Новый завет
Содержание:
Деяния святых апостолов
Глава 1.
1Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала
2до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал,
3которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием.
4И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня,
5ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым.
6Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?
7Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти,
8но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли.
9Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их.
10И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде
11и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо.
12Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути.
13И, придя, взошли в горницу, где и пребывали, Петр и Иаков, Иоанн и Андрей, Филипп и Фома, Варфоломей и Матфей, Иаков Алфеев и Симон Зилот, и Иуда, брат Иакова.
14Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его.
15И в те дни Петр, став посреди учеников, сказал
16(было же собрание человек около ста двадцати): мужи братия! Надлежало исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святый устами Давида об Иуде, бывшем вожде тех, которые взяли Иисуса;
17он был сопричислен к нам и получил жребий служения сего;
18но приобрел землю неправедною мздою, и когда низринулся, расселось чрево его, и выпали все внутренности его;
19и это сделалось известно всем жителям Иерусалима, так что земля та на отечественном их наречии названа Акелдама’, то есть земля крови.
20В книге же Псалмов написано: да будет двор его пуст, и да не будет живущего в нем; и: достоинство его да приимет другой.
21Итак надобно, чтобы один из тех, которые находились с нами во всё время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус,
22начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся от нас, был вместе с нами свидетелем воскресения Его.
23И поставили двоих: Иосифа, называемого Варсавою, который прозван Иустом, и Матфия;
24и помолились и сказали: Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал
25принять жребий сего служения и Апостольства, от которого отпал Иуда, чтобы идти в свое место.
26И бросили о них жребий, и выпал жребий Матфию, и он сопричислен к одиннадцати Апостолам.
« Предыдущая глава |
Следующая глава » |
Глава 27
1 | Когда решено было плыть нам в Италию, то отдали Павла и некоторых других узников сотнику Августова полка, именем Юлию. | |
2 | Мы взошли на Адрамитский корабль и отправились, намереваясь плыть около Асийских мест. С нами был Аристарх, Македонянин из Фессалоники. | |
3 | На другой день пристали к Сидону. Юлий, поступая с Павлом человеколюбиво, позволил ему сходить к друзьям и воспользоваться их усердием. | |
4 | Отправившись оттуда, мы приплыли в Кипр, по причине противных ветров, | |
5 | и, переплыв море против Киликии и Памфилии, прибыли в Миры Ликийские. | |
6 | Там сотник нашел Александрийский корабль, плывущий в Италию, и посадил нас на него. | |
7 | Медленно плавая многие дни и едва поровнявшись с Книдом, по причине неблагоприятного нам ветра, мы подплыли к Криту при Салмоне. | |
8 | Пробравшись же с трудом мимо него, прибыли к одному месту, называемому Хорошие Пристани, близ которого был город Ласея. | |
9 | Но как прошло довольно времени, и плавание было уже опасно, потому что и пост уже прошел, то Павел советовал, | |
10 | говоря им: мужи! я вижу, что плавание будет с затруднениями и с большим вредом не только для груза и корабля, но и для нашей жизни. | |
11 | Но сотник более доверял кормчему и начальнику корабля, нежели словам Павла. | |
12 | А как пристань не была приспособлена к зимовке, то многие давали совет отправиться оттуда, чтобы, если можно, дойти до Финика, пристани Критской, лежащей против юго-западного и северо-западного ветра, и там перезимовать. | |
13 | Подул южный ветер, и они, подумав, что уже получили желаемое, отправились, и поплыли поблизости Крита. | |
14 | Но скоро поднялся против него ветер бурный, называемый эвроклидон. | |
15 | Корабль схватило так, что он не мог противиться ветру, и мы носились, отдавшись волнам. | |
16 | И, набежав на один островок, называемый Кла́вдой, мы едва могли удержать лодку. | |
17 | Подняв ее, стали употреблять пособия и обвязывать корабль; боясь же, чтобы не сесть на мель, спустили парус и таким образом носились. | |
18 | На другой день, по причине сильного обуревания, начали выбрасывать груз, | |
19 | а на третий мы своими руками побросали с корабля вещи. | |
20 | Но как многие дни не видно было ни солнца, ни звезд и продолжалась немалая буря, то наконец исчезала всякая надежда к нашему спасению. | |
21 | И как долго не ели, то Павел, став посреди них, сказал: мужи! надлежало послушаться меня и не отходить от Крита, чем и избежали бы сих затруднений и вреда. | |
22 | Теперь же убеждаю вас ободриться, потому что ни одна душа из вас не погибнет, а только корабль. | |
23 | Ибо Ангел Бога, Которому принадлежу я и Которому служу, явился мне в эту ночь | |
24 | и сказал: «не бойся, Павел! тебе должно предстать пред кесаря, и вот, Бог даровал тебе всех плывущих с тобою». | |
25 | Посему ободритесь, мужи, ибо я верю Богу, что будет так, как мне сказано. | |
26 | Нам должно быть выброшенными на какой-нибудь остров. | |
27 | В четырнадцатую ночь, как мы носимы были в Адриатическом море, около полуночи корабельщики стали догадываться, что приближаются к какой-то земле, | |
28 | и, вымерив глубину, нашли двадцать сажен; потом на небольшом расстоянии, вымерив опять, нашли пятнадцать сажен. | |
29 | Опасаясь, чтобы не попасть на каменистые места, бросили с кормы четыре якоря, и ожидали дня. | |
30 | Когда же корабельщики хотели бежать с корабля и спускали на море лодку, делая вид, будто хотят бросить якоря с носа, | |
31 | Павел сказал сотнику и воинам: если они не останутся на корабле, то вы не можете спастись. | |
32 | Тогда воины отсекли веревки у лодки, и она упала. | |
33 | Перед наступлением дня Павел уговаривал всех принять пищу, говоря: сегодня четырнадцатый день, как вы, в ожидании, остаетесь без пищи, не вкушая ничего. | |
34 | Потому прошу вас принять пищу: это послужит к сохранению вашей жизни; ибо ни у кого из вас не пропадет волос с головы. | |
35 | Сказав это и взяв хлеб, он возблагодарил Бога перед всеми и, разломив, начал есть. | |
36 | Тогда все ободрились и также приняли пищу. | |
37 | Было же всех нас на корабле двести семьдесят шесть душ. | |
38 | Насытившись же пищею, стали облегчать корабль, выкидывая пшеницу в море. | |
39 | Когда настал день, земли не узнавали, а усмотрели только некоторый залив, имеющий отлогий берег, к которому и решились, если можно, пристать с кораблем. | |
40 | И, подняв якоря, пошли по морю и, развязав рули и подняв малый парус по ветру, держали к берегу. | |
41 | Попали на косу, и корабль сел на мель. Нос увяз и остался недвижим, а корма разбивалась силою волн. | |
42 | Воины согласились было умертвить узников, чтобы кто-нибудь, выплыв, не убежал. | |
43 | Но сотник, желая спасти Павла, удержал их от сего намерения, и велел умеющим плавать первым броситься и выйти на землю, | |
44 | прочим же спасаться кому на досках, а кому на чем-нибудь от корабля; и таким образом все спаслись на землю. |
Глава 26
Глава 28
Глава 15
1. Некоторые, пришедшие из Иудеи, учили братьев: если не обрежетесь
по обряду Моисееву, не можете спастись.
2. Когда же произошло разногласие и немалое состязание у Павла и
Варнавы с ними, то положили Павлу и Варнаве и некоторым другим из них
отправиться по сему делу к Апостолам и пресвитерам в Иерусалим.
3. Итак, быв провожены церковью, они проходили Финикию и Самарию,
рассказывая об обращении язычников, и производили радость великую во всех
братиях.
4. По прибытии же в Иерусалим они были приняты церковью, Апостолами и
пресвитерами, и возвестили всё, что Бог сотворил с ними и как отверз дверь веры
язычникам.
5. Тогда восстали некоторые из фарисейской ереси уверовавшие и
говорили, что должно обрезывать язычников и заповедывать соблюдать закон
Моисеев.
6. Апостолы и пресвитеры собрались для рассмотрения сего дела.
7. По долгом рассуждении Петр, встав, сказал им: мужи братия! вы
знаете, что Бог от дней первых избрал из нас меня, чтобы из уст моих язычники
услышали слово Евангелия и уверовали;
8. и Сердцеведец Бог дал им свидетельство, даровав им Духа Святаго,
как и нам;
9. и не положил никакого различия между нами и ими, верою очистив
сердца их.
10. Что же вы ныне искушаете Бога, желая возложить на выи учеников
иго, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы?
11. Но мы веруем, что благодатию Господа Иисуса Христа спасемся, как и
они.
12. Тогда умолкло все собрание и слушало Варнаву и Павла,
рассказывавших, какие знамения и чудеса сотворил Бог через них среди язычников.
13. После же того, как они умолкли, начал речь Иаков и сказал: мужи
братия! послушайте меня.
14. Симон изъяснил, как Бог первоначально призрел на язычников, чтобы
составить из них народ во имя Свое.
15. И с сим согласны слова пророков, как написано:
16. Потом обращусь и воссоздам скинию Давидову падшую, и то, что в ней
разрушено, воссоздам, и исправлю ее,
17. чтобы взыскали Господа прочие человеки и все народы, между
которыми возвестится имя Мое, говорит Господь, творящий все сие.
18. Ведомы Богу от вечности все дела Его.
19. Посему я полагаю не затруднять обращающихся к Богу из язычников,
20. а написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами,
от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе.
21. Ибо закон Моисеев от древних родов по всем городам имеет
проповедующих его и читается в синагогах каждую субботу.
22. Тогда Апостолы и пресвитеры со всею церковью рассудили, избрав из
среды себя мужей, послать их в Антиохию с Павлом и Варнавою, именно: Иуду,
прозываемого Варсавою, и Силу, мужей, начальствующих между братиями,
23. написав и вручив им следующее:
«Апостолы и пресвитеры и братия – находящимся в Антиохии, Сирии и Киликии
братиям из язычников: радоваться.
24. Поелику мы услышали, что некоторые, вышедшие от нас, смутили вас
своими речами и поколебали ваши души, говоря, что должно обрезываться и
соблюдать закон, чего мы им не поручали,
25. то мы, собравшись, единодушно рассудили, избрав мужей, послать их
к вам с возлюбленными нашими Варнавою и Павлом,
26. человеками, предавшими души свои за имя Господа нашего Иисуса
Христа.
27. Итак мы послали Иуду и Силу, которые изъяснят вам то же и
словесно.
28. Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени
более, кроме сего необходимого:
29. воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда,
и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы».
30. Итак, отправленные пришли в Антиохию и, собрав людей, вручили
письмо.
31. Они же, прочитав, возрадовались о сем наставлении.
32. Иуда и Сила, будучи также пророками, обильным словом преподали
наставление братиям и утвердили их.
33. Пробыв там некоторое время, они с миром отпущены были братиями к
Апостолам.
34. Но Силе рассудилось остаться там. (А Иуда возвратился в Иерусалим.)
35. Павел же и Варнава жили в Антиохии, уча и благовествуя, вместе с
другими многими, слово Господне.
36. По некотором времени Павел сказал Варнаве: пойдем опять, посетим
братьев наших по всем городам, в которых мы проповедали слово Господне, как они
живут.
37. Варнава хотел взять с собою Иоанна, называемого Марком.
38. Но Павел полагал не брать отставшего от них в Памфилии и не
шедшего с ними на дело, на которое они были посланы.
39. Отсюда произошло огорчение, так что они разлучились друг с другом;
и Варнава, взяв Марка, отплыл в Кипр;
40. а Павел, избрав себе Силу, отправился, быв поручен братиями
благодати Божией,
41. и проходил Сирию и Киликию, утверждая церкви.
Глава 5
1. Некоторый же муж, именем Анания, с женою своею Сапфирою, продав
имение,
2. утаил из цены, с ведома и жены своей, а некоторую часть принес и
положил к ногам Апостолов.
3. Но Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в
сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли?
4. Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в
твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не
человекам, а Богу.
5. Услышав сии слова, Анания пал бездыханен; и великий страх объял
всех, слышавших это.
6. И встав, юноши приготовили его к погребению и, вынеся, похоронили.
7. Часа через три после сего пришла и жена его, не зная о
случившемся.
8. Петр же спросил ее: скажи мне, за столько ли продали вы землю? Она
сказала: да, за столько.
9. Но Петр сказал ей: что это согласились вы искусить Духа Господня?
вот, входят в двери погребавшие мужа твоего; и тебя вынесут.
10. Вдруг она упала у ног его и испустила дух. И юноши, войдя, нашли ее мертвою и, вынеся, похоронили подле мужа ее.
11. И великий страх объял всю церковь и всех слышавших это.
12. Руками же Апостолов совершались в народе многие знамения и чудеса;
и все единодушно пребывали в притворе Соломоновом.
13. Из посторонних же никто не смел пристать к ним, а народ прославлял
их.
14. Верующих же более и более присоединялось к Господу, множество
мужчин и женщин,
15. так что выносили больных на улицы и полагали на постелях и
кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них.
16. Сходились также в Иерусалим многие из окрестных городов, неся
больных и нечистыми духами одержимых, которые и исцелялись все.
17. Первосвященник же и с ним все, принадлежавшие к ереси
саддукейской, исполнились зависти,
18. и наложили руки свои на Апостолов, и заключили их в народную
темницу.
19. Но Ангел Господень ночью отворил двери темницы и, выведя их,
сказал:
20. идите и, став в храме, говорите народу все сии слова жизни.
21. Они, выслушав, вошли утром в храм и учили. Между тем первосвященник и которые с ним, придя, созвали синедрион и всех
старейшин из сынов Израилевых и послали в темницу привести Апостолов.
22. Но служители, придя, не нашли их в темнице и, возвратившись,
донесли,
23
говоря: темницу мы нашли запертою со всею предосторожностью и
стражей стоящими перед дверями; но, отворив, не нашли в ней никого
24. Когда услышали эти слова первосвященник, начальник стражи и прочие
первосвященники, недоумевали, что бы это значило.
25. Пришел же некто и донес им, говоря: вот, мужи, которых вы
заключили в темницу, стоят в храме и учат народ.
26. Тогда начальник стражи пошел со служителями и привел их без
принуждения, потому что боялись народа, чтобы не побили их камнями.
27. Приведя же их, поставили в синедрионе; и спросил их
первосвященник, говоря:
28. не запретили ли мы вам накрепко учить о имени сем? и вот, вы
наполнили Иерусалим учением вашим и хотите навести на нас кровь Того Человека.
29. Петр же и Апостолы в ответ сказали: должно повиноваться больше
Богу, нежели человекам.
30. Бог отцов наших воскресил Иисуса, Которого вы умертвили, повесив
на древе.
31. Его возвысил Бог десницею Своею в Начальника и Спасителя, дабы
дать Израилю покаяние и прощение грехов.
32. Свидетели Ему в сем мы и Дух Святый, Которого Бог дал повинующимся
Ему.
33. Слышав это, они разрывались от гнева и умышляли умертвить их.
34. Встав же в синедрионе, некто фарисей, именем Гамалиил,
законоучитель, уважаемый всем народом, приказал вывести Апостолов на короткое
время,
35. а им сказал: мужи Израильские! подумайте сами с собою о людях сих,
что вам с ними делать.
36. Ибо незадолго перед сим явился Февда, выдавая себя за кого-то
великого, и к нему пристало около четырехсот человек; но он был убит, и все,
которые слушались его, рассеялись и исчезли.
37. После него во время переписи явился Иуда Галилеянин и увлек за
собою довольно народа; но он погиб, и все, которые слушались его, рассыпались.
38. И ныне, говорю вам, отстаньте от людей сих и оставьте их; ибо если
это предприятие и это дело – от человеков, то оно разрушится,
39. а если от Бога, то вы не можете разрушить его; берегитесь, чтобы
вам не оказаться и богопротивниками.
40. Они послушались его; и, призвав Апостолов, били их и, запретив им
говорить о имени Иисуса, отпустили их.
41. Они же пошли из синедриона, радуясь, что за имя Господа Иисуса
удостоились принять бесчестие.
42. И всякий день в храме и по домам не переставали учить и
благовествовать об Иисусе Христе.
Глава 8
1. Савл же одобрял убиение его. В те дни произошло великое гонение на церковь в Иерусалиме; и все, кроме
Апостолов, рассеялись по разным местам Иудеи и Самарии.
2. Стефана же погребли мужи благоговейные, и сделали великий плач по
нем.
3. А Савл терзал церковь, входя в домы и влача мужчин и женщин,
отдавал в темницу.
4. Между тем рассеявшиеся ходили и благовествовали слово.
5. Так Филипп пришел в город Самарийский и проповедывал им Христа.
6. Народ единодушно внимал тому, что говорил Филипп, слыша и видя,
какие он творил чудеса.
7. Ибо нечистые духи из многих, одержимых ими, выходили с великим
воплем, а многие расслабленные и хромые исцелялись.
8. И была радость великая в том городе.
9. Находился же в городе некоторый муж, именем Симон, который перед
тем волхвовал и изумлял народ Самарийский, выдавая себя за кого-то великого.
10. Ему внимали все, от малого до большого, говоря: сей есть великая
сила Божия.
11. А внимали ему потому, что он немалое время изумлял их
волхвованиями.
12. Но, когда поверили Филиппу, благовествующему о Царствии Божием и о
имени Иисуса Христа, то крестились и мужчины и женщины.
13. Уверовал и сам Симон и, крестившись, не отходил от Филиппа; и,
видя совершающиеся великие силы и знамения, изумлялся.
14. Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышав, что Самаряне приняли
слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна,
15. которые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святаго.
16. Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они
крещены во имя Господа Иисуса.
17. Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святаго.
18. Симон же, увидев, что через возложение рук Апостольских подается
Дух Святый, принес им деньги,
19. говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки,
получал Духа Святаго.
20. Но Петр сказал ему: серебро твое да будет в погибель с тобою,
потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги.
21. Нет тебе в сем части и жребия, ибо сердце твое неправо пред Богом.
22. Итак покайся в сем грехе твоем, и молись Богу: может быть,
опустится тебе помысел сердца твоего;
23. ибо вижу тебя исполненного горькой желчи и в узах неправды.
24. Симон же сказал в ответ: помолитесь вы за меня Господу, дабы не
постигло меня ничто из сказанного вами.
25. Они же, засвидетельствовав и проповедав слово Господне, обратно
пошли в Иерусалим и во многих селениях Самарийских проповедали Евангелие.
26. А Филиппу Ангел Господень сказал: встань и иди на полдень, на
дорогу, идущую из Иерусалима в Газу, на ту, которая пуста.
27. Он встал и пошел. И
вот, муж Ефиоплянин, евнух, вельможа Кандакии, царицы Ефиопской, хранитель всех
сокровищ ее, приезжавший в Иерусалим для поклонения,
28. возвращался и, сидя на колеснице своей, читал пророка Исаию.
29. Дух сказал Филиппу: подойди и пристань к сей колеснице.
30. Филипп подошел и, услышав, что он читает пророка Исаию, сказал:
разумеешь ли, что читаешь?
31. Он сказал: как могу разуметь, если кто не наставит меня? и
попросил Филиппа взойти и сесть с ним.
32. А место из Писания, которое он читал, было сие: как овца, веден
был Он на заклание, и, как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не
отверзает уст Своих.
33. В уничижении Его суд Его совершился. Но род Его кто разъяснит? ибо вземлется от земли жизнь Его.
34. Евнух же сказал Филиппу: прошу тебя сказать: о ком пророк говорит
это? о себе ли, или о ком другом?
35. Филипп отверз уста свои и, начав от сего Писания, благовествовал
ему об Иисусе.
36. Между тем, продолжая путь, они приехали к воде; и евнух сказал:
вот вода; что препятствует мне креститься?
37. Филипп же сказал ему: если веруешь от всего сердца, можно. Он сказал в ответ: верую, что Иисус Христос есть Сын Божий.
38. И приказал остановить колесницу, и сошли оба в воду, Филипп и
евнух; и крестил его.
39. Когда же они вышли из воды, Дух Святый сошел на евнуха, а Филиппа
восхитил Ангел Господень, и евнух уже не видел его, и продолжал путь, радуясь.
40. А Филипп оказался в Азоте и, проходя, благовествовал всем городам,
пока пришел в Кесарию.
Этимология
Ведет свое происхождение от старинного глагола «деять», что значит «делать», который произошел от существительного «дело». Оно пришло в наш язык из праславянского, где писалось, как dělo и обозначало «дело, работа», через старославянское дѣло. Из старославянского оно попало также и в украинский, болгарский, сербохорватский, словенский, чешский, польский, где значение этого слова совпадает с русским, а значит подтверждает его.
Как считают ученые, праславянское слово dělo является родственным индоевропейскому dhē, что значит «деть». А также они сравнивают его с литовскими padėlỹs (яйцо, которое подложили в гнездо) и priedėlė (приложение), а также с древнеисландским dalidun (совершили).
Сравнение с другими сочинениями
Святой Павел пишет свои послания , приписываемые Валентину де Булонь , 17 век
Евангелие от Луки
Как вторая часть работы Луки – Деяния, состоящей из двух частей, Деяния имеют важные связи с Евангелием от Луки . Основные поворотные моменты в структуре Деяний, например, находят параллели в Евангелии от Луки: представление младенца Иисуса в Храме соответствует открытию Деяний в Храме, сорок дней испытаний Иисуса в пустыне перед его миссией параллельны сорока дням. за несколько дней до его Вознесения в Деяниях, миссия Иисуса в Самарии и Десятиградия (земли самаритян и язычников) параллельна миссиям Апостолов в Самарии и языческих землях и так далее (см. Евангелие от Луки ). Эти параллели продолжаются в обеих книгах. Есть также различия между Лукой и Деяниями, временами доходящие до прямого противоречия. Например, в Евангелии, кажется, вознесение вознесение приходится на пасхальное воскресенье , сразу после воскресения , а в Деяниях 1 — на сорок дней позже
Существуют аналогичные конфликты по поводу богословия, и, хотя серьезно не ставится под сомнение единственное авторство Луки – Деяния, эти различия все же предполагают необходимость осторожности при поиске слишком большой последовательности в книгах, написанных, по сути, как популярная литература.
Послания Павла
Деяния согласны с посланиями Павла об основных направлениях его карьеры: он обращается и становится христианским миссионером и апостолом, основывая новые церкви в Малой Азии и Эгейском море и борясь за освобождение христиан из язычников от еврейского закона . Есть также соглашения о многих инцидентах, таких как побег Павла из Дамаска, где его опускают вниз по стенам в корзине. Но детали тех же самых инцидентов часто противоречат друг другу: например, по словам Павла, это был языческий царь, который пытался арестовать его в Дамаске, а по словам Луки, это были евреи (2 Коринфянам 11:33 и Деяния 9:24). . В Деяниях говорится о «христианах» и «учениках», но Павел никогда не использует ни одного термина, и поразительно, что Деяния никогда не приводят Павла к конфликту с иерусалимской церковью и помещают Павла под власть иерусалимской церкви и ее лидеров, особенно Иакова и других. Петр (Деяния 15 против Галатам 2). В Деяниях многое упускается из посланий, в частности, проблемы Павла с его общинами (внутренние трудности, как говорят, были виной евреев) и его очевидное окончательное неприятие церковными лидерами в Иерусалиме (Деяния Павла и Варнавы приносят приношение, которое принято, поездка, о которой в письмах не упоминается). Между Деяниями и Павлом также есть существенные различия в христологии (понимании природы Христа), эсхатологии (понимании «последнего») и апостольстве .
Глава 2
1. При
наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе.
2. И внезапно
сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом,
где они находились.
3. И явились им
разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них.
4. И
исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им
провещевать.
5. В Иерусалиме
же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом.
6. Когда
сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их
говорящих его наречием.
7. И все
изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне?
8. Как же мы
слышим каждый собственное наречие, в котором родились.
9. Парфяне, и
Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии,
10. Фригии и
Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима,
Иудеи и прозелиты,
11. критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих
делах Божиих?
12. И
изумлялись все и, недоумевая, говорили друг другу: что это значит?
13. А иные,
насмехаясь, говорили: они напились сладкого вина.
14. Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им:
мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и
внимайте словам моим:
15. они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня;
16. но это есть предреченное пророком Иоилем:
17. И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на
всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши
будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут.
18. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и
будут пророчествовать.
19. И покажу чудеса на небе вверху и знамения на земле внизу, кровь и
огонь и курение дыма.
20. Солнце превратится во тьму, и луна – в кровь, прежде нежели
наступит день Господень, великий и славный.
21. И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется.
22. Мужи Израильские! выслушайте слова сии: Иисуса Назорея, Мужа,
засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями, которые Бог
сотворил через Него среди вас, как и сами знаете,
23. Сего, по определенному совету и предведению Божию преданного, вы
взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили;
24. но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей
невозможно было удержать Его.
25. Ибо Давид говорит о Нем: видел я пред собою Господа всегда, ибо Он
одесную меня, дабы я не поколебался.
26. Оттого возрадовалось сердце мое и возвеселился язык мой; даже и
плоть моя упокоится в уповании,
27. ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему
увидеть тления.
28. Ты дал мне познать путь жизни, Ты исполнишь меня радостью пред
лицем Твоим.
29. Мужи братия! да будет позволено с дерзновением сказать вам о
праотце Давиде, что он и умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня.
30. Будучи же пророком и зная, что Бог с клятвою обещал ему от плода
чресл его воздвигнуть Христа во плоти и посадить на престоле его,
31. Он прежде сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его в
аде, и плоть Его не видела тления.
32. Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели.
33. Итак Он, быв вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование
Святаго Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите.
34. Ибо Давид не восшел на небеса; но сам говорит: сказал Господь
Господу моему: седи одесную Меня,
35. доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих.
36. Итак твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и
Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли.
37. Услышав это, они умилились сердцем и сказали Петру и прочим
Апостолам: что нам делать, мужи братия?
38. Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя
Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа.
39. Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого
ни призовет Господь Бог наш.
40. И другими многими словами он свидетельствовал и увещевал, говоря:
спасайтесь от рода сего развращенного.
41. Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот
день душ около трех тысяч.
42. И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и
преломлении хлеба и в молитвах.
43. Был же страх на всякой душе; и много чудес и знамений совершилось
через Апостолов в Иерусалиме.
44. Все же верующие были вместе и имели всё общее.
45. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем,
смотря по нужде каждого.
46. И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам
хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца,
47. хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви.
Глава 19
1 | Во время пребывания Аполлоса в Коринфе Павел, пройдя верхние страны, прибыл в Ефес и, найдя там некоторых учеников, | |
2 | сказал им: приняли ли вы Святаго Духа, уверовав? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый. | |
3 | Он сказал им: во что же вы крестились? Они отвечали: во Иоанново крещение. | |
4 | Павел сказал: Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса. | |
5 | Услышав это, они крестились во имя Господа Иисуса, | |
6 | и, когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святый, и они стали говорить иными языками и пророчествовать. | |
7 | Всех их было человек около двенадцати. | |
8 | Придя в синагогу, он небоязненно проповедовал три месяца, беседуя и удостоверяя о Царствии Божием. | |
9 | Но как некоторые ожесточились и не верили, злословя путь Господень перед народом, то он, оставив их, отделил учеников, и ежедневно проповедовал в училище некоего Тиранна. | |
10 | Это продолжалось до двух лет, так что все жители Асии слышали проповедь о Господе Иисусе, как Иудеи, так и Еллины. | |
11 | Бог же творил немало чудес руками Павла, | |
12 | так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них. | |
13 | Даже некоторые из скитающихся Иудейских заклинателей стали употреблять над имеющими злых духов имя Господа Иисуса, говоря: заклинаем вас Иисусом, Которого Павел проповедует. | |
14 | Это делали какие-то семь сынов Иудейского первосвященника Скевы. | |
15 | Но злой дух сказал в ответ: Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто? | |
16 | И бросился на них человек, в котором был злой дух, и, одолев их, взял над ними такую силу, что они, нагие и избитые, выбежали из того дома. | |
17 | Это сделалось известно всем живущим в Ефесе Иудеям и Еллинам, и напал страх на всех их, и величаемо было имя Господа Иисуса. | |
18 | Многие же из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои. | |
19 | А из занимавшихся чародейством довольно многие, собрав книги свои, сожгли перед всеми, и сложили цены их, и оказалось их на пятьдесят тысяч драхм. | |
20 | С такою силою возрастало и возмогало слово Господне. | |
21 | Когда же это совершилось, Павел положил в духе, пройдя Македонию и Ахаию, идти в Иерусалим, сказав: побывав там, я должен видеть и Рим. | |
22 | И, послав в Македонию двоих из служивших ему, Тимофея и Ераста, сам остался на время в Асии. | |
23 | В то время произошел немалый мятеж против пути Господня, | |
24 | ибо некто серебряник, именем Димитрий, делавший серебряные храмы Артемиды и доставлявший художникам немалую прибыль, | |
25 | собрав их и других подобных ремесленников, сказал: друзья! вы знаете, что от этого ремесла зависит благосостояние наше; | |
26 | между тем вы видите и слышите, что не только в Ефесе, но почти во всей Асии этот Павел своими убеждениями совратил немалое число людей, говоря, что делаемые руками человеческими не суть боги. | |
27 | А это нам угрожает тем, что не только ремесло наше придет в презрение, но и храм великой богини Артемиды ничего не будет значить, и испровергнется величие той, которую почитает вся Асия и вселенная. | |
28 | Выслушав это, они исполнились ярости и стали кричать, говоря: велика Артемида Ефесская! | |
29 | И весь город наполнился смятением. Схватив Македонян Гаия и Аристарха, спутников Павловых, они единодушно устремились на зрелище. | |
30 | Когда же Павел хотел войти в народ, ученики не допустили его. | |
31 | Также и некоторые из Асийских начальников, будучи друзьями его, послав к нему, просили не показываться на зрелище. | |
32 | Между тем одни кричали одно, а другие другое, ибо собрание было беспорядочное, и большая часть собравшихся не знали, зачем собрались. | |
33 | По предложению Иудеев, из народа вызван был Александр. Дав знак рукою, Александр хотел говорить к народу. | |
34 | Когда же узнали, что он Иудей, то закричали все в один голос, и около двух часов кричали: велика Артемида Ефесская! | |
35 | Блюститель же порядка, утишив народ, сказал: мужи Ефесские! какой человек не знает, что город Ефес есть служитель великой богини Артемиды и Диопета? | |
36 | Если же в этом нет спора, то надобно вам быть спокойными и не поступать опрометчиво. | |
37 | А вы привели этих мужей, которые ни храма Артемидина не обокрали, ни богини вашей не хулили. | |
38 | Если же Димитрий и другие с ним художники имеют жалобу на кого-нибудь, то есть судебные собрания и есть проконсулы: пусть жалуются друг на друга. | |
39 | А если вы ищете чего-нибудь другого, то это будет решено в законном собрании. | |
40 | Ибо мы находимся в опасности — за происшедшее ныне быть обвиненными в возмущении, так как нет никакой причины, которою мы могли бы оправдать такое сборище. Сказав это, он распустил собрание. |
Глава 18
Глава 20
Элементы поступка
В составе понятия «поступок» можно выделить такие элементы, как:
- Мотив – то, что направляет действия, подстегивает к их совершению.
- Цели – относительно интересов других людей: могут совпадать с ними полностью, частично, а могут быть прямо противоположными.
- Предмет воздействия – личность самого индивидуума или другого человека, в этом состоит одно из отличий поступка от действия.
- Средства – могут быть самыми разными: практическими, словесными, наглядными; прямыми и косвенными.
- Процесс – само совершение поступка.
- Результат – изменение внутри личности или в отношениях между людьми, заранее его знать невозможно, вероятно лишь строить предположения.
- Оценка – чтобы произвести оценку поступка нужно быть осведомленным о его мотивах.