Новый завет: послания апостолов

Деяния святых апостолов: краткое содержание.

Условно повествование можно разделить на две части:

  • Главы 1 – 12. Создание христианской Церкви. Проповеди апостолов в Палестине.
  • Главы 13 – 28. Миссионерская деятельность Павла в Малой Азии и восточном Средиземноморье.

Краткое содержание.

Глава 1. Обращение к Феофилу. Воскресение Иисуса. Избрание Матфия на место Иуды.

Глава 2. Пятидесятница. Сошествие Святого Духа на апостолов. Проповедь Петра. Становление первой христианской общины.

Глава 3. Исцеление хромого. Вторая проповедь апостола Петра.

Глава 4. Первые гонения. Речь Петра перед старейшинами. Молитва общины. Братская любовь первых христиан.

Глава 5. Смерть Анании и Сапфиры. Апостольские чудеса. Снова гонения. Созыв синедриона. Речь Гамалиила. Продолжение проповедей.

Глава 6. Избрание первых диаконов. Обвинение Стефана.

Глава 7. Выступление диакона Стефана перед синедрионом. Казнь Стефана.

Глава 8. Великое гонение на христиан. Участие Савла в гонениях.  Проповеди Петра и Иоанна в Самарии. Попытка волхва купить духовные дары. Обращение вельможи эфиопской царицы диаконом Филиппом.

Глава 9. Обращение Савла по дороге в Дамаск. Слепота и исцеление Савла. Савл начинает проповедовать Христа в Дамаске и в Иерусалиме. Чудеса Петра в Иоппии и Лидде.

Глава 10. Видения Корнилия и Петра. Обращение Корнилия и первых язычников.

Глава 11. Пётр о принятии язычников в Церковь. Основание общины в Антиохии. Встреча Савла и Варнавы.

Глава 12. Убийство Иакова. Арест и чудесное избавление Петра Смерть Ирода. Возвращение Варнавы, Савла и Марка в Антиохию.

Глава 13. Миссионерское путешествие Павла (Савла) и Варнавы. Проповедь на Кипре, обращение проконсула Сергия Павла. Проповедь в Писидии и Ликаонии.

Глава 14. Проповедь Павла в Иконии, Листре и Дервии.

Глава 15. Апостольский собор в Иерусалиме. Разногласия о Моисеевом обряде. Речи Петра и Иакова. Решение собора. Начало второго миссионерского путешествия Павла в Малую Азию. Миссионерское путешествие Варнавы с Марка на Кипр.

Глава 16. Основание первой христианской общины в Македонии.

Глава 17. Проповедь Павла в Фессалониках, Верии и Афинах.

Глава 18. Деятельность Павла в Коринфе. Возвращение в Антиохию.

Глава 19. Деятельность Павла в Ефесе. Мятеж серебряника Димитрия против Павла.

Глава 20. Деятельность Павла в Македонии, Троаде и Милите.

Глава 21. Павел идёт в Иерусалим. Павел приходит к Иакову Праведному. Иудеи схватили Павла в храме.

Глава 22. Защитная речь Павла перед народом. Допрос.

Глава 23. Павел предстает перед синедрионом. Заговор иудеев. Павла отправляют на суд в Кесарию.

Глава 24. Суд Феликса над Павлом.

Глава 25. Преемник Феликса Фест отправляет Павла в Рим на суд кесаря.

Глава 26. Павел перед Агриппой.

Главы 27 — 28. Отплытие в Италию. Кораблекрушение. Павел в Риме.

Читая Деяния, сложно не заметить, что первая часть была написана исходя из устной традиции, либо письменных источников, человеком, не бывшем очевидцем событий. Во второй части появляется авторское «мы» — то есть первое лицо в описаниях. Возможно несколько объяснений этому факту:

  • Автор начал писать о событиях, очевидцем которых он являлся,
  • Автор использовал для написания дневники очевидцев,
  • Использование первого лица – авторский прием для придания большей достоверности повествованию.

Деяния святых апостолов

Глава 1.

1Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала
2до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал,
3которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием.

4И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня,
5ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым.

6Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?

7Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти,
8но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли.

9Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их.

10И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде
11и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо.

12Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути.

13И, придя, взошли в горницу, где и пребывали, Петр и Иаков, Иоанн и Андрей, Филипп и Фома, Варфоломей и Матфей, Иаков Алфеев и Симон Зилот, и Иуда, брат Иакова.

14Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его.

15И в те дни Петр, став посреди учеников, сказал
16(было же собрание человек около ста двадцати): мужи братия! Надлежало исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святый устами Давида об Иуде, бывшем вожде тех, которые взяли Иисуса;
17он был сопричислен к нам и получил жребий служения сего;
18но приобрел землю неправедною мздою, и когда низринулся, расселось чрево его, и выпали все внутренности его;
19и это сделалось известно всем жителям Иерусалима, так что земля та на отечественном их наречии названа Акелдама’, то есть земля крови.

20В книге же Псалмов написано: да будет двор его пуст, и да не будет живущего в нем; и: достоинство его да приимет другой.

21Итак надобно, чтобы один из тех, которые находились с нами во всё время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус,
22начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся от нас, был вместе с нами свидетелем воскресения Его.

23И поставили двоих: Иосифа, называемого Варсавою, который прозван Иустом, и Матфия;
24и помолились и сказали: Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал
25принять жребий сего служения и Апостольства, от которого отпал Иуда, чтобы идти в свое место.

26И бросили о них жребий, и выпал жребий Матфию, и он сопричислен к одиннадцати Апостолам.

« Предыдущая глава

Следующая глава »

Книги автора

Аверкий Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета.Четвероевангелие.

Аверкий Книга Деяний Святых Апостолов

АВЕРКИЙ (Таушев А. П.) (1906-1976), русский церковный деятель, богослов, духовный писатель, архиепископ Сиракузский и Троицкий. Один из руководителей Русской Зарубежной Церкви. Настоятель Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле (США) в 1960-76. Автор книг «Провозвестник кары Божией русскому народу» (1964), «Современность в свете Слова Божия. Слова и речи».

Православие и современность. Электронная библиотека.

HolyTrinity Orthodox School

Аверкий Апостол. Часть 1

Книги архиепископа Аверкия «Четвероевангелие» и «Апостол» и по сей день остаются лучшим пособием по Новому Завету для студентов духовных учебных заведений. Простота и ясность изложения, сочетаемая со строгой церковностью подхода, опорой на всю полноту святоотеческих толкований и неплохим научным уровнем, сделала эти учебники незаменимыми не только для учащегося, но и для всякого, кто стремится к лучшему пониманию евангельского текста.

Православие и современность. Электронная библиотека.

HolyTrinity Orthodox School

Издание исправленное и дополненное, 2002 год.

Интернет-версия под общей редакцией

Его Преосвященства Александра (Милеанта),

Епископа Буэнос-Айресского и Южно-Американского.

Аверкий Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие.

АВЕРКИЙ (Таушев А. П.) (1906-1976), русский церковный деятель, богослов, духовный писатель, архиепископ Сиракузский и Троицкий. Один из руководителей Русской Зарубежной Церкви. Настоятель Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле (США) в 1960-76. Автор книг «Провозвестник кары Божией русскому народу» (1964), «Современность в свете Слова Божия. Слова и речи».

Аверкий Апокалипсис или откровение святого Иоанна Богослова

Вениамин Толковый Апокалипсис. Откровение святого Иоанна Богослова и самые авторитетные толкования от древности до наших дней

Апокалипсис – самая загадочная книга Нового Завета и единственная пророческая книга, в которой говорится о будущем. Многие поколения верующих христиан, философов, мистиков пытались разгадать тайны Апокалипсиса и понять то пророчество, что ожидает нас. Апокалипсис – его символы, цитаты, загадочные высказывания, образы оказали огромное влияние на развитие всей мировой культуры.

Святые мужи проникли в тайны Апокалипсиса и в очень доступных словах объяснили то, что обычный человек в своем повседневном жизненном ритме понять не в состоянии… Увлекательное чтение, приоткрывающее завесу будущего и открывающее Божественные тайны, Толкование на Апокалипсис познакомит читателя с самой загадочной книгой Нового Завета, введет его в мир, который доступен только святым подвижникам.

Глава 4

1 Когда они говорили к народу, к ним приступили священники и начальники стражи при храме и саддукеи,
2 досадуя на то, что они учат народ и проповедуют в Иисусе воскресение из мертвых;
3 и наложили на них руки и отдали их под стражу до утра; ибо уже был вечер.
4 Многие же из слушавших слово уверовали; и было число таковых людей около пяти тысяч.
5 На другой день собрались в Иерусалим начальники их и старейшины, и книжники,
6 и Анна первосвященник, и Каиафа, и Иоанн, и Александр, и прочие из рода первосвященнического;
7 и, поставив их посреди, спрашивали: какою силою или каким именем вы сделали это?
8 Тогда Петр, исполнившись Духа Святаго, сказал им: начальники народа и старейшины Израильские!
9 Если от нас сегодня требуют ответа в благодеянии человеку немощному, как он исцелен,
10 то да будет известно всем вам и всему народу Израильскому, что именем Иисуса Христа Назорея, Которого вы распяли, Которого Бог воскресил из мертвых, Им поставлен он перед вами здрав.
11 Он есть камень, пренебреженный вами зиждущими, но сделавшийся главою угла, и нет ни в ком ином спасения,
12 ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись.
13 Видя смелость Петра и Иоанна и приметив, что они люди некнижные и простые, они удивлялись, между тем узнавали их, что они были с Иисусом;
14 видя же исцеленного человека, стоящего с ними, ничего не могли сказать вопреки.
15 И, приказав им выйти вон из синедриона, рассуждали между собою,
16 говоря: что́ нам делать с этими людьми? Ибо всем, живущим в Иерусалиме, известно, что ими сделано явное чудо, и мы не можем отвергнуть сего;
17 но, чтобы более не разгласилось это в народе, с угрозою запретим им, чтобы не говорили об имени сем никому из людей.
18 И, призвав их, приказали им отнюдь не говорить и не учить о имени Иисуса.
19 Но Петр и Иоанн сказали им в ответ: суди́те, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога?
20 Мы не можем не говорить того, что видели и слышали.
21 Они же, пригрозив, отпустили их, не находя возможности наказать их, по причине народа; потому что все прославляли Бога за происшедшее.
22 Ибо лет более сорока было тому человеку, над которым сделалось сие чудо исцеления.
23 Быв отпущены, они пришли к своим и пересказали, что говорили им первосвященники и старейшины.
24 Они же, выслушав, единодушно возвысили голос к Богу и сказали: Владыко Боже, сотворивший небо и землю и море и всё, что в них!
25 Ты устами отца нашего Давида, раба Твоего, сказал Духом Святым: что мятутся язычники, и народы замышляют тщетное?
26 Восстали цари земные, и князи собрались вместе на Господа и на Христа Его.
27 Ибо поистине собрались в городе сем на Святаго Сына Твоего Иисуса, помазанного Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израильским,
28 чтобы сделать то, чему быть предопределила рука Твоя и совет Твой.
29 И ныне, Господи, воззри на угрозы их, и дай рабам Твоим со всею смелостью говорить слово Твое,
30 тогда как Ты простираешь руку Твою на исцеления и на соделание знамений и чудес именем Святаго Сына Твоего Иисуса.
31 И, по молитве их, поколебалось место, где они были собраны, и исполнились все Духа Святаго, и говорили слово Божие с дерзновением.
32 У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее.
33 Апостолы же с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа; и великая благодать была на всех их.
34 Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного
35 и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду.
36 Так Иосия, прозванный от Апостолов Варнавою, что значит — сын утешения, левит, родом Кипрянин,
37 у которого была своя земля, продав ее, принес деньги и положил к ногам Апостолов.

Глава 3
Глава 5

Глава 27

1. Когда решено было плыть нам в Италию, то отдали Павла и некоторых
других узников сотнику Августова полка, именем Юлию.

2. Мы взошли на Адрамитский корабль и отправились, намереваясь плыть
около Асийских мест. С нами был
Аристарх, Македонянин из Фессалоники.

3. На другой день пристали к Сидону. Юлий, поступая с Павлом человеколюбиво, позволил ему сходить к друзьям и
воспользоваться их усердием.

4. Отправившись оттуда, мы приплыли в Кипр, по причине противных
ветров,

5. и, переплыв море против Киликии и Памфилии, прибыли в Миры
Ликийские.

6. Там сотник нашел Александрийский корабль, плывущий в Италию, и
посадил нас на него.

7. Медленно плавая многие дни и едва поровнявшись с Книдом, по
причине неблагоприятного нам ветра, мы подплыли к Криту при Салмоне.

8. Пробравшись же с трудом мимо него, прибыли к одному месту,
называемому Хорошие Пристани, близ которого был город Ласея.

9. Но как прошло довольно времени, и плавание было уже опасно, потому
что и пост уже прошел, то Павел советовал,

10. говоря им: мужи! я вижу, что плавание будет с затруднениями и с
большим вредом не только для груза и корабля, но и для нашей жизни.

11. Но сотник более доверял кормчему и начальнику корабля, нежели
словам Павла.

12. А как пристань не была приспособлена к зимовке, то многие давали
совет отправиться оттуда, чтобы, если можно, дойти до Финика, пристани Критской,
лежащей против юго-западного и северо-западного ветра, и там перезимовать.

13. Подул южный ветер, и они, подумав, что уже получили желаемое,
отправились, и поплыли поблизости Крита.

14. Но скоро поднялся против него ветер бурный, называемый эвроклидон.

15. Корабль схватило так, что он не мог противиться ветру, и мы
носились, отдавшись волнам.

16. И, набежав на один островок, называемый Клавдой, мы едва могли
удержать лодку.

17. Подняв ее, стали употреблять пособия и обвязывать корабль; боясь
же, чтобы не сесть на мель, спустили парус и таким образом носились.

18. На другой день, по причине сильного обуревания, начали выбрасывать
груз,

19. а на третий мы своими руками побросали с корабля вещи.

20. Но как многие дни не видно было ни солнца, ни звезд и продолжалась
немалая буря, то наконец исчезала всякая надежда к нашему спасению.

21. И как долго не ели, то Павел, став посреди них, сказал: мужи!
надлежало послушаться меня и не отходить от Крита, чем и избежали бы сих
затруднений и вреда.

22. Теперь же убеждаю вас ободриться, потому что ни одна душа из вас
не погибнет, а только корабль.

23. Ибо Ангел Бога, Которому принадлежу я и Которому служу, явился мне
в эту ночь

24. и сказал: «не бойся, Павел! тебе должно предстать пред кесаря, и
вот, Бог даровал тебе всех плывущих с тобою».

25. Посему ободритесь, мужи, ибо я верю Богу, что будет так, как мне
сказано.

26. Нам должно быть выброшенными на какой-нибудь остров.

27. В четырнадцатую ночь, как мы носимы были в Адриатическом море,
около полуночи корабельщики стали догадываться, что приближаются к какой-то
земле,

28. и, вымерив глубину, нашли двадцать сажен; потом на небольшом
расстоянии, вымерив опять, нашли пятнадцать сажен.

29. Опасаясь, чтобы не попасть на каменистые места, бросили с кормы
четыре якоря, и ожидали дня.

30. Когда же корабельщики хотели бежать с корабля и спускали на море
лодку, делая вид, будто хотят бросить якоря с носа,

31. Павел сказал сотнику и воинам: если они не останутся на корабле,
то вы не можете спастись.

32. Тогда воины отсекли веревки у лодки, и она упала.

33. Перед наступлением дня Павел уговаривал всех принять пищу, говоря:
сегодня четырнадцатый день, как вы, в ожидании, остаетесь без пищи, не вкушая
ничего.

34. Потому прошу вас принять пищу: это послужит к сохранению вашей
жизни; ибо ни у кого из вас не пропадет волос с головы.

35. Сказав это и взяв хлеб, он возблагодарил Бога перед всеми и,
разломив, начал есть.

36. Тогда все ободрились и также приняли пищу.

37. Было же всех нас на корабле двести семьдесят шесть душ.

38. Насытившись же пищею, стали облегчать корабль, выкидывая пшеницу в
море.

39. Когда настал день, земли не узнавали, а усмотрели только некоторый
залив, имеющий отлогий берег, к которому и решились, если можно, пристать с
кораблем.

40. И, подняв якоря, пошли по морю и, развязав рули и подняв малый
парус по ветру, держали к берегу.

41. Попали на косу, и корабль сел на мель. Нос увяз и остался недвижим, а корма разбивалась силою волн.

42. Воины согласились было умертвить узников, чтобы кто-нибудь,
выплыв, не убежал.

43. Но сотник, желая спасти Павла, удержал их от сего намерения, и
велел умеющим плавать первым броситься и выйти на землю,

44. прочим же спасаться кому на досках, а кому на чем-нибудь от
корабля; и таким образом все спаслись на землю.

Глава 8

1. Савл же одобрял убиение его. В те дни произошло великое гонение на церковь в Иерусалиме; и все, кроме
Апостолов, рассеялись по разным местам Иудеи и Самарии.

2. Стефана же погребли мужи благоговейные, и сделали великий плач по
нем.

3. А Савл терзал церковь, входя в домы и влача мужчин и женщин,
отдавал в темницу.

4. Между тем рассеявшиеся ходили и благовествовали слово.

5. Так Филипп пришел в город Самарийский и проповедывал им Христа.

6. Народ единодушно внимал тому, что говорил Филипп, слыша и видя,
какие он творил чудеса.

7. Ибо нечистые духи из многих, одержимых ими, выходили с великим
воплем, а многие расслабленные и хромые исцелялись.

8. И была радость великая в том городе.

9. Находился же в городе некоторый муж, именем Симон, который перед
тем волхвовал и изумлял народ Самарийский, выдавая себя за кого-то великого.

10. Ему внимали все, от малого до большого, говоря: сей есть великая
сила Божия.

11. А внимали ему потому, что он немалое время изумлял их
волхвованиями.

12. Но, когда поверили Филиппу, благовествующему о Царствии Божием и о
имени Иисуса Христа, то крестились и мужчины и женщины.

13. Уверовал и сам Симон и, крестившись, не отходил от Филиппа; и,
видя совершающиеся великие силы и знамения, изумлялся.

14. Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышав, что Самаряне приняли
слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна,

15. которые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святаго.

16. Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они
крещены во имя Господа Иисуса.

17. Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святаго.

18. Симон же, увидев, что через возложение рук Апостольских подается
Дух Святый, принес им деньги,

19. говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки,
получал Духа Святаго.

20. Но Петр сказал ему: серебро твое да будет в погибель с тобою,
потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги.

21. Нет тебе в сем части и жребия, ибо сердце твое неправо пред Богом.

22. Итак покайся в сем грехе твоем, и молись Богу: может быть,
опустится тебе помысел сердца твоего;

23. ибо вижу тебя исполненного горькой желчи и в узах неправды.

24. Симон же сказал в ответ: помолитесь вы за меня Господу, дабы не
постигло меня ничто из сказанного вами.

25. Они же, засвидетельствовав и проповедав слово Господне, обратно
пошли в Иерусалим и во многих селениях Самарийских проповедали Евангелие.

26. А Филиппу Ангел Господень сказал: встань и иди на полдень, на
дорогу, идущую из Иерусалима в Газу, на ту, которая пуста.

27. Он встал и пошел. И
вот, муж Ефиоплянин, евнух, вельможа Кандакии, царицы Ефиопской, хранитель всех
сокровищ ее, приезжавший в Иерусалим для поклонения,

28. возвращался и, сидя на колеснице своей, читал пророка Исаию.

29. Дух сказал Филиппу: подойди и пристань к сей колеснице.

30. Филипп подошел и, услышав, что он читает пророка Исаию, сказал:
разумеешь ли, что читаешь?

31. Он сказал: как могу разуметь, если кто не наставит меня? и
попросил Филиппа взойти и сесть с ним.

32. А место из Писания, которое он читал, было сие: как овца, веден
был Он на заклание, и, как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не
отверзает уст Своих.

33. В уничижении Его суд Его совершился. Но род Его кто разъяснит? ибо вземлется от земли жизнь Его.

34. Евнух же сказал Филиппу: прошу тебя сказать: о ком пророк говорит
это? о себе ли, или о ком другом?

35. Филипп отверз уста свои и, начав от сего Писания, благовествовал
ему об Иисусе.

36. Между тем, продолжая путь, они приехали к воде; и евнух сказал:
вот вода; что препятствует мне креститься?

37. Филипп же сказал ему: если веруешь от всего сердца, можно. Он сказал в ответ: верую, что Иисус Христос есть Сын Божий.

38. И приказал остановить колесницу, и сошли оба в воду, Филипп и
евнух; и крестил его.

39. Когда же они вышли из воды, Дух Святый сошел на евнуха, а Филиппа
восхитил Ангел Господень, и евнух уже не видел его, и продолжал путь, радуясь.

40. А Филипп оказался в Азоте и, проходя, благовествовал всем городам,
пока пришел в Кесарию.

Читать Деяния Апостолов

Книга Деяний святых Апостолов состоит из 28 глав.

Толкование на Деяния Апостолов

9 10
11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27 28

Автор книги Деяний. Из первых строк мы понимаем, что Деяния являются логическим продолжением Евангелия от Луки. Тот факт, что Деяния апостолов написаны автором Евангелия от Луки подтверждает также общий стиль и характерные литературные особенности обеих книг. Некоторые исследователи подвергают сомнению авторство Луки, однако не факт того, что вышеупомянутые тексты принадлежат одному автору.

Деяния апостолов написаны евангелистом Лукой. Эта книга значительно отличается как от четырех Евангелий, так и от Посланий, особенно же от Откровения Иоанна Богослова.

В Деяниях говорится о подвижничестве первых христиан, но не столько о пастырской деятельности, сколько о становлении их общин в I в. н. э. Этой идее соответствует и название книги — «Деяния апостолов».

Особого внимания заслуживают два факта: во-первых, судя по предисловию к своему первому сочинению (Лк. 1:1—4), автор склонен считать себя историком. Конечно, можно спорить об этом притязании, но несомненно одно — он написал исторический труд, по своему значению вставший в один ряд с произведениями известных историков древности — Фукидида и Ливия. В этом смысле сочинение Луки не является религиозно-нравоучительным, а направлено главным образом на укрепление веры (Лк. 1:4). Вера во Христа имеет глубокие исторические корни — вот тезис, который неоднократно отражен в Деяниях апостолов.Во-вторых, Евангелие от Луки и Деяния апостолов — единый писательский труд, принадлежащий одному автору. Неизвестно, планировалось ли создание третьей книги и была ли она написана. В любом случае, Лука прослеживает непрерывную линию божественной истории от Иоанна Крестителя через Иисуса Христа к устроению Церкви

Тем не менее этот текст сообщает нам нечто важное помимо сведений о раннем периоде церковной истории. Здесь встает вопрос о назначении книги

Глава 19

1 Во время пребывания Аполлоса в Коринфе Павел, пройдя верхние страны, прибыл в Ефес и, найдя там некоторых учеников,
2 сказал им: приняли ли вы Святаго Духа, уверовав? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый.
3 Он сказал им: во что же вы крестились? Они отвечали: во Иоанново крещение.
4 Павел сказал: Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса.
5 Услышав это, они крестились во имя Господа Иисуса,
6 и, когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святый, и они стали говорить иными языками и пророчествовать.
7 Всех их было человек около двенадцати.
8 Придя в синагогу, он небоязненно проповедовал три месяца, беседуя и удостоверяя о Царствии Божием.
9 Но как некоторые ожесточились и не верили, злословя путь Господень перед народом, то он, оставив их, отделил учеников, и ежедневно проповедовал в училище некоего Тиранна.
10 Это продолжалось до двух лет, так что все жители Асии слышали проповедь о Господе Иисусе, как Иудеи, так и Еллины.
11 Бог же творил немало чудес руками Павла,
12 так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них.
13 Даже некоторые из скитающихся Иудейских заклинателей стали употреблять над имеющими злых духов имя Господа Иисуса, говоря: заклинаем вас Иисусом, Которого Павел проповедует.
14 Это делали какие-то семь сынов Иудейского первосвященника Скевы.
15 Но злой дух сказал в ответ: Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто?
16 И бросился на них человек, в котором был злой дух, и, одолев их, взял над ними такую силу, что они, нагие и избитые, выбежали из того дома.
17 Это сделалось известно всем живущим в Ефесе Иудеям и Еллинам, и напал страх на всех их, и величаемо было имя Господа Иисуса.
18 Многие же из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои.
19 А из занимавшихся чародейством довольно многие, собрав книги свои, сожгли перед всеми, и сложили цены их, и оказалось их на пятьдесят тысяч драхм.
20 С такою силою возрастало и возмогало слово Господне.
21 Когда же это совершилось, Павел положил в духе, пройдя Македонию и Ахаию, идти в Иерусалим, сказав: побывав там, я должен видеть и Рим.
22 И, послав в Македонию двоих из служивших ему, Тимофея и Ераста, сам остался на время в Асии.
23 В то время произошел немалый мятеж против пути Господня,
24 ибо некто серебряник, именем Димитрий, делавший серебряные храмы Артемиды и доставлявший художникам немалую прибыль,
25 собрав их и других подобных ремесленников, сказал: друзья! вы знаете, что от этого ремесла зависит благосостояние наше;
26 между тем вы видите и слышите, что не только в Ефесе, но почти во всей Асии этот Павел своими убеждениями совратил немалое число людей, говоря, что делаемые руками человеческими не суть боги.
27 А это нам угрожает тем, что не только ремесло наше придет в презрение, но и храм великой богини Артемиды ничего не будет значить, и испровергнется величие той, которую почитает вся Асия и вселенная.
28 Выслушав это, они исполнились ярости и стали кричать, говоря: велика Артемида Ефесская!
29 И весь город наполнился смятением. Схватив Македонян Гаия и Аристарха, спутников Павловых, они единодушно устремились на зрелище.
30 Когда же Павел хотел войти в народ, ученики не допустили его.
31 Также и некоторые из Асийских начальников, будучи друзьями его, послав к нему, просили не показываться на зрелище.
32 Между тем одни кричали одно, а другие другое, ибо собрание было беспорядочное, и большая часть собравшихся не знали, зачем собрались.
33 По предложению Иудеев, из народа вызван был Александр. Дав знак рукою, Александр хотел говорить к народу.
34 Когда же узнали, что он Иудей, то закричали все в один голос, и около двух часов кричали: велика Артемида Ефесская!
35 Блюститель же порядка, утишив народ, сказал: мужи Ефесские! какой человек не знает, что город Ефес есть служитель великой богини Артемиды и Диопета?
36 Если же в этом нет спора, то надобно вам быть спокойными и не поступать опрометчиво.
37 А вы привели этих мужей, которые ни храма Артемидина не обокрали, ни богини вашей не хулили.
38 Если же Димитрий и другие с ним художники имеют жалобу на кого-нибудь, то есть судебные собрания и есть проконсулы: пусть жалуются друг на друга.
39 А если вы ищете чего-нибудь другого, то это будет решено в законном собрании.
40 Ибо мы находимся в опасности — за происшедшее ныне быть обвиненными в возмущении, так как нет никакой причины, которою мы могли бы оправдать такое сборище. Сказав это, он распустил собрание.

Глава 18
Глава 20

Глава 24

1. Через пять дней пришел первосвященник Анания со старейшинами и с
некоторым ритором Тертуллом, которые жаловались правителю на Павла.

2. Когда же он был призван, то Тертулл начал обвинять его, говоря:

3. всегда и везде со всякою благодарностью признаём мы, что тебе,
достопочтенный Феликс, обязаны мы многим миром, и твоему попечению
благоустроением сего народа.

4. Но, чтобы много не утруждать тебя, прошу тебя выслушать нас
кратко, со свойственным тебе снисхождением.

5. Найдя сего человека язвою общества, возбудителем мятежа между
иудеями, живущими по вселенной, и представителем Назорейской ереси,

6. который отважился даже осквернить храм, мы взяли его и хотели
судить его по нашему закону.

7. Но тысяченачальник Лисий, придя, с великим насилием взял его из
рук наших и послал к тебе,

8. повелев и нам, обвинителям его, идти к тебе. Ты можешь сам, разобрав, узнать от него о всем том, в чем мы обвиняем
его.

9. И Иудеи подтвердили, сказав, что это так.

10. Павел же, когда правитель дал ему знак говорить, отвечал: зная,
что ты многие годы справедливо судишь народ сей, я тем свободнее буду защищать
мое дело.

11. Ты можешь узнать, что не более двенадцати дней тому, как я пришел
в Иерусалим для поклонения.

12. И ни в святилище, ни в синагогах, ни по городу они не находили
меня с кем-либо спорящим или производящим народное возмущение,

13. и не могут доказать того, в чем теперь обвиняют меня.

14. Но в том признаюсь тебе, что по учению, которое они называют
ересью, я действительно служу Богу отцов моих, веруя всему, написанному в законе
и пророках,

15. имея надежду на Бога, что будет воскресение мертвых, праведных и
неправедных, чего и сами они ожидают.

16. Посему и сам подвизаюсь всегда иметь непорочную совесть пред Богом
и людьми.

17. После многих лет я пришел, чтобы доставить милостыню народу моему
и приношения.

18. При сем нашли меня, очистившегося в храме не с народом и не с
шумом.

19. Это были некоторые Асийские Иудеи, которым надлежало бы предстать
пред тебя и обвинять меня, если что имеют против меня.

20. Или пусть сии самые скажут, какую нашли они во мне неправду, когда
я стоял перед синедрионом,

21. разве только то одно слово, которое громко произнес я, стоя между
ними, что за учение о воскресении мертвых я ныне судим вами.

22. Выслушав это, Феликс отсрочил дело их, сказав: рассмотрю ваше
дело, когда придет тысяченачальник Лисий, и я обстоятельно узнаю об этом учении.

23. А Павла приказал сотнику стеречь, но не стеснять его и не
запрещать никому из его близких служить ему или приходить к нему.

24. Через несколько дней Феликс, придя с Друзиллою, женою своею,
Иудеянкою, призвал Павла, и слушал его о вере во Христа Иисуса.

25. И как он говорил о правде, о воздержании и о будущем суде, то
Феликс пришел в страх и отвечал: теперь пойди, а когда найду время, позову тебя.

26. Притом же надеялся он, что Павел даст ему денег, чтобы отпустил
его: посему часто призывал его и беседовал с ним.

27. Но по прошествии двух лет на место Феликса поступил Порций Фест. Желая доставить удовольствие Иудеям, Феликс оставил Павла в узах.

Первое соборное послание святого апостола Петра

Глава 1.

1Петр, Апостол Иисуса Христа, пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии, избранным,
2по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа: благодать вам и мир да умножится.

3Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому,
4к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас,
5силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время.

6О сем радуйтесь, поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений,
7дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа,
8Которого, не видев, любите, и Которого доселе не видя, но веруя в Него, радуетесь радостью неизреченною и преславною,
9достигая наконец верою вашею спасения душ.

10К сему-то спасению относились изыскания и исследования пророков, которые предсказывали о назначенной вам благодати,
11исследуя, на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов, когда Он предвозвещал Христовы страдания и последующую за ними славу.

12Им открыто было, что не им самим, а нам служило то, что ныне проповедано вам благовествовавшими Духом Святым, посланным с небес, во что желают проникнуть Ангелы.

13Посему, (возлюбленные,) препоясав чресла ума вашего, бодрствуя, совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа.

14Как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем,
15но, по примеру призвавшего вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступках.

16Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят.

17И если вы называете Отцем Того, Который нелицеприятно судит каждого по делам, то со страхом проводи’те время странствования вашего,
18зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов,
19но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца,
20предназначенного еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена для вас,
21уверовавших чрез Него в Бога, Который воскресил Его из мертвых и дал Ему славу, чтобы вы имели веру и упование на Бога.

22Послушанием истине чрез Духа, очистив души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно люби’те друг друга от чистого сердца,
23как возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живаго и пребывающего вовек.

24Ибо всякая плоть — как трава, и всякая слава человеческая — как цвет на траве: засохла трава, и цвет ее опал;
25но слово Господне пребывает вовек; а это есть то слово, которое вам проповедано.

« Предыдущая глава

Следующая глава »

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector