9 известных символов, которые утратили свое первоначальное значение
Содержание:
- Аудио
- Лука — врач по профессии, помощник апостола Павла
- Как презренный мытарь стал апостолом и евангелистом
- Тайные знаки первых христиан
- Какие символы были у этих четырех евангелистов
- Евангелисты: кто они такие?
- Изображение голубя в христианской символике
- В Священных Писаниях[ | код]
- Оккультизм
- Евангелисты: кто они такие?
- Лилия и якорь
- В католической литургической
- Апостольские основы
- Астрономическая интерпретация[ | код]
- Значение символики
- Храм святого апостола и евангелиста Матфея в Солерно (Италия)
- Вариации исполнения
- О чем молиться и в чем помогает икона
- Раннехристианские символы
- В чём помогает святой
- Когда были написаны Евангелия от Матфея, Марка, Луки и Иоанна?
Аудио
Святой апостол и евангелист Матфей
Память 16 / 29
ноября
Скачать
(MP3 файл. Продолжительность 4:31 мин. Размер 3.3 Mb)
Читает иеромонах
Зосима (Мельник)
Изначально святой апостол Матфей носил имя Левий. Он был
сыном Алфея, а по роду занятий – мытарем, то есть
собирателем налогов. Однажды, когда Матфей занимался
сбором налогов, мимо проходил Иисус, а за Ним собралась
целая толпа, с жаждой внимавшая Его учению. Господь
обратил Свой взгляд на Матфея и сказал ему: «Следуй
за Мной!» Мытарь тут же поднялся и пошел за Иисусом,
ни минуты не раздумывая и даже не оглянувшись на место,
которое покидал.
Матфей устроил у себя большой пир, на котором
присутствовал и Иисус с учениками, а также множество
мытарей и грешников. Поскольку фарисеи были возмущены этим
обстоятельством, Спаситель им сказал: «Не здоровые
имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не
праведников, а грешников к покаянию» (Лк. 5:
31–32; ср.: Мф. 9: 13; Мк. 2: 17).
Сопровождая Христа по всей Палестине, Матфей был
свидетелем Его учения и чудес как до распятия, так и после
Воскресения. В день Пятидесятницы исполнившись вместе с
другими апостолами благодати Святого Духа, Матфей был
послан проповедовать Благую Весть
соотечественникам-иудеям. Поэтому через восемь лет после
Вознесения он первым написал Евангелие – изложение
учения и деяний Спасителя, предназначенное народам, до
которых это учение не дошло в устной форме. Считается, что
несколькими годами позже это Евангелие перевел на
греческий язык святитель Иаков, первый Иерусалимский
епископ, а переписал его апостол Варфоломей. Вскоре этот
греческий вариант полностью вытеснил собой оригинальный
арамейский текст, не дошедший до наших дней ни в одном
экземпляре.
Позже апостол Матфей отправился с проповедью Благой Вести
в земли парфян, где претерпел многие злоключения от
язычников. После этого он отправился в Иераполь, на берега
Евфрата. Там ему удалось проповедью обратить в веру
множество идолопоклонников. Достигнув почтенного возраста,
апостол отошел ко Господу.
Согласно другому преданию, после того как парфяне и
мидяне, противящиеся истине, очень плохо поступили со
святым апостолом, тот удалился высоко в горы. В полном
одиночестве он посвящал свои дни аскезе и духовному
созерцанию.
В горах ему явился Господь в образе ребенка и вручил
палку, повелев посадить ее возле церкви города Мирмены.
Епископ Мирменский Платон вместе с духовенством
торжественно встретил Матфея. Как только апостол посадил
палку в землю, она пустила ростки, а затем появились
плоды, из которых сочился восхитительный мед – как
прообраз райских благ. Кроме того, у подножия дерева забил
освежающий источник, и каждый, кто погружался в него,
выходил избавленным от страстей и мрака язычества.
Несмотря на все добрые дела, сделанные Матфеем для парфян
и даже для самой царской семьи, царь Фулвиан
подверг апостола жестоким пыткам, а затем приговорил к
сожжению. Однако позже тиран все-таки обратился к вере
благодаря многим чудесам, произошедшим от святых мощей
апостола. Когда царя крестили, он потребовал наречь его
Матфеем. Новокрещеный низверг всех языческих идолов в
своем царстве и привел весь народ к вере. Когда епископ
Платон умер, царь отрекся от престола в пользу сына, а
сам стал епископом, как и предсказывал святой апостол
Матфей.
Такого парфянского царя не существовало. Вероятно, мы
имеем дело с искажением имени какого-то из вассальных
царей, правивших в пределах Парфянской империи.
29 ноября 2012 г.
Лука — врач по профессии, помощник апостола Павла
Евангелист Лука. Франс Хальс
- Символ — бык, теленок;
- Продолжительность жизни — 84 года;
- Книги — Евангелие от Луки, Деяния святых апостолов;
- Смерть — был повешен за свою веру в Фивах.
Лука — ещё один сподвижник апостола Павла. Родился в Антиохии, был врачом, по происхождению — грек. Начал проповедовать еще при жизни Иисуса. Был на протяжении долгих лет спутником Павла. После мученической смерти Павла, Лука продолжил свои проповеди в Ливии, Египте, Фиваиде и Ахаии.
Затем проповедовал в Фивах, где принял жестокую смерть через повешение. Кроме Евангелия Лука написал Деяния святых апостолов. Также ему приписывают написание многих икон, находящихся в русских, римских, западных церквях, а также на Афоне.
Таковыми нам предстают в писании четыре евангелиста. Не меньший интерес представляют символы апостолов евангелистов.
Как презренный мытарь стал апостолом и евангелистом
В Евангелии очень коротко изложено, как мытарь Матфей встретился с Иисусом Христом, и как стал его учеником. Это говорит о скромности евангелиста, ведь он мог посвятить своим взаимоотношениям с Учителем половину труда, но ограничился двумя сдержанными фразами.
К моменту встречи с Христом Матфей уже слышал о человеке, который ходит из города в город, проповедует и совершает чудеса. И когда Спаситель, окруженный учениками и теми, кто хотел слушать его, проходил мимо мытаря,то Иисус увидел его и остановился. Вот как это описано в Евангелии: «После сего (Иисус) вышел и увидел мытаря, именем Левия, сидящего у сбора пошлин, и говорит ему: следуй за мною. И он, оставив все, встал и последовал за Ним. И сделал для Него Левий в доме своем большое угощение; и там было множество мытарей и других, которые возлежали с ними». Этот эпизод очень интересен. Ведь то, что Иисус согласился войти в дом презренного мытаря и пировать с ним, вызвало возмущение у фарисеев и книжников. Они говорили, мол, как это Иисус ест и пьет с мытарями и грешниками? Но Христос ответил им: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные. Я пришел призвать к покаянию не праведников, но грешников».
После этого Матфей оставил свой дом и свое состояние и ушел за Христом, став одним из 12 его ближайших учеников. Как и остальные апостолы, он видел крещение Спасителя в водах Иордана, стал свидетелем его проповеди, крестных страданий, смерти и воскресения. Наконец, он видел, как Иисус вознесся на Небеса, после чего на Матфея, как и на остальных апостолов, на горе Фавор сошел Дух Святой.
Вся последующая жизнь апостола Матфея была посвящена проповеди Христовой. Мы очень немногое знаем об этой жизни. Матфей восемь лет проповедовал в Палестине. Затем он прошел Македонию, Сирию, Персию, Парфию, Мидию и обошел всю Эфиопию. Ведь ему выпал жребий проповедовать в этой стране.
Известно, что главным делом его жизни было свидетельство о Христе, как о Мессии и Спасителе мира. Но если остальные апостолы несли эту проповедь отдельным народам, то Матфей пошел еще дальше. Он написал для потомков Евангелие от Матфея, которое вместе с тремя другими Евангелиями составило основной христианский первоисточник – Новый Завет. Тот, который уже двадцать первое столетие обращает в веру новых людей по всей Земле. Новый Завет считается документом, продиктованным евангелистам самим Господом и представляющим собой открытие Богом самого себя и своей воли людям. И не известно, смогла бы вера во Христа стать одной из основных мировых религий, если бы не труды Матфея и трех других евангелистов – Луки, Иоанна и Марка – которые составляют Новый Завет.
Тайные знаки первых христиан
Христиане первых веков не знали икон в том виде, в котором они существуют сегодня, и на стенах катакомб изображали не Самого Спасителя, а лишь символы, выражающие те или иные стороны его сущности. При внимательном их изучении раскрывается вся глубина богословия ранней Церкви. Среди наиболее часто встречающихся образов можно увидеть Доброго пастыря, Агнца, корзины с хлебами, виноградные лозы и многие другие символы. Несколько позже, уже в V-VI веках, когда христианство из гонимой властями секты превратилось в государственную религию, к ним прибавился Крест.
Христианские символы и их значения, малопонятные оглашенным, то есть людям, ещё не посвящённым в смысл учения и не принявшим Святое Крещение, являлись своего рода наглядной проповедью для членов Церкви. Они становились продолжением притчей Иисуса Христа, произносимых им перед толпами слушателей, но смысл которых он раскрывал лишь близкому кругу своих учеников.
Какие символы были у этих четырех евангелистов
Символы четырёх евангелистов появились в самых ранних изображениях святых. Изначально их представляли в образе четырех райских рек. Затем появились символы четырех животных, которые окружают престол Иисуса.
Впервые эти существа встречаются в Ветхом Завете в видении Иезекиля, где они предстают в виде стражей Трона Господа с ликом человека, тельца, быка и орла.
Во втором веке Иреней Лионский предлагает такую символику:
- Иоанн – образ орла;
- Матфей – лик ангела, или человека;
- Марк – образ льва;
- Лука – образ быка.
Блаженный Иероним связывает образ определенного живого существа и евангелиста так:
- Иоанн – львиный образ;
- Матфей – человеческий лик;
- Марк – образ орла;
- Лука – образ тельца.
Есть три версии, которые интерпретируют символы апостолов евангелистов.
Одна из них предполагает, что символ апостола Матфея — это человеческая жизнь Иисуса на земле. Символ Луки бык воплощает жертву Христа ради спасения людей. Воскресает Спаситель, как символ Иоанна лев. И воспаряет в небеса, как орел — символ евангелиста Марка.
Иероним изъясняет символы так:
- Матфей в своём евангелии отображает человеческое происхождение Иисуса, его род;
- Марк описывает слово Крестителя Иоанна раздается как львиный рев в пустыне;
- Лука описывает жертву Захарии, которую можно сравнить с языческим обычаем — приносить в жертву быка;
- Иоанн: его возвышенный слог напоминает высокий полёт орла.
У иерусалимского патриарха Софрония человек означает явление Иисуса во плоти, лев – умение Христа вести за собой, телец – служение Спасителя людям, орёл – воплощение святого духа.
Четыре евангелиста и их символы. Сверху вниз: Матфей, Иоанн, Лука, Марк
Четыре евангелия описывают и раскрывают жизненный путь и наставления Иисуса Христа с разных сторон. Имена 4 евангелистов: Матфей, Иоанн, Марк, Лука вошли в историю христианства.
Евангелисты: кто они такие?
Нельзя изучать значение символов евангелистов, не подойдя к пониманию того, кто такие эти евангелисты и какой вклад они внесли в становление христианской религии. Многие знают, что Евангелие — это книга, рассказывающая об учении Христа. Это название пришло с греческого языка, в переводе оно означает «благая весть». Поэтому тех, кто следует этому учению, в древности называли евангелистами. Этот термин относили ко всем христианам без исключения.
Но спустя некоторое время евангелистами стали называть четырех авторов Евангелия. Их имена известны любому христианину:
- Матфей.
- Марк.
- Иоанн.
- Лука.
Они почитаются во всех христианских ответвлениях как люди, принесшие и распространившие среди человечества благую весть о Спасителе и его учении.
Изображение голубя в христианской символике
Как уже говорилось выше, содержание христианских символов зачастую следует искать среди библейских текстов. В связи с этим уместно вспомнить изображение голубя, имеющее двойное толкование. В Ветхом Завете ему была отведена роль носителя благой вести, когда с оливковой ветвью в клюве он возвратился в ковчег Ноя, давая знать, что воды потопа отступили, и опасность миновала. В данном контексте голубь сделался символом мира и благоденствия в рамках не только религиозной, но и общепринятой во всём мире символики.
На страницах Нового Завета голубь становится зримым олицетворением Святого Духа, сошедшего на Христа в момент Его крещения в Иордане. Поэтому в христианской традиции его изображение приобрело именно это значение. Голубь символизирует собой третью ипостась единого Бога – Святой Троицы.
В Священных Писаниях[ | код]
В Ветхом Завете | код
Образ четырёх животных происходит из пророческого видения Иезекииля (Иез. ; также и ). Иезекииль описывает этих существ следующим образом:
Ниже (Иез. ) эти существа названы херувимами (ср. также 1Пар. ), а вместо лика быка Иезекииль упоминает лик херувима (Иез. ).
В Новом Завете | код
Апостол Иоанн в «Откровении», глава IV, продолжил эту традицию, говоря, тем не менее, об одном лице у каждого из четырёх существ:
В дальнейшем рассказе Иоанна о снятии Агнцем печатей с Книги Жизни каждое из четырёх животных после снятия первых четырёх печатей произносит — «иди и смотри», после чего перед Иоанном появляются поочерёдно четыре всадника Апокалипсиса (Откр. ).
В апокрифах | код
Апокриф «Откровение Авраама», написанный в конце I века независимо от Откровения Иоанна Богослова, рассказывает о вознесении праотца Авраама на небо, где он увидел огненный престол Божий «и под престолом животы четыри огнены поюща. А зрак их един каждо их четверолицен. Взор таков лиц их: львов, человец, волуи, орёл. Четыре главы, и комуждо крил 4». Эти животные воспевали хвалу Богу, как и у Иоанна Богослова, но являются не четырьмя различными существами, а, как у пророка Иезекииля, каждый из них имеет четыре лица.
Оккультизм
«Воплощение Бога, как всеобъемлющего духа, материализовавшегося в земной сфере, подчиняется законам четырех стихий: огня, воды, воздуха и земли. Каждый из евангелистов, соответственно, представляет один из этих элементов, которые способствовали проявлению бога».
Матфей | – воздух | – Водолей (изображаемый как голова человека с крыльями) |
Марк | – огонь | – Лев |
Лука | – земля | – Телец |
Иоанн | – вода | – Скорпион |
Матфей именно тот из евангелистов, кто подчеркивает земное происхождение Христа, уникальную способность человека помнить и связывать множество мыслей в единое целое. Задача человека заключается в том, чтобы понять, что бесконечное разнообразие мира имеет единое происхождение. Тем самым исчезают и различия между людьми, человек перестает воспринимать себя как отдельное, обособленное существо, открывая в себе историю рода, и сознает себя как часть целого. Кстати, таково и значение начинающейся около 2000 года эпохи Водолея.
Имя Марк происходит от лат. Mars — бог войны. Так же, как архангел Михаил, он олицетворяет силу бога, его способность выводить душу человека из заблуждений и смятения. Лев означает трансформацию необузданной воли человека в истинные превращения добродетели: мужество, силу и любовь. Отображением этого процесса превращения является лев, мирновозлежащий рядом с овечкой. В христианском учении это символ человека, который полностью управляет своими силами.
Его латинское имя Луки — Lucius напоминает о падшем архангеле Люцифере, изгнанном из рая. Земля — его сила, а его знак Телец — земной аспект мужской энергии.
Еврейское имя lohanan означает «Божия милость». Иоанн был учеником Господа. Известно, что Иисус любил его за его полную самоотверженность. Знак Скорпиона связан с принципом земной любви и возрождения. Иоанну удалось преодолеть идею этого знака за счет абсолютного пренебрежения к самому себе. Тем самым ему удалось приобрести новое духовное измерение. В своем послании всеобъемлющего Логоса Иоанн преодолевает границы пространства и времени, и в соответствии с этим ему приписан новый знак — Орла. В греческо-ортодоксальной церкви часто обнаруживают двуглавого орла как символ Иоанна, стоящего над двойственностью пространства и времени. Логос — это слово христианская формула любви на абстрактном уровне; Логос, охватывая одновременно все вещи, снимает все противоречия благодаря любви, обнимающей всех и вся.
Символы четырех евангелистов изображаются с крыльями — указанием на то, что в них нашли выражение космические силы.
Сходный символ этих четырех основных сил имеется в египетской мифологии, это сфинкс, который имеет голову человека, тело льва, хвост быка и крылья орла. В эпоху раннего христианства евангелистов часто изображали в виде существ с телом животного и головой человека, подобно существам греческой мифологии, таким, как Минотавр. Лишь позднее их стали изображать отдельно, то есть евангелиста и рядом с ним его животное.
Эзотерики также рассматривают Матфея, Иоанна, Марка и Луку как символическое послание человеку: «Знай. Желай. Дерзай. Молчи».
Евангелисты: кто они такие?
Нельзя изучать значение символов евангелистов, не подойдя к пониманию того, кто такие эти евангелисты и какой вклад они внесли в становление христианской религии. Многие знают, что Евангелие — это книга, рассказывающая об учении Христа. Это название пришло с греческого языка, в переводе оно означает «благая весть». Поэтому тех, кто следует этому учению, в древности называли евангелистами. Этот термин относили ко всем христианам без исключения.
Но спустя некоторое время евангелистами стали называть четырех авторов Евангелия. Их имена известны любому христианину:
- Матфей.
- Марк.
- Иоанн.
- Лука.
Они почитаются во всех христианских ответвлениях как люди, принесшие и распространившие среди человечества благую весть о Спасителе и его учении.
Лилия и якорь
Существуют также христианские символы и знаки, порождённые Священным Преданием и Писанием. Одним из них является стилизованное изображение лилии. Его появление связано с тем, что, согласно легенде, Архангел Гавриил, явившись Деве Марии с благой вестью о её великом предназначении, держал в руке именно этот цветок. С тех пор белая лилия стала символом непорочности Пресвятой Девы.
Это стало причиной того, что в средневековой иконописи вошло в традицию изображать с лилией в руках святых, прославившихся чистотой своей жизни. Тот же символ восходит и к дохристианским временам. В одной из ветхозаветных книг, носящей название «Песнь Песней», говорится, что храм великого царя Соломона украшался лилиями, что связало этот цветок с образом мудрого правителя.
Рассматривая христианские символы и их значения, необходимо также вспомнить изображение якоря. Оно вошло в обиход благодаря словам апостола Павла из его «Послания к евреям». В нём поборник истинной веры уподобляет надежду на исполнение Божьего обетования безопасному и крепкому якорю, незримо соединяющему членов Церкви с Царством Небесным. Вследствие этого якорь стал символом надежды на спасение души от вечной смерти, и его изображение можно часто встретить среди прочей христианской символики.
В католической литургической
В католической Часовой литургии (чтении Бревиария ) символ апостолов читался каждый день, в начале утрени и первых служб . Начиная с издания Римского Миссала 2002 года , его можно использовать на мессе вместо символа Никейского . Это последнее использование было регулярным во франкоязычных странах уже более двадцати лет.
В форме диалога между священником и собранием он используется как торжественное исповедание веры, особенно во время пасхального бдения или во время крещения :
«Ты веришь в …?»
— Да, я думаю. «
В этом случае фраза« спустились в ад »опускается. Этому диалогу обычно предшествует отречение от сатаны , всегда в форме диалога.
Апостольские основы
С апостольских времен мы находим истоки символа веры:
- Матфей, 28, 19
- Римлянам, 10, 9
- 1 Коринфянам, 15, 3-5
Если текущий текст символа апостолов не является апостольским текстом, он, тем не менее, основан на Новом Завете:
Символ апостолов | Источники |
Я верю в Бога , Отца Всемогущего , Творца неба и земли, | Ефесянам, 3, 9
1 Коринфянам, 8, 6: «Для нас есть только один Бог, Отец, от Которого все исходит» |
и в Иисусе Христе , Его единородном Сыне, Господе нашем , | I Иоанна, 2, 22
Марка, 3, 11: «Ты Сын Божий» |
кто был зачат от Святого Духа , родился от Девы Марии ; | Луки, 1, 35 |
уже пострадал при Понтии Пилате , был распят , умер, был погребен, сошел в ад ; | Матфея, 27, 2
Деяния, 2, 23: «этого человека, ты подавил его, распяв его за руку нечестивых» 1 Коринфянам, 15, 3: «Христос умер за наши грехи, Он был похоронен» Деяния, 2, 31: «не был оставлен в аду» Матфея, 27, 52: «гробницы открылись». Таким образом, здесь термин «ад» (во множественном числе) означает не ад, а шеол, то есть где находятся все умершие веков, предшествовавших Христу. |
на третий день , воскрес из мертвых ; | 1 Коринфянам, 15, 4: «воскрес в третий день согласно Писаниям» |
вознесся на небеса, восседает одесную Всемогущего Бога Отца; | 1 Петра, 3, 22: «вознесшийся на небо одесную Бога» |
откуда он придет судить живых и мертвых . | 2 Тимофею, 4, 1: «Христос Иисус, судящий живых и мертвых» |
Я верю в Святого Духа, | Иоанна, 14, 26: «Но Защитник, Святой Дух, которого Отец пошлет во имя Мое». |
к святой Вселенской Церкви, к общению святых , | Матфей, 16, 18: «на этом камне построю Церковь мою»
Ефесянам, 5, 29-30: «Никто не пренебрегает своим телом … Это то, что Христос делает для Церкви, потому что мы члены Его тела» |
в ремиссию от грехов , | Матфей, 26, 28: «Это моя кровь, пролитая во оставление грехов» |
в воскресении плоти, | 1 Коринфянам, 15, 13: «Если нет воскресения мертвых, и Христос не воскрес» |
и к вечной жизни . | Матфей, 25, 46: «они пойдут на вечное наказание, а праведники на жизнь вечную» |
Совет Трент принял апостольское происхождение этого символа веры . В его катехизисе 1566 года говорится:
- «Христианам необходимо знать прежде всего истины, которые святые апостолы, наши учителя и наставники в вере, вдохновленные Духом Божьим, содержали в двенадцати статьях символа. Получив от нашего Господа повеление идти и выполнять за него функции послов (2 Кор. 5:20) и распространяться по всему миру, проповедуя Евангелие всей твари (Мк 16:15), они сочли целесообразным составьте формулу христианской веры, чтобы у всех была одна и та же вера и один язык, чтобы не было ни разделения, ни раскола среди тех, кого они собирались призвать к одной вере, и чтобы все они были завершены в одном духе и то же чувство »(I, 1, 2).
Кроме того, традиция христиан Востока сохранила символический способ чтения Символа веры. В самом деле, этимологически символ представляет собой кусок глины, который перед разделением разбивают на две части. Могут пройти годы, но двум людям (или их потомкам) всегда удастся идентифицировать себя, соединяя части и видя их взаимодополняемость. Таким образом, соединив руки, можно читать Символ веры, последовательно проходя через каждый палец, от большого пальца к мизинцу правой руки, затем от большого пальца к мизинцу левой руки.
Я верю в… | Из первых рук | Подержанный | Ссылка на сайт |
Бог отец | Я верю в Бога, Отца Всемогущего, Творца неба и земли, | сидит одесную Всемогущего Бога Отца; | мы находим те же прилагательные, квалифицирующие Бога |
Иисус его сын | и в Иисусе Христе, Его единородном Сыне, Господе нашем, | откуда он придет судить живых и мертвых. | Иисус — Господь и Судья |
Святой Дух | кто был зачат от Святого Духа, родился от Девы Марии; | Я верю в Святого Духа, в Святую Вселенскую Церковь, | мы находим отождествление между Церковью и Девой Марией, человеческими существами, но источниками Бога |
Христос сошел на землю | пострадал при Понтии Пилате, был распят, умер, похоронен, | к общению святых, к отпущению грехов, | смерть Господа спасла нас всех; это называется «общением святых», когда одни страдают и молятся о спасении других. |
забрать нас на небеса | спустился в ад ; на третий день воскрес из мертвых; вознесся на небеса, | к воскресению плоти и к жизни вечной. | Иисус спускается «в ад», чтобы забрать всех тех, кто умер перед Его пришествием, и привести их с собой на небеса; и все люди будут иметь жизнь вечную |
Астрономическая интерпретация[ | код]
Изображение | Созвездие | Существо | Значение | Сторона света |
---|---|---|---|---|
Стрелец | Человек | всё убивающая зима | юг | |
Лев | Лев | всепожирающая осень | запад | |
Телец | Бык | питающее лето | север | |
Пегас | Орёл | весна | восток |
Николай Морозов в своей работе «Откровение в грозе и буре. История возникновения Апокалипсиса» представил связь библейских животных с четырьмя созвездиями. Морозов, будучи основоположником новой исторической хронологии, рассчитал, что своё видение на острове Патмос Иоанн Богослов увидел 30 сентября 395 года, однако в этот день созвездия Тельца и Льва были не видны на звездном небе над островом.
Связь с временами года Морозовым была дана по причине того, что в указанные созвездия входит солнце в начале каждого сезона. Также крестообразное расположение данных созвездий на небе по четырём странам света соответствует традиционному представлению о них как о патронах сторон света, известному ещё из сочинений Иеронима Стридонского (IV век)
Астрономическая интерпретация знает и другие идентификации: человек — созвездие Скорпиона или Водолея, орёл — созвездие Скорпиона.
Значение символики
Думаем, многим читателям интересно узнать, что обозначают символы евангелистов. В этом вопросе нет единого мнения, ведь данная символика имеет очень глубокий и многогранный смысл.
В первую очередь она означает единство Евангелия, изложенного в четырех книгах. Также многие богословы понимали данные символы как указание на четыре стороны света и времени года, которые подчиняются велению Бога, как должны подчиняться люди.
Одно из традиционных значений объясняет появление символов жизнью Иисуса Христа. Ведь он родился как человек, был отдан на смерть как жертвенный телец, воскрес, будто царственный лев, а потом вознесся на небеса, как орел.
Особо интересно толкование символов относительно их соответствия евангелистам. Об этом хочется рассказать более подробно.
Храм святого апостола и евангелиста Матфея в Солерно (Италия)
Базилика Сан-Маттео, г.Салерно (Италия)
Мощи святого евангелиста апостола Матфея, согласно преданию, в X веке оказались в Лукании. При лангобардском князе Гизульфе I они были торжественно перенесены в Салерно (Италия). И вот уже тысячу лет покоятся в храме Сан-Маттео (Маттео, по-итальянски, Матфей). За прошедшую тысячу лет собор неоднократно горел. Особенно страшными были пожары XVI и XIX веков, когда собор практически весь выгорел. Но что удивительно – во всех этих пожарах нетронутыми огнем остались святые мощи Апостола Матфея.
Крипта – подземный храм. Здесь хранятся мощи Ап. Матфея
В крипте (подземном храме) – мощи Святого Апостола Матфея. На гробнице стоят свечи.
Гробница святого апостола Матфея
Вариации исполнения
Амулет Звезда Эрцгаммы
традиционно исполняется в 3х вариациях:
- Изумрудный. В этом варианте крест и сама звезда —
серебряные, а фон, на котором он расположен, – зеленый. Такой амулет излечивает от легочных и сердечных заболеваний, гармонизирует отношения носителя с окружающими, придает спокойствия и уравновешенности. Подобная звезда отвлекает мысли носящего ее человека от материального обогащения и направляет его в сторону духовного развития. - Синий. Здесь звезда – синяя, к центру – цвета морской волны, круг, в котором находится крест, — фиолетовый, сам крест – серебристо-синий. Этот талисман рекомендуется носить тем, чья жизнь и сфера деятельности связана с магией и ясновидением. Такая Звезда Эрцгаммы усиливает интуицию и работу мозга, развивает способность к визуализации. Остальным людям не желательно приобретать именно такой талисман, поскольку, не применяясь по назначению, он начнет вызывать проблемы различного плана.
- Аметистовый. В центр звезды вставляется особым образом ограненный аметист. Это лечебный талисман. Но кроме функции исцеления, он подходит и для усиления энергетики носителя.
Таким образом, наиболее универсален из рассмотренных
изумрудный талисман, он подойдет большему кругу носителей.
О чем молиться и в чем помогает икона
У каждого из апостолов есть свой день почитания, но 30 июня православные христиане отмечают праздник всех двенадцати апостолов.
Церковь придает большое значение образам апостолов. Они, являясь символом безграничной веры и самопожертвования, стали основой христианства. Провозгласив Слово Божье в разных уголках земли, именно они стали основоположниками церкви.
Помимо обращений к каждому апостолу, христиане почитают икону с изображением всех 12 учеников спасителя. Обращаются к ней с разными просьбами – о защите от враждебных сил, укреплении духа, избавлении от скверных мыслей и соблазнов. Но общепризнанной считается помощь святого образ в примирении между людьми и исцелении тяжелых болезней.
Церковь придает большое значение образам апостолов
Раннехристианские символы
Их количество не так мало, как кажется: оливковая ветвь, павлин, корабль, колосья хлеба и т.д. Рассмотрим самые известные.
-
Пеликан. Его рисовали на священной посуде или на стенах помещений, где проходили службы. Существует интересная легенда, объясняющая, почему эта птица стала православным символом.
Пеликаны жили в камышах у прибрежья Средиземного моря. Часто они подвергались нападению ядовитых змей, страдая от их укусов. Со временем взрослые особи приобрели иммунитет к яду, а птенцы так и не приспособились. Если змее удавалось ужалить птенца, то взрослый расклевывал себе грудь, чтобы сохранить ему жизнь, причастив кровью.
-
Феникс. Птица – долгожитель, существовавшая несколько столетий назад. Когда фениксу было суждено уходить из жизни, он улетал гореть в Египет.
После него оставались груды целебного пепла, в котором через некоторое время зарождалась новая жизнь. Спустя продолжительное время, молодая птица полностью восстанавливалась из останков и улетала в поисках новой жизни.
-
Агнец. Изображение с человеческим лицом и нимбом (или чем-то одним).
Символизировал добровольное приношение Иисуса в жертву за грехи народа.
-
Петух. Знак воскрешения Христа.
Как петух пробуждает людей ото сна, так и ангелы протрубят о встрече с Господом на Страшном суде.
В чём помогает святой
Апостол Лука является покровителем художников и иконописцев. Ему молятся о приумножении душевных сил и телесного здоровья, при недугах и, особенно, об исцелении от глазных заболеваний.
Святой Апостол Лука, воочию видевший и служивший Господу человек, прикасающийся так близко к Божественным истокам, через свой образ дает нам возможность приблизиться к Богу, укрепить себя в вере, стать свидетелями истинных чудес.
Лука, пишущий икону Богоматери Школа или худ. центр: Поволжье Вторая половина XVI в. 45 × 36 см Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия Инв. 14273
Евангелист Лука пишет образ Богородицы Клеймо иконы «Богоматерь Владимирская, с клеймами чудес». Евангелист Лука пишет образ Богородицы «искусным живописным художеством».
Когда были написаны Евангелия от Матфея, Марка, Луки и Иоанна?
Библейские вопросы и ответы
Опубликовано 15.06.2012
Когда были написаны Евангелия (Матфея, Марка, Луки, Иоанна)? Как им можно верить, если Евангелия так отдалены от времени, когда жил Иисус Христос? На канале “History” (“История”) я смотрел какую-то передачу, где говорили, что первое Евангелие было от Марка, и было оно написано 40 лет спустя после смерти Иисуса Христа. А также, что остальные три Евангелия скопировали Евангелие от Марка и что-то добавили к нему. Если это правда, то насколько они могут быть точны, если они так сильно удалены от времени жизни Иисуса?
Ответ:
Спасибо за вопрос. Для многих людей вопрос, когда было написано Евангелие, кажется неважным до тех пор, пока не поднимается вопрос точности Евангелия. Если бы мы предположили, что Евангелие от Марка было написано в 70 году нашей эры, то это значило бы, что Марк ждал 40 лет после произошедших событий, чтобы начать писать. Хотя 40 лет — это не так уж и много. Не забывайте, что война во Вьетнаме закончилась более 40 лет назад, а ветераны этой войны все еще живы и рассказывают истории о том времени.
Проблема вот в чем — сложно показать, что Марк был очевидцем тех событий. Он конечно же не один из апостолов и его имя нигде не найти в Евангелии. Некоторые ученные делают предположения, что юноша, убежавший нагим в Евангелии от Марка 14:51-52, и был сам Марк, но доказательств для этого недостаточно. Ученые, которые придерживаются этой точки зрения, полагают так на основании того факта, что нагой юноша, казалось, не относился к самой истории, а был включен, чтобы показать, что автор был там. К тому же Марк жил в Иерусалиме (см. Деяния 12:12) и согласно церковной традиции Иисус и Его апостолы провели Пасхальный Седер (последний ужин) в доме Марка .
Но, как я сказал, доказательств, что Марк включил себя в Евангелие в качестве убежавшего нагого юноши достаточно слабое. Разумно будет сделать вывод, что Марк не был очевидцем жизни, смерти и воскресения Иисуса Христа. Но мы узнаем очень интересную вещь о нем из нескольких цитат некоторых ранних Отцов Церкви:
“Став переводчиком Петра, Марк записал точно все, что тот помнил. Хотя, он не изложил слова и деяния Христа в точном порядке. Поскольку он не слышал Господа и не сопровождал Его. Но, как я сказал, он впоследствии сопровождал Петра. Петр излагал учение в соответствии с потребностями , но у него не было намерения дать последовательный рассказ слов Господа. Поэтому, Марк не сделал никакой ошибки, когда он таким образом записал некоторые вещи, как он их запомнил
С одной стороны, он уделил особое внимание тому, чтобы не пропустить что-то из того, что слышал, и в то же время не вставить чего-то вымышленного.” – Папиас, как цитирует Евсевий
“После их смерти, Марк, ученик и переводчик Петра, также передал нам в письменном виде то, что проповедовал Петр.” – Ириней.
“Марк, переводчик и последователь Петра, начинает Евангелие таким образом.” – Ириней.
“Марк был последователем Петра. Петр публично проповедовал Благую Весть в Риме перед конными рыцарями Цезаря, и приводил множество свидетельств о Христе. Для того, чтобы тем самым они могли вспомнить то, что говорил Петр, Марк писал полностью то, что называется Евангелием от Марка.” – Клемент Александрийский.
“Такой луч благочестия засиял на умы слушателей Петра, что они не были удовлетворены лишь слушанием или неписанным учением божественного слова. Таким образом, со всевозможными просьбами, они умоляли Марка, которому приписывается Евангелие (а он был спутником Петра), оставить в письменном виде запись учения, которое он получил в устной форме. И они не оставляли его в покое, пока они не добились своего. И таким образом им мы обязаны священной книгой, которая называется «Евангелия от Марка». Узнав, что было сделано, через откровение Духа, сказано, что апостол был в восторге от энтузиазма этих людей и утвердил произведение для чтения в церквях, рассказывает Клемент в шестой книге Строматов.” – Евсевий, цитируя Клемента Александрийского (c. 195, E), 2.579.
Таким образом, Марк мог не быть очевидцем жизни, смерти и воскресения Иисуса, но им точно был Петр. Петр был главным учеником и тем, кому Иисус явился лично после Своей смерти (см. Луки 24:34 и 1 Коринфянам 15:5, Симон и Кифа это два других имени Петра). Таким образом Петр был тем очевидцем, который нужен был Марку, чтобы составить рассказ. Интересно отметить, что Лука начинает свое Евангелие упоминанием, что многие люди составляли рассказы о жизни Иисуса, основанные на свидетельствах очевидцев (см. Луки 1:1-4).