Пророчество иоанна богослова о звезде апокалипсиса

Краткое содержание книги Апокалипсис


Откровение — единственная пророческая книга Нового Завета. В своих предсказаниях Иоанна Богослов повествует о последних временах перед Вторым Пришествием Христа, о Его битве с Антихристом и низвержении дьявола в огненное озеро, а также о конце мира и становлении Нового Иерусалима, где больше не будет слёз, страданий и греха.

Откровение состоит из 22 глав, которые по содержанию можно условно разбить на несколько разделов:

  1. Иоанн получает от Господа повеление сочинить книгу о событиях, ожидающих человечество в последние времена.
  2. Семь церквей и наставления для них.
  3. Видение Бога, восседающего на престоле и Агнца (прообраз Иисуса Христа, пострадавшего за грехи человечества).
  4. Таинственная книга с семью печатями, которые раскрывает Агнец.
  5. Семь ангелов с трубами, предвещающими начало страшных бедствий на земле.
  6. Образ Церкви Христовой в солнечном облачении.
  7. Антихрист в виде зверя и его спутник — лжепророк.
  8. События, предшествующие Страшному Суду.
  9. Всеобщее воскрешение и Страшный Суд.
  10. Церковь становится Новым Иерусалимом.
  11. Заключительная часть: подтверждение истинности повествования и дальнейшие напутствия в соблюдении заповедей.

Ссылка Иоанна Богослова

Как известно, книгу пророчеств Иоанн создавал в неволе, когда ему особенно нечему было радоваться. В изгнании на острове Патмос он довольствовался очень немногим, но духом оставался неукротим.

В 1088 г. греческий монах Христодул, получив разрешение от византийского императора Алексея I Комнина, основал на острове Патмос монастырь апостола Иоанна Богослова.

На вершине холма рядом с остатками древнего храма Артемиды выросло каменное сооружение с башнями-бойницами, похожее на воинственную крепость.

Такая необычная архитектурная форма монастыря была вынужденной — на остров часто нападали пираты, в том числе турецкие, и монахам приходилось с оружием в руках отстаивать свою святыню.

Со временем вокруг монастыря образовался поселок, жители которого разводили овец и коз. Рядом с монастырем находится заветная пещера, в которой, по преданию, Иоанн Богослов диктовал свое Откровение.

В монастыре в настоящее время проживает около 40 монахов, которые совершают богослужение. И монастырь и пещера сегодня включены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Монастырь Иоанна Богослова на острове Патмос

Вход в пещеру Иоанна Богослова

Иоанн Богослов, один из двенадцати апостолов Иисуса, бывший рыбак, свидетель важнейших событий в жизни Иисуса Христа, после смерти учителя за распространение идей христианства был сослан римскими властями на остров Патмос.

Но и там он продолжал проповедовать. Именно там, согласно религиозным верованиям, на него сошло Божеское откровение — Господь открыл ему будущее христианской веры, причем сделал это в символических образах, порой фантастических, страшных.

Очень многое из предначертанного Иоанном, по мнению верующих, произошло без малого за две тысячи лет истории цивилизованного человечества.

Богослужебное использование

Одной из причин скудости ранних текстов может являться тот факт, что чтение из книги Откровения никогда не входило в богослужебную практику Восточной Церкви, возможно, потому, что состав богослужения сформировался до окончательного включения книги в канон Нового Завета (и в настоящее время, книга Откровения не читается во время богослужения в Православной церкви, за единственным исключением, о котором сказано ниже). Поэтому, в частности, отрывки из Откровения отсутствуют в греческих лекционариях (литургических книгах, содержащих отрывки из Священного Писания, читаемые во время богослужения), являющихся одним из важных рукописных источников.

Вместе с тем второй главой действующего Типикона (Иерусалимский устав) предписывается чтение Апокалипсиса Великим постом на «великом чтении» в составе всенощных бдений (между вечерней и утреней), отсутствовавшее в Студийском (ввиду отсутствия в нём бдений как таковых) и Евергетидском уставах.

В Католической церкви в настоящее время читается на воскресных мессах в пасхальный период (в литургический год C), песни из него входят и в «Литургию часов».

В Лютеранской церкви чтения из книги Откровения встречаются в литургическом календаре довольно часто: Первое воскресенье Адвента (круг С), воскресенье после Рождества Христова (В, С), третье воскресенье Великого поста (В), десятое воскресенье после Троицы (А), предпоследнее воскресенье церковного года (С), Новый год, Обрезание и наречение имени Иисуса (С), Благовещение (С), Преображение (С), день Архангела Михаила (А), День всех святых (А, С).

Каноничность

Упоминания и цитаты из книги Откровения Иоанна Богослова встречаются уже у христианских авторов II века, в том числе Иринея и Тертуллиана. Евсевий, излагая церковное предание по данному вопросу, относит написание Апокалипсиса к последним годам правления Домициана (—96 годы). Ириней Лионский (около 180 года) говорит: «Оно было увидено не давно, а почти при жизни нашего поколения, в конце правления Домициана» («Против ересей», 5.30.3). Это свидетельство подтверждается Климентом Александрийским (который говорит о «тиране»), Оригеном и другими, более поздними авторами. Свидетельством в пользу подобной датировки являются упоминаемые в книге обстоятельства (упадок церквей, жестокие гонения). Кроме того, Иоанн сообщает, что откровение было получено им в ссылке на острове Патмос, а Домициан как раз был известен тем, что любил избавляться от неугодных ему людей именно таким способом.

Вопрос о каноничности Откровения долгое время оставался открытым. В IV веке некоторые авторы даже приписывали его еретику Керинфу. Среди Отцов Церкви, отрицавших каноничность Откровения, были святой Кирилл Иерусалимский и, видимо, святой Григорий Богослов, который вовсе не упоминает его в своём послании «О том, какие подобает читать книги Ветхого и Нового Завета». Отсутствует Апокалипсис и в списке канонических книг Библии, утверждённом (правило 60) Лаодикийским поместным собором 364 года. На рубеже V века, однако, возобладало мнение Афанасия Великого о каноничности Апокалипсиса; оно было подтверждено поместными соборами Иппонским (383 год) и Карфагенским (419 год; правило 33).

Древнейшим из известных к настоящему времени греческих манускриптов Откровения является папирус, датируемый серединой или второй половиной III века (т. н. третий папирус Честера Битти, обозначаемый в литературе как *P47). Изучение показало, что исходно этот папирусный кодекс состоял из 32 листов, но до наших дней сохранилось в слегка поврежденном виде лишь 10 листов из середины кодекса. Несколько ранних унциальных рукописей, в том числе Синайский кодекс, также содержат текст Откровения. Но в целом Откровение Иоанна — наименее хорошо засвидетельствованная в греческих рукописях книга Нового Завета. Она сохранилась примерно в 300 списках, из них лишь 10 рукописей — унциальные, причём не все полные (для сравнения, общее число известных на сегодняшний день манускриптов, содержащих те или иные новозаветные тексты на греческом языке, превышает пять с половиной тысяч).

Образ Церкви Христовой в Откровении

Иоанн Богослов выстраивает образ Христовой Церкви в противовес образу Вавилонской блуднице. Церковь показана местом спасения душ верующих христиан, где они смогут познать Бога и полноту общения с Ним.

Апокалипсис показывает нам древнее церковное предание о возможных путях человеческой жизни. Первый путь, по которому идет большинство неверующих людей, это путь короткого временного наслаждения утехами земной жизни, за которым наступает вечная погибель и мрак. Другой же путь, которые выбирают верные чада Христовы, это путь спасения, радости и Вечной жизни с Богом в раю. При этом на земле эти люди будут иметь скорби, но они несравнимы с тем блаженством, которое ждет их в Вечности.

Интересно! Образ Церкви описан в книге очень подробно, с большим количеством примеров, аллегорий, притч.

На первый взгляд, понять эти тексты очень сложно, но в итоге все сводится к тому, что Церковь Христова предстает в величии, красоте и святости, а греховный мир исчезает в бездне навеки. Именно такой конец света и случится после Второго пришествия Христа.


Христос и невеста Церковь

Именно вот эти положительные образы Церкви и Небесного Иерусалима должны вселить веру в то, что человек идет путем христовым не зря, что в конце земной жизни его ждет вечное блаженство с Господом, как результат праведной жизни

Очень важно использовать такие положительные примеры из Апокалипсиса для усиления проповедей и убеждения верующих. В таком случае, и данная книга не будет выглядеть столь мрачно и перестанет восприниматься исключительно как руководство по концу света

Датировка

Видение Иоанна Богослова. Миниатюра из «Великолепного часослова герцога Беррийского» Откровение написано точно не позднее начала II века, так как его знал Папий Иерапольский. Ириней Лионский датирует Откровение концом правления Домициана (81-96 года), эту версию разделяют многие современные библеисты. В XIX веке возникла версия о создании книги в 60-х годах I века («ранняя датировка»), в XIX веке этой версии придерживалось большинство исследователей, однако в XX веке большинство библеистов вновь стало придерживаться «поздней датировки», то есть периодом правления Домициана.

Текст самой книги не позволяет сделать вывод о безусловной верности одной из двух датировок. Главным аргументом «ранней» датировки служит начало 11 главы, где говорится об «измерении храма». Сторонники ранней датировки считают этот текст указанием на Иерусалимский Храм, разрушенный римлянами только в 70 году. Однако большинство авторов (как древних, так и современных) понимают эти слова символически.

Кто такой Иоанн Богослов?

В Эгейском море, в 70 км от побережья Турции, расположен принадлежащий с 1947 г. Греции небольшой скалистый остров. На нем почти нет растительности и проживающих людей очень мало.

Во времена правления римского императора Домициана на Патмос ссылали преступников.

По преданию, примерно в 67 г. на пустынный берег острова высадили также апостола Иоанна, который проповедовал в Эфесе. На острове он стал жить в удаленной пещере, обращал островитян в христианскую веру.

Согласно церковным сведениям, на вершине пустынной горы Иоанн вместе со своим учеником Прохором совершил трехдневный пост и постоянно молился.

Неожиданно земля под ними заколебалась, загремел гром. Апостол поднялся и велел Прохору записывать все, что он скажет.

Так началась запись пророческой книги Откровение Иоанна Богослова, в которой были раскрыты тайны судеб церкви, конца греховного мира и возрождение нового.

С 1453 г. островом владели турки. В 1770-1774 гг. остров занимала русская флотилия под руководством адмиралов Алексея и Федора Орловых.

Кинжал одного из них находится в музее старейшего островного монастыря Иоанна Богослова.

Апостол Иоанн Богослов, проповедующий на острове Патмос во время вакханалий. Художник Ф. А. Моллер

Иоанн в своем пророчестве сообщал, что видел книгу у сидящего на престоле, запечатанную семью печатями. И не было никого ни на небе, ни на земле, кто бы мог открыть и посмотреть ее.

Нашелся наконец агнец, который снял первую из семи печатей, и раздался голос: Иди и смотри. Иоанн увидел коня белого, на нем всадника с луком и венцом.

Когда была снята вторая печать, появился конь рыжий, на нем сидел всадник с большим мечом. После снятия третьей печати появился конь вороной, и всадник на нем держал весы.

После снятия четвертой печати появился бледный конь, а на нем всадник, имя которому смерть, и ад следовал за ним, и дана была ему власть умерщвлять и мечом, и голодом, и миром, и зверями земными.

Все эти всадники предвозвестники грядущих тяжелых событий.

Понимать их следует иносказательно, под ними подразумеваются разные несчастья, в том числе болезни, мор, войны, тайные убийства, жертвы от природных катаклизмов.

После снятия пятой печати Иоанн увидел души убиенных за слово Божие. Они требовали отмщения. После снятия шестой печати произошло великое землетрясение.

И солнце стало мрачно как власяница, и луна сделалась как кровь, и звезды небесные пали на землю… Но когда была снята седьмая печать, настала полная тишина.

И еще увидел Иоанн семь ангелов, которые стояли перед Богом, и было у них семь труб. Когда затрубили шесть ангелов, большие несчастья обрушились на землю.

Но седьмой ангел не вострубил в те дни. А когда вострубит, то свершится тайна Божья.

Какая тайна? Иоанну была дана книга, сладкая на вкус, но горькая во чреве. Это иносказание следует понимать так, что слова бывают сладкими, а вот правда горькой, но она лучше обманной сладости.

Авторство

Автор Откровения несколько раз называет себя Иоанном (1:1, 22:8). Кроме того, автор упоминает, что он был на острове Патмос, когда получил своё первое видение (1:9, 4:1)

Поэтому автора книги Откровение иногда называют Иоанном Патмосским.

Апостол Иоанн

Церковное предание приписывает авторство этой книги апостолу Иоанну Богослову. Хотя язык Апокалипсиса отличается от написанного Иоанном Богословом Евангелия в силу того, что, по словам патролога и богослова митрополита Илариона (Алфеева), Апокалипсис говорит языком ветхозаветных символов о новозаветных реалиях, в то же время анализ языковых образов, словаря и синтаксиса, выполненный Вильгельмом Буссе, позволяет А. П. Лопухину говорить в пользу Иоанна Богослова как автора Откровения.

«Пресвитер Иоанн»

Версия об авторстве апостола Иоанна с самого начала подвергалась сомнению

Уже епископ Дионисий Александрийский (середина III века) в сочинении «Об обетованиях» обращает внимание на значительные стилистические и богословские различия между Откровением и писаниями апостола Иоанна, не позволяющие утверждать единство авторства. Сомнения высказывают и некоторые современные библеисты, поскольку проблематика и стиль изложения Апокалипсиса значительно отличается от Евангелия от Иоанна и Иоанновых посланий

При этом следует иметь в виду, что в апостольской среде было несколько Иоаннов, которые могли быть позднейшей традицией объединены в одну фигуру. Так, при перечислении своих учителей раннехристианский автор Папий различает «Иоанна ученика Господня» и другого ученика, «пресвитера Иоанна», которого он знал лично и многие рассказы которого передавал. По этому поводу Евсевий Кесарийский о.

Что Иоанн Богослов рассказывал о Страшном суде

В религиозном понимании Страшный суд — это последний суд, который будет совершен над всеми людьми, верующими и неверующими, для выявления среди них праведников и грешников, для благословления первых и наказания вторых.

Но в Откровении Иоанна Богослова Страшный суд выглядит картинно наглядно, в нем много загадочного, таинственного, требующего расшифровки.

Иоанн рассказал, что он оказался в роли невольного свидетеля и видел, как происходило наказание не праведников,- он видел ангела, который сходил с неба и держал ключи от бездны и большую цепь.

Ангел взял дракона, древнего змея, который есть дьявол и сатана, и сковал его на тысячу лет. Он низверг его в бездну и заключил над ним печать, чтобы не соблазнял тот народы пока не кончится тысяча лет.

Снятие пятой печати. Художник Эль Греко

Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань, число их — как песок морской.

Этого дракона, дьявола и сатану следует понимать как всякое зло, творимое на земле людьми во вред другим.

Но в мире есть высшая справедливость, и на сатану находится управа. И ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их.

А дьявол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, их будут мучить день и ночь во веки веков. Таким образом зло многомерное, как песок морской, было наказано и уже никогда не сможет снова водвориться в мире.

И еще увидел Иоанн мертвых, малых и великих, стоящих перед Богом, и всех их судили за дела, описанные в книгах, и судим был каждый по делам своим. И смерть и ад повержены в озеро огненное…

И кто не был записан в Книге жизни, тот был брошен в озеро огненное.

Иоанн в своем Откровении как бы подводит итог всему тому, что было сказано в Ветхом и Новом Завете, он пророчествует и обнадеживает, сообщая, что скоро грядет явление Господне и зло будет повержено уже навсегда.

Антихрист и конец света

Пожалуй, самый загадочный образ, который мы видим в этой книге — это антихрист. Он представляется в виде двух зверей. Первый из них выходит из моря и действует грубо, прямыми гонениями. Другой же выходит из земли и наносит вред более тонко, обольщением и хитростью.


Антихрист придет в конце времен, чтобы побороться со Христом за вечную участь человеческих душ

Эсхатологический подход выражается в проведении параллелей между Римской империей и греховным миром. Рим начинает буквально съедать себя сам, захлебываясь в потоках греха и греховных наслаждений. Иоанн Богослов через свою книгу предостерегает, что такая кончина ждет и весь мир в целом.

В культуре

  • Серия шпалер со сценами «Откровения» «Анжерский апокалипсис» (XIV век) в городе Анже, Франция.
  • 15 гравюр-ксилографий Альбрехта Дюрера к изданию «Откровения» Кобергером (1498), принёсших европейскую известность немецкому художнику из-за всеобщего страха конца света в 1500 году.
  • Цикл из 28 гравюр со сценами «Откровения», выполненный Жаном Дюве (1546—1555).
  • «Краткая повесть об Антихристе» Вл. Соловьева (1900).
  • Борис Савинков опубликовал повесть «Конь бледный» (1909), и Элем Климов дал название фильму «Иди и смотри» (1985), позаимствовав строки из главы 6 стихов 7-8 «Отровения»: И когда Он снял четвёртую печать, я слышал голос четвёртого животного, говорящий: «Иди и смотри». И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нём всадник, которому имя «смерть» .
  • Серия британских фильмов «Омен» (1976—2006) основана на сюжете «Откровения».
  • В телесериале «Сверхъестественное» (США, 2005) теме Апокалипсиса посвящены 3-й, 4-й и 5-й сезоны.
  • В телесериале «Декстер» главный антагонист 6-го сезона имитировал сцены из Откровения.
  • В романе Аркадия и Бориса Стругацких «Отягощённые злом, или Сорок лет спустя» даётся оригинальная трактовка личности Иоанна и событий на острове Патмос, приведших к написанию «Откровения».
  • Полнометражный художественный фильм «Апокалипсис: Откровение Иоанна Богослова»

Примечания

  1. Митрополит Иларион об Апокалипсисе в телепрограмме «Церковь и мир» (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения: 7 июня 2010. Архивировано 13 октября 2012 года.
  2. Толковая Библия Лопухина
  3. 1234 Православная энциклопедия, 2010, Датировка.
  4. А. Мень в книге «Читая Апокалипсис» о.
  5. Д. Гатри в книге «Введение в Новый Завет Архивная копия от 1 января 2008 на Wayback Machine» подробно разбирает аргументы и сторонников и противников авторства Иоанна Богослова
  6. Церковная история. Кн. 3, гл. 39, 5.
  7. Robert H. Mounce. The Book of Revelation, pg. 15-16. Cambridge: Eerdman’s
  8. КАНОН — Поместный Собор — Лаодикийский
  9. Поместный Собор — Карфагенский
  10. Брюс М. Мецгер. Текстология Нового Завета. Москва, 1996. С. 30—35.
  11. Типико́н, си́речь, изображе́ние церко́внаго после́дования во Иерусали́ме святы́я ла́вры преподо́бнаго и богоно́снаго отца́ на́шего Са́ввы
  12. В. П. Виноградов. Уставные чтения (проповедь книги). Сергиев Посад, 1914
  13. Э. Д. Фролов и др. Христианство: античность, Византия, Древняя Русь. Л., 1988. litmir.info/br/?b=198986&p=6

Вкратце[править]

Карта Эарвы Действие цикла происходит в мире под названием Эарва, напоминающем средневековую Европу и Ближний восток времен Первого крестового похода. Между некоторыми странами и событиями можно провести практически прямые аналогии. Впрочем, от реальности здешний мир отличается наличием магии, богов, фэнтезийных рас и пришельцев из космоса. Кроме того, местный фэнтезийный мир отличается крайней суровостью, где процветает религиозный фанатизм, строгое иерархическое деление, неприятие к другим народам, другим расам и магам, разнузданное сексуальное поведение, и где всех после смерти ожидают вечные муки в пасти местных злых богов.

Предсказания Иоанна Богослова

Откровение, Апокалипсис, Иоанна Богослова, составленное из 22 глав, помещено в конце Нового Завета.

Это неслучайно. Создатели Библии, отмечая возросший интерес к христианству, одновременно предвидели и сопротивление распространению новых идей веры, тяжких опасностей на этом пути.

Откровение Иоанна как раз предсказывает грядущие судьбы человечества, разрушение мира зла, ненависти, дьявольского соблазна и возвещает начало новой жизни.

Правда, разрушению посвящено гораздо больше страниц, чем созиданию.

Это объяснимо. Христос начинал в одиночестве. Потом окружил себя учениками. И они стали распространять его учение. Но и сопротивление новому взгляду на веру усиливалось.

Расставание с язычеством повлекло за собой немалые жертвы с обеих сторон. Поэтому Иоанн в своем Откровении не просто устрашал жуткими картинами, он хотел заставить людей задуматься, что ждет их впереди, если они нарушат заповеди их поводыря.

Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами.

В этом и заключался смысл помещения Откровений в конце Нового Завета. Конец всему плохому возвещал начало новой жизни — войти в город воротами, Сами богословы во все времена отмечали, что книга Иоанна во многом таинственная и потому многотрудная для понимания.

Но как раз эта таинственность притекает к себе верующих, многих ученых, которые пытаются разгадать предначертанные в ней события. Их нельзя понимать буквально.

Свое Откровение Иоанн писал в назидание потомкам, когда сам испытал тяготы гонимого. Противники христианской веры, римские судьи, желая уничтожить опасного проповедника, заставили его выпить яд.

Он выпил, но яд не подействовал. Тогда его бросили в кипящий котел с маслом. Но он вышел из него живой и здоровый. Судьи были посрамлены. Тем самым Иоанн доказал свою способность творить чудеса.

А способность эта появилась у него от беззаветной преданности вере.

Беспомощные судьи, опасаясь новых чудес, отправили его на безлюдный каменистый остров Патмос. Римский император Домициан и его прислужники надеялись, что проповедник там погибнет.

Но этого не произошло.

После смерти Домициана Иоанн в 96 году вернулся в Эфес, где продолжил свои проповеди. Умер он, как считается, в возрасте свыше 100 лет, намного пережив своего гонителя Домициана, прожившего всего 44 года. От Иоанна остались важнейшие книги: Евангелие и Откровение.

Читайте другие статьи:

  • История Иисуса Христа — почему его называли пророком?
  • Тайна цивилизации индейцев майя
  • Пророк Иезекииль — история жизни и предсказаний
  • Альберт Великий — ученый-монах, предсказывавший будущее
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector