Ипатьевский монастырь

История Ипатьевского монастыря

По историческим данным, монастырь на стыке двух рек, Волги и Костромы, основал в 1275 году во время монголо-татарского нашествия князь Василий Квашня. Но церковная легенда предлагает более романтичный вариант его появления. В 1330-е годы татарский князь-мурза Чет во время поездки в Москву тяжело заболел. Во сне ему было видение Богородицы. Чет выздоровел, принял православную веру под именем Захария, а на месте своего ночлега заложил обитель.

Бояре Годуновы считали Чета своим прародителем, поэтому со второй половины 16-ого века монастырь находился под их особым попечением. Здесь помещалась их родовая усыпальница. При их поддержке действовала мастерская, выпускавшая рукописные книги с великолепной отделкой. Годуновы делали богатейшие вклады в монастырь. Иконы, гобелены, драгоценная посуда, ювелирные украшения – все это можно сейчас видеть на выставке в монастыре.

При таком высоком покровительстве обитель процветала. Она владела огромным количеством земель, сотнями селений.

Монастыри всегда строились как крепости, с расчетом на то, чтобы при необходимости принять под свою защиту мирных жителей и выдержать долгую осаду. Ипатьевский монастырь – не исключение. Он являлся важным оборонным пунктом на подступах к городу. В конце 16-ого века толщина его стен была 3 метра, высота – от 6 до 11 метров. Обитель окружали земляные валы и рвы. В башнях располагались пороховые склады и мощные орудия. В Водяной башне был устроен потайной проход к реке Костроме, чтобы брать воду во время осады.

В начале 17-ого века монастырь захватили сторонники Лжедмитрия II, «тушинского вора». После нескольких месяцев осады костромичи изгнали захватчиков.

Во время польско-литовского нашествия в монастыре жил вместе со своей матерью, монахиней Марфой, Михаил Федорович Романов. Романовы были древним боярским родом, и Земский Собор 1613 года, решая вопрос о кандидатуре нового царя, сделал выбор в пользу 16-летнего Михаила. Вскоре к нему прибыли посланники из Москвы с предложением стать царем. Началась 300-летняя история царской династии Романовых.

Михаил Федорович Романов

История словно отразилась в планировке обители. Ее территория делится на две части: в конце 16-ого века на средства Годуновых возведен Старый город, в 1640-е годы на средства Михаила Романова к нему пристроен Новый город. Последняя возведенная башня, названная Зеленой по цвету черепицы, построена в том месте, где останавливался крестный ход, провожая в Москву на царство юного Михаила.

Зелёная башня

Главное сооружение монастыря – пятиглавый Троицкий собор. Сначала это был деревянный храм, в котором проводились летние богослужения. По указанию Бориса Годунова в 1586 г. начал возводиться каменный собор. Через полвека случилось несчастье – взорвался порох в подвалах и храм обрушился. В 1650-е годы его отстроили заново. Иконописная артель Гурия Никитина украсила стены собора фресками. В середине 18-ого века появился великолепный позолоченный иконостас. В подклети собора находятся захоронения родителей царя Бориса.

пятиглавый Троицкий собор

Около собора расположена звонница. В 17-ом веке на ней висело 19 колоколов. Во времена Петра Первого часть их отправили на переплавку для нужд армии.

Звонница

В монастырский комплекс входят многочисленные башни, надвратная церковь Хрисанфа и Дарии, свечной корпус, архиерейский корпус, братский корпус, к которому примыкают «палаты бояр Романовых». Именно здесь находились монашеские кельи, которые занимали будущий царь Михаил и его мать. В 1839 году перед палатами была установлена памятная колонна в честь основания династии.

Палаты бояр Романовых

При Советской власти монастырь был закрыт, а его ценности вывезены в Москву. На территории размещались рабочие общежития, детский дом, военные казармы. В 1958 году монастырские помещения были освобождены для экспозиций историко-архитектурного музея.

В 1990-годы монастырь снова стал действующим, здесь появились первые монахи-насельники, начали проводиться богослужения.

К 400-летию дома Романовых в память о трагическом конце представителей династии рядом с монастырем была выстроена часовня «Царская Голгофа».

Часовня «Царская Голгофа»

Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь в Костроме

Древний Ипатьевский монастырь — пожалуй, самая известная достопримечательность Костромы, монастырь называют «колыбелью династии Романовых». Именно с него обычно начинают знакомство с городом. Монастырь находится не в центре Костромы: он стоит на стрелке рек, на месте впадения реки Костромы в Волгу. От центра города и Сусанинской площади лучше доехать, идти пешком будет слишком утомительно.

Монастырь основан в XIV веке, предположительно в 1330 году, первое упоминание в летописях — 1432 год. Ипатьевский монастырь — это не место духовного паломничества, а скорее политически знаковое место для Руси. Здесь был призван на царство Михаил Фёдорович — первый представитель династии Романовых.

В начале XVII века в Ипатьевском монастыре во времена польско-литовской интервенции скрывался Михаил Романов, и в 1613 году к нему пришли московские посланники с предложением стать царём. После того, как согласие Михаила было получено, в Троицком соборе отслужили торжественный благодарственный молебен за спасение России от Смуты и за процветание нового царствующего дома. Из Ипатьевского монастыря будущий царь отправляется в Москву на царство.

С 1919 по 2004 год на базе Ипатьевского монастыря существовал историко-архитектурный заповедник, в 2004 году его полностью передали Русской православной церкви, и сейчас здесь действующий мужской монастырь. Поэтому приготовьтесь облачиться в соответствующие одеяния. Женщинам у входа предложат обязательные юбки и платки (кстати, юбки чистые, аккуратные, судя по всему, специально сшитые, и одеть их не противно). В майках и шортах на территорию просто не пустят.Вход в монастырь — через Северные (Екатерининские) ворота, прорубленные в 1767 г. специально к приезду императрицы Екатерины II. До этого главные ворота были со стороны реки.

Территория монастыря, куда можно пройти туристу, довольно мала. Обитель делится на две части: Старый город, возведённый в 1586-1590 годах, и Новый город, пристроенный через полвека. На территорию Нового города проход закрыт.

Доминанта Ипатьевского монастыря, его главный храм — пятиглавый Троицкий собор, построенный в 1586-1590 на месте старинного деревянного храма

Обратите внимание на крыльцо

За собором на фото выше вы видите жилой Наместничий корпус (XVI — XIX вв.) и Святые ворота с надвратной церковью Хрисанфа и Дарии.

Троицкий собор знаменит своими фресками: в конце XVII века его расписывали мастера артели знаменитого русского иконописца Гурия Никитина. Фресковый ансамбль собора считается вершиной русской монументальной духовной живописи XVII века. Большая часть фресок была обновлена в начале XX века.

Впечатляет огромный пятиярусный позолоченный иконостас, выполненный костромскими резчиками в XVIII веке.

В подклете Троицкого собора находится фамильная усыпальница бояр Годуновых, которые оказывали покровительство Ипатьевскому монастырю, здесь похоронены родители царя Бориса. На средства Годуновых был построен Троицкий храм, возведены каменные стены, собрана богатейшая библиотека, где, кстати, и была обнаружена летопись, названная по имени монастыря Ипатьевской, — едва ли не основной источник по истории Древней Руси.

Правее Троицкого собора, если смотреть от ворот, в которые вы вошли, стоит звонница (1601-1604 гг.). В 1645-1646 годах к ней была пристроена высокая колокольня. Здесь устроен небольшой буфет, где можно выпить чаю.

Палаты бояр Романовых («Царские чертоги») XVII — XIX в. Именно здесь жил Михаил Романов с матерью, инокиней Марфой. Сейчас здесь музейная экспозиция, посвящённая истории рода Романовых, которую вы можете посетить без дополнительной оплаты. В общем, достаточно интересная.

На территории Ипатьевского монастыря есть ещё одна экспозиция, посещение которой входит в стоимость билета. Выставочные залы разместились в бывшем Свечном корпусе: здесь представлены иконы XV-XX веков. Икон много.

За Троицким собором недавно была восстановлена ещё одна церковь, но пока внутренние работы там не закончены, и она по-прежнему закрыта для посещения — это храм Рождества Богородицы. Первоначальный храм был взорван в 1930 годы. Восстановление церкви приурочено к 400-летию династии Романовых. В июле 2015 года восстановленный храм был освящён Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом.

Местные называют монастырь просто «Ипатий». Любя)

Не забудьте, что совсем рядом с Ипатьевским монастырём находится костромской Музей деревянного зодчества.

  • Спасо-Яковлевский монастырь в Ростове Великом, прославленный двумя святителями — Иаковом и Димитрием
  • Монастыри и другие достопримечательности Углича

Информация паломнику

Всю необходимую информацию о работе и деятельности костромской мужской обители можно узнать на официальном сайте: www.ipatievsky-monastery.ru.

Богослужение в монастыре

Двери костромской святыни открыты для посетителей ежедневно. Режим работы: с 7:00 до 17:00. Расписание богослужений практически не меняется:

  • 7:00 – утренняя Литургия;
  • 17:00 – вечерня.

Помимо служб, паломники могут посетить монастырский музей. Часы его работы такие же, как у обители, но вход платный – 100 р. с человека.

Интересно!


Двери костромской святыни открыты для посетителей ежедневно

Как добраться

Свято-Троицкая пустынь находится по адресу: г. Кострома, ул. Просвещения, д. 1. Доехать до нее можно маршруткой №8 или автобусом №14 до а/о «Ипатьевская слобода».

Русская земля славится своими православными святынями, многие из которых смогли пережить трудные времена и сохранились до сегодняшних дней. Ипатьевский Свято-Троицкий монастырь – одно из таких чудес, которое по праву называют жемчужиной Костромы.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Современное состояние и режим посещения

Ипатьевская обитель – действующий епархиальный мужской монастырь, поэтому в нем следует вести себя в соответствие с церковными правилами и традициями. Войти на территорию и посетить Троицкий собор можно бесплатно. Богослужения в монастырских храмах проходят ежедневно в 8.00 и 17.00.

Для посещения музея нужно покупать билеты. В летний период (с 1 мая до 30 сентября) он открыт с 9.00 до 18.00. Зимой (с 1 октября по 20 апреля) – с 10.00 до 17.00. Фото- и видеосъемка на монастырской территории и в музее возможна только на платной основе. А внутри храмов – вообще запрещена. Также не разрешена фото- и видеосъемка монахов и священнослужителей.

Памятная колонна

Как доехать до Ипатьевского монастыря

Монастырь расположен в Ипатьевской слободе, на ул. Просвещения, 1.

На автомобиле. Дорога из столицы до Костромы занимает 4,5-5 часов (346 км) и проходит по Ярославскому шоссе и трассе М8 (Холмогоры). В Костроме по автомобильному мосту нужно переехать на левый берег Волги и повернуть на ул. Советская. По ней, проспекту Текстильщиков и ул. Островского следует подъехать к автомобильному мосту через приток Волги — реку Кострому. Ипатьевская слобода расположена на правом берегу реки Кострома, и к ней ведет Береговая улица.

Вид на Новый город Ипатьевского монастыря

На поезде или автобусе. От Ярославского вокзала в Москве до Костромы поезда доходят за 6,04-6,35 часа. Кроме того, от Центрального автовокзала столицы, расположенного возле станции метро «Щелковская», до Костромы можно добраться на рейсовых автобусах (7 рейсов в день). Путь этот занимает 6,50 часа. Костромской автовокзал удален от железнодорожного вокзала на 1 км. От городского автовокзала до монастыря ходят автобус и маршрутное такси № 14. Также до Ипатьевской слободы доходят маршрутные автобусы № 4, 8, 11 и 38.

Рейтинг достопримечательности:

Рейтинг 5.00

← КОСТРОМА КОСТРОМСКАЯ ОБЛАСТЬ РОССИЯ →

Описание Ипатьевского монастыря в Костроме

Мать первого царя Михаила владела богатой Костромской вотчиной и в начале 1613 г. жила с сыном в Ипатьевском монастыре, куда явилось посольство Земского Собора, чтобы в марте 1613 г. объявить об избрании Михаила на царский престол.Именно к Ипатьевскому монастырю пытались прорваться поляки, стремясь захватить молодого Романова. Иван Сусанин спас новую династию, заманив поляков в чащу. На XVI в. приходится расцвет монастыря: воздвигаются в 1652 г. Троицкий собор, каменная трапезная, мощные оборонительные стены.В плане монастыря — неправильный пятиугольник с протяженностью стен 558 м. Высота стен до 11 м. Территория монастыря состоит из 2 участков: Старого и Нового города. Старый город создан в 1586—1590 гг. на средства Годуновых, а Новый город (1642- 1645 гг.) пристроен по велению царя Михаила Романова.Возрожден монастырь в 1992 г. На территории обители функционирует музейный комплекс» — справочник-путеводитель «Монастыри русской православной церкви» М., 2001, с. 100-101.

Г.К. Вагнер Ипатьевский монастырь

Основан в первой половине XIV в. как пригородная крепость. Размах монастырского монументального строительства обязан меценатству Годуновых, а также царя Федора Иоанновича. Возведение в конце XVI в. каменных монастырских стен сыграло большую роль в событиях начала XVII в. Здесь была царская резиденция Михаила Романова. От конца XVI в. сохранилась южная стена с квадратной проездной башней, построенная в 1586—1590 гг. Стена завершается зубцами в виде типичного для крепостей XV—XVI вв. ласточкиного хвоста. Так же завершалась и башня, позднее получившая карниз.Троицкий собор. Первоначально построен в XVI в., но разрушился (от взрыва пороха) и в 1650— 1652 гг. возведен заново как пятиглавый четырехстолпный храм соборного типа. В архитектурном образе здания сохраняются некоторые черты стиля XVI в. — строгость основного объема, четкость членений, многообломная профилировка карниза, почти щелевидные окна без наличников и пр. Вместе с тем храм отмечен и чертами посадского зодчества XVII в. — довольно живописные галереи с шатровым крыльцом, обильное применение ширинок, дробная аркатура на барабанах глав. От собора XVI в. сохранилось трое металлических дверей (в порталах), расписанных техникой золотой наводки. Роспись внутри собора выполнена в 1685 г. большой артелью художников во главе с известными мастерами Гурием Никитиным и Силой Савиным.Корпус «Над погребами». Первый этаж (из крупного булыжника) представляет постройку XVI в. Второй этаж надстроен в XVII в., но сохраняет строгость облика, являя хороший образец гражданской архитектуры.Звонница. Сформировалась несколько позднее. Начало ее было положено в первое десятилетие XVII в. (1603—1605) в виде трехъярусной башни с пролетами звона. В 1649 г. к ней пристроена более мону¬ментальная четырехъярусная башня, увенчанная шатром. Получившаяся композиция стала характерной для ряда звонниц «стенового» типа — Г.К. Вагнер.

Царские палаты Ипатьевского монастыря

Расписной терем Царских покоев, или Палат Романовых (ранее именовавшихся Годуновскими) выделяется среди прочих строений монастыря оригинальной и яркой наружностью. Покои, построенные еще в конце XVI века боярами Годуновыми, известны прежде всего пребыванием в них инокини Марфы и ее сына Михаила Романова, а также его приглашением на царский престол. Привлекательный внешний вид здания, раскрашенного под мозаику, бросается в глаза каждому посетителю монастыря, однако самое интересное ожидает внутри покоев.

Последняя значительная реконструкция здания с переделкой интерьера была проведена по указанию императора Александра II, поставившего задачу усилить мемориальное значение родового гнезда. Не стали восстанавливать бытовые детали – меблировку и освещение, ограничившись ремонтом замечательных изразцовых печей в нескольких комнатах.

Целью было подготовить помещения к музейной роли, была завезена выставочная мебель, смонтировано соответствующее освещение (сейчас можно видеть уже вполне современные светильники). В одном из помещений, в левом шкафу размещена икона  Богоматери Казанской с изображениями христианских праздников на створах – дар монастырю от самого Михаила Федоровича Романова.

Замечательные изразцы украшают печь еще в одной комнате. Найденные старинные глазурованные плитки послужили образцом для изготовления копий в необходимом количестве. Изразцы делались из глины, лицевая сторона украшалась рельефным рисунком или узорами и раскрашивалась. Обжиг в специальных печах придавал изделиям прочность и долговечность, делая их пригодными для использования в том числе при повышенной температуре. Прообраз современного кафеля применен для внешней отделки всех печей царских палат.

Последний российский император Николай II свой самый длительный визит в Ипатьевский монастырь совершил в 1913 году, на празднование 300-летия династии Романовых. Несколько проведенных в Костроме дней потребовали сооружения временного деревянного дома, так как фамильные палаты к проживанию были непригодны. Сокровищница Царских палат пополнилась новыми экспонатами – собственноручной записью императора, а также его и императрицы Александры Федоровны красочными портретами в парадных мантиях. Одно из немногих изображений царя, предпочитавшего военную форму, содержало все атрибуты власти – корону, скипетр и державу.

Самые ценные экспонаты, относящиеся к периоду окончания Смутного времени, размещены в отдельной застекленной нише. Здесь находятся предметы, сопровождавшие посольство Земского собора к кандидату на престол: чудотворная икона  Федоровской  Божьей Матери, выносной запрестольный храмовый крест и слюдяной выносной фонарь. Икона выполнена  на деревянной доске темперой, использовано золочение и серебрение.

Рядом с крестом установлен царский посох  Михаила Федоровича, переданный монастырю на вечное хранение из Оружейной палаты московского Кремля по распоряжению императора Николая I. Перед иконой на невысоком пюпитре – живописное изображение встречи московских посланников с костромскими затворниками у Святых ворот Ипатьевского монастыря. Работы выполнена литографическим способом в середине XIX века в московской типографии издателя Шелковникова.

Прижизненный портрет Михаила Федоровича Романова в зрелом возрасте размещен в глубине одного из помещений Царских палат. Здесь же золоченая икона Святой Троицы, покровительницы Ипатьевского монастыря, и образцы церковной утвари времен воцарения династии Романовых. Массивное кадило заметно прежде других предметов своим размером и мастерством исполнения.

Посетившие Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь запомнят прежде всех многочисленных достопримечательностей  внешний вид этого замечательного архитектурного ансамбля. Все его сооружения и памятники. Кроме обеих столиц, мало какой город сыграл столь выдающуюся роль в российской истории, нежели Кострома. Сравнить можно разве только с Екатеринбургом, где закончил земной путь последний царствовавший представитель династии Романовых, его супруга и наследники, а также сопровождавшие их люди.

По трагическому ли совпадению или промыслом божьим, но место гибели Романовых называют Ипатьевским домом, по имени владельца здания. Дом этот снесен, на его месте выстроен храм. Память о династии Романовых, таким образом, начинается и заканчивается религиозными сооружениями. Строительство екатеринбуржского Храма на Крови знаменовало окончание  70-летней большевистской смуты, сходной по трагизму с событиями древнего Смутного времени. Древний Ипатьевский монастырь навсегда останется оптимистическим символом российского народа.

Где рядом можно остановиться

Чтобы посетить знаменитый монастырь, можно воспользоваться услугами множества мелких отелей и хостелов в Костроме или остановить выбор на паломнической гостинице местной епархии. Называется она «Воскресенская» и расположена на проспекте Вознесенском, 3Б (тел. 4942 466-394). Удобна гостиница тем, что до культовых зданий Костромы отсюда совсем близко, в частности до Ипатьевского монастыря на машине 10 минут езды, а на автобусе минут 35. Для паломников цены в этом заведении ниже, чем для обычных туристов: одно койко-место в паломническом номере обойдется в 500 руб./сутки. В гостинице есть комната для молитв и предоставляют услуги православных гидов.

Романовский музеи. Романовский музей в Костроме — режим работы и стоимость билетов в 2018 г., описание и официальный сайт

В самом центре Костромы, недалеко от Сусанинской площади Вы увидите необычайно красивое здание белого цвета, напоминающее русский терем. Это Романовский музей, одна из главных достопримечательностей Костромы .

Этому старинному зданию в 2013 году исполнилось 100 лет, а построено оно было к 300-летию Дома Романовых, которое отмечалось в 1913 году. Первоначально в музее разместилась коллекция древностей, собранная Костромской губернской ученой архивной комиссией. Кроме того, здесь находился Романовский отдел, где были представлены материалы, рассказывающие об истории династии, царствующей три столетия. Именно поэтому музей и был назван Романовским.

История Костромы тесно связана с родом Романовых. Именно здесь царь Михаил Федорович был избран на царство и многие императоры посетили город (Екатерина II, Павел I и Александр I, Николай I и Александр II, Александр III и Николай II. К 300-летнему юбилею Дома Романовых в Костроме были построены больница Красного Креста и педагогический институт, получившие имя «Романовские». Возведенный Романовский музей завершил комплекс «колыбели Дома Романовых».

Здание сооружено по проекту архитектора Николая Ивановича Горлицына и представляет собой образец модерна русского стиля. Строительство выполнялось на пожертвования, а также на деньги из казны. На открытии присутствовала вся императорская семья во главе с Николаем II.

В музее открыты постоянные экспозиции:

  • Три века искусства – эта выставка собрала самые лучшие музейные экспонаты – живопись и графику, скульптуру и фарфор. Представлены работы Кустодиева, несколько полотен Ивана Айвазовского и Николая Клодта, Ивана Шишкина и Ильи Репина, Константина Коровина и Филиппа Малявина. Фарфор представлен изделиями известных заводов — Гарднера, Кузнецова и Попова, Майссена и других мануфактур
  • Костромское боярство: кадры для трона . Экспозиция посвящена событиям Смутного времени и затрагивает судьбы двух царских семей – Годуновых и Романовых, а также рассказывает об их роли в борьбе за власть
  • Мое забытое, родное . На выставке Вы познакомитесь с творчеством русского художника, писателя и скульптора Ефима Васильевича Честнякова, уроженца Костромской губернии
  • Не скоро ели предки наши. Эту выставку можно назвать уникальной. Во время экскурсии Вы узнаете много интересного о правилах, воспитании и традициях русского общества в XIX веке. Вы увидите мебель и одежду, украшения и предметы сервировки того времени. Интересно, что большинство экскурсантов, глядя на сервизы с антикварными предметами, не могут догадаться о назначении посуды и многих столовых приборов.

Стоимость билетов в Романовский музей в Костроме в 2018 г.

  • Выставка «Костромское боярство: кадры для трона»
    • Взрослые — 80 руб.
    • Школьники от 16 лет, студенты и пенсионеры — 40 руб.
    • Дети дошкольного возраста — бесплатно
  • Выставка «Три века искусства»
    • Взрослые — 120 руб.
    • Школьники от 16 лет, студенты и пенсионеры — 70 руб.
    • Дети дошкольного возраста — бесплатно

www.kostromamuseum.ru

Кроме постоянных выставок, Романовский музей проводит выставки современных мастеров живописи, в том числе персональные выставки художников. Музей небольшой и на осмотр его экспозиций потребуется не так много времени. Поэтому мы рекомендуем полюбоваться убранством старинного здания и познакомиться с его экспонатами.

Ипатьевский монастырь в Костроме режим работы. Ипатьевский монастырь

В славном ряду духовных обителей Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь занимает особое место. Основанный в начале XIV столетия в честь Пресвятой Троицы и во имя святителя Ипатия епископа Гангрского, монастырь по праву считается одним из древнейших в нашем Отечестве. 

В XIV-XV веках, в период «собирания» Русской земли, обитель святого Ипатия являлась форпостом на северо-восточном рубеже Российского государства. История обители в это время связана с именами Великих князей Василия Ярославича, святого благоверного князя Дмитрия Донского, великого князя Московского и Владимирского Василия I Дмитриевича и великого князя Московского Василия II Темного, царей Иоанна IV Грозного, Федора Иоанновича, Бориса Годунова. 

В XVII веке в Ипатьевском монастыре было положено начало прекращения Великой Смуты, грозившей уничтожением российской государственности. В 1613 году монастырь укрыл в своих стенах юного Михаила Романова. В святой обители начиналось славное трехсотлетнее царствование Дома Романовых. С этого момента за монастырем закрепилось название — «колыбель» Дома Романовых. 

Расположен в одном из самых живописных уголков Костромы. Место, где река Кострома впадает в Волгу, костромичи издревле называли «стрелкой», а с появлением здесь монастыря оно получило название «Ипатьевский (Ипацкий) мыс».

В настоящее время, переданный в конце 2004-го года Русской Православной Церкви, обитель восстанавливается, возрождается духовная, молитвенная жизнь, без которой востребованные современной действительностью все другие виды монастырской деятельности не смогут принести настоящей пользы. И миссия и социальная работа здесь начинаются с молитвы.

Немногочисленная братия обители активно поддерживает молодежные проекты епархии, участвует в работе епархиальных СМИ.

Священноархимандритом Свято-Троицкого Ипатьевского мужского епархиального монастыря является Высокопреосвященнейший Ферапонт, митрополит Костромской и Нерехтский, а его Наместником — игумен Петр (Ерышалов).

Праздники:

День Святой Троицы; 14/27 марта и 16/29 августа – Феодоровской иконы Божией Матери; 19 марта / 1 апреля – мучеников Хрисанфа и Дарии; 31 марта / 13 апреля – священномученика Ипатия, епископа Гангрского; Лазарева суббота и 17/30 октября – праведного Лазаря Четверодневного; 26 июня / 9 июля – Тихвинской иконы Божией Матери; 4/17 июля – страстотерпцев царя Николая, царицы Александры, царевича Алексия, великих княжен Ольги, Татианы, Марии и Анастасии; 12/25 июля – преподобного Михаила Малеина; 14/27 ноября – апостола Филиппа.

Святыни монастыря

  • Чудотворная Тихвинская икона Божией Матери.
  • Частица Ризы Господней.
  • Частица мощей священномученика Ипатия, епископа Гангрского (мощевик в иконе).
  • Часть честной главы Христа ради юродивого Симона Юрьевецкого.
  • Камень из расстрельной комнаты Ипатьевского дома.

Тихвинская икона Божией Матери

Тихвинская икона Божией Матери, хранящаяся в Свято-Троицком соборе Ипатьевского монастыря града Костромы, относится к числу наиболее чтимых святынь костромской земли. Икона является точной копией чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери и, по преданию, написана святителем Петром, митрополитом Московским. Впервые принесена в Кострому в 1613 году посольством Земского Собора, возвестившим юному боярину Михаилу Феодоровичу Романову о его избрании на всероссийский царский престол. В 1619 году была подарена царем Михаилом обители и на протяжении веков пребывала в иконостасе Троицкого собора. Вместе с чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери Тихвинская икона принимала участие в ежегодных общегородских крестных ходах из Успенского кафедрального собора к храму Спаса Нерукотворного на Запрудне.

В 1919 году икона была изъята у Церкви и на долгие годы стала недоступна для поклонения верующих. 13 апреля 2004 года, в день памяти небесного покровителя обители – священномученика Ипатия Гангрского – святыня была возвращена Костромской епархии и вернулась на свое историческое место.

Архитектурные особенности

Первой постройкой на территории современной пустыни был собор Рождества Пресвятой Девы Марии. Во второй половине XVIII столетия деревянную постройку заменили каменной, увенчав ее пятью главами. Однако вскоре она была снесена, а вместо нее построено новое здание по проекту Константина Андреевича Тона, который заложил в основу византийско-русский стиль. Церковь соединена со Свято Троицким собором юго-западной папертью. Во внутреннем богатом убранстве особенно выделяется большой пятиярусный иконостас, покрытый позолотой, с множеством образов кисти Николая Михайловича Софонова.

Монастырская звонница была возведена в 1601 г. Южная часть ее представляет многопролетную аркаду, а к северной позже была пристроена шатровая колокольня с зеленой крышей. Она украшена килевидными окнами, спаренными полуколоннами и резными кессонами. В XIX столетии с западной стороны звонницы была пристроена открытая галерея, а спустя век монастырь обзавелся 8-тонным колоколом «Царь Михаил».

Еще одним древним зданием является Троицкий собор, датируемый 1650 г. Он имеет три престола и увенчан пятью куполами со световыми барабанами. Храм стоит на высоком подклете, обрамленном двухэтажными галереями, а фасад украшен аркатурно-колончатым поясом. Северная паперть церкви оформлена арочным шатром с гирьками, установленном на четырех колоннах.

Надвратный храм во имя великомучеников Хрисанфа и Дарии появился несколько позже – во второй половине XIX столетия. Здание выполнено в стиле классицизма, который гармонично сочетается с древнерусскими зодческими традициями. Спроектировал собор вмч. Хрисанфа и Дарии знаменитый архитектор К. А. Тон вместе с Н. П. Григорьевым.


Собор Троицы Живоначальной


Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы


Надвратная церковь в честь мучеников Хрисанфа и Дарии

Живописный храм по соседству

Здесь же, в Ипатьевской слободе находится церковь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, построенная в 1867 году. Пятиглавый храм своим внешним видом, да и внутренним оформлением очень похож на Троицкий собор.

Внутри он весь покрыт восхитительными росписями, они украшают весь интерьер. Расписывали церковь местные жители. Их имена, действительно мастеров своего дела, написаны на специальном клейме с северной стороны здания.

Композиция в главном куполе посвящена Иисусу Христу, восточный свод украшен картинами о Троице Новозаветной. Роспись на западной стене рассказывает о Страданиях Христа. С северной и южной сторон стоят написанные в полный рост Двенадцать апостолов. Храмовый иконостас выполнен в 19 веке, но иконы в нём написаны намного раньше.

Экскурсии

Для посетителей открыт доступ к территории Старого города обители, на которой размещается архитектурно-музейный комплекс. За вход на нее взимается плата, для взрослых — 170 руб. Можно осмотреть экспозиции музея Ипатьевского монастыря самостоятельно или оплатить экскурсию. В рамках посещения обители можно ознакомиться с ее архитектурным ансамблем, росписью Троицкого собора и основными святынями. Создано несколько экспозиций и выставок, которые рассказывают об истории достопримечательности и ее значении в судьбе страны.

Одна из экспозиций знакомит с историей восхождения на престол Романовых, их связи с костромским краем и монастырем. Отдельная выставка посвящена последнему Романову на престоле — Николаю II, мученической гибели его и семьи. Еще одна выставка знакомит с творчеством талантливого костромского иконописца и изографа Гурия Никитина. Также в музее представлена коллекция икон, предметы церковной утвари, интересно посетить и палаты Романовых, в которых собрано множество любопытных артефактов — предметов старины и вещей, подаренных монастырю монархами.

Если вас не интересуют музейные коллекции и вам хотелось бы посетить только богослужения, то важно знать, что они проходят с 5:00 до 9:00 и с 17:00 до 19:00, вход на них свободный. Вид на монастырь,  Эдуард Скворцов

Вид на монастырь,  Эдуард Скворцов

В дни Смуты

В Смутное время город дважды захватывали и разоряли поляки и литовцы. Осенью 1608 года в Галиче поднялось восстание против поляков. Народные волнения быстро распространились по всей Костромской земле. Отряд польской шляхты, прибывший для подавления восстания, захватил Кострому и укрепился в ней. Отсюда поляки начали набеги на заволжские города России. В ноябре — декабре 1608 года галичане и костромичи, организовав первое народное ополчение, Кострому освободили.

Лжедмитрий II послал в город карательный отряд пана Лисовского. Изменники-бояре помогли интервентам, те смогли вновь захватить Кострому. Лисовский оставил в городе гарнизон, а сам в январе 1609 года двинулся в Галич. Сразу после его ухода к Костроме подступило новое ополчение — галичские, вологодские, кологривские, парфеньевские, устюжские, костромские крестьяне и ремесленники. 4 марта польский гарнизон сдал город и укрылся в Ипатьевском монастыре. Ополченцы осадили захваченную обитель. На помощь им прибыло еще пять тысяч галичских крестьян под предводительством Ивана Кологривова и ополчение из Ярославля. А в мае к патриотам присоединился отряд опытного воеводы Давида Жеребцова. По его приказанию вокруг Ипатьевского монастыря вырыли двойное кольцо рвов, которое прервало связь поляков с внешним миром. Но теперь уже к осажденным на помощь поспешил Лисовский со своим отрядом. Однако прорвать кольцо осаждающих и переправиться на левый берег Волги ему не дали. Лисовский бросил осажденных на произвол судьбы и двинулся к Троице-Сергиевой лавре.

Кострома. Ипатьевский монастырь

Ночью 24 сентября 1609 года костромичи Константин Мезенцев и Николай Костыгин сумели заложить под одну из стен монастыря бочку с порохом. При взрыве герои погибли, но в образовавшийся пролом стены ринулись ополченцы и после короткой и жестокой схватки выбили интервентов из Ипатьевского монастыря.

Поляки пытались бежать, но их догнали и уничтожили у села Некрасово. Это то же место, где в 1272 году потерпели поражение от костромского войска Василия Ярославича отряды татар.

В 1612 году костромские люди вошли в ополчение Минина и Пожарского. Костромичи в составе народного ополчения дошли до Москвы и принимали участие в освобождении столицы.

Далее история Ипатьевского монастыря уже пересекается с историей новой российской царской династии. В 1613 году на Земском Соборе в Москве на престол был выбран 16-летний боярский сын Михаил Романов. Незадолго до этого, чтобы его пленить, поляки отправили отряд в костромскую вотчину Романовых — Домнино. Благодаря подвигу Ивана Сусанина план интервентов не удался, Михаил Романов с матерью успели укрыться в Ипатьевском монастыре. Чуть позже, когда в Москве состоялся Земской Собор, отправленное оттуда Великое посольство смогло уговорить Романова принять царский венец. В Троицком монастырском соборе первого Романова благословили на царство чудотворной иконой Феодоровской Божией Матери.

4

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector