Иуда аристобул, царь иудейский

Литература

История Иуды привлекала целый ряд писателей Нового времени.

Прямо и опосредованно история Иуды Искариота осмысливается в притче М. Е. Салтыкова-Щедрина «Христова ночь» (1886) и романе «Господа Головлевы», в повести Т. Гедберга «Иуда. История одного страдания» (1886), в драме Н. И. Голованова «Искариот» (1905) и повести Л. Н. Андреева «Иуда Искариот и другие» (1907), в драматической поэме Л. Украинки «На поле крови» (1909), в поэме А. Ремизова «Иуда-предатель» (1903) и его же пьесе «Трагедия об Иуде, принце Искариотском» (1919), в драме С. Черкасенко «Цена крови» (1930), рассказе Ю. Нагибина «Любимый ученик», романах Н. Мейлера «Евангелие от Сына Божьего», романе-апокрифе Г. Панаса «Евангелие от Иуды» (1973), в психологическом детективе П. Буало и Т. Нарсежака «Брат Иуда» (1974), притче В. Быкова «Сотников» (1970), романах М. А. Астуриаса «Страстная пятница» (1972), А. И. Солженицына «В круге первом» (линия Руськи с его «игрой в Иуду»), Р. Редлиха «Предатель» (1981), Н. Евдокимова «Трижды величайший, или Повествование о бывшем из небывшего» (1984), романе А. и Б. Стругацких «Отягощеные злом, или Сорок лет спустя» (1988), Юрия Домбровского «Факультет ненужных вещей», (Париж, 1978 г; СССР 1989 г), документальном детективе К. Еськова «Евангелие от Афрания» (1996) и др., а также в многочисленных романах, посвящённых осмыслению истории Иисуса Христа, вплоть до «Евангелия от Иисуса» Ж. Сарамаго (1998).

Одной из самых примечательных интерпретаций истории Иуды Искариота является повесть Леонида Андреева «Иуда Искариот», где был создан сложный и противоречивый образ Иуды, любящего, но предающего Христа.

Также в произведении Аркадия и Бориса Стругацких «Отягощённые злом, или сорок лет спустя», Иуда представляется как нищий олигофрен, прибившийся к компании Христа и полюбивший последнего. Христос, попав в Иерусалим, чуть не затерялся среди лжепророков и разных «учителей», и единственным вариантом выделиться и привлечь к себе людей для него была мученическая смерть. Христос даёт чёткие инструкции дурачку Иуде, куда идти и что говорить, который делает это, не понимая значения своих действий.

Иуда из Кириафа в романе «Мастер и Маргарита» в интерпретации Михаила Афанасьевича Булгакова красивый молодой человек, ловелас, лишённый моральных принципов и готовый из-за денег пойти на любое преступление.

В романе Кирилла Еськова «Евангелие от Афрания» Иуда — высококвалифицированный сотрудник специальных служб Римской империи, внедренный в окружение Христа в рамках реализации операции «Рыба» и устраненный по указанию прокуратора формально за «двойную игру», а фактически в связи с изменением планов руководства.

В романе «Пелагия и красный петух» персонаж, выдающий себя за Христа, рассказывает, что Иуда решил спасти своего учителя от казни и подговорил остальных апостолов. Двоюродный брат Иисуса — Иуда Фаддей, выдал себя за Христа, что Иуда потвердил перед римскими солдатами поцелуем, и был распят. Иуда же повесился для того, чтобы его муки совести выглядели правдоподобно.

Но ведь есть еще и Соборное послание апостола Иуды?

Да, это одна из книг Нового Завета, и ее автор, с точки зрения Церкви, — как раз Иуда — «брат Господень», тот самый апостол из числа двенадцати. Правда, сам автор этого послания именует себя скромно: раб Иисуса Христа, брат Иакова (Иуд 1:1). Толкователи объясняют, что Иуда считал себя недостойным называться братом Господним, поскольку еще в юности, при дележе отцовской земли, отказался поделиться своим участком с Иисусом. История об этом сохранилась в византийском житии «брата Господня» Иакова, который, по преданию, единственный из сыновей Иосифа взял Спасителя в долю при разделе наследства.


Центральная тема Послания апостола Иуды — предостережение не слушать лжеучителей, которые проникли в христианскую общину уже через считанные десятилетия после Вознесения Иисуса Христа. Назидая себя на святейшей вере нашей, молясь Духом Святым, сохраняйте себя в любви Божией, — призывает христиан автор послания (Иуд 1:20). Послание Иуды заметно перекликается с другой новозаветной книгой, Вторым посланием апостола Петра — вплоть до отдельных слов и выражений. Разные библеисты по-разному объясняют это сходство: есть, например, точка зрения, что авторы обеих книг использовали какой-то общий источник, а некоторые считают, что одно из посланий частично пересказывает другое. В любом случае, тот факт, что автором Послания Иуды был апостол и «брат Господень» Иуда, серьезные исследователи под сомнение, как правило, не ставят. Что еще мы знаем об Иуде? Наверняка — почти ничего. Сведения, сохранившиеся об этом апостоле, к сожалению, очень разрозненны и часто противоречат друг другу. Например, такой авторитетный литературный памятник древней Церкви, как «Апостольские постановления», называет «брата Господня» Иуду третьим епископом Иерусалима: он возглавлял общину учеников Иисуса Христа после Иакова и Симеона. О епископстве Иуды говорится и в одном из «апостольских списков», созданном в V-VI веках: он возглавлял иерусалимскую Церковь семь лет, «благовествовал Евангелие Христово по всей Иудее и Самарии, написал Соборное Послание, имел двух сыновей — Иакова и Зокира, умер в Иерусалиме славно». Но не менее авторитетный историк Церкви Евсевий Кесарийский (IV век) называл третьим Иерусалимским епископом не Иуду, а Иуста — возможно, того самого, который едва не был избран на место отпавшего Иуды Искариота (жребий пал в итоге на Матфия; Деян 1:23-26). Да и местом кончины апостола Иуды его византийское житие называет вовсе не Иерусалим, а Армению. Это «официальное» житие принято и Русской Православной Церковью. Именно оно напечатано в июньской Минее после текста службы на день его памяти (19 июня, по новому стилю — 2 июля). Но составлено это житие было сравнительно поздно, в средние века, и достоверность его часто ставят под сомнение. Не исключено, что оно соединяет сведения о разных апостолах — в том числе о Симоне Зилоте (одном из двенадцати ближайших учеников) и Фаддее «от семидесяти».


Согласно этому житию, вскоре после Вознесения Иисуса Христа апостол Иуда отправился проповедовать Евангелие по Палестине. Он прошел всю Иудею, Самарию, Идумею и Галилею. Какое-то время проповедовал в городе Эдессе в Западной Сирии — том самом, где во времена земной жизни Христа правил царь Авгарь, по преданию, получивший нерукотворный образ Спасителя от апостола Фаддея (из числа «семидесяти»). Потом апостол Иуда был в других городах Сирии и Месопотамии, многих обратил там ко Христу, и дошел даже до Персии, где и написал свое Соборное Послание. Скончался Иуда, согласно житию, в Армении около 80 года. Он пришел ко двору армянского царя Санатрука, который был в родстве с Авгарем, и обратил в христианство царевну Сандухт и некоторых других его приближенных, за что и был казнен — распят на кресте и пронзен стрелами. Византийское житие называет местом казни апостола город Арад, армянские источники — Шаваршан, некоторые сирийские — Берит. А Предание Западной Церкви утверждает, что апостол Иуда вообще окончил дни в Персии. Интересно, что, по сведениям Евсевия Кесарийского, дело апостола Иуды продолжили его внуки. Они исповедали веру во Христа перед римским императором Домицианом (81-96) — и, возможно, тоже пострадали: ведь последние годы правления Домициана омрачились гонениями на христиан. Мощи апостола Иуды вот уже много веков покоятся в соборе святого Петра в Риме.

Новозаветная история

Ученик Иисуса

После того как Иисус Христос призвал двенадцать учеников, «Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь

» (Мф. 10:1). Вместе с Симоном Кананитом Иуда Искариот составляет последнюю пару среди 12 апостолов (10:4).

В Вифании

Иуда Искариот присутствовал в Вифании во время помазания Иисуса миром, которое в Евангелиях описано по-разному:

1) «в доме Симона прокажённого приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову. Увидев это, ученики Его вознегодовали и говорили: к чему такая трата? Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим » (Мф. 26:6—8); 2) за шесть дней до Пасхи в доме Марфы и Марии, сестры Лазаря, когда Мария, «взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира », тогда ученик Иуда сказал: «Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? » (Ин. 12:1—5).

Смерть

После того как Иисус Христос был приговорён к распятию, Иуда раскаялся и возвратил 30 сребреников первосвященникам и старейшинам, говоря: «Согрешил я, предав кровь невинную

». Они же сказали ему: «Что нам до того? » (Мф. 27:4) И бросив серебреники в Храме, Иуда пошёл и удавился (27:5).

Замена Иуды новым апостолом

После предательства и самоубийства Иуды Искариота ученики Иисуса решили выбрать нового апостола на место Иуды, — на собрании «человек около ста двадцати» (Деян. 1:2). С таким условием, чтобы был «один из тех, которые находились с нами во всё время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус, начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознёсся от нас, был вместе с нами свидетелем воскресения Его

» (Деян. 1:21). Они выбрали двух кандидатов: «Иосифа, называемого Варсавою, который прозван Иустом, и Матфия » (1:23) и помолившись Богу, чтобы Он указал, кого сделать апостолом, бросили жребий. Жребий выпал Матфию, и он был «сопричислен к одиннадцати Апостолам » (Деян. 1:26).

Последний ученик

Само имя «Иуда» давно стало нарицательным, с ним тесно связан ряд крылатых выражений: тридцать сребреников, поцелуй Иуды, Иудин грех. Евангелисты, перечисляя имена избранных в число двенадцати учеников, всегда ставят Иуду на последнее место, с неизменной прибавкой: «который и предал Его» (Мф. 10, 4; Мк. 3, 19; Лк. 6, 16). Нам заранее говорят о том, что один из ближайших учеников Господа не просто отказался от Учителя, но и стал на сторону Его врагов.

Апостол Иоанн Богослов прямо пишет: «Иуда был вор» (Ин. 12, 6). Любовь к деньгам побудила его последовать за Христом в надежде получить власть и богатство в будущем Царстве Мессии. Об этом можно прочитать в толкованиях. Например, священноисповедник Василий Кинешемский объясняет предательство Иуды разочарованием: тот совершил такой поступок, «обманувшись в своих надеждах и убедившись, что Иисус Христос не тот Мессия, о котором он мечтал… что Равви даже и не думает стать блестящим и богатым царем».

Но вот вопрос: Христос не мог не знать, что происходило в душе Иуды. И если Господь знал о сребролюбии и воровстве, то почему же поручил именно этому ученику ящик для пожертвований? По объяснению другого известного толкователя — профессора Санкт-Петербургской духовной академии Александра Павловича Лопухина, этим Господь хотел показать ему Свое доверие.

Как же так случилось, что, проведя три года рядом со Христом и видя все Его чудеса, слыша Его слово, получив от Него благословение проповедовать и исцелять, пользуясь Его доверием, Иуда Искариот решается на предательство? Дарья Сивашенкова предлагает нам проделать интересный эксперимент.

Популярное за 7 дней

Михайлово чудо: как вести себя в этот день, чтобы избежать житейских искушений
17.09.21 20:53

Как правильно читать Псалтирь? Какие установлены правила?
15.09.21 13:31

Как часто нужно причащаться?
13.09.21 09:49

Осенняя Лавра
16.09.21 12:36

Нуждаются ли православные во Христе?
15.09.21 18:17

19 сентября — Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах)
19.09.21 08:39

Осенний Шишкин
14.09.21 11:41

Митр. Антоний (Паканич) о Православии, кириллице, Украине и Европе
13.09.21 20:55

Чудо святого Архистратига Михаила в Хонех – вечная притча о добре и зле
18.09.21 15:44

Центральный вход на территорию Киево-Печерской Лавры будет временно закрыт
19.09.21 12:50

Факты из Библии

Иуда — один из двенадцати Апостолов

1 факт. Иуда — один из двенадцати Апостолов.

Иуда Искариот был одним из двенадцати, которых Иисус избрал апостолами.

Iskariotes означает «родом из Кериота (Кериофа)».

Иуда — предатель

2 факт. Иуда — предатель.

Иуда предал Иисуса. «Предал» это неприятное слово. Слово «предать» и его различные формы («предал», «предаст», «предающий» и др.) в значении «изменнически выдать» употребляются в Новом Завете около тридцати раз, и практически все эти случаи относятся к Иуде.

Он действительно был предателем!

Все эти слова переведены с форм греческого глагола paradidomi, состоящего из para и didomi. Para это многозначный предлог, конкретное значение которого зависит от падежа, с которым он употребляется: из, от, с, у, в, среди, вдоль. Слово didomi также имеет несколько значений, сводящихся к словам «давать», «отдавать».

В описании поступка Иуды это слово означает «выдавать», «сдавать».

Иуда — вор

3 факт: Иуда был вором.

«Вор» в этом случае является переводом греческого слова kleptes. «Клептомания» означает непреодолимое стремление к воровству на фоне некоторых психических заболеваний.

«Носил» это перевод греческого слова ebastazen (начальная форма – bastazo) со значением «поднимать», «носить в руках». Некоторые исследователи считают, что это слово в Евангелии от Иоанна 12:6 может означать «крал». В таком случае речь идет о том, что Иуда носил ящик и воровал из него.

«Ящик» в данном тексте это перевод слова glossokomon, состоящего из glossa («язык») и komeo («хранить»). Этим словом обозначали ящик, в котором хранили детали от духовых музыкальных инструментов, в которые исполнитель вдувает воздух через рот (отсюда связь с языком). С течением времени слово стало обозначать любую тару для хранения чего-либо, включая кошелек или сумку для денег.

Иуда был дьволом

4 факт. Иуда был дьяволом.

Здесь употреблено слово diabolos, означающее «изменник» или «предатель».

Дьявол вложил в сердце Иуды желание предать Иисуса. Иуда в полной мере обладал свободой выбора, как и любой другой человек. Он поддался искушению дьявола.

Иуда был причислен к апостолам и был сопричастен их служению.

Однако он пал, совершив преступление.

Иуда знал, что он согрешил

5 факт. Иуда знал, что он согрешил. Он сам признался в том, что предал невинную кровь. Он признал то, что Иисус был невиновен!

Можно отдать должное Иуде за то, что он не попытался каким-то образом оправдать себя, объявив Иисуса грешником.

Он исповедал безгрешность Иисуса!

Иуда повесился

6 факт. Иуда повесился. Лука писал об этом:

Иуда приобрел землю крови в том смысле, что деньги, которые он вернул, были использованы для покупки этой земли. Последствия преступления были ужасными для этого человека.

Поступок Иуды Искариота ставит перед читателями Евангелия ряд трудных вопросов.

Как мог Иисус избрать его Своим учеником, доверить ему казну, проповедовать ему Евангелие, как Он мог вообще довериться ему?

Нам лишь известно, что это свершилось по Божьему предначертанию и что предсказанное должно было исполниться.

Что касается самого Иуды, то трудно сказать, двигало ли им корыстолюбие или чувство неудовлетворенности из-за несбывшихся надежд, ибо он рассчитывал на то, что Иисус установит на земле Свое Царство, и предполагал занять в нем высокое положение.

Ясно, что в Иуду вселился дьявол и что он добровольно стал послушным орудием в его руках, и в этом его вина; лучше бы ему было не родиться.

Он — «сын погибели», единственный ученик Иисуса, душа которого не была сохранена Богом.

Различные версии мотивации предательства

Самые авторитетные апостолы (Матфей, Марк и Лука) вообще ничего не сообщают из бытия предателя

Только святой Иоанн обращает внимание на то, что Искариот страдал сребролюбием. Главный вопрос о предательстве трактуется по-разному


Лука. Поцелуй Иуды

  • Среди писателей выделяются некоторые, желающие оправдать этот поступок. С религиозной точки зрения такая позиция выглядит кощунственной. Она заключается в следующем: Иуда знал об истинной сущности Мессии и совершил своё преступление, потому что ощущал надежду на чудесное спасение Христа и его воскресение.
  • Еще одно оправдательное предположение заключается в том, что Иуда искренне желал увидеть скорейшее восхождение Сына Божьего в собственной славе, поэтому обманул того, кто доверял.
  • Ближе к истине является точка зрения, рассматривающая Искариота в качестве религиозного фанатика, который разочаровался в истинности царствования Мессии. Иуда считал Христа ложным защитником народности и моральных устоев Святой земли. Не найдя подтверждения своим вожделениям, Искариот не признал Иисуса за настоящего Мессию и решил придать «законному» наказанию от рук государственной и народной структуры.
  • Евангелисты точно указывают: мотивацией к духовной крамоле явилась безграничная любовь к деньгам. Никакое иное толкование не имеет такого авторитета. Искариот заправлял казной Христовой общины, а сумма, предложенная ему, соблазнила на свершение отвратительного плана. На эти деньги можно было приобрести участок земли.
  • Корыстолюбие покрывает образ предателя мрачной пеленою. Любовь к деньгам сделала Иуду грубым материалистом, в отличие от остальных апостолов, любивших Спасителя и Христову Церковь. Предатель оказался совершенно глухим к религиозным наставлениям учителя. Он символизировал отказ от христианства всего народа Иудеи. В душе Искариота затаился демон ложного мессианизма, не позволяющего чистым сердцем взглянуть на деяния Сына Божьего. Его материалистический ум породил корыстолюбие, уничтожившее духовную чувствительность.

На заметку! Христос, зная о присутствии среди его учеников диавола, не спешил открывать тайну апостолам. Он только ограничивался некоторыми намеками.

Мирские исследователи предполагают, что Мессия не знал этого точно, однако евангелисты утверждают, что замысел Божий протекал по определенному заранее плану. Через пять месяцев, в Тайную вечерю, Иисус раскрыл имя предателя святому Иоанну.

Иконография

Описание Иуды Фаддея отличается в греческих и русских иконописных подлинниках. По греческой традиции, святого полагалось изображать молодым и безбородым. В русских руководствах по иконописи 18-го века в описании внешности апостола упоминается борода с проседью, темно-красная риза, голубая исподняя рубашка, омофор. Иуда держал свиток обеими руками или только правой, а левой — книгу.

На монастырских фресках, изображающих сцены из Нового Завета, Иуда Фаддей отмечен инициалами. Наиболее известные изображения апостола:

  • на триптихе по апокрифу о даровании царю Авгарю полотна с отпечатком лика Христа и в апостольском деисусе из синайского монастыря Святой Екатерины;
  • на росписи в монастыре в Матейче (Македония) вместе с Иаковом Праведным и Симеоном;
  • сцена о кончине на фреске о деяниях апостолов в итальянской церкви Санта-Мария ди Англона.

На некоторых церковных росписях живописцы запечатлели святого распятым или повешенным на дереве.

Изображения Иуды Фаддея встречаются на страницах греческих миней и рукописей рядом с датой памяти апостола. На рисунках он держит свиток в левой руке и благословляет правой. В русских минейных книгах апостола изображали темноволосым, с короткой бородой, одетым в зеленый хитон и красный плащ, с омофором.

Традиция и легенда

Армянский монастырь Святого Фаддея , Иран

Предание гласит, что Святой Иуда проповедовал Евангелие в Иудее , Самарии , Идумеи , Сирии , Месопотамии и Ливии . Сообщается также, что он посетил Бейрут и Эдессу , хотя эмиссар последней миссии также идентифицирован как Фаддей Эдесский , Аддаи, один из Семидесяти. Писатель XIV века Никифор Каллист делает Иуду женихом на свадьбе в Кане . Легенда гласит, что Святой Иуда родился в еврейской семье в Панеасе , городе в Галилее, позже перестроенном в римский период и переименованном в Кесарию Филипповую .

По всей вероятности, он говорил и по- гречески, и по- арамейски , как почти все его современники в той местности, и был фермером по профессии. Согласно легенде, святой Иуда был сыном Клопы и Марии Клопской , сестры Девы Марии . Предание гласит, что отец Иуды, Клопас, принял мученическую смерть из-за своей откровенной и откровенной преданности воскресшему Христу.

Хотя святого Григория Просветителя приписывают как «апостол к армянам», когда он крестил короля Трдата III Армении в 301 году , преобразуя армян, апостолы Иуда и Варфоломей традиционно полагают, были первыми, кто принес христианство в Армении , и поэтому почитаются как святые покровители Армянской Апостольской церкви . С этой традицией связаны монастырь Святого Фаддея (ныне на севере Ирана) и монастырь Святого Варфоломея (ныне на юго-востоке Турции), которые были построены на территории тогдашней Армении.

Смерть и останки

Символ его мученичества

Согласно преданию, святой Иуда принял мученическую смерть около 65 г. н.э. в Бейруте , в римской провинции Сирия , вместе с апостолом Симоном Зилотом , с которым он обычно связан. Топор, который его часто показывают на фотографиях в руке, символизирует то, как он был убит. Их действия и мученичество были записаны в Деяниях Симона и Иуды, которые входили в собрание страстей и легенд, традиционно связанных с легендарным Абдиасом, епископом Вавилона , и, как говорят, были переведены на латынь его учеником Тропеем Африканским, согласно Золотая легенда о святых.

Согласно одному сообщению, тело святого Иуды было привезено из Бейрута в Рим и помещено в склеп в базилике Святого Петра, которую посещают многие преданные. Его кости находятся в левом трансепте базилики Святого Петра под главным алтарем Святого Иосифа, в одной гробнице с останками апостола Симона Зилота. Они были перенесены сюда 27 декабря 1665 года. Согласно другой популярной традиции, останки святого Иуды хранились в армянском монастыре на острове в северной части озера Иссык-Куль в Кыргызстане, по крайней мере, до середины 15 века. Более поздние легенды либо отрицают, что там сохранились останки, либо утверждают, что они были перенесены в еще более пустынную цитадель в горах Памира .

Простой склеп , отмеченный надпись «Иуда Фаддей» ( Ιουδας Θαδδαιου ) был найден в Кфар Баруха , Изреельская долине , рядом с фрагментами четыре uninscribed захоронений. Это место было датировано светильниками и другой керамикой не позднее начала второго века.

Экранизации

На заре кинематографа первым примерил образ Иуды американец Фрэнк Гейлор в фильме «Игра страсти Обераммергау». Затем последовала череда экранизаций на тему жизни Христа, в которой ярким пятном стала картина «Царь Царей» (1961) режиссера Николаса Рэя. Роль апостола под номером 12 досталась Рипу Торну.

Карл Андерсон в роли Иуды

Критики по достоинству оценили киноинтерпретацию мюзикла «Иисус Христос — суперзвезда». Канадец Норман Джуисон снял одноименный фильм в форме спектакля, где предателя сыграл Карл Андерсон.

В Иуду Искариота перевоплощались актеры Ежи Зельник, Иэн Макшейн, Харви Кейтель, Джерард Батлер. Поразительной картиной признан фильм «Страсти Христовы» (2004) в авторстве Мела Гибсона, где Иуду блестяще изобразил Лука Лионелло. Последним на экран в облике Христова предателя вышел Джо Редден – в 2014 году в прокат поступила лента «Сын Божий».

Игорь Верник в роли Иуды

В России под гримом Иуды скрывались два актера, и оба – в постановках романа «Мастер и Маргарита». В 1994 году Юрий Кара снял фильм по мотивам произведения Михаила Булгакова, однако он дошел до зрителя только в 2011 году. На роль Иуды режиссер пригласил Игоря Верника.

Дмитрий Нагиев в роли Иуды

В 2005 году на телевидении состоялась премьера «Мастера и Маргариты» от Владимира Бортко. В этой ленте зрители наслаждались игрой Дмитрия Нагиева, который убедительно изобразил евангелистского предателя.

Экранизации

На заре кинематографа первым примерил образ Иуды американец Фрэнк Гейлор в фильме «Игра страсти Обераммергау». Затем последовала череда экранизаций на тему жизни Христа, в которой ярким пятном стала картина «Царь Царей» (1961) режиссера Николаса Рэя. Роль апостола под номером 12 досталась Рипу Торну.

Карл Андерсон в роли Иуды

Критики по достоинству оценили киноинтерпретацию мюзикла «Иисус Христос — суперзвезда». Канадец Норман Джуисон снял одноименный фильм в форме спектакля, где предателя сыграл Карл Андерсон.

В Иуду Искариота перевоплощались актеры Ежи Зельник, Иэн Макшейн, Харви Кейтель, Джерард Батлер. Поразительной картиной признан фильм «Страсти Христовы» (2004) в авторстве Мела Гибсона, где Иуду блестяще изобразил Лука Лионелло. Последним на экран в облике Христова предателя вышел Джо Редден – в 2014 году в прокат поступила лента «Сын Божий».

Игорь Верник в роли Иуды

В России под гримом Иуды скрывались два актера, и оба – в постановках романа «Мастер и Маргарита». В 1994 году Юрий Кара снял фильм по мотивам произведения Михаила Булгакова, однако он дошел до зрителя только в 2011 году. На роль Иуды режиссер пригласил Игоря Верника.

Дмитрий Нагиев в роли Иуды

В 2005 году на телевидении состоялась премьера «Мастера и Маргариты» от Владимира Бортко. В этой ленте зрители наслаждались игрой Дмитрия Нагиева, который убедительно изобразил евангелистского предателя.

В культуре

Десятки писателей пытались на свой лад интерпретировать образ библейского Иуды. Итальянский журналист Фердинандо Гаттина в середине 19 века выпустил книгу «Мемуары Иуды», которая возмутила религиозное сообщество, – предатель выставлен борцом за свободу еврейского народа.

Роман Леонида Андреева «Иуда Искариот»

Переосмысливали жизнь героя Алексей Ремизов, Хорхе Луис Борхес, Роман Редлих. Интересным взглядом на деяния Иуды Искариота поделился Леонид Андреев в одноименной книге. Представитель Серебряного века показал предателя, который в душе бесконечно любил Христа. Российским читателям персонаж также знаком по книге Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», где Иуда идет на отвратительный поступок ради возлюбленной.

Живопись неизменно связывает Иуду с «темными» силами. На картинах, фресках и гравюрах мужчина то сидит на коленях у Сатаны, то изображен с черным нимбом над головой или же в профиль – так рисовали бесов. Самые знаменитые творения изобразительного искусства принадлежат перу художников Джотто ди Бондоне, Фра Беато Анджелико, ювелира Жана Дюве.

Персонаж стал героем музыкальных произведений. В нашумевшей рок-опере Эндрю Ллойда Уэббера и Тима Райса «Иисус Христос – суперзвезда» нашлось место арии Иуды.

Поговаривают даже, что этому предателю, как первому революционеру, в конце лета 1918 года Лев Троцкий устанавливал памятник в центре города Свияжск. Впрочем, эта история так и осталась мифом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector