Когда мусульманские народы кавказа раньше были христианами
Содержание:
- Вероучение
- Шииты
- Религиозные традиции
- Суть миссии Мухаммада
- Мусульманское образование
- Карьера
- Идейные течения Ислама
- Другие секты ислама
- дальнейшее чтение
- Совершение хаджа
- Течения в исламе
- История Ислама в России
- По субъектам РФ
- Религиозная и историческая ситуация в Аравии накануне зарождения Ислама
- Русские мусульмане Древней Руси
- Численность мусульман
Вероучение
Вероучение изложено в Коране, который, согласно преданию, был ниспослан Аллахом пророку Мухаммаду по частям через архангела Джебраила (Гавриила). Оно покоится на семи догматах: вере в единого Бога — Аллаха, в ангелов, во все книги Божии (среди которых кроме Корана называются Тора и Евангелия), во всех посланников Аллаха (среди них упоминаются Моисей и Иисус Христос, а последним называется Мухаммад — «печать пророков»), в конец света и Страшный суд, в предопределение Божие, воскресение мертвых. В соответствии с вероучением Аллах ниспослал одну и ту же извечно существующую святую книгу разным своим посланникам. Но поскольку иудеями и христианами эта книга была извращена, то Аллах ниспослал ее в последний раз пророку Мухаммаду, чтобы ею руководствовались все люди Земли до конца света.
Культ ислама опирается на пять основных обязанностей («столпов веры») мусульман: исповедание веры — произнесение формулы-шахады «Нет никакого божества, кроме Аллаха, а Мухаммад — посланник Аллаха», ежедневная пятикратная молитва (намаз), пост в месяц рамадан (ураза), обязательное «очистительное» пожертвование (закят), паломничество в Мекку (хадж). Наряду с другими религиозными обрядами и ритуалами, а также исламскими праздниками (Курбан-байрам, Ураза-байрам, мирадж, мавлид и др.) «столпы веры» имеют большое значение для упрочения влияния религии на верующих.
Шииты
Отдельной ветвью в Исламе являются шииты – название направления происходит от арабского слова, означающего «партия» или «приверженцы». После того, как умер Пророк Мухаммед ﷺ, некоторые мусульмане, которые придерживались той точки зрения, что только к потомкам Посланника Аллаха ﷺ должна переходить власть в мусульманской общине, сформировались в группу. Потомками Посланника Аллаха ﷺ называли детей его дочери Фатимы и детей его двоюродного брата Али.
Шииты считают, что божественное установление закрепило за родом Али право на имамат, то есть институт верховной власти и руководства мусульманской общины. С самого начала шииты были только политической партией, и гораздо позже, во время правления шестого имама Джафара ас-Садыка шииты стали самостоятельным религиозно-правовым течением в исламе.
Течение Шиитов можно разделить на группу умеренных, к которым относятся зейдиты и шииты-двунадесятники, а также группу крайних шиитов, к которым относятся алевиты, алавиты, исмаилиты. Зейдиты наиболее распространены в северо-восточной части Йемена. Одной из ветвей зейдитов являются нуктавиты, которые получили наибольшее распространение на территории Ирана. Идеологические воззрения зейдитов сближают их из всех направлений Ислама более всего с суннитами.
Шиитов-двунадесятников еще называют имамитами и иснаашаритами. Это преобладающее направление шиитского течения, оно наиболее распространено в Азербайджане, Иране, Ираке, Бахрейне и Ливане. В других странах это направление также представлено, но меньше. Сторонники этого течения придерживаются взглядов джафаритского мазхаба.
Исмаилиты
В рядах исмаилитов в девятом веке произошел раскол, в результате чего были выделены фатимидские исмаилиты, которые признавали скрытых имамов, а также карматы, которые признавали семь имамов. Направление карматов просуществовало только до начала двенадцатого века.
Когда же умер фатимидский халиф ал-Мустансир в 1094 году, в рядах исмаилитов произошел раскол, в результате чего появилось ответвление низаритов, то есть исмаилитов восточных, которые поддерживали идею, что к власти должен прийти старший сын ал-Мустанира Низар. Также появилось ответвление мусталитов, которые признавали имамом халифа Фатимидов аль-Мустали. Среди низаритских сект особо известна секта хашшашинов или ассасинов. Среди ответвлений исмаилитов известны также друзы.
Шиитские секты
Ряд шиитских сект, которые объединены между собой верой в наличие божественности у потомков Пророка Мухаммеда ﷺ по линии Али шиитских имамов, были объединены в мусульманской религии общим термином «гулат», что в переводе означает «преувеличение».
К таким сектам относятся:
- алевиты, верующие в Али как представителя Всевышнего на земле, а не в Мухаммеда ﷺ;
- гурабиты, верующие в то, что Пророку Мухаммаду ﷺ пророчество было представлено Джибрилем ошибочно, поскольку Пророк Мухаммад ﷺ и Али были внешне очень похожи. Название секты в переводе означает «ворон», и такое название секта получила потому, что ее участники утверждали, что ошибка произошла из-за сходства Мухаммада ﷺ и Али, которые были похожи «как один ворон на другого»;
- алавиты или нусайриты, верующие в троицу айн-мим-син (название произошло от первых букв имен Али, Мухаммеда ﷺ, а также Сальмана Перса). Представители алавитов распространены в западной части Сирии, в Турции и Северном Ливане, президент Сирии Башар аль-Асад является последователем данной группы. Само же название «алавиты» происходят от сочетания «Али-Алла», то есть «обожествляющие Али». Направление алавитов рассматривают как эзотерическое ответвление персидского исламского направления со схожим культом Али, приходящегося зятем и двоюродным братом пророка Мухаммеда ﷺ;
- дамийты, верующие в то, что Богом был Али, а его посланником стал Мухаммад ﷺ;
- базигиты, верующие в то, что Богом был Джафар ас-Садык, шестой имам, а все те имамы, которые были до него, были его посланниками;
- йафуриты, верующие в то, что Богом был Муаммар из Куфы;
- кайсаниты, верующий в то, что после смерти Хусайна ибн Али имамат перешел к Абуль Касиму Мухаммаду ибн аль-Ханафии. После того, как Абуль Касим Мухаммад ибн аль-Ханафия умер, данная секта разделилась на несколько более мелких;
- представители крайнего эзотерического учения Ахл-е Хакк, которое вышло из месопотамских учений гулата и распространилось в западной части Ирана и в восточной части Ирака в курдской среде.
Религиозные традиции
Одна из первостепенных религиозных традиций мусульман ― обязательное совершение пять раз вдень особой молитвы ― намаза. Кроме того, каждую пятницу мусульманин должен посещать молитвенный дом (мечеть). Входить в мечеть следует, сняв обувь, при этом у женщин голова должна быть прикрыта платком, а одежда – полностью закрывать ноги.
В мусульманском календаре религиозных праздничных дат всего две: праздник жертвоприношения Курбан Байрам и праздник разговения Рамадан Байрам. Рамадан Байрам отмечается в первый день после окончания месячного поста, который предполагает отказ от еды, питья и секса, ежедневные многократные молитвы и соблюдение требований Корана относительно работы. В немусульманских праздниках основатель религии Пророк Мухаммед участвовать запретил.
В Рамадан Байрам и Курбан Байрам верующие читают Коран, раздают пожертвования, стараются никого не обидеть. Поскольку религиозные праздники отмечаются по лунному календарю, даты праздников по юлианскому календарю каждый год меняются. Особым днем в исламском календаре также считается пятница (Джума). Как у христиан воскресенье, а у евреев суббота, так для мусульманина пятница ― день отдыха.
Традиционной религиозной обязанностью в мусульманстве считается хадж: посещение священного города Мекка и расположенных в его окрестностях горы Арафат и долины Муздалифа. Паломничество должно быть совершено хотя бы раз в жизни, и считается одним из наилучших, с точки зрения Ислама, действий истинного последователя Мухаммета.
Суть миссии Мухаммада
Первое, что Мухаммад поведал людям, — это что Бог един и что теперь он божий посланник. Среди арабов в те времена процветало падение нравов. Те, кто был сильнее, обижали сирот, стариков, калек. Существовала работорговля, люди предавали и обманывали друг друга. Одна за другой шли войны между племенами. У прекрасного пола почти не было прав.
Мухаммад, обращаясь к людям, начал говорить о том, что начинается новая эпоха. Он поведал народу о слове Аллаха, и называлось оно Коран. На арабском языке это звучит как «альКур»ан». В Коране 114 глав. На арабском языке — суры. Главы написаны в стихотворной форме. Стихотворения имеют название «аяты». Стихи и главы зачастую имеют свои названия, например, самая большая глава Священного Писания именуется сурой «Аль-Бакара» («Корова»).
Мусульманский закон и шариат основаны на Священном предании и мусульманском писании.
Компетентные богословы у мусульман зовутся имамами. Община мусульман имеет имя «умма».
Исламской религии более полутора тысячи лет, за это время появилось множество самозванцев. Они используют идеологию, которая в корне расходится с мусульманским течением. Самым распространенным лжеучением является ваххабизм.
Мусульманское образование
Преемственность всякой исламской общины обеспечивалась системой религиозного образования, обязательным элементом которой было обучение языку Корана, т.е. литературному арабскому; так было и в России. Самые ранние известия об исламизации этого региона упоминают наличие школ (куттаб, мадраса) наряду с мечетями, помещения которых также использовались для преподавания, но нет сведений о какой-либо местной их специфике. Служители исламского культа, как правило, обучали детей и взрослых грамоте. Конкретные сведения о мадраса, в которых готовили духовных наставников, учителей и управленцев (мулл, имамов-хатибов, муэдзинов, мугаллимов, мударрисов, кадиев, мухтасибов, нутаваллиев), имеются для времени Екатерины II: в 1771 году были открыты в Казани мадраса Апанаевская и Ахундовская, в 1780 году — Амирхановская. Расцвет системы мусульманского образования в регионе приходится на конец XIX — начало XX веков, когда соперничали «традиционалисты» и «обновленцы». Кроме большого числа начальных школ (мектеб/мактаб) среди мадраса повышенного типа выделялись крупные — Мухаммадийа, Марджанийа, Касимийа, Амирханийа, Азимовская в Казани, Усманийа, Галийа, Хакимийа, Хасанийа в Уфе, Хусайнийа в Оренбурге, Иж-Буби в Вятской губернии. В Бахчисарае знаменитой была мадраса Зинджирлы, в которой Исмаил-бей Гаспринский впервые ввел новые методы обучения и новые предметы; по его примеру многие мусульманские школы России стали новометодными. Из учебных заведений этого типа вышла почти вся мусульманская интеллигенция, в том числе леворадикальная (она восприняла социалистические и коммунистические идеи, составила опору советской власти и почти целиком была ею истреблена). Российские власти усмотрели в них опасность, и с целью «противодействия татаро-мусульманскому влиянию» в 1910 году было проведено Особое совещание, созванное П.А.Столыпиным, которое приняло решение запретить преподавание в них небогословских дисциплин.
Мусульмане регионов, входивших в состав Российской империи, испокон веков были потребителями религиозной литературы, созданной в других регионах на арабском и персидском языках. Местные авторы изредка писали комментарии на отдельные произведения или делали из них извлечения, обычно в учебных целях. Черты оригинальности были присущи лишь поэтическим творениям суфийского содержания на локальном варианте литературного тюркского языка. Опыты использования кавказских языков для изложения исламского учения относятся только к концу XIX — началу XX веков. Библиотеки некоторых мечетей и мадраса, а также отдельных ученых нового времени, судя по их уцелевшим остаткам, содержали и старинные рукописные экземпляры, но происходят они из центров исламской учености на юге; местные же рукописи чаще всего представляют собой ученические копии и разного рода сборники смешанного содержания. Дело тут не только в плохой сохранности и сознательном уничтожении всего, что писано арабским алфавитом, но и в распространении печатной книги, сильно потеснившей рукописную. Первое издание Корана в арабском оригинале было осуществлено в типографии И.К.Шнора в Санкт-Петербурге в 1787 году и повторено там же несколько раз, а затем ее оборудование было перевезено в Казань и передано (из цензурных соображений) сначала Первой гимназии, позднее — Университету. Здесь печатали Коран, экземпляры которого расходились по всей России и за ее пределами. Кроме казенной учреждались позднее и частные типографии с конца XIX века не только в Казани, но еще в Петербурге, в городах Поволжья, Крыма и Дагестана; выпускали они разнообразную мусульманскую религиозную литературу значительными тиражами из года в год вплоть до 1917 года. Татарский календарь, выходивший с 1857 года в Казани, стал первым мусульманским периодическим изданием в России. В 1883 году Исмаил-бей Гаспринский начал издавать в Бахчисарае газету «Тарджуман», с 1905 года число мусульманских газет и журналов увеличилось. С каждым годом они приобретали все более светский характер, в том числе даже официальный орган ОМДС Ма’лумат махкама-йи шар’ийа. В советское время вся мусульманская пресса сошла на нет.
Возрождение ислама в России сейчас сильно сказывается на развитии культуры народов, для которых ислам является традиционной религией. Исламские мотивы широко входят в произведения литературы и искусства. Видное место в населенных пунктах начинают занимать элементы мусульманской архитектуры (в некоторых регионах принято решение построить по мечети в каждом населенном пункте). «Второе дыхание» получили многие национальные традиции и обряды, с которыми раньше велась упорная борьба под видом преодоления религиозных пережитков.
Карьера
В 2010 году Амина вместе с мужем основала компанию IRADA, которая много лет радует покупательниц красивыми женственными коллекциями. Идея создания бренда по пошиву одежды родилась не сразу.
Поначалу молодая мама перебивалась случайными заработками в Интернете, а потом стала продвигать дизайнерскую конфессиональную одежду. Сначала заказывала вещи через Интернет и уже дома продавала их, размещая фото в «Одноклассниках». Поворотным моментом стал случай, когда в 6 утра к Шабановым пожаловала семья с детьми, которые добирались в Москву из Нижнего Новгорода, чтобы купить одежду.
Осознав, какая проблема для российских мусульманок — найти подходящее платье, Амина решила всерьез заняться пошивочным бизнесом. Вникнув в процесс производства, изучив рынок и пройдя все трудности в виде предвзятого отношения со стороны мужчин, Шабанова превратила предприятие из домашнего магазина в крупнейшую торговую марку с интересной историей и обширной клиентурой по всей стране. Маленький магазинчик во дворах в районе «Академической» перерос в точку на Таганке, а вскоре бутики стали расти как грибы в других городах России: Тюмени, Казани, Ульяновске. Для пошива использовались исключительно натуральные ткани, которые закупались в Турции, Корее и Китае.
Позднее в самом центре Москвы, на Лубянской площади, открылся первый бутик Concept Store IRADA, а официальные страницы бренда появились в «Фейсбуке» и «ВКонтакте».
Дизайнер Амина Шабанова
В апреле 2018 года IRADA приняла участие в первом анонсирующем показе Russia Modest Fashion Week.
Наряду с преуспевающим бизнесом модельер исламской одежды решила осуществить еще одну давнюю мечту — создание экопоселения, в котором смогла бы жить с единомышленниками. И в 2020 году девушка начала реализовывать проект. На 83 гектарах живописной земли в Шаховском районе Шабанова решила возвести поселение Аминовка, куда пригласила всех желающих. Коттеджи сообщества вырастут близ деревни Нечесово в 140 км от столицы, а небольшой участок размером 12,5 соток можно приобрести за 420 тыс. руб. По информации, туда уже заселилось около 50 человек.
В экопоселении будет действовать собственный свод немудреных правил, среди которых главными являются запрет на алкоголь, сигареты, громкую музыку и употребление бранных слов. Также нельзя появляться в непристойном виде и разводить свиней. На территории поселка в будущем планируется строительство школы, детского сада, магазина и мечети.
Идейные течения Ислама
С самого становления исламской религии разногласия по различным вопросам вероубеждения возникали среди мусульман достаточно часто, и эти вопросы можно разделить на несколько общих групп:
- К первой группе можно отнести вопросы, которые касаются сущности Всевышнего Аллаха и Его атрибутов, возможное или невозможное среди Его качеств, сама возможность толковать качества Его сущности и качества Его действий. В таких вопросах имеют расхождения течения саляфитов, каррамитов, ашаритов, мутазилитов, муджассимитов.
- Ко второй группе вопросов можно отнести те, которые связаны с Божественной справедливостью, предопределением жизненного пути, свободной волей и принуждением человека, понятием касба. Расхождения в этих вопросах имеют такие исламские течения, как наджжариты, каррамиты, кадариты, джабариты и ашариты.
- К третьей группе относятся вопросы, которые связаны с покаянием и верой, условиями отсрочки и угрозы наказания, случаями обвинения в заблуждении и неверии. По таким вопросам расходятся во мнении такие направления ислама, как мурджииты, каррамиты, ашариты и мутазилиты.
- Еще к одной группе вопросов можно отнести те, которые связаны со Священной Книгой Коран, понятиями зла и добра, разума и Божественной благодати, а также непогрешимости в пророчестве и имамата, условий его установления и передачи. По таким вопросам расходятся во взглядах хариджиты, шииты, мутазилиты, каррамиты и ашариты.
Как сложилось исторически среди ашаритов преобладает число последователей шафиитского мазхаба (Чечня, Дагестан, Ирак, Сирия, частично Египет, Индонезия) и маликитского мазхаба (Север Африки). Матурдиты же в большинстве своем являются последователями ханафитского мазхаба – Южная Азия, Турция, Средняя Азия, Башкортостан, Татарстан. По своим взглядам они ближе к ашаритам.
Другие секты ислама
Ал-муджбира (Джабариты, Джабриты).
Ахмадие —
Кадиани,
Лахори.
Аят.
Гайланиты.
Кадариты.
Кадиани.
Мутакаллимы —
Ашариты,
Каррамиты,
Матуридиты,
Мутазилиты.
Рошани.
Субуд.
Хариджиты (Харуриты, Шарииты) —
Аджрадиты,
Азракиты,
Байхаситы,
Ибадиты,
Мурджиты,
Мухаккимиты,
Надждиты,
Са-алабиты,
Суфриты.
Черный ислам:
Мавро-американский научный храм —
Нация ислама (Черные мусульмане);
Джамаат ул-Фукра (Совет джихада в Северной Америке);
Черные ханафиты.
На главную
Ислам:
Течения магометанства |
Исламоподобные учения
История и мифология |
Иностранные языки |
Страны мира |
Книги
На правах рекламы (см.
условия):
Алфавитный перечень страниц: |
|
На русском языке: традиционные направления ислама, мусульманские конфессии, течения суннизма, ветви шиизма, мистический суфизм, На английском языке: Muslim branches. |
«Сайт Игоря Гаршина», 2002, 2005.
Автор и владелец — Игорь Константинович Гаршин
(см. резюме).
Пишите письма
().
Страница обновлена 04.08.2016
дальнейшее чтение
- Дония, Роберт Дж .; Прекрасно, Джон Ван Антверпен младший (1994). . Нью-Йорк: издательство Колумбийского университета. ISBN .
- Курпейович, Авдул (2006). Slovenski muslimani zapadnog Balkana . Подгорица: Matica muslimanska Crne Gore.
- Курпейович, Авдул (2008). Муслимани Црне Гор: Знаменитая историческая информация, документы, институты и догадки . Подгорица: Matica muslimanska Crne Gore.
- Курпейович, Авдул (2011). Культурные и национальные статусы и положай Муслимана Црне Гор . Подгорица: Matica muslimanska Crne Gore.
- Великонья, Митя (2003). . Колледж-Стейшн: издательство Техасского университета A&M. ISBN .
Совершение хаджа
Пятым столпом Ислама является совершение паломничества (хаджа) при наличии возможности (материальной, физической, а также безопасной дороги). Согласно Шариату, хадж означает намерение посетить высокочтимую Каабу, которая находится в городе Мекке, с целью совершения специальных богослужений, связанных с определенными условиями и правилами.
Хадж также имеет огромное значение для мусульман, как в этом мире, так и в мире вечном. Хадж улучшает физическое состояние человека, воспитывает в нем щедрость, помогает почувствовать равенство всех рабов перед Аллахом, напоминает о Судном дне, укрепляет узы братства между мусульманами и сплачивает их, способствует их единству. Хадж напоминает нам об истории пророков и их сподвижников, предоставляет возможность посещать многие святыни (зияраты) Ислама, очищает сердце и душу человека. Он содержит в себе много других явных и скрытых благ. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Тот, кто, имея возможность, не совершил хадж, пусть умирает, если захочет, христианином или же иудеем». Поэтому человек, имеющий возможность совершить хадж, должен выучить правила его выполнения и поскорее, не откладывая, постараться совершить его.
Неисполнение этого основополагающего минимума требований Ислама свидетельствует о слабости веры человека. Те, кто не соблюдают этот минимум (даже один из этих столпов), будут очень строго наказаны в Вечной жизни, если не покаются, не возместят пропущенные обязанности и не будут прощены Всевышним Аллахом. Тот, кто отрицает необходимость соблюдения этого минимума или хотя бы одного из столпов Ислама, становится неверующим.
Помимо вышеназванных пяти столпов, в Исламе также имеется множество других обязанностей, которые необходимо соблюдать каждому человеку. Например: почитание родителей, поддержание теплых отношений с родственниками, соблюдение обязанностей и правил приличия по отношению к соседям, проявление уважения к старшим по возрасту, проявление милосердия и сострадания к младшим и т. п. Величина вознаграждения, предназначенного для мусульманина за исполнение этих предписаний, зависит от искренности, тщательности и усердия, проявляемых при их выполнении.
Также существуют запреты Ислама, например, запрет на совершение таких тяжких грехов, как убийство человека, прелюбодеяние, воровство, употребление спиртных напитков, наркотиков, ростовщичество, сплетни, злословие, наговор, зависть, вражда, причинение вреда окружающим языком или же физически, притеснение слабых, присвоение или употребление чужого запретного имущества и т. п. От таких деяний человеку необходимо отдаляться, а также покаяться в ранее совершенных, ибо, если Всевышний Аллах не простит его, то его ожидает суровое и невыносимое наказание в Вечной жизни. Да убережет нас Всевышний Аллах от этого! Аминь!
Течения в исламе
Ислам на территории бывшего СССР с самого начала был суннитским, господствующий мазхаб — ханафитским, оставаясь таковым по преимуществу на протяжении всего времени. Исключение составляет Дагестан, где первоначальное ханафитство сменилось в XII веке на шафи’итскую школу права и богословия. Шиитская ветвь ислама представлена с XVII века лишь небольшими группами населения в Южном Дагестане, испытавшем влияние Ирана и Азербайджана. Мистико-аскетическое учение (суфизм) в рамках суннитского ислама распространяли в Дербенте еще современники и ученики аль-Газали (1058-1111), чьи произведения охотно читали и переписывали всюду и позднее. Среди тюркского населения Орды популярностью пользовались братства йасавийа и кубравийа, но с XV века наибольший успех выпадает на долю тарика накшбандийа, а в Чечне находит признание тарика кадирийа. На почве двух последних в условиях ожесточенного сопротивления русским завоевателям XIX века в Дагестане и Чечне выросла особая локальная форма суфийского братства — мюридизм (от араб. «мурид» — последователь, ученик).
История Ислама в России
Первые мусульмане появились на территории России в седьмом веке на земле Дагестана – это были купцы из Халифата, а также воины, и именно на территории Дербента до сих пор находится древнейшая мечеть России, которую построили еще в восьмом веке, а также на этих землях есть могилы сподвижников Пророка Мухаммада ﷺ или сахабов. Историки пришли к выводу, что Ислам на территории, которая в будущем станет российскими территориями, появился задолго до Крещения Руси – за два столетия, поэтому Ислам является, как и Иудаизм, наиболее древней формой авраамического Единобожия. Отличает от Крещения Руси исламскую веру то, что Ислам по России распространялся не волевым решением князя, а не насильственно и медленно.
Более подробно об исламе на территории России читайте в данной статье.
По субъектам РФ
По данным переписи населения 2002 года, основное количество мусульман в России сосредоточено в семи субъектах, в том числе Северного Кавказа – население Ингушетии на 98 % состоит из мусульман, в Чечне высокий процент численности — 96 % граждан – мусульмане, в Дагестане 94 % населения составляют мусульмане, в Кабардино-Балкарии 63 %, в Башкортостане 54,5 %, а в Татарстане проживает 54 % российских мусульман. Поскольку процесс переписи населения не предполагает вопрос о вероисповедании, это следует учитывать, ведь не все этнические мусульмане на территории современной России могут исповедовать ислам на самом деле. Если суммировать все данные как выборочных исследований, так и социологических опросов, касающихся этнического состава, то можно предположительно выявить, что из этнических мусульман в России от десяти до пятнадцати процентов мусульманских народов могут придерживаться другого вероисповедания, преимущественно христианства. Известно также достаточное количество случаев, когда в Ислам обращались россияне, которые этническими мусульманами не являлись. Ислам в России могут проповедовать от двадцати тысяч человек русских, ставших мусульманами – таково мнение специалистов в области религии.
Мусульмане в России увеличиваются в своем количестве путем естественного прироста и за счет мигрантов, которые прибывают в Россию из среднеазиатских стран и Азербайджана. Поскольку в основном в России население сокращается, доля мусульман при таких факторах значительными темпами увеличивается, однако процессов исламизации российского общества, которым пугают население ученые «исламоведы», не происходит.
Религиозная и историческая ситуация в Аравии накануне зарождения Ислама
В преддверии возникновения ислама на Аравийском полуострове господствовала ханифия или автохтонный аравийский монотеизм, уходящий своими корнями к пророку Аврааму (Ибрахиму). Современная концепция указывает на наличие в тот период двух относительно независимых монотеистических традиций, которые в итоге объединились в аравийское пророческое движение. В период, когда возник ислам, то есть до момента прихода к пророческой миссии Мухаммеда ﷺ, в Аравии уже действовали несколько авраамических пророков, но именно на Мухаммеда ﷺ была возложена Богом миссия распространения Ислама. Пророка Мухаммед ﷺ существенно отличался от остальных пророков, как с политической, так и с идейной точки зрения, что явилось одной из главных составляющих успеха ислама.
Частично население Аравийского полуострова в этот период времени приняли иудаизм, частично – приняли христианство, а в некоторых государствах, таких, как Йемен и Бахрейн, проповедовали зороастризм. Аравийский полуостров в этот исторический период делили между собой княжество Лахмидов, которое являлось союзником с Ираном, где правили Сасаниды, и княжество Гассанидов, которое являлось вассалом Византии.
Центральная же Аравия осталась свободной после того, как на Мекку совершил поход эфиопский царь, и чудесным образом мекканцам удалось спастись, а армия царя и сам эфиопский царь были уничтожены раскаленными камнями, которые скидывали на них прилетевшие с неба птицы. Данное событие было известно арабскими и мекканскими современниками и описывается в суре Корана «Слон».
Саудовская Аравия в эпоху зарождения Ислама
Русские мусульмане Древней Руси
Русские мусульмане, также как и славяне мусульмане, впервые упоминаются в летописях вместе с упоминанием о первых обращениях русских славян в Ислам. Такой факт упоминается в истории об убийстве, произошедшем в 1262 году, когда был убит православный монах Зосима или Изосима. Зосима стал известен тем, что принял Ислам, а позже в Ярославле служил у ордынского наместника, которому помогал собирать дань. Его убили во время разгоревшегося восстания: участники восстания были недовольным тем, что объем дани, которую они должны были платить, резко увеличилась.
В тринадцатом веке при хане Узбеке Ислам был определен как государственная религия Золотой Орды, тогда обращались в Ислам преимущественно язычники, и за распространение православия хан Узбек не карал, а также терпимо он относился к распространению других религий. Помимо случая с монахом Изосимой, больше у историков нет достоверных фактов того, что появлялись русские или славянские мусульмане в этот период.
Отдельно стоит упомянуть категорию русских и славян, которые приняли Ислам и проживали на территории Османской Империи, их называли сакалиба.
Когда Иван Грозный взял Казань и Астрахань, начала раскручиваться кампания по христианизации мусульман, что не способствовало вступлению не мусульманских славянских народов в Ислам. Русские славяне были совершенно не знакомы с арабским языком, что также создавало серьезные препятствия для ознакомления с исламскими источниками литературы. В тот исторический период мусульманские тексты не переводились на славянские языки, поэтому исламские сочинения были недоступны для чтения. В силу определенных ментальных различий не приветствовалось государственными властями и стремление русских славян контактировать с иноверцами.
Численность мусульман
Мусульман во всем мире насчитывалось в 1996 1126 млн. человек, что составляло 19% всего населения земного шара. По частям света и крупным регионам они распределялись следующим образом: в Азии (без стран бывшего СССР) жило 778 млн. (22% населения этой части света и 69% всех мусульман), в Африке — 309 млн. (соответственно 41% и 27%), в Европе (включая всю территорию России) — 32 млн. (4,4% и 2,8%), в Америке — 7 млн. (0,9% и 0,6%), в Австралии и Океании — 0,4 млн. (1,3% и 0,03%).
В Азии численность мусульман наиболее значительна в Индонезии (150 млн. — 83% всего населения; все приводимые цифры относятся к 1990), Пакистане (119 млн. — 97%), Бангладеш (101 млн. — 87%), Индии (99 млн. — 12%), Иране (56 млн. — 99%), Турции (55,5 млн. — ок. 100%), Китае (27 млн. — 2,4%), Ираке (18 млн. — 95%), Афганистане (16 млн. — 99%), Саудовской Аравии (13 млн. — 93%), Йемене (13 млн. — почти 100%), Сирии (11 млн. — 90%), Малайзии (10 млн. — 55%), на Филиппинах (5 млн. — 8%), в Иордании (3,2 млн. — 94%), Таиланде (2,2 млн. — 4%), Кувейте (1,9 млн. — 90%), Ливане (1,8 млн. — 60%), Объединенных Арабских Эмиратах (1,6 млн. — 85%), Мьянме (1,6 млн. — 4%), Омане (1,4 млн. — 96%), Палестине (1,4 млн. — 88%), Шри-Ланке (1,3 млн. — 8%). Кроме того, высок процент мусульманского населения в следующих азиатских странах: в Бахрейне (ок. 440 тыс. — 85%), Катаре (ок. 405 тыс. — 91%), Мальдивской Республике (214 тыс. — св. 99%), Брунее (ок. 190 тыс. — 71%).
Из африканских стран крупные группы последователей ислама есть в Египте (46 млн. — 85% всего населения), Нигерии (34 млн. — 40%), Алжире (25 млн. — свыше 99%), Марокко (25 млн. — около 100%), Судане (18 млн. — 70%), Эфиопии (16 млн. — 35%), Танзании (9,6 млн. — 35%; на Занзибаре ислам исповедуют 98% населения), Тунисе (8,1 млн. — 99,5%), Мали (8,1 млн. — 86%), Сомали (7,6 млн. — почти 100%), Нигере (6,4 млн. — 90,5%), Гвинее (5,7 млн. — 83%), Кот-д-Ивуаре (4,9 млн. — 39%), Ливии (4,4 млн. — 96%), Буркина-Фасо (4,3 млн. — 48%), Камеруне (2,7 млн. — 24%), Чаде (2,6 млн. — 45,5%), Гане (2,4 млн. — 16%), Мозамбике (2 млн. — 13%), Мавритании (2 млн. — около 100%), Сьерра-Леоне (1,8 млн. — 43%), Эритрее (1,7 млн. — 51%), Кении (1,5 млн. — 6%), Уганде (1,5 млн. — 8%), Малави (1,2 млн. — 14,5%). Кроме того, высокую долю мусульманского населения имеют такие африканские страны, как Гамбия (около 820 тыс. — 95%), Коморские Острова (около 430 тыс. — 98%), Джибути (около 385 тыс. — 95%), остров Майотта (78 тыс. — 97%).
Среди государств, образовавшихся после распада СССР, много мусульман в Узбекистане (14 млн. — 68% всего населения), России (13 млн. — 9%), Казахстане (6,7 млн. — 40%), Азербайджане (5,7 млн. — 80%), Таджикистане (4,4 млн. — 82%), Туркмении (2,8 млн. — 76%), Киргизии (2,6 млн. — 60%). В России мусульмане в основном сосредоточены в Поволжье, на Урале, в Западной Сибири и на Северном Кавказе.
В Европе значительными группами последователей ислама выделяются Франция (4,3 млн. — около 8% населения), Германия (2 млн. — 2,5%), Югославия (Сербия и Черногория: 1,8 млн. — 17%), Босния и Герцеговина (1,7 млн. — 40%), Великобритания (1,4 млн. — 2,5%), Албания (по приблизительной оценке, 1,3 млн. — 40%), Италия (1,1 млн. — около 2%).
В Албании, Боснии и Герцеговине, Югославии мусульманами являются в основном представители коренного населения (в Югославии главным образом албанцы Косова), во Франции, Германии, Великобритании, Италии — это в подавляющем большинстве иммигранты. Во Франции ислам исповедуют преимущественно арабы из Северной Африки и Юго-Западной Азии, а также выходцы из стран Африки, в Германии — главным образом турки, курды, арабы, так называемые славяне-мусульмане (из Боснии и Герцеговины), в Великобритании — в первую очередь выходцы из Пакистана и часть выходцев из Индии, в Италии — арабы, сомалийцы, выходцы из Эритреи.
В Америке действительно крупная группа мусульман имеется только в США. Оценки численности приверженцев ислама в этой стране сильно колеблются: от 1,2 млн. до 6 млн. человек. Наиболее правдоподобная цифра — 4,5 млн.(менее 2% населения). По национальной принадлежности — это арабы, персы и другие выходцы из зарубежных стран, а также принявшие ислам афроамериканцы США (по некоторым оценкам — около 1/3 всех мусульман страны).
По состоянию на начало 2014 года по данным Бостонского Центра по изучению мирового Христианства (Gordon-Conwell-Seminar) в мире насчитывается 1,7 млрд. мусульман .