Икона спас благое молчание кулон
Содержание:
- До жизни на земле
- Икона Спас Благое Молчание: в чем помогает, значение
- Смысл, заложенный в ангельском образе Спаса
- Самые известные чудотворные образы мира
- Исторический контекст
- Молитвослов
- «Держава света» Николая Рериха
- Последняя ночь сатаны и благое молчание Бога
- В чем помогает икона «Благое Молчание»?
- Исихазм
- Автор
- Спас Эммануил
- В чем помогает Спас Благое Молчание?
До жизни на земле
Еще до прихода на землю Христа, согласно Ветхому Завету, Его символически именовали как Ангел Великого совета. Икона Архангела, то есть за христианскими учениями высшая категория ангелов, изображает Его с крыльями за спиной, без бороды, юного обитателя Небес. В своих учениях Общество Сторожевой башни, более узнаваемое под названием Свидетелей Иеговы, доносят убеждения, что якобы до Своего появления на земле, Христос был не просто одним из Архангелом, а носил имя Архангела Михаила, но такие верования принимают не все.
Мало что известно про жизнь до рождения Иисуса, эта часть истории покрыта мраком и часто верующие не сходятся во мнениях относительно периода «до», но на иконе Он получил именно такой облик: крещатый нимб над головой, озаряемый двухцветным сиянием (черный или синий, зеленый означает непостижимость Господа и красный знаменует божественность Творца), звезда Предвечности, присущая Ангелу Великого совета и греческие буквы на концах, являющиеся монограммой слова «Сущий». Больше икон Иисуса с таким нимбом нет.
И хотя некоторые вовсе придерживаются взглядов, что Иисус не существовал до рождения в форме Ангела, это не может оспорить факта «жизни» этого образа на иконе Благое Молчание. На ней Творец изображен убранный в светлые одежки, которые сияют золотом, окантованные жемчугом и драгоценными камнями, что лишний раз подчеркивает белоснежность ткани – чистоту возвышенность и обыденность свыше благородного метала и прочих богатств в отличие от человечества.
Икона Спас Благое Молчание: в чем помогает, значение
Икона Спас Благое Молчание на самом деле достаточно редкая и уникальная в своем роде икона. На ней изображен Иисус в образе молодого красивого Ангела. Его тело укрывает Царское одеяние и в отличие от остальных икон (Спас Нерукотворный и Спас Эммануил, дают представление о годах земной жизни), данная запечатлеет Господа до прихода к людям.
До жизни на земле
Еще до прихода на землю Христа, согласно Ветхому Завету, Его символически именовали как Ангел Великого совета. Икона Архангела, то есть за христианскими учениями высшая категория ангелов, изображает Его с крыльями за спиной, без бороды, юного обитателя Небес.
В своих учениях Общество Сторожевой башни, более узнаваемое под названием Свидетелей Иеговы, доносят убеждения, что якобы до Своего появления на земле, Христос был не просто одним из Архангелом, а носил имя Архангела Михаила, но такие верования принимают не все.
Мало что известно про жизнь до рождения Иисуса, эта часть истории покрыта мраком и часто верующие не сходятся во мнениях относительно периода «до», но на иконе Он получил именно такой облик: крещатый нимб над головой, озаряемый двухцветным сиянием (черный или синий, зеленый означает непостижимость Господа и красный знаменует божественность Творца), звезда Предвечности, присущая Ангелу Великого совета и греческие буквы на концах, являющиеся монограммой слова «Сущий». Больше икон Иисуса с таким нимбом нет.
И хотя некоторые вовсе придерживаются взглядов, что Иисус не существовал до рождения в форме Ангела, это не может оспорить факта «жизни» этого образа на иконе Благое Молчание.
На ней Творец изображен убранный в светлые одежки, которые сияют золотом, окантованные жемчугом и драгоценными камнями, что лишний раз подчеркивает белоснежность ткани – чистоту возвышенность и обыденность свыше благородного метала и прочих богатств в отличие от человечества.
Значение иконы
Особо любима и почитаема у православных монахов икона Спас Благое Молчание. А вот значение скрещенных на груди рук носит прямой характер, как бы говоря «нет», и обозначает то самое молчание, не желание осуждать, разглагольствовать, а вместе с тем и ожидание.
Именно такое толкование раскрывает терпеливый образ Иисуса, готовый ждать момента искреннего покаяния грешников ради спасения. Кроме этого, есть предположение, что икона Ангела Благое Молчание отражает не просто безмолвие, а показывает тихое смирение, с которым Сын Божий испытал страдание и принял смерть.
Икона служит примером силы духа и умственной молитвы, когда слова лишние, и лишь внутренний голос обращается с просьбой.
В чем помогает икона благое молчание
В соответствии со значением, которое имеет икона Ангела, вопрос в чем заключается помощь просящим имеет довольно простой ответ – терпение.
Люди молятся с просьбой даровать тихое смирение и душевные силы для преодоления жизненных невзгод и трудностей
Также перед иконой Спаса молятся об излечении от физических и душевных болезней.
Кроме того, верующие считают, что образ Иисуса Христа до земной жизни является покровителем для людей, чья деятельность непосредственно связана с таможенной службой.
Как молятся перед иконой Благое молчание
Основным при молитве перед иконой Благое Молчание является не проговаривание молитвенных слов вслух раз за разом, а сердечное и искреннее произношение слов душой.
Именно бессловесная молитва имеет куда большую силу, чем бездумный повтор в надежде: чем больше, тем лучше, а это не так.
Положи, Господи, хранение устом моим, — так взывает к Тебе псалмопевец царь Давид, такожде и я безплодно взываю к Тебе: наложи на уста моя запрет благаго молчания и даждь ми безсловесное делание молитвы Твоей Иисусовой. Излей на душу мою цельбоносный елей радования о сем благом молчании хотя бы на малое время, ибо ведаю я, что многоглаголание отгоняет благодать и погубляет теплоту души.
Подобно тому, как Ты, Господи, на Голгофе в молчании висящий, и среди молчания предсмертного возвестил волю на Матерь Свою и возлюбленного ученика Своего Иоанна, подобно этому и я, в слезном молчании пред ликом «Благое молчание» стоящий, прошу Тебя: покрой мое многословие, и приведи меня к пристани благаго молчания, связующаго уста мои на сие богомудрое делание, и введи меня в пустыню сердца моего, где обитает безмолвие ума.
Научи меня, трепетно исповедующаго сие благое молчание, прибегать к Тебе чрез лики в благом молчании пребывающих Пречистыя Матери Твоея и Святаго Апостола, Сына Грома и благаго молчания, Иоанна Богослова.
За молитвы их и предстательство безмолвника Исихия и прочих ведомых и неведомых в забвении времен и мест безмолвников и молчальников помилуй мя, грешнаго. Аминь.
(1 5,00 из 5) Загрузка…
Смысл, заложенный в ангельском образе Спаса
Значение иконы, на которой Спаситель представлен в образе Ангела, необычайно велико, поскольку в ней с необычайной полнотой и в то же время лаконичностью раскрыта вся Его богословская концепция. Прежде всего, перед зрителем предстает Спас Эммануил − Предвечный Логос, то есть та Воля Божия, без Которой не мог быть сотворен мир. Кроме того, Он же является и жертвенным Агнцем, омывшим Своей кровью человеческие грехи. Кроме того, белоснежный стихарь, в который облачен Иисус, указывает зрителям на то, что перед ними священнослужитель, ведущий их к единению с Творцом.
Еще одной важной деталью является долготерпение, которым исполнен ангельский лик Спаса. Оно свидетельствует о том, что Он готов ждать обращения к Нему всех земных грешников независимо от тяжести совершенных ими деяний
Примером тому может служить Благоразумный разбойник, распятый на кресте по правую руку от Иисуса Христа и, в силу принесенного покаяния, ставший первым человеком, обретшим Царство Небесное.
Самые известные чудотворные образы мира
История знает много священных изображений, которые помогали и до сих пор исцеляют многие человеческие недуги — как душевные, так и физические. При этом одни православные иконы исцеляют бесплодие, другие помогают в браке и любви, третьи исполняют желания и т. д. Поэтому к ним выстраиваются очереди верующих, жаждущих конкретной помощи. А есть и такие иконы, к которым стремятся попасть практически все православные:
- Икона Николая Чудотворца. К этому образу обращаются те, кто уже практически отчаялся. И он исполняет любую просьбу или молитву, идущую от чистого сердца. Кроме того, Святой является заступником моряков и путешественников.
- Казанская икона Божьей Матери. Один из известнейших образов Богородицы. В современной истории эта икона знаменита тем, что в Великую Отечественную войну она защищала наших солдат и простых жителей в блокадном Ленинграде. Говорят, что этот образ помогает в беде многим верующим.
- Владимирская икона Божьей Матери. Это один из самых старых и почитаемых святых образов на Руси, тот, который должен быть в каждой православной семье. Он исцеляет тело и душу, а также защищает от зла.
Чудотворные иконы, как правило, сопровождаются какими-либо знамениями или знаковыми событиями. Они приходят на помощь тогда, когда верующие особенно требуют заступничества.
Исторический контекст
Стихотворение Ольги Фёдоровны Берггольц написано в 1952 году
В это время военная тема продолжает занимать важное место в литературе. Однако власть призывала писателей сосредоточиться на послевоенных проблемах восстановления страны, мироустройства, на выражении идей развития и процветания Советского Союза
О тяготах военной и послевоенной жизни, правде блокадного Ленинграда вынуждали молчать. Даже майский День Победы в эти годы не являлся большим государственным праздником и выходным днем.
К 1952-му году созидательный пафос, социальный оптимизм, которого власть ждала и требовала от литературы, вошли в резкое противоречие с принципами творчества поэтов, в лирике которых преимущественно была отражена личная драма. Суровая критика считала, что авторы ни в коем случае не должны писать о своем пережитом опыте. Осуждались произведения и авторов-бытописателей, обличающих в своих текстах негативные явления действительности, неприглядность советских порядков.
Анна Ахматова и Ольга Берггольц
Произведения, которые противоречили духу партии, уничтожались, а их создатели попали в обстановку откровенной травли. Серьезные обвинения обрушивались на многих литературных деятелей. Профессиональные литераторы не имели возможности публиковать свои произведения, их исключали из Союза писателей, лишали средств. Любые произведения, в которых наблюдался отрыв искусства и литературы от «единственно верной» идеологии, признавались безыдейными и осуждались. Под такой безжалостный контроль попали не только многие поэты и прозаики (Гроссман, Платонов, Исаковский, Твардовский, Алигер и др.), но и крупные журналы («Ленинград», «Звезда»). Абсурдные обвинения и откровенные ругательства звучали в адрес Анны Ахматовой и Михаила Зощенко. Зощенко был объявлен «пошляком и подонком литературы», мыслящим преступно, по-антисоветски. Поэзию Ахматовой именовали «пустой, безыдейной». Мировоззрение поэтессы было определено как чуждое народу, а сама Ахматова была названа «не то блудницей, не то монахиней, у которой блуд смешан с молитвой».
Зощенко Михаил Михайлович. Фотопортрет. 1934 г.
Известный поэт, ученик Николая Гумилёва, Николай Тихонов, который когда-то был членом литературного объединения «Серапионовы братья» вместе с Зощенко, был уволен с поста председателя правления Союза писателей СССР. Ольгу Берггольц не печатали, так как она когда-то тесно общалась с опальной Анной Ахматовой.
Над авторами нависала прямая угроза ареста. В этих условиях Ольга Берггольц, которая не могли вычеркнуть из жизни и творчества события войны, пишет стихотворение «Отрывок».
Молитвослов
Положи, Господи, хранение устом моим, — так взывает к Тебе псалмопевец царь Давид, такожде и я безплодно взываю к Тебе: наложи на уста моя запрет благаго молчания и даждь ми безсловесное делание молитвы Твоей Иисусовой. Излей на душу мою цельбоносный елей радования о сем благом молчании хотя бы на малое время, ибо ведаю я, что многоглаголание отгоняет благодать и погубляет теплоту души.
Подобно тому, как Ты, Господи, на Голгофе в молчании висящий, и среди молчания предсмертного возвестил волю на Матерь Свою и возлюбленного ученика Своего Иоанна, подобно этому и я, в слезном молчании пред ликом «Благое молчание» стоящий, прошу Тебя: покрой мое многословие, и приведи меня к пристани благаго молчания, связующаго уста мои на сие богомудрое делание, и введи меня в пустыню сердца моего, где обитает безмолвие ума.
Научи меня, трепетно исповедующаго сие благое молчание, прибегать к Тебе чрез лики в благом молчании пребывающих Пречистыя Матери Твоея и Святаго Апостола, Сына Грома и благаго молчания, Иоанна Богослова.
За молитвы их и предстательство безмолвника Исихия и прочих ведомых и неведомых в забвении времен и мест безмолвников и молчальников помилуй мя, грешнаго. Аминь.
15 октября 1956 г.
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
«Держава света» Николая Рериха
Собрание сочинений писателя 19 века Николая Рериха тоже о нем, Благом Молчании. В иконографии Христа существует редкое творение под названием «Ангел Великого Совета», показывающий Господа в период прежде, чем его появление среди людей. Этот образ появился в живописном жанре в13 веке, а ранее был известен в виде миниатюр.
Первые фрески просматриваются в одной из церквей в Македонии во имя Богородицы Перивлепты. Иисус выглядит крылатым юношей в мандорле (овальном сиянии) с крестом в нимбе и свитком.
Данное изображение в силу своей сложности не получило широкого распространения в 14-15 веках, но способствовало возникновению в русской иконописи лика Спаса (Ангела) Благое Молчание.
Знаменитый русский художник и основатель религиозно-философского учения «Живая этика» в данной статье называет его Огневым Ангелом с пламенной тайной и безмолвной красотой нетленного духа. Ему не требуется говорить вслух, потому что разум и сердце слышат, не прибегая к помощи органов слуха.
Всё понятно без слов, на уровне подсознания. Его внешний облик, по мнению Н. К. Рериха, связан с письмом Поморья, но присутствует и стиль Византии.
Последняя ночь сатаны и благое молчание Бога
Когда-то давно я впервые увидел образ Спасителя «Благое молчание». Ангел Великого Совета, изображенный на иконе, изливал на меня великий покой Божественного смирения. Крест с Распятым на Нем Спасителем и икона «Благое молчание» слились в моем понимании в нечто единое, целое. На всю Вселенную с них кричала неподвижность висящего на Кресте Распятого Бога и великая тишина Страстной Субботы.
Я понял, что самым громким и самым твердым может быть не только Слово Бога, но и Его молчание. Об него насмерть разбивается вся ярость зла, которая живет во Вселенной. Вязкая густота «тьмы над бездной» не в силах одолеть Свет этого великого молчания. Самым грозным и самым страшным для дьявола стало молчание Христа. Спаситель молчал, когда над Ним вершили беззаконный суд и возводили на Него нелепую клевету. Но это молчание стало приговором и судьям, и клеветникам.
Понтий Пилат, изумленный мужеством и благородством Христа, выводит Его перед разъяренной толпой со словами: «Се Человек!» Достаточно было Божественному Логосу сказать лишь одно Слово, чтобы не только эта жалкая толпа безумцев, жаждущая Его крови, но и вся Вселенная задрожала в страхе и трепете. Но Он молчит… И об это молчание разрушается зло адской бездны. «Кровь Его на нас и на наших детях», – наводят на себя проклятие одичавшие от ненависти человеческие души, захлебываясь ядом собственных грехов у ног молчащего Спасителя.
Нам нужно не только исполнять заповеди Христа, но и учиться у Него благому молчанию. Господь мог ответить Пилату, который не питал к Иисусу личной неприязни. Он мог вступить в полемику с фарисеями, потому что и среди них были те, кто искренне искал воли Божией. Но Христос не стал вести диалог с теми, кто «для себя уже все решил», кому были безразличны Его слова и Его мнение.
«Сейчас ваше время и власть тьмы» – это последнее, что сказал Спаситель этим людям. Давая им свободу, Он Своим молчанием вершил над ними суд.
Мне кажется, что мы приходим к тому времени, когда власть тьмы, время ее полной вседозволенности и разгула, станет нормой жизни человеческого общества. Солнце Правды, завершив Свой круг по небесному своду, опускается за линию горизонта, и мир погружается в ту же тьму, которая была перед тем, как это Солнце взошло на Востоке.
К сожалению, большая часть человечества станет, подобострастно заискивая перед силами зла, принимать в этом «пиршестве» участие. В лесу мрака человеческой цивилизации, среди небоскребов вавилонских башен никому не будет позволено светить светом Божественной благодати. Тогда уже не будет никакого смысла в словах и увещеваниях, взываниях к совести или здравому смыслу. Будут сдвинуты со своих мест все базовые основы жизни: безумие назовется мудростью, черное – белым, дьявол – богом, гибель – спасением. Люди превзойдут падших ангелов своей жестокостью, а любви и состраданию не найдется нигде места.
Это время станет временем нашего молчания. Слова никому не будут нужны. Жизнь в Боге станет лучшим словом, а молчание – страшным обличением. Ненависть ко Христу будет возмещаться на тех, кто остался со Христом. Ночь сатаны еще не пришла. Но багровое зарево заката уже светит в окна наших домов и бросает свои зловещие тени на домашние иконостасы. С этих родных икон на нас смотрят ободряюще лики святых, которые умели сражаться и вышли из этого сражения победителями. С центральной иконы взирает любимый Лик нашего Спасителя, который молча говорит: «Не бойся». Рядом с Ним Лик Матери Божией, которая с любовью смотрит на нас и дает душе утешение и надежду.
Ночь обещает быть хоть и мучительной, но недолгой. Потом снова наступит рассвет. Солнце Правды взойдет над миром для того, чтобы остаться в своем зените уже навсегда. Звездочками сияющих крестов будут переливаться одежды праведников, а лучезарная вода Вечной Жизни заструится в их жилах, отражая в себе блеск бисера благодати. Но этому празднику рассветной песни Агнца будет предшествовать ночное молчание и распятие святых.
Для Христа у меня осталась только одна фраза: «Господи, прости меня за все». Для мира остается только молчание. Есть такая роскошь в жизни – никому ничего не доказывать, ни с кем не спорить и не заботиться о том, как о тебе судят другие люди и что о тебе говорят. «Благое молчание» Христа открывает перед нами двери тайны великого Божественного покоя. К этому покою придет весь мир, вся вселенная, все те, кто не выбросит самого себя во внешний мрак тьмы над бездной. А пока мы держим путь к этому покою, Ангел Великого Совета тишиной Своего Креста осеняет нам дорогу, выводя нас из леса мрачных теней суетного беспокойства.
В чем помогает икона «Благое Молчание»?
На этот вопрос невозможно дать односложный ответ, поскольку перед любой иконой, независимо от того, чей образ на ней запечатлен – святого ли угодника Божьего, Пречистой Девы Марии или Самого Спасителя, – можно возносить самые различные молитвы с просьбами о ниспослании благодати для решения всех земных проблем. Важна лишь глубокая вера во всемогущество Творца и искренность наших чувств. Но в то же время сложилась определенная традиция, определяющая тематику прошений, обращенных к тем или иным Небесным Силам. Определенным образом это относится и к молитвам, возносимым перед иконой «Благое Молчание».
Так, необычайное смирение, исполнившее лик ангела, позволяет надеяться, что с наибольшей вероятностью будут услышаны молитвы о даровании сил и терпения перед лицом жизненных невзгод. Особенно актуальным это является для лежащих на одре болезни и не оставляющих надежд на Божию помощь.
В равной степени смирение потребно и людям, оказавшимся в той или иной экстремальной ситуации. Им также рекомендуется искать заступничества Небесных Сил, вознося молитвы перед светлым ликом Ангела-Творца всего сущего, поскольку именно Он, ниспосылая земные блага, в то же время попускает явиться в мир страданиям, очищающим и облагораживающим людские души.
Исихазм
В жизнеописаниях святых нередко встречаются слова: “пребывал в безмолвии и молитве”. Целью христианских подвижников было пребывание в Боге, в молитвенном единстве с Творцом. Инструменты достижения единения с Господом — безмолвие и молитва. В Православии многие подвижники выбирали молчание, причем молчание совершенное, — не только уст, но и ума, и сердца. Это мистическое движение называется исихазм и учит оно “умному деланию” — Иисусовой молитве, совершаемой в тишине сердца.
Древнегреческое слово ἡ ἡσυχία (hēsyhia) означает тишина, покой, молчание, уединение.
Высшая цель отцов-исихастов — обожение человека и созерцание Божественных энергий — Нетварного света.
Исихасты проходят сложный путь духовной и телесной аскезы, непрестанно произнося Иисусову молитву, и постепенно молитва становится самодвижной, то есть, совершается без усилий подвижника.
Учителя исихазма
Об исихазме писал Григорий Двоеслов (Палама), это наиболее известный теоретик исихазма.
Русские исихасты — Антоний Печерский, Сергий Радонежский, Феофан Грек, Максим Грек, Андрей Рублев. Отцы-исихасты 19 века — преподобный Паисий Величковский, святители Игнатий Брянчанинов, Феофан Затворник, Тихон Задонский, преподобный Сергий Радонежский.
Один из представителей отцов-исихастов 20 века — афонский старец Иосиф Исихаст. О жизни подвижника написана прекрасная книга “Моя жизнь со старцем Иосифом”. Автор — отец Ефрем Филофейский.
Иосиф Исихаст
Еще одна хорошая книга для общего развития об исихазме — “Откровенные рассказы странника своему духовному отцу”.
Следует понимать, что исихазм — это наука высшего порядка, не высшая математика и не философия, это духовная мистическая практика. Для ее освоения написаны книги, такие, например, как “Добротолюбие”, или “Лествица”. Автор “Лествицы”, Иоанн Лествичник, предупреждает об опасности занятий делом, которое под силу опытным монахам: “Глубина догматов неисследима, уму безмолвника не безбедно в нее пускаться”.
О пользе молчания
Автор
Ольгу Фёдоровну Берггольц (1910–1975) называли музой блокадного Ленинграда. Ее стихотворения практически каждый день звучали в эфире ленинградского радио, ее слово воодушевляло жителей города, помогало им бороться.
Берггольц выросла в религиозной семье. В дневниках она описывает свое состояние после литургии в деревянной церкви Казанской иконы Богоматери: «Выходя, я бросила прощальный взгляд и подумала: “Хорошо, если бы в душе каждого человека была такая церковка!”» Позднее она вспоминала: «Я очень горячо верила в Бога, в силу молитвы, и светлый, горячий восторг, который нередко охватывал меня в церкви на богослужениях, помню до сих пор».
«Блокадные стихи» из альбома «Читает автор» исполнителя Берггольц
В 20-х годах активизировалась антирелигиозная комиссия. Узнав о кампании по вскрытию мощей, Ольга откликается на эти события так: «Мы молчали и молча помогали отбирать святые храмы, мы отдавали все это сами — мы, православные христиане, славящиеся своим благочестием! И теперь наших царей вскрывают, поругивают, а мы… молчим. Что же?! Мы, вероятно, будем молчать до тех пор, пока нас не будут расстреливать. Так, за здорово живешь».
Берггольц много раз бывала у Анны Андреевны Ахматовой. После одной из таких встреч Ольга делает в дневнике отчаянную запись: «Её собрание сочинений “допустили к печати»”, выкинув колоссальное количество стихов. Слова Бог, Богородица — запрещены. Подчеркнуты и вычеркнуты. Сколько хороших стихов погибло!»
Личная жизнь Ольги Берггольц складывалась несчастливо: она потеряла троих детей, ее первого мужа расстреляли, а второй, литературовед Молчанов, болевший эпилепсией, погиб в блокадные годы. В 30-е годы она работала корреспондентом, редактором, выпустила несколько книг. Но в 1938 году ее ложно обвинили в участии в контрреволюционном заговоре против власти. Находясь под арестом, родив мёртвого ребенка, она сама чуть не поплатилась жизнью. Через полгода Берггольц отпустили. Об этом поступке она записала в дневниках: «Вынули душу, копались в ней вонючими пальцами, плевали в нее, гадили, потом сунули ее обратно и говорят: «живи»».
В блокадные годы Берггольц работала в литературно-драматической редакции радио Ленинграда. Она практически каждый день вела радиопередачи, сопереживая ленинградцам, поддерживая их поэтическим словом, внушая жителям веру в победу над страданиями.
Хроника блокадного Ленинграда: Санитарки оказывают помощь пострадавшим от вражеского обстрела
Так как Берггольц была журналисткой, она имела возможность выбираться из осажденного города в Москву по направлению Радиокомитета. Она переживала, что тот ужас, который испытывает блокадный город, замалчивается за стенами Ленинграда. Об одной из московских командировок в 1942 году Берггольц вспоминает: «Здесь — заговор молчания вокруг Ленинграда, о Ленинграде правды не знают, правду о нем говорить запрещено. Будет ли возможность сказать когда-нибудь правду о Ленинграде, будет ли она когда-нибудь сказана?»
В ее произведениях часто звучал молитвенный призыв. Поэтесса никогда не скрывала, что она верующий человек, и использовала в стихотворениях религиозные образы и мотивы. Так, в своём стихотворении «Ленинградская осень» (1942) блокадного периода она пишет:
Вот женщина стоит с доской в объятьях;угрюмо сомкнуты её уста,доска в гвоздях — как будто часть распятья,большой обломок русского креста.
Мария Берггольц, сестра поэтессы, оставила воспоминания о том, как на сороковой день смерти Ольги в 1975 году её муж отправился подавать поминальную записку. У него спросили: «Скажите, это не об Ольге Берггольц?» Муж ответил, что о ней. Тогда церковный служащий указал на целую гору записок – все они были за Ольгу Берггольц. На самом богослужении имя Ольги звучало много-много раз. Так была выражена любовь народа к ней.
Спас Эммануил
Как правило, Иисус изображается на всех иконах в зрелом образе, когда он принял крещение, свершал чудеса и получил мученическую смерть. Однако есть и исключения. Икона Спасителя, значение которой трудно переоценить, изображает Христа во младенчестве и отрочестве. Он представлен как в композиции с прочими святыми, так и отдельно. При этом образ Господа в этих картинах принято называть «Спас Эммануил».
Эта икона символизирует предопределенность всего на Земле, исполнение высшего божественного замысла. Первые подобные изображения появились в некоторых итальянских мозаиках в VI-VII веках. На Руси Эммануил писался вместе с двумя ангелами.
История возникновения данного изображения основана на некоторых библейских текстах. Эммануил обозначает выражение «с нами Бог». На большинстве икон Иисуса изображают ребенком 12 лет. Ему присуще достаточно мудрое и взрослое выражение взгляда для детского возраста. В остальном он описывается так же, как и взрослый образ Христа.
В чем помогает Спас Благое Молчание?
Главное здесь состоит не в многословии и частых повторениях просьбы о помощи, а в том, чтобы молчаливая молитва проходила как бы сквозь вас. Слова, произнесенные про себя, должны быть искренними и от всего сердца, также как молча терпел свои муки Господь:
- В самом ее тексте подчеркивается постоянно призыв к Богу о положении им запрета на уста и поучение о сотворении молитвы внутри себя. Потому она и называется благим молчанием, что характеризуется умением общения с Ним посредством ощущения того, что благодать Божья изливается при безмолвии и очищает душу, спасает ее;
- Помимо того, что образ Христа-Ангела помогает в преодолении болезней: как тела, так и души, основное его предназначение состоит, конечно, в том, что молящиеся ему люди хотят научиться терпению. Это качество является очень важным и помогает в преодолении жизненных невзгод разного характера. Сам смысл иконы состоит в том, что нам следует учиться смирению и душевной выносливости, чтобы достойно переносить все трудности.
А если совсем по-простому, то вспомните народную мудрость о том, что молчание – золото.