Глава 86 «идите и научите все народы»
Содержание:
Свт. Григорий Палама
Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа
Отвергнутость Иудеев стала примирением мира, и мы были помилованы благодаря их противлению; потому что Говоривший Своим Ученикам ранее: «На путь язык не идите, и во град Самарийский не внидите. Идите же паче ко овцам погибшим дому Исраилева» (Мф.10:5–6), ныне Он же говорит: «Шедше научите вся языки»; ибо когда и мы ранее были неверными, и сущего в мире и чрез красоту и порядок вселенной возвещаемого Бога не желали познать, тогда (оставив нас) справедливо Господь обращался и Сам непосредственно и чрез Своих Пророков к тем, которые покорно познавали Его; ныне же, когда они стали неверными, ничто не препятствовало праведному суду Божиему и нам оказать милость и чрез священных Апостолов научить нас о Себе. И посему сразу же следовало это: «Дадеся Ми всяка власть на небеси, и на земли», так чтобы нас, которым праведный суд Божий не допускал ранее, как неверным, быть наравне с верными, помиловать и призвать (ныне) к небесным (благам).
Итак, идите, – говорит, – научите все народы, крестя и уча их, – и это принадлежит к власти, которую Он принял; ибо Он не сказал: «уча» только, но и – «научая все народы». «Учить» только – относилось к Апостолам, исполняющим Его заповедь; но приобретать учеников и крещать, и то из всех народов и родов в массе собранных, является делом уже не только учащих, но – и послушествующих, а более того – божественной благодати и силы Давшего такое повеление; что показывая, и Павел сказал: «Дадеся ми благодать и послушание веры во всех языцех» (Еф.3 и Рим.1:5). «Крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа». Видите ли, что та же природа и то же достоинство у Трех покланяемых (Божественных) Лиц здесь ясно возвещается? Потому что единое Имя у Троих; единое освящение, бывающее от Них; единая вера в Них.
Часто же в Евангелии говорилось о Них, но не столь отчетливо. И во время Крещения Господня, ясно была показана триипостасность, но единая природа и единое достоинство Их – не столь ясно. Ныне же Господь заповедует всем проповедывать это и запечатлеть с самого начала в сердце верующих: потому что без сего основного догмата и веры в сию истину не возможно, отнюдь, положить основание благочестию.
Омилия 38. На 1-е утреннее воскресное Евангелие.
Глава 1
1 | Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия, | |
2 | как написано у пророков: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. | |
3 | Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему. | |
4 | Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов. | |
5 | И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои. | |
6 | Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мед. | |
7 | И проповедовал, говоря: идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; | |
8 | я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым. | |
9 | И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. | |
10 | И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. | |
11 | И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. | |
12 | Немедленно после того Дух ведет Его в пустыню. | |
13 | И был Он там в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною, и был со зверями; и Ангелы служили Ему. | |
14 | После же того, как предан был Иоанн, пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия | |
15 | и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие. | |
16 | Проходя же близ моря Галилейского, увидел Симона и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы. | |
17 | И сказал им Иисус: идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков. | |
18 | И они тотчас, оставив свои сети, последовали за Ним. | |
19 | И, пройдя оттуда немного, Он увидел Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, также в лодке починивающих сети; | |
20 | и тотчас призвал их. И они, оставив отца своего Зеведея в лодке с работниками, последовали за Ним. | |
21 | И приходят в Капернаум; и вскоре в субботу вошел Он в синагогу и учил. | |
22 | И дивились Его учению, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники. | |
23 | В синагоге их был человек, одержимый духом нечистым, и вскричал: | |
24 | оставь! что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас! знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий. | |
25 | Но Иисус запретил ему, говоря: замолчи и выйди из него. | |
26 | Тогда дух нечистый, сотрясши его и вскричав громким голосом, вышел из него. | |
27 | И все ужаснулись, так что друг друга спрашивали: что это? что это за новое учение, что Он и духам нечистым повелевает со властью, и они повинуются Ему? | |
28 | И скоро разошлась о Нем молва по всей окрестности в Галилее. | |
29 | Выйдя вскоре из синагоги, пришли в дом Симона и Андрея, с Иаковом и Иоанном. | |
30 | Теща же Симонова лежала в горячке; и тотчас говорят Ему о ней. | |
31 | Подойдя, Он поднял ее, взяв ее за руку; и горячка тотчас оставила ее, и она стала служить им. | |
32 | При наступлении же вечера, когда заходило солнце, приносили к Нему всех больных и бесноватых. | |
33 | И весь город собрался к дверям. | |
34 | И Он исцелил многих, страдавших различными болезнями; изгнал многих бесов, и не позволял бесам говорить, что они знают, что Он Христос. | |
35 | А утром, встав весьма рано, вышел и удалился в пустынное место, и там молился. | |
36 | Симон и бывшие с ним пошли за Ним | |
37 | и, найдя Его, говорят Ему: все ищут Тебя. | |
38 | Он говорит им: пойдем в ближние селения и города, чтобы Мне и там проповедовать, ибо Я для того пришел. | |
39 | И Он проповедовал в синагогах их по всей Галилее и изгонял бесов. | |
40 | Приходит к Нему прокаженный и, умоляя Его и падая пред Ним на колени, говорит Ему: если хочешь, можешь меня очистить. | |
41 | Иисус, умилосердившись над ним, простер руку, коснулся его и сказал ему: хочу, очистись. | |
42 | После сего слова проказа тотчас сошла с него, и он стал чист. | |
43 | И, посмотрев на него строго, тотчас отослал его | |
44 | и сказал ему: смотри, никому ничего не говори, но пойди, покажись священнику и принеси за очищение твое, что повелел Моисей, во свидетельство им. | |
45 | А он, выйдя, начал провозглашать и рассказывать о происшедшем, так что Иисус не мог уже явно войти в город, но находился вне, в местах пустынных. И приходили к Нему отовсюду. |
Глава 2
Еп. Михаил (Лузин)
Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном
Нарушит
Преступит, сделает противное заповеди или превратным толкованием отнимет обязательную силу у заповеди, например представив заповедь маловажной и нарушение ее не греховным делом, а виновного не подлежащим взысканию или подлежащим малой ответственности (Мф. 23:23).
Заповедей сих малейших. Фарисеи разделяли заповеди Закона на два класса — большие и малые, и о последних говорили, что нарушать их не грех, хотя между ними поставляли заповеди, относящиеся к самой сущности Закона — к любви, милостыне, правосудию (Мф. 23:23). О них-то и говорит Господь, называя их малейшими по ложному только понятию фарисейскому. Святые Златоуст и Феофилакт, впрочем, толкуют так, что малейшими Господь называет не заповеди Закона Ветхозаветного, но те, которые Он Сам намеревался дать, и называет их так по смирению; как Он смирил Себя Самого и во многих местах говорит о Себе скромно, так говорит и о Законе Своем.
И научит так. Не только сам будет думать и поступать так, но и другим внушать то же, развращать других.
Малейшим наречется. То есть будет (ср.: Мф. 5:9). Выражение не означает того, чтобы такой нарушитель и развратитель остался в Царстве Небесном, хотя бы на последних степенях блаженства. По свойству греческого выражения оно означает, что таковой не взойдет в Царство Небесное или будет удален из него навсегда: «Когда ты слышишь: малейший в Царстве Небесном, то разумей не что иное, как геенну или мучение… Ибо возможно ли, чтобы тот, кто назовет брата своего глупым и нарушит эту заповедь, был ввержен в геенну (ст. 22), а кто нарушит весь Закон и других доведет до сего, будет находиться в Царствии?.. Будет малейшим, то есть отверженным, последним, а последний, без сомнения, ввержен будет тогда в геенну» (Златоуст; ср.: Феофилакт).
В Царстве Небесном. См. Мф. 3:2. Сотворит и научит: «Господь наперед сказал — сотворит, а потом — научит, ибо как мне другого вести по пути, по которому я сам не хаживал? С другой стороны, если я и творю, но не учу, не буду иметь такой награды, но заслужу даже наказание, если не учу по зависти или по лености» (Феофилакт).
Великим наречется (будет). Получит высшую награду в Царстве Небесном.
Толковое Евангелие.
Глава 22
1 | Иисус, продолжая говорить им притчами, сказал: | |
2 | Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего | |
3 | и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели прийти. | |
4 | Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и всё готово; приходите на брачный пир. | |
5 | Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою; | |
6 | прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их. | |
7 | Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска́ свои, истребил убийц оных и сжег город их. | |
8 | Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны; | |
9 | итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир. | |
10 | И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими. | |
11 | Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, | |
12 | и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. | |
13 | Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов; | |
14 | ибо много званых, а мало избранных. | |
15 | Тогда фарисеи пошли и совещались, как бы уловить Его в словах. | |
16 | И посылают к Нему учеников своих с иродианами, говоря: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице; | |
17 | итак скажи нам: как Тебе кажется? позволительно ли давать подать кесарю, или нет? | |
18 | Но Иисус, видя лукавство их, сказал: что искушаете Меня, лицемеры? | |
19 | покажите Мне монету, которою платится подать. Они принесли Ему динарий. | |
20 | И говорит им: чье это изображение и надпись? | |
21 | Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. | |
22 | Услышав это, они удивились и, оставив Его, ушли. | |
23 | В тот день приступили к Нему саддукеи, которые говорят, что нет воскресения, и спросили Его: | |
24 | Учитель! Моисей сказал: если кто умрет, не имея детей, то брат его пусть возьмет за себя жену его и восстановит семя брату своему; | |
25 | было у нас семь братьев; первый, женившись, умер и, не имея детей, оставил жену свою брату своему; | |
26 | подобно и второй, и третий, даже до седьмого; | |
27 | после же всех умерла и жена; | |
28 | итак, в воскресении, которого из семи будет она женою? ибо все имели ее. | |
29 | Иисус сказал им в ответ: заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией, | |
30 | ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах. | |
31 | А о воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом: | |
32 | Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых. | |
33 | И, слыша, народ дивился учению Его. | |
34 | А фарисеи, услышав, что Он привел саддукеев в молчание, собрались вместе. | |
35 | И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря: | |
36 | Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? | |
37 | Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: | |
38 | сия есть первая и наибольшая заповедь; | |
39 | вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; | |
40 | на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки. | |
41 | Когда же собрались фарисеи, Иисус спросил их: | |
42 | что́ вы думаете о Христе? чей Он сын? Говорят Ему: Давидов. | |
43 | Говорит им: ка́к же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит: | |
44 | сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? | |
45 | Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему? | |
46 | И никто не мог отвечать Ему ни слова; и с того дня никто уже не смел спрашивать Его. |
Глава 21
Глава 23
Глава 5
1 | Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его. | |
2 | И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря: | |
3 | Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. | |
4 | Блаженны плачущие, ибо они утешатся. | |
5 | Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. | |
6 | Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. | |
7 | Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. | |
8 | Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. | |
9 | Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. | |
10 | Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. | |
11 | Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. | |
12 | Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас. | |
13 | Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям. | |
14 | Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. | |
15 | И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. | |
16 | Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного. | |
17 | Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. | |
18 | Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. | |
19 | Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном. | |
20 | Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное. | |
21 | Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. | |
22 | А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака́», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной. | |
23 | Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, | |
24 | оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой. | |
25 | Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; | |
26 | истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта. | |
27 | Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. | |
28 | А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем. | |
29 | Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. | |
30 | И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. | |
31 | Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную. | |
32 | А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует. | |
33 | Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои. | |
34 | А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; | |
35 | ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; | |
36 | ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. | |
37 | Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого. | |
38 | Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. | |
39 | А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; | |
40 | и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; | |
41 | и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. | |
42 | Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся. | |
43 | Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. | |
44 | А Я говорю вам: люби́те врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, | |
45 | да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. | |
46 | Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? | |
47 | И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? | |
48 | Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный. |
Пустой человек.
Сборщики податей.
Верховное судилище.
Глава 4
Глава 6
Свт. Кирилл Александрийский
Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном
Отвергающий одну из заповедей закона отвергается Богом как богоборец и противник закона Божьего. И теперь он получает наказание из евангельского закона, которое древний закон не определял. В соответствии с этим Христос и говорит, что Он пришел не нарушить закон, но исполнить (Мф. 5:17). Ибо то, чего там недоставало, Он здесь восполнил. Так, например, в законе было сказано: Пред лицом седого вставай (Лев. 19:32) и Если увидишь осла врага твоего упавшим под ношею своею, подними его вместе с ним (Исх. 23:5). Если кто преступил эти заповеди, для него не было определено наказания законом. Восполняя это, Христос говорит, что в Царстве Божьем таковой будет уничижен.
Комментарии на Евангелие от Матфея.
Троицкие листки
Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном
Фарисеи и книжники делили заповеди Божии на большие и меньшие; особенно могли показаться малыми, неважными те заповеди, которые Господь намеревался дать в продолжении беседы Своей, потому что эти заповеди говорят не о делах, а о тайных помышлениях сердечных, но Христос говорит, что и эти грешные помышления мерзки в очах Божиих, что всякое слово в Законе Божием должно быть свято и ненарушимо, что делить так заповеди на большие и малые — тяжкий грех; все заповеди важны и спасительны. Итак, кто нарушит (по пренебрежению хотя) одну из заповедей сих малейших, только потому, что она покажется ему неважной, и научит так людей, научит и других так же рассуждать об этой заповеди, тот малейшим наречется в Царстве Небесном, т.е. по толкованию святителя Златоуста, во время Второго пришествия Христова, когда откроется Царство Небесное для праведных, такой нарушитель будет меньшим, отверженным, последним, а последний, без сомнения, ввержен будет тогда в геенну
«Ибо возможно ли, — говорит святитель, — чтобы тот, кто назовет брата своего глупым был ввержен в геенну, а кто нарушит весь Закон и других научит этому, тот будет находиться в Царствии? Конечно, это невозможно, и потому малейший в Царстве Небесном означает — вовсе будет лишен Царства Небесного». Итак, если отец делает худое при детях, если хозяин дает недобрый пример домашним, если начальник легкомысленно нарушает Закон при подчиненных, — все они не только сами разоряют заповедь Божию, но и научают тако человеки. Или, если своенравные христиане ни во что ставят уставы церковные, и не только сами их не исполняют, но и другим внушают, что эти уставы — будто бы человеческие установления, что соблюдение постов, например, неважное дело, — всем таковым, конечно, грозит слово Христово: малейшим наречется, т.е. негодным окажется таковой для Царствия Небесного… Да и кто из нас может похвалиться, что он не нарушает ни единой заповеди Божией? Помни, христианин, что всякий грех, а особенно грех соблазна делает человека сыном геенны; но не отчаивайся; кто вчера малым или великим грехом низвержен до геенны, тот сегодня может покаяться и сотворить плоды, достойные покаяния, а кто сотворит и научит, кто прежде сам на деле исполнит, а потом и других научит исполнять заповеди Божии, тот великим наречется в Царстве Небесном, получит там высшую награду. «Как мне другого вести по пути, по которому сам я не хаживал? — рассуждает блаженный Феофилакт. — Мне всякий может сказать: врач! исцели Самого Себя (Лк. 4:23). С другой стороны, если я творю, но не учу, хотя и призван учить других, то не буду иметь такой награды, а даже заслужу наказание, если не учу по лености или по зависти…»
Троицкие листки. №801-1050.
Евагрий Понтийский
Тогда запретил ученикам Своим, чтобы никому не сказывали, что Он есть Иисус Христос
Поэтому Господь запрещает до страдания Своего возвещать его как Иисуса Христа и повелевает ученикам, чтобы никому не сказывали, что Он есть Иисус Христос, Ибо Им было определено, что после завершения Домостроительства, воскресения из мертвых и вознесения на небеса, ученикам Господа позволяется провозглашать Его Иисусом Христом. Таков смысл слов: да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа (Ин. 17:3) и веруйте в Бога и в Меня веруйте (Ин. 14:1). Таким образом, мысль наша всячески укрепляется Святым Духом, чтобы мы, склоняясь к одному, не теряли из виду и другое, то есть чтобы, размышляя о богословии, не пренебрегали бы Домостроительством и в силу недостаточности своего разумения не впали бы в безбожие.
Послание о вере.
Прп. Максим Исповедник
Сам Господь после Воскресения сказал Апостолам: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам. Поэтому все, что заповедано, должен соблюдать всякий человек, крестившийся во имя Животворящей и Богоначальной Троицы. Ради этого Господь сочетал соблюдение всех заповедей с правой верой, поскольку Он ведал, что невозможно спасти человека одной только верой, отделенной от соблюдения заповедей. Поэтому и Давид, обладающий правой верой, обращается к Богу: Сего ради ко всем заповедем Твоим направляхся, всяк путь неправды возненавидех (Пс. 118:128). Ибо против всякого неправедного пути даны нам Господом заповеди, и если хоть одна останется в небрежении, то непременно вместо нее будет проложен противоположный ей путь зла”.
Слово о подвижнической жизни.
См. Толкование на
Глава 20
1 | Ибо Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой | |
2 | и, договорившись с работниками по динарию на день, послал их в виноградник свой; | |
3 | выйдя около третьего часа, он увидел других, стоящих на торжище праздно, | |
4 | и им сказал: идите и вы в виноградник мой, и что́ следовать будет, дам вам. Они пошли. | |
5 | Опять выйдя около шестого и девятого часа, сделал то́ же. | |
6 | Наконец, выйдя около одиннадцатого часа, он нашел других, стоящих праздно, и говорит им: что́ вы стоите здесь целый день праздно? | |
7 | Они говорят ему: никто нас не нанял. Он говорит им: идите и вы в виноградник мой, и что́ следовать будет, полу́чите. | |
8 | Когда же наступил вечер, говорит господин виноградника управителю своему: позови работников и отдай им плату, начав с последних до первых. | |
9 | И пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию. | |
10 | Пришедшие же первыми думали, что они получат больше, но получили и они по динарию; | |
11 | и, получив, стали роптать на хозяина дома | |
12 | и говорили: эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной. | |
13 | Он же в ответ сказал одному из них: друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? | |
14 | возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему то́ же, что́ и тебе; | |
15 | разве я не властен в своем делать, что́ хочу? или глаз твой завистлив оттого, что я добр? | |
16 | Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных. | |
17 | И, восходя в Иерусалим, Иисус дорогою отозвал двенадцать учеников одних, и сказал им: | |
18 | вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть; | |
19 | и предадут Его язычникам на поругание и биение и распятие; и в третий день воскреснет. | |
20 | Тогда приступила к Нему мать сыновей Зеведеевых с сыновьями своими, кланяясь и чего-то прося у Него. | |
21 | Он сказал ей: чего ты хочешь? Она говорит Ему: скажи, чтобы сии два сына мои сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в Царстве Твоем. | |
22 | Иисус сказал в ответ: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь? Они говорят Ему: можем. | |
23 | И говорит им: чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься, но дать сесть у Меня по правую сторону и по левую — не от Меня зависит, но кому уготовано Отцем Моим. | |
24 | Услышав сие, прочие десять учеников вознегодовали на двух братьев. | |
25 | Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; | |
26 | но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть бо́льшим, да будет вам слугою; | |
27 | и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; | |
28 | так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих. | |
29 | И когда выходили они из Иерихона, за Ним следовало множество народа. | |
30 | И вот, двое слепых, сидевшие у дороги, услышав, что Иисус идет мимо, начали кричать: помилуй нас, Господи, Сын Давидов! | |
31 | Народ же заставлял их молчать; но они еще громче стали кричать: помилуй нас, Господи, Сын Давидов! | |
32 | Иисус, остановившись, подозвал их и сказал: чего вы хотите от Меня? | |
33 | Они говорят Ему: Господи! чтобы открылись глаза наши. | |
34 | Иисус же, умилосердившись, прикоснулся к глазам их; и тотчас прозрели глаза их, и они пошли за Ним. |
Глава 19
Глава 21
Евфимий Зигабен
Тогда запрети Иисус учеником Своим, да ни комуже рекут, яко Сей есть Иисус Христос
Марк (8:30) сказал: и запрети им, да ни комуже глаголют о Нем, а Лука (9:21): Он же запрещь им, повеле ни комуже глаголати сего. Запрети вместо – повелел, запрещь повеле, т.е. строго приказал никому не говорить, что Он есть Христос, т.е. Сын Божий по естеству, как исповедал Петр.
Необходимо было, чтобы это было открыто Самим Отцом, подтверждено Самим Сыном прежде Своей смерти и стало известным одним только ученикам, как более совершенным, чем народ, и как общим учителям вселенной. Христос не желал, чтобы народ знал это прежде Воскресения Его из мертвых, чтобы, зная теперь, что Он по естеству – Сын Божий, по естеству – Бог, а потом – видя Его бесчестно поносимого, сильно страдающего и бесчеловечно убитого, он (народ) не соблазнялся, не возвратился к прежнему неверию и не сделался неисправимым. Если соблазняло даже учеников, более совершенных, чем народ, не только исполнение этого, но самая речь об этом, то каким образом не могли бы соблазниться несовершенные, видя это и не зная тайны страдания, которая и самим ученикам была не легко доступна? И они только тогда, когда по Вознесении Спасителя снизошел на них Дух Святой, исполнившись Божественной благодати и отложив человеческие помыслы, поняли все тайны и сделались тверже адаманта. До того же времени их постоянно соблазняло все человеческое во Христе. Поэтому-то, как сказано, Он тогда не желал, чтобы было известно народу, что Он – истинный Сын Божий, по естеству Бог, – но разными способами преподает это ученикам. Когда же, по удалении всех соблазнов, должны были ясно свидетельствовать о том, что Он по естеству Бог – померкшее солнце, раздравшаяся церковная завеса, потрясшаяся земля, рассевшиеся скалы, и воскресшие тела многих умерших святых и Сам Он, чудесно воскресший из мертвых (и в то время уже ясно воссияла сила Его Божества и доказательство было несомненно; но еще и Дух Святой должен был сообщить разумение не только ученикам, но и всем верующим), тогда только Он пожелал открыть всем тайну Своего Божества и страдания, чтобы проповедь о Нем распространялась беспрепятственно.
Толкование Евангелия от Матфея.
Свт. Филарет (Дроздов)
И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле
В каких разнообразных видах является всякая власть Его на небеси, это недоступно нашему созерцанию. Помыслим о ближайшей к нам всякой власти Его на земли. Если Он имеет всякую власть: то нет здесь никакой власти и силы, которая не была бы подчинена Его власти. Простирая власть благодати на каждую душу верующую и на все царство веры, на созданную Им Церковь, Он также простирает власть Своей премудрости, благости и правды и на видимую жизнь человека личную и общественную, и на все царство природы. Под властию Его премудрости и благости животворно солнце светит, ветер дышет, облака дождят, вода орошает и поит, земля износит благопотребныя человеку прозябения. Под властию Его премудрости и благости раждается человек, возникает семейство, возрастает, укрепляется и цветет народ, созидается, утверждается и возвышается царство. Под властию оскорбленной благости и правды Его, солнце опаляет, воздух дышет тлетворно, облак пускает смертоносныя стрелы молний, вода потопляет, земля отказывает человеку в дарах своих. Под властию оскорбленной благости и правды Его, невнимательный к сей власти человек лишается света и блуждает, семейство разстроивается, народ смущается, царство колеблется. Кроткую для кротких, а для шатающихся языков, для людей поучающихся тщетным, для расторгающих узы Божественнаго закона, грозную власть дал Отец небесный единородному Сыну Своему, Царю Христу Своим предопределением: проси от Мене, и дам ти языки достояние Твое; – упасеши я жезлом железным, яко сосуды скудельничи сокрушиши я (Пс. II. 1. 3. 8. 9).
Беседа в пяток Пасхи. 1859 г.
Свт. Кирилл Александрийский
Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа
Мы оправдываемся, веруя в Бога Отца и в Сына Единородного и в Святого Духа, почему и Сам Спаситель заповедует Своим ученикам, говоря: «шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа». Если, поэтому, совсем ничего в наше мышление не вносит различие имен, но Отцем можно назвать Сына и, назвав Сына Его, можно указать на Отца, то какая же была надобность давать повеление креститься верующим не в единицу, но в Троицу? Поелику же речь о Божественной природе достигает до тройственного числа, то для всех, конечно, очевидно, что каждое из исчисляемых существует в особой своей ипостаси, так что, нисколько не изменяясь по природе, восходит к единому Божеству и имеет одинаковое поклонение.
Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга I.
Лопухин А.П.
Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус
О многих последующих явлениях Христа и Его вознесении Матфей не сообщает. Вместо этого его Евангелие заканчивается апофеозом Отрока Господня, теперь прославленного Мессии. Речь евангелиста здесь возвышенна и величественна, несмотря на всю ее простоту. У других евангелистов для настоящего стиха нет параллелей, может быть, ее следует отыскивать в 1 Кор. 15:6. “То, о чем говорит Матфей, случилось после, тогда именно, когда прежде случилось то, о чем повествует Иоанн,” т.е. после явления Христа на Тивериадском озере (Феофилакт). Мелкие подробности, например, точное указание горы и времени, когда произошло событие, может быть ввиду подавляющего величия самого события, опускаются здесь евангелистом. Упоминания о “пятистах” братьях здесь нет никакого следа, а говорится только об одиннадцати учениках.
Толковая Библия.
Прп. Иустин (Попович)
Ст. 18-20 И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь
Завещание воскресшего Господа Христа: нет сомнения, Богочеловек существом Своим соединил Бога и человека, небо и землю, уравнял их Своей Истиной, Своей Жизнью, Своей Любовью, Своим Воскресением, и Своим Вечным Евангелием. Поэтому всякая власть на небе и на земле принадлежит Ему. Причем: она дана в Нем, через Него и ради Него самому человеческому естеству, которое эту власть утратило, подчинившись добровольно власти греха, смерти и диавола. В воскресшем Богочеловеке человеческое естество освобождено от греха, смерти и диавола, и тем самым ему возвращена и дана Божественная власть, которую имело оно на земле до грехопадения. И еще: много большая власть: ибо ему во Христе Богочеловеке дана всякая власть и на небе. Так в обоих мирах господствует: одно Евангелие, одна власть, одна Истина, одна Жизнь, один Закон, одна Церковь. Эта всевласть, а перед ней – всемогущество по дару воскресшего Богочеловека становится достоянием Церкви и ее представителей: Святых Апостолов и их наследников. Ее сердце: святое таинство крещения. На это Спаситель в Завете Своем сводит все свое Евангелие и все Свое Богочеловеческое домостроительство спасения. В этом святом таинстве – и все остальные таинства; они все из него, как из всетаинства. Из него как из вседобродетели и все святые добродетели: отроичение = вседобродетель. Доказательство? Уча их соблюдать все, что Я повелел вамъ (стих 20) ибо это все – свято и есть святая тайна = всетайна; и всесвятая добродетель = вседобродетель. Ничего из того, что относится к Богочеловеку, нельзя исключить или отбросить. В этом и заключается спасение каждого человека отдельно и всех народов совокупно. Вот доказательство, что это так: Сам Господь Христос остается в Своей Церкви со всеми Апостолами и их святыми наследниками во все дни до скончания века (стих 20). – На самом деле, это единственное живое завещание, в человеческом мире: Богочеловек оставил Себя всего в Церкви Своей = в Теле Своем.
См. также Толкование на
Евфимий Зигабен
Единии же надесяте ученицы идоша в Галилею
Они ушли не тотчас, потому что Иисус Христос явился ученикам еще в Иерусалиме в тот же самый день, в который воскрес из мертвых. Об этом свидетельствуют Марк (16, 14) и Лука (24, 36), но еще яснее написал Иоанн (20, 19-20). Он говорит, что после того, как возвратилась к ученикам Магдалина, сущу же позде, в день той во едину от суббот, и дверем затворенным, идеже бяху ученицы (Его) собрани, страха ради Иудейска, прииде Иисус и ста посреде и глагола им: мир вам. И сия рек, показа им руце (и нозе) и ребра Своя. Возрадовашася убо ученицы, видевше Господа и т. д. Итак, очевидно, что ученики только после этого пошли в Галилею. Однако, обещая ученикам явиться в Галилее и явившись им в Иерусалиме, Иисус Христос не солгал, как безумно сказал Юлиан Отступник, но исполнил и то обещание, явившись потом им в Галилее, и даровал им другую милость, заранее явившись им в Иерусалиме, чтобы рассеять их печаль и подтвердить слова жен и других, видевших Его воскресшим. Итак, Матфей опустил то, что произошло до тех пор, пока ученики отправились в Галилею, а другие евангелисты написали и об этом, Марк – короче, Лука обширнее, а Иоанн еще подробнее.
В гору, аможе повеле им Иисус
т.е. куда повелел им идти через женщин, как выше было сказано; или куда обещал им, когда сказал: по Воскресении же Моем варяю вы в Галилеи (Мф. 26, 32). Но в Галилею Иисус Христос назначил ученикам идти, а относительно горы ничего не написано. Вероятно, однако же, что Он или сказал им самим, или указал чрез женщин, хотя это и не написано. Кроме того, и самая гора была им хорошо известна, так как они часто пребывали там ради спокойствия.
И видевше Его, поклонишася Ему
увидев, конечно, там в Галилее, потому что Он пришел туда раньше их.