Ипатьевский дом
Содержание:
- Владельцы дома в XIX веке
- Предыстория преступления[править | править код]
- Второй дом Ипатьева
- Владельцы дома в XIX веке
- За городской чертой
- Ипатьевский монастырь в Костроме режим работы. Ипатьевский монастырь
- Часть третья. ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ ГОЛГОФА
- «Ценности особняк не представляет»
- Сопротивляться невозможно
- Петр Мультатули. Николай Второй: дорога на Голгофу
- Территория новой власти
- Можно было спасти
- Снос дома
- Архитектурный ансамбль
- Расстрел царской семьи
- Территория новой власти
Владельцы дома в XIX веке
Дом Ипатьева со стороны Вознесенского проспекта
Построенный в конце 1880-х годов горным чиновником статским советником И. И. Редикорцевым, этот дом представлял собой каменный двухэтажный особняк. Место для строительства выбрано на западном, самом крутом, склоне Вознесенской горки — примечательной возвышенности в Екатеринбурге. В 1766—1808 годах на месте дома стояла деревянная Старо-Вознесенская церковь. Позже там, где находился её алтарь, была сооружена часовенка, просуществовавшая до 1920-х годов.
Архитектура здания учитывала рельеф горки. Восточный фасад (обращённый на Вознесенский проспект) был одноэтажный, а западный (обращённый в сад) имел два этажа. К западной стене была пристроена веранда. В восточной части здания, которая углублялась в склон горы, имелся подвальный этаж. С подвального этажа имелся выход на южный фасад дома (обращённый на Вознесенский переулок). Длина дома составляла 31 м, а ширина — 18 м. Главный вход — с Вознесенского проспекта, с восточной стороны дома. Главный фасад дома был расположен параллельно генеральному направлению фронта домов на проспекте, который в этом месте имел излом к востоку и шёл в сторону особняка Харитоновых-Расторгуевых, расположенного на самом высоком участке горы. Таким образом дом оказался несколько заглубленным по отношению к проспекту.
Дом располагался по адресу № 49/9 на углу Вознесенского проспекта и Вознесенского переулка (ул. Карла Либкнехта и ул. Клары Цеткин). В архитектуре этой постройки господствовавшие в то время псевдорусские элементы сочетались с уральскими мотивами и модерном. В доме имелись водопровод и канализация, к нему были подведены электричество и телефонная связь. Внутренние помещения были богато украшены чугунным литьём, лепниной, потолки — художественной росписью.
Редикорцев недолго оставался владельцем дома, он был обвинен в коррупции, и, чтобы поправить пошатнувшееся финансовое состояние, в 1898 году продал дом золотопромышленнику И. Г. Шаравьеву (известному по делу торговцев «стреляными золотыми приисками»).
Предыстория преступления[править | править код]
В 60-е годы XVIII века на том самом месте, где позднее находился дом Ипатьева, по прошению жителей Мельковской слободы была выстроена деревянная церковь Вознесения Господня, просуществовавшая до 1808 года, когда за ветхостью была разобрана. Церковь была построена на месте когда-то существовавшего чудского капища. Таким образом, на месте будущего дома Ипатьева сначала существовало языческое капище, где приносили в жертву людей, а затем — христианский храм, в алтаре которого приносилась бескровная жертва.
Непосредственно особняк, ставший известным как Ипатьевский дом, был построен в середине 1870-х годов по заказу статского советника И. И. Редикорцева, который был владельцем двух публичных домов. В его домах терпимости предоставлялись и гомосексуальные услуги, причём ими пользовался и сам владелец дома. В помещении, где в 1918 году находилась комендантская Я. М. Юровского, подписывались особые клиентские договоры. В дальнейшем Редикорцеву, чтобы расплатиться по векселям, пришлось продать дом известному золотопромышленнику купцу И. Г. (М. Г.?) Шаравьеву. Однако тот был обвинён в мошенничестве, потратился на судебные тяжбы и был также вынужден продать дом.
Большое влияние на следующего владельца дома, Н. Н. Ипатьева, и его старшего брата Владимира оказал дядя, Д. А. Ипатьев, который не верил в Бога и не ходил в церковь. Н. Н. Ипатьев был женат на еврейке. В. Н. Ипатьев неприязненно относился к императору Николаю II. Екатеринбуржец Э. Г. Якубовский в своей книге «Расстрел в подвале» () добавляет к этому, что из всех участников екатеринбургской трагедии Н. Н. Ипатьев не знал лишь тех, кто был убит; с убийцами же был лично знаком и «работал» с ними.
Н. Н. Ипатьев приобрёл дом в начале 1918 года за 6 тысяч рублей.
Документально установлена дата выдачи Н. Н. Ипатьеву предписания об освобождении дома — 27 апреля 1918 года.
Второй дом Ипатьева
Основная застройка района завершилась в начале XX столетия. На улицах появились не только большие купеческие особняки и лавки с самым разным товаром, но даже гостиницы. На улице Октябрьской Революции (тогда она называлась еще Коробковской) мещанин Кузнецов открыл гостиницу «Коммерческие номера», а на улице Февральской Революции (в царские времена — Ломаевская) открылись меблированные комнаты под названием «Берлин». Что характерно: сейчас практически на том же месте стоит гостиница «Хаятт».
После революции контингент жильцов начал стремительно меняться. Так, например, в дом №15 по улице Фетисовской (теперь улица Бориса Ельцина) переехал Владимир Петрович Аничков — человек, который четверть века возглавлял отделение Волжско-Камского банка в Екатеринбурге, но новой властью был разжалован. После прихода к власти большевиков и национализации банков Аничков вынужден был съехать из казенного особняка и снять скромную комнату далеко от центра (а тогда это было еще далеко от центра города).
Но широкой общественности история бывшего банкира во многом стала интересна потому, что в 1918 году он приютил у себя великого князя Сергея Михайловича — члена царской семьи и одного из алапаевских мучеников. Вышло это совершенно случайно: никто из жителей Екатеринбурга жилье великому князю не сдавал — боялись совдеповских репрессий. Аничкову князя стало жаль. «Думал ли я когда-нибудь, что буду запросто принимать у себя великого князя? Чего не делает судьба, чего не творит революция…» — писал он потом в мемуарах.
На фото слева тот самый дом на Фетисовской улице, в котором последние свои дни провел один из великих князей. Справа — уцелевшая фотография князя Сергея Михайловича в гостиной этого дома. Фото из архива Музея истории Екатеринбурга и из книги В.П. Аничкова |
Приютив у себя члена царской семьи, Аничков сам оказался в черном списке для наместников новой власти.
Из воспоминаний Владимира Петровича Аничкова:
Впрочем, жить под прицелом долго не пришлось: «За князем заехал на дрянном извозчике «товарищ», лет девятнадцати, по имени Мишка Остапин (говорили, что впоследствии он застрелился), и они поехали на вокзал». С вокзала — в Алапаевск. Дальше история всем известна.
Владельцы дома в XIX веке
Дом Ипатьева со стороны Вознесенского проспекта
Построенный в конце 1880-х годов горным чиновником статским советником И. И. Редикорцевым, этот дом представлял собой каменный двухэтажный особняк. Место для строительства выбрано на западном, самом крутом, склоне Вознесенской горки — примечательной возвышенности в Екатеринбурге. В 1766—1808 годах на месте дома стояла деревянная Старо-Вознесенская церковь. Позже там, где находился её алтарь, была сооружена часовенка, просуществовавшая до 1920-х годов.
Архитектура здания учитывала рельеф горки. Восточный фасад (обращённый на Вознесенский проспект) был одноэтажный, а западный (обращённый в сад) имел два этажа. К западной стене была пристроена веранда. В восточной части здания, которая углублялась в склон горы, имелся подвальный этаж. С подвального этажа имелся выход на южный фасад дома (обращённый на Вознесенский переулок). Длина дома составляла 31 м, а ширина — 18 м. Главный вход — с Вознесенского проспекта, с восточной стороны дома. Главный фасад дома был расположен параллельно генеральному направлению фронта домов на проспекте, который в этом месте имел излом к востоку и шёл в сторону особняка Харитоновых-Расторгуевых, расположенного на самом высоком участке горы. Таким образом дом оказался несколько заглубленным по отношению к проспекту.
Дом располагался по адресу № 49/9 на углу Вознесенского проспекта и Вознесенского переулка (ул. Карла Либкнехта и ул. Клары Цеткин). В архитектуре этой постройки господствовавшие в то время псевдорусские элементы сочетались с уральскими мотивами и модерном. В доме имелись водопровод и канализация, к нему были подведены электричество и телефонная связь. Внутренние помещения были богато украшены чугунным литьём, лепниной, потолки — художественной росписью.
Редикорцев недолго оставался владельцем дома, он был обвинен в коррупции, и, чтобы поправить пошатнувшееся финансовое состояние, в 1898 году продал дом золотопромышленнику И. Г. Шаравьеву (известному по делу торговцев «стреляными золотыми приисками»).
За городской чертой
Это сейчас улица Бориса Ельцина и набережная у Драмтеатра считаются самым центром города. А когда-то эта территория находилась за стенами городской крепости и городом как таковым не считалась вовсе.
Если наложить карту Екатеринбурга XVIII века на современную, то с юга расположится улица Малышева, с запада — улица 8 Марта, с востока — ул. Горького, а с севера — Первомайская. |
В черту первоначальной застройки города эта территория не входила, объясняет научный сотрудник Музея истории Екатеринбурга Евгений Бурденков. |
Городская крепость со всех сторон обрастала слободками. Территорию вдоль набережной заселяли в основном ссыльными осужденными. Вскоре это место так и стали называть — Ссыльной слободой. Впрочем, жили там не только осужденные, но и простой люд, кто работал на городских заводах, но позволить себе жить в черте города не мог. В общем, райончик был не из элитных.
Положение дел значительно изменилось в XIX веке. Границы города расширились. Бывшая Ссыльная слободка превратилась в район, где жили купцы средней руки, владельцы небольших мануфактур, ремесленники и мастеровые. Согласно историческим данным, тут находились дома и мастерские живописцев, столяров-мебельщиков, мастеров-башмачников, слесарей, камнерезов и ювелиров.
В архивах есть данные о том, что в этом районе были три пивные, винная лавка, химическая фабрика и при ней лавка парфюмерии и аптекарских товаров. Несколько врачей вели прием на улочках бывшей Ссыльной слободки. Здесь же располагалась одна из кондитерских фабрик Екатеринбурга. Согласно газетной рекламе, фабрика производила «всевозможные сорта конфет, шоколада, карамели, монпансье, мармелада, пастилы, халвы, фруктового желе, чайного печенья, коврижек, пряников и сухарей» и имела большой магазин в центре.
Такой открывался вид на набережную и близлежащие кварталы в конце XIX века. Добротный и очень красивый район с одно- и двухэтажными каменными особняками и искусными образцами деревянного зодчества. |
Ипатьевский монастырь в Костроме режим работы. Ипатьевский монастырь
В славном ряду духовных обителей Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь занимает особое место. Основанный в начале XIV столетия в честь Пресвятой Троицы и во имя святителя Ипатия епископа Гангрского, монастырь по праву считается одним из древнейших в нашем Отечестве.
В XIV-XV веках, в период «собирания» Русской земли, обитель святого Ипатия являлась форпостом на северо-восточном рубеже Российского государства. История обители в это время связана с именами Великих князей Василия Ярославича, святого благоверного князя Дмитрия Донского, великого князя Московского и Владимирского Василия I Дмитриевича и великого князя Московского Василия II Темного, царей Иоанна IV Грозного, Федора Иоанновича, Бориса Годунова.
В XVII веке в Ипатьевском монастыре было положено начало прекращения Великой Смуты, грозившей уничтожением российской государственности. В 1613 году монастырь укрыл в своих стенах юного Михаила Романова. В святой обители начиналось славное трехсотлетнее царствование Дома Романовых. С этого момента за монастырем закрепилось название — «колыбель» Дома Романовых.
Расположен в одном из самых живописных уголков Костромы. Место, где река Кострома впадает в Волгу, костромичи издревле называли «стрелкой», а с появлением здесь монастыря оно получило название «Ипатьевский (Ипацкий) мыс».
В настоящее время, переданный в конце 2004-го года Русской Православной Церкви, обитель восстанавливается, возрождается духовная, молитвенная жизнь, без которой востребованные современной действительностью все другие виды монастырской деятельности не смогут принести настоящей пользы. И миссия и социальная работа здесь начинаются с молитвы.
Немногочисленная братия обители активно поддерживает молодежные проекты епархии, участвует в работе епархиальных СМИ.
Священноархимандритом Свято-Троицкого Ипатьевского мужского епархиального монастыря является Высокопреосвященнейший Ферапонт, митрополит Костромской и Нерехтский, а его Наместником — игумен Петр (Ерышалов).
Праздники:
День Святой Троицы; 14/27 марта и 16/29 августа – Феодоровской иконы Божией Матери; 19 марта / 1 апреля – мучеников Хрисанфа и Дарии; 31 марта / 13 апреля – священномученика Ипатия, епископа Гангрского; Лазарева суббота и 17/30 октября – праведного Лазаря Четверодневного; 26 июня / 9 июля – Тихвинской иконы Божией Матери; 4/17 июля – страстотерпцев царя Николая, царицы Александры, царевича Алексия, великих княжен Ольги, Татианы, Марии и Анастасии; 12/25 июля – преподобного Михаила Малеина; 14/27 ноября – апостола Филиппа.
Святыни монастыря
- Чудотворная Тихвинская икона Божией Матери.
- Частица Ризы Господней.
- Частица мощей священномученика Ипатия, епископа Гангрского (мощевик в иконе).
- Часть честной главы Христа ради юродивого Симона Юрьевецкого.
- Камень из расстрельной комнаты Ипатьевского дома.
Тихвинская икона Божией Матери
Тихвинская икона Божией Матери, хранящаяся в Свято-Троицком соборе Ипатьевского монастыря града Костромы, относится к числу наиболее чтимых святынь костромской земли. Икона является точной копией чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери и, по преданию, написана святителем Петром, митрополитом Московским. Впервые принесена в Кострому в 1613 году посольством Земского Собора, возвестившим юному боярину Михаилу Феодоровичу Романову о его избрании на всероссийский царский престол. В 1619 году была подарена царем Михаилом обители и на протяжении веков пребывала в иконостасе Троицкого собора. Вместе с чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери Тихвинская икона принимала участие в ежегодных общегородских крестных ходах из Успенского кафедрального собора к храму Спаса Нерукотворного на Запрудне.
В 1919 году икона была изъята у Церкви и на долгие годы стала недоступна для поклонения верующих. 13 апреля 2004 года, в день памяти небесного покровителя обители – священномученика Ипатия Гангрского – святыня была возвращена Костромской епархии и вернулась на свое историческое место.
Часть третья. ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ ГОЛГОФА
Авва Отче! Все возможно Тебе;
пронеси чашу сию мимо Меня;
но не чего Я хочу, а чего Ты.
(Евангелие от Марка, гл. 14, стих 36).
[Темой исторических исследований Мультатули является личность Императора Николая II, которая является ключевой для понимания новейшей русской истории, потому как Святой Царь Николай Второй, отрекшись от Престола Удерживающего мировое зло, восшел на высочайшую ступень Царского служения Богу и всему человечеству — Он уподобился Царю царей Иисусу Христу в Его Испупительном Подвиге! Необходимо осознать, что Отречение в Пскове 2 марта 1917 года стало
началом Крестного Пути Царя-искупителя, закончившегося в Екатеринбурге искупительным
подвигом Царя Николя Второго, который Он совершил выполняя
Волю Божью и в подобие Искупительному Подвигу Сына Божьего и славу. При этом Русский Народ, к счастью, не повторил «подвига» Апостола Петра и не стал пытаться мешать святому Царю Николаю Второму выполнять Волю Божью: пить чашу страданий в Ипатьевском подвале,
которую дал Ему Отец (Иоан. 18,11). (Т.е. не стал пытаться «спасать» Его).]
«Ценности особняк не представляет»
В сентябре 1977 года на стол первого секретаря Свердловского областного комитета КПСС Бориса Ельцина легла секретная депеша из Москвы. Речь шла о судьбе двухэтажного особняка, расположенного по адресу ул. К. Либкнехта, 49. До революции дом принадлежал инженеру Николаю Ипатьеву, а в апреле-июле 1918 года, вплоть до самой казни, здесь содержали под стражей отрекшегося царя Николая II с семьей и слугами.
История Ипатьевского дома после расстрела Романовых сложилалась непросто. Когда Екатеринбург заняли белогвардейцы, в свой дом ненадолго вернулся Ипатьев. «Верховный правитель» адмирал Колчак выкупил у него особняк в госсобственность. Большевики, вновь захватившие город, использовали место расстрела как жилой дом с коммунальными квартирами. Одно время здесь даже находился детский сад. Затем здание служило музеем революции, архивом, складом. Во время Великой Отечественной войны в доме Ипатьева хранились ящики с шедеврами Эрмитажа, эвакуированными из Ленинграда. По состоянию на 1975 год в особняке размещался учебный пункт свердловского областного управления культуры. Здание официально считалось памятником истории и культуры.
Однако для главного чекиста СССР Юрия Андропова Ипатьевский дом был как кость в горле. Именно он 26 июля 1975 года подал записку в Политбюро о необходимости сноса особняка. Поводом послужило то, что дом периодически упоминался в пропагандистских кампаниях, инспирируемых антисоветскими кругами на Западе.
«Архитектурной и иной ценности особняк не представляет, к нему проявляет интерес лишь незначительная часть горожан и туристов, – говорилось в записке. – В последнее время Свердловск начали посещать зарубежные специалисты. В дальнейшем круг иностранцев может значительно расшириться, и дом Ипатьева станет объектом их серьёзного внимания».
Проще говоря, через 57 лет после кровавого преступления коммунисты вдруг стали «стесняться» свердловского «шкафа со скелетами».
Через неделю, 4 августа, Андропов получил официальное одобрение на снос от других «кремлёвских старцев». Соответствующая директива ушла в Свердловский обком партии, который тогда возглавлял Яков Рябов. Тут же был подправлен генеральный план реконструкции Свердловска: территорию Ипатьевского дома отдали под прокладку автострады. Но дело со сносом затянулось. Есть свидетельства, что на это повлияли местные активисты, озабоченные охраной исторических памятников. Они надеялись, что «наверху» об инициативе со временем позабудут.
И вот в 1977 году, в письме к Ельцину Леонид Брежнев поставил вопрос ребром, приказав снести особняк немедленно. Дело в том, что тянуть дальше, по мнению Кремля, было невозможно – судьбой Ипатьевского дома заинтересовался один из комитетов ООН. Вмешательство заграницы в этот вопрос представлялось нежелательным.
Сопротивляться невозможно
Ликвидация Ипатьевского дома была поручена местным властям. Распоряжение исполнил Первый секретарь Свердловского обкома КПСС Борис Ельцин. «Сопротивляться было невозможно, отметит потом Борис Николаевич, не выполнить Постановление Политбюро? Собрали технику и за одну ночь разрушили. В случае отказа я остался бы без работы, а новый секретарь обкома все равно бы выполнил приказ», – резюмировал Ельцин.
Любопытно, что по плану реконструкции, которой официально был объяснен снос Ипатьевского дома, разрушению подлежал целый квартал, представлявший собой архитектурно-историческую ценность как образец типичной купеческой застройки Екатеринбурга конца XIX — начала XX века. Эксперты отмечают, что уничтожив весь квартал, власти значительно затруднили поиски точного места, где находился дом Ипатьева. Видимо, «генеральная реконструкция» и была на это рассчитана.
Петр Мультатули. Николай Второй: дорога на Голгофу
Предлагаем
познакомиться с новой редакцией книги Петра Валентиновича Мультатули о
ритуальном убийстве Царя Николая Второго и Его Семьи с ближайшими слугами. В этой книге специалист-следователь, будучи православным человеком, явно по молитвам святого Царя-искупителя Николая Второго и Новоомученник Иоанна, верного Царского слуги — повара И.М. Харитонова, погибшего вместе с Царем Николаем Вторым и Его Семьей в подвале дома инженера Ипатьева, сумел показать ритуальный характер убийства Царя-Богопомазанника слугами сатаны. Именно этим книга ценна и уникальна.
Мультатули П.В.Николай II. Дорога на Голгофу Свидетельствуя о Христе до смерти…Издательство Астрель, Москва, 2010 |
В аннотации к этому изданию читаем: «Прошло 90 лет с тех пор, как в
полуподвальном помещении Дома Ипатьева в Екатеринбурге были убиты свергнутый с Престола
Император Николай Александрович, Его Семья и четыре верноподданных. Сами организаторы
преступления сделали все, чтобы скрыть истинные обстоятельства
этого убийства. Убийство Царской Семьи является не просто умышленным убийством, но
величайшим злодеянием, оказавшим огромное влияние на судьбы мира. В своей
книге автор доказывает, что убийство Царской Семьи было давно и
тщательно спланированным актом, что убийство не носило
характера политического или уголовного акта,
оно имело сакральные и духовные причины,
подлинная суть которых остается в тайне
Данная книга является несколько сокращенным вариантом, по сравнению с питерским изданием в 2006 году: «Свидетельствуя о Христе до смерти… Екатеринбургкое злодеяние 1918 г.: новое расследование. Издательство Сатис, Санкт-Петербург, 2006, 785 стр., 70х100 1/16»
Территория новой власти
Новое время требовало перемен. В 1919 году улицу Фетисовскую, равно как и все остальные в округе, переименовали. Она получила политически угодное название — 9 Января, в память о Кровавом воскресенье. Сразу несколько улиц в округе получили революционные названия: улица Коробковская была переименована в честь Октябрьской революции, Ломаевская — в честь Февральской, а набережная стала носить имя Рабочей Молодежи.
На этой фотографии 30-х годов — улица Февральской Революции. Дома купцов и помещиков стояли нетронутыми еще долго. Только дорогу заасфальтировали, а ко всем домам провели электричество и водопровод. Фото: архив МИЕ |
После смены табличек дома купцов и ремесленников еще долго стояли нетронутыми. Кардинальным образом облик этого района поменялся в 70-х годах, когда тут решили построить дом для новой власти. Дом советов должен был стать первой в городе высоткой. Находиться в частном секторе такой объект, конечно, не мог. Вот и снесли все подчистую.
Здание для областного комитета КПСС начали строить по распоряжению Бориса Ельцина в 1975 году. Корпус был возведен уже к 1979 году, а в 1982 году была закончена отделка. По тем меркам стройка была грандиозная. Фото: архив МИЕ |
«Белый дом» когда-то был едва ли не единственной высоткой в городе
Подумать только — 24 этажа! Обратите внимание: на фото нет ни гостиницы «Хаятт», ни здания Законодательного Собрания, ни жилой высотки «Февральская революция», не виднеется шпилем «Высоцкий» и строящаяся башня «Исеть». Фото: 1723.ru
Домов, которые сохранились бы здесь с дореволюционных времен, сейчас почти не осталось. Есть всего несколько исключений. Одно из них — дом садовода-любителя Казанцева. Деревянный домик стоит и сейчас — в нем находится музей плодового садоводства.
Улица Фетисовская, позже названная улицей 9 Января, полностью изменила свой облик, после того как Борис Ельцин подписал указ о новой стройке. Тем символичнее, что сейчас улица носит его имя, на ней же стоит и памятник первому президенту. Фото: архив 66.ru |
После завершения строительства Дома советов ландшафт местности значительно поменяется не скоро, только в 1990 году, когда на Октябрьской площади появится здание Свердловского драмтеатра.
Можно было спасти
В своих мемуарах Ельцин отмечал, что дом был разрушен за одну ночь, но в действительности его равняли с землей в течение двух дней. Возможно, он просто запамятовал. Вот что еще примечательно. К уничтожению особняка приступили только 22 сентября 1977 года, то есть более чем через два года после постановления Политбюро. Неужели секретный пакет так долго доставляли на Урал? Нет, его доставили в срок.
Все дело в том, что в 1975 году Первым секретарем Свердловского обкома партии был Яков Петрович Рябов – Ельцин сменил его на этом посту только 2 ноября 1976 года. Журналисты позднее спросили у Рябова, почему он не спешил выполнять высочайшее распоряжение? «А куда мне было торопиться? Дом стоял в низине, никому не мешал», – ответил бывший глава Свердловска. По словам Рябова, он сказал подчиненным, что когда будет готов план реконструкции всего микрорайона, тогда и будет принято решение о сносе. Ходили слухи, что Рябов хотел сохранить дом и подключил к этому даже Брежнева. В любом случае известно, что сносу дома противились представители Всесоюзного общества охраны памятников истории и культуры, и Рябов им всячески содействовал. Не согласны были с разрушением исторического здания и многие коммунисты, не входившие в Политбюро.
Снос дома
Следователь Генеральной прокуратуры РФ В. Н. Соловьёв, долгое время ведший дело о расследовании обстоятельств гибели царской семьи, рассказывал, что агенты КГБ докладывали своему руководству о событиях, происходивших в 1970-х годах вокруг дома Ипатьева: в день гибели царской семьи некие люди, приближаясь к дому и крестясь, ставили свечки, и тому подобное. Эти действия описывались как «болезненный интерес» и квалифицировались как «антисоветские демонстрации».
Председатель КГБ Юрий Владимирович Андропов был обеспокоен вниманием к дому иностранцев, посещающих Свердловск. Приближался 1978 год, год 110-летия со дня рождения Николая Второго и 60-летия со дня его расстрела
Эти годовщины должны были привлечь внимание зарубежной прессы и радиостанций. Поэтому Андропов обратился к Политбюро со следующим предложением:
Решение о сносе дома было принято на заседании Политбюро ЦК КПСС 30 июля 1975 года. Предложение Андропова было принято единогласно. Решение Политбюро «О сносе особняка Ипатьева в г. Свердловске» подписал Суслов, так как Брежнев в это время находился на отдыхе в Крыму.
В момент принятия постановления Свердловский обком КПСС возглавлял Яков Рябов. Однако, окончательная директива откладывалась, и к моменту сноса на посту первого секретаря уже находился Борис Ельцин. Определённую роль в отсрочке сыграло противодействие Всесоюзного общества охраны памятников истории и культуры при некотором сочувствии Рябова и Соломенцева (Председателя Совета министров РСФСР). Однако местные руководители Пономарёв (Секретарь Свердловского обкома КПСС по идеологии), Мехренцев (председатель облисполкома), Манюхин (первый секретарь горкома КПСС) торопили снос. В июле 1977 года в доме работала комиссия во главе с профессором А. А. Малаховым, которая исследовала, нет ли в нём подземелий и тайников. Наконец, 3 августа 1977 года Совет министров РСФСР принял решение № 1221-р об исключении особняка из списка исторических памятников государственного значения. Вскоре после этого решения из дома были переведены занимавшие его конторы, освободившиеся помещения были сфотографированы и обмеряны. Вокруг дома был поставлен забор. Часть внутреннего декора оказалась в хранилище местного краеведческого музея.
Ельцин оставил о сносе дома Ипатьева воспоминания в книге «Исповедь на заданную тему» (1989), которые неточно описывают ход событий: «Вдруг я получаю пакет секретный из политбюро — уничтожить дом Ипатьева. Сопротивляться было невозможно. И вот собрали технику и за одну ночь разрушили …»
В другой своей книге «Президентский марафон» (2000), Ельцин прокомментировал снос дома Ипатьева таким образом:
Снос дома Ипатьева был обставлен как необходимость реконструкции всего квартала — поэтому по планам «реконструкции» подлежали сносу все дома, расположенные в целом квартале. «Реконструкторов» не остановило то, что дома, расположенные в квартале, представляли собой архитектурно-историческую ценность как представители типичной купеческой застройки Екатеринбурга конца XIX — начала XX века. Кроме того, при сносе только одного дома Ипатьева место его точного расположения было бы в дальнейшем очень легко точно определить. При сносе же всего квартала определить точное расположение каждого конкретного дома становилось делом затруднительным. 21 сентября 1977 принято решение Городского исполкома Совета народных депутатов за № 351 о сносе всего квартала, «учитывая неотложную потребность в реконструкции ул. Я. Свердлова и К. Либкнехта…», за подписью В. П. Букина. Перед сносом дом обследовали многие любопытствующие, которые сняли исторически ценные детали интерьера (ручки дверей, детали печей, лепнину стен и т. п.), в том числе, по вскрытии пола в комнате, где в 1918 году жили Великие Княжны Романовы, там обнаружили завернутый в газету и засунутый между плинтусом и полом золотой браслет с драгоценными камнями и вензелем «Т».
Снос дома начался 16 сентября 1977 года и продолжался два дня. Разрушение при помощи «шар-бабы» произведено не ночью, а днём. Сохранились фотоснимки сноса дома.
Архитектурный ансамбль
Первые постройки Ипатьевского монастыря были деревянными. Со второй половины 16 века боярами Годуновыми начали возводиться каменные сооружения, среди которых первым строится Троицкий собор с приделом апостола Ипатия, затем храм Рождества Богородицы. Вокруг монастыря выросли каменные стены, по углам которых были оборудованы башни, над Святыми воротами был возведен храм святого Феодора Стратилата и Ирины. В начале 17 века в центре монастыря была установлена звонница.
Первый каменный Троицкий собор был разрушен во время случайного взрыва пороха, а дошедшее до нас строение Свято-Троицкого собора относится к середине 17 века. Это необыкновенной красоты пятикупольное сооружение на высоком подклете с галереями и с богато оформленным ажурным крыльцом являет собой яркий образец московского зодчества.
Круто изогнутые закомары и купола придают постройке пластическую выразительность. Сохранились три металлические двери, выполненные с применением «золотой наводки». Особенный интерес неизменно вызывают фрески работы иконописца Гурия Никитина, которыми расписаны своды, стены, столбы и барабаны храма. В конце 18 века в соборе был сооружен великолепный пятиярусный позолоченный иконостас с колоннами сквозной резьбы.
Одно из почетных мест в иконостасе занимает точная копия знаменитой Тихвинской иконы Божией Матери, привезенная в Кострому в 1613 году. А в подклети собора сохранились фамильные погребения рода Годуновых, где покоится прах и родителей Бориса Годунова.
Слева от собора находится Наместничий корпус (XVI — XIX вв.) и Святые ворота с надвратной церковью Хрисанфа и Дарии.
Справа от Троицкого собора располагается историко-архитектурный памятник 16 века — Палаты бояр Романовых, в которых и жила инокиня Марфа (Ксения Ивановна Шестова-Романова) со своим сыном Михаилом. Тогда здесь были только кельи, но во второй половине 19 века здание было перестроено. К нему добавилось выступающее далеко вперед крыльцо с килевидным навесом.
Гуляя по палатам, вы можете ознакомиться с интересной музейной экспозицией, рассказывающей об истории рода Романовых, увидеть печи, оформленные изразцовыми плитками, древние иконы, фрагменты фресок и многие уникальные предметы быта того периода.
Расположенные рядом с этим зданием ворота ведут на территорию Нового города – эта пристройка 1642-43 гг. На месте, откуда Михаил Романов отправился на царство, возведена башня с воротами. Ее шатровая крыша покрыта зеленой черепицей. Эта башня стала въездом на территорию монастыря с западной стороны.
Сзади Троицкого собора стоит воссозданный к 400-летию династии Романовых, взамен взорванного в 30-е годы, храм Рождества Богородицы.
Погуляв по территории Ипатьевского монастыря, на обратном пути можно купить сувениры, которые продаются под его стенами в многочисленных палатках.
Расстрел царской семьи
Убитые в доме Ипатьева.1 ряд: Николай II со своей семьёй (слева направо: Ольга, Мария, Николай, Александра, Анастасия, Алексей и Татьяна) 2 ряд: лейб-медик Е. С. Боткин, лейб-повар И. М. Харитонов 3 ряд: комнатная девушка А. С. Демидова, камердинер полковник А. Е. Трупп
Николай II, Александра Фёдоровна, их дети, доктор Боткин и три человека прислуги (кроме поварёнка Седнёва) были убиты с применением холодного и огнестрельного оружия без суда и следствия[источник не указан 821 день]. Расстрел царской семьи произведён в подвале дома в ночь с 16 на 17 июля 1918 года[источник не указан 821 день].
Территория новой власти
Новое время требовало перемен. В 1919 году улицу Фетисовскую, равно как и все остальные в округе, переименовали. Она получила политически угодное название — 9 Января, в память о Кровавом воскресенье. Сразу несколько улиц в округе получили революционные названия: улица Коробковская была переименована в честь Октябрьской революции, Ломаевская — в честь Февральской, а набережная стала носить имя Рабочей Молодежи.
На этой фотографии 30-х годов — улица Февральской Революции. Дома купцов и помещиков стояли нетронутыми еще долго. Только дорогу заасфальтировали, а ко всем домам провели электричество и водопровод. Фото: архив МИЕ |
После смены табличек дома купцов и ремесленников еще долго стояли нетронутыми. Кардинальным образом облик этого района поменялся в 70-х годах, когда тут решили построить дом для новой власти. Дом советов должен был стать первой в городе высоткой. Находиться в частном секторе такой объект, конечно, не мог. Вот и снесли все подчистую.
Здание для областного комитета КПСС начали строить по распоряжению Бориса Ельцина в 1975 году. Корпус был возведен уже к 1979 году, а в 1982 году была закончена отделка. По тем меркам стройка была грандиозная. Фото: архив МИЕ |
«Белый дом» когда-то был едва ли не единственной высоткой в городе
Подумать только — 24 этажа! Обратите внимание: на фото нет ни гостиницы «Хаятт», ни здания Законодательного Собрания, ни жилой высотки «Февральская революция», не виднеется шпилем «Высоцкий» и строящаяся башня «Исеть». Фото: 1723.ru
Домов, которые сохранились бы здесь с дореволюционных времен, сейчас почти не осталось. Есть всего несколько исключений. Одно из них — дом садовода-любителя Казанцева. Деревянный домик стоит и сейчас — в нем находится музей плодового садоводства.
Улица Фетисовская, позже названная улицей 9 Января, полностью изменила свой облик, после того как Борис Ельцин подписал указ о новой стройке. Тем символичнее, что сейчас улица носит его имя, на ней же стоит и памятник первому президенту. Фото: архив 66.ru |
После завершения строительства Дома советов ландшафт местности значительно поменяется не скоро, только в 1990 году, когда на Октябрьской площади появится здание Свердловского драмтеатра.