Феофан грек

Выбор в пользу Руси

Феофан родом из Византии, отчего и получил прозвище «Грек». До приезда на Русь им было уже расписано сорок каменных церквей в Константинополе, его пригороде – Халкидоне, Галате. Именно в Галате, которая в ту пору была богатой генуэзской колонией, Феофан получил возможность познакомиться с западной культурой. Он видел её палаццо и церкви, наблюдал необычные для византийца деловитость и свободные нравы жителей Галаты. Ни одна из византийских работ Феофана не сохранилась. Из Галаты мастер перебрался сначала в Каффу (ныне Феодосия), а затем в Новгород. В Восточном Крыму с ним или с его школой ученые всё же связывают несколько сохранившихся фресок. Речь, в частности, идет о росписи храма Святого Стефана в Феодосии и о небольшой фреске в храме Святого Иоанна Предтечи в Керчи. Феофан, подобно многим своим современникам, мог бы уехать в Италию, но, возможно, он не был готов расставаться с православной верой. Остаться в Византии, где всё больше в живописи утверждался сухой академизм, не соответствовало его индивидуальному вкусу и устремлениям. А вот на Руси, переживавшей период подъема, связанного с началом активной борьбы за освобождение и объединение русских земель вокруг Москвы, для него открылось широчайшее поле деятельности. Мастер отравился на свою новую родину в свите митрополита Киприана. Выбор художника был полностью оправдан: в Московской Руси имя Феофана Грека стало первым среди плеяды гениальных живописцев. Он приехал на Русь уже зрелым, сложившимся мастером, а не рядовым ремесленником. Благодаря творчеству Феофана русские художники смогли познакомиться с первоклассными примерами византийского искусства. Его дар был поистине оригинален — берущий свои истоки в византийской традиции, он тесно переплелся и развился во взаимодействии с русской культурой.

«Караул» или нет?

Опубликованная в конце ноября на новгородском сайте «Ваши новости» статья «Великий Новгород готовится потерять фрески Феофана Грека» вызвала большой резонанс. Мы связались с ее автором — Еленой Михайловой.


Интерьеры храма Спаса на Ильине, вид с лесов РИА Новости / Александр Филиппов

По словам Татьяны Ромашкевич, «в аварийном состоянии находится 20 процентов фресок», а трещины в алтаре возникают из-за того, что «снаружи на стены давит метровый слой земли».

«Это не аварийное, а подвижное состояние», — уточняет эксперт по изучению объектов культурного наследия Новгородского музея Банникова. «Подвижность» фрески — это когда участки штукатурки отходят от стены, но не отваливаются от нее.

Однако Татьяна Царевская утверждает, что еще в 1990-е годы эксперты признавали: есть опасные высыпания. «Там отдельные участки в аварийном состоянии, хотя большая часть росписей в порядке… Живопись считается аварийной, когда начинает осыпаться», — объясняет она.

«Никакого «караула» там нет», — настаивает заведующая отделом пресс-службы Новгородского музея Ирина Петрова.

«Я болезненно воспринимаю гонения на тех, кто якобы не так следит за этими фресками», — вздыхает Банникова, 25 лет проработавшая в музее заместителем директора по реставрации. По ее словам, в 1990-е денег у музея не было и реставраторы часто работали «за бартер»: когда летом приезжали в Новгород с семьями, сотрудники бесплатно проводили для них экскурсии.

Подробная информация о состоянии фресок содержится в актах технического состояния памятника. В документах этого года говорится более чем о 30 проблемных участках росписи. В Троицкой каморе на изображении архангела Гавриила, на нимбе, замечено отставание штукатурки площадью 25 квадратных сантиметров. В актах за прошлый год зафиксировано около 60 проблемных участков, девять раз используется термин «аварийное состояние». В частности, аварийным признано изображение святой Александры. В актах за 2017-й — свыше 50 проблемных участков. Термин «аварийное состояние» употребляется пять раз. Так, отмечено отставание штукатурного грунта с вибрацией по трещине в композиции «Христос на троне» в алтаре.

  • Фрагмент фрески Феофана Грека «Богоматерь с Младенцем» — «Неопалимая купина», южная стена Троицкой каморы
  • «Богоматерь с Младенцем» — «Неопалимая купина», южная стена Троицкой каморы, фреска Феофана Грека
  • «Архангел Гавриил», фреска в Троицком приделе, храм Спаса Преображения на Ильине, Феофан Грек, 1378 год
  • «Поклонение жертве» — «Святитель», восточная стена Троицкой каморы, фреска Феофана Грека
  • Церковь Спаса Преображения на Ильине. Южная стена в камере на хорах. «Богоматерь» — «Знамение». Фреска Феофана Грека. Великий Новгород
  • «Троица Ветхозаветная» — «Гостеприимство Авраама», фреска в Троицком приделе, храм Спаса Преображения на Ильине, Феофан Грек, 1378 год

В акте 2016 года перечислено около сотни участков росписи с повреждениями в виде отставаний и вздутий штукатурки, трещин и выпадений фрагментов. Аварийное состояние упоминается порядка десяти раз.

В 2015 году в Троицком приделе на изображении святого Макария Египетского выявлено вспучивание на уровне нимба с образованием трещин на площади 30 квадратных сантиметров. А десятилетием ранее, в 2005-м, на росписи в алтаре, справа от образа «Христа на троне», под красной раскраской зафиксировано «разрушение грунта». В 2003-м в куполе, на росписи «Христа Пантократора», «выпало два фрагмента», каждый площадью около одного квадратного сантиметра.


«Христос Пантократор». Роспись в куполе храма. Фреска Феофана Грека. Оригинал фотографии РИА Новости / Александр Филиппов

Значение

По воображаемой горизонтальной оси икона делится на две равные части. В верхней половине изображен новый совершенный мир, представленный прославленным Иисусом Христом и пророками Илией и Моисеем. В то время как в нижней части изображена наша временная земная реальность, представленная учениками Иисуса — Петром, Иаковом и Иоанном.

В центре верхней части находится Иисус Христос, стоящий и благословляющий обеими руками, одетый в белую одежду. Его туника белого цвета (нежный светло-голубой тон) и пальто с оттенком красного (тонкий красноватый или скорее розоватый тон). Эти цвета могут символизировать Божественную, а также человеческую природу Христа, потому что даже в своей славе он сохранил человеческое тело.

На правом плече есть полоса на тунике — клавус, символ царского достоинства Иисуса, подчеркивающий силу его благословения. Серьезное благородное лицо Христа, обрамленное длинными, темными, гладкими, зачесанными назад волосами и короткой бородой, обращено как бы ко всему человечеству.

Христос окружен круглым ореолом, наружное кольцо которого окрашено в темно-коричневый цвет, затем, ниже, светло-коричневое кольцо, а внутренняя часть образована глубоким оранжево-красным кругом с Гребешковым краем, который выходит из фигуры Христа.

Равномерно и густо во всех направлениях расходятся тонкие золотые лучи от ореола, представляющего Солнце, источник света, символ Христа (Христа, света мира). Рядом с круглым ореолом справа находятся буквы IC, а слева XC, которые являются начальными и заключительными буквами имени Христа (IHCOC, XPECTOC) (исход 3:14).

Фон иконы имеет оранжевый оттенок. Оранжевый создается путем смешивания красного и коричневого цвета. Красный цвет на фоне иконы означает торжество вечной жизни, а коричневый — цвет земли и всего временного. Таким образом, оранжевый цвет фона может символизировать победу вечного над временным.

Справа от Христа мы видим пророка Илию, босого, одетого в сине-зеленую тунику темного оттенка, с темно-пурпурным гиматионом (накидкой), украшенным позолотой.

Он изображен как пожилой человек, с длинными, с проседью, слегка вьющимися, зачесанными назад волосами и длинной бородой. Его серьезное лицо с красивыми чертами обращено к Господу. В левой руке он держит свиток, а правой указывает на Господа.

Слева от Христа стоит пророк Моисей (Святой пророк Моисей), его лицо обращено к Господу.

Он изображен как мужчина средних лет, с высоким лбом, короткими вьющимися темно-каштановыми волосами и короткой бородой. Он одет в длинный темно-синюю тунику, на которой ярко-красный гиматион, украшенный позолотой. В руках он держит книгу.

Золочение одежд обоих святых означает, что они уже прославлены. Все три персонажа стоят на холмах, которые имеют различные оттенки коричневого цвета.

Массивный луч золотых лучей сияет от фигуры Христа, он тонирован ярко-красным, разветвляясь на три луча, каждый из которых указывает на одного из трех апостолов, изображенных внизу иконы, на Земле, на преимущественно травянистой местности, темно-зеленой, иногда прерываемой различными оттенками коричневого. Это как реальные, так и символические цвета земного мира. Зеленый цвет здесь подразумевает Святого Духа, который повсюду и все освещает.

Справа изображен апостол Петр, стоящий на коленях лицом к Господу. Он протягивает к нему левую руку, удивляясь неожиданному откровению, свидетелем которого он является. У него короткие вьющиеся седые волосы и короткая курчавая борода. Он одет в темно-синюю тунику и орехово-коричневый гиматион, украшенный позолотой.

Двое других учеников Иисуса только что проснулись, они спали из-за усталости. В центре изображен апостол Иоанн, стоящий на коленях с вытянутыми руками и опущенной головой, изображен молодым человеком с нежным лицом, без бороды и с длинными темно-каштановыми вьющимися волосами. Его одежда — темно-зеленый хитон и темно-красный химатион, украшенный позолотой.

Слева лежит апостол Иаков, его лицо обращено вниз, а взгляд устремлен вперед. Он имеет короткие вьющиеся каштановые волосы и короткая борода, красная туника, украшенная позолотой и темно-сине-зеленый гиматий. Позолота апостолов символизирует, что на них падает отражение славы Христовой.

Жизнь и творчество Феофана Грека

  1. Феофан Грек (1340-1410) родился и прожил половину жизни в Византии. На Русь иконописец приехал в 35 лет (по другим источникам — в 40). К моменту прибытия в Новгород на счету художника были десятки расписанных храмов и соборов в столице византийской империи Константинополе, генуэзской колонии Галате и Кафе.
  2. Свое прозвище Грек получил из-за греческого происхождения.
  3. Феофан Грек является учителем другого почитаемого русского художника, приверженца монументальной иконописи — Андрея Рублева.
  4. Будучи страстным и ищущим человеком по натуре, Феофан Грек покинул Византию. В ту пору на его родной земле установился сухой академизм, догматизм, холодность и безликость. Русь привлекла византийского творца темпераментностью, жизнелюбием и стойкостью перед лицом гнета татаро-монгольского ига. В Новгороде он впечатлился росписями XII века, самобытными и вдохновенными, Антониева монастыря, окрестной церкви в Аркажах и расположенной на правом берегу русла Малого Волховца церкви Спаса на Нередице.
  5. Его первой работой на русской земле стала художественная роспись купола церкви Спаса Преображения. В последующие годы он расписал фресками на православные мотивы церковь Рождества Христова в сотрудничестве с другим русским иконописцем Симеоном Черным, Архангельский собор, знаменитый и вдохновенный Благовещенский собор кремлевского комплекса вдвоем с Андреем Рублевым. Он также работал в Москве, Серпухове и, по некоторым источникам, в Коломне.
  6. Среди его работ одними из самых известных считаются иконы «Четырехчастная», «Преображение» и «Богоматерь Донская», на оборотной стороне которой находится икона «Успения». Магнетически трагическая и просветленная, икона «Успения» увлекает созерцателя глубиной эмоционального воздействия и художественного посыла. У погребального ложа Марии сгрудились апостолы. Грек с большим мастерством передал различные чувства апостолов: озадаченность, горе, страх, недоумение. Венчает композицию сияющий Иисус, полный решимости, силы и сакрального знания, с грозным взором и душой матери в руках.
  7. Иисус Пантократор, изображенный на куполе церкви Спаса Преображения, считается одной из ярчайших и монументальных работ иконописца. Лик Господа окантован подписью, в которой говорится о милосердии божием, его откликах на мольбы страждущих грешников.
  8. Спустя 12 лет после приезда на Русь, будучи уже прославленным художником, Феофан отправился в Москву. В столице иконописец руководил работой художников, которые занимались росписью соборов Московского Кремля.
  9. Помимо иконописи и росписи храмов Феофан занимался созданием книжных миниатюр и рукописных орнаментов Евангелий. Одна из известнейших работ — Евангелие московского боярина Федора Кошки. Некоторые историки полагают, что роспись Евангелия принадлежит кисти другого мастера, ученика Грека. Богато украшенная сканью и финифтью, рукопись восхищает гармоничностью композиции: цветовая палитра, растительный орнамент, искусно переплетенный с изображениями животных и вензельные инициалы — каждая деталь выполнена с ювелирной тщательностью. Евангелие Хитрово также числится среди работ византийского мастера.
  10. Помимо церковных росписей иконописец принял, как минимум, два светских заказа и по личной просьбе покрыл фресками дворцы князей, один из которых был двоюродным братом великого русского правителя Дмитрия Донского — князь Владимир Храбрый.
  11. До наших дней дошли следующие иконы Феофана Грека: Иисус Пантократор, Ветхозаветная Троица, Три Столпника, Даниил Столпник, Фреска Авель (1378 гг.); Успение Богоматери (XIV век); Богоматерь Донская (ок. 1392 г.); Преображение Господне (1403 г.); несколько икон изображающих святых апостолов.

Ветхозаветная Троица

Яркие, «как комиксы»?

Цветовая гамма фресок Феофана Грека непривычна для современного зрителя. Преобладают черный, белый и оттенки красного.

  • «Великий Архиерей» или «Спас на троне», фрагмент, полихромный образец фрески Феофана Грека РИА Новости / Александр Филиппов
  • Фрески Феофана Грека в храме Спаса на Ильине в Великом Новгороде РИА Новости / Александр Филиппов
  • Храм Спаса на Ильине в Новгороде, разрушение штукатурки и кладки РИА Новости / Александр Филиппов

Советские ученые объясняли эту особенность неким монашеским стремлением отречься от «многоцветья мира». Но современные исследователи с ними не согласны. И предлагают всем заглянуть в алтарь храма Спаса на Ильине.

Вместе с реставратором Новгородского музея Татьяной Ромашкевич мы рассматриваем небольшой участок алтарной фрески. На ярком небесно-голубом и изумрудно-зеленом фоне — подножие, подставка для ног, выписанная землисто-коричневыми и серебристо-серыми оттенками. На подножие опирается стопа Иисуса Христа — желтая и оранжевая охра. Ее окутывают струящиеся синие и лиловые драпировки. Трон Спасителя — оранжево-желтый. Разные изображения разделяет линия красной киновари.


Алтарь в храме Спаса на Ильине в Великом Новгороде. Горнее место. «Великий Архиерей» — «Спас на троне», фрагмент, полихромный образец фрески Феофана Грека. Убрусы. Общий вид РИА Новости / Александр Филиппов

«Это единственное место, где письмо Феофана Грека сохранилось в первозданном виде, — говорит Татьяна Ромашкевич, участница реставрации 1970-х годов. — То, что вы видите вверху, — цвет после пожара XVII века. А фрагмент ступни Иисуса Христа был заложен кирпичной кладкой и не пострадал».

Некоторые ученые считают, что роспись Христа на троне не принадлежит Феофану. Но доктор искусствоведения, сотрудник московского Института искусствознания, автор книги «Феофан Грек. Фрески в Великом Новгороде» Татьяна Царевская сравнивает этот фрагмент с «Ветхозаветной Троицей» в Троицкой каморе. «Их писал один мастер. Видите, как похожи стопы?» — отмечает эксперт.


«Святой Макарий Египетский», западная стена Троицкой каморы, фреска Феофана Грека

А вот эксперт по изучению объектов культурного наследия Новгородского музея Банникова твердо уверена: «Фрески во всем храме были такие же яркие, как стопа Христа на троне и убрусы (полотенца) в алтаре храма Спаса на Ильине». После Феофана Грека росписи в виде полотенец появились во многих храмах средневековой Руси. И не было в них никакой монохромности. Разве что там, где тоже случались пожары.

Заведующая центром реставрации монументальной живописи Тамара Анисимова показывает на планшете кусочки фресок Феофана из раскопок 1970-х.

«Вот этот фрагмент уникальный, потому что цветной. Он лежал ниже уровня пола XVII века и не выцвел. А этот сохранил киноварь — цвет шикарный! У Феофана Грека росписи были не монохромные, а цветные», — подчеркивает она.

В чем помогает икона «Преображение Господне»

В празднование Преображения Господня проводится торжественная литургия, и перед иконой возносятся молитвы о прощении грехов и очищении.

Верующие не только просят Господа о помощи и защите для себя и близких людей, но и возносят ему благодарность и хвалу.

В народной традиции Преображение Господне именуется также Вторым (Яблочным) Спасом, когда в церквях освящают плоды нового урожая. В этот день положено посещать могилы предков и оставлять на них яблоки, а также раздавать их нуждающимся.

Молитва перед иконой

Господи Иисус Христос, к тебе обращаемся с молитвами искренними. Спаси и сохрани души наши в чистоте, избави от корысти и зависти, да не позволь ступить на тропу, с верного пути сбивающей. Молим Тебя, яви свою благодать каждому, кто избрал путь, верой праведной наполненный. Позволь искупить все прегрешения деяниями благочестивыми. Помоги, Господи, укрой от противников наших, зло против наших жизней помышляющих. Аминь.

Творчество

По сведениям Епифания Премудрого, за свою жизнь Феофан расписал более 40 каменных церквей в Константинополе (современный Стамбул), Халкидоне, Галате, Кафе (ныне Феодосия) и в городах Древней Руси. До наших дней сохранились лишь русские шедевры.

Первой и единственной документально подтвержденной работой Феофана Грека является церковь Спаса Преображения на Ильине улице, которая до сих пор служит украшением Великого Новгорода. До наших времен росписи дошли фрагментарно. Неповрежденные элементы позволяют оценить мастерство автора и масштаб проведенной работы.

Наиболее хорошо сохранились купол и «барабан». В центральной части конструкции изображен Пантократор, он же Спас Вседержитель. По контуру портрета выведен стих из Псалтыри, а под небесным царем нарисованы четыре архангела и четыре херувима и серафима. Такое оформление купола традиционно не только для новгородской, но и византийской архитектуры: создавая фрески, Феофан Грек опирался на убранство собора Святой Софии.


Фреска Феофана Грека «Троица» / Википедия

Троицкий придел Спасо-Преображенской церкви также хорошо сохранился. Особую ценность представляет фронтальное изображение Троицы. У ее ног, согласно задумке Феофана Грека, покоились Авраам и Сарра, подносящие гостям пищу. Сейчас на фреске можно увидеть только Сарру.

В начале 1390-х годов Феофан приехал в Москву. Здесь художник писал иконы и украшал церковные книги. Предполагается, что перу византийца принадлежат иллюстрации и буквицы в Евангелие боярина Фёдора Кошки и Евангелие Хитрово. Работы датируются 1392 годом. Искусствоведы, опираясь на художественный анализ, приписывают Феофану авторство произведений «Успение Божией Матери» и «Донская икона Божией Матери».


Фреска Феофана Грека «Донская икона Божией Матери» / Третьяковская галерея

«Успение Божией Матери» — двусторонняя. С одной стороны изображен церковный праздник, посвященный памяти о смерти, или успении Пресвятой Богородицы. На обороте нарисованы Богородица с младенцем. Позже умиленный портрет на оборотной стороне получил отдельное название — «Донская икона Божией Матери».

До второй половины XX века считалось, что Феофан Грек создал икону Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском «Преображение». Однако современные эксперты Третьяковской галереи безапелляционно заявляют, что рука византийца не прикасалась к этому холсту. Сейчас икона демонстрируется как работа «неизвестного иконописца».

В 1405 году три легендарных иконописца — Феофан Грек, Андрей Рублев и Прохор с Городца — собрались, чтобы расписать Благовещенский собор. Кроме того, Феофану приписывают авторство ряда икон с иконостаса собора. Кстати, этот иконостас является уникальным для церковного искусства — он стал первым в России, на котором фигуры изображаются в полный рост.

Состоит Благовещенский иконостас из 9 икон. Здесь можно увидеть лики Василия Великого, Апостола Петра, Архангела Михаила, Богоматери, Спаса Вседержителя, Иоанна Предтечи, Архангела Гавриила, Апостола Павла и Иоанна Златоуста. Авторство приписывают Феофану Греку ввиду того, что манера исполнения икон схожа с манерой росписей Спасо-Преображенской церкви в Великом Новгороде.


Фреска Феофана Грека «Спас Вседержитель» / Википедия

Феофан очеловечивал героев икон либо обожествлял по собственному усмотрению. Мастер часто отрывался от работы и разговаривал со служителями храма, прихожанами, что словно помогало осмыслить мазок, который предстоит нанести на фреску. Такой метод работы объясняет, почему Феофан Грек создавал фрески скорописью, то есть без детальной проработки изображения.

Одни искусствоведы утверждают, что иконописец работал в монохромной технике, используя красно-коричневые тона. Другие же предполагают, что часть цвета потерялась во времени, что палитра Феофана была куда многообразнее. Ведь для того, чтобы заново открыть шедевры византийца, реставраторам приходилось сбивать штукатурку и использовать известь.

Источник

Великий живописец русского средневековья был родом из Византии, почему и получил прозвище Грека.

Даты рождения и смерти Феофана Грека точно неизвестны,

Родился около 1340 г., умер после 1405 г.

Работал в Византии и Древней Руси. Писал фрески, иконы, миниатюры. Исполнил ряд росписей в Константинополе, Халкедоне, Галате, Кафе. Приехав в Москву ок. 1390, имел множество заказов, был известен и как искусный миниатюрист.

На Руси расписал церковь Спаса на Ильине (1378),

Иконы Феофана Грека

Об авторстве икон обычно говорят: «приписывается» тому или иному иконописцу. Почему это так? Потому что в древности авторы не подписывали своих произведений. Установление авторства анонимного произведения, времени и места его создания называется атрибуцией. Икона «Богоматерь Донская» была перенесена в Благовещенский собор из Успенского коломенского собора и принадлежит кисти Феофана Грека или одного из мастеров его круга.

Икона «Богоматерь Донская» относится к одному из многочисленных вариантов «Умиление», поэтому ее иногда называют «Богоматерь Умиление Донская». Эпитет «Донская» связан с преданием о чудесной помощи образа воинству князя Дмитрия Ивановича (Донского) в Куликовской битве 1380 г.

Икона «Богоматерь Донская» — двухсторонняя, на обороте «Успение Богоматери».

Лицевая сторона иконы (1382-1395). Государственная Третьяковская галерея (Москва) Перед Донской иконой 3 июля 1552 г. перед казанским походом молился Иван Грозный. Он взял её с собой в поход, а затем поместил в Благовещенском соборе Московского Кремля.

Икона Феофана Грека «Успение Богородицы» (1392). Оборот Донской иконы Божией Матери Феофану Греку также приписывается икона «Преображение». Это был храмовый образ Спасо-Преображенского собора города Переславля-Залесского. Современное постановление атрибуционной комиссии Третьяковской галереи отрицает его авторство, и икона считается произведением «неизвестного иконописца».

Икона «Преображение Иисуса Христа пред учениками на горе Фавор» (ок. 1403). Государственная Третьяковская галерея (Москва) «По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие. При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии. Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте. И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались. Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь. Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса. И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых» (Евангелие от Матфея, 17: 1-9).

Яркий и своеобразный характер живописи имеет сходство с феофановским стилем: темперамент, огненное звучание света, экспрессивная манера письма. Но вот характер образа Спасителя иной: лик не грозный, как в новгородских фресках, а милостивый, взгляд внимательный и кроткий. На иконе изображена гора Фавор, а на её вершине – преобразившийся Христос в белых одеждах, окружённый сиянием. Рядом с ним ветхозаветные пророки Илья и Моисей, внизу – павшие на землю апостолы Пётр, Иаков и Иоанн Богослов, бывшие свидетелями чуда. В средней части иконы изображены две группы апостолов с Христом, поднимающиеся на Фаворскую гору и спускающиеся с неё. «Композиция иконы вытянута в высоту, что создаёт ощущение пространственного перепада между верхней и нижней зонами, миром «горним» и миром «дольним». Вместе с тем противоположность земного и Небесного преодолевается с помощью света, пронизывающего всё пространство иконы, широкими сияющими плоскостями ложащегося на горки и одежды апостолов, вспыхивающего яркими бликами на их ликах» (Шедевры Третьяковской галереи: иконопись. М., 2012). Тайна Преображения состоит в том, что апостолы не пассивные созерцатели чуда Преображения. Они сами изменяются под воздействием этого Света, становятся другими.

Творческая манера Феофана Грека

Успение (1392)

Стиль Феофана Грека поражает выразительностью и экспрессией. Для его фресковых росписей характерна так называемая «скоропись», при почти монохромной живописи и отсутствии моделировки мелких деталей. Образы Феофана оказывают огромное духовное воздействие на зрителя.

В творчестве Феофана Грека выразились наиболее полно и нашли своё воплощение два полюса византийской духовной жизни — классическое начало (воспевание земной красоты) и устремление к духовной аскезе, отвергающей внешнее, эффектно красивое. Не случайно манеру мастера Феофана связывают с экспрессивным течением византийской живописи XIV века, времени Палеологовского Ренессанса и учения исихазма.

Искусство Феофана Грека внесло на Русь понятие высокой индивидуальности. Во фресках Феофана острые пробела будто фиксируют Божественный свет. Пронзительные вспышки белых мазков на ликах, руках и одеждах, отражают участие Горнего мира, пронизывающего материю так, что та испепеляет их природные формы, ведёт к возрождению новой одухотворённости образа. Учитывая назначение пробелов — вызывать в лике святого состояние духовности, Феофану не было равных. Ограниченность цветовой гаммы (чёрный, красновато-коричневый цвет с оттенками белого) — являют образ монашеского, аскетического отречения от многообразия и суетности мира — изобличают в Феофане творческую личность. Манера нарочитого изографа среди иконописцев в пору высокого духовного подъёма древнерусского искусства, в котором иконописцы опирались на византийские подлинники, отличается поистине творческим началом, революционным мышлением автора, отрешенностью от какого-либо церковного законодательства.

Ценное свидетельство о работе Феофана оставил Епифаний Премудрый в письме Кириллу Тверскому (составленному, вероятно, в 1413 году): «Когда же он всё это рисовал и писал, никто не видел, чтобы он смотрел на образцы, как это делают некоторые наши иконописцы, которые, полные недоумения, все время нагибаются, глазами бегают туда и сюда, не столько работают красками, сколько принуждены постоянно глядеть на образец… Когда Феофан создаёт образы… он не стоит спокойно, языком беседует с приходящими, умом же размышляет о постороннем и разумном; так он своими разумными чувственными глазами видит всё разумное и доброе» .

Сверхсветлая тьма

Феофану Греку приписывают также создание Донской ико­ны Божьей Матери (ок. 1395). Достоверных сведений в пользу авторства Феофана нет, но стиль живописи выдает руку мастера-грека, а трактовка образа соотносится с исихастским учением. Живописная манера сочная, свободная, цвета насыщенные, создающие драгоценную поверхность, свет как сгусток энергии пульсирует внутри формы. Роскошно обыграно сочетание синего цвета и золота. Лики Христа и Богородицы написаны тонко, многослойно, мягкая плавь с легкой подрумянкой создает ощущение теплоты плоти, из глаз струится нежный свет. Художник обходится без внешне экстравагантных приемов, как это было в новгородских фресках, но при этом создает образ, исполненный красоты и духовной силы.

Донская икона. Феофан Грек

Донская икона двухсторонняя, выносная, она была храмовым образом Успенского собора в городе Коломне, на ее оборотной стороне написано «Успение Пресвятой Богороди­цы». И вновь мы видим особую трактовку образа. Богородица лежит на ложе, апостолы пришли проститься с Ней, за ложем стоит Христос, держа на руках маленькую фигурку в белых пеленах — это душа Богородицы, рождающаяся для вечной жизни. Перед ложем поставлена горящая свеча, это символ жизни, свеча, сгорая, отдает свет, символ молитвы, возносимой к Богу, а также символ Богоматери, которую в Акафисте величают «свечой светоприемной». Но подобно горящей свече написана и фигура Христа в золотых одеждах с пламенеющим над Ним ярко-красным серафимом. Свет выстраивает вертикальную ось композиции и вместе с горизонтальным ложем Богоматери образует крест — символ Христовой победы, Воскресения, Торжества жизни над смертью.

Необычно трактована на этой иконе мандорла — сияние славы вокруг Христа, она написана темно-синим цветом. Это находит объяснение в исихастской традиции. Отцы-исихасты учили о непознаваемости Бога рациональным умом, и Божественный Свет называли «умонепостигаемым мраком» или, по выражению свт. Григория Паламы, — «сверхсветлой тьмой». Неприступный свет часто воспринимается человеком как слепящая темнота. Встреча с ним многими подвижниками воспринималась как вхождение во мрак. Вспомним, что Павел на пути в Дамаск был ослеплен этим Светом (Деян 22:6–11). На противопоставлении света и тьмы, жизни и смерти, божественного и человеческого строится образ Успения как рождения в новую жизнь.

Деисус. Феофан Грек

Феофан Грек много работал в Москве, он расписывал кремлевские соборы. Согласно летописи, в 1405 году по заказу великого князя Василия Дмитриевича роспись княжеской домовой церкви Благовещения выполняла артель, которую возглавили три мастера: Феофан Грек, Прохор с Городца и чернец Андрей Рублев. Сохранился иконостас, в котором Феофан писал деисус (икона или группа икон, в центре которых изображается Христос). Яркость и неординарность манеры Грека и здесь проявилась с удивительной силой. Центральный образ Спас в силах сохранился наименее полно, но видно, что он написан мощно и виртуозно. Христос в белых одеждах, пронизанных золотым ассистом (штрихи из сусального золота или серебра) восседает на троне. Лик Его благородный и возвышенный, величественный жест благословения заставляет остановиться и притихнуть. В молитве Христу предстоят Иоанн Предтеча и Богородица. Наиболее выразителен образ Божьей Матери — в одеянии глубокого синего цвета с легчайшими голубыми пробелами, словно мерцаю­щими во мраке. Этот цвет напоминает драгоценный камень — сапфир, символизи­рующий тайну Приснодевы. Удлиненная фигура похожа на свечу, и пламя этой свечи — лик Богоматери, свет струится мягким и в то же время энергичным потоком из глаз. Свет словно сдерживается изнутри, но сила его такова, что он может воспламе­нить собой весь мир.

Феофан Грек оставил яркий след в древнерусском искусстве. Следы его влияния видны не только в иконописи и монументальном искусстве, но и в рукописях, например, миниатюры Евангелия Хитрово (конец XIV века) и Евангелия Федора Кошки (конец XIV — начало XV веков) имеют некоторое сходство с произведениями византийского мастера. Искусствоведы спорят, был ли Феофан учителем Андрея Рублева, но они работали вместе, и это не могло не повлиять на формирование более молодого мастера, который после ухода великого Грека будет определять пути древнерусского искусства, создав свой вариант преображенного мира.

Средневековый иконописец эпохи Возрождения

Имя Феофана Грека стоит в первом ряду древнерусских иконописцев, его выдающийся талант признавали уже современники, именуя «философом зело хитрым», то есть весьма искусным. Он производил огромное впечатление не только своими работами, но и как яркая личность.

К сожалению, даты жизни художника неизвестны. Предположительно они приходятся на 1340–1410 гг. Из Византийской империи Феофан прибыл на Русь уже сложившимся мастером. Об этом мы узнаем из письма Епифания Премудрого, древнерусского писателя и ученика преподобного Сергия Радонежского, к Кириллу, архимандриту Тверского Спасо-Афанасьевского монастыря. Епифаний сообщает, что Феофан расписал сорок церквей в Константинополе, Галате (пригород Константинополя), Кафе (город в Крыму, современная Феодосия) и других городах. На Руси, как пишет Епифаний, Грек работал в Великом Новгороде, Нижнем Новгороде, Переславле-Залесском, Коломне и Москве.

Удивительна не только манера Феофана Грека (о которой речь пойдет ниже), но и сама его личность. Фрески и иконы дают представление о нем как выдающемся художнике и представителе исихазма. Но, как отмечает Епифаний Премудрый, византийский мастер был незаурядной личностью, он свободно рисовал, невзирая на образцы, проповедовал с лесов, остроумно отвечал на вопросы людей, толпами приходивших в собор, где он писал фрески. Епифаний описывает Грека, как мы бы описывали мастеров Возрождения. Но, видимо, таким и был Феофан, византийский мастер, оставивший свой яркий след в древнерусском искусстве.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector