Икона святой троицы
Содержание:
- Судьба художника
- «Пресвятая Троица» преподобного Андрея Рублева
- Биография
- Сохранение
- Различие Божественных Лиц по ипостасным свойствам
- Особенности изображения Новозаветной
- Просьба о транспортировке иконы в Лавру
- Судьба иконы «Троица»
- помогите найти описание Иконы Святой Троицы Андрея Рублева
- «Пресвятая Троица» преподобного Андрея Рублева
- Значение иконы Святой Троицы
- Неканоничные изображения Святой Троицы: коронование Богоматери
- Как правильно молиться
- Толкование «Троицы»
Судьба художника
Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой. Строфы Пушкина, пожалуй, — лучшее резюме для биографии Андрея Рублева. Впрочем, мы даже не знаем, как его звали. Под именем Андрей он принял постриг, а как его звали в миру — тайна сия мраком покрыта. То же касается и фамилии. Вероятно, что Рублев — это прозвище по роду занятий его отца.
Неизвестно и то, где и когда он родился, какого был происхождения, как начал заниматься иконописью. И что самое загадочное — как ему удалось создать шедевр, по красоте соперничающий с произведениями мирового искусства.
Фрески Успенского собора во Владимире. (Pinterest)
Первое упоминание о Рублеве в летописи появилось в 1405 году. В документе указано, что Феофан Грек, Прохор-старец и чернец Андрей Рублев расписали Благовещенский собор в Московском Кремле. Это говорит о том, что уже к этому времени Рублев был опытным мастером, которому могли доверить такую ответственную работу. Уже через 3 года Рублев, согласно летописи, делал росписи с Даниилом Чёрным в Успенском соборе во Владимире. На этот раз у Рублева есть помощники и ученики. В 1420-х годах вместе с Даниилом Чёрным он руководил работами в Троицком соборе Троице-Сергиева монастыря. Эти росписи не сохранились.
В целом, из наследия Рублева до нас дошло совсем немного. пальцев одной руки хватит, чтобы пересчитать работы, которые сегодня с уверенностью исследователи атрибутируют Рублеву: что-то не сохранилось, а чье-то авторство пересмотрено, увы, не в пользу иконописца.
«Пресвятая Троица» преподобного Андрея Рублева
Знаменитое творение великого мастера «переводит» на образный язык очень сложное христианское представление – нераздельность и неслиянность трех ипостасей Бога: Отца, Его Сына Христа и Святого Духа.
При этом переосмысляется широко распространенный тогда иконописный канон – «Гостеприимство Авраама» (это, кстати, еще одно, малоизвестное название самой прославленной работы преподобного иконописца).
Подобные изображения воспроизводили библейское сказание о посещении Господом дома прародителя Авраама под видом трех мужей-странников.
Рублевский тринитарный лик в сравнении с ветхозаветным каноном подчеркнуто внеисторична. Нет персонажей гостеприимных хозяев, и лишь малая часть их дома выписана на заднем плане. Образ зацветшего Мамврийского дуба – вестника о чуде позднего рождения у Авраама первенца – трансформирован в условное изображение ветви. Вместо щедрого угощения – одна только чаша.
Идею непрерывности, вечного становления действа, подчеркивает и умышленная неправильность фигур: обе чаши – на столе и образуемая фигурами ангелов – асимметричны по форме.
Фигуры ангелов будто вписаны в круг – древнейший символ божественного совершенства. Центральный контур силуэтов двух крайних персонажей образует чашу, повторяющую абрис чаши на столе: нераздельная неслиянность словно рождает внутреннее пространство.
Центральной точкой и главным смыслообразующим элементом является стоящая перед ангелами Чаша. Сосуд – символ великой Божьей жертвы ради вечной жизни людей. Художник переосмысляет эту фундаментальную тему христианской веры.
Традиционно, главным цветом в обращении к теме искупления был киноварный, кроваво-алый. У Рублева же – главенство «голубца», означающего все небесное и духовное, покой и умиротворение. Голубой уводит к высшим причинам и конечным целям страдания: все ведет к Божьему замыслу о мире и благе. Не ветхозаветное тревожное предчувствие жертвы – а красота духовного подвига.
Три лика Божьих также изображены новаторски. Они равны: нет буквальных указаний на ипостась, никто не смотрит на зрителя. Но каждый наделен своей индивидуальностью – через цвета одежд, символические жесты, направление взгляда
Лаконизм изобразительного языка приковывает внимание к молчаливому диалогу Троицы над Чашей страдания
Пожалуй, всем полезно знать, в чем помогает икона Николая Чудотворца.
Биография
Статья по теме Вежливый инок. Как Сергий Радонежский узаконил русскую власть По мнению большинства учёных, «Андрей Иванов сын Рублёв», как было подписано на одной из его работ, родился около 1360 года в Московском княжестве (по другой версии, в Великом Новгороде). Судя по фамилии, происходящей от слова «рубель» (так на Руси называли приспособление для стирки и глажения белья), его отец был ремесленником.
В «Сказании о святых иконописцах» (XVII век) говорится, что Андрей Рублёв жил в Троицком монастыре при Никоне Радонежском, который стал игуменом после смерти Сергия Радонежского.
Здесь Андрей Рублёв был пострижен в монахи (по другой гипотезе, он принял постриг в Спасо-Андрониковом монастыре в Москве). Мирское имя художника неизвестно.
Почтовая марка СССР с изображением Андрея Рублёва. Художник марки — В.В. Завьялов. 1961 год Фото: Commons.wikimedia.org
Скончался художник 29 января (11 февраля по новому стилю) 1430 года в Москве во время чумы. Иконописец был погребён в Спасо-Андрониковом монастыре. В 1988 году его канонизировал Поместный собор РПЦ.
За всю жизнь лицо художника ни разу не было запечатлено. Впрочем, существует мнение, что среди его икон в Благовещенском соборе может быть и собственный автопортрет в образе Иуды Искариота.
В 2006 году при раскопках в Спасо-Андрониковом монастыре было обнаружено захоронение предположительно XV века. По мнению главного специалиста Московского бюро судмедэкспертизы Сергея Никитина, найденные останки принадлежат Андрею Рублёву.
На основе находки в течение семи лет длились работы по воссозданию облика иконописца при помощи многочисленных исследований, анализов и технических разработок.
Сохранение
Трещина проходит по лику правого ангела, местами содрана краска, есть следы от гвоздей, которыми когда-то риза прикреплялась к иконе.
Нынешнее состояние Троицы отличается от его первоначального состояния. Изменения в него вносили как минимум еще в 1600 году, а, скорее всего, и раньше. Состояние, наиболее близкое к первоначальному, которого удалось достичь реставраторам, было после реставрации 1918 года. Эта реставрация выявила большую часть оригинальных работ Рублева, но сохранились многочисленные следы работы Гурьянова и других веков. Настоящая поверхность представляет собой комбинацию слоев, созданных в разные периоды времени. В настоящее время икона усилена шпонками , то есть небольшими дюбелями , которые используются специально для икон.
В настоящее время Троица хранится в специальном стеклянном шкафу в музее в постоянном температурном и влажностном режиме.
Третьяковская галерея оценила нынешнее состояние как «стабильное». Между слоями грунта и краски постоянные промежутки, особенно на полях. Основная проблема — вертикальная трещина, проходящая через поверхность спереди, вызванная разрывом между первой и второй платами заземления в неизвестное время. Гурьянов зафиксировал трещину во время чистки: на фотографии 1905 года трещина изображена уже существующей.
Трещина стала заметной в 1931 году и частично была устранена весной 1931 года. Тогда зазор достигал 2 мм в верхней части иконы и 1 мм на лицевой стороне правого ангела. Юрий Олсуфьев попытался отремонтировать икону, переместив икону в специальное помещение с искусственно созданной высокой влажностью около 70%. Промежуток между досками практически полностью закрылся за 1–5 месяцев. К лету 1931 г. процесс сокращения разрыва за счет воздействия влажности прекратился. Тогда было решено укрепить слой левкаса и слой краски мастикой и заполнить ею зазор.
Реставраторы не могли сказать наверняка, как разные слои краски разного времени могли отреагировать на малейшие изменения окружающей среды. Малейшее изменение климата может привести к непредсказуемому ущербу. Комитет реставраторов Третьяковской галереи подробно обсудил различные предложения по дальнейшему укреплению иконы, и 10 ноября 2008 года комиссия пришла к выводу, что ни при каких обстоятельствах нельзя нарушать нынешнее стабильное состояние иконы.
Различие Божественных Лиц по ипостасным свойствам
Согласно церковному учению, Ипостаси суть Личности, а не безличные силы. При этом Ипостаси обладают единой природой. Естественно встает вопрос, каким образом их различать?
Все божественные свойства относятся к общей природе, они свойственны всем трем Ипостасям и поэтому сами по себе различия Божественных Лиц выразить не могут. Невозможно дать абсолютное определение каждой Ипостаси, воспользовавшись одним из Божественных имен.
Одна из особенностей личностного бытия состоит в том, что личность уникальна и неповторима, а следовательно, она не поддается определению, ее нельзя подвести под некое понятие, поскольку понятие всегда обобщает; невозможно привести к общему знаменателю. Поэтому личность может быть воспринята только через свое отношение к другим личностям.
Именно это мы видим в Священном Писании, где представление о Божественных Лицах основано на отношениях, которые между ними существуют.
Примерно начиная с конца IV века можно говорить об общепринятой терминологии, согласно которой ипостасные свойства выражаются следующими терминами: у Отца – нерожденность, у Сына – рожденность (от Отца), и исхождение (от Отца) у Святого Духа. Личные свойства суть свойства несообщимые, вечно остающиеся неизменными, исключительно принадлежащие тому или другому из Божественных Лиц. Благодаря этим свойствам Лица различаются друг от друга, и мы познаем их как особые Ипостаси.
При этом, различая в Боге три Ипостаси, мы исповедуем Троицу единосущной и нераздельной. Единосущие означает, что Отец, Сын и Святой Дух суть три самостоятельных Божественных Лица, обладающие всеми божественными совершенствами, но это не три особые отдельные существа, не три Бога, а Единый Бог. Они имеют единое и нераздельное Божеское естество. Каждое из Лиц Троицы обладает божественным естеством в совершенстве и всецело.
День Святой Троицы празднуется на пятидесятый день после Пасхи, поэтому этот праздник еще называется Пятидесятницей. Праздник Пятидесятницы, или день Святой Троицы проходил так. В десятый день по Вознесении Господа Иисуса Христа, в день иудейского праздника первой жатвы, когда ученики и с ними Дева Мария находились в Сионской горнице, в третий час дня в воздухе послышался сильный шум, как во время бури. В воздухе появились яркие трепещущие языки огня. Это был огонь не вещественный – он был одной природы с благодатным огнем, который ежегодно сходит в Иерусалиме на Пасху, он светил, не обжигая. Носясь над головами апостолов, языки огня опустились на них и опочили. Тут же, вместе с внешним явлением произошло и внутреннее, совершившееся в душах: «исполнишася вси Духа Свята». – И Богоматерь, и апостолы ощутили в тот миг необыкновенную силу, действующую в них. Просто и непосредственно им был дан свыше новый благодатный дар глагола – они заговорили на языках, которых не знали прежде. Это было дарование, необходимое для проповеди Евангелия по всему миру.
В память об этом событии праздник Пятидесятницы называется еще днем сошествия Святого Духа, а так же днем Святой Троицы: в явлении Святого Духа, исшедшего от Бога-Отца по обещанию Бога-Сына, раскрылось таинство единства Святой Троицы. Название же Пятидесятницы день этот получил не только в память древнего праздника, но и потому, что это событие пришлось на пятидесятый день после христианской Пасхи. Как Пасха Христова заменила собой древний иудейский праздник, так и Пятидесятница положила основание Церкви Христовой как союзу в Духе на земле.
О Святой Троице на «Правмире»:
- Святая Троица в Православной Церкви
- Троица, 10 икон Святой Троицы
- Об изображении Святой Троицы
- День Святой Троицы. Пятидесятница
- Троица – исполнение всех ожиданий
- “Святая Троица” Преподобного Андрея Рублева
- Троица и икона Воскресения Христова
- Святая Троица — парадигма человеческой личности
- Художественный образ Пресвятой Троицы
- Троица: Фундамент христианства
- Троица: единство и святость
- День Святой Троицы: Что мы без помощи Божией?
- День Святой Троицы: что важнее – Бог или шашлык?
- День святой Троицы: что поется в этот день в храме?
- День Святой Троицы: рассказ о нескольких случаях
- «…Предстоя Святей Троице». О передаче троичного догмата в иконах
- День Святой Троицы в Троице-Сергиевой Лавре
- Как в старину на Троицу гуляли (ФОТО)
- Праздник Троицы: как победить разделение внутри себя?
- Почему на Троицу храмы украшают ветками берез?
- «Я открыл главу о Святой Троице и понял, что это моё»
- Троица в Давыдово (+ФОТО)
Особенности изображения Новозаветной
Основанием для создания иконописного типа послужили слова Христа: «Я и Отец одно». Божественные ипостаси явлены в виде убеленного сединами Старца, то есть Бога Отца; Христа, то есть Бога Сына; Святого Духа в виде небесной голубя. Выделяют два основных варианта написания Новозаветной Троицы: «Сопрестолие» и «Отечество».
Иконография: Отечество (Троица Новозаветная). Датировки: XVII в. 1696 г. Иконописная школа или художественный центр: Ярославская школа. Происхождение: из Спасской церкви Толгского монастыря под Ярославлем. Материал: дерево, левкас, темпера. Размеры иконы: высота 39 см, ширина 31,5 см. В центре иконы помещено изображение Троицы Новозаветной: Бог-Сын, Бог-Отец и Святой Дух. Триипостасное Божество среди огненных херувимов. По углам расположены фигуры евангелистов с их символами
В первом варианте центральные фигуры изображены восседающими на престоле; во втором – сидящий Бог Отец держит на коленях Сына (Спаса Эммануила), сжимающего в руках лазурную сияющую сферу. Внутри шара заключен голубь – образ Святого Духа. В отличие от Ветхозаветной Троицы, здесь ни о каком равноправии речь не идет. «Отечество» выражает идею, что Отец более Сына и Духа, потому что Отец — начало Троицы, Родитель Сына и Изводитель Духа. Сын, как предвечно рождающийся из недр Отца, сидит у Отца на коленях, Святой Дух в некоторых вариациях изображен исходящим из уст Отца.
Что же касается иконы «Сопрестолие», Священным Синодом Константинопольской Церкви в 1776 г.
Кроме того, к Новозаветной Троице относят целый ряд икон: «Распятие в лоне Отчем», «Предвечный Свет», «Шестоднев», «Всевидящее око» и др.
Иконография: Всевидящее Око Божие. Датировки: XX в. Начало XX века. Иконописная школа или художественный центр: Палехская школа иконописи. Материал: дерево, левкас, темпера, масло, золото, чеканка. Размеры иконы: высота 26,7 см, ширина 22,3 см. В центральном круге, от которого исходят четыре луча, помещено поясное изображение благословляющего Христа Эммануила со свитком в руках. Во втором круге — схематично изображенное лицо с двумя парами глаз. В круглых медальонах, опоясывающих внешний круг, вписаны символы евангелистов, Господа Саваофа и Богоматери Оранты. Инв. № ГМПИ 3611. ДИ-396-И. Государственный музей Палехского искусства
О правомочности воспроизведения подобных сюжетов постоянно ведутся споры. Любопытно, что противоречия исходят от различий в трактовках Евангелия. Одни богословы утверждают, что Бога Отца изображать невозможно, ибо это нарушает утверждение о Его безначалии и непостижимости, выраженной в словах евангелиста Иоанна: «Бога не видел никто и никогда». Оппоненты возражают, ссылаясь на то же Евангелие, но уже на слова Самого Христа: «Видевший Меня видел Отца Моего». Стоит отметить, что большинство икон Новозаветной Троицы появились после XVI века, то есть сравнительно поздно.
Просьба о транспортировке иконы в Лавру
17 ноября 2008 года состоялось ещё одно расширенное реставрационное совещание в Государственной Третьяковской галерее, после которого 19 сентября 2008 старший научный сотрудник Третьяковской галереи Левон Нерсесян сообщил в своём блоге о просьбе патриарха Алексия II предоставить «Троицу» Троице-Сергиевской лавре на три дня для участия в церковном празднике летом 2009 года. Перемещение иконы в лавру, её пребывание в течение трёх дней в микроклимате собора, среди свечей, ладана и верующих, а потом транспортировка обратно в ГТГ, по мнению музейных специалистов, может уничтожить её. Информация, опубликованная Нерсесяном, имела большой общественный резонанс и вызвала множество публикаций в СМИ. Единственными сотрудниками музея, выступавшими за предоставление иконы, были директор Третьяковской галереи и её главный хранитель, в то время как большинство других сотрудников, не являющиеся столь высокими чиновниками, а также искусствоведы и учёные, трудящиеся в других учреждениях, выступили резко против, и обвинили директора и хранителя в намерении совершить «должностное преступление», которое приведёт к утрате национального достояния.
«Троица» является выдающимся памятником культуры, общенациональным достоянием, с которым должны знакомиться люди всех воззрений, вне зависимости от их конфессиональной принадлежности. Выдающиеся памятники культуры принято хранить не в храмах, где их видит узкий круг прихожан, а в общедоступных музеях. — Академик В.Л. Янин |
В настоящий момент «Троица» хранится в зале древнерусской живописи Третьяковки, в специальном стеклянном шкафу, в котором поддерживается постоянная влажность и температура, и который защищает икону от любых внешних воздействий.
На праздник Троицы 2009 года, после активного обсуждения в прессе и направления письма президенту, подписанного многими деятелями культуры и простыми гражданами, а также, скорее всего, под влиянием других факторов (так, 5 декабря 2008 патриарх умер), икона оставалась в ГТГ и, как обычно, была перемещена в церковь при музее, откуда позже благополучно была доставлена обратно на своё место в экспозиции.
Судьба иконы «Троица»
Через почти 100 лет после написания работу спрятали на 5 веков под оклад. Это произошло в 1575 году, по приказу Ивана Грозного. Согласно записям монастыря, образ, написанный Рублевым, занимал главное место среди всех остальных икон. Однако основной святыней в Троице-Сергиевой Лавре считались мощи Сергия Радонежского.
В 1904 году началась расчистка образа. В то время практически все православные иконы подверглись этой процедуре. Занимался этим реставратор и иконописец Василий Гурьянов.
После того, как Гурьянов снял с иконы оклад, рублевская живопись не была обнаружена. Сначала он увидел записи XX века, затем XVIII. После этого он обнаружил фрагменты других времен. Под всеми этими слоями (всего их было три) и хранилась оригинальная живопись.
В 2008 году состоялось совещание реставрационного совета. Там было принято решение поставить маячки для наблюдения за образом и его состоянием. Через несколько дней реставрационный совет снова собрался, но уже для того, чтобы решить, куда транспортировать икону.
Где находится «Троица» сейчас, известно. Это зал иконописи Древней Руси, расположенный в Третьяковской галерее. Хранится икона в стеллаже, выполненном из стекла. Внутри поддерживается необходимая влажность и температура воздуха. Это оберегает картину от внешних факторов и увеличивает продолжительность ее существования.
помогите найти описание Иконы Святой Троицы Андрея Рублева
Stolz Искусственный Интеллект (164430) 3 года назад
В основе сюжета «Троицы» ветхозаветная легенда о явлении праведному Аврааму и его жене Сарре трех юношей ангелов. Авраам заклал тельца и угостил путников, угадав в прекрасных юношах воплощение троичного начала божества, Суть легенды в том, что божество непостижимо сознанию смертного и становится доступным человеку, лишь обретя человеческие черты
Поэтому художники, обращавшиеся к этому сюжету, обычно уделяли главное внимание бытовым подробностям, изображали сцену заклания, уставленный яствами стол
Но Рублева влекло более проникновенное понимание древнего сказания, В его «Троице» заключено много тайн и символов. Что значит эта чаша на столе с головой жертвенного животного? Не намек ли на то, что один из юных путников готов принести себя в жертву? Не потому ли и стол похож на алтарь? Здесь есть еще две зашифрованные чаши; одна образуется контурами фигур крайних ангелов, другая лежит у подножия. В центре трех чаш — центральный ангел. Многие исследователи считают, что в середине изображен Бог Сын; на это указывает и цвет его хитона, темно-красный – цвет пролитой крови. Другие склоняются к мнению, что в центре Бог Отец: он показывает Сыну на чашу страданий, которую тому предстоит испить, А посох в руках этих крылатых существ — не знак ли это странничества, на которое один из них обрек себя?
В иконе зашифровано много богословских символов, указывающих на таинство причастия, на смысл Троицы, Бог един в трех лицах, поэтому, по большому счету неважно, где кто находится. Главное здесь воплощение идеи единения, жертвенности, любви, справедливости, добра и духовной красоты
Возможно; византийские изображения Троицы в круглых обрамлениях или на круглых блюдцах натолкнули Рублева на мысль объединить кругом три сидящие фигуры. Обрамление его иконы не имеет круглой формы, но не обозначенный линией круг плавно проступает в очертаниях фигур. Поскольку круг всегда почитался символом неба, света и божества, его присутствие в «Троице» должно было увлечь мысль к незримому, возвышенно духовному. Рублев создает в пределах круга плавное, скользящее движение; средний ангел склоняет голову, нимб его нарушает симметрию в верхней части иконы, и равновесие восстанавливается лишь тем, что оба подножия ангелов отодвинуты в обратную сторону Куда бы мы ни обращали взор, всюду мы находим отголоски основной круговой мелодии; линейные соответствия; формы. возникающие из других форм или служащие их зеркальным отражением; линии, влекущие за грани круга или сплетающиеся в его середине, — невыразимое словами, но чарующее глаз симфоническое богатство форм, объемов, линий и цветовых пятен.
Мы видим, что в иконе в круг вписан квадрат. Квадрат – это геометрическая фигура, имеющая ряд мифологических, символических и иных толкований. Наиболее явно квадрат связан с числом 4, символизирующим такие понятия, как
порядок, равенство, земля.
«Пресвятая Троица» преподобного Андрея Рублева
Знаменитое творение великого мастера «переводит» на образный язык очень сложное христианское представление – нераздельность и неслиянность трех ипостасей Бога: Отца, Его Сына Христа и Святого Духа.
При этом переосмысляется широко распространенный тогда иконописный канон – «Гостеприимство Авраама» (это, кстати, еще одно, малоизвестное название самой прославленной работы преподобного иконописца).
Подобные изображения воспроизводили библейское сказание о посещении Господом дома прародителя Авраама под видом трех мужей-странников.
Рублевский тринитарный лик в сравнении с ветхозаветным каноном подчеркнуто внеисторична. Нет персонажей гостеприимных хозяев, и лишь малая часть их дома выписана на заднем плане. Образ зацветшего Мамврийского дуба – вестника о чуде позднего рождения у Авраама первенца – трансформирован в условное изображение ветви. Вместо щедрого угощения – одна только чаша.
Идею непрерывности, вечного становления действа, подчеркивает и умышленная неправильность фигур: обе чаши – на столе и образуемая фигурами ангелов – асимметричны по форме.
Фигуры ангелов будто вписаны в круг – древнейший символ божественного совершенства. Центральный контур силуэтов двух крайних персонажей образует чашу, повторяющую абрис чаши на столе: нераздельная неслиянность словно рождает внутреннее пространство.
Центральной точкой и главным смыслообразующим элементом является стоящая перед ангелами Чаша. Сосуд – символ великой Божьей жертвы ради вечной жизни людей. Художник переосмысляет эту фундаментальную тему христианской веры.
Традиционно, главным цветом в обращении к теме искупления был киноварный, кроваво-алый. У Рублева же – главенство «голубца», означающего все небесное и духовное, покой и умиротворение. Голубой уводит к высшим причинам и конечным целям страдания: все ведет к Божьему замыслу о мире и благе. Не ветхозаветное тревожное предчувствие жертвы – а красота духовного подвига.
Три лика Божьих также изображены новаторски. Они равны: нет буквальных указаний на ипостась, никто не смотрит на зрителя. Но каждый наделен своей индивидуальностью – через цвета одежд, символические жесты, направление взгляда
Лаконизм изобразительного языка приковывает внимание к молчаливому диалогу Троицы над Чашей страдания
Пожалуй, всем полезно знать, в чем помогает икона Николая Чудотворца.
Значение иконы Святой Троицы
Как уже упоминалось ранее, икона Пресвятой Троицы имеет множество символических образов, которые формируют общее представление о событии, а также через детали раскрывают силу и значимость святыни для верующих.
Центральным предметом композиции является чаша. Она отображает страдания, муки Иисуса Христа, через которые Он готов пройти во имя искупления человеческих грехов. Красная жидкость, которую зальют в сосуд, знаменует Божью кровь, собранную после распятия Иисуса на кресте. Но и пока чаша не пустует, сейчас в ней лежит голова тельца – главный символ жертвенности.
У стола в полном молчании сидят три ангела, держа в руках скипетр, обозначающий власть. Их головы слегка наклонены друг к другу, а контуры фигур напоминают ключевой образ. За каждым из них имеется собственный символ. Бог Отец в пурпурном одеянии по центру благословляет, склоняя над чашей два пальца. Позади Него растет Мамврийский дуб, который у Андрея Рублева приобретает значение Эдемского древа жизни. По правую сторону от Бога Отца сидит Святой Дух, а за Ним находится христианская церковь, так званый дом Святого Духа. Жестом руки Он благословляет и одновременно в повелительной форме направляет Сына путем страданий. Бог Сын восседает напротив. Его голова смиренно опущена, а взгляд полный готовности направлен на чашу. За спиной Христа возвышается гора – символ искупления, на которую Ему определенно взойти.
Неканоничные изображения Святой Троицы: коронование Богоматери
Вообще о короновании девы Марии, равно как и Иисуса или Духа Святого, ничего не говорится. Однако Богоматерь признана святой всеми ветвями христианской религии. И согласно представлениям верующих она тоже была вознесена на небеса сразу после смерти.
Тут-то и состоялось ее коронование. И это событие так или иначе отражено в церковном календаре. Православные, например, отмечают Успение Богородицы. Это происходит каждый год 28 августа по новому стилю.
Сюжет коронования интерпретируется по-разному. Например, на полотне Диего Веласкеса запечатлено, как Марию коронуют Отец и Сын.
А Ридольфо Гирландайо изобразил, как на небе Богородицу коронует сам Христос. И в честь этого события ангелы играют торжественную музыку.
Как правильно молиться
Богу можно молиться по всем вопросам. Именно Он исполняет все желания и вершит судьбы. Святые являются посредниками между Всевышним и человеком, доносят важные молитвы и просьбы.
Но священнослужители не рекомендуют беспокоить Святую Троицу по пустякам
Если каждый день молится с просьбой получить хорошую оценку, чтобы сосед убрал дерево, затеняющее ваш участок, о покупке понравившегося платья, то все эти мелочи ослабят внимание Небожителей к вашим молитвам. И когда придет нужда в настоящей поддержке, Бог не услышит вас, точнее не предаст должного значения вашему обращению
Перед иконой Святой Троицы ежедневно нужно произносить благодарности и хвалебные тексты. Обращаться с молитвенными просьбами стоит в случае острой нужды: просить о здоровье при тяжелой болезни, защиты от врагов, для решения жизненно важных вопросов.
Молитва может быть составлена самостоятельно с соблюдением канонических правил или читаться сложенный кем-то текст. Главное – искренность, вера во всемогущество и доброту Бога.
Дома также ставятся свечи, читается утреннее правило и затем обращение к Троице. Текст произносится наизусть трижды. После каждого прочтения следует говорить «Аминь» и креститься.
Бог милостив, но его помощь следующий раз придет быстрее, если вы не забудете поблагодарить Троицу после получения помощи или ее части.
Молитва
Толкование «Троицы»
Святая Троица Рублева написана по библейскому сюжету из Ветхого Завета, по которому к Аврааму пришли трое странников-ангелов с благой вестью: у него родится сын, который станет прародителем всего иудейского народа. Но она объединяет собой не только этот сюжет. Есть здесь множество важных отсылок ко всем ключевым библейским моментам. Картина воплощает собой многое, оставаясь достаточно простой.
Так чаша, вокруг которой сидят ангелы, символизирует страдания Христа — внутри собрана кровь, капавшая из его ран, когда он был распят на кресте. Силуэт дерева может означать древо познания из сада Эдема, одновременно с этим — дуб, под которым отдыхал Авраам. А здание — церковь либо вход в авраамов дом. Гора же, расположенная в правом верхнем углу, становится символом Голгофы.
Трое ангелов — воплощение единого Бога. На это указывает ряд важных символов. Неспроста они одеты в лазурные одеяния — это символизирует их неземную сущность. Прообразом Отца является ангел, сидящий посередине. На это указывают его царственные пурпурные одежды. Но так как скипетры власти есть у каждого из странников, можно говорить о триединстве.
Бога Сына здесь символизирует ангел, сидящий справа. Его голова опущена наиболее смиренно, а рука находится ближе всего к чаше. Пусть по сюжету истории, использованной Рублевым, Иисус еще не родился, его приход предрешен. Он готов испить чашу страданий за грехи человеческие. Третий ангел, располагающийся слева, становится олицетворением Святого Духа.
Круговая композиция
Икона «Троица» Андрея Рублева вписана в круговую композицию. Даже головы ангелов склонены, позволяя общему силуэту органично создавал единый круг. Издавна это символизирует вечность, замкнутый круг человеческого бытия, от рождения мира до конца, который становится новым началом. По контексту трех ангелов он также трактуется как символ триединства христианского Бога.
Итальянские художники тех времен также вписывали группы ангельских сущностей в круговую композицию для большей символичности. Но рублевская композиция разительно отличается от ставшей классической. Круг здесь уместен, незаметен с первого взгляда.
Круговая композиция