В каких проблемах вам поможет икона святой троицы (3 фото + видео)

Икона «Троица Ветхозаветная (Гостеприимство Авраама)» — Псковская иконописная школа

Описание иконы.

Икона «Троица Ветхозаветная», поступила в собрание Третьяковской Галереи из Исторического музея в 1930 году. До этого она находилась в частной коллекции князя Сергея Александровича Щербатова, переданной перед его эмиграцией в 1919 году, на музейное хранение. После национализации, коллекция перешла в собственность государства.

Образ Троицы написан на сосновой доске с врезными сквозными шпонками, размером 145 × 108 см, покрытой крупнозернистой паволокой. Живопись яичной темперой по левкасу.

Композиция Троицы Ветхозаветной ориентирована по трём вертикальным лучам. За столом, в ряд и анфас, расположены три статичные одинаковые фигуры ангелов в одинаковых одеждах. Все они одновременно подняли правые руки в благословляющем жесте, а в левых, опущенных на колени, держат свёрнутые свитки. На столе перед ангелами одинаковые столовые приборы, хлеб и чаши. Над ангелами изображены дерево (в центре) и два здания по краям. Перед накрытым столом, по сторонам, фигуры Авраама и Сарры, подающих напитки, а в центре, в светлом проёме арки, ещё раз изображен Авраам, заносящий нож над тельцом. Образ Авраама у тельца показан в динамике, он засучил рукава хитона и обвязался гиматием. Линия его склонённой фигуры повторяет геометрию арки. Платье и покрывало Сарры написаны с элементами, относящие их к одеждам царского достоинства.

Цветовая гамма иконы характерна для псковских писем — изумрудно-зеленый, оранжево-красный, темно-зеленый, вишневый, золотой. Цвет платья Сарры красновато-оранжевый с золотым ассистом, на нём — золотой широкий пояс. Покрывало так же с золотым узором и красной каймой с жемчугом и изумрудами. Золотым ассистом покрыты все одежды. Вохрение светлое, сделано плавью по оливковому санкирю. Фон и поля иконы золотые.

История образа.

В иконописных изображениях Троицы наиболее часто используется сюжет, называемый «гостеприимство Авраама» — явления Аврааму и Сарре трех Ангелов Господних. «И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер, во время зноя дневного. Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер и поклонился до земли, и сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего; и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим древом, а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите; так как вы идете мимо раба вашего… И взял масла и молока и телёнка приготовленного, и поставил перед ними, а сам стоял подле них под деревом. И они ели» (Быт.18:1-8).

В христианстве три ангела символизируют собой Бога Отца, Бога Сына и Духа Святого, которые есть ипостаси Бога — нераздельные, но и не слиянные, единосущная Святая Троица. Все три ангела на иконе изокефальны, то есть равноправны, это передаётся одинаковостью их одежд и поз. Ангелы здесь не исторические персонажи, а символ троичности единосущного Бога. В состав композиции «Троицы Ветхозаветной» входят и исторические персонажи – Авраам и его жена Сарра, а также натуралистические детали – пейзаж, предметы быта, животные (даже кошка у ноги Авраама). С одной стороны, они как бы «приземляют» изображение, с другой – делают его более достоверным.

Особенности иконописной школы.

Псков – город, которому удалось избежать татарского ига, что способствовало сохранению культурного наследия и его расцвету в XIII–XV веках. Псковская иконописная школа характеризуется индивидуальным подходом к традиционным иконографическим типам и смелым их толкованием.

Композиции псковских икон чаще всего ассиметричны, рисунок неточный, но всегда выразительный. Красочный колорит густой и сумрачный, с преобладанием темно-зеленых, вишневых, красных с оранжевым либо розовым оттенком, мутных синих, серовато-зеленых тонов. Фоны икон чаще желтые, но встречаются и золотые.

Большое распространение находит отделка одежд с помощью тончайших золотых линий (ассиста), придающих поверхности эффект мерцания. Колорит с цветовыми контрастами драматичен. Манера письма размашистая и энергичная, с множеством световых бликов. Художественный язык псковской иконы экспрессивен. Из всех древнерусских иконописных школ, псковская была наиболее смелой, демократичной и непосредственной по форме и духу.

Автор текста: Марина Румянцева.

Куда правильно вешать в доме

Изображение Святой Троицы является одним из самых почитаемых в христианстве. Считается, что ее верховенство должно цениться выше любых других икон, зримо определяя могущество и верховенство Господа. Поэтому при размещении домашнего иконостаса это полотно рекомендуется помещать в центре других изображений. Допускается использование только одной иконы Троицы.

Икону Святой Троицы можно вешать в изголовье кровати. Это будет служить дополнительной мощной защитой от темных сил и негатива. У православных также принято помещать церковное полотно вблизи входной двери. Это предотвращает попадание в квартиру негативной или колдовской энергетики. Бытует мнение, что мощная защита, исходящая от иконы нейтрализует даже самого злого гостя и все его черные намерения в отношении семьи или хозяев улетучиваются в один миг.

Рис 4 Икона Святая Троица может помещаться в любом месте и в любой комнате

Важно, чтобы само помещение было просторным, светлым и чистым. Необходимо расположить иконостас так, чтобы всегда была возможность подойти и прочитать молитву при зажженной свече

Размешается икона Святой Троицы на полке или в специальном шкафу. При наличии нескольких изображений икону с Троицким сюжетом ставят выше остальных. Опытные прихожане утверждают, что правильный порядок расстановки икон в доме помогает быстрее отрыть истинный путь к Богу и повысить свой духовный уровень.

Не рекомендуется ставить икону вблизи:

  • бытовой техники, телевизора;
  • рядом с фотографиями умерших родных;
  • картин, художественных книг, сувенирной продукции;
  • идолов и икон, относящихся к другому вероисповеданию.

Икону лучше помещать на специальную подставку или на застеленный белой скатертью стол. При возможности используют для этого вышитые в народном или церковном стиле рушники. Помещение для хранения икон должно быть светлым и просторным, чтобы модно было быстро сосредоточиться на прочтении молитвы.

Священники акцентируют внимание верующих на том, что не главное где и как будет висеть икона Святой Троицы в доме

Важное то, насколько искренне человек будет молиться перед ней и соблюдать все заповеди Божие. Главное правило здесь – это благоговейное отношение к месту, где размещаются церковные святыни

Оно не должно выглядеть запущенным и неаккуратным. Тогда любая молитва, даже прочитанная своими словами обязательно будет услышана Небесными Покровителями

Главное правило здесь – это благоговейное отношение к месту, где размещаются церковные святыни. Оно не должно выглядеть запущенным и неаккуратным. Тогда любая молитва, даже прочитанная своими словами обязательно будет услышана Небесными Покровителями.

Возникновение и значение иконы

Данная икона написана по сюжету, который взят из Книги Бытия. В этом священном писании в восемнадцатом разделе, описано знакомство трех путников с Авраамом, которые олицетворяют три естества Всевышнего. Сперва за основной сюжет этого образа брался с рассказов, взятых с книги Бытия, то есть путники, Авраам с супругой и разнообразные изображения их мирской жизни. Именно благодаря этому образ и получил второе название «Радушный прием у Авраама».

Спустя несколько лет случаи из действительности на иконе стали понимать совсем в ином ключе – аллегории, при которой Святых Духов (путников) начали почитать как образ Троесущности Всевышнего, а их встреча с Авраамом вошло в православие как появление Святой Троицы. Это и стало основанием для создания пару основных вариантов изображения: На одном из вариантов изображений три Святых Духа изображаются одинаковыми, а на ином – выделяется ангел, который изображается посредине, его изображают с большим нимбом на голове либо над ним пишут символ Бога.

Дорогие Друзья, напоминает Вам, что купить икону Троицы Рублева и Ушакова можно на наших страницах!

А что говорится о Троице именно в Новом Завете?

В книгах Нового Завета о трех Лицах Бога прямо говорится только в двух местах. Во-первых — в Евангелии от Матфея. Воскресший Христос заповедует апостолам: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф 28:19)

Богословы традиционно обращают внимание на то, что речь здесь идет об одном имени, а Лиц названо три

И, во-вторых, — в Первом послании святого апостола Иоанна Богослова. В этой книге есть стих: Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино (1 Ин 5:7). Правда, с этими строками есть сложность — в оригинальном тексте Послания их, возможно, не было. Во всяком случае, их нет ни в одной из древнейших сохранившихся рукописей Нового Завета на греческом языке — ни в Синайском кодексе, ни в Ватиканском (оба датируются IV веком), ни в Александрийском (V век). Древние отцы Церкви, за немногочисленными исключениями, этот стих не цитировали. Поэтому сегодня многие западные издания Нового Завета выходят без этих слов.

Есть, впрочем, достаточно весомые аргументы и в пользу подлинности этого стиха, замечает доктор теологии, профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Олег Давыденков. Установлено, в частности, что спорные строки содержались в так называемой Итале — старолатинском переводе Библии, выполненном во II-III веке с греческого оригинала. Содержится этот стих и во многих сирийских и армянских древних манускриптах. В середине IV века на него ссылался святитель Афанасий Великий, а несколько позже — святитель Григорий Богослов.

Не исключено, что из греческих рукописей эти строки исчезли стараниями ариан, предполагает отец Олег. Арианами назывались последователи александрийского еретика Ария, который считал Иисуса Христа не Богом, а лишь высшим из Божиих творений. Несколько десятилетий IV века ариане играли главенствующую роль в той части Церкви, которая располагалась в восточной Римской империи, в том числе на территориях Греции и нынешней Турции. На Западе же арианская ересь никогда не имела серьезной поддержки. Возможно, именно поэтому в старом латинском переводе Библии и в тех переводах, которые выполнялись с латинского, строчки о «трех небесных Свидетелях» сохранились.

Значение иконы Святой Троицы

Как уже упоминалось ранее, икона Пресвятой Троицы имеет множество символических образов, которые формируют общее представление о событии, а также через детали раскрывают силу и значимость святыни для верующих.

Центральным предметом композиции является чаша. Она отображает страдания, муки Иисуса Христа, через которые Он готов пройти во имя искупления человеческих грехов. Красная жидкость, которую зальют в сосуд, знаменует Божью кровь, собранную после распятия Иисуса на кресте. Но и пока чаша не пустует, сейчас в ней лежит голова тельца – главный символ жертвенности.

У стола в полном молчании сидят три ангела, держа в руках скипетр, обозначающий власть. Их головы слегка наклонены друг к другу, а контуры фигур напоминают ключевой образ. За каждым из них имеется собственный символ. Бог Отец в пурпурном одеянии по центру благословляет, склоняя над чашей два пальца. Позади Него растет Мамврийский дуб, который у Андрея Рублева приобретает значение Эдемского древа жизни. По правую сторону от Бога Отца сидит Святой Дух, а за Ним находится христианская церковь, так званый дом Святого Духа. Жестом руки Он благословляет и одновременно в повелительной форме направляет Сына путем страданий. Бог Сын восседает напротив. Его голова смиренно опущена, а взгляд полный готовности направлен на чашу. За спиной Христа возвышается гора – символ искупления, на которую Ему определенно взойти.

Описание и значение иконы

Икону Святой Троицы — написал Андрей Рублев. Это одна из самых известных и прославленных работ Рублева. Год создания иконы Пресвятой Троицы — 1411. Автор иконы изобразил три ангела, сидящих за одним столом. На фото ниже можно увидеть эту икону.

В основу положен ветхозаветный сюжет, который изложен в 18 главе библейской книги Бытия. В этой главе идет повествование о том, что Авраам — родоначальник многих народов встретил троих таинственных странников. В 19 главе они названы Ангелами.

Три странника сообщили Аврааму, что у него родится сын — Исаак. Затем двое Ангелов ушли в Содому — город, который прогневал Бога за многочисленные грехи его жителей. Один же Ангел остался с Авраамом и беседовал с ним.

Авраам — родоначальник многих народов встретил троих таинственных странников – ангелов. Три странника сообщили Аврааму, что у него родится сын — Исаак

Явление Ангелов Аврааму раскрывало символично образ единосущного и триипостасного Бога — Троицы. Но тот, кто нарисовал икону, стремился раскрыть догматическое учение о Троице. Рублей решил отказаться от традиционных повествовательных моментов, которые часто были включены в изображения. На иконе все сосредоточенно только на общении троих ангелов.

Художник отказывается от образов Авраама и Сарры, ангелы сидят за столом одни. Они уже не вкушают пищу, а как будто благословляют ее. Да и пищи как таковой на столе уже нет — осталась одна чаша, которая символизирует причастие и Святые Дары.

Многие исследователи пытались разгадать, в какой же последовательности преподобный Андрей Рублев изобразил каждую ипостась Господа. Большинство специалистов сошлись во мнении, что для того чтобы подчеркнуть единство Троицы, художник не стал указывать, где кто изображен.

По большому счету, для простого верующего христианина нет никакой разницы, где какая сущность расположена. Мы все равно молимся Единому Богу, и невозможно помолиться Сыну, не молясь при этом Отцу или Святому Духу. Поэтому, глядя на икону, лучше всего воспринимать образ в целом, не разделяя его на три разных фигуры.

Даже само изображение как бы подчеркивает единство всех персонажей — фигуры всех трех ангелов вписываются в невидимый круг. В середине находится Чаша, которая символически указывает на Христову Жертву ради всего человечества.

Необходимо упомянуть, что встречаются различные неканонические попытки изобразить три ипостаси Божии. Загадка христианского понимания Бога всегда привлекала множество исследователей, и не всегда они согласовывали свои взгляды с канонами православия.

Чаша — центр всей композиции

Стоит сказать о том, что в основу иконы Рублева лежит круг. Но не Ангелы вписаны в этот круг, а они сами его образуют. Рассмотрим подробный анализ иконы.

На иконе под цифрой: 1 — чаша, центр всей композиции, 3 — Бог Отец, первая ипостась Святой Троицы. 7 — Святой Дух, который устремляет свой взгляд и поднимает правую руку в сторону Ангела, который сидит напротив. 12 — гора, которая изображает символ искупления падшего мира, прообраз горы Голгофы, на которую взойдет Иисус Христос

  1. Чаша. Если смотреть на образ, то видно, что центр всей композиции — чаша. Она символ страданий Иисуса Христа, на которые он пойдет ради того, чтобы искупить грехи всего человечества.
  2. Голова тельца. В чаше мы видим символ жертвенности Бога Сына.
  3. Бог Отец. Это первая, начальная и причинная ипостась Святой Троицы.
  4. Лазурные одежда. Обращаем внимания на лазурные одежды, это как символ неземной сущности Бога Отца, и также остальных лиц Троицы.
  5. Скипетр. У всех мы видим скипетр — символ власти.
  6. Дерево. Традиционная иконография говорит о том, что Авраам отдыхал под Мамврийским дубом. У Преподобного Андрея Рублева дуб — превращается в дерево жизни, которое Бог посадил в Эдеме.
  7. Бог Дух Святой. Святой Дух устремляет свой взгляд и поднимает правую руку в сторону Ангела, который сидит напротив, то есть в сторону Бога Сына. Это жест благословения, и жест повеления.
  8. Алые одежды. Это своеобразная аллюзия на библейский сюжет, когда сам Святой Дух в виде языков сошел на апостолов.
  9. Здание. Оно символ христианской церкви.
  10. Бог Сын. Его опущенная голова направлена в сторону жертвенной чаши.
  11. Зеленый Гиматий. Это накидка, которая находится поверх хитона. Гиматий — это символ земного мира, куда сойдет Христос.
  12. Гора. Она изображает символ искупления падшего мира, прообраз горы Голгофы, на которую взойдет Иисус Христос. Итак, на иконе мы видим — Отца Сына и Святого Духа. Это полное описание иконы.

В 1575 году в Троице-Сергиевой Лавре Троица Ветхозаветная была обложена золотом самим Иваном Грозным. А в 1600 году она была заново украшена царем Борисом Годуновым.

Молитва Святой Троице

Верующие христиане, молясь «Отче наш», обращаются к Богу Отцу, Иисусовой молитвой — Богу Сыну, произнося «Царю Небесный, Утешителю» мы обращаемся к Святому Духу.

При этом, чтобы не впасть в язычество, в котором исповедуют трех богов, важно учитывать, что Божественные лица Триедины, Они не осознают себя как обособленные Личности. Потому молиться можно любой молитвой

Существует так же непосредственное молитвенное обращение к Святой Троице:

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Значение в православии

Сначала на изображениях присутствовали все участники встречи: троица путников, Авраам, жена Сара. Позднее произошли заметные изменения, иконописцы сделали акцент на троице, потому что именно они стали олицетворением высших небесных сил. Книга Бытия рассказывает о встрече Авраама, описывая подробности. После возвещения о рождении сына, который даст продолжение всему иудейскому народу, два странника отправились в Содом и Гоморру, а один из путников остался с Авраамом.

В Новом Завете имя Авраама часто упоминается при описании земной родословной Иисуса Христа. Его называют «сыном от семени Аврамова», что подразумевает осведомленность Авраама о сошествии Божественного сына на землю. Существует несколько вариантов изображения Пресвятой Троицы, которые обладают особым смыслом:

  • ангелы Троицы изображаются равными по достоинству, что означает полное триединство лиц Бога;
  • среднего ангела из Троицы выделяют с помощью прорисовывания деталей одежды, что говорит об истинном явлении Бога отца.

Значение в православии

Сначала на изображениях присутствовали все участники встречи: троица путников, Авраам, жена Сара. Позднее произошли заметные изменения, иконописцы сделали акцент на троице, потому что именно они стали олицетворением высших небесных сил. Книга Бытия рассказывает о встрече Авраама, описывая подробности. После возвещения о рождении сына, который даст продолжение всему иудейскому народу, два странника отправились в Содом и Гоморру, а один из путников остался с Авраамом.

В Новом Завете имя Авраама часто упоминается при описании земной родословной Иисуса Христа. Его называют «сыном от семени Аврамова», что подразумевает осведомленность Авраама о сошествии Божественного сына на землю. Существует несколько вариантов изображения Пресвятой Троицы, которые обладают особым смыслом:

  • ангелы Троицы изображаются равными по достоинству, что означает полное триединство лиц Бога;
  • среднего ангела из Троицы выделяют с помощью прорисовывания деталей одежды, что говорит об истинном явлении Бога отца.

Молитва иконе Святой Троицы текст на русском

«Живоначальная Троица, односущное Государство, всех земных чудес Виновница, благодарим Тебя за все, что ниспослала Ты грешникам и презренным нам пока, живем мы на свете с верою, за все, что даешь каждому из нас каждый божий день, и за то, что приготовила всем в светлом будущем! За подобные блага, за все чудодеяния и ценности, благодарим Тебя не только на словах, но и на деле, хранящие и исполняющие заветы Твои: мы же, отринем от мирского зла учению христианскому внемли, от бесчисленных в молодости грехов и беззакония живших. И ради, этого, чтобы недостойными и грешными, не предстать пред Пресвятым обликом Твоим бесстыдно явиться, но не осквернить имя Твое Пресвятое довлевшее над нами, а ещё как Ты Сама благоизволила, к счастью нашему, возвестила, как чистые и праведные милуются, и недостойных кающихся милуешь и благосклонно приемлешь. Услышь, о Могущественная и Святая Троица, со своего Святого Царствия Небесного нас, недостойных, и благочестивую молитву нашу, вместо добрых деяний, прими; и пошли нам чувство истинного раскаяния, и возненавидевши любое греховное деяние, в истине и в вере, до окончания нашей мирской жизни, исполняя святой наказ Твой и славящие добрыми мыслями и добрыми делами пресвятое и великолепное имя Твое. Аминь.»

Как православные празднуют Пресвятую Троицу

Среди церковных праздников День Святой Троицы – это, пожалуй, самое красивое мероприятие года. Священники облачаются в зеленые одежды, храмы и иконы Святой Троицы украшаются ветвями березы, полевыми цветами, листьями. Пол в храмах устилается свежей травой.

Зеленый тон служит символом животворящей веры, возрождения природы после долгой зимы, но самое главное – освобождением человеческой души от греха.

Вот почему в этот день принято освящать березовые ветви (березка ведь – это настоящий символ России) и приносить их в дом. Поверье гласит, что этот своеобразный букетик принесет удачу на весь год, если его сохранить до следующей Троицы.

Зеленые ветки других растений — дуба, липы, клена и рябины также используют, чтобы украсить жилище на Троицу. Они призваны оберегать дом от злых духов. Из луговых трав берут васильки, любисток, чабрец, папоротник, мяту, мелису, лопух, плетут из них венки и вешают на дверь, составляют букеты, которые ставят на стол или возле икон.

Накануне в Великую Троицкую субботу служится всенощное бдение. В день праздника Святой Троицы читается Евангелие от Иоанна, совершается праздничная литургия.

Третий день Троицы называется днем Святого Духа. В этот день в церквях принято освящать воду. Люди берут траву и ветки, которыми украшались храмы, и приносят домой. Засушивают их и хранят весь год – они оберегают дом от болезней и бед. Целители рекомендуют собирать в этот день травы —  считается, что природа наделяет их особыми чудодейственными свойствами.

Священники не рекомендуют в эти праздничные дни заниматься тяжелой физической работой, посещать кладбище, планировать какие-то глобальные дела (например, уборка дома, работа на даче, крупные покупки и т.п.). Лучше всего найти время для праздничных богослужений — сходить в храм на службу, посетить литургию в честь Пресвятой Троицы, проникнуться духом светлых молитв, настроиться на праздничную волну.

А остаток дня можно провести со своими близкими, помочь родным, навестить старых друзей. Поста в праздник Святой Пятидесятницы нет, поэтому праздничный стол предполагается богатый и обильный, с разнообразными мясными блюдами, пирогами, свежей зеленью.

Также после праздничного обеда устраиваются традиционные народные гулянья — люди стремятся на природу, где совершают обрядовые танцы, поют песни, разжигают костры. А еще можно в такой праздник загадать самое заветное желание – если настроиться на исполнение мечты, она непременно сбудется.

Итак, что это такое – праздник Великая Троица? Это день сошествия Духа Святого, когда Бог проявился во всех трех лицах и явил себя как триединый Всевышний.

А еще это день возрождения человеческой души, когда она может получить бесценный дар спасения, просто раскаявшись в своих прегрешениях и доверив все переживания Господу. Такая вот она – светлая Пресвятая Троица.

Изображение Святой троицы в иконописи

Святая Троица является традиционным сюжетом православной иконописи. Но так как непосредственное изображение Бога явилось бы нарушением концепции о его вечности и непостижимости, выраженной в словах евангелиста Иоанна: «Бога не видел никто и никогда», принято использовать его символические изображения, главным из которых является Ветхозаветная Троица.

Для раскрытия этого образа иконописцы традиционно прибегают к изображению сцены, описанной в 18 главе библейской Книги Бытия. Она получила название «Гостеприимство Авраама».

В стихах с 1 по 18 рассказывается о том, как праотец Авраам, во время дневного отдыха, сподобился посещения трёх мужей.

Узрев духовными очами, что в их образе перед ним явился сам Бог, Авраам оказал пришедшим величайшее почтение и гостеприимство.

Именно эта сцена стала основой традиционного иконописного сюжета ― Троица Ветхозаветная.

Как было сказано выше, лишённые возможности непосредственного изображения Творца мира, мастера прибегали в своих работах к символике, которая стала их основным выразительным приёмом.

Так вошло в традицию, закреплённую благословением церковных иерархов, представлять мужей, посетивших Авраама в виде трёх ангелов.

Появление Святой Троицы в живописных сюжетах

Эти рисунки ещё не соответствовали канонам, установленным в более поздние века, и представленные на них сцены выглядели достаточно историчными.

Но уже в этот период, неизвестные нам художники пытались подчеркнуть одинаковость всех трёх гостей Авраама.

Важно отметить, что сюжет «Троица Ветхозаветная» нередко преподносится в двух вариантах ― изокефальный и неизокефальный. В первом случае, как понятно из самого термина, при полной статичности композиции подчёркивается взаимная равноправность трёх ангелов

Во втором же ― один из них бывает выделен с помощью нимба, изображения креста или соответствующей надписи.

Мозаика древней базилики

Кроме Святой Троицы, на стенах катакомб одним из древнейших Её изображений является мозаика V века на Триумфальной арке римской базилики Санта-Мария Маджоре. Композиция изображения достаточно сложна. Она визуально делится на две части.

В верхней изображён Авраам, выбегающий навстречу странникам, один из которых окружён сияющим ореолом ― символом святости, а в нижней представлен накрытый стол, за которым сидят гости. Хозяин дома Авраам в ней изображён дважды ― прислуживающим гостям и отдающим указание своей жене Саре.

Фоном служит вид богатого строения с башней ― очевидно, дома Авраама и Мамврийского дуба, под которым произошла встреча.

Окончательный вариант композиции

В XIV веке композиция икон, изображающих Святую Троицу, сложилась в том виде, в котором написаны наиболее прославленные её образцы.

Об этом свидетельствует икона «Троицы Зырянская», созданная в этот период и приписываемая кисти святого Стефана Пермского.

Принято считать, что именно в ней впервые представлена сцена, центром композиции которой являются ангелы, восседающие за накрытым столом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector