Биография рахманинова

Детство и родители

Отцом будущей мировой знаменитости был отставной военный Василий Аркадьевич Рахманинов. Он хорошо играл на разных инструментах, но занимался этим на любительском уровне. Скорее всего музыкальные таланты передались по папиной линии, так как дед играл на пианино и по городам России с гастролями много ездил. Сочиненные им произведения дошли до наших дней.

Маму Сергея звали Любовь Петровна. Ее отец возглавлял кадетский корпус и к творчеству не имел отношения. 2 апреля младенца крестили, окунув в купель местной церкви.

Музыкальный талант обнаружился у мальчика рано. Его мама познакомила маленького Сергея с нотами, провела начальные уроки игры на фортепиано. С переездом семьи в усадьбу Онег с ним профессионально начинает заниматься специально приглашенная учительница музыки, мамина подруга А.Д.Орнатская, которая в свое время училась в консерватории Санкт-Петербурга.

В молодости

Через определенное время семья Рахманиновых переезжает в столицу Российской империи. Отношения между родителями становились очень сложными, отец проиграл в карты все приданое супруги и ушел из семьи. Любовь Петровна вместе с детьми осталась в абсолютной нищете, поэтому Сергею пришлось жить у своей тетки, чтобы хоть как-то облегчить тяжелое положение.

Спустя два года при поддержке Орнатской юный Рахманинов поступил в консерваторию. Предоставленный самому себе и не имея никакого контроля, мальчик начал пропускать занятия. Ему интересно было вместо изучения нотной грамоты пойти на каток или же покататься на конке. Когда об этом стало известно, было принято решение перевести его в Москву.

На новом месте, в частном пансионе профессора Н.С.Зверева был строгий и постоянный надзор. Здесь Сергею было уже не до глупостей – шесть часов музицирования каждый день с обязательными посещениями Филармонии и Оперного театра.

Зверев развивал в своих учениках художественный вкус и широкий культурный кругозор, приглашая к себе в пансион известных музыкантов

Там Рахманинов познакомился с Петром Ильичом Чайковским, что стало важной вехой в биографии юного дарования

Сергей Рахманинов: биография

Сергей Васильевич Рахманинов – великий русский композитор, также прославившийся как пианист и дирижёр. Он получил первую известность еще будучи студентом, так как написал ряд весьма популярных романсов, знаменитую Прелюдию, Первый фортепианный концерт и оперу «Алеко», которую поставили в Большом театре. В своем творчестве он синтезировал две основные русские композиторские школы, московскую и петербургскую, и создал свой неповторимый стиль, ставший жемчужиной классической музыки.


Сергей Рахманинов в детстве | Сенар

Сергей появился на свет в усадьбе Семёново, расположенной в Новгородской губернии, но вырос в имении Онег, которое принадлежало его отцу, дворянину Василию Аркадьевичу. Мама композитора, Любовь Петровна, была дочерью директора Аракчеевского кадетского корпуса. Свой музыкальный талант Рахманинов, по всей видимости, унаследовал по мужской линии. Его дедушка был пианистом и выступал с концертами во многих городах Российской империи. Папа тоже слыл отличным музыкантом, но играл только в дружеских компаниях.


Родители: мать Любовь Петровна и отец Василий Аркадьевич

Музыка Сергея Рахманинова заинтересовала в очень ранние годы. Первой его учительницей была мама, которая и познакомила ребенка с основами нотной грамотности, затем он учился у приглашенной пианистки, а в 9 лет поступил в младший класс Санкт-Петербургской консерватории. Но оказавшись в таком раннем возрасте самому себе хозяином, мальчик не справился с искушением и начал прогуливать занятия. На семейном совете Сергей Рахманинов кратко объяснил родным, что ему не хватает дисциплины, и отец перевел сына в Москву, в частный пансион для музыкально одаренных детей. Ученики этого заведения находились под постоянным надзором, оттачивали игру на инструментах по шесть часов в сутки и в обязательном порядке ходили в Филармонию и Оперный театр.


Фото Сергея Рахманинова в детстве | Сенар

Однако через четыре года, поссорившись с наставником, талантливый подросток бросает учебу. Он остался жить в Москве, так как его приютили родственники, и только в 1988 году продолжил занятия, уже на старшем отделении Московской консерватории, которую окончил с золотой медалью в 19 лет по двум направлениям – как пианист и как композитор. Кстати, еще в нежном возрасте Сергей Рахманинов краткая биография которого неотрывно связана с самыми великими русскими музыкантами, познакомился с Петром Ильичом Чайковским. Именно благодаря ему первая опера юного дарования «Алеко» по мотивам произведения А. С. Пушкина была поставлена на сцене московского Большого Театра.


Сергей Рахманинов в молодости | Сенар

После окончания консерватории молодой человек начал обучать барышень в женских институтах. Преподавал Сергей Рахманинов фортепиано и частным образом, хотя быть учителем он всегда не любил. Позднее композитор занял место дирижёра в московском Большом театре и руководил оркестром, когда ставили спектакли из русского репертуара. За иностранные постановки отвечал другой дирижер, итальянец И. К. Альтани. Когда произошла октябрьская революция 1917 года, Рахманинов ее не принял, поэтому при первой же возможности эмигрировал из России. Он воспользовался приглашением дать концерт в Стокгольме и оттуда уже не вернулся.


Сергей Васильевич Рахманинов | Сенар

Нужно отметить, что в Европе Сергей Васильевич остался без денег и имущества, так как иначе его бы не выпустили за границу. Он решил выступать как пианист. Давал Сергей Рахманинов концерт за концертом и очень быстро расплатился с долгами, а также завоевал огромную славу. В конце 1918 года музыкант на пароходе отплывает в Нью-Йорк, где его встречали как героя и звезду первой величины. В США Рахманинов продолжил гастролировать как пианист, а изредка и как дирижер, и не прекращал этой деятельности до конца жизни. Американцы буквально боготворили русского композитора, за ним всегда следовала толпа фотографов. Сергею даже приходилось идти на хитрости, чтобы избавиться от назойливого внимания. Например, он часто снимал гостиничный номер, но ночевал в персональном железнодорожном вагоне, чтобы сбить репортеров с толку.

Произведения

Еще студентом консерватории Рахманинов стал известным на уровне Москвы. Именно тогда он написал Первый фортепианный концерт, Прелюдию до-диез минор, которая стала его визитной карточкой на долгие годы, а также множество лирических романсов. Но так удачно стартовавшая карьера прервалась из-за провала Первой симфонии. После ее исполнения в Санкт-петербургском концертном зале на композитора посыпался шквал критики и разгромных рецензий. Более трех лет Сергей Васильевич ничего не сочинял, находился в депрессии и почти все время лежал дома на диване. Только прибегнув к помощи врача-гипнотизёра, молодой человек сумел преодолеть творческий кризис.

В 1901 году Рахманинов наконец-то пишет новое большое произведение, «Второй фортепианный концерт». И этот опус до сих пор считается одним из величайших произведений классической музыки. Даже современные музыканты отмечают влияние этого творения. Например, на его основе Мэттью Беллами, фрон, создал такие композиции, как «Space Dementia», «Megalomania» и «Ruled by Secrecy». Чувствуется мелодика русского композитора и в песнях «The Fallen Priest» Фредди Меркьюри, «All by Myself» Селин Дион и «I Think of You» Фрэнка Синатры.

Совершенно потрясающей получилась симфоническая поэма «Остров мёртвых», «Симфония № 2», которая в отличие от первой имела грандиозный успех у публики, а также очень сложная по своей структуре «Соната для фортепиано № 2». В ней Рахманинов широко использовал эффект диссонанса и развил его применение до максимального уровня. Говоря о творчестве русского композитора нельзя не назвать и волшебный по красоте «Вокализ». Это произведение было опубликовано как часть сборника «Четырнадцати песен», но обычно исполняется отдельно и является показателем исполнительского мастерства. Сегодня существуют версии «Вокализа» не только для голоса, но и для фортепиано, скрипки и других инструментов, в том числе и с оркестром.

После эмиграции Сергей Васильевич очень долго не писал значительных работ. Только в 1927 году он выпускает в свет Концерт для фортепиано с оркестром № 4 и несколько русских песен. За последние годы жизни Рахманинов создал всего три музыкальных произведения – «Симфонию № 3», «Рапсодию на тему Паганини для фортепиано с оркестром» и «Симфонические танцы». Но примечательно, что все три принадлежат к вершинам мировой классической музыки.

Жизненный и творческий путь С.В. Рахманинова


Имя этого великого музыканта известно во всем мире, и его смело можно назвать «русским гением». Сергей Васильевич Рахманинов был великолепным пианистом, который не имел себе равных, блестящим дирижером и композитором, оставившим после себя огромное культурное наследие. Он создал такие выдающиеся произведения, которые своей вдохновенностью никого не могут оставить равнодушными. Роковая судьба распорядилась так, что маэстро пришлось покинуть Родину, но любовь к отчизне, как и любовь к музыке, он пронес в сердце через всю жизнь и отразил это в своем гениальном творчестве. Следует также отметить, что в своём творчестве Сергей Васильевич Рахманинов синтезирует принципы петербургской и московской композиторских школ (а также традиции западноевропейской музыки) и создает свой оригинальный стиль, оказавший впоследствии влияние как на русскую, так и на мировую музыку XX века.

Несколько лет провел Рахманинов в известном московском частном пансионе музыкального педагога Николая Зверева, воспитанником которого был также Александр Николаевич Скрябин и многие другие выдающиеся русские музыканты (Александр Ильич Зилоти, Константин Николаевич Игумнов, Арсений Николаевич Корещенко, Матвей Леонтьевич Пресман и др). Здесь в возрасте 13 лет Рахманинов был представлен Петру Ильичу Чайковскому, который позже принял большое участие в судьбе молодого музыканта.

В 1888 году Рахманинов продолжил обучение на старшем отделении Московской консерватории в классе двоюродного брата А.И. Зилоти, а спустя год под руководством С.И. Танеева и А.С. Аренского начал заниматься композицией.

В возрасте 20 лет, из-за нехватки Денег, он стал преподавателем в московском Мариинском женском училище, в 24 года _ дирижёром Московской русской частной оперы Саввы Мамонтова, где работал в течение одного сезона, однако успел сделать значительный вклад в развитие русской оперы.

Вскоре после революции 1917 года воспользовался неожиданно пришедшим из Швеции предложением выступить B концерте в Стокгольме и в конце 1917 года вместе с женой Натальей Александровной И дочерьми покинул Россию. В середине января 1918 года Рахманинов отправился через Мальмё в Копенгаген. 15 февраля он впервые выступил в Копенгагене, где сыграл свой Второй концерт с дирижёром Хёэбергом До конца сезона он выступил B одиннадцати симфонических и камерных концертах, что дало ему возможность расплатиться с долгами.

Последние годы Рахманинова были омрачены смертельной болезнью (рак лёгких). Однако несмотря на это, он продолжал концертную деятельность,прекращённую лишь незадолго до смерти. По некоторым данным, Рахманинов ходил в советское посольство, хотел поехать на родину незадолго до смерти.

Особенности творчества


Стиль Рахманинова, выросший из позднего романтизма, впоследствии претерпел значительную эволюцию. Подобно своим современникам А. Скрябину и И. Стравинскому Рахманинов по крайней мере дважды (ок. 1900 И ок. 1926) кардинально обновлял стиль своей музыки.

Творчество Рахманинова стоит особняком в эволюции мировой музыки ХХ века. Впитав многие достижения импрессионизма и авангарда, стиль Рахманинова остался неповторимо индивидуальным и своеобразным, не имеющим аналогов в мировом искусстве (исключая подражателей и зпигонов).

Центральное произведение этого периода грандиозная поэма «Колокола» для хора, солистов и оркестра, на слова Эдгара По в переводе К. Бальмонта (1913). Ярко новаторское, насыщенное небывало новыми хоровыми и оркестровыми приёмами, это произведение оказало огромное влияние на хоровую и симфоническую музыку ХХ века.

В заключение хотелось бы так же отметить, что исполнительского творчество Рахманинова не менее велико.

Рахманинов-пианист стал эталоном для многих поколений пианистов разных стран и школ, он утвердил мировой приоритет русской фортепианной школы‚ отличительными чертами которой являются:

Рахманинов-пианист оставил эталонные записи многих произведений мировой музыки, на которых учатся многие поколения музыкантов.


Несмотря на эмиграцию, Рахманинов всегда думал о своей родной земле и глубоко переживал начало военных действий. Была у великого музыканта мечта, с которой он не расставался ни на миг. Рахманинов очень хотел еще раз оказаться на родной земле, однако, этому не суждено было осуществиться. Во время Первого Международного конкурса пианистов им. Чайковского, проходившего в 1958 году, один из лауреатов по имени Ван Клиберн отвез небольшую горсть русской земли в Америку, чтобы высыпать на могилу С. Рахманинова, великого «РУССКОГО ГЕНИЯ».

Личная жизнь

Рахманинов был очень влюбчивым человеком, в сердце которого неоднократно вспыхивали чувства к окружающим его дамам. И именно благодаря такой эмоциональности романсы композитора и получались настолько лирическими. Сергею было около 17 лет, когда он познакомился с сестрами Скалон. Особенно юноша выделил одну из них, Веру, которую называл либо Верочка, либо «Моя Психопатушка». Романтическое чувство Рахманинова оказалось взаимным, но при этом чисто платоническим. Вере Скалон молодой человек посвятил песню «В молчанье ночи тайной», романс для виолончели и фортепьяно, а также вторую часть своего Первого фортепьянного концерта.

Сергей Рахманинов и его жена Наталья Сатина | Сенар

После возвращения в Москву Сергей пишет девушке огромное количество любовных писем, из которых сохранилось около сотни. Но одновременно пылкий юноша влюбляется в Анну Лодыженскую, супругу своего приятеля. Для нее он сочиняет романс «О нет, молю, не уходи!», ставший классическим. А со своей будущей женой, Натальей Александровной Сатиной, Рахманинов познакомился намного раньше, ведь она была дочерью тех самых родственников, которые его приютили, когда Сергей бросил учебу в пансионате.

С дочерьми Ириной и Татьяной | Сенар

В 1893 году Рахманинов понимает, что влюблен, и дарит возлюбленной новый романс «Не пой, красавица, при мне». Личная жизнь Сергея Рахманинова меняется спустя девять лет — Наталья становится официальной супругой молодого композитора, а еще через год – матерью его старшей дочери Ирины. Была у Рахманинова и вторая дочка, Татьяна, которая появилась на свет в 1907 году. Но на этом любвеобильность Сергея Васильевича не исчерпала себя. Одной из «муз» легенды русской классики была молодая певица Нина Кошиц, для которой он специально написал ряд вокальных партий. Но после эмиграции Сергея Васильевича в гастрольных поездках его сопровождала только жена, которую Рахманинов называл «добрый гений всей моей жизни».

Сергей Рахманинов и его жена Наталья Сатина | Сенар

Несмотря на то, что основное время композитор и пианист проводил в США, он часто бывал в Швейцарии, где построил роскошную виллу «Сенар», с которой открывается изумительный вид на Фирвальдштетское озеро и гору Пилатус. Название виллы является аббревиатурой имен ее владельцев — Сергея и Натальи Рахманиновых. В этом доме мужчина полностью реализовал свое давнее увлечение техникой. Там можно было найти и лифт, и игрушечную железную дорогу, и одну из новинок того времени – пылесос. Был композитор и обладателем патента за изобретение: он создал специальную муфту с присоединенной к ней грелкой, в которой пианисты могут согревать руки перед концертом. Также в гараже звезды всегда стоял новенький «Кадиллак» или «Континенталь», которые он менял ежегодно.

С внуками Софинькой Волконской и Сашей Конюсом | Сенар

Биография Рахманинова Сергея Васильевича была бы неполной, если не сказать о его любви к России. Всю жизнь композитор оставался патриотом, окружил себя в эмиграции русскими друзьями, русской прислугой, русскими книгами. Но возвращаться отказывался, так как не признавал Советской власти. Тем не менее, когда Фашистская Германия напала на СССР, Рахманинов был чуть ли не на грани паники. Денежный сбор со многих концертов он стал отправлять в фонд Красной армии и призывал последовать своему примеров многих знакомых.

Биография Рахманинова о главном

В далеком девятнадцатом веке, в году этак 1873 в первый весенний месяц в семье Рахманиновых появился на свет наследник. Семья была дворянской. Жила она в Новгородской области, как сегодня принято называть этот регион России.

Назвали мальчика Сергеем. И рос он, как и полагается детям дворянского происхождения.

С самого раннего возраста Сережа показал свой неподдельный интерес к музыке. Родители старались развить в нем музыкальный талант и по этой причине их сын в пятилетнем возрасте музицировал на фортепьяно.

Когда наследнику Рахманиновых сровнялось девять лет, то родители отдали его учиться в консерваторию города Петербурга. В мальчике педагоги заметили талант и посоветовали родителям года через три перевести сына в консерваторию города Москвы. Это было на тот период времени самое «продвинутое» музыкальное образовательное учреждение. И, конечно, Сергею учиться в ней было лучше для развития его музыкальных способностей. Его старания были совсем не напрасны, потому что во время обучения он написал свое музыкальное произведение – Первый фортепьянный концерт. А консерваторию ко всему прочему окончил на «отлично» и его старания были отмечены золотой медалью.

Когда Сергей Рахманинов окончил московскую консерваторию, то первое, чем он стал заниматься –это была учительская деятельность.

В возрасте двадцати четырех лет Рахманинов работал дирижёром в Московской русской частной опере. Это было для него время становления собственного таланта.

Именно в этот период своей жизни Рахманинов свел знакомство с Федором Шаляпиным. Федор на тот момент был маститым музыкантом, поэтому всячески поддерживал начинающего Сергея.

Еще во время обучения в консерватории Сергей зарекомендовал себя талантливым музыкантом. Он даже приобрел известность в музыкальных кругах. Но неудачная премьера его Первой симфонии повлияла на то, что некоторый период времени Рахманинов не музицировал. Это длилось около трех лет. Первую симфонию Рахманинова очень сильно раскритиковали такие музыкальные знаменитости, как Кюи и Римский-Корсаков. Естественно для творческой личности, что Сергей впал в трехлетнюю депрессию.

Постепенно творческий кризис прошел, и Рахманинов создал Второй концерт для фортепьяно. Это музыкальное произведение получило достаточно высокие оценки музыкальных критиков. После Сергея пригласили на работу в Большой театр. Это очень высокое достижение для любого музыканта.

Примерно в 1906 году Сергей путешествует. Он посетил Италию, Америку, Канаду, Германию…. После поездки под впечатлением увиденного Сергей пишет Третий концерт для фортепьяно.

В 1917 году над Россией пронеслась огненным смерчем Октябрьская революция. Надо сказать, что Сергей Рахманинов не принял ее и по этой причине он согласился гастролировать по странам Европы. Таким как Швеция и Дания. После гастролей в Россию Сергей не возвратился.

Через год в одном немецком городке Сергей исполнил свой Второй концерт, который принес ему популярность за границей.

В декабре 1918 года Сергей принимает решение ехать на жительство в Соединенные Штаты Америки.  Он живет теперь там. Очень много концертирует…. Если говорить о его творчестве, то за границей Сергей практически ничего не пишет. За период эмиграции написан Четвертый концерт и немного маленьких композиций.

В 1941 году перед началом Войны в Советском Союзе Сергей Рахманинов наконец-то завершил, можно сказать, работу всей своей жизни. Эта композиция носит название «Симфонические танцы».

Все мы смертны в этом бренном мире. В марте 1943 года великого композитора не стало. Умер он в Штатах. Прах его покоится на кладбище Кенсико.

2, 4, 5, 6 класс о жизни

Интересные факты и даты из жизни

Творчество в эмиграции

«Уехав из России, я потерял желание сочинять. Лишившись родины, я потерял самого себя». Только спустя 8 лет после отъезда за рубеж Рахманинов возвращается к творчеству, создает Четвертый фортепианный концерт (1926), Три русские песни для хора и оркестра (1926), «Вариации на тему Корелли» для фортепиано (1931), «Рапсодию на тему Паганини» (1934), Третью симфонию (1936), в которой он воплощает образ Родины, «Симфонические танцы» (1940), в которых преобладает скорбное чувство утраты, тоска по России. В гениальной Третьей симфонии Рахманинов в последний раз воплощает центральную тему своего творчества – образ Родины.

«Рапсодия на тему Паганини» (1934)

Произведение написано в форме вариаций, тема – знаменитый 24 Каприс для скрипки Н. Паганини, яркий символ эпохи романтизма. Но уже в первых вариациях появляется и другая знаменитая тема, заимствованная Рахманиновым из средневекового католического песнопения Dies Irae («День гнева»). Обе темы встречаются в Рапсодии Рахманинова и начинают свое путешествие во времени и пространстве жанров, стилей, эпох. 24 вариации (символическая отсылка к Капрису Паганини) как 24 эпизода этого путешествия, с яркими событиями и неоднозначным концом, смысл которого каждый слушатель Рапсодии находит сам.Знаменитые исполнители «Рапсодии»: Артур Рубинштейн, Владимир Ашкенази, Ван Клиберн, Леон Флейшер, Уильям Капелл, Михаил Плетнёв.

Романсы

Камерная вокальная лирика занимает большое место в творчестве С. Рахманинова. Очевидна связь его романсов с наследием русского классического романса (Чайковского, Римского-Корсакова). Но в романсах композитора проявляется и его творческая индивидуальность: лирическая экспрессия, яркость вокальной мелодии, бережное отношение к поэзии. Роль фортепьянной партии также очень важна. Она отличается богатством, разнообразием фактуры и колористических оттенков.Романсы С. Рахманинова: «О нет, молю, не уходи» (стихи Д.С. Мережковского), «Утро» (стихи М.Н. Янова), «В молчаньи ночи тайной» (стихи А.А. Фета), «Не пой, красавица» (стихи А.С. Пушкина), «Уж ты нива моя» (стихи А.К. Толстого), «Давно ль, мой друг» (стихи А.А. Голенищева-Кутузова), «Я жду тебя» (стихи М.А. Давидовой), «Островок» (стихи К.Д. Бальмонта), «Давно в любви отрады мало» (стихи А.А. Фета), «Я был у ней» (стихи А.В. Кольцова), «Эти летние ночи» (стихи Д.М. Ратгауза), «Тебя так любят все» (стихи А.К. Толстого), «Не верь мне, друг» (стихи А.К. Толстого), «О, не грусти» (стихи А.Н. Апухтина), «Она, как полдень, хороша» (стихи Н. М. Минского), «В моей душе» (стихи Н.М. Минского), «Весенние воды» (стихи Ф.И. Тютчева), «Пора!» (стихи С.Я. Надсона).

Памятник С.В. Рахманинову в Великом Новгороде (скульптор Н. Рукавишников)

Памятник С.В. Рахманинову в Тамбове на ул. Рахманинова

Первые музыкальные опыты

Уже с раннего детства у Рахманинова обнаружилась тяга к музыке. Впервые уроки игры на пианино маленькому Серёже дала собственная мама. С ростом мастерства одарённого мальчика, был нанят приходящий педагог музыки – Анна Орнатская, окончившая с медалью С-Петербургскую консерваторию.

По её протекции девятилетний Серёжа был принят в младшее отделение столичной консерватории. Ведущим преподавателем мальчика стал педагог-пианист Владимир Демянский.

Однако, учёба в консерватории не задалась, так как предоставленный самому себе Серёжа часто прогуливал уроки. Вследствие чего, было решено перевести его в московскую консерваторию, определив на частный пансионат педагога Николая Зверева, где царила строжайшая дисциплина.

Обучение в консерватории длилось 4 года, после чего Сергей поссорился с педагогом Зверевым и ушёл из пансиона жить к своим дальним родственникам Сатиным. Впоследствии их дочь, Наталья, стала супругой Сергея Васильевича. Обучение в консерватории Рахманинов продолжил в 1888г., но уже у другого педагога.

Также рекомендуем прочитать: Что такое перцептивное мышление?

Спустя 5 лет, молодой музыкант устраивается преподавателем музыки в женский институт, пробавляется частным репетиторством. А в 1896г., по личной просьбе купца-мецената Мамонтова поступает дирижёром в Московскую оперу. Здесь он сдружился с великим русским певцом Фёдором Шаляпиным.

Жизнь в эмиграции

Крутой поворот биография Сергея Рахманинова делает после революционных событий 1917 года. Он уезжает на гастроли в скандинавские страны и больше не возвращается в Россию. Такое решение далось нелегко. На Родине остались его корни, духовная связь с которыми была сильна, его коллеги и друзья, благодарная публика. Позже он скажет, что уехав из страны потерял желание сочинять. Лишившись Родины, он потерял сам себя…

Через год семья Рахманиновых переезжает в Америку, где и остается. Глава семейства выступает в качестве исполнителя. Играет свои произведения и сочинения других авторов: Листа, Шопена, Шумана, Чайковского. Такого грандиозного успеха в Америке до него не добивался ни один иностранец. Пианист Сергей Рахманинов был кумиром тысяч ценителей классической музыки. Он отыграл 25 концертных сезонов. Публике нравилось в нем все: манера исполнения, виртуозность игры, внешняя непритязательность, скрывавшая в себе гениальность. Для американцев Рахманинов и сегодня – великий американский пианист.

Он получает приглашение дирижировать симфоническим оркестром Бостона и оркестром в городе Цинцинатти. Но в этом качестве на сцену выходит редко, исполняя лишь свои произведения. В это время он очень занят концертной деятельностью и практически ничего не создает.

Его «Четвертый концерт для фортепиано» увидел свет в 1927 году. Через 7 лет была написана «Рапсодия на тему Паганини». Это объемное музыкальное полотно, включающее в себя 24 вариации на «Каприсы» знаменитого итальянского композитора. Произведение исполняется без перерыва, хотя тематически в нем выделяется три части.

В годы Великой Отечественной войны Рахманинов дал несколько концертов, сбор от которых отправил на нужды Советской Армии. Он верил в победу русского народа и никогда не забывал о родине. Свое последнее музыкальное творение Сергей Рахманинов написал в 1941 году. Это были «Симфонические танцы». В них угадываются ностальгические нотки, слышится трагизм и тоска по родине. Многие критики считают это сочинение вершиной творчества композитора.

До последних дней, борясь с неизлечимой болезнью, Рахманинов ведет концертную деятельность. В середине января 1943 года он с присущим ему вдохновением исполняет «Первый концерт» Бетховена, а 28 марта этого же года его не стало. Похоронен талантливый русский музыкант на кладбище Кенсико близ Беверли-Хиллз.

«Рахманинов Сергей Васильевич»

Заниматься музыкой Сергей Рахманинов начал в четыре года и с удовольствием играл сонаты известного немецкого композитора Людвига ван Бетховена. В 18 лет он окончил Московскую консерваторию по классу фортепиано, а через год – по классу композиции. Его наградили большой золотой медалью за выдающиеся исполнительские и композиторские успехи. На выпускной экзамен Рахманинов представил одноактную оперу «Алеко» . За нее присутствовавший Чайковский поставил ему пятерку с тремя плюсами. Через год опера молодого композитора была поставлена в Большом театре. Она получила высокую оценку крупнейших музыкантов, критиков, слушателей. Творчество композитора развивалось интенсивно. В 90-е годы началась продолжавшаяся всю жизнь концертная деятельность Рахманинова, ставшего одним из великих композиторов мира. Слушателям Рахманинова казалось, что он не знает ни каких технических трудностей. В 1897 году прозвучала первая симфония Рахманинова. Из-за небрежности оркестрантов и дирижера симфония была исполнена плохо, и концерт окончился провалом. Рахманинов был в отчаянии. Три года он не брался за сочинения музыки, сомневался, не верил в свои силы. Но композитор не может жить без музыки. И Рахманинов снова вернулся к творчеству. Первые годы 20-го столетия стали годами расцвета его композиторского дарования. Появляется светлая волнующая канта «Весна» , «Зеленый шум» . Он пишет Второй и Третий концерты для исполнения фортепиано с оркестром. В эти годы засверкала еще одна грань таланта Рахманинова.

Он раскрывается как прекрасный оперный и симфонический дирижер, давший своеобразное толкование многим классическим произведениям. В 1917 году он выехал с концертами в города Европы и Америки. Всюду, где бы он не появился бублика стремилась в концертные залы, восторженно писала о нем пресса, с газетных полос не сходили его портреты. Рахманинов остался жить в Америке, где свою тоску по родине он выразил в Третьей симфонии. Во время Великой Отечественной войны денежный сбор одного из своих концертов, он передал в Фонд обороны СССР с такими словами: «От одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить, верить в полную победу» . Через все творчество Рахманинов проходит тема Родина. Лиризм соединяется в его музыке с величавыми эпическими образами. Широк диапазон чувств, выраженным композитором в своих произведениях, – от тихого покоя до сильной взволнованности, от светлой радости до сумрачной печали. Уже в прелюдии, написанной еще в юности для любимого своего инструмента – фортепиано, сочетаются характерные для Рахманинова могучая колокольность и стремительное, бурное движение. (Материал для сообщения взят из энциклопедии «Что такое, кто такой» том 3)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector