Алтарь в православной церкви

Содержание:

Алтарь как сооружение

Определение 1 Алтарь – своеобразный жертвенник или его вершина, а также приспособление для сжигания жертвы.

Своими корнями алтарь уходит в языческую культуру. Первые алтари появились в религии древних язычников. Они сооружались из природных строительных материалов – камня, глины или земли, в этих местах происходили взаимодействия людей с божеством. Примечательно, что в Древней Греции алтарь имел вид храма, например, Пергамский алтарь в Берлине. Это сооружение является одним из самых значительных и хорошо сохранившихся религиозных памятников в мире. Своё название этот алтарь получил в честь города своего создания – Пергама. Алтарь украшен рельефными изображениями, основной темой которых является битва богов с гигантами. Специально для Пергамского алтаря в Берлине было построено здание, в нём разместили отреставрированное сооружение и теперь принимают туристов.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Алтарь в архитектуре 490 руб.
  • Реферат Алтарь в архитектуре 250 руб.
  • Контрольная работа Алтарь в архитектуре 240 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Другим, не менее известным сооружением такого рода является Гентский алтарь в Бельгии. У этого сооружения весьма сложная и драматичная история. XVI век характеризовался массовым гонениям верующих, это привело к тому, что данный алтарь многократно демонтировали и прятали в разных местах, чтобы уберечь от вандализма со стороны иконоборцев.

Известно, что в XVIII веке император Иосиф II приказал снять две крайние створки алтаря по причине непристойных, по его мнению, обнаженных изображений Адама и Евы. Вместо этого алтарь дополнили новыми изображениями. Когда Бельгия была захвачена Наполеоном, священная реликвия была вывезена на родину Бонапарта, но позже всё равно была возвращена в Брюссельский музей. Примечательно, что в 1816-м году еще две пары створок выкупил торговец картинами, на них были изображены ангелы. Позже Брюссельский музей дополнил недостающие элементы копиями мастера Михиля Кокси.

В последний раз реставрацией алтаря занимались в шестидесятые годы XX века. Под надзором специалистов был удален старый потемневший лак с живописи и лишние записи.

Требуется вычитка, рецензия учебной работы? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Православный же алтарь представляет собой возвышенность в восточной части храма. Это место предназначено для священнослужителей, оно отделяется от основной части христианского храма иконостасом.

Примечательно, что если внимательно рассмотреть древние христианские храмы, такие как Софийский собор или храм Спаса-Преображения, то можно заметить, что форма алтаря и барабана, на котором находится главный купол совпадает. Украшены эти две части храма тоже одинаково, при наличии пояса на алтарной стене отмечается присутствие его и на барабане.

Рисунок 1. Софийский собор в Киеве

Общие правила установки алтаря

Не нужно делать алтарь, привлекающий внимание, ставить его на видное место. Его нужно обязательно замаскировать

Пусть он лучше выглядит, как интересно украшенное место, в котором собраны любопытные предметы. Либо вообще организовать его в закрытом месте, например, в выдвижном ящике шкафа, стенки, в подсобном помещении, либо в спальне, куда редко заходят посторонние люди. В идеале, место должно быть выбрано так, чтобы алтарь не требовалось постоянно убирать от посторонних глаз, к нему было бы легко подойти, и в этом месте человек должен всегда испытывать позитивные эмоции и чувства. Конечно, такого достичь в некоторых жилищных условиях невозможно. Выход из этого положения – ставить алтарь, когда возникает желание или необходимость в его использовании, а потом убирать от посторонних глаз.

Святой престол

Это собирательное официальное название главного административного органа Ватикана (Римская курия), а также наименование самого Папы Римского. Он является суверенным и обладает своей территорией – Ватиканом, являющимся городом-государством.

То есть под термином «Святой престол» можно понимать, как сам Ватикан, так и Папу Римского. Это многозначный термин, который одновременно является конкретным и обобщенным. Все зависит от того, в каком контексте он употребляется.

Как город-государство он имеет свою независимость от Италии вот уже более 14-ти веков. Ее установил папа Григорий Великий в 601 году, более того, эта независимость является древнейшей в мире.

Святой престол – это выборная теократическая монархия, которую возглавляет папа римский. Последнего избирает коллегия кардиналов (конклав) на всю жизнь. Именно отсюда и появилось выражение «вступление на престол». Это значит — стать монархом. В данном случае возглавить Ватикан.

Папа Римский является верховным правителем католической церкви во всем мире, главным иерархом и сувереном Ватикана. Данные функции являются нераздельными. Правительство Св. престола — это специальная администрация в Ватикане (Римская курия), которая разделяется на два отдела – общих и иностранных дел. Они, в свою очередь, сегментируются на конгрегации и комиссии.

Теперь столкнувшись в жизни с изученным термином, можно с уверенностью судить о том, что он обозначает в той или иной ситуации.

Символическое значение Царских врат

Но Царские врата в церкви, фото которых представлены в статье, это не обычный элемент планировки внутреннего помещения. Поскольку находящийся за ними алтарь символизирует собой Рай, то их смысловая нагрузка заключается в том, что они изображают собой вход в него. В православном богослужении это их значение находит своё полное отражение.

Например, на Вечерне и Всенощном бдении в момент, когда происходит открытие Царских врат, в храме зажигается свет, что символизирует наполнение его райским светом. Все же присутствующие в это время совершают поясной поклон. То же они делают и на остальных службах. Кроме того, в православной традиции принято, проходя мимо Царских врат, осенять себя крестным знамением и совершать поклон. В продолжение всей Пасхальной недели – Светлой седмицы — Царские врата в храме (фото в конце статьи) не закрываются, так как Иисус Христос своими крестными страданиями, смертью и последующим воскрешением отверз нам двери Рая.

Алтарь Викканина

На Викканском алтаре, как правило, присутствуют следующие элементы:

1. Символика четырех стихий:

• Запад связан с водой. Поэтому, чтобы его обозначить, можно воспользоваться тарелкой с водой, положить морскую ракушку, изображение или статуэтку рыбы;

• Юг – это огонь. Для его явного обозначения можно поставить красную свечу или украсить его статуэткой дракона.

• Север символизирует землю. На алтаре может быть представлен солью или миской с землей, также подойдет растение в горшке, изображение оленя или волка.

• Восток – символ воздуха. На алтарь требуется положить либо перо, либо изображение птицы, можно даже фигурку самолета.

2. Знак силы. Можно применить пентаграмму. Но это не является правилом без исключения. Можно использовать любой знак, который ассоциируется с силой и который совпадает с энергетикой ведьмы или колдуна.

3. Символы Божеств. Могут быть в виде статуэток. Иногда их обозначают цветные свечи. Как правило, Богине соответствует цвет серебра или же зеленый, Богу цвет золото или красный.

4. Магический кинжал (Атам) – обоюдоострый нож с черной рукояткой.

5. Изображение ангела. Дополняет символы Бога и Богини. Как правило, ставится между ними.

Этот список не является обязательным и полным. Его можно дополнять, исходя из собственных пристрастий и мироощущения. Большая роль в организации домашнего алтаря отводится творчеству, креативности. Если алтарь будет необычным, отражающим внутренний мир практикующего мага, то результаты, которые ожидаются при творении викканских ритуалов, не заставят себя ждать.

Полезные ссылки:

Алтарь в церкви — возвышенная часть храма для службы

Алтарь — это возвышение восточной части храма, используется при проведении служения.

В церковный алтарь священнослужители могут войти через 3 двери:

  • царские врата — основные, которые открывают в торжественных местах богослужения (вынесение чаши Святых Даров);
  • две боковых двери — диаконские, через которые проходят диаконы в течение службы.


Фото алтаря внутри

Алтарь в церкви находится в восточной части храма.

В католической традиции алтарем называют сам жертвенник, иногда скульптурные алтарные картины. В православных церквях алтарь сооружается в восточной части здания.

Обращен алтарь на восток из-за традиции в строительстве храмов. В архитектуре центральный портал в храме принимает первые солнечные лучи. Алтарь в храме первый принимает солнечные лучи.

Придел в храме: дополнительный алтарь

Иногда в храме расположено несколько алтарей. Они необходимы в больших церквях, где проводят литургию несколько раз за день.

На каждом алтаре за день можно служить только одну литургию.

Дополнительным алтарем называется придел.

  • обращен на восток;
  • отделен от основного помещения церкви иконостасом;
  • расположен в стороне от основного алтаря, также на возвышении.

Согласно церковному уставу, к алтарю допускаются только священники высшего сана.

Церковь без алтаря: часовня

В православной традиции существует место, в котором верующий может помолиться и помочь человеку обратиться к Богу. Это может быть и церковь без алтаря — часовня.

Различие между церковью и часовней — наличие алтаря.

Часовню может соорудить любой человек, она строится в любом месте;
Проводятся только молебны — небольшие богослужения в честь церковного праздника или важного для страны события;
Часовня должна быть освещена в честь святого, в честь которого проводятся молебны в день памяти этого святого;
На часовне обязательно воздвигается крест;
Количество икон не ограничено.

В часовне нельзя проводить литургию.


Часовня в подмосковье

Алтарь, который может меняться: складень

Домашний алтарь православных верующих представляет собой 2 или 3 маленькие иконы, которые соединяются петлями.

  • Складень необходим тем, кто не может посетить церковь (на службе, в командировке и проч.);
  • Не занимает много места, можно соорудить алтарь, который может меняться для молитвы.

В русском православии наиболее почитаемыми и распространенными образами считаются:

  • Богородица;
  • Иисус Христос;
  • Николай Чудотворец;
  • Пантелеймон-целитель.

Триптих — складень из трех икон, наиболее любим на Руси.

  • Центр триптиха закрывается створками;
  • Створки напоминают Царские врата.


Резной триптих

Символизм


Фото: Sobory.ru Престол в православии играет большую роль. Считается, что это место таинственного и незримого нахождения Спасителя. По этой причине вставать перед ним и тем более прикасаться разрешено только священникам.

Следует отметить несколько символов, связанных с ними в православной традиции:

  1. У престола делаются четыре стороны, которые олицетворяют собой стороны света. Помимо этого четыре стороны престола символизируют части суток, времена года и тетраморф (это существа, известные по описанным видениям Иоанна Богослова).
  2. 4-угольная форма престола олицетворяет собой четыре Евангелия.
  3. Наконец, это символ Гроба Господня.

Если непосредственно сверху над ним размещают киворий (сень), олицетворяющую небо, то сам престол становится символом земли, куда спустился Спаситель, чтобы искупить грехи человечества. Обычно на кивории размещают изображение голубя, олицетворяющего собой Святого Духа.

Панихида, как память о почивших


Панихида занимает особое место среди заупокойных поминовений умерших. Основой заупокойной службы является поминовение почивших Христиан, окрещенных в Православии. Физическая смерть человека никоим образом не означает, что его душа нашла вечный покой. Именно по этой причине священник и прихожане молятся за душу почившего человека, ведь ее могут мучить угрызения совести о прошлых грехах, она может страдать та не найти себе места. Панихиду нужно заказывать не только сразу после смерти, но и на девятый, сороковой дни. Ее заказывают родственники или друзья в дни рождения почившего, в его именины, а также на дату, когда он умер ежегодно. Церковь совершает панихиды не только по отдельно усопшим прихожанам, но и Вселенские панихиды. Их проведение может происходить только в особые дни, под названием «Родительские субботы».

Жертвенник

Еще одним важным алтарным элементом является жертвенник. Он располагается по левую сторону молитвенного дома в северной части престола. Второе название жертвенника — предложение или протисисот. По размерам он мало отличается от престола, не отличается он и высотой. Когда возводились первые православные храмы, жертвенник располагался в другой части церкви, позднее его начали переносить в алтарь.

Жертвенник предназначен для размещения различных священных предметов. Здесь находится Священная чаша или потир, куда наливается вино и вода. Данный элемент символизирует кровь Сына Божьего. Здесь же находится дискос, имеющий вид плоского округлого сосуда из металла в форме диска. Именно сюда помещается хлеб для священного причастия, символизирующий тело Иисуса Христа. Также на жертвенники устанавливается копие — палка из металла, которая визуально похожа на нож, с его помощью вынимаются частицы из причастной пищи. Символизирует металлическая палочка копье, проткнувшее тело Христа.

Также в жертвеннике есть звездица, имеющая вид двух переплетающихся дуг, соединенных крестом. Она предназначена для того, чтобы частицы хлеба для причастия, покрывающиеся покровцами, не падали на пол. Тут же можно увидеть чашу из металла для теплой воды, получившая соответствующее название — теплота. Также для причастия используется специальная ложечка лжица. На жертвеннике еще находится воздух — тканый отрез с четырьмя углами (70*70 см), покровцы (ткань в форме креста), губка и многое другое.

Семисвечник и запрестольный крест

Позади престола располагается подсвечник под семь свечей, носящий название семисвечник, с высокой ножкой. Стоит отметить, что несколько веков назад данного алтарного элемента не было. В древние времена священнослужители зажигали только две свечки, символизирующие природу Иисуса Христа — божественную и человеческую. Позднее в молитвенных домах начали появляться подсвечники под семь свечей. Сейчас же без этого элемента не обходится ни одно богослужение. О семисвечниках можно найти упоминания в Ветхом Завете, где рассказывается о размещении его в алтаре иудейского храма.

Этот элемент весьма символичен, что описывается подробно в Новом Завете, а именно книге Откровение, которая была написана Святым Иоанном Богословом. Священное писание гласит, что семисвечник — это символ семи божественных духов, семи церковных таинств, семи соборов, такого же количества чаш божественного гнева, громов, печатей таинственного писания, труб ангелов.

Недалеко от семисвечника располагается запрестольный крест с изображением распятого Сына Божьего. Он имеет достаточно большие размеры, выполняется зачастую из дерева.

Из чего состоит храм (Православная церковь)


Из чего состоит храм

Что такое притвор?

В притворе могут располагаться стеллажи с церковной литературой, свечи, иконы и другая церковная утварь, выставленная на продажу. Также там могут быть вешалки для одежды прихожан.

Как называется место перед иконостасом? Что такое солея?

Это место называется солея — возвышение перед алтарной частью храма. Солея состоит из амвона и клироса. — К На солею нельзя ступать вне особых случаев (например: Причастие).

Что такое амвон?

— это выдвинутый внутрь храма выступ в середине солеи. Амвон предназначен для чтения Священного Писания проповедей и некоторых других священнодействий.

Что такое иконостас и царские врата в храме?

— это обычно сплошная стена, отделяющая алтарь от главного помещения православного храма и составленная из икон. Царские врата это большие центральные двери иконостаса.

Можно ли входить женщинам в алтарь?

Женщинам в алтарь вход воспрещен, а мужчины-прихожане могут заходить туда только в особых случаях и с позволения священника (например, во время крещения). Из алтаря выходят 3 двери: Царские врата (самые главные), а также северные и южные двери. Через Царские врата не дозволено никому ходить, кроме священника.

Что находится в алтаре православного храма (церкви)? ,

В середине алтаря находится Престол, который применяется для приготовления святых даров (причастия). В престоле присутствуют мощи святых, Евангелие и Крест. В северо-восточной части алтаря, слева от престола, если смотреть на восток, у стены находится Жертвенник. Высота жертвенника равна высоте престола. Жертвенник применяется для приготовления святых даров. Возле жертвенника обычно ставится стол для положения на нем просфор, поданных верующими, и записок о здравии и о упокоении. Что такое горнее место? Горнее — значит главное. В горнем месте в алтаре православного храме устанавливают богатое кресло для священников высокого ранга (архиереев). Горнее место является обозначением таинственного присутствия Бога и сослужащих ему. Поэтому этому месту всегда воздают подобающие почести, даже если оно, как это часто бывает в приходских храмах, и не оформлено возвышением с седалищем для епископа.

Престол

Престолом называется четырехугольный стол, утвержденный неподвижно среди алтаря пред Царскими вратами. Стол этот называется престолом, т.е. царским седалищем, потому что на нем в свв. Дарах присутствует царь славы Христос. Престолом изображается также гроб Господень, потому что на нем полагается тело Христово.


Престол перед Литургией в старообрядческом храме. Фото Г. Чистякова

Престол также именуется трапезой, так как здесь верующим предлагается в снедь Святое тело и кровь Господня. «Святая трапеза, — говорит св. Герман, — знаменует место погребения, где положено было тело Спасителя; на ней предлежит истинный и небесный хлеб, таинственная и безкровная Жертва и живо жертвенная плоть и кровь Его предлагается верным в пищу и питие жизни вечной». На престоле неподвижно утверждается антимис, а сверху полагается св. Крест, Евангелие, дарохранительница и илитон.

Почему алтарь отделен от остального храма?

Изначально алтарь в христианской церкви пространственно ничем не отделялся от верующих. Первое свидетельство о существовании алтарных перегородок относится к началу 4 века. Церковный историк Евсевий Кесарийский сообщал о епископе города Тира (Ливан), который «поместил престол посередине алтаря и отделил его великолепной деревянной резной оградой, чтобы народ не мог к нему приближаться».

Также имеются описания Храма Гроба Господня, построенного в 336 году. В нем колонны огораживали алтарное пространство. Таким образом, уже начиная с 4 века для отделения алтаря использовались колонны и невысокие (до 1 метра) решетчатые перегородки. Отличительной чертой такой алтарной преграды от более позднего иконостаса было отсутствие икон. В те времена верующие свободно могли наблюдать происходящее в алтаре.

В 7-8 веках на перегородках стали размещать иконы Господа, Божией Матери, святых. После 7 Вселенского Собора (787 год, Никея, современная Турция), утвердившего иконопочитание, традиция помещать иконы на алтарных перегородках получила широкое распространение.

Этому способствовало строительство в русских землях деревянных храмов. В них отсутствовали настенные росписи, присущие византийской традиции. Иконостас как раз и позволял размещать множество икон. Остается неизвестным, когда именно алтарная перегородка преобразовалась в иконостас. Однако для 14-15 веков для Русского Православия уже характерно наличие высокого иконостаса. Такая преграда полностью изолировала алтарную часть от верующих.

В храме

Входить в святой храм нужно с духовной радостью и помнить, что Сам Спаситель обещал тебя утешить в скорби: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Евангелие от Матфея, глава 11, стих 28).
Войдя в храм, прихожане покупают свечи и подают записки о здравии и упокоении людей, крещеных в Православной Вере. После, принято прикладываться к “праздничной” иконе, лежащей на аналое посреди церкви, и совершать малые поклоны перед иконами Господа Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы и святых (если в это время не началась служба).
До начала службы можно поставить свечи перед тем или иным образом, которые приобретают у входа в “свечном ящике” – это наша малая лепта – жертва Церкви.
Не следует проходить между Царскими вратами и аналоем, когда же проходишь перед аналоем – соверши малый поклон, осеняя себя крестным знамением.
Нужно приучать детей ходить в храм (Мф. 19, 14), учить их молиться и вести себя в храме благопристойно. Родители, пришедшие в храм с детьми, должны наблюдать за их поведением и не допускать, чтобы они отвлекали молящихся, шалили, смеялись. Плачущего ребенка нужно постараться успокоить, если это не удается, следует выйти с ребенком из храма.
Женщинам запрещено входить в алтарь. Мужчины могут заходить в алтарь только по разрешению священников, и то лишь через северные или южные двери. Через Царские врата в алтарь входят только священнослужители.
Непосредственно к иконостасу примыкает солея — возвышенная площадка вдоль всего алтаря. Напротив царских врат находится амвон — центральная часть солеи. Без разрешения священнослужителей на амвон и солею также восходить не разрешается.
В храме неприлично проявлять любопытство и рассматривать окружающих. Недопустимо осуждать и осмеивать невольные ошибки служащих или присутствующих в храме. Не следует осуждать и одергивать новичка, не знающего церковных правил. Лучше помочь ему вежливым и добрым советом. Свечи следует покупать только в том храме, в который вы пришли.
Запрещено входить в храм с животными и птицами.
Курить запрещается даже на улице в пределах церковной ограды.
Бывая в храме Божием, нужно помнить, что мы находимся в присутствии Господа Бога, Божией Матери, святых ангелов и святых.

Алтарные принадлежности

Какие предметы стоит ставить на алтарь, может решить только сам маг. Их выбор зависит от того, состоит ли он в какой-либо религиозной общине, или следует языческой вере в Бога и Богиню, которая нуждается в специальной символике. Ниже будет представлен ряд предметов, чье присутствие на алтаре желательно:

1. Во все времена огонь считался священным поэтому надо обеспечить его присутствие на алтаре. Для этого подходят свечи или масляные лампы. С точки зрения пожарной безопасности, лучше использовать свечи в стеклянных емкостях, они могут гореть несколько дней, не причиняя вреда. Поскольку свечи бывают разных цветов, каждый маг выбирает себе тот цвет, который считает для себя подходящим. Некоторые маги держат на алтаре постоянно зажженными белые свечи, так как считается, что они обеспечивают спокойное течение жизни в доме.

2. Амулеты, талисманы также не будут лишними на алтаре. К ним можно отнести:

• камни, приносящие удачу, ракушки с диких пляжей и другие предметы, которые создают ощущение значимости в магических практиках;

• предметы, имеющие отношение к быту, к домашнему укладу – это могут быть народные лубки, кусочки кирпича из кладки, маленькие метелки и т.д.;

• предметы, приносящие удачу – четырехлистный клевер, подкова и т.д.

3. В некоторых странах мира до сих пор сохранился обычай украшать алтарь фруктами, зеленью и цветами. Они могут быть заплетены в гирлянды или венки, могут украшать алтарь сами по себе. Выбор цветов опять-таки зависит от пристрастий мага, от времени года. Их действие двоякое – с одной стороны, они олицетворяют собой жертву, которая служит источником энергии, а с другой стороны – дарят эстетические переживания.

4. Соль, собранная в мешочек, стеклянный или хрустальный сосуд. Служит для очищения атмосферы вблизи алтаря и противостоит бедности и финансовым трудностям.

5. Курильницы. Регулярное ежедневное сжигание палочек с ароматом наполняет воздух и напоминает ту атмосферу, которому соответствует тот или иной запах. Считается, что жасмин – приносит любовь, лимон очищает, а ладан – изгоняет злых духов. Курить можно фимиам, используя уголь. Обычно его кладут в подсвечник, раскаляют, после чего добавляются благовония. Это сильно помогает, если нужно окурить целое помещение, от угля поднимается очень много дыма.

Семисвечник и запрестольный крест

Позади престола располагается подсвечник под семь свечей, носящий название семисвечник, с высокой ножкой. Стоит отметить, что несколько веков назад данного алтарного элемента не было. В древние времена священнослужители зажигали только две свечки, символизирующие природу Иисуса Христа — божественную и человеческую. Позднее в молитвенных домах начали появляться подсвечники под семь свечей. Сейчас же без этого элемента не обходится ни одно богослужение. О семисвечниках можно найти упоминания в Ветхом Завете, где рассказывается о размещении его в алтаре иудейского храма.

Этот элемент весьма символичен, что описывается подробно в Новом Завете, а именно книге Откровение, которая была написана Святым Иоанном Богословом. Священное писание гласит, что семисвечник — это символ семи божественных духов, семи церковных таинств, семи соборов, такого же количества чаш божественного гнева, громов, печатей таинственного писания, труб ангелов.

Недалеко от семисвечника располагается запрестольный крест с изображением распятого Сына Божьего. Он имеет достаточно большие размеры, выполняется зачастую из дерева.

Описание частей алтаря и значения каждой из них

Фото: Foma.ru

Каждый алтарь, размещенный внутри православной церкви, состоит из горнего места, Святого престола, запрестольного креста, семисвечника, жертвенника и иконостаса.

Горнее место

Фото: Azbyka.ru

Если говорить о Горнем месте, то стоит отметить, что является оно самой восточной частью алтаря, предназначается для архиерея, который может там сидеть в моменты проведения богослужений. На горном месте символически расположили архиерейский трон, а по бокам расставили лавки для священников.

Святой престол

Фото: Kamensk-eparhiya.ru

Что же касается Святого престола, то он является небольшим столом, расположенным в самом центре алтаря. На престоле располагаются священнические предметы, совершается Евхаристия, стоит дарохранительца, куда священник ставит Святые Дары. Семисвечник в церкви располагается напротив Царских врат, он является символом семи Божьих духов и семи церковных Таинств.

Запрестольный крест

Фото: Iconexpo.shigri.ru

Запрестольный крест является большим, на нем отображено распятие и, его можно переносить, используя во время крестных ходов. Вместе с этим крестом располагается и икона Богородицы, которую также выносят из храма во время крестного хода. Этот крест расположили за престолом, стоит он напротив Царских врат, именно в правом углу престола, в то время, когда выносную икону Богородицы располагают в левом углу.

Жертвенник

Фото: Izografsp.ru

Стол, расположенный у северной стороны алтаря, принято называть жертвенником, поскольку именно на нем готовят вино и хлеб, предназначенные для Евхаристии. Также, на этом столе хранятся все сосуды, предназначенные для Евхаристии.

Иконостас

Фото: Foma.ru

Стена, отделяющая алтарь от остальной части храма, называется иконостасом, и имеет следующие особенности:

  • иконостас состоит из нескольких рядов икон во всю ширину храма;
  • в иконостасе есть три двери – северные и южные врата дьяконские, а также Царские врата;
  • Царские врата в иконостасе являются символом Рая;
  • за иконостасом располагается специальная завеса, разделяющая престол и царские врата;
  • перед иконостасом располагается полукруглое возвышение, называемое амвоном, на котором читается Евангелие и возглашаются проповеди;
  • перед иконостасом есть возвышение во всю ширину церкви, они называется солея.

Канон и творчество

О традициях проектирования Царских врат и задаче зодчего рассказывает архитектор Андрей Анисимов: «Царские врата — это врата Рая, Царствия Небесного. Из этого мы и исходим при их создании. Царские врата должны быть размещены строго по центру, по оси храма (за ними должен быть Престол, дальше — горнее место). Царские врата — обычно самая украшенная часть иконостаса. Украшения могут быть самые разные: резьба, золочение; на барочных иконостасах вырезали виноградные лозы, райских животных. Встречаются Царские врата, на которых все иконы помещены в рамки-храмы, увенчивающиеся многочисленными главками, что символизирует Небесный Град Иерусалим». Царские врата, как святыня, могут переходить из одного храма в другой. «Иногда смотришь, а Царские врата не из общего ансамбля. Потом выясняется, что это врата XVI века, их в советское время бабушки спрятали перед закрытием или разрушением храма, а теперь эти врата опять на своем месте, а иконостас новый», — продолжает Андрей Анисимов. Как правило, на Царских вратах изображаются четыре евангелиста и Благовещение. Но внутри этих тем возможны варианты. «Может быть изображено только Благовещение в рост, — поясняет архитектор. — Если врата маленькие, вместо евангелистов могут быть размещены их символы-животные: орел (символ апостола Иоанна Богослова), телец (апостол Лука), лев (апостол Марк), ангел (апостол Матфей). Если в храме кроме основного алтаря еще два придела, тогда на центральных Царских вратах могут изобразить Благовещение и евангелистов, а в боковых приделах — на одних вратах Благовещение, а на других — святителей Иоанна Златоуста и Василия Великого — авторов чинопоследований Божественной литургии». Над вратами чаще всего помещается изображение Тайной Вечери, но может быть Христос, причащающий апостолов («Евхаристия») или Троица. Иконография Царских врат (Благовещение и Евангелисты) показывает нам путь, которым можно войти в Райские врата — путь спасения, который открывается Благой вестью о рождении Спасителя и раскрывается в Евангелии. У зодчего при проектировании Царских врат остается поле для творчества. Царские врата, как и иконостасы, могут быть деревянными, каменными, мраморными, фарфоровыми, железными. «Для промышленника Демидова самым дешевым материалом было железо — он делал иконостасы из железа. В Гжели — иконостасы из фарфора. В Греции, где много камня, алтарная преграда из камня. В греческом иконостасе Царские врата низкие, по грудь, проем между вратами и аркой — большой. При закрытых Царских вратах, но при отдернутой завесе видно Престол, горнее место, то, что происходит в алтаре, хорошо все слышно».

Белокаменная Русь. Золотые ворота русской истории

Каменное строительство начинает распространяться на Руси с XI века. Из камня возводят самые значимые сооружения: церкви, дворцы, богатые жилые дома.

Первыми примерами монументальной архитектуры в восточнославянских землях стали большие церкви Киевской Руси. Константинопольские строители при участии киевских мастеров построили Софийский 13-главый крестово-купольный собор в Киеве. Он стал одним из самых значительных архитектурных сооружений того времени.

В период, когда Русь состояла из большого количества княжеств, Киеву не всегда удавалось сохранять ведущую роль. В отдельных центрах появляются местные архитектурные школы. В XII–XIII веках важнейшим становится Владимиро-Суздальское княжество. Местные зодчие не просто продолжили традиции византийской архитектуры, но и значительно обогатили их западноевропейскими идеями и элементами.

Первым европейскую каменную технику начал использовать Юрий Долгорукий. При нем были возведены белокаменные постройки во Владимире, Суздале, Юрьеве-Польском, Переславле. От времени правления Андрея Боголюбского сохранились Успенский собор и Золотые ворота во Владимире. По мнению некоторых историков, Золотые ворота не похожи ни на одно сооружение в европейской архитектуре.


Золотые Ворота. XII в. Владимир

Во время строительства внезапно обрушился свод Золотых ворот. К счастью, никто при этом не погиб. Князь Андрей Боголюбский, при котором и строились ворота, заказал благодарственный молебен по этому поводу. Чувствуя недоброе, он заменил и строителей. Новыми зодчими стали итальянские мастера, присланные Андрею Фридрихом I Барбароссой. Они и закончили строительство ворот. Их работа так понравилась князю, что он оставил их у себя для строительства других каменных сооружений. Ими стали Успенский и Дмитриевский соборы, а также изящная и очень красивая церковь Покрова на Нерли в Боголюбове.


Церковь Покрова на Нерли. XII в. Боголюбово

Конец белокаменному зодчеству во Владимиро-Суздальской Руси положило татаро-монгольское нашествие.

По выходе из храма

Завершением утреннего богослужения является выход священника с крестом. Такой момент называется отпустом. Во время отпуста верующие подходят к Кресту, целуют его и руку священника, держащую крест.

Принимая благословение священника, христиане складывают ладони крестообразно, полагая правую на левую, и целуют десницу благословляющего, но не крестятся перед этим. Сей обычай напоминает о том, что эта рука держала Святую Чашу Евхаристии. Отойдя, нужно поклониться священнику.
Выходя их храма, нужно сотворить три поясных поклона с крестным знамением.
Если придется выйти из храма раньше окончания службы, по острой нужде или из-за неотложных обстоятельств, – помните, что уходить с Богослужения без крайней необходимости – грех перед Богом. Благочестивые христиане просят за это прощения у Господа и исповедуются в этом грехе на исповеди священнику.
Одному старцу дано было видение, в котором Ангел Господень входящих в церковь записывал, а выходящих по лености – вычеркивал. Особо старайтесь не выходить из церкви во время Литургии.
Попечение Святой Церкви о нас продолжается и после службы, чтобы мы не лишились благодатного настроения, которого по милости Божией удостоились в храме. Церковь заповедует нам и расходиться после богослужения в благоговейном молчании, с благодарением Богу, с молитвой, чтобы Господь даровал нам до конца нашей жизни всегда посещать Его святую обитель.
Надо не забывать, что мы приходим в храм с целью спасения души, а не получить какие-либо привилегии у Бога или у близких. Поэтому по возвращении из храма необходимо найти силы полноценно включиться в домашнюю жизнь, не требуя ни от кого снисхождения на нашу усталость.

Главное — это взаимная любовь прихожан и понимание содержания службы. Если мы будем входить в храм Божий с благоговением, если, стоя в церкви, будем думать, что находимся на небесах, то Господь исполнит все прошения наши.

(3406)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector