Кто такой клирик в православной церкви?

О практике «мирянского крещения», исторические прецеденты и их оценка современниками

Впервые о крещении, совершаемом лаиками, упоминает Тертуллиан в своем систематическом объяснении этого таинства, так и называемом «О крещении»: «Право исполнения его (т.е. крещения) принадлежит, прежде всего, первосвященнику, то есть епископу. Совершать его могут также священники и диаконы, но не без соизволения епископа, дабы сохранить уважение к Церкви в ее начальнике и соблюсти мир чрез сию подчиненность. Впрочем, даже и мирянам, в крайнем случае, дозволено крестить. Таким образом, когда нет ни епископа, ни священника, ни диакона? то никто не должен отрекаться от сообщения дара Господня» . Из указания Тертуллиана следует, что лаик мог совершить крещение в отсутствие епископа, пресвитера или диакона в случае неотложной необходимости. Сам Тертуллиан советовал мирянам удерживаться от пользования этим правом, поскольку им приписывается дисциплина скромности и воздержания во избежание присваивания себе обязанности епископов, ибо соперничество – мать ересей. (О крещении, 17) . Приведем также свидетельство блаженного Иеронима (V в.), писавшего, что «право крещения зачастую, если является необходимость, присуще и мирянам, как мы знаем. Кто что получил, тот то и может делать» .

Первое каноническое постановление о допущении лаиков к совершению крещения содержится в постановлении Эльвирского собора (305). Церковная жизнь к этому времени уже значительно изменилась по сравнению с предыдущим временем. Среди оглашаемых появляется стремление откладывать крещение по собственному желанию. В силу этого время пребывания в разряде оглашенных могло оказаться весьма продолжительным, а потому и случаи экстренного крещения могли представляться гораздо чаще. Эльвирский собор в своем постановлении, по-видимому, исходил из принципиальной возможности совершения мирянами крещения. Его 38-ое правило указывает, что оглашаемый в случае болезни, находясь в пути или вдали от церкви, может быть крещен мирянином-лаиком, который получил правильное крещение и не является второбрачным. Отметим, что речь идет об оглашаемом, то есть, о человеке, допущенном к приготовлению к приему в Церковь. Таким образом, исключается возможность крещения того, кто не является оглашаемым. Из этого следует, что собор стремился по возможности сохранить церковный характер крещения. Такого рода крещение должно быть восполнено возложением рук епископа, если бы крещеный лаиком поправился. Это постановление стало общей практикой для Западной Церкви, хотя некоторое время еще раздавались отдельные голоса против действительности такого крещения.

На Востоке возможность совершения крещения мирянами подвергалась большому сомнению. Восточные соборы этим вопросом не занимались и нигде не упоминают о том, что мирянам разрешено кого бы то ни было крестить. При сложившемся в IV веке учении о священстве молчание соборов указывает, скорее, на отрицательное, чем на положительное отношение соборов к этому вопросу. В IX веке появляется упоминание о правиле Никифора Исповедника, согласно которому некрещеных детей подобает крестить и когда нет священника. «И если даже окрестит собственный отец ребенка, или какой бы то ни было человек, только бы он был христианин, нет в том греха» . Однако сторонников крещения мирян на Востоке было мало, и они не имели решающего влияния на этот вопрос. Даже в XII веке в Византии этот вопрос вызывал сомнение. Вальсамон в толковании 18 правила Сардикийского собора (344) писал следующее: «Не должен считаться крещеным и тот, о котором говорят, что крещен от непосвященного; почему таковой и должен без предосуждения удостоен быть истинного крещения». Вальсамон выступал как решительный противник признания действительности крещения, совершенного мирянами, однако сохранились его свидетельства о том, что в его время это мнение не было единственным. Известно также, что он сам признавал действительными случаи крещения, описываемые в житиях святых, поскольку считал, что святые имели благодать помимо рукоположения, непосредственно полученную ими от Бога.

Тем не менее, на Востоке окончательно возобладала точка зрения, сложившаяся под несомненным влиянием практики Католической Церкви. Она изложена в, так называемом, Православном исповедании 1645 г., содержащем изложение вероучения «кафолической и апостольской Церкви Восточной», где есть положение о том, что в случае крайней нужды, крещение может совершить каждый верный, мужчина или женщина .

Как менялось понятие “клир”

Степени священства были положены самими апостолами. Поэтому данная иерархия не может быть изменена или отменена. Степени же церковнослужителей формировались и менялись в ходе истории Церкви. В 4 веке на христианских территориях клирики получили особые права и привилегии. Помимо иподиаконов и чтецов, существовали такие степени как экзорцист, остиарий (привратник), аколуф (прислужник епископа). От этих должностей отказались в Средние века.

В России 18-19 веков существовала группа лиц, не посвящённых в клир, но причисленных к нему (причетники). Это были пономари, дьяки, певчие, звонари, церковные сторожи и прочие. В советское время понятие «причетник» исчезло. С тех пор клир составляют лишь те, кто в него посвящён. Пономари, певчие, звонари – все они миряне, хотя и состоят на церковной службе. Тем более не являются клириками хозяйственные сотрудники прихода (церковный староста, сторож, водитель и прочие).

Задающимся вопросом «кто такой клирик?», следует помнить: все крещёные православные христиане, от мирянина до архиерея, имеют равные возможности ко спасению во Христе. Апостол Павел учит:

Кто такой клирик

Клириками в православии называют людей, которые совершают богослужения в церкви. Организуют и проводят службу священники, обучавшиеся богословию в семинарии или академии. Иереям на литургии прислуживают клирики низших степеней, не получившие духовного образования в учебных заведениях.

Происхождение слова

В основе понятия «клирик» лежит слово греческого языка κληρος. Перевод имеет два варианта. В первом случае лексическая единица обозначала предмет, который использовался для осуществления выбора при помощи жребия. Второе значение существительного — владение наследством.

В древнем мире к жеребьевке прибегали для избрания персоны на какую-либо должность из группы одинаково достойных кандидатов. В процедуре использовалось равное количество черных и белых бобов, помещенных в один сосуд. После объявления имени соискателя незаинтересованное лицо извлекало один боб. Белый плод означал победу на выборах.

Значение понятия

В смысловом значении слово κληρος определяет то, что происходит без человеческого вмешательства. Главную роль играет теория вероятности. Выбор при решении актуального вопроса происходит случайным образом, помимо воли и желания людей.

«Клирик» также указывает на принадлежность к религиозному сословию в обществе. Быть клириком — значит подчиниться Божьей воле, избравшей человека на служение церкви. Клирики составляют духовное сообщество, которое называется клир. Служители христианства наделены полномочиями совершать церковные служения: проповедовать Слово Всевышнего и отправлять повседневные требы.

Это интересно: Катехизис в православии — вся суть

Что входит в обязанности клириков

Все священнослужители вне зависимости от их сана, обязаны придерживаться некоторых общих для них правил и норм поведения и морально-этических принципов исходя из православных правил.

В православии приведен перечень запретов, нарушение которых может стать для репутации священнослужителя несмываемым пятном:

  1. Еще Христос изгонял из Храма всех торговцев. И в наши дни духовным особам категорически запрещается заниматься предпринимательской деятельностью.
  2. Для духовных особ недопустимо играть в азартные игры.
  3. Не разрешается священнослужителю служить в Армии.
  4. Служителю Церкви не пристало заниматься работой в государственных структурах.
  5. Клирик не имеет права проливать кровь человека или животного. Для него недоступна деятельность врача, особенно хирурга, а также ветеринарная практика. Этот же запрет распространяется и на охоту.
  6. Духовная особа любого ранга должна служить примером для подражания. Священнослужитель обязан сохранять свою душу и тело в чистоте, помогать ближним и проявлять милосердие.

В целом человек, ставший клириком, берет на себя тяжелую ношу — стремится стать ближе к Всевышнему. И поэтому выбор служения Богу необходимо делать, лишь тщательно взвесив все за и против. Если у человека нет веры и нет стремления обрести и укрепить ее в дальнейшем, ему не стоит становиться на путь священнослужителя.

Вопрос о том, кто такой клирик, необходимо разъяснять даже детям. Если ребенок будет хотя бы в общих чертах понимать структуру церковной иерархии и Храма, ему будет гораздо интереснее, и он проявит к священникам гораздо больше уважения.

Чем занимается православный клирик

Кроме обязанности читать псалмы, клирик может проповедовать и заниматься религиозным просвещением новообращенных членов православной паствы храма. Ему доверяют занятия в воскресных школах при церквях, клирик занимается делами благотворительности.

Одевается клирик у нас в России в подрясник с пояском. В Греции и странах Восточной Европы клирики носят рясы. В классической литературе часто встречается слово дьячок – в современном виде это клирик.

В дореволюционные времена псаломщик, так назывался тогда православный клирик, сопровождал священника во время посещения им прихожан. Сейчас это делается не всегда, но по мере необходимости, такая обязанность у клирика существует.

В царской России псаломщик был главным письмоводителем по приходу. Сейчас, в связи с очень большим увеличением бюрократических обязанностей в православной церкви, каждый клирик ведет только порученную ему часть работы по оформлению статистики храмовой деятельности и подготовке отчетной документации прихода.

Служители, читающие Священное Писание в храме

Звучащее слово имело огромное значение при богослужении уже Ветхозаветных времен. А потому служители, читающие его, не раз упоминаются текстами Библии. Так, по возвращении книга Неемии, наместника Иудеи, при котором началось восстановление Иерусалима, упоминает имена по крайней мере 13 читающих закон «и левитов», также служителей Бога, которые перед всем народом читали заповеди, поясняя каждую, «и народ понимал прочитанное» (Неем. 8:7-8).

Своего рода освящением это церковной должности можно считать чтение Самим Господом слов прор. Исайи во время молитвенного собрания Назаретской синагоги (Лк. 4:16):

«И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать».

Слова Евангелиста «по обыкновению», возможно, могут говорить о том, что даже до начала Своей проповеди Христос не раз читал во время синагогальных собраний. Евангелие от Луки доносит до нас также обычную обязанность читающего толковать прочитанное:

«И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него. И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами». (Лк:4:20-21).

Важность клирика в современной православной церкви

Клирики играют большую роль в религиозном воспитании детей и религиозном просвещении взрослых, обратившихся к православной вере. Ненавязчивая пропаганда религиозных ценностей нуждается в тактичных и грамотных клириках, особенно в городских вновь построенных храмах. Священники, получившие приход в виде времянки при строящемся храме нуждаются в умных расторопных и грамотных клириках, с которых начинается клир будущего храма.

Автокефалия что это такое в церкви простым языком

Клирик во многих православных церквях читает молитвы в полупустом храме, пока собирается на службу народ. Если молитва читается с душой, воздействие ее на редких слушающих очень велико, человек подготавливается изнутри к таинству Литургии.

Во все времена от православного клирика зависело, как понимают Священное Писание прихожане его храма. Если в царской России клирику нужно было разъяснять неграмотным прихожанам значение услышанного Слова, то в наши дни ситуация усложнилась. В Церковь приходят высокообразованные люди, которым простыми словами объяснить ускользающий смысл услышанного в первый раз священного текста трудно.

Клирик, как связующее звено между людьми, еще не ставшими прихожанами Храма и священником, очень значим в наши дни.

Православная Жизнь

О совершителях и участниках богослужения рассказывает архимандрит Досифей (Михайлюк), преподаватель Киевской духовной академии.

– Отче, с помощью каких людей совершается богослужение в храме? И что означает слово клир?

– Богослужение совершают люди, посвященные в сан: диаконы, священники, епископы. Эта традиция восходит к апостольским временам. Поначалу совершали служение апостолы – избранные Христом и получившие дары Святого Духа в день Пятидесятницы. Но с распространением Церкви надобно было больше служителей, которых апостолы и поставляли. Со временем эти служители Церкви поставляли новых, что продолжается и по сегодняшний день.

Но стоит отметить, что в богослужении участвуют все верующие, находящиеся в храме во время его совершения.

Клир (с греч. «жребий») – это те люди, которые через хиротонию и хиротесию посвящены на служение Церкви и имеют право совершать или прислуживать во время богослужения. К ним относятся три степени священнослужителей: диаконы, священники и епископы, а также две степени церковнослужителей: чтецы и иподиаконы.

– Кто такой церковнослужитель?

– Церковнослужители – это низшие клирики, помогающие священнослужителям в совершении богослужения. В настоящее время в Православии есть две степени церковнослужителей, в которые ставленники всегда последовательно возводятся через чин хиротесии:

чтец; иподиакон.

– А что делает в храме пономарь?

– Пономари или алтарники – так называют большинство людей, которые служат в алтаре. Пономарем может стать любой благочестивый человек, избранный из числа мирян и поставленный помогать священнодействию в алтаре. Интересный факт: с древности пономари назывались легким греческим словом παραμονάρίος, т. е. парамонарием или параекклисиархом, а с середины XX века в Русской Церкви переименованы в алтарников.

Следует обратить внимание, что пономарь как несущий служение в таком святом месте – алтаре, является примером для прихожан и поэтому должен быть нравственно высокодуховным человеком

– Загадочное слово канонарх, что оно значит? Каковы функции канонарха?

– Канона́рх – это человек, поющий на клиросе. Он возглашает перед пением глас и строчки из молитвословия, которые вслед за ним поет хор. Практически ни одно богослужение не обходится без канонарха. Причина появления такого послушания кроется в бедности монастырей: они не могли иметь нужного количества экземпляров богослужебных книг, а также по причине малого числа грамотных среди певцов. Отсюда и вошло в обычай пение священных песнопений под диктовку. Данная традиция удержалась и после изобретения книгопечатания, и сохранилась до сих пор.

– Не менее экзотические названия причт и причетник? Что скажете о них?

– Причт – это люди, которые служат при одной церкви. В причт входят как священнослужители, так и церковнослужители, то есть клир, а также люди, непосредственно участвующие в жизни прихода: певцы, пономари, псаломщики.

– Знакомое всем слово регент. В чем заключаются его обязанности?

– Регент – это человек, который управляет хором. Понятно, что он должен иметь музыкальное образование. Светский синоним такой должности – дирижер. Но в отличие от дирижера регент должен знать Церковный Устав, поскольку от этого зависит строй и красота богослужения.

– Какие существуют типы хоров и любой ли желающий может в нем петь?

– Хоры есть однородные (мужские или женские) и смешанные. В хоре может петь человек, который имеет хотя бы элементарное понятие о музыке, а также музыкальный слух и голос. Главным критерием является вера человека, поскольку это не просто бездушное пение – певец своим голосом прославляет Бога, он через свой голос должен и других присутствующих в храме настраивать на молитву. А этого всего не будет, если у человека нет веры в сердце.

Беседовала Наталья Горошкова

Пресвитерианство — не только вероучение, но и форма церковной организации

Тут уместна пауза в истории. Нужно сказать, чем же так выделялась эта христианская ветвь на фоне остальных.

Традиционная церковь базируется на иерархической форме управления. Это наше наследие со времён Моисея и ветхозаветных пророков. Традиционное христианство — это религия личностей. Есть личность Иисуса Христа, за Ним — личности его учеников, апостолов, следом — римские пантифики и византийские патриархи.

Каждый епископ — это прямой преемник апостольской традиции и глава определённых «отделов», епархий, внутри целой структуры.

В пресвитерианстве Церковью и приходами руководят советы, а не священнослужители.

У всякого монастыря и прихода тоже есть свой настоятель. А потому в руках отдельного человека в традиционном христианстве всегда сосредоточена единоличная власть.

В пресвитерианстве не так.

Христианская община, с точки зрения пресвитериан, — лучшая форма управления в Церкви

Кальвин обратил внимание, что в Новом Завете речь идёт о христианских общинах, значит и модель управления там, вероятно, всегда была групповая

Не столь важно, назвать верхушку синодом, ассамблеей или советом — главное, что верховодящую функцию несут несколько человек

И если выстраивать «правильную» церковь, то стоит воспроизвести новозаветную схему управления.

Кстати, эта идея получила более глубокое развитие в конгрегационализме. Там даже приходом храма управляет автономное собрание, которое не зависит от вышестоящих церковных инстанций.

В пресвитерианстве же вертикаль церковной власти более выражена. Также интересны такие черты организации управления:

  • В советы избираются «старейшины» (срок службы варьируется вплоть до пожизненного);
  • Есть пастор, но он не руководитель, а председатель совета;
  • Пастор проводит таинства и проповедует;
  • Также пастор может входить в более вышестоящий совет.

Во главе всей Пресвитерианской Церкви стоит главный совет (генеральная ассамблея или синод). В его составе — председатели низших по иерархии групп.

Что такое пресвитерианская церковь

Пресвитерианство является частью Реформатской традиции в протестантизме, которая возникла на Британских островах, особенно в Шотландии.

Пресвитерианские церкви получили своё название от формы церковного правления, под началом собраний старейшин. Пресвитерианское богословие обычно подчёркивает суверенитет Бога, авторитет Писания и необходимость благодати через веру.

Пресвитерианские деноминации в Шотландии придерживаются теологии Джона Кальвина и его непосредственных преемников, хотя в современном пресвитерианстве существует множество богословских взглядов.

Местные общины церквей, которые используют пресвитерианство, регулируются сессиями, состоящими из представителей конгрегации (старейшины) и соборный подход, находящийся на других уровнях принятия решений (пресвитерий, синод и общий сбор).

Корни пресвитерианства лежат в протестантской Реформации XVI века. Большинство Реформатских церквей, которые прослеживают свою историю в Шотландии, являются либо пресвитерианскими, либо конгрегационалистскими. В двадцатом веке некоторые пресвитерианские церкви вступили в союзы с другими церквями, такими как:

  • конгрегационалисты;
  • лютеране;
  • англиканцы;
  • методисты.

Пресвитерианские церкви существуют во многих странах в том числе России.

Это интересно: Кто такой протоиерей в православной церкви?

Кто может стать клириком

Уже в прежние времена всеми вышеперечисленными делами в храмах занимались только посвящённые мужчины, исключение могло быть лишь для рукоположенных диаконисов и монахов. С тех пор традициями осталась неизменной – и посвящёнными церковными клириками могут быть лишь лица мужского пола.

Особенности принятия в клирики:

  • с 1994 года введён обычай посвящения в чтецов всех выпускников духовных семинарий;
  • низшая ступень перед чтецом – свещеносец;
  • в свещеносца принятие происходит с 7-10 лет, в клирика – с 15;
  • часто ставленники в диаконы находятся в сане чтеца лишь несколько минут (между посвящениями);
  • клирики посвящаются архиереями или игуменами;
  • посвящение проходит через особый обряд — хиротесию (“поставление”);
  • неженатый чтец имеет право вступить в брак по всем христианским канонам, рукоположенный в иподиакона и выше – уже не может венчаться.

Кто такой клирик в православной церкви? Это важная степень в христианской церкви и в православии в целом, ведь от него зависит один из главных аспектов познания вере – её восприятие и осознание. А кто, как не чтецы, могут наилучшим образом донести это до человека. Вера поникает в сердца со Священным Словом, а значит, те, кто произносят их, вкладывают в души людей вечное – любовь к Господу.

Слово клир имеет греческое происхождение и в буквальном переводе означает «жребий». В христианской традиции так принято называть духовных особ, служителей прихода. Весь уклад жизни клириков — их поведение и внешний вид, обязанности и привилегии строго регламентированы Вселенскими Соборами.

Под термином клирик в наиболее широком смысле принято понимать духовенство в целом. Все клирики посвящают себя служению Церкви
и подчиняются действующим в ней законам.

В более узком смысле клириком принято называть священнослужителей, которые непосредственно совершают богослужения в храмах. К этому разряду относят чтецов, диаконов, пономарей, звонарей, священников и певчих. Исключение из этой группы составляют архиереи и еще некоторая часть служителей Церкви.

В самые ранние годы становления Христианской церкви наиболее авторитетными особами считали апостолов. Именно тогда начала формироваться церковная иерархия, которая существует и по сегодняшний день. Чтобы вступить в клир необходимо рукоположение. Так называется особое таинство, которое позволяет присоединиться к сообществу священнослужителей.

В настоящее время вступить в клир могут только лица мужского пола, принявшие крещение. Однако известно несколько случаев, когда сан принимали женщины. Однако им было запрещено совершать богослужения внутри храма. Кроме того, существуют и ограничения по возрасту. Минимальный возраст для диаконов составляет 25 лет. Возраст получения сана иподиакона
— 20 лет, а пресвитера — 30 лет. В чтецы и певчие могут быть приняты дети от трех лет.

Клирик храма – это кто такой? | Христианство на 4-women.ru

Тех, кто только начинает воцерковляться и ходить на службы в храм, со временем начинают одолевать разного рода вопросы. Человек любознательный обязательно найдет все ответы на них. И вот пример одного из многочисленных вопросов: «Клирик храма — это кто такой?» Попробуем подробно с ним разобраться.

Итак, что значит клирик храма? В переводе с греческого языка слово «клир» обозначает «жребий» — доля или удел, доставшийся по жребию. В Священном Писании (Деян.

1:17-25) можно найти церковное служение жребием, это означает, что уже тогда существовали особые разделения членов Церкви на священнослужителей и церковнослужителей.

Клирики имеют церковные степени — высшие и низшие. Первые делятся на иерархические разряды и имеют право совершать церковные таинства. Священнослужители – это высшие клирики, которые получают благодать священства в алтаре через хиротонию – рукоположение (посвящение в степень священства), и они образуют священноначалие. К ним относятся иерархические степени епископа, пресвитера и диакона.

Низшие клирики – это чтецы, звонари, пономари, певцы и т.д., они назначены на свое служение через хиротесию – возложение епископской руки в храме вне алтаря. Во время богослужения эти люди прислуживают в храме.

Назначение на служение происходит с благословения архиерея и не принадлежит к числу таинств.

Церковные чины

Надо еще отметить очень важную деталь. Это позволит получить полный ответ на вопрос: клирик храма — это кто? Священнослужительских чинов три: первый – епископский (архиерейский), второй – пресвитерский (иерейский) и третий – дьяконский.

И вот тут надо сказать, что в широком понимании под словом «клирик» подразумевается любое духовное лицо, которое по правилам Церкви посвящено на служение ей. То есть всех тех, кто совершает и помогает совершать богослужение.

При этом, какие бы кто ни занималцерковные чины, вхождение в Царство Небесное для каждого остается равным в своих возможностях. Однако Церковь есть Тело, и, как в любом живом организме, каждый член его выполняет свое назначение.

Чтобы не было колеблющихся и увлекающихся всякими ложными вероучениями от лукавых и хитрых людей и чтобы по своей истинной любви они приняли в свою душу того, кто есть глава всему – Бога Иисуса Христа.

Члены Церкви

Члены Церкви делятся на два разряда, первый из которых состоит из призванных Святым Духом совершать богослужение: преподавать Таинства, проповедовать, заботиться о внешнем устройстве обителей и храмов.

Это и есть клирики. К другому разряду относятся миряне.

По благословению священнослужителей они участвуют в церковной жизни вне храма, своими молитвами в богослужении, в избрании священнослужителей в церковном управлении и т.д.

В продолжение темы «Клирик храма – это кто?» стоит добавить, что еще Восточные Патриархи 6 мая 1848 года в Окружном послании написали, что стражами благочестия есть само Тело Церкви, которое и есть сам народ, тем самым выразив одну из основных истин православного учения, в отличие от католической веры, у которой Тело Церкви имеет не принятые Православием разделения на две церкви: учащую и учащуюся.

Назначение на церковно-общественное служение и принятие человека в клир проходит через посвящение. Это лицо наделяется определенными полномочиями в полученной должности и особой благодатью в помощь.

Обязанности клириков

На клириков, кроме обязанностей, накладывается и высокая степень нравственности и достойного поведения. Им нельзя заниматься торговлей, играть в азартные игры и пьянствовать.

Им также недопустимо нести службу в армии и занимать государственные должности. В случае вдовства запрещено жениться во второй раз.

Не поощряется и любая предпринимательская деятельность и занятия, связанные с пролитием животной или человеческой крови — это охота и медицинская практика (в частности, хирургия).

Заключение

В Византии за добровольное сложение сана человек лишался многих гражданских прав, а по правилам Халкидонского Собора мог даже подвергнуться анафеме.

В России в XIX веке это разрешалось только тогда, когда священник становился молодым вдовцом.

В этом случае он мог пойти работать на государственную службу, правда, через определенное время – 6 лет в чине дьякона и через 10 лет в чине пресвитера.

Источник

Кто такой клирик в православной церкви

Чтобы представление о том, кого же называют клириком, было более полным, следует разобраться с классификацией, которая существует в чинах церкви. Клирики бывают двух категорий — церковнослужители и священнослужители. Первые посвящаются в чин путём обряда хиротесии. Проще говоря, это действо, во время которого епископ рукополагает на священство желающего служить в церкви вне алтаря. Такой клирик имеет право участвовать в богослужении в качестве чтеца. Он помогает батюшке вести службу.


Основная задача клирика – чтение текстов молитв и Священного Писания во время богослужений

Священнослужители рукополагаются епископом в алтарной части церкви. Хиротония — это стяжание благодати Духа Святого. В свою очередь, клирики этой группы делятся на епископов, пресвитеров и диаконов.

Церковь в православном толковании — это Тело Христово. Следовательно, клирики — его органы, выполняющие каждый свою функцию.

Важно! Человек, который избирается и посвящается в чин клира, наделяется определёнными полномочиями. И в то же время существует перечень строгих запретов, за нарушение которых может быть наложена даже анафема

Читайте о священстве:

  • Поп, священник и батюшка — в чем разница
  • Что такое епитрахиль
  • Зачем нужны поручи

Кого называют клириком в православии

Клирик – чин в православии, который появился в иерархии церковных служителей совсем недавно. В 1885 году в России Священный Синод учредил звание псаломщика, который теперь называется клириком.

Клирик в православии не возводится в священство. Этот церковный служитель занят чтением молитв, а также текстов из Евангелия, как сопровождая службу, так и до ее начала, пока в церкви собирается народ.

Есть более широкое понятие этого слова. В самом большом смысле этого слова клириками называют всех духовных лиц в православии, которым разрешено церковное служение, кроме архиереев.

Есть еще одно понятие «клирики храма» – это все церковнослужители определенного храма.

В общем смысле все клирики подразделяются на священнослужителей и церковнослужителей.

Церковнослужителями называются люди, прошедшие Хиротессию. Они имеют право служить для церкви за пределами алтаря. Они участвуют в службе, им позволено читать Священное Писание.

Слово «клирик» производное от греческого слова «клир», которое переводится как «жребий». То есть это люди, волею жребия, возложившие на себя служение Церкви. Так получилось общее понимание клириков – все служащие в православном храме. В целом подразделение клириков, на являющихся церковнослужителями и не являющимися ими, определяется только получением Хиротессии.

Автокефалия что это такое в церкви простым языком

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector