Что такое секта и как не стать сектантом?

Как распознать секту?

Большинство группировок стараются эффективно замаскировать свою деятельность. Разоблачение секты — дело не простое, но использовав ключевые характеристики, сделать это будет легче:

Пропаганда и привлечение все больших сторонников вместе с назойливыми звонками и письмам должны насторожить любого человека

Предложение часто поступает о посещении бесплатных семинаров, психологических тренингов и скрывает под собой заманивание в секту.
Вновь прибывшего окружают особенным вниманием и связь не прекращается ни на день, чтобы не оставить ему время на размышления.
Правды об истинных целях секты новичкам никто не расскажет. Для того, что бы стать человеком из числа просвещённых, надо занять место повыше в лестнице иерархии.
Секты существуют на пожертвования

Дойдя до определённого этапа, участнику потребуется вносить взносы.
Религия в сектах неоспорима, об этом толкует лидер, а все факты из его жизни указывают только на его связь со Всевышнем. Приказы лидера не обсуждаются.
Для проникновения духом секты новому участнику выдается большое количество информации в виде книг, буклетов, фильмов. Он посещает собрания, на которых обязательно демонстрируются «чудеса».
В секте постоянно учат, что только ее мышление правильное, а участники секты представляют элиту с невероятным знаниями и призывают сектантов пожалеть других людей и рассказать правду.
Обычного человека буквально вырывают из семьи и привычного круга общения, устанавливая над ним постоянный контроль. Подстраивая его под жизнь секты, побуждают действовать активно.
Признаки секты сокрыты в знаках отличия. С этой целью наносятся татуировки, носят кулоны, броши, делается особая прическа.

Ещё один печальный пример

Что такое секта, лидеры которой подчиняют себе волю своих адептов, мы уже видели. Хочется по этому поводу вспомнить ещё одну религиозную группировку, к счастью, не проникшую на территорию нашей страны, но причинившую много горя американцам, доверившимся её создателю. Организация секты принадлежит её лидеру Джиму Джонсу. Она была создана в 1955 году в Индианаполисе. Степень воздействия на сознание её членов превосходит все известные ранее примеры.

Являясь патологическим ненавистником не только американцев, но и вообще всех людей на свете, Джим Джонс создал в джунглях Гайаны поселения, где разместил своих адептов. Жизнь там напоминала худшие варианты киносценариев о государствах с тоталитарным режимом. Требуя беспрекословного подчинения любому своему приказу, он добился рабского послушания и всеобщего поклонения, превосходящего все мыслимые пределы.

История секты завершилась трагедией. В марте 1978 года более девятисот жителей поселений одновременно покончили жизнь самоубийством. Эта весть потрясла мировую общественность. Суд приговорил Джонса к длительному сроку заключения, но в 2002 году он за примерное поведение досрочно покинул стены тюрьмы. Добавим только, что этот негодяй испытывал слабость к Советскому Союзу и его тоталитарному строю. Одну из улиц посёлка он даже назвал именем Ленина и выражал желание иммигрировать в нашу страну.

Существование сколь угодно разветвлённой иерархии, вступать в спор с которой по основным догматам учения секты категорически запрещено.

Чтобы узнать скрываемое учение, человек должен быть посвящен на определённую ступень иерархии в секте. Организация секты строго иерархична. Чтобы получить какой-либо результат, например, оправдать заплаченные деньги или просто проявленный интерес и потраченное время, необходим переход на следующую ступень. Например, в секте Муна существует «лестница» из многих семинаров — вводный, однодневный, двухдневный, трёхдневный, семидневный, двадцатиоднодневный, а также сложная система членства и участия в деятельности секты. В секте сайентологии Рона Хаббарда человек, оплатив и пройдя начальный курс, узнает в самом конце, что самое главное и интересное будет раскрываться лишь на следующем курсе, за который плата отдельная и т. д. То же характерно для секты последователей «живой этики»: ступенчатое посвящение в тайны «учения» по мере более активного участия в деятельности секты. Иерархическое устройство позволяет держать под строгим контролем и направлять действия членов секты на всех её ступенях и не допускать критического отношения ни к учению секты, ни к её лидерам.

Религиозный маркетинг. Секта всегда занята религиозным маркетингом, то есть распространением своего учения и вербовкой новых членов. Сектантская пропаганда обращена не к уму или сердцу человека, не к высшим его побуждениям, но к страстям, к подсознанию. Религиозный маркетинг — это буквально навязывание своего вероучения в формах, исключающих рациональное осмысление. Подобным же образом действуют корпорации, многие из которых вполне подпадают под определение секты (Apple, Microsoft и пр.). Сюда относятся все виды рекламы в средствах массовой информации, уличная реклама, почтовая реклама. Это и назойливые приглашения посетить собрания или семинары с неопределенными названиями («изучение Библии» — секта Муна, иеговисты; «изучение английского языка» — мормоны; «собрание всех, кто обеспокоен судьбой России» — рериховское движение, секта «Святая Русь»; «фестивали и семинары по вопросам семейной жизни» — секта Муна, «психологический тренинг, разрешение проблем общения» — секта сайентологии; «воспитание детей, благотворительные концерты» — секта «Семья»; «семинары по вопросам педагогики и медицины» — секты Акбашева).

Новые секты (Новые религиозные учения)[править]

Основная статья

:Новые религиозные учения В 20-м веке, особенно после Второй мировой войны появилось (и продолжает появляться) огромное количество новых религиозных учений

, большинство из которых часто именуются сектами. Одной из главных особенностей этих учений по сравнению склассическими сектами является большая оторванность или даже полная независимость от исходных религий. Для таких учений характерно не столько стремление исправить существующие религии, сколько поиск новых и нетрадиционных практик и путей религиозного познания. На основе этой волны возникло в частности движение Нью-Эйдж.

Помимо сект, возникших на основе других религий, и совершенно новых учений, существуют так называемые синкретические секты – сочетающие в себе элементы разных религий (например, секта Као-Дай во Вьетнаме, сочетающая некоторые черты христианства, буддизма и даосизма).

О ком речь

В официальном пресс-релизе ведомства не указана фамилия фигуранта, однако в Ставрополе все прекрасно знают, о ком идет речь. В ряде местных изданий сообщалось о грандиозном надувательстве, в котором подозревали представителя ЦХМ Евгения Шина. В материалах расследования он фигурирует как помощник пастора, так же он представился полицейским и во время допроса на кадрах оперативной съемки. Однако в городе на протяжении 17 лет он был известен именно как старший пастор. В такой должности он фигурировал и на сайте организации. Впрочем, информация об этом то исчезала, то появлялась на странице общины.

Телец златой

Представитель ЦХМ Евгений Шин

Фото: ГУ МВД России по Ставропольскому краю

— Сумма, которая фигурирует в деле — это лишь 11 заявлений от людей, которые вышли из общины. Реальная же сумма похищенных средств у прихожан превышает полмиллиарда рублей, — рассказал «Известиям» Александр, который называет себя бывшим сектантом (имя изменено, контакты есть в редакции). — Руководство ЦХМ лично обходило тех, кто отдавал деньги Шину, и уговаривало не обращаться в правоохранительные органы, хотя, напротив, должно было сделать все, чтобы пресечь преступление.

Как сообщил «Известиям» источник в регионе, Шин — этнический кореец, родом из Узбекистана. Он получил прекрасное образование, но переехал в Россию — по некоторым данным, из-за проблем с кредиторами и правоохранительными органами. Сперва он обосновался в Ростове-на-Дону, где, как говорят бывшие прихожане, торговал на местном рынке. Позже он сошелся с представителями религиозной организации, называющих себя евангельскими христианами. Организация меняла свои названия — одно время она была известна как церковь «Исход».

По словам собеседника «Известий», руководство ЦХМ и РОСХВЕ было сформировано из людей, которые страдали зависимостями, имели проблемы с законом. Из этого не делается большого секрета, и эти факты нередко отражаются в проповедях, адресованных именно к наркоманам и алкоголикам, которые желают излечиться от недуга.

— Не случайно деятельность ЦХМ тесно связана с реабилитационными центрами. В один прекрасный день здесь, в Ставропольском крае, они заняли значительную сферу этого рынка, — говорит Александр. — Также руководству общины, в том числе Шину, удалось начать успешный бизнес по реализации препаратов для наркозависимых и тех, кто страдает сопутствующими заболеваниями, например ВИЧ, гепатитом.

Были у Шина и его коллег интересы и в других сферах — в строительстве, ресторанном бизнесе.

— У них были многочисленные точки в городе по продаже шаурмы и выпечки, но и этих доходов, вероятно, было ему мало, — рассказывает Александр.

Телец златой

Фото: ГУ МВД России по Ставропольскому краю

В своих проповедях Шин осуждал человеческие слабости, включая гордыню и алчность. Но сам активно занимался коммерцией и сулил богатство ближним, искушая обещаниями сверхприбыли.

— Люди знали его, доверяли ему. Поэтому, когда он просил денег на грандиозный бизнес-проект, некоторые закладывали или продавали имущество, брали сумасшедшие кредиты и несли ему. Пострадавшие тесно общаются друг с другом, но не все написали заявления.

Если полицейские говорят об 11 пострадавших, то в головной организации пятидесятников еще в июне рассказывали о 25 людях, передавших Шину значительные суммы. Любопытно, что РОСХВЕ упомянула среди пострадавших и своих сотрудников. Во всяком случае неопятидесятники указывают, что «обнаружены случаи, когда некоторые священнослужители пренебрегли действующими внутренними установлениями церкви и передали Е. Шину значительные личные финансовые средства».

Активизация деятельности сект в последние годы

Как было упомянуто выше, благодатной почвой для возникновения сект служат экономические и политические проблемы внутри государства. Организаторы спекулируют на ухудшении материального положения граждан, социальной и правовой незащищённости, наживая на этом свой преступный капитал. Людей, разуверившихся в возможности найти справедливость и правду в окружающем мире, заманивают в различные нелегальные религиозные структуры, не скупясь при этом на самые радужные обещания. Многие верят ‒ и попадают в полную психологическую, а часто и материальную зависимость от своих «благодетелей». Вот чем опасны секты, о которых шла речь в статье.

Как отличить секту от несекты

Существует целый список признаков опасной группы, который составил исследователь сект Рик Росс. Почти по всем пунктам наша группа проходила. Например, наш лидер контролировал, кто что ест и кто сколько спит. Нам запрещалось курить, употреблять алкоголь и не одобрялось есть сладкое. Хозяйки могли не спать сутками, потому что так решил лидер. Свободного времени у нас не было в принципе — нашим временем распоряжался лидер. Мы либо занимались в группе, либо выполняли его поручения. Например, мы сами следили за состоянием летней базы, где у нас проходили семинары. Мы весь день готовили, убирали туалеты и так далее. А вечером занимались с лидером. При этом каждое лето он нам говорил, что мы плохо работаем и не отбиваем стоимость базы.  Смету он нам ее не давал.

Один из признаков секты — это неэтичное использование исповеди. Наш лидер очень любил рассказывать на общих встречах вещи, которые ты ему рассказывал лично. То есть он мог легко раскрыть подробности твоей личной жизни или какой-нибудь секрет. При этом сделал он все это естественно для твоего же блага.

Психологическая манипуляция

Это вид психологического воздействия, искусное исполнение которого  ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями.

При внушении происходит передача и индуцирование мыслей, настроения, чувств, поведения, вегетативных и двигательных реакций. Достигается не согласие партнера, а принятие информации, основанной на готовом выводе. Решающее значение имеет доверие к внушающему, его авторитет. В отличие от убеждения, где главное воздействие оказывают рациональные аргументы, внушение апеллирует, прежде всего, к эмоциональной стороне человеческой психики.

Главным внушающим средством является слово. Для обеспечения максимального внушающего воздействия используются выразительные средства речи: ритмика, интонация, ударение, паузы, периодические повторения одних и тех же слов. А также существует своя музыка, своя художественная литература, свой молодежный сленг, практики молитвенных башен (так называемая “круглосуточная молитва”, которая разделяется на молодых людей, обязанных один час, независимо от времени суток, посвятить этой молитве).

Внушаемость определяется как «саморегулирование деятельности личности под неосознаваемым влиянием либо окружающей обстановки, либо позиции группы, либо отдельного субъекта».

Еще Спиноза замечал: «Люди только потому считают себя свободными, что свои действия они осознают, а причин, которыми эти действия определяются, не знают».

Внушение образуется на основе доверия путем стимуляции воображения и эмоций, развитых с помощью механизмов заражения и подражания.

«Обман, фальсификации, подмены все это в секте служит для того, чтобы призрачный свет болотной гнилушки выдать за свет Истины, — пишет профессор Московской Духовной академии А.И.Осипов. — Узость и ограниченность выдаются за избранность и исключительность. Суррогатный коктейль из осколков разных вероучений – за полноту и широту «вероучения» секты. Нетерпимость к другим религиям (и к другим сектам, в том числе) рассматривается как признак чистоты секты. Горделивая самоуверенность и самомнение – как признак истинности и «богоизбранности». Поклонение лидеру как Богу преподносится как поклонение божьему посланнику. Демонические наваждения и самовнушения выдаются за «божественные откровения».

Деструктивные физические и психические изменения у членов секты рассматриваются как «трансмутация» тела и «расширение сознания». Отказ от критического мышления трактуется как лучший способ непосредственного постижения истины. Подавление личности и жесткий контроль за поведением членов секты выдается за заботу о своих членах. Разрыв с семьей, с социальным окружением объявляется стремлением избавиться от погрязшего в грехах окружения, мешающего «духовному росту избранных».

Секты: современный взгляд

Современные секты, или как их часто называют сегодня — «тоталитарные секты», «неокульты», «деструктивные религиозные организации» — имеют мало общего с тем, что обозначалось этим словом в советских словарях. Современная секта — это не община, отколовшаяся от Церкви, или какое-либо братство, принявшее собственное учение о вере. Сегодняшние секты ориентированы не на духовный поиск, а на обогащение лидеров. Несмотря на самые разные идеи, которые они пропагандируют, цель у них одна — завербовать как можно больше людей, добиться их полного подчинения и использовать в своих личных, корыстных целях.

Вероучительная база сект представляет собой винегрет из различных ересей, иногда логически несовместимых, но при этом с неизменной претензией на древнее происхождение. В некоторых случаях не скрывается факт «изобретения» собственной религии именно в целях добывания денег. И всегда — двойная мораль. Для нижних уровней адептов одна «правда», для верхних — другая; руководство же обладает «тайной», скрытой от всех. Некоторые бывшие адепты неокультов, достигшие в них высокого положения, отмечают, что по мере продвижения по служебной лестнице и приближения к тайнам руководства «идейности» становится все меньше.

Легко объяснить, чем отличаются неокульты от традиционных религий, с помощью всего лишь одного слова: «свобода». Религии уважают право личности на свободный выбор своего вероучения, они не используют психотехники, не формируют зависимость верующих от своих наставников, не преследуют отступников. То есть принципиальное различие состоит в том, что в религии творческая самобытность личности — основа подобия человека Богу. В неокультах же человек — лишь инструмент для достижения определенных целей и не в последнюю очередь для получения выгоды.

Близкий человек попал в секту: что делать и как помочь ему выбраться из этой ловушки

Сегодня слово «секта» употребляется гораздо реже, чаще его заменяют словосочетанием «религиозный культ». Это справедливо, поскольку адепты того или иного религиозного течения используют одни и те же методы манипулирования людьми. Порой бывает достаточно сложно увидеть изменения в близком человеке, родственнике, друге. Но если вы внимательны к другим, то обязательно увидите, что ими пытаются манипулировать.

Как рассказала кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры религиоведения и культурологии КазНУ им. аль-Фараби Жанна Кантарбаева, чаще всего представители сект и деструктивных течений начинают вербовать людей в тот момент, когда они несчастны, находятся в смятении и подавленном состоянии.

Если вы почувствовали изменения в вашем родственнике, друге, постарайтесь поговорить с ним по душам, сблизиться. Ведь нередки случаи, когда люди обращаются к религиоведам и психологам с просьбой вытащить близкого из лап деструктивных течений, но при этом не могут вспомнить, когда у них последний раз была доверительная беседа.

Есть ряд признаков, по которым можно определить, что человек находится под пагубным влиянием деструктивных течений: он перестает слушать музыку, смотреть телевизор, ограничивает общение с друзьями, замыкается. Женщины часто вдруг начинают носить нехарактерную одежду, мужчины отпускают бороды. И чем раньше вы забьёте тревогу, тем больше вероятность, что секта не успеет оказать на вашего родного человека разрушительного воздействия.

Важно, чтобы каждый человек понял, что деструктивные течения направлены не на то, чтобы созидать, а на то, чтобы разрушать, как человеческую личность, так и мироустройство. И самый первый шаг к тому, чтобы не попасть в секту или не допустить того, чтоб туда попал другой – это быть внимательными друг к другу, и уметь вовремя прийти на помощь

В Казахстане действует бесплатная горячая линия по вопросам религии 114. Позвонив по ней, можно получить консультацию теолога, психолога или юриста по вопросам религиозной сферы, а также психологическую помощь пострадавшим от деструктивной религиозной секты.

Опасности участия в секте

Любая секта, даже положительная, изолирует человека от привычной жизни, социума. Представители секты зациклены на своих идеях, идеалах, интересах. Они мыслят и живут только в рамках своей группы. Очевидно, что расти и развиваться вне социума человек не может. Каждому участнику общества нужно где-то работать, общаться с другими людьми. Участник секты оказывается оторван от реальности. И даже если секта имеет положительный характер, то назвать ее влияние положительным сложно.

Например, можно создать секту поклонения свободному графику работы или бартерным отношениям. Но какова вероятность, что эта секта станет политической философией всего государства, мира? Вероятнее, что люди, пропагандирующие это, окажутся выброшенными за борт ежедневных трудовых и социальных взаимоотношений.

Вторая опасность участия – фанатизм. Любое дело, идея лишается своей ценности, если превращается в фанатическое отношение.

Ну, и третья опасность сект заключается в том, что человек начинает жить ради секты, отдавать ей свои силы и средства. Во многих закрытых тоталитарных сектах процветают идеи экстремизма. В некоторых сектах над участниками издеваются, избивают их, насилуют. Нередко опасности подвергаются и их близкие люди.

Участие в секте приводит к психофизиологическому, интеллектуальному истощению человека:

  • утрата способности критически мыслить;
  • недоедание, дефицит сна;
  • сужение кругозора, обеднение базы знаний в темах и областях, не относящихся к сектантскому учению;
  • враждебное отношение к обществу;
  • потеря коммуникативных навыков, способности к социальному взаимодействию.

Цель секты – подавить волю человека, обрести контроль над его мыслями, чувствами и поведением. Участник становится рабом секты, теряет психологические, материальные, социальные возможности выхода из нее.

Типы сект.

Негативное отношение к сектам может объясняться тем, что большинство людей считают их непременно тоталитарными. А слово «сектант» употребляют как синоним понятию «религиозный фанатик». Это не совсем правильно. Да, среди новых учений есть откровенно опасные и экстремистские. Это японское движение «АУМ Синрике», американская организация «Храм Народов». Некоторые из них запрещены законом. Но есть немало таких, что не опаснее любой организации. Примером может быть баптизм.

Общепринятой глобальной классификации религиозных общин пока нет. Есть критерии, по которым общины считают сектантскими в конкретной стране. В России действующие секты различают:

По типам религиозного руководства:

  • Харизматическая. Деятельность связана с личностью новоявленного провидца или внезапно открытого дара (пятидесятники).
  • Авторитарная. Характеризуется жесткими методами управления сектантами, тотальным контролем за их поведением, централизацией власти в руках лидеров (Белое Братство).
  • Иерархическая. Сектанты получают свои посты после обозначенных испытаний на основании устава (меннониты, евангелисты).
  • Теократическая. Стремится к созданию организации или целого теократического государства, где важные дела решают по божественным указаниям (Свидетели Иеговы).

По времени возникновения:

  • Классические. Конфессии, которые традиционно существовали в определенных этнических группах (татары, евреи, немцы, поляки).
  • Новейшие. Возраст учения не превышает двухсот лет.

По виду деятельности:

  • Религиозные. Объединение верующих, отколовшихся от традиционных религиозных учений (христианства, ислама).
  • Экономические. Это псевдоучения, которыми прикрываются нечистые на руку люди, то есть – обычные мошенники. Также сюда относят некоторые формы сетевого маркетинга, которые создают коммерческий культ – то же сектантское учение, только без религиозного подтекста.
  • Психологические. Многоступенчатые психологические тренинги, которые обещают раскрепостить, сделать лидером, но в итоге лишают денег и ломают психику.
  • Целительские. Это обучение энергетическому оздоровлению, биоэнергетике, биокоррекции или оказание услуг, связанных с целительством.
  • Экологические. Забота об экологии, животных или здоровье человека превращается в культ, который ломает психологическую защиту человека (жесткое веганство, например).

Четких границ Церкви не может обозначить ни один религиозный деятель. Поэтому распознать небезопасную секту лучше на стадии вербовки.

Невидимые сети рабства

В большинстве случаев сектанты – это полностью порабощенные личности. Как же происходит подобное? Как доходит до того, что люди превращаются в безликое стадо, полностью лишенное собственной воли?

На самом деле этот процесс проходит в несколько этапов, каждый из которых приближает человека к жизни в общине, но при этом отдаляет его от привычного социума. Давайте рассмотрим их более детально:

  1. Агитация. Все начинается с того, что к человеку подходит один из членов секты и добродушным голосом предлагает ему некую «бесплатную» услугу. Это могут быть лекции по изучению слова Божьего, курсы по мирозданию или проповедь о приближающемся конце света. Все, что нужно человеку, – прийти к ним в церковь и послушать пастыря.
  2. Ширма. Стоит человеку попасть к ним в штаб, как его тут же начинают обрабатывать. При этом делается это ненавязчиво и в «добровольном» порядке. То есть здесь все улыбаются, мило говорят, рассказывают о чудесах и делятся планами на будущее. Подобное зрелище невольно наталкивает на мысль, что эти ребята действительно счастливы, а значит, с ними можно дружить.
  3. Приобщение к правилам. Именно на этом этапе становятся ясно, кто такие сектанты и по каким законам они живут. Естественно, весь свод норм поведения за один раз никто не выдает – просто адепту день за днем говорят, что можно делать, а чего нет. К тому же для сладости это приправляется красивой пропагандой о благах бытия в общине.
  4. Ограничение общения. Когда человек полностью погрузился в жизнь секты, его начинают отлучать от привычного ему социума. В частности, ему говорят о том, что он является избранным, а остальные люди живут в полном неведении или грехе. Общение с ними может навредить его достижениям, а посему ему лучше свести контакт с миром к минимуму.
  5. Отрешенность. В конечном счете человек оказывается в ситуации, когда все его друзья и знакомые – это члены секты. Весь его мир – это община. А единственный голос разума принадлежит пастырю или жрецу.

Для лучшего понимая ситуации разберем этот механизм на реальных примерах сект. Это не только поможет разобраться в том, кто такие сектанты, но и покажет, насколько они опасны в действительности. При этом в качестве живых иллюстраций давайте выберем наиболее известные духовные общины.


Смотреть галерею

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector