никиту Костромского в самом первом соборе созданной им обители.

Богоявленский собор с золотыми куполами

Поначалу все постройки в монастыре делали из дерева, и мощные монастырские стены защищали Кострому от набегов неприятелей. Только в 1559 году братия собрала нужные средства и получила от Московского митрополита Макария разрешение возвести первый каменный храм. Пятиглавый Богоявленский сбор строили под руководством игумена Исайи (Шапошникова) шесть лет и освятили в 1565 году. Его главным жертвователем стал двоюродный брат российского царя Иоанна IV, предпоследний удельный русский князь — Владимир Старицкий.

Спустя 4 года Старицкий с войском отправился на защиту Астрахани и по пути заехал в костромскую обитель. Монахи и настоятель оказали родственнику государя теплый прием, который, однако, стал поводом для придворной интриги. Окружение царя оговорило Старицкого, и по приказу Иоанна Грозного его убили в том же году в Александровской слободе. Монастырь тоже оказался в страшной опале. В 1570 году большую часть насельников и игумена Исайю казнили, похоронив последнего в подклете каменного собора на монастырской территории.

Однако время шло, и, несмотря на непростые испытания, монастырь рос и влияние его усиливалось. Поэтому в XVI веке к мужской обители приписали две женских – Крестовоздвиженскую и Анастасиину, названную в честь основательницы — дочери Дмитрия Донского.

Богоявленский собор с золотыми куполами, Богоявленско Анастасиин Кафердральный Собор с тёмными куполами

Начало XVII века обернулось для Руси очень трудным и разорительным Смутным временем. В последние дни 1608 года войска Лжедмитрия II, руководимые Александром Лисовским, вошли в город, прорвали оборону и заняли монастырь. За то, что монахи и монастырские крестьяне оказались верны присяге, данной русскому царю Василию IV, их убили, а саму обитель разграбили. Имена погибших насельников и костромичей и сегодня почитаются прихожанами.

Позже, когда беды миновали, по всему городу началось большое строительство. Появились два новых монастырских храма и придел к Богоявленскому собору, построили звонницу и каменную монастырскую ограду с башнями, которая сделала обитель настоящей крепостью.

В 60-70-е годы XVII века артель изографов, под началом знаменитых иконописцев Силы Савина и Гурия Никитина, украсила главный монастырский храм фресками. Но, к сожалению, эти настенные росписи не сохранились. Тогда же на юго-западной башне каменной монастырской стены была создана знаменитая икона-фреска с ликом Богоматери.

В начале следующего, XVIII века прошла целая череда петровских преобразований, и темп монастырской жизни замедлился. Денег на строительство новых зданий не было, и число монахов уменьшилось. Лишь только в 1752-1760 гг. на средства Е.М. Салтыковой здесь построили новый одноглавый Никольский («Салтыковский») храм. Так скорбящая вдова пожелала увековечить могилу мужа — генерал-майора М.П. Салтыкова.

Церковь Смоленской иконы Богоматери. На заднем плане: слева колокольня, справа Богоявленский собор

С 1779 года началось всенародное почитание иконы-фрески Богоматери. Причиной этого послужил большой пожар, охвативший весь город и нанесший немалый ущерб обители. Многие постройки тогда сгорели в огне, но Смоленская икона-фреска совершенно не пострадала. С этого времени жители Костромы уверовали в ее чудодейственные свойства.

Это интересно: Богородице-Рождественский монастырь во Владимире

История

Храмы монастыря Костромы стали одними из первых каменных храмов Костромы: новый Богоявленский собор был освящён в 1565 г. В 1569 г. Иоанн Грозный перебил братию монастыря во главе с игуменом за то, что они радушно встретили проезжего князя Старицкого Владимира Андреевича, не ведая, что тому суждено попасть в царскую немилость.

В 1608 г. за стенами монастыря мужественно отбивались монахи вместе с горожанами и монастырскими крестьянами. Осада длилась больше полумесяца. Поляки убили 38 крестьян. 11 монахов заперлись в монастыре, желая скорее умереть, чем сдаться врагу. Память преподобных Трифиллия, Макария, Савватия, Финогена, Варлаама, Дионисия, Иова, Кирилла, Максима, Иоасафа, Гурия, убитых поляками, празднуется 15 (29) сентября, в один день с памятью прп. Никиты.

В 1612 г. в Богоявленском монастыре молились князь Димитрий Пожарский и воины русского ополчения, шедшие из Нижнего Новгорода освобождать Москву.

Богоявленский Анастасиев монастырь в Костроме, после 1865 г

С XVII в. обители помогал боярский род Салтыковых, которые устроили в монастыре фамильный некрополь. Во многом благодаря им в 1610 г. освятили новую каменную церковь Иоанна Богослова, около 1618 г. – Трёхсвятительскую церковь, к Богоявленскому собору пристроили Никольский храм, в 1620-е гг. возвели звонницу. В 1642-1648 гг. деревянная стена была заменена каменной.

В результате петровских и екатерининских реформ монастырь пришёл в упадок. В 1814 г., когда в стенах обители была открыта духовная семинария, в монастыре осталось лишь около десятка монахов. Тогда как в семинарии училось 500-600 человек. Одним из ректоров семинарии был прп. Макарий (Глухарёв), будущий просветитель Алтая. Благодаря ему в 1824-1825 гг. юго-западная башня монастыря с написанной на ней в 1672 г. надвратной чудотворной Смоленской иконой Божией Матери была перестроена в Смоленскую церковь.

Во время пожара 1847 г. народ со слезами молился в монастыре перед Смоленской иконой Божией Матери о спасении города. Но город сгорел. Смоленский храм остался едва ли не единственной постройкой монастыря, которая почти не пострадала.

Монастырь Костромы закрыли. Были разрушены временем и разобраны людьми несколько башен и храмов (из башен сохранилась лишь одна, перестроенная в колокольню), намеревались разобрать и Богоявленский собор. Слава Богу, в 1863 г. было принято решение присоединить остатки обители к соседнему Анастасииному Крестовоздвиженскому женскому монастырю, основанному около 1400 г., возможно, дочерью Димитрия Донского Анастасией. (Имя Анастасия в названии монастыря принадлежит преподобномученице Анастасии Римляныне.)

Звонница в обители, переделанная из башни (1860)

Так образовался новый, Богоявленско-Анастасиин монастырь. Его игумении Марии (Давыдовой) и сёстрам обители предстоял тяжёлый труд по восстановлению. Средства собирали не только в Костромской губернии, но и далеко за её пределами. К 1869 г. к Богоявленскому собору был пристроен «новый собор» из красного кирпича. Старый собор теперь находится в алтарной части, а весь собор носит имя Богоявленско-Анастасииного. Отремонтировали и Никольскую церковь.

Игумения Мария открыла в монастыре благотворительные заведения: училище для бедных девиц, первую в России лечебницу для селян и фельдшерские курсы. Во время русско-турецкой войны действовал лазарет для раненых воинов. Возобновили лазарет в Первую мировую (1914).

Посещая Кострому, Романовы не обходили своим вниманием и Богоявленско-Анастасиин монастырь. В 1619 г

здесь побывал Михаил Романов. Были Александр III и Николай II. Дважды посетил обитель святой праведный Иоанн Кронштадтский. В 1902 г., отслужив литургию в соборе, он сказал: «Много я ездил по святой Руси, но такого прекрасного, такого благолепного храма не видел».

В 1919 г. большевики закрыли обитель и устроили в ней рабочий посёлок «Безбожник». Закрыть тогда же Богоявленский собор они не смогли из-за протестов народа. С 1918 по 1922 г. здесь служил протодиаконом священномученик Василий Разумов, расстрелянный в 1937 г.

Собор был закрыт в 1925 г. и отдан под архив. К 1928 г. разобрали на кирпич большинство стен и башен монастыря. Газета писала о благодарности людей за разрушение монастыря: «Пожилая женщина развешивает бельё по протянутой верёвке:

– Ишь, без стены-то и сохнет скорее. Просторно стало и светло».

В 1936 г. разрушили Никольскую церковь, кладбище, засыпали пруд. В 1982 г. государственный архив, расположенный здесь, сгорел вместе с собором.

Церковь Воскресения Христова на Дебре

Этот древний памятник архитектуры и красивейший храм Костромы был воздвигнут в XVII веке. Но еще раньше, в XIII веке, здесь стояла церковь Воскресения Христова.

Каменный Храм Воскресения строился на деньги богатого купца Кирилла Исакова.

В дальнейшем церковь много раз перестраивалась, но сохранила первоначальный вид и необыкновенную красоту архитектуры.

После революции храм оставался действующим до наступления 30-х годов. После закрытия в нем разместили зернохранилище.

После войны отношение к церкви стало другим, и в храме возобновились службы. В 60-е годы это был уже кафедральный собор.

Сегодня в Костроме Храм Воскресения привлекает к себе паломников и туристов, в нем хранятся святыни и частицы мощей святых – Ильи Муромца, Дамиана Целебника и других.

Службы совершаются каждый день.

  • В будние дни Литургия начинается в 8:30, вечерняя служба в будние и праздничные дни начинается в 17:00.
  • В праздничные дни Литургия ранняя — в 7:00, поздняя — в 9:00.

1. Кострома. Богоявленский монастырь. Собор Богоявления.

Белокаменная плита «квадратной формы» на западной наружной стене слева от входных дверей. (9)

1564/1565 г.

«В дни благочестиваго и Боговенчаннаго Царя и Великаго Князя Ивана Васильевича всея Руси по благословению Макария митрополита всея Руси и во дни царевичей Ивана и Феодора лета 7067 месяца априлия в 23 день заложена бысть сия церковь святаго Богоявления игуменом Исаиею яже о Христе с братьею. Тогожь лета месяца июня в 8 день был в монастыре архиепископ Никандр Ростовский и Ярославский. Совершена бысть сия церковь лета 7073-го при игумене Исаие».

по] и по — Церкви… лета] в лето — Церкви… априлия] апрелия — И. Баженов, апреля —Церкви… яже] еже — Церкви… братьею] братиею — Церкви… тогожь лета… Ярославский] у И. Баженова нет. тогожь] того же — Церкви… месяца] а месяца — Церкви… совершена] и совершена —Церкви… 7073—го] 7073 — Исторические… 7073 года — Церкви… Исаии] Исаие —Церкви…

В настоящее время Богоявленская церковь превращена в алтарь, и доступа к плите нет.

По датирующей формуле («В дни благочестиваго и Боговенчаннаго Царя и Великаго Князя Ивана Васильевича всея Руси по благословению Макария митрополита всея Руси и во дни царе-вичей Ивана и Феодора лета 7067») надпись очень близка надписи о строительстве Среднего Золотого дворца в Московском Кремле

(10)

(«в лето 7069 августа повелением благочестиваго и христолюбиваго Царя и Великаго Князя Иоанна Васильевича всея России, Владимерскаго, Московскаго, Ноугородскаго, царя Казанскаго и царя Астраханскаго, гдря Псковскаго и великаго князя Тверскаго, Югорскаго, Пермскаго, Вяцкаго, Болгарскаго и иных, г(осу)д(а)ря земли Ливонския, града Юрьева и иных, и при благородных чадех, Царевиче Иване и Царевиче Феодоре Иоанновиче всея России самодержце»), но в костромской употреблен так называемый «малый титул». И это вполне объяснимо тем, что московская надпись, в отличие от костромской, была парадной, рассчитанной, в том числе и на восприятие иностранцами. Так что «большой титул» был в ней более чем уместен.

В этом отношении данная надпись весьма близка строительной надписи из Борисоглебского собора в Старице, сооруженного в 7068/1560 г., в которой также говорилось, что собор строился «при державе» Ивана Грозного, но не говорилось, по чьему повелению было предпринято строительство

(11)

. Любопытный штрих к отношениям эпохи. Среди вкладчиков, пожертвовавших средства на строительство Богоявленской церкви и литье колоколов, источники называют инока Германа Жердина (сумма вклада 50 руб.), Лаврентия Пчелку (80 руб.) и князя Владимира Анд-реевича Старицкого (50 руб.)

(12).

Упадок монастыря при Петре Первом

Приход к власти Петра Первого, внука Михаила Романова, стал разрушительным для обители. В годы его правления с монастырской звонницы часть колоколов снимается и переплавляется для военных нужд. Для Петра насущные интересы государства были превыше всего.

Многие царские указы способствовали тому, что обитель пришла в упадок. Когда в 1721 году в Ипатьевский монастырь был назначен новый архимандрит Гавриил, он признал, что большинство строений находится в ветхом состоянии.

Впервые обитель стала местом заточения: за крепостные стены попали греческие монахи-просветители Иоанникий и Софроний Лихуды, приглашенные ранее из Греции для перевода богослужебных книг.

Повествование о Чудотворной Феодоровской Иконе

Благодать Божией Матери ныне привлекает всех силой Своей Чудотворной Феодоровской Иконы в Богоявленско-Анастаси́ин женский монастырь, где люди радостным взором видят эту Великую Святыню.
Чудотворная Феодоровская Икона, по преданию, написана Святым Апостолом и Евангелистом Лукой1). С древних времен Икона почиталась как Чудотворная и была сходна по иконописанию с Владимирской Иконой Божией Матери.
В описании старинной Нижегородской летописи свидетельствуется о том, что основатель города Городца Нижегородской губернии, князь Георгий Владимирович Долгорукий, желая перенести древнюю Икону из часовни в городскую только что построенную церковь Архангела Михаила, вместе с духовенством во время молебного пения не смогли поднять Икону, удерживаемую сверхъестественной силой на своем месте.
Такое чудесное событие Князь принял как указание Божие построить на этом месте монастырь. Основание в Городце стариннейшей обители во имя Феодоровской Иконы Божией Матери последовало в 1154 году, а Образ, укрепленный в алтаре за Святым Престолом, продолжал источать великие чудеса. Слух об этом распространялся по всем селениям.
В 1238 году город Городец был захвачен войсками Батыя и разорен до основания. Не словами, а слезами летописцы описывали это небывалое нашествие. Городской вал не мог сдержать стремительного натиска варваров. Немногие из уцелевших  жителей  Городца  спаслись в лесах, и только после ухода татар, собрались на пепелище, на котором они не нашли своего древнего сокровища – Святой Иконы. Но по Всемогущей Воле Господней Икона оказалась невредимой.

По преданию, этот Образ был впоследствии «молельным образом» у Великого Князя Александра Невского, который благодаря своим горячим молитвам перед ним одерживал многочисленные победы: особенно Невскую (15 июля 1240 г.) и Чудскую (5 апреля 1242 г.).
Русская история переживала тогда опасные и тяжелые времена, множество различных перемен, ордынскую месть и кончину славного и Великого Князя Александра Невского (14 ноября 1263 г.), а также и многочисленные волнения на Руси, вызвавшие безотрадную тревогу – вновь утрату Чудотворной Феодоровской Иконы. Но Господь и здесь явил Чудо.
Следующий период истории нахождения Феодоровского Образа связан с младшим братом Святого Князя Александра Невского – Василием Ярославичем2), прибывшим по своем совершеннолетии в Кострому на княжение3).
16 августа (29 августа) 1264 года, 23-летний молодой князь решил поехать на охоту. Это было на второй день Успения Пресвятой Богородицы. Охота за пробежавшим зверем завела его незаметным образом в неприступную чащу. Здесь, остановив коня, князь осмотрелся и вдруг с изумлением увидел на дереве Икону Богоматери. С благоговейным трепетом, преклонив колена, Князь стал молиться. С молебным пением прибывшие духовенство и народ с крестным ходом приняли Икону и перенесли Святыню в Соборный храм.
Слух о явлении Чудотворной Иконы разнёсся по всем окрестностям Костромской земли. Между тем костромичи объявили  князю  Василию,  что  накануне, в самый день праздника
Успения Пресвятой Богородицы они видели воина в древней воинской одежде, проносившего по городу эту Икону. В этом воине они узнали по изображению на Иконе Святого Феодора Стратилата, а сама Икона Божией Матери оказалась именно той Явленной Чудотворной Феодоровской Иконой, бывшей ранее в Городецком монастыре, о чем засвидетельствовали прибывшие Нижегородские купцы.
Таким знаменательным событием Пресвятая Дева Мария явила Свою Милость нашему древнему городу.
В 1613 году Феодоровская Икона прославилась как Усмирительница встревоженной России и Великая Помощница на избрании Первому Русскому Царю Михаилу Феодоровичу Романову.
Ныне Феодоровская Чудотворная Икона Божией Матери уже более 30 лет пребывает в нашем Богоявленско-Анастаси́ином женском монастыре. К Чудотворному Образу ежедневно приходит множество людей – ищущих, надеющихся, кающихся и просящих Материнской защиты, исцеления и благодатной помощи Царицы Небесной.
Да хранит Божия Матерь всех нас в здравии, благополучии, в мире и благоденствии.

Игумения Инокентия (Травина) 12 марта 2021 г. Кострома Богоявленско-Анастасиин Монастырь

1) Древние источники и современная книга: «Александр Невский и древний Городецкий Феодоровский монастырь», 2009 г., Нижний Новгород, стр. 145.
Минея август, 2011 г., стр. 177.2) Родился в 1241 г.3) Удел в Кострому был утвержден в 1246 г. после смерти его отца – Великого Князя Владимирского – Ярослава Всеволодовича.

Как добраться, где находится

Расписание богослужений:

  • 7:30 — Полунощница, Часы, Божественная Литургия;
  • 17:00 — Вечерня и Утреня

Адрес монастыря: город Кострома, Богоявленская улица (или ул. Симановского), дом 26. По городу можно проехать на автобусе 2 до остановки «Кафедральный собор», а можно и на троллейбусе 2 или 7 до остановки с названием «Улица Пятницкая».

Координаты: 57.77295, 40.92429.

Вы можете найти все достопримечательности Костромы на карте города (ее можно увеличить, нажав на «+», чтобы лучше рассмотреть территорию).

Для спокойного путешествия мы решили остановиться на 3 дня в Костроме в квартире, которую забронировали на сайте посуточного жилья и остались очень довольны как хозяйкой, так и квартирой! Можно присмотреть гостиницу или апартаменты, используя, например, сервис Booking. Вариантов проживания в Костроме — множество!

Наша поездка в Богоявленский монастырь Костромы состоялась 17 июля 2021 года. Мы заехали сюда после прогулки в музее деревянного зодчества под открытым небом, который именуется Костромская Слобода.

Завтра утром мы планируем заехать в усадьбу Следово, которая находится недалеко от Костромы. А вы готовы продолжить прогулку вместе с нами? Тогда Вперед!

Другие достопримечательности Костромской области, где мне удалось побывать, есть на этой карте.

7. Село Ликурга Буйского района. Троицкая церковь.

Клеймо в цоколе в правой части иконостаса (22).

1685 г. 20 мая.

«Благословением и благодатию Творца всех Бога создася сей св. храм во имя славы Святыя, Единосущныя, Животворящия и Нераздельныя Троицы, Отца и Сына и Св. Духа при державе благочестивейших Государей Царей и Великих Князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича, всея России Самодержцев и при святейшем Патриархе Иоакиме желанием и прошением у Зиждителя Творца всех Бога стольника Семена Васильевича Готовцева в молитву и моление и воспоминание своих родителей в лето от создания мiра 7193, а от Рождества Бога Слова 1685 и освящена мая в 20 день».

благодатию] благостью — Г.К. Лукомский. во имя славы] во славу — Г.К. Лукомский. Готовцева] Ростовцева — Г.К. Лукомский.

Важным дополнением к строительной надписи является напрестольный деревянный крест, обложенный серебром, который был вложен в церковь храмоздателем. Он имел следующую надпись: «Лета 7192 г. положил сей крест в церковь каменную во имя Св. Троицы стольник Семен Васильев Готовцев, что построил тое церковь он же Семен по обещанию своему в Галичском уезде в Ликургской волости в вотчине своей в селе Троицком, а Григорьевское тож» (23).

Получается, что напрестольный крест изготовлялся в процессе строительства храма и возлагался на престол раньше его освящения.

Датирующая формула надписи является типичной для последних десятилетий XVII в.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector