Арианство
Содержание:
- Как на имя влияют времена года
- «Обиженные епископы»
- Предпосылки зарождения арианства
- Детские годы Ариана
- Основные положения арианства
- Лжедмитрий и арианские секты
- Общецерковная история арианства: от рождения Ария до его проигрыша на выборах архиепископа
- Здоровье
- Новый непреклонный епископ Александрии — Афанасий
- Арианское учение признали еретическим в 325 году на Вселенском соборе в Никее
- Тенденции в арианстве после Никейского Собора
- Потомство
- Церковь снова охватили раздоры
Как на имя влияют времена года
Ариана, рождённая зимой, решительная, упрямая, капризная. До совершеннолетия отличается сложным характером, требует к себе повышенного внимания.
Летняя более покладистая и гибкая, женственная, нежная, тёплая, ранимая. Радует окружающих солнечным нравом, иногда любит схитрить. Обожает лесть и комплименты.
Осенняя нерешительная, загадочная, редко доводит начатое до конца. В Ариане этого времени года нет зимней суровости и расчетливости, но есть спокойствие и непостоянство.
Весенняя жизнерадостная, неусидчивая, легкомысленная, одарённая, легко адаптируется к любой ситуации.
«Обиженные епископы»
Узнав о таком «перевороте в религиозном образе мыслей» Константина, воспряли духом епископы Евсевий Никомидийский и Феогнис Никейский, сосланные императором за отказ подписать анафематизмы на арианство. Они написали и распространили «покаянную грамоту», обращенную к «главным епископам Востока», участвовавшим в Никейском Соборе: «Осужденные вашим благоговением за известную вину, мы уже должны молчаливо выполнять приговор святого суда вашего. Но так как нелепо было бы молчанием подавать повод к клевете на себя, то доносим, что мы сошлись с вами в вере и, рассмотрев значение единосущия, ни в чем не следуем ереси и совершенно склонились к миру. Для безопасности Церквей, припоминая все, представлявшееся нашему уму, и удовлетворяя тем, которые чрез нас должны убедиться в вере, мы подписали символ, а анафематствования не подписали — не потому, что осуждали веру, но потому, что не верили, будто осужденный действительно таков, ибо частным образом из его к нам посланий и из личных бесед с ним ясно видели, что он не таков. А дабы святой ваш Собор убедился, что мы не противимся вашим приговорам, но соглашаемся с ним, мы восполняем свое согласие и этою грамотою, побуждаясь к этому не тягостью ссылки, а желанием освободиться от подозрения в ереси. Так что если вы удостоите нас ныне свидания с собою, то увидите, что мы во всем согласны с вашими определениями. Когда уже вашему благоснисхождению угодно было удостоить человеколюбия и вызвать из ссылки того, кто был первый осужден в этом, то после человека, казавшегося виноватым, а потом вызванного и оправдавшегося в том, в чем был обвиняем, после этого человека нелепо было бы нам молчать и давать повод к обличению самих себя. Итак, со свойственным вам Христолюбивым благоснисхождением благоволите напомнить об этом самому боголюбезному царю и, представив ему наши прошения, произнесите поскорее благоприличное вам о нас суждение».
В принципе, всё вполне логично. Если уж был оправдан и восстановлен в сане Арий — как-то глупо и непоследовательно получается держать в ссылке епископов, вся вина коих состоит в том, что они отказались Ария осудить. Указом императора Евсевий Никомидийский и Феогнис Никейский были вызваны из ссылки.
Профессор А.А. Спасский пишет: «Восстановление обоих епископов, по свидетельству Филосторгия, состоялось осенью 328-го года, то есть, как раз три года спустя после никейского собора; занимавшие доселе их кафедры епископы — Амфион в Никомидии и Христ в Никее — подверглись изгнанию». Получив обратно свои кафедры, Евсевий и Феогнис принялись отчаянно интриговать, стремясь вернуть утраченное после Никейского Собора влияние и отомстить своим обидчикам.
Профессор А.А. Спасский справедливо замечает: «Бывшие защитники Ария ничего иного не могли принести с собой из ссылки кроме ненависти к никейскому собору и его деятелям. На никейский собор они должны были смотреть, как на свое собственное поражение и свою личную обиду». Для этих «обиженных епископов» арианские споры стали просто поводом самоутвердиться, Арий был им нужен только как знамя. Сократ Схоластик отмечает, что увлекшиеся политикой владыки «наделали миру еще более беспокойства, чем прежде» — арианские споры разгорелись с новой силой…
Продолжение следует…
Список использованной литературы:
Спасский А.А. «История догматического движения в эпоху вселенских соборов». Издание второе. — Сергиев Посад, 1914.
Эрмий Созомен «Церковная история». — СПб., 1851.
Православная энциклопедия под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Электронная версия. http://www.pravenc.ru/
Бриллиантов А.И. К вопросу о философии Эригены к истории арианского спора. Происхождение монофизитства. Труды по истории древней Церкви. — Спб., 2006.
Поснов М.Э. «История христианской Церкви (до разделения церквей в 1054)». — София, 1937. (электронная версия)
Сократ Схоластик. Церковная история. — М., 1996.
Предпосылки зарождения арианства
Первые века существования христианства его последователи подвергались жестоким гонениям по всему миру. Только в 313 году имепраторами Константином и Лицинием был издан Миланский эдикт, согласно которому все вероучения на территории Рима признавались равными.
К тому времени, когда появилось арианство, преследования верующих прекратились и христианская церковь заняла главенствующее положение в Римской империи. Ее влияние на общественную и политическую жизнь распространялось очень быстро. Таким образом, разлады внутри церкви отражались на жизни всей имперской структуры.
Ереси и расколы были частым явлением для того времени. Они не всегда имели в своей основе идейные богословские расхождения. Часто разногласия зарождались на почве столкновения различных экономических, политических, этнических интересов. Некоторые социальные группы пытались с помощью религии бороться за собственные права.
Кроме того, в церковь пришло множество хорошо образованных, думающих людей. Они начали поднимать вопросы, которые прежде не считались значимыми. Например, разное понимание учения о Святой Троице и стало толчком для появления арианства.
Детские годы Ариана
Мальчик Ариан, по национальности практически никогда не будет русским. Поэтому и выигрывают жители огромной северной страны, назвавшие так своего сына. Тезок у него в окружении не будет, уж точно.
Маленький Ариан — это непоседливое и обаятельное создание
Мальчик умненький, очень живой, чем привлекает внимание окружающих людей. Все ему нужно, все интересно
С удовольствием пообщается со старенькой бабушкой возле дома, с детской непосредственностью сделает комплимент милой соседке, подарит букетик из одуванчиков очаровательной подружке из песочницы. И все это делается абсолютно непринужденно, как само собой разумеющееся.
Взрослея, Арик сохраняет это мужское благородство. В школе учится посредственно, ибо терпения у него не хватает, учить уроки неинтересно и скучно. Но учителя любят обаятельного паренька, который никогда не откажется помочь. Завышают ему оценки. На экзаменах выясняется, что прогульщик Аран усвоил материал не хуже, чем примерные отличники. Как это происходит — непонятно. Но факт остается фактом.
Паренек добросердечный. Несмотря на склонность к проказам и озорству, его шалости беззлобны. Умеет вовремя остановится. В семье ребенок вьет веревки из взрослых. Это маленький лидер, который сам не догадывается о собственных талантах. Он аккуратно подстраивает взрослых членов семьи «под себя». И те идут на поводу у любимого сына.
В значении имени Ариан хранится какая-то притягательность. Нежное, почти мурлыкающее, оно кроет в себе умение хитрить и манипулировать окружающими. Это делается красиво, незаметно для них и абсолютно непринужденно.
Основные положения арианства
Учение Ария не дошло до нас в письменном виде в полной форме. Все сочинения ариан в своё время были уничтожены и на сегодняшний день известны лишь их фрагменты. Так, например сочинение «Θάλια» («Пир») частично процитировано в работах Афанасия Великого. В полном виде оно до нас не дошло, из имеющихся же фрагментов, можно понять, что данное сочинение было составлено в полу- поэтической и полу- прозаической форме и было посвящено защите арианства.
Кроме того, сохранились письма александрийского пресвитера к Евсею Никомедийскому и Александру Александрийскому, из которых так же можно многое почерпнуть об этой ереси. Основные же источники о ней — работы Афанасия, главы 68 и 69 из сочинений Епифания о ересях, а так же свидетельства церковных историков, например, Созомена.
Основное расхождение арианства с другими течениями христианства состоит в том, что ариане по-другому интерпретировали природу Христа. Сам Арий заявлял о том, что Бог сотворил Христа и поэтому арианский символ веры включал в себя утверждение о начале его бытия, приводя в подтверждение его цитату из книги Притчей (8:22) «Господь созда Мя в начале путей своих». Кроме того, арианское христианство считает, что Христос не единосущен Богу, а только подобосущен ему.
Лжедмитрий и арианские секты
Несмотря на то что учение Ария было осуждено церковью в Риме и Константинополе, у него было множество сторонников в странах Центральной и Восточной Европы вплоть до XVII века. Известно, что на территориях Запорожья и Речи Посполитой существовали крупные арианские общины.
В одной из них, в польском городе Гоще, скрывался от преследований царя Бориса Гришка Отрепьев, будущий Лжедмитрий I. В то время он искал финансирования от богатых православных вельмож и духовенства Украины, но потерпел неудачу. Поэтому он обратился к арианам, полностью отказавшись от иноческого пострига.
В школе общины Отрепьев учился латыни и польскому языку, постигал основы вероучения и, по свидетельствам современников, очень им проникся. Получив поддержку ариан, он отправился к их одноверцам в Запорожье, где старейшины приняли его с почестями.
Во время похода на Москву Лжедмитрия сопровождал отряд запорожских казаков-ариан, которым руководил Ян Бучинский, советник и ближайший друг самозванца. Поддержка польских и украинских общин стала для Отрепьева серьезным финансовым подспорьем, но полностью уничтожила репутацию на Руси.
Настоящий царь никак не мог быть неправославным еретиком. Теперь не только духовенство отреклось от Лжедмитрия, но и весь русский народ. Отрепьев должен был вернуть расположение. Поэтому он не вернулся в Гощу, а стал искать покровительства у знатного православного литовца Адама Вишневского.
Притворившись больным в его имении, самозванец на исповеди рассказал священнику о своем происхождении и притязаниях на московский трон. Заручившись поддержкой, он окончательно порвал с арианством.
Общецерковная история арианства: от рождения Ария до его проигрыша на выборах архиепископа
Общецерковная история арианства свидетельствует том, что Арий был родом бербер. Родился он в 256 году в Ливии и происходил не из знатного рода. От его имени получило название самое известное антихристианское учение — арианство. В детстве его воспитывал Лукиан Антиохийский.
Арий, 1493 г., надпись на изображении указывает на причисление его к ересиархам, то есть создателям ересей
По прибытию примерно в 311 году он прибыл в Александрию, где его рукоположил в диаконы архиепископ Пётр Александрийский. Несколько позже архиепископ заметил приверженность новоиспечённого диакона к такой ереси, как мелитианство и отлучил его от церкви.
Впрочем, отлучение продлилось недолго, так как вскоре архиепископ Пётр принял мученическую смерть в период возобновившихся гонений на христиан. Раскаявшегося Ария архиепископ Ахилл рукоположил во пресвитеры Александрийской церкви.
После смерти Ахилла пресвитер претендовал на его место, но на выборах проиграл.
Позже этот факт его последователи приводили в пример его благородства, так как утверждали, что он отказался от поданных в его пользу голосов в пользу его противника. На проигрыш на выборах указывают православные историки, с которыми ариане были не согласны.
Здоровье
Увы, но в значении имени Ариан скрывается не очень крепкое здоровье. Основной акцент делается на нервную систему. У мальчиков, рожденных зимой, она достаточно слабая. «Зимний» Арик — товарищ капризный и истеричный. С возрастом последняя черта исчезает, но капризность остается. Ему следует беречься от стрессовых ситуаций.
Араны, рожденные весной и летом, склонны к заболеваниям бронхиальным. Это подвижные ребята, но простужаются часто.
Летние Арики — самые здоровые. Единственная их слабость — зрение. Оно начинает падать уже в юные годы. Взрослому Ариану необходимо тщательно следить за глазами. Если окулист рекомендует очки, не пренебрегать его советом.
Новый непреклонный епископ Александрии — Афанасий
О епископе Афанасии читаем в книге Сократа Схоластика: «Руфин рассказывает, что, будучи еще ребенком, Афанасий со своими сверстниками уже играл в священную игру: это было подражание священству и сословию посвященных. В сей игре Афанасий получал престол епископа, а из прочих детей каждый представлял либо пресвитера, либо диакона. Такую игру дети повторяли всякий раз в тот день, когда совершаема была память мученикам и епископа Петра. В это время александрийский епископ Александр, проходя мимо, увидел игру детей и, призвав к себе их, спрашивал у каждого, которое лицо кто из них представлял в игре, и по игре старался предузнать что-нибудь касательно их особенностей. Он приказал также водить этих детей в церковь и учить их, особенно же Афанасия. Последнего, когда он пришел в совершенный возраст, Александр рукоположил в диакона и взял с собою в Никею как помощника себе на тамошнем Соборе».
Святитель Афанасий Великий
Епископ Афанасий, который войдёт в историю как святитель Афанасий Великий, оказался таким же непреклонным, как и его предшественник на александрийской кафедре. Эрмий Созомен Саламинский рассказывает о спорах Афанасия с Евсевием Никомедийским: «Сперва писал к нему Евсевий и в своих письмах старался расположить его к принятию последователей Ария; если же не послушается, то грозился неписьменно сделать ему зло. Но (Афанасий) не соглашался на это, утверждая, что изобретатели ереси для искажения истины, — люди, низверженные никейским Собором, приняты быть не могут». И все старания принудить владыку Афанасия принять Ария в свою Церковь оставались напрасными.
Владыка продолжал настаивать: негоже православным принимать в общение заведомых еретиков. Стало понятно, что вернуть Ария в Александрию можно только если убрать из Александрии епископа Афанасия. Ариане снова прибегли к своему излюбленному оружию — к политическим интригам.
Арианское учение признали еретическим в 325 году на Вселенском соборе в Никее
Ересь Ария была признана таковой в 325 году на Вселенском соборе в Никее, который созвал император Константин Великий. Так как Арий отвергал Божество и предвечное рождение Сына Божьего от Бога Отца, а так же заявлял о том, что Христос является только высшим творением Бога. Таким образом, еретик покусился на самый главный догмат христианства, на котором, собственно оно и зиждетется.
Для того, чтобы пресечь распространения учения Ария был созван Первый Вселенский собор, чего не происходило ранее. В его работе принимали участие 318 епископов, при этом среди них присутствовали такие столпы веры, как Николай Чудотворец, Афанасий Великий и т.д.
Честь опровержения ложного учения принадлежит архидиакону Афанасию, который на тот момент был помощником Александрийского епископа Александра, позже он заступил на его место после смерти епископа и его стали называть Афанасием Великим.
Святитель Афанасий Великий – ниспровергатель арианства.
Во время борьбы с арианством христиане приняли канонический Символ веры
На соборе Ария поддерживали его последователи, а именно 17 епископов, что позволило ему вести себя гордо и даже надменно. Несмотря на поддержку, его учение было опровергнуто, а сам пресвитер был отлучён уже Собором от Церкви.
Предложенный им и его последователями символ веры был отклонён Отцами церкви. Постановлением Никейского Собора был утверждён православный Символ веры, при этом Равноапостольный император Константин Великий внёс предложение о том, чтобы в Символе присутствовало слово «Единосущный». Собор это предложение радостно принял.
С того момента и поныне для Никейского Символа веры характерно наличие утверждения о том, что Второе Лицо пресвятой Троицы – Господь Иисус Христос имеет Божественное достоинство.
Таким образом, Лицами Троицы, кроме Святого Духа были названы Бог-Отец и Бог-Сын. На Соборе кроме того решили вопрос с днём празднования Святой Пасхи. Так же приняли двенадцать церковных канонов.
Все последующие Вселенские Соборы подтверждали решения Первого Вселенского Собора. Кроме того, решения принятые на нём, развивались, что позволило окончательно побороть лжеучение.
При этом, необходимо отметить, что многие его последователи, после его развенчания, присоединились к последователям других еретических учений, которые в те времена во множестве появились в пределах Римской империи.
Опасность ереси Ария состояла в том, что разрушая основной догмат христианства, оно фактически уничтожало его и возрождало язычество. Несмотря на это, поддерживал ариан влиятельный при императорском дворе епископ Никомидийский Евсевий, поэтому, несмотря на отлучение от Церкви и осуждения на Соборе Арий чувствовал себя до самой своей смерти вполне хорошо. Это позволило арианству весьма широко распространиться в правление Константина Великого.
Так как на Никейском Соборе присутствовал император, его решения были подтверждены и гарантированны государственной властью. При этом стоит отметить, что ариане даже и после этого достаточно вольготно чувствовали себя в пределах империи. Так, например, стоит отметить, что сжёгший арианские свитки император Константин Великий на смертном одре был крещён епископом-арианином.
Римские императоры Константин и Юстиниан преподносят Константинополь Богородице с Младенцем. Собор Св. Софии, Византия, Константинополь, поздний 10 век
В наше время постулаты данного лжеучения активно используют различные псевдохристианские секты, например, свидетели Иеговы. Православная церковь резко осуждает все попытки возродить арианство. Так же стоит отметить, что такая мировая религия как ислам многое почерпнула из учения ариан, хотя большинство исламских богословов это отрицает.
Тенденции в арианстве после Никейского Собора
После Ария мыслителями арианства являются Евсевий Никомидийский , Евномий , « антипапа » Феликс II ( — ), архиепископ Вульфила , патриарх Константинопольский Македоний ( — и — ), патриарх Антиохийский Евдокс ( — ) и Демофил ( — ).
Во втором арианстве восточные примиренцы ( Василий Кесарийский , Григорий Нисский и Григорий Назианзийский ) выступают против непримиримых западных сторонников, таких как Амвросий Миланский .
Противники догмы единосущности, принятой на Никейском соборе, разделились на три направления:
- омиусиан : благоприятный для случая же веществ Сына к Отцу;
- homéisme (историческое Арианство) поддерживает тезис о сходстве Сына к Отцу, избегая зондирующей режим это сходство;
- аномейство (радикальная арианство) поддерживает тезис о несходстве Отца и Сына (сходство только манера говорить).
В настоящее время существует консенсус о том, чтобы зарезервировать слово «арианство» для самого Ария и тех, кто разделял его доктринальную позицию, и говорить скорее о « гомеизме » (и « гомеансе »), когда он. Это более позднее течение, имевшее большое влияние. в поздней античности и в начале средневековья .
Потомство
Определения веры
Во многих отношениях конфликт вокруг верований Ария в четвертом, пятом и шестом веках помогает определить центральное место христианской троицы в основном русле христианского богословия . Как первый крупный внутренний конфликт после легализации христианства , борьба между тринитарными никейцами и последователями Ария оставляет глубокий след в институциональной памяти церквей.
Спорный эпитет
Использование термина арианство в качестве полемического эпитета может привести к двум типам слияния и анахронизма .
Первый тип анахронического объединения, очень часто встречающийся в исторической литературе, религиозной или нет, состоит в противопоставлении арианцев либо « католикам », либо « православным », при раздельном использовании терминов предполагается, что одна из этих Церквей и только одна, которая цитируется, является единственным продолжателем церкви IV — го века . Использование только одного из этих терминов отвергает другой (а также англиканцев и протестантов ) в той же «нелегитимности», что и приписываемые арианцам. Однако до раскола 1054 года мы еще не можем говорить о «католиках» или «православных» отдельно: если, опасаясь анахронизмов , мы отказываемся использовать термины « тринитарии » или « никейцы », мы должны тогда использовать термины «Католики-православные» с дефисами, поскольку эти два прилагательных, означающие «вселенские и праведные верующие», использовались вместе в Церкви первого тысячелетия .
Библия Вульфилы , первая книга на готском языке: Codex Argenteus .
Второй тип анахронического объединения касается групп христиан, которые верили или верят, подобно арианству, в то, что Иисус обретает божественное состояние только через возвышение; он не Бог, а человек отдельно и подчинен Отцу; что было время, когда Иисуса не было, он еще не был сотворен. Проведение параллелей между этими группами и арианами может быть полезным для того, чтобы отличить антитринитаристов друг от друга, но, несмотря на частое использование этого термина в качестве полемического эпитета, историческое выживание арианства продолжалось только в наше время: группы, помеченные таким образом, не имеют верований, идентичных арианству. По этой причине они не используют это имя, обращаясь к себе, даже если признают, что их убеждения совпадают по определенным вопросам или в целом сходны с арианством.
В году испанский ученый и протестантский реформатор Мишель Сервет , которого многие унитаристы считали основоположником их движения и автором работы De trinitatis erroribus ( Ошибки относительно Троицы ), был приговорен к смерти и сожжен своими единоверцами-реформистами. , включая Жана Кальвина , за антитринитарную «ересь», его христология сходна с арианством.
Церковь снова охватили раздоры
Профессор М.Э. Поснов полагает, что «Согласное действование» участников Собора «не было в собственном смысле единодушием и единомыслием, а лишь покорностью императору. По своему же воззрению большинство восточных были склонны к оригенизму, и термин «ὁμοούσιος» («единосущный») был для них чуждым». И в самом деле, многие епископы считали, что рассуждения о единосущности Отца и Сына суть отрицание существования Лиц Святой Троицы как самостоятельных, вечных Ипостасей, а значит — принявшие догмат о единосущности Отца и Сына впали в ересь модализма.
Церковный историк Сократ Схоластик пишет: «Мы узнали из различных посланий, писанных епископами друг к другу после Собора, что некоторых между ними слово «единосущный» приводило в смущение. Сделав его предметом своих бесед и исследований, они возбудили междоусобную войну, и эта война нисколько не отличалась от ночного сражения, потому что обе стороны не понимали, за что бранят одна другую. Одни, уклоняясь от слова «единосущный», полагали, что принимающие его вводят ересь Савеллия и Монтана, а потому называли их хулителями, как бы отвергающими личное бытие Сына Божия. Другие, защищавшие единосущие, думали, что противники их вводят многобожие, и отвращались от них как от водителей язычества».
Сократ Схоластик
Короче говоря, Церковь снова охватили раздоры и разногласия. А императору Константину стало не до церковных нестроений, он был занят подавлением мятежа, вспыхнувшего в Фессалониках, и другими государственными делами. И ситуацией не преминули воспользоваться ариане.
Ариане немедленно объявили всем противникам термина «единосущный», опасавшимся распространения модализма, что вся их, ариан, деятельность — именно что борьба с модализмом, с савеллианством! Профессор А.А. Спасский пишет: «С точки зрения оппозиционной собору деятельность этих лиц должна была рисоваться совсем иначе, чем прежде — в момент соборных рассуждений: ведь они первые сумели до некоторой степени предусмотреть опасность савеллианства, скрывавшуюся в учении Александра и никейцев». Ариане напоминали, что споры вокруг учения Ария начались именно с того, что Арий обвинил Александра, епископа Александрийского, в савеллианстве. Таким образом, ариане оправились после унизительного разгрома на Никейском Соборе. И начали хлопотать о реабилитации своих вожаков.