Список церковных наград русской православной церкви
Содержание:
- Старшинство орденов и медалей Русской православной церкви
- Развитие института иподиаконства в истории церкви
- Церковная иерархия
- Православные чины
- Во времена позднего христианства обязанности диаконов стали многочисленными и разнообразными
- Священнические звания белого и черного духовенства
- Церковная переписка (примеры)
- Митра — головной убор старшего чёрного духовенства, но ею могут наградить протоиерея
- Епископы
- Священник храма
- Правила ношения
Старшинство орденов и медалей Русской православной церкви
Порядок старшинства орденов Русской православной церкви
- Высшие ордена
- Орден святого апостола Андрея Первозванного
- Орден святого равноапостольного князя Владимира I степени
- Орден Славы и чести I степени
- Орден святителя Алексия, митрополита Киевского, Московского и всея Руси I степени
- Орден святого равноапостольного князя Владимира II степени
- Старшие ордена
- Орден преподобного Сергия Радонежского I степени
- Орден святого благоверного князя Даниила Московского I степени
- Орден святой равноапостольной княгини Ольги I степени
- Орден преподобного Серафима Саровского I степени
- Орден святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского I степени
- Орден святого благоверного князя Димитрия Донского I степени
- Орден Славы и чести II степени
- Орден святителя Алексия, митрополита Киевского, Московского и всея Руси II степени
- Прочие ордена
- Орден святителя Макария, митрополита Московского I степени
- Орден преподобной Евфросинии, великой княгини Московской I степени
- Орден святого равноапостольного Николая, архиепископа Японского I степени
- Орден преподобного Андрея Иконописца I степени
- Орден святого мученика Трифона I степени
- Орден святого благоверного царевича Димитрия
- Орден святого равноапостольного князя Владимира III степени
- Орден Славы и чести III степени
- Орден святителя Алексия, митрополита Киевского, Московского и всея Руси III степени
- Орден преподобного Сергия Радонежского II степени
- Орден благоверного князя Даниила Московского II степени
- Орден святой равноапостольной княгини Ольги II степени
- Орден преподобного Серафима Саровского II степени
- Орден святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского II степени
- Орден святого благоверного князя Димитрия Донского II степени
- Орден преподобного Сергия Радонежского III степени
- Орден святого благоверного князя Даниила Московского III степени
- Орден святой равноапостольной княгини Ольги III степени
- Орден преподобного Серафима Саровского III степени
- Орден святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского III степени
- Орден святого благоверного князя Димитрия Донского III степени
- Орден святителя Макария, митрополита Московского II степени
- Орден преподобной Евфросинии, великой княгини Московской II степени
- Орден святого равноапостольного Николая, архиепископа Японского II степени
- Орден преподобного Андрея Иконописца II степени
- Орден святого мученика Трифона II степени
- Орден святителя Макария, митрополита Московского III степени
- Орден преподобной Евфросинии, великой княгини Московской III степени
- Орден святого равноапостольного Николая, архиепископа Японского III степени
- Орден преподобного Андрея Иконописца III степени
- Орден святого мученика Трифона III степени
Порядок старшинства медалей Русской православной церкви
- медаль ордена святого равноапостольного князя Владимира
- медаль ордена Славы и чести
- медаль ордена преподобного Сергия Радонежского
- медаль «Патриаршая благодарность»
- медаль ордена святого благоверного князя Даниила Московского
- медаль ордена святой равноапостольной княгини Ольги
- медаль ордена преподобного Серафима Саровского
- медаль ордена святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского
- медаль ордена святителя Макария, митрополита Московского
- медаль ордена святого благоверного князя Димитрия Донского
- медаль ордена преподобной Евфросинии, великой княгини Московской
- медаль ордена преподобного Андрея Иконописца
- медаль ордена святого мученика Трифона
Развитие института иподиаконства в истории церкви
Первоначально считалось, что иподиаконы:
- помогают священникам омывать руки перед совершением Евхаристии;
- охраняют двери во время совершения Евхаристии: христианам не дозволялось исходить из храма, равно не допускали и входящих, даже верных; при этом «Апостольские постановления» указывают, чтобы иподиаконы следили за соблюдением порядка женщинами, а диаконы – мужчинами.
Помощникам диаконов запрещалось совершать таинства, а также касаться священных сосудов. Впоследствии к обязанностям церковнослужителей добавились:
забота о священных сосудах (если там нет Св. Даров);
выведение из храма оглашенных, не допущенных пока до главного Таинства христианства – Причастия.
Кроме того, иподиакон мог нести крест на церковных процессиях, готовить свечи для епископа. Он же был обязан не допускать недостойных до входа в алтарь.
Священнослужитель или алтарник?
До XIII помощник диакона сам тоже относится к диаконату. Он мог прикасаться к престолу, жертвеннику, освященным сосудам, Св. Дарам. Поэтому:
- древние богослужебные тексты часто помещают молитву на хиротесию иподиакона вместе с чином поставления в диакона; церковные историки предполагают, что в помощники диакона рукополагали иногда прямо в день диаконской хиротонии, чтобы посвящаемый таким образом прошел по порядку степени церковнослужения;
- с IV—V вв. установлено правило, что иподиакон не может жениться после рукоположения;
- женатый же клирик должен воздерживаться от супружеской жизни перед совершением литургии.
В начале XIII в. патриарх Константинопольский Мануил I, посчитав, что иподиаконы неосновательно считаются священнослужителями, низвел их до степени низших клириков.
Церковная иерархия
Чины святости православной церкви берут свое начало еще с ветхозаветных времен. К низшей ступени священства относят дияконов. Это считается низшим чином, при рукоположении в который обретается благодать, которая нужна для проведения тех действий при богослужение, которые положены на него.
Этому рангу запрещено самостоятельно проводить обряды, таинства и службы. Его основная роль – помощь священнику. Монах, которого возвели в сан диякона, называется иеродиаконом. Те, кто длительное время прослужил в данном сане и хорошо себя зарекомендовал получает новое звание: у белых – протодьяконов, у черных – архидиаконов. Последние могут служить при архиерее. Если по той или иной причине диякона нет, то его функции может исполнять иерей или епископ.
Вторая ступень священнической иерархии включает в себя иные звания, которые идут по возрастанию. Отдельное место занимают тут священники или как их еще именуют пресвитеры или иереи, а в монашестве – иеромонахами. Это уже степень выше, чем диякон. Они способны совершать большинство святых таинств, кроме возведения в сан, а также освящение мира и антиминсов. Они руководят религиозной жизнью сельских и городских приходов, где могут занимать пост настоятелей.
Подчиняются они непосредственно епископу. После длительной и безупречной службы в белом духовенстве его могут поощрить званием протоирея или протопресвитера, а в черном – игумена. Среди монашества игумен может быть назначен на должность настоятеля прихода или обычного монастыря. Если его планируют назначить на должность настоятеля лавры или крупной обители, то должны ввести в сан архимандрита. Именно эта степень и формирует епископат.
Далее следуют епископы. Их еще называют архиереями, а точнее начальниками иереев. Они уже имеют право совершать все без исключения таинства. Они также могут рукополагать во священство дияконов. Наиболее заслуженных епископов называют архиепископами. Столичных же называют митрополитами. Если возникают такие ситуации при которых одного епископа назначают в помощь другому, то ему надлежит носить звание викарий. Они могут стоять во главе областных приходов, которые именуют епархиями.
Высшим чином в православной церкви является патриарх. Эта должность выборная. Его назначают Архиерейским Собором и он вместе со Священным Синодом руководит всей поместной церковью. Этот сан пожизненный, но в определенных случаях ариерейский суд может отстранить патриарха и отправить на покой. Пока место вакантно, может быть избран местоблюститель, который будет выполнять свои функции до законного избрания патриарха.
Необходимо помнить о том, что есть еще определенная группа людей – церковнослужители. Это псаломщики, иподиаконы, пономари. Они занимают свое место без рукоположения, а по благословению протоирея или епископа.
Зная такие тонкости Вы больше никогда не почувствуете неудобство при обращении к священнослужителям.
Православные чины
Бог-Отец разделил собственный народ на три типа, в зависимости от приближенности к Своему Царству.
- К первому разряду относятся миряне — рядовые члены православного братства, которые не облачились в духовный сан. Эти люди составляют основную массу всех верующих и принимают участие в молитвенных богослужениях. Церковь разрешает мирянам проводить обряды и в своих домах. В первые столетия христианства народ имел гораздо больше прав, чем сегодня. Голоса мирян имели силу при избрании настоятелей и архиереев.
- Церковнослужители — низший чин, посвятивший себя Богу и облачившийся в соответствующие одежды. Чтобы получить посвящение эти люди проходят обряд хиротесии (рукоположения) по благословению епископа. Сюда относят чтецов, пономарей (дьячков), певцов.
- Священнослужители — ступень, где стоят высшие клирики, образующие богоучрежденную иерархию. Для получения этого чина следует пройти таинство хиротонии, но только после нахождения некоторое время в более низком ранге. Белые одежды носит духовенство, которому позволено иметь семью, в черном — те, кто ведет монашескую жизнь. Только последним разрешается управлять церковным приходом.
При первом же взгляде на духовенство понимаешь, что для удобства в определении чина различается одежда батюшек и святых отцов: немногие носят красивые разноцветные мантии, другие придерживаются строгого и аскетичного вида.
На заметку! Церковная иерархия является, как говорит Псевдо-Дионисий Ареопагит, прямым продолжением «небесной армии», в которую входят архангелы — ближайшие поданные Бога. Высшие чины, разделенные на три строя, через беспрекословное служение передают благодать от Отца к каждому из его детей, коими мы и являемся.
Во времена позднего христианства обязанности диаконов стали многочисленными и разнообразными
В поздней христианской Церкви служение диаконов стало в себя включать многочисленные обязанности и занятия. Так они стали наблюдать за церковным благочинием, а именно:
- указывать каждому место на богослужении в церкви;
- смотреть за порядком в храме и соблюдением церковных канонов;
- наблюдать о том, как ведут себя верующие и какие у них нравы, и сообщать об этом епископу.
Диаконы, согласно указаниям епископа, распоряжались церковным имуществом, а именно: раздавали милостыню, заботились о содержании сирот, вдов и вообще всех, пользовавшихся церковными пособиями.
Таким образом, они выступали в качестве посредников между епископами и паствой: предавали пастве распоряжения епископа и приводили его повеления в исполнение. Именно поэтому их называли ангелами и пророками епископа.
Иерусалимская Церковь рукополагала в диаконы не более 7 человек.
В древней Церкви диаконы имели большую близость к епископам, а также обширный круг обязанностей. Они пользовались уважением и участвовали во всех церковных делах. При этом многие Церкви, по примеру Иерусалимской Церкви ставили во диаконы не более семи человек.
Икона преподобные Иулий пресвитер и Иулиан диакон (5 век). Для того, чтобы напомнить иерархич чинов священнослужителей и подчинённость диаконов пресвитерами, Вселенские Соборы неоднократно издавали соотвествующие постановления. Фото:tatmitropolia.ru Влияние у диаконов было гораздо более весомым, чем влияние пресвитеров, поэтому некоторые из диаконов относились к ним презрительно.
Для того чтобы это пресечь, Соборы часто принимали постановления, в которых указывали на низшую по сравнению с пресвитерами иерархическую степень диаконов и о зависимости их от пресвитеров. В протестантской церкви диаконам придается значение в делах христианской благотворительности и вообще во внутренней миссии.
Священнические звания белого и черного духовенства
Белое духовенство — это женатое духовенство. Черное — это монахи в священническом сане. Существует три иерархических ступени священства и в каждой из них своя иерархия: дьякон, священник, епископ. Дьяконом и священником может быть как женатый священник, так и монах. Епископ же может стать только монах.
Таинство Священства совершается, только когда кандидат возводится на очередную из трех ступеней. Что же касается иерархии званий внутри этих ступеней, то они в древности были связаны с особыми церковными послушаниями, а сейчас — с административной властью, особыми заслугами или просто сроком служения Церкви.
I. Епископы (архиереи) — высший священный чин
Епископ — надзирающий архиерей
Архиепископ — наиболее заслуженный епископ
Митрополит — епископ, руководитель митрополии
Викарий — помощник другого епископа или его наместник
Патриарх — главный епископ в Поместной Церкви
II. Иереи — второй священный чин
У слова «священник» существует несколько греческих синонимов:
Для белого священства:
1) Иерей (священник; от греч. hieros — священный) / Пресвитер (от греч. presbyteros, буквально — старейшина).
2) Протоиерей (первый священник) / Протопресвитер (первый старейшина).
Для черного священства:
1) Иеромонах — монах в сане священника.
2) Архимандрит — (от греч. аrсhоn — глава, старший и mаndrа — овчарня; буквально — старший над овчарней), то есть старший над монастырем. Словом «мандра» в Греции называли монастыри. В древности только настоятель одного из крупнейших монастырей (в современной Константинопольской и Элладской Церкви эта практика сохраняется, однако архимандритом может быть и сотрудник Патриархии, и помощник епископа). В современной практике Русской Церкви звание может быть дано настоятелю любого монастыря и даже просто игуменам за особые заслуги и по истечении определенного срока служения Церкви.
! Игумен — (от греч. hеgumеnоs, буквально — идущий впереди, вождь, полководец), в настоящее время настоятель монастыря (им может быть и иеромонах, и архимандрит и епископ). До 2011 года в Русской Православной Церкви — заслуженный иеромонах. При оставлении должности настоятеля звание игумена сохраняется. Также это звание остается у получивших его ка награду до 2011 года и не являющихся настоятелями монастырей.
III. Дьякон — низший священный чин
Для белого священства:
- дьякон
- протодьякон
Для черного священства:
- иеродьякон
- архидиакон
***
Особняком стоят слова поп и протопоп. На Руси эти слова не имели никакого отрицательного смысла. Видимо, происходят они от греческого «паппас», что означает «папочка», «батюшка». В русский язык это слово (ввиду его распространенности у западных славян) пришло, вероятно, из древневерхненемецкого: pfaffo — священник. Во всех древнерусских богослужебных и других книгах название «поп» постоянно встречается как синоним слов «священник», «иерей» и «пресвитер». Протопоп — то же, что протопресвитер или протоиерей.
Обращение к священнослужителям:
Что касается обращений к священникам, то они существуют официальные и неофициальные. Неофициально священников и диаконов обычно называют отцами: «отец Георгий», «отец Николай» и т. д. Или просто «батюшка». В официальных случаях диакона называют — «Ваше Благоговение», пресвитера — «Ваше Преподобие», протопресвитера — «Ваше Высокопреподобие». Обращаясь к епископу, говорят «Владыка» (Владыка Георгий, Владыка Николай). В Русской Православной Церкви при официальном обращении к епископу, его называют «Ваше Преосвященство», архиепископа и митрополита «Ваше Высокопреосвященство». К Патриарху всегда обращаются: «Ваше Святейшество». Все эти обращения относятся не к личности человека, а к его служению.
Церковная переписка (примеры)
Каждое официальное письмо начинается с бланка, на котором оно написано. В настоящее время бланки церковных организаций и учреждений отличаются значительным разнообразием, что в ряде случаев не соответствует православной традиции. Допускается два варианта бланков: один строго официальный, другой более личного характера (для личных обращений, поздравлений, посланий руководителя официальной организации).
Обычно бланк начинается с указания на юрисдикционную принадлежность религиозной организации. Для канонических подразделений и учреждений Русской Православной Церкви таким указанием будут слова: «Русская Православная Церковь» (разумеется, нельзя использовать сокращение РПЦ). К сожалению, в настоящее время одних этих слов недостаточно, поскольку имеются различные раскольнические организации, самочинно усваивающие себе это наименование; по этой причине после названия «Русская Православная Церковь» необходимо добавлять слова: «Московский Патриархат» (при указании юрисдикционной принадлежности можно ограничиться этими двумя словами, поскольку «Московский Патриархат» – другое официальное наименование Русской Православной Церкви).
Наиболее распространенной ошибкой является использование названия «Московская Патриархия» вместо правильного: «Московский Патриархат». Но если последнее является синонимом названия «Русская Православная Церковь», то Московская Патриархия – одно из учреждений Русской Православной Церкви, объединяющая в себе структуры, непосредственно руководимые Патриархом Московским и всея Руси – Управление делами (на правах Синодального учреждения), канцелярия и др.
На епархиальных бланках далее указываются сан и титул Управляющего епархией (традиционно – без имени), должность (если архиерей является руководителем Синодального учреждения), затем адрес (чаще с указанием телефона и адреса электронной почты). На бланках монастырей после указания на юрисдикционную принадлежность должно следовать указание на епархию или на то, что данный монастырь является ставропигиальным, а затем – полное название монастыря и контактная информация. Аналогичный вид имеют бланки храмов (в них можно опускать указание на юрисдикционную принадлежность приходов и начинать бланк с указания епархии).
Современные средства полиграфии позволяют печатать бланки с графическими логотипами, а также использовать цвет (однако всем этим не следует злоупотреблять, поскольку официальные документы не предполагают особой красочности).
Иногда бланки общественных организаций, объединяющих православных, содержат элементы, свойственные только бланкам канонических подразделений Русской Православной Церкви (например, указание на юрисдикционную принадлежность: Русская Православная Церковь, Московский Патриархат), Такую практику нельзя признать правильной, т. к. подобные организации, даже имеющие благословение Священноначалия на свою деятельность, все же не могут представлять Русскую Православную Церковь и не имеют права употреблять наименования, свойственные только официальным церковным организациям. Единственное, что может содержаться в этих бланках, – наименование соответствующих организаций, например, Православное общество «Радонеж» (на бланках не пишется также, по чьему благословению действует соответствующая общественная организация).
Ниже приведены примеры бланков различных учреждений и подразделений Русской Православной Церкви.
2. Канцелярия Святейшего Патриарха.
Источник статьи: http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/tserkovnyj-protokol/6
Митра — головной убор старшего чёрного духовенства, но ею могут наградить протоиерея
Митра — головной убор священнослужителей. В переводе с греческого митра — головная повязка.
Символически этот предмет одежды напоминает о жертве и мучениях Иисуса Христа, так как намекает на терновый венец. Внешнее сходство искать не стоит: суть в том, что Спасителя с издёвкой «короновали» терновым венцом. Митра же — корона настоящая. Это нужно, чтобы продемонстрировать величие Иисуса Христа.
Терновый Венец
Венец из ветвей растения с шипами, который, согласно Евангелиям, был возложен на голову Иисуса Христа римскими воинами во время его поругания.
О возложении на Иисуса Христа венца из терна пишут три евангелиста:
«…и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский!»
О нём пишут трое евангелистов:
(Мф. 27:29)
(Мк. 15:17)
(Ин. 19:2)
Также митра в православии — образ золотых венцов, нужных для венчания праведников в Царстве Небесном.
Православная мирта с крестом — атрибут архиереев
В древности митра выступала как символ власти императора. Принято считать, что патриарх Константинополя стал носить митру после 1453 года. А Александрийский патриарх использовал митру в своём облачении ещё раньше.
Постепенно этот головной убор получил широкое распространение. В начале XVII века практически все православные архиереи носили на головах митру.
Мирта — атрибут одеяния высших священнослужителей
Сегодня митра — атрибут одеяния высших священнослужителей:
- архиереев;
- архимандритов;
- представителей белого духовенства, получивших право ношения митры за определённые заслуги (они зовутся митрофорными).
В русской православной церкви не существует единого облика митры. Сверху обычно (но не всегда) имеется маленький крест (это нововведение 1988, раньше только митрополиты и патриарх имели такую деталь). Митра может отличаться, например, наличием икон на боках. Наиболее распространены следующие изображения:
- Иисус Христос;
- Пресвятая Богоматерь;
- Иоанн Предтеча;
- Троица;
- Серафим (шестикрылый ангел).
До 1786 года право на ношение митры имели исключительно представители чёрного духовенства. Но затем её наградили протоиерея Иоанна Памфилова.
Сделала это сама Екатерина II, лично возложив драгоценный головной убор на его голову. Кстати, именно этот церковный деятель приложил максимум усилий, чтобы заменить слова «поп» и «протопоп» на «священник» и «протоиерей».
1786 — год, когда права ношения митры впервые удостоился протоиерей — Иоанн Памфилов.
Впоследствии белое духовенств миртами награждали — но редко.
Отношение к ношению митры с крестом в православном мире неоднозначно. Есть ряд поместных церквей, где такой головной убор дозволяется носить лишь предстоятелю. В дохалкидонских церквях.
Мирта с крестом — атрибут иподиаконов.
Также существует митра-корона с пояском из 12 зубчатых лепестков. Ещё два века назад именно такая митра была наиболее распространена.
Митра используется не только в православной церкви. В зависимости от традиций этот головной убор имеет массу разновидностей и несёт различные функции.
В сегодняшнем православии митра далеко ушла от своих прототипов, ведь она — высокая корона, никак не напоминающая чалму или кидар, чем когда-то являлась.
Епископы
Фото: Aif.ru
Это наивысший священный чин. В прямом переводе с греческого данное понятие переводится как «архиерей» или «надзирающий». Священнослужитель становится епископом после Таинства Хиротонии, по-другому Рукоположение. Его проводит собор епископов, то есть несколько священнослужителей этого ранга, собравшиеся вместе.
В православной традиции епископы наделены теми же полномочиями, что и апостолы. Они возглавляют приходы, а также являются непосредственными руководителями священнослужителей. Имеет право проводить все без исключения Таинства.
Епископы считаются равными по благодати, однако, ради получения помощи в трудных ситуациях часть епископов наделяется дополнительными правами.
Патриарх
Это епископ, руководящий православной церковью в целом государстве. Данный титул дословно переводится с греческого как «семья» и «начальствующий».
При этом в отдельных православных странах церковью руководит архиепископ, например, в Польше или Греции. В Грузии и Албании во главе стоит католикос, а Александрийской и Римской церквями управляет папа.
Митрополит
Это словно с греческого переводится как «столичный». Митрополитом называют руководителя значительной по территории церковной области. В православии ее именуют епархией.
В своей структуре епархии подразделяются на благочиния, еще более мелкая территориальная единица – приход. Митрополит – это почетный священнический титул, являющийся также своеобразной наградой за многолетнее служение церкви или особые заслуги.
Архиепископ
В раннем христианстве сан архиепископа в церковной иерархии стоял выше митрополита. В его непосредственном ведении значилось несколько митрополий, находившиеся в подчинении ему.
В настоящее время в РПЦ архиепископ – почетный сан, предшествующий митрополиту.
Епископ
Священник в сане епископа руководит относительно небольшой по площади территорией. В некоторых случаях у него есть в управлении самостоятельная область или он может являться помощником старшего по рангу архиерея. В таком случае его называют викарным. То есть он сам не имеет собственной епархии в управлении, а обязан помогать в руководстве местному архиерею.
Священник храма
Священник может совершать шесть таинств Церкви кроме Таинства Рукоположения, то есть не может возводить в одну из священных степеней церковной иерархии. Священник находится в подчинении епископа. В сан священника может быть рукоположен только диакон (женатый или монашествующий). У слова «священник» есть несколько синонимов:
– иерей (от греч. – священный);
– пресвитер (от греч. – старейшина)
Старшие из священников белого духовенства называются ПРОТОИЕРЕЯМИ, ПРОТОПРЕСВИТЕРАМИ (протопресвитер – старший священник в кафедральном соборе), т. е. первыми иереями, первыми пресвитерами.
Священник, состоящий в монашеском чине, называется ИЕРОМОНАХ (с греческого – «священник-монах»). Старшие из пресвитеров черного духовенства называются ИГУМЕНАМИ (вождями монашествующей братии). Сан игумена обычно имеет настоятель обычного монастыря или даже приходского храма.
Сан АРХИМАНДРИТА полагается настоятелю крупного монастыря или лавры. Некоторые монахи получают этот титул за особые заслуги перед Церковью.
Хорошее ли слово «поп»
На Руси слово «поп» никогда не имело отрицательного значения. Оно происходит от греческого «паппас», что означает «папочка», «батюшка». Во всех древнерусских богослужебных книгах название «поп» встречается очень часто как синоним слов «священник», «иерей» и «пресвитер».
Сейчас, к сожалению, слово «поп» стало носить негативный, презрительный оттенок. Так произошло за годы советской антирелигиозной пропаганды.
В настоящее время среди южнославянских народов священников продолжают называть попами, не вкладывая в это слово никакого негативного смысла.
Правила ношения
Любые ордена и медали – церковные или государственные – при ношении на груди располагаются по рангу. Медали РПЦ должны находиться на левой стороне ниже орденов. Порядок расположения – последовательное снижение ранга справа налево.
Если у церковнослужителя РПЦ есть наградные знаки другой Церкви, их прикрепляют под аналогичными наградами Московского патриархата. При получении последующей степени определенной медали ее располагают выше как награду более высокого ранга.
Церковные наградные знаки принято надевать только по торжественному случаю. При этом ношение специальных заменяющих символов в данной системе не предполагается, поскольку таковые не предусмотрены.
Церковная наградная система несколько отличается от государственной, в которой большинство наград имеют отделку из лент соответствующей расцветки и крепятся к колодкам. Основная часть медалей РПЦ не имеет ленточных элементов – вместо них используются преимущественно православные символы (8-конечная звезда, лики святых, надписи на церковно-славянском языке).
Иногда отдельные части лицевой стороны украшаются имитациями драгоценных камней. Вместе с тем, некоторые церковные ордена имеют традиционную ленточную отделку.