Апостол из царского рода

В популярной культуре

Эта секция не цитировать любой источники
  • в рок-опера Иисус Христос Суперзвезда и его последующий экранизацияСимон Зелот пытается убедить Иисуса разжечь среди масс ненависть к римским оккупантам.
  • В спектакле Последние дни Иуды Искариота , Симон Зилот выступает свидетелем защиты на суде над Иуда Искариот в Чистилище.
  • В минисериале Иисус из Назарета , прежде чем присоединиться к апостолам, он сначала изображается как член Зилотыотсюда и его имя.
  • Симон Зилот — кузнец в Бронзовый лук .
  • Симон Зилот — второстепенный персонаж в научная фантастика путешествие во времени Роман Коррумпирование доктора Найс к Джон Кессель.
  • Симон Зилот (появляется как «Симон Зелот») — оратор в стихотворении Эзры Паунда, Баллада о Добром Ферре .

Экскурсии

  • Озеро Рица. Рицинский национальный парк
  • Гегский водопад
  • Голубое озеро
  • Пицундский храм
  • Новоафонский монастырь
  • Новоафонская пещера
  • Заповедник «Анакопия»
  • Храм и грот Симона Кананита
  • Храм святого Ипатия в крепости Абаата
  • Успенский собор в селе Моква
  • Бедийский собор
  • Илорский храм
  • Драндский собор
  • Сухумский кафедральный собор
  • Каманский монастырь
  • Село Лыхны
  • Село Псху
  • Форелевое хозяйство
  • Сухумский питомник обезьян
  • Ботанический сад
  • Абхазский государственный музей
  • Пещера Абрскила в селе Отап
  • Мюссерский храм

В центре Нового Афона, на берегу реки Псырцха находится небольшой крестовокупольный трехапсидный храм, уникальный памятник древнего зодчества — церковь Симона Кананита. Она была сооружена в эпоху возвышения Анакопии как административного и религиозного центра Абхазского царства в IX- X вв. Этот храм из белого тесаного известняка был построен на месте, где, по преданию, был убит апостол Симон Кананит.

Он является уникальным памятником абхазской школы церковного зодчества, сформировавшегося под византийским влиянием. В середине VIII в. Абазгская епархия, находившаяся на тот момент в подчинении Константинопольского патриархата, становится автокефальной Абхазской Православной Церковью. С тех пор начинается расцвет православия и церковного строительства в Абхазском царстве. С каждым именем абхазского царя связано строительство и богатое украшение соборов и храмов, выдающихся архитектурных памятников Кавказа и всего Восточного Причерноморья. Основная часть этих крестово-купольных сооружений (вписанный крест): Бзыбский храм, храм Симона Кананита, храм Алахадзы, Лыхненский храм, Моквский собор и храм в Нижнем Архызе — представляют абхазскую школу церковного строительства. В XI в. абхазские мастера принимали участие в строительстве Софийского собора в Киеве.

Храм неоднократно разрушался и перестраивался. Он реставрировался в эпоху Византийского императора Комнина, был украшен внутри уникальной фресковой росписью в XIV в.

Расположенный в одном из живописнейших мест города (у Новоафонского водопада) храм Симона Кананита представляет собой церковь средних размеров, выстроенную из тесаного белого камня. По словам паломника Муравьева А. Н. в его сочинении «Грузия и Армения» (изд. 1848 г.): «устройство храма совершенно греческое с тройным разделением алтаря … и полукружием горняго места; поразительна тонкость стен, выложенных из дикого тесаного камня и высота стройных сводов, которые опираются на чрезвычайно легкие столбы. Живопись уже стерлась, но на западной стене еще видны: Успение Богоматери и два мученика».

27 ноября 1875 г. распоряжением Российского императора Александра III храм Симона Кананита был передан Новоафонскому Симоно-Кананитскому монастырю, и иноки вскоре приступили к его восстановлению. При этом храм претерпел некоторые изменения: большая часть стен была забелена, изменены высоты стен, появился профилированный карниз, барабан стал круглым, купол приобрел луковичную форму. Над западным притвором монахи надстроили колокольню, западный и южный портики над входами не были восстановлены. Восстановление храма было закончено в начале 1882 г. и 10 мая этого же года храм был освящен. Он становится действующим.

Храм сохранил две раннесредневековые греческие надписи. Одна из них, датируемая IX-X вв., имеется над южным входом храма вместе с изображением круга и креста внутри его. Вот один из вариантов ее прочтения: «Матерь Божия! Спаси Георгия пречистого, митрополита». Вторая надпись высечена на одном из камней восточного фасада храма. Она состояла из четырех или пяти строк, значительно повреждена и читается только частично: «Христос господь, спаси раба (своего)… являются …и сын твой и …Христос господь…Христос».

В настоящее время храм св. ап. Симона Кананита принадлежит Абхазской Православной Церкви и является действующим. Православная церковь празднует день памяти Святого апостола Симона Кананита 23 мая. В этот день в храме проводится божественная литургия с крестным ходом. Тысячи верующих Абхазии и России идут поклониться и испросить счастья в супружестве, любви и благополучии. Ведь в православной Церкви он почитается как покровитель брака и семьи.

Храм Симона Кананита

Является памятником VIII века, выполнен в византийском стиле. Ранее была главной абхазской христианской церковью до разрушения мусульманами. В настоящее время от величественного храма осталась только форма и несколько настенных изображений на фасаде. В XIV веке церковь была украшена фресковой росписью, на стенах были изображены Симон Кананит, Андрей Первозванный и Успение Богоматери. Несколько веков храм разрушался во время мусульманской экспансии. А уже после 1875 году Александр III издал указ о передачи церкви во владение Новоафонского монастыря, тогда монахи начали восстанавливать поврежденные участки строения, немного изменилась форма храма.

В настоящее время в храме ежегодно проводится литургия с крестным ходом 23 мая в день памяти апостола Кананита. В остальные дни попасть в церковь нельзя, так как она находится на реставрации.

Служба и молитва апостолу Симону Кананиту

Молитва Зелоту помогает обрести супружеское счастье, создать крепкую семью. Она оберегает от ссор с близкими, помогает обрести мир и взаимопонимание между супругами. Искреннее обращение к Симону избавляет от болезней, а также укрепляет дух.

Во время молитвенного чтения произносят акафист, тропарь, а также саму молитву святому. Последнюю читают также во время обряда венчания, благословляя молодоженов на брак. Аналогия с вином, проводимая в тексте, указывает на обращение грешной души к благочестию.

Святый славный и всехвальный апостоле Христов Симоне, сподобивыйся прияти в дом твой в Кане Галилейстей Господа нашего Иисуса Христа и Его Пречистую Матерь, Владычицу нашу Богородицу, и очевидцем быти преславнаго чудесе Христова, на браце твоем явленного, претворения воды в вино! Молим тя с верою и любовию: умоли Христа Господа претворить души наша из грехолюбивых в боголюбивыя; сохрани и соблюди нас молитвами твоими от искушений диавольских и падений греховных и испроси нам свыше помощь во время уныния и беспомощия нашего, да не преткнемся о камень соблазна, но неуклонно шествуем спасительным путем заповедей Христовых, дондеже достигнем обителей райских, идеже ты ныне водворяешися и веселишися. Ей, апостоле Спасов! Не посрами нас, крепце на тя уповающих, но буди нам помощник и покровитель во всем житии нашем и помози нам благочестно и богоугодно житие сие временное скончати, благую и мирную христианскую кончину получити и добраго ответа сподобитися на Страшнем Суде Христове, да избежавше мытарств воздушных и власти лютаго миродержца, унаследуем Царство Небесное и прославим великолепое Имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Несмотря на скудное упоминание среди текстов Святого Писания, Симон Кананит оставил после себя неизмеримый след в истории становления христианства. Апостол сумел обратить к истинной вере самых закостенелых язычников, укоренив учение Христа во многих странах мира.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Икос 5

Видевши тя, апостоле Христов, Пречистая
Богородица, от дальных стран на облаце приспевшаго ко
пречестному Ея успению, возрадовася радостию святою и
сподоби тя Своея беседы и благословения предсмертнаго;
ты же о коликия радости исполнился еси, созерцая Сына Ея
и Бога, со святыми Ангелы к Ней пришедшаго и святую душу
Ея в руце Свои приемшаго. Сию радость твою и мы,
благоговейно воспоминающе, от любве усердныя возглашаем
ти сия всерадостныя глаголы:

Радуйся, небошественный учениче Спасов,
на погребение Матере Господни на облаце чудесно
принесенный.

Радуйся, Христа, в руце Свои душу Матере
Своея приемшаго, созерцавый.

Радуйся, погребению Пречистыя Богоматере
достойно послуживый.

Радуйся, вознесенную с телом горе
Богородицу уразумевый.

Радуйся, погребальныя пелены и праздный
гроб Ея в Гефсимании видевый.

Радуйся, в видении светозарнем со
святыми Ангелы пришедшую Владычицу мира зрети
сподобивыйся.

Радуйся, Симоне, апостоле Христов и
молитвенниче о душах наших.

  • Православные акафисты и каноны — постоянно пополняемый сборник канонических православных акафистов и канонов с древними и чудотворными иконами: Господу Иисусу Христу, Богородице, святым…
  • Православный молитвослов — постоянно пополняемый сборник православных молитв, канонов, псалтырь, толкования на молитвы и многое другое.

Искусственный водопад


Искусственный водопад

Рядом с церковью Симона Канонита с уступа срывается пенная стена мощного водопада. Водопад искусственный. Веб камера Водопада. Сооружен он все теми же монахами, но не для красоты, а с более прозаическими хозяйственными целями. Во-первых, плотина регулировала сток реки Псырцха и предохраняла низовья реки от разливов во время паводков, во-вторых, вода из сооруженного над плотиной пруда шла на орошение монастырских огородов и вращала жернова монастырской мельницы. А с 1902 г. на этой плотине заработала одна из первых в России гидроэлектростанций, сооруженная монастырем. Сооружение плотины способствовало и осушению болотистой местности в низовьях реки, в результате климат стал более здоровым. Там, где раньше разливались болота, кишевшие малярийными комарами, монахи устроили декоративные пруды.

Но кроме позитивных последствий этого строительства появились и негативные. При строительстве были допущены некоторые инженерные ошибки, и грунтовые воды стали подтапливать храм Симона Канонита, который уже в наше время пришлось закрыть на реставрацию.

Образ Зилота и почитание

Общей иконографии Симона не существует: чаще его изображают как старца, который держит в своих десницах книгу или свиток — обязательные атрибуты для апостолов. Такие полотна символизируют деятельность проповедника и распространение христианского учения. На некоторых иконах святитель изображен с ручной пилой, напоминающей о мученической кончине преподобного старца. Предание гласит, что именно от этого инструмента он принял собственную кончину.

День памяти апостола Кананита, которого многие почитают в качестве покровителя плодородия, приходится на 23 мая. В этот церковный праздник сажают лишь те растения, которые не требуют обработки. Традиция предостерегает от тревог и труда, верующим рекомендуется просто отдохнуть. После празднования сельскохозяйственные работы возобновляются с великой силой.

В церквях 23 мая поется продолжительный акафист, повествующий о бракосочетании в Кане и апостольской проповеди в Иверии. В молитве символично сравнивают превращение воды в вино с обращением православной души к истинному благочестию.

На заметку! Православная Церковь вспоминает святителя 23 мая, когда нельзя совершать никаких работ на земле, и 13 июля, в день совершения особенного праздника — Собора всех двенадцати апостолов. Избрание последних произошло после второй Пасхи, а их список дается в общих Евангелиях и Деяниях.

Став свидетелем чуда, которое сотворил Мессия, Симон Зилот отринул свою прошлую жизнь и пошел вслед за учителем, чтобы проповедовать истинную веру. Апостол совершил великое путешествие вдоль побережья Черного моря и приобщил к религии даже отъявленных безбожников. Симон Кананит принял мученическую смерть за свои подвиги и обрел колоссальную славу среди православного населения.

На Новом Афоне есть келья и храмы в честь апостола, а его мощи могут до сих пор храниться под землёй

В Абхазии на Новом Афоне немало месть связаны с именем апостола Симона Кананита. Они — едва ли не главные достопримечательности страны и часто выступают в роли её символов.

Грот (Пещера) Симона Кананита. До 55 года, по преданию, здесь проживал апостол. В течение двух лет это была его келья. Сегодня доступ в пещеру открыт всем желающим, здесь находится часовня.

Пещера, в которой, по преданию, жил Симон Кананит. Фото: upload.wikimedia.org

Храм Симона Кананита. Построен в IX–X вв. От наших времён его отделяет столько же, сколько и от наших. Строение небольшое, напоминает миниатюрный замок. Первоначально его хотели возвести на мощах святого ещё в IX веке, но стройку остановили мусульманские завоеватели.

В X веке здание всё же завершили. Предполагается, что мощи апостола до сих пор находятся под храмом.

Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь. Расположен в горах. Возведён в честь деяний апостола. Снаружи выглядит очень впечатляюще. На входе постоянно сидит монах, пишущий иконы. А вот внутри всё в состоянии упадка. Монастырь сильно пострадал в советское время.

Иконостас главного храма уничтожили и вместо него установили полотно кинотеатра. Но всё стены украшает великолепная роспись. Следы атеистического произвола уже убраны, хотя нового иконостаса так и нет

Важное туристическое место

3 страны, где могут храниться мощи апостола Симона: Абхазия, Россия и Румыния.

По древним источникам, апостол Симон погребён в городе Никопсии. Это может быть не обязательно Новый Афон. Есть версия, что речь о посёлке Новомихайловском в Краснодарском крае.

Также об обладании частицей мощей (частью руки) заявляет одна церковь в Бухаресте. Подробнее можно почитать на румынском ресурсе Leber tatea.  Ясное дело, что версии противоречат друг другу.

День памяти святого — 23 мая.

Места паломничества

Пещера Симона Кананита

В Новом Афоне есть не один объект, который желают увидеть туристы. Первый из них – всё та же пещера. Примечательна она и тем, что в отличие от храмов нерукотворна. Большой каменный свод, местами поросший зеленью, вход-«дверь», видимо, заботливо обустроенный местными жителями. К нему даже ведёт несколько ступенек.

Внутри – несколько икон, надписи на стене, горят церковные свечи. Сюда люди приходят помолиться, подумать о своей жизни, попросить помощи или совета, а также просто подзарядиться положительной энергией, которая, по мнению верующих, здесь в избытке.

Храм и монастырь

Храм – приятное место среди благоухающей листвой природы, расположился он у подножия небольшой горы. Здесь всё вокруг – зелёное, нет видимых границ вроде заборов и ворот. Создаётся ощущение, что паломников именно ждут, а не отгораживаются от мира глухой стеной.

Его постройку относят к IX-X векам, но и сегодня он выглядит вполне прилично, не считая некоторой «запылённости». И то лишь потому, что он – белого цвета.

А вот монастырь был построен не так давно по историческим меркам – в конце XIX века. В отличие от весьма скромного храма выглядит он величественно и даже царственно – что, впрочем, присуще многим церковным строениям. На него приятно полюбоваться даже просто как на архитектурное строение. Здесь вас также ожидает свежий воздух, зелень лесов, прекрасная местность и, конечно же, атмосфера глубокой духовности.

Памятники преданий

На одном из камней в этих местах отпечатался странный «след», и считается, что принадлежит он именно Симону Кананиту. Сюда также регулярно стекаются желающие увидеть чудо своими глазами.

Есть и другое место – камни, в которые въелись пятна крови. По преданию, кровь эта принадлежит апостолу, вытекла она в момент казни. Это место также считается святым и почитается паломниками.

Биография Симона Кананита

Евангелие достаточно скудно на факты, касающиеся биографии ученика Христова. Имя его упоминается лишь при перечислении всех двенадцати апостолов. Остальную информацию о житие святого можно почерпнуть из Предания, которое церковники официально признали истинным.


Про житие Симона Кананита известно крайне мало

Юношеские годы

Отцом Симона был Иосиф Обручник, названный отец Иисуса Христа. Таким образом, Зилот является сводным братом Спасителя. Много лет он не признавал родство, огорчившись из-за решения Иосифа поровну разделить наследство. Однако позже, узрев первое чудо Мессии, будущий святой поменял свое отношение и стал Его учеником.

На арамейском языке Кананит означает «ревнитель». В такой же интерпретации упоминает апостола и Лука, только в греческом переводе – Зилот. По одной из версий, это имя было дано Симону согласно названию его родного города Каны, что рядом с Назаретом. Однако большинство богословов отдают предпочтение иной теории, согласно которой иудеев, рьяно боровшихся с римским владычеством, называли зелотами.

Кананит уверовал в Христа после того, как Мессия совершил свое первое чудо – превратил воду в вино на свадьбе у Симона. Об этом случае упоминают писания Иоанна Богослова. Отрывок из Святого Евангелия читают во время обряда венчания, что послужило поводом почитать Зилота как покровителя супружества. Так, уверовав в Спасителя, Симон бросает семью и следует за Иисусом в качестве Его ученика.

Проповедническая деятельность

Проповедовать Зилот начал после чудесного Воскресения Сына Божьего. На пятидесятый день он обрел дар и вместе с другими апостолами отправился странствовать, чтобы нести учение Христово людям. Симон обошел много стран: Египет, Ливию, Мавританию, Иудею, Сирию, Армению, Испанию, Англию. Все это засвидетельствовано в христианских преданиях разных народов.

Кананит, Матфей и Андрей Первозванный проповедовали на Иверской земле, а затем отправились в Осетию. Далее они посетили Абхазию, где конечной точкой их пребывания стал город Севаст. Здесь апостолы разделились, отправившись каждый своим путем. Симон же остался, устроив себе келью из небольшого грота поблизости реки Псыртсхи. Это произошло спустя два десятка лет после Вознесения Иисуса.

Как долго святой занимался своей проповеднической деятельностью в Абхазии, неизвестно. Однако за все время своего пребывания он обратил к христианской вере многих язычников. Благодаря Зилоту местными жителями был упразднен кровавый обычай человеческого жертвоприношения.


Кананит одним касанием исцелял любые болезни

Гонения и мученическая смерть

Однако не все язычники были согласны с учением Зилота. Из-за возникавших противоречий Симон часто подвергался гонениям и в конце был вынужден принять мученическую смерть. Единой теории, как это произошло, нет. Одни богословы говорят, что казнь состоялась на Британских островах во время его путешествия с целью обратить местных жителей к христианской вере. Другие поддерживают точку зрения, что Кананит был распят вместе с Иудой Фаддеем. Однако большинство священников разделяют мнение, что он был казнен грузинским царем Адеркием. Каким образом святого лишили жизни, также остается загадкой. По некоторым преданиям, его распяли на кресте, иные говорят об усечении мечом или о расчленении пилой.

Святой апостол Симон Зилот

Греческая икона

Святой апостол Симон Зилот происходил из Каны Галилейской, был сыном святого Обручника Иосифа, по плоти братом Господа, и одним из 12-ти апостолов. Первое чудо, которое сотворил Спаситель, – претворение воды в вино, произошло в доме Симона: во время пира для гостей недостало вина. Тогда Господь, по предстательству Пресвятой Богоматери, претворил воду в вино. Пораженный чудом, Симон всем сердцем и душой уверовал в Господа Иисуса как обетованного Мессию и, все оставив, последовал за Ним. Симон получил наименование «зилота», т. е. ревнителя. В день Пятидесятницы он принял вместе с другими Апостолами дар Святого Духа. Святой апостол Симон проповедовал учение Христово в Иудее, Египте, Ливии, Киринее и Британии. В Абхазии принял мученическую кончину, был распят на кресте. Погребен в городе Никопсии около Сухуми. Впоследствии (в ХIХ в.) на месте подвигов святого Апостола, близ Иверской горы, был сооружен Новоафонский монастырь Симона Кананита. Доныне сохранилась пещера, в которой подвизался святой Апостол.

Священное Предание Церкви и опыт верующих свидетельствуют, что заступничество некоторых святых помогает будущим супругам найти друг друга, создать христианскую семью, хранить мир и согласие, совет и любовь. А также апостол Симон Зилот помогает преодолеть душевные потрясения и телесные недуги.

Особым даром молиться о супружестве Господь наделил святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских, святых и праведных Иоакима и Анну, праведного Филарета Милостивого, благоверного князя Петра и княгиню Февронию Муромских, мучеников Гурия, Самона и Авива, а также апостола Симона.

Память этого святого отмечается дважды в году: в день его преставления – 10/23 мая и на празднование Собора 12-ти апостолов – 30 июня/13 июля.

Тропарь апостола Симона Зилота

Апостоле святый Симоне,/ моли милостиваго Бога,/ да прегрешений оставление// подаст душам нашим.

Кондак апостола Симона Зилота

Известно премудрости учения в душах благочествующих положшаго/ во хвалении ублажим, яко богоглаголиваго, вси Симона:/ престолу бо славы ныне предстоит и со Безплотными веселится,// моляся непрестанно о всех нас.

Молитва святому апостолу Симону Кананиту

Святый славный и всехвальный апостоле Христов Симоне, сподобивыйся прияти в дом твой в Кане Галилейстей Господа нашего Иисуса Христа и Его Пречистую Матерь, Владычицу нашу Богородицу, и очевидцем быти преславнаго чудесе Христова, на браце твоем явленного, претворения воды в вино! Молим тя с верою и любовшо: умоли Христа Господа претворить души наша из грехолюбивых в боголюбивыя; сохрани и соблюди нас молитвами твоими от искушений диавольских и падений греховных и испроси нам свыше помощь во время уныния и беспомощия нашего, да не преткнемся о камень соблазна, но неуклонно шествуем спасительным путем заповедей Христовых, дондеже достигнем обителей райских, идеже ты ныне водворяешися и веселишися. Ей, апостоле Спасов! Не посрами нас, крепце на тя уповающих, но буди нам помощник и покровитель во всем житии нашем и помози нам благочестно и богоугодно житие сие временное скончати, благую и мирную христианскую кончину получити и добраго ответа сподобитися на Страшнем Суде Христове, да избежавше мытарств воздушных и власти лютаго миродержца, унаследуем Царство Небесное и прославим великолепое Имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Храм апостола Симона Кананита в Новом Афоне (Абхазия)

Русский проповедник

Многие считают особым проповедником для Руси Андрея Первозванного, который нес учение Христа на территории современного Крыма и был там, где сейчас стоит Киев.

Тем не менее, некоторые исследователи также называют первым «русским» апостолом именно Симона Зилота.

Есть даже сведения о его погребении ни в Абхазии, а на территории современного Краснодарского края.

Если эти сведения сохранились до нынешних дней и передавались между поколениями, вероятно, для этого есть основания. Вполне возможно, многие просто помнили путешествующего проповедника, который бывал на южных просторах Руси.

Об апостоле Симоне Кананите

Перед поездкой обязательно почитайте житие Симона Кананита или дочитайте эту статью до конца, я постараюсь рассказать самое важное. Иначе апостола называют Симон Зилот — это имя встречается в евангелие от Луки

Симон — один из сыновей Иосифа, а значит, сводный брат Иисуса Христа.

Прозвище Кананит исследователи связывают с Канами Галилейскими, когда Иисус превращает воду в вино на свадьбе Симона, который от увиденного уверовал в Господа и последовал за Иисусом. Служители церкви апостола называют покровителем супружества и семьи. Симон проповедовал в Иудее, Сирии, Ливии, Египте, Армении и Абхазии — об этом свидетельствуют народные предания.

Так Симон Кананит вместе с Андреем Первозванным прибыл на землю Иверскую (в Абхазию, в Новый Афон), чтобы проповедовать христианство. Абхазские притчи рассказывают о неком Симоне, лечившем молитвой и брызгами речной воды. Симон выбрал местом уединения пещеру в ущелье бурной горной реки Псырцха. Проникнуть в келью можно было только через отверстие наверху, для этого требовалась веревка. К апостолу приходили молиться местные жители, уверовавшие в учение Христа, приносили Симону продовольствие, кое-какую одежду. Насколько долго находился апостол в Анакопии неизвестно, но по преданиям местных жителей только благодаря проповедям Кананита абхазы стали на путь праведный и отказались от язычества во имя Христа. Ведь в те поры был популярен у абхазов ритуал приношения детей в жертву и людоедство.

Но у Симона появились ненавистники — языческий царь Грузии Адеркий был против христианизации соседних народов, поэтому приказал убить апостола. До сих пор доподлинно неизвестно, как был замучен Кананит, но существует две версии, опирающиеся на предания древних абхазов. По одной из них Симон был усечен мечом, по другой — распилен пилой. Существует даже легенда о том, как апостола распяли на кресте.

Похоронен Симон недалеко от пещеры в Новом Афоне, ныне неподалеку находится искусственный водопад, а на мощах святого в IX веке выстроен храм Симона Кананита из известняковых плит. Несмотря на многочисленные гонения (арабскую и турецкую экспансию), абхазы сохранили свою веру в Христа и почитают святого Симона Кананита, проповедовавшего христианство вопреки гонениям. Симоно-Кананитский храм неоднократно разрушался, сейчас в нем не проводятся службы. Но со стороны, скрытой от глаз туристов, верующие оставляют иконки и записки с просьбами, ставят свечи.

Христиане чтят память апостола Симона Зилота (Кананита) 23 мая.

Проповедническая деятельность Кананита

После наступления Дня Святой Троицы (Пятидесятницы), Симон Зилот, следую завету Мессии, распространял христианское учение в некоторых уголках мира. В основном это были регионы Средиземноморья и близлежащие земли: израильская Иудея, африканские Египет и Ливия, а также Мавритания, располагающаяся на дальнем западе африканского континента.


Апостол Симон Зилот

Симон Кананит вместе с Андреем Первозванным и Матфеем распространяли благую весть о Христе в Иверских землях, а после они отправились в Осетию. Вскоре пути благочестивых святителей разошлись. Андрей стал проповедовать вдоль побережья Черного моря у Кавказа, а Симон поселился в маленькой пещере, рядом с рекой под названием Псыртсхи. В этот небольшой грот святитель Зилот спускался с помощью веревки.

Симон совершал множество чудес и ознаменовывал важнейшие события, привлекая людей на сторону христианства. В летописях описывается, как с помощью легкого прикосновения преподобный исцелял тяжелые недуги, читая молитву на древнем языке.

Существует три версии, которые рассказывают о его последних мученических днях.

  1. В англоязычном житии апостола упоминается, что он проповедовал на Британских островах. Однако ортодоксальные христиане подвергают это мнение большому скепсису, не объясняя свою точку зрения. Остается только предполагать, связано ли такое утверждение с удаленностью Великобритании или тем, что эти земли были заселены еретиками. Английские исследователи подтверждают, что Кананит читал Евангелие в публичных местах города Гластонбери, а был казнен безбожными язычниками в Кейсторе (Линкольншир).
  2. Вторая версия чрезвычайно распространена на Ближнем Востоке. Здешние летописи утверждают: в последние годы апостол Симон Зилот распространял христианское учение в древнем Вавилоне, который сегодня называется Ираком. Сюда Кананит пришел из Иерусалима через город Эдесса для того, чтобы публично читать Священное Писание. Вместе с Иудой Фаддеем его казнили в Вавилоне.
  3. Исключительно в пределах Российской империи распространена третья версия проповеднического пути святителя Кананита. Она повествует о том, что после чтения Евангелия в Эдессе, апостол Симон Зилот ушел в кавказские пределы и поселился в уединенном месте, где совершал служения и ежедневно молился Всевышнему. Абхазские проповеди святителя подавили языческие обычаи (принесение человеческих жертв) этой местности.

В настоящее время здесь функционирует Ново-Афонский храм, а рядом реставрируется пещера самого апостола Зилота. По этой версии святителя казнили над рекой. На это указывает особый постамент, на котором все еще проступают пятна крови казненного проповедника.

Интересно! Останки преподобного Симона находятся в нескольких областях. Некоторые части захоронены в разрушенном абхазском монастыре, построенном в честь святителя Кананита. Паломники могут прикоснуться к его мощам в церковных комплексах Рима и германских обителях Кёльна, Госпара и Херсфельда.

О наличии останков (верхних конечностей) также говорят и священнослужители монастыря города Кобленц, что на западе Германии. Однако эта информация никак не подтверждена.

Молитвословия

Распятие апостола Симона. (Минологий). Фреска церкви Благовещения. Грачаница. Косово. Сербия. Ок. 1318 г.

Тропарь, глас 3 , из греческой Минеи, перевод Наталии Бахаревой

Ре́вность боже́ственная/ тобо́ю во пло́ти Зна́емаго, тебе́ объе́мши,/ ревни́теля во апо́столех показа́./ И Влады́чней сме́рти поревнова́в,/ Кресто́м к Нему́ изше́л еси́./ Си́моне сла́вне,/ Христа́ Бо́га моли́// дарова́ти нам ве́лию ми́лость

Кондак, глас 2

Изве́стно прему́дрости уче́ния в душа́х благоче́ствующих поло́жшаго/ во хвале́нии ублажи́м, я́ко Богоглаго́ливаго вси Си́мона:/ престо́лу бо сла́вы ны́не предстои́т и со Безпло́тными весели́тся,// моля́ся непреста́нно о всех нас.

Некоторые отождествляют Симона Зилота с женихом со свадьбы, где Христос превратил воду в вино

Если святой Симон действительно происходил из Каны, то это хороший повод вспомнить одно библейское событие, связанное с этим местом. В Евангелии рассказано, что здесь происходила свадьба, на которой Иисус Христос сотворил первое чудо:

(Иоанн. 2:7–10)
Нет веских оснований отождествлять жениха из Евангелия и Симона Зилота.

Уже спустя столетия после событий Нового Завета, толкователям пришло в голову, что Кана, похоже, слишком тесная местность, чтобы в ней жило больше одного человека. По крайней мере, появилась версия, что жених на этой свадьбе — это и есть Симон. Якобы он после чуда уверовал, бросил всё и отправился за Христом. И жена уверовала, но куда делась, не понятно.

Такие обобщения и попытки в каждом случайном человеке углядеть важную для Библии личность никогда не приводили к хорошему результату

Ну почему тогда авторы Евангелий забыли упомянуть, что жених стал учеником Христа? Неужели это событие менее важное, чем превращение воды в вино или сок (есть и такая версия)?. Новый Завет не даёт почвы для таких допущений

Кем был тот жених, мы не знаем

Новый Завет не даёт почвы для таких допущений. Кем был тот жених, мы не знаем.

Икос 5

Видевши тя, апостоле Христов, Пречистая Богородица, от дальных стран на облаце приспевшаго ко пречестному Ея успению, возрадовася радостию святою и сподоби тя Своея беседы и благословения предсмертнаго; ты же о коликия радости исполнился еси, созерцая Сына Ея и Бога, со святыми Ангелы к Ней пришедшаго и святую душу Ея в руце Свои приемшаго. Сию радость твою и мы, благоговейно воспоминающе, от любве усердныя возглашаем ти сия всерадостныя глаголы: Радуйся, небошественный учениче Спасов, на погребение Матере Господни на облаце чудесно принесенный; Радуйся, Христа, в руце Свои душу Матере Своея приемшаго, созерцавый. Радуйся, погребению Пречистыя Богоматере достойно послуживый; Радуйся, вознесенную с телом горе Богородицу уразумевый. Радуйся, погребальныя пелены и праздный гроб Ея в Гефсимании видевый; Радуйся, в видении светозарнем со святыми Ангелы пришедшую Владычицу мира зрети сподобивыйся. Радуйся, Симоне, апостоле Христов и молитвенниче о душах наших.

По следам Симона Канонита…

…Пошёл к Симону Канониту тайцзи покрутить.

Не к нему самому, конечно, а в ущелье, где осталась пещера, в которой жил один из двенадцати апостолов Христа.

Когда я был маленьким, застал ещё фрески в этой пещере, исполненные его рукой.

Потом советская власть своей безжалостной рукой соскребла их со стен. Со временем потихоньку кто-то мозаикой там иконы выложил, кто-то свои принёс. Там сейчас чуть не все стены залеплены иконами, а внутреннее пространство затолплено паломниками и любопытными экскурсантами. Особенно сейчас, когда отдыхательный сезон начинается.

Может, и потому туда не хожу, что у меня возникает чувство, будто Канонита выдавили из его же пещеры, как опаздывающих пассажиров в час пик из вагона метро в Москве.

По крайней мере, его душу я ощущал прогуливающейся по берегу реки Псырцха, из-за которой всё ущелье.

Там, на этом берегу есть настолько правильная полянка, что заставляет и тайцзи на ней исполнять правильно.

Вот туда я и хожу…

По вымощенной камнями тропе, вдоль реки, мимо указателей, со стрелками направления к Божественному и отметок пребывания Симона Канонита в этих курортных благодатных местах.

Где Симону и отрубили голову (по одной версии) или забросали камнями до смерти (по другой версии).

На некоторых указателях так и написано — «К Симону Канониту»…

..Подхожу к площадке, рядом с ней, на скамеечке две мокрые и предельно хорошо упитанные тётеньки в купальных костюмах, упиваются святой водой (здесь источник — авт.), святым сладким воздухом и чёрным вином из пластиковой бутыли. Тётенькам хорошо. Маленькая худая девочка снимает пир духа на видео…

Им хорошо и хорошо…

…Кручу-верчу тайцзи, замешиваю потоки реки, неба и деревьев. При очередном повороте вижу, как за моей спиной двумя небесными облачками, потрясая плотью, мои движения имитируют эти две стопятидесятикилограммовые девушки, приговаривая на выдохе: «В ученики нас возьмите, мы тут недалеко, в Адлере живём..»

…Омылся святой водой. Хорошо. На обратном пути вижу экскурсантов, столпившихся у камня. В нём две ямки. Указатель гласит, что эти ямки — след ноги Симона Канонита…

Даже отпечаток каблука его ботинка отчётливо различим. Туда верующие кладут мелочь, а рядом зажигают свечки, закапывающие камень расплавленным воском.

Мне абхазы рассказывали, что когда Симон Канонит высадился на абхазский берег, он был в одном рубище и вместо обуви у него были деревянные колодки.

— Он устал, и лёг заночевать прямо на берегу, — рассказывали абхазы-очевидцы, конечно же, — Просыпается, а колодок нету. Абхазы сфиздили. А ты спрашиваешь, почему он от людей в пещере спрятался…

.. Больше не спрашиваю. Смотрю на каменистую тропу под своими ногами и вижу — отпечатки лап собаки Симона Канонита, вот тут остался след от копыта ишака Симона Канонита, вот ладошки ребёнка Симона Канонита, а вот тут ступал каблучок туфельки с ножки девушки-отдыхающей Симона Канонита…

Наследил он тут…

Оборачиваюсь к камню со следом его ноги

Там стоит парень, осторожно приложив ладонь к отпечатку ноги апостола. И я даже на расстоянии чувствую, как в эту ладонь вливается божественное тепло…

Ну и хорошо…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector