Спасский собор в заиконоспасском монастыре (москва)

В девяностых годах восстанавливают первоначальный образ храма

Еще через год в храме развернулась издательская деятельность и мастерская иконописцев. А в 1993 году фасадную часть собора украсили живописным образом Спаса Нерукотворного.

Подобный был здесь в древние времена и принадлежал кисти Андрея Рублева.

Чтобы выдержать храм в первоначальных традициях в этом же, 1993 году, было получено разрешение и открыты раскопочные работы по поиску места первого престола.

Памятная табличка художнику иконописцу Андрею Рублеву, последней работой которого была роспись Спасского собора Андроникова монастыря

Патриарх московский Алексий II одобрил розыскные работы и благословил приход на дальнейшие исследования, почтив храм личным присутствием.

Во время изысканий были найдены двенадцать резных каменных блоков первоначальной постройки и установлено, что работы проводились вблизи от месторождения известняка. Из такого же камня возводились здания московского Кремля.

Во время раскопок в храме  были найдены мощи шести монахов XV века.

В 1995 году приходу передается, а в 2000-м реставрируется и восстанавливается здание монастырской часовни «Проща», ранее находившееся на улице Тульской.

По прошению прихода улице присваивается имя преподобного Сергия Радонежского. В часовне производятся панихиды и молебны, здесь же находится церковная лавка.

Получив право на земельный участок рядом с монастырем, в 2000 году приход начинает строительство храма во имя великого Князя Дмитрия Донского, который был освящен в 2015 году.

В том же году приобретается земля, где ранее был уничтожен колодец, ископанный игуменом Андроником на берегу Яузы. На этом месте сейчас установлен поклонный крест.

Повседневная жизнь храма

Помимо богослужений, священнослужители и приход храма ведут большую работу по восстановлению церковных ценностей и духовных традиций. Православная община участвовала в обустройстве скита в Ростовской области, учреждении монастырского подворья в Богоявленской ростовской обители.

Прихожане помогали в проведении поиска изначального места нахождения престола древнего Спасского храма, в результате которого были открыты захоронения и обретены святыни. Приход получил одобрение и благословение от высшего духовенства на последующие изыскательные работы.

При соборе организована мастерская иконописи — одна из лучших в стране. Талантливые живописцы в своих работах следуют церковным канонам, традициям и техникам древнерусской храмовой росписи, восстанавливают по крупицам забытые в советское время знания.

Возобновлена известнейшая традиция обители Всемилостивого Спаса — знаменный распев. При соборе организована школа древнерусского пения, расшифрованы и опубликованы древние нотные рукописи.

В девяностых годах восстанавливают первоначальный образ храма

Еще через год в храме развернулась издательская деятельность и мастерская иконописцев. А в 1993 году фасадную часть собора украсили живописным образом Спаса Нерукотворного.

Подобный был здесь в древние времена и принадлежал кисти Андрея Рублева.

Чтобы выдержать храм в первоначальных традициях в этом же, 1993 году, было получено разрешение и открыты раскопочные работы по поиску места первого престола.


Памятная табличка художнику иконописцу Андрею Рублеву, последней работой которого была роспись Спасского собора Андроникова монастыря

Патриарх московский Алексий II одобрил розыскные работы и благословил приход на дальнейшие исследования, почтив храм личным присутствием.

Во время изысканий были найдены двенадцать резных каменных блоков первоначальной постройки и установлено, что работы проводились вблизи от месторождения известняка. Из такого же камня возводились здания московского Кремля.

Во время раскопок в храме были найдены мощи шести монахов XV века.

В 1995 году приходу передается, а в 2000-м реставрируется и восстанавливается здание монастырской часовни «Проща», ранее находившееся на улице Тульской.

По прошению прихода улице присваивается имя преподобного Сергия Радонежского. В часовне производятся панихиды и молебны, здесь же находится церковная лавка.

Получив право на земельный участок рядом с монастырем, в 2000 году приход начинает строительство храма во имя великого Князя Дмитрия Донского, который был освящен в 2015 году.

В том же году приобретается земля, где ранее был уничтожен колодец, ископанный игуменом Андроником на берегу Яузы. На этом месте сейчас установлен поклонный крест.

История[править]

По свидетельству агиографических источников, монастырь был основан в 1357 году. После пожара 1368 года, в котором сгорел первоначальный деревянный собор Андроникова монастыря, на месте современного собора был выстроен деревянный Спасский собор с полом из плинфы, фрагмент которого был обнаружен при раскопках в 1993 году. Существует предположение, что сохранившиеся белокаменные рельефы с фрагментами зооморфных и растительных композиций, архаичных по своей стилистике и исполнению, свидетельствуют о существовании на территории монастыря каменного храма, построенного между 1360—1380 годами. Между 1390 и 1427 годами Спасский собор был вновь перестроен, и белокаменный храм того времени сохранился до наших дней. Представляет собой однокупольный четырехстолпный трехапсидный храм. В росписи собора участвовали Андрей Рублёв и Даниил Чёрный (от первоначальных фресок сохранились лишь фрагменты растительного орнамента на откосах окон).

Опись 1763 года говорит о существовании в соборе паперти с ризничной в ней палатой, налево от западных дверей. В 1779 году архитектор Яковлев доносил о необходимости возобновления стенописи и поправки иконостаса в соборе, а также находил нужным пробить окно с западной стороны и два окна внизу между церковью и папертью и пристроить с северной стороны паперть, подобную той, которая уже окружала храм с южной и западной сторон.

В XIX веке собор подвергся значительным изменениям, начавшимся с частичного восстановления разрушений, происшедших в 1812 году, о которых тогдашний настоятель монастыря, архимандрит Феофан сообщал следующее:

«В соборном монастырском храме, созданном около 1360 года святителем Алексием митрополитом, по ограблении оного, зажжен иконостас и прочее; от чего своды с главою упали внутрь храма…».

В 1813 году под надзором архитектора Жукова в соборе были исправлены своды и устроена железная кровля, в 1818—1820 годах — сделан новый иконостас; в 1837 году живописец Л. Жуков расписал собор внутри и снаружи, а в 1846—1850 годах, по проекту архитектора П. Герасимова, были перестроены паперти, устроены два придела с севера и юга от собора, устроен шатровый верх над ним и произведены значительные переделки внутри здания.

В 1934 году, в связи с предполагаемым сносом всего Спасо-Андроникова монастыря, памятник был обмерен, обследован архитектором П. Н. Максимовым, и составлен проект реставрации. Опубликованная в 1940 году Академией архитектуры работа об этом памятнике дала наконец всем ясное представление об архитектурной ценности Спасского собора.

В 1959—1960 гг. здание собора было реконструировано в первоначальных формах по проекту Л. А. Давида и С. С. Подъяпольского. Однако спорной остаются реконструкция утраченных верхней части храма (количество кокошников у основания барабана, форма купола, пропорции барабана) и предпортальных лестниц.

С 1993 года ведутся археологические раскопки, в результате которых обнаружены древний престол Спасского собора и древнейшие захоронения, атрибутированные основателям Спасо-Андроникова монастыря — Андронику Московскому и Савве Московскому.

Существуют храмы (например, собор Рождества Пресвятой Богородицы Рождественского монастыря в Москве) построенные по подобию Спасского собора Андроникова монастыря. Данные аналогии позволяют датировать Спасский собор либо началом 1390-х годов, либо периодом 1425—1427, то есть либо первым, либо последним в ряду стилистически и конструктивно сходных московских храмов. Отсутствие упоминания о каменном строительстве в житие своё Сергия Радонежского позволяет считать даты 1425—1427 наиболее вероятными.

История собора c XIX века

Храм, как и все ярмарочные сооружения, построили на низинном левобережье Оки. Это были места, страдавшие от паводков, и Бетанкур приложил немало усилий и средств для проведения масштабных грунтовых работ, укрепивших землю под зданиями. Однако, почти каждый год, разлившаяся река подступала вплотную к ярмарке и даже подтапливала некоторые торговые строения. Насыпной грунт под собором тоже размывался паводковыми водами, и стены храма стали покрывать трещины, проходящие внизу доверху через все здание.

Вид на собор со стороны звонницы

Городским властям пришлось решать непростой вопрос – возможно ли отремонтировать храм или придется снести его и построить новый? Губернский архитектор Роберт Яковлевич Килевейн произвел необходимые расчеты и разработал оригинальный проект. В конце XIX века в Староярмарочном работе провели капитальные реставрационные работы, спонсорами которых стало нижегородское купечество. Отруководил реставрацией храма и укреплением полуразрушенного фундамента Петр Самойлович Бойцов, помощник Килейвена. Лучшей кандидатуры нельзя было придумать. Бойцов был известным архитектором-эклектиком и успешно занимался дизайном. После восстановления обновленный Староярмарочный собор вновь освятили (1888 г.).

Прошло чуть более 10 лет, и проблемы, связанные с активностью паводковых вод, продолжились. В 1899 году фундамент под стоящей рядом с собором колокольней так сильно подмыло, она могла разрушиться и упасть на храм.

Поэтому колокольню разобрали и в 1906 году на другом месте поставили новую, сохранив прежние пропорции и инженерные решения. Руководили строительством новой колокольни нижегородские архитекторы Павел Петрович Малиновский и Ермингельд Митрофанович Мичурин.

Вид на южный фасад собора

В годы советской власти, после закрытия Нижегородской ярмарки, собор поначалу хотели снести. Потом в нем разместили склад, а в доме на его территории – квартиры для жителей города. Иконостасы были утрачены, как и большая часть настенных росписей. А колокола реквизировал Рудметалторг.

Верующим собор вернули в 1991 году. В результате больших работ был полностью восстановлен его внешний вид и классическое внутреннее убранство.

До 2009 года этот собор выполнял в епархии функции кафедрального, а сейчас он – обычный приходской храм.

Современное состояние

Иконостас Сейчас при церкви существует воскресная школа для детей и молодёжная группа, проводятся беседы со взрослыми, для всех желающих открыты курсы иконописи, проходят различные мастер-классы и иные мероприятия.

Например, проходят мастер-классы по декоративным техникам и ремеслам. Занятия проводит профессиональный дизайнер-флорист О.М.Кашевич. В воскресной школе она обучает детей декупажу, валянию из шерсти и другим декоративным техникам по ткани, бумаге, фарфору и дереву. Мастер-классы в Спасском храме проходят по благословению настоятеля храма протоиерея Николая Симонова в рамках миссионерской работы и призваны укрепить общину и помочь людям лучше познакомиться с внебогослужебной жизнью прихода и друг с другом. Все мастер-классы бесплатные и проводятся по субботам и воскресеньям по мере набора желающих.

Как доехать

Путешественникам и паломникам удобно начинать свой путь к монастырскому комплексу от станции московского метрополитена «Площадь Ильича». От железнодорожной платформы до монастырских врат 890 м, которые можно преодолеть за 10 мин.

Маршрут: от станции повернуть налево, пройти вдоль улицы Сергия Радонежского до Андроньевской площади, на площади повернуть направо, пройти по дорожке сквера мимо памятника Рублеву к входной группе монастыря. Можно облегчить свой путь, и до площади проехать одну остановку на 55-м, 125-м, 40-м автобусе или 45-м троллейбусе.

Альтернативные маршрутные варианты начинаются от «Римской» и «Марксистской» станций метрополитена.

Станция метро Расстояние Как добраться Время в пути
Площадь Ильича 890 м Пешком 10 мин
Римская 1 км Пешком 12 мин
Марксистская 1,4 км Автобус 567 Остановка – «Андроньевская площадь» 3 остановки – 5 мин., далее 330 м пешком – 4 мин. Весь путь займет 9 мин.

Древнерусская архитектура. XV век, 1427-1429. Спасский собор в Спасо-Андрониковом монастыре.

Существуют источники («Книга степенная царского родословия», Пахомий Логофет), которые позволяют утверждать, что в росписи собора в начале XV века принимал участие Андрей Рублев. Житие преподобного Никона сообщает, что Андрей Рублев и Даниил Черный с их иконописной артелью отправились в Москву расписывать новый каменный собор Спас-Андроникова монастыря после того, как закончили в 1424 г. иконописные труды в соборе Троицкого монастыря. Можно считать, что в Андроников монастырь они отправились в 1425 г., а роспись закончили в 1427 г. (так по Буракову. По Вагнеру наоборот — из Спасо-Андроникова монастыря в 1425 г. они едут в Троицкий собор.) В 1427 г. Андрей Рублев скончался и был похоронен в Андрониевском монастыре. Так что участие в росписи Спасского собора было, по всей видимости, последней работой великого мастера. Росписи были уничтожены в конце XVIII века при реставрации, за исключением фрагментов растительного орнамента на откосах окон. Во время реставрации 1763-1779 гг. к собору пристроили крытую паперть. В 1812 году от сильного пожара сгорел иконостас и обрушился барабан с главой. В 1846-1850 году собор был значительно переделан по проекту П.А. Герасимова: с юга к собору был пристроен придел Успения Божией Матери, с севера — святого Андроника. Закомары и кокошники убрали под четырехскатную крышу, а над ним подняли восьмигранный барабан с шатровой крышей. После революции здания Андрониевского монастыря были переданы в ведение Чрезвычайной Комиссии. До 1922 года здесь содержались заключенные, в 1922-1928 гг. в монастыре располагалась колония для беспризорников. В 1928 году территория была передана в ведение рабочего коллектива , в монастырских зданиях, в том числе и в храмах, устроили 200 комнат для рабочих. В 1930-1940-х годах там также располагались учреждения Наркомата обороны. С 1959 года в монастыре располагается Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева. В 1950-1960 гг. собор был отреставрирован архитекторами-реставраторами Л.А. Давидом, Б.Л. Альтшуллером, С.С. Подъяпольским и М.Д. Циперовичем. Громадная заслуга в сохранении ветшавшего памятника и превращении его в музей принадлежит П.Д. Барановскому и Г.Ф. Сенатову, большую роль в выявлении первоначальных форм собора сыграли работы П.Н. Максимова и Б.А. Огнева. Зимой 1989 года собор Образа Спаса Нерукотворного передали в ведение Московской патриархии.

Архитектура обители

Спасский собор построен из прямоугольных блоков плотного известняка, материал добывали недалеко от обители. Здание возвышается на высоком подклете — каменном основании. С трех сторон собора находятся крыльца с входными дверями, иллюзорно расширенными за счет перспективных порталов. С западной стороны, над входом в собор, находится образ Спаса Нерукотворного, на востоке — алтарь с тремя полукруглыми апсидами.


Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря

  • Фасады Спасского храма геометрически разделены при помощи выступающих пилястр (встроенных в стены столпов). Архитектурная основа храма — это куб, который заканчивается закомарами и кокошниками. Сверху здание формируется за счет большого барабана с пологим куполом и православным крестом.
  • Спасская церковь создавалась в стиле раннего московского зодчества. В интерьере четко прослеживается конструкция, объединяющая кресты и купола. Внутреннее пространство разделено на три нефа (продолговатых помещения) при помощи четырех больших столпов, служащих опорой своду и барабану. Высота строение подчеркивается благодаря вертикальному сечению.
  • Композиция храма ярко устремляется вверх, это объясняется тем, что собор является памятником воинам, отдавшим жизнь в Куликовском сражении. Росписи фасада и интерьера, создаваемые А. Рублевым, сохранились лишь фрагментарно. В середине XVIII столетия Спасская церковь была расширена за счет широких окон и увеличения объема дверей. Внешний облик вернули постройке в XX веке.
  • В 1990 г. после возобновления в соборе богослужений здесь соорудили иконостас, сделали отопление и престол, а западный фасад украсили образом Спаса.

Другие сооружения

В период с 2000 по 2015 год в стенах монастыря постепенно строился храм в честь Д. Донского, архитектором являлся А. Климочкин. Здание кубической формы имело одну главу и фасады, завершенные закомарами. При создании мастера склонялись к стилю раннего московского зодчества XIV века. Внешний облик новоявленного собора гармонично вплетается в атмосферу старины, окутавшую Андроновскую обитель.

Местом для строительства послужила земля, на которой раньше располагался монастырский некрополь. Благоверный князь Д. Донской, в честь которого освятили церковь, накануне Куликовского побоища молился перед чудотворным образом Спасителя и здесь же благодарил Господа о даровании победы над врагами. Освящение собора произошло в декабре 2015 г., богослужения проводятся священниками Спасского храма.


Часовня Троицы Живоначальной у Спасо-Андроникова монастыря

Сегодня в обители также стоит часовня «Проща», освященная во имя С. Радонежского. Постройка прославила событие прощания святого Андроника и его учителя. Каменная часовня, созданная в XVI столетии, имела квадратную форму, шатровую кровлю с главкой и крестом. В конце XIX в. её, пострадавшую от пожара и ветхости, расширили по проекту А. Латкова. Фасад кирпичной часовни выходил вовне и сливался с дополнительными сооружениями. Внешний вид выделялся ажурными украшениями, на изящных барабанах красовалось три купола. Созданная с применением «дивного узорочья», часовня «Проща» сымитировала выразительное окружение.

Однако в 1929 г. это чудное здание полностью снесли, восстановление началось только в 1995 г. Потребовался полноценный ремонт и восстановление интерьера, чтобы сооружение смогло принять прихожан и священнослужителей. В закомарах кровли установили образы Спасителя, Иоанна Крестителя и Богородицы.

Спасский собор (XV в.)

Каменный Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря, по свидетельству письменных источников, был возведен при игумене Александре между 1410 и 1427 годом. На сегодняшний день это самый древний сохранившийся каменный собор в Москве.

Храм относится к немногочисленной группе белокаменных сооружений, строившихся на рубеже XIV-XV вв. в Московских землях, где князья осознавали себя прямыми наследниками традиций Владимиро-Суздальской Руси, в том числе, и в архитектуре. В то же время Спасский собор во многом и отличается от современных ему храмов, таких как Успенский собор «на Городке» в Звенигороде (около 1400 г.), Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря (1422-1423 гг.), Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря (1420-1430-е гг.). Его особенности связаны с влиянием на его объемно-пространственное и декоративное решение традиций балканского зодчества.

Строители применили оригинальную конструкцию, впервые разработанную в русском зодчестве еще в домонгольское время и затем надолго забытую. Подпружные арки, опирающиеся на столбы и держащие на себе барабан купола, ступенчато повышены относительно крестообразно расходящихся от них сводов, перекрывающих боковые части храма. Эта конструкция, ставшая популярной в московском зодчестве рубежа XIV-XV вв., позволяла придать зданию динамичный силуэт и вертикальную устремленность. В Спасском соборе внутренней конструкции вторит наружное оформление, когда ступенчатость объемов усиливается за счет понижения углов (прием, позаимствованный из сербской архитектуры). Завершение храма декорировано многочисленными декоративными арками-закомарами, имеющими стрельчатую форму. Стрельчатое завершение имеют также узкие щелевидные окна и завершения порталов. Эта форма, ставшая популярной в зодчестве Москвы того времени, является отголоском европейской готики, пришедшим на Русь благодаря балканской архитектуре, также, как круглый медальон на западном фасаде, напоминающей об окнах-«розах» готических соборов Европы.

С домонгольским зодчеством Владимиро-Суздальской Руси храм роднит материал – белый камень, а также форма перспективных порталов, где колонки на половину высоты перебиваются округлыми декоративными «дыньками».

В Житии преподобного Сергия Радонежского говорится о том, что собор в конце 1420-х годов был расписан Андреем Рублевым: «По времени же в оной обители … старцю … именем Андрею, иконописцю преизрядну, всех превосходящу в мудрости зелне и седины честныя имея, и прочие мнозе … в обители своей церковь камену зело красну и подписанием чюдным своима рукама украсиша в память отець своих». Сохранились лишь небольшие фрагменты первоначальных фресок собора на откосах алтарных окон.

Спасский собор на протяжении своей истории подвергся перестройкам. В XVIII в. вокруг него была устроена крытая паперть. В 1812 г. собор пострадал от пожара: погиб иконостас, обрушилась глава. В середине XIX в. к зданию пристроили боковые приделы, а верх увенчали шатровой кровлей. В результате переделок памятник выглядел так, что некоторые исследователи считали его поздней постройкой. Реставраторам П.Н. Максимову и Б.А. Огневу удалось выявить, каковы были древние формы собора. Практически собор был возрожден архитекторами-реставраторами Л.А. Давидом, Б.Л. Альтшуллером, С.С. Подъяпольским, М.Д. Циперовичем. Благодаря усилиям этих людей Спасский собор занял достойное место в истории русской архитектуры.

В настоящее время в соборе ведутся регулярные церковные службы.

Поделиться

Возврат к списку

Собор сегодня

Помимо музея сейчас храм располагает церковной школой, где детей учат пению. Хор древнерусского пения славится своими одаренными учениками. Туда берут детей с музыкальными способностями. Когда ребята обучатся, у них есть шанс попасть в профессиональный церковный хор при монастыре. Это считается престижным занятием, ибо на выступления хора приезжают посмотреть и послушать влиятельные люди столицы.

Спасский собор Андроникова монастыря — достояние России. Он прошел через многие испытания вместе с жителями страны, обитель наблюдала становление Российской империи, её последние годы, беспредел советской власти и успехи Союза Советских Социалистических Республик.

Собор сегодня

Помимо музея сейчас храм располагает церковной школой, где детей учат пению. Хор древнерусского пения славится своими одаренными учениками. Туда берут детей с музыкальными способностями. Когда ребята обучатся, у них есть шанс попасть в профессиональный церковный хор при монастыре. Это считается престижным занятием, ибо на выступления хора приезжают посмотреть и послушать влиятельные люди столицы.

Спасский собор Андроникова монастыря — достояние России. Он прошел через многие испытания вместе с жителями страны, обитель наблюдала становление Российской империи, её последние годы, беспредел советской власти и успехи Союза Советских Социалистических Республик.

https://youtube.com/watch?v=EZ7v6Vcb25o

Интересные факты о Спасском соборе Андроникова монастыря

Спасский собор Андроникова монастыря неразрывно связан с историей страны, в его стенах побывало немало выдающихся людей. Храм и монастырская обитель возведены на знаковой территории — месте встречи русских полков под предводительством великого князя Всеволода Юрьевича с неприятельским войском монгольского хана Батыя.

Имеются сведения о том, что в стенах первого деревянного храма великий князь Дмитрий Донской перед сражением на Куликовом поле (1380 г.) молил Спасителя о победе, здесь же он возносил благодарное молитвословие Создателю.


Фрагменты резных белокаменных блоков, найденных при реставрации Спасского собора. Конец XIV – начало XV в.

В середине 17 века в обители содержался три месяца протопоп Аввакум Петров, заключенный под стражу за проповедничество старообрядчества, неприятие церковной реформы Никона.

Здесь молилась царица Евдокия Лопухина, жена Петра Великого. Стараниями последней русской царицы, равной по роду супругу, над трапезной возвели храм Михаила Архангела. В нижнем ярусе была оборудована усыпальница родителей, близких родственников царственной особы, знатных московских вельмож.

В храм на богослужения приезжал Сергей Васильевич Рахманинов, чтобы послушать удивительное знаменное пение церковного хора. Сейчас в стенах монастыря работает Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева. Возможно, это лучший памятник выдающемуся святому подвижнику, легендарному русскому живописцу. Все написанные им иконы обладали чудодейственной силой.

Андроников монастырь с его дивным Спасским собором — дорогой гость из прошлых столетий, несущий в наш современный мир божественный свет, вековую мудрость и восхитительную эстетику древнерусского искусства.

Оформление статьи: Владимир Великий

Как доехать

Путешественникам и паломникам удобно начинать свой путь к монастырскому комплексу от станции московского метрополитена «Площадь Ильича». От железнодорожной платформы до монастырских врат 890 м, которые можно преодолеть за 10 мин.

Маршрут: от станции повернуть налево, пройти вдоль улицы Сергия Радонежского до Андроньевской площади, на площади повернуть направо, пройти по дорожке сквера мимо памятника Рублеву к входной группе монастыря. Можно облегчить свой путь, и до площади проехать одну остановку на 55-м, 125-м, 40-м автобусе или 45-м троллейбусе.

Альтернативные маршрутные варианты начинаются от «Римской» и «Марксистской» станций метрополитена.

Станция метро Расстояние Как добраться Время в пути
Площадь Ильича 890 м Пешком 10 мин
Римская 1 км Пешком 12 мин
Марксистская 1,4 км Автобус 567 Остановка – «Андроньевская площадь» 3 остановки – 5 мин., далее 330 м пешком – 4 мин. Весь путь займет 9 мин.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector