Новый завет: откровение иоанна богослова (апокалипсис)
Содержание:
- Взгляды Церкви на содержание Откровения
- Немного об авторе «Апокалипсиса»
- Любимый ученик Иисуса Христа
- Знакомство с апокалипсисом
- Другие символы Апокалипсиса
- Пророчества Иоанна Богослова
- Глава 2
- Глава 18
- Откровение Иоанна Богослова
- Время и место написания
- Страшный Суд и Царство Небесное после Суда
- Образ Церкви Христовой в Откровении
- Говорят, Церковь не одобряет чтение Апокалипсиса. Но ведь эта книга – составная часть Библии!
- Шестая часть. Армагеддон
- Что означает «число зверя»
Взгляды Церкви на содержание Откровения
Большинство отцов Церкви, толковавших священные книги Нового Завета, рассматривают Апокалипсис как пророческую картину о последних временах мира и событиях, имеющих совершиться перед Вторым Пришествием Христовым на землю и при открытии Царства Славы, уготованного всем истинно верующим христианам. Несмотря на темноту, под которой сокрыт таинственный смысл этой книги и вследствие которой многие неверующие пытались всячески опорочить ее, глубоко просвещенные отцы и богомудрые учители Церкви всегда относились к ней с великим благоговением.
Так, св. Дионисий Александрийский пишет: «Темнота сей книги не препятствует удивляться ей. И если я не все в ней понимаю, то лишь по моей неспособности. Я не могу быть судией истин, в ней заключающихся, и измерять их скудостью моего ума; руководствуясь более верою, чем разумом, нахожу их только превосходящими мое понимание».
В таком же роде высказывается об Апокалипсисе блаженный Иероним Стридонский: «В нем столько же таинств, сколько слов. Но что я говорю? Всякая похвала сей книги будет ниже ее достоинства».
Однако святоотеческая мысль не ограничивается пониманием Апокалипсиса как пророчества лишь о последних временах. Достаточно распространено мнение, что Апокалипсис рассказывает о судьбах Христовой Церкви и мира, начиная с основания Церкви Спасителем, т.е. с апостольских времен. «Когда Церковь была основана апостолами, было необходимо открыть, как она будет распространяться и какого совершенства достигнет в конце, чтобы вооружить проповедников веры против мирских искушений» (Беда Достопочтенный). Существует мнение, что семь церквей Апокалипсиса означают семь периодов жизни всей Христовой Церкви от ее основания до кончины мира .
Некоторые усматривают в Апокалипсисе также синопсис всей библейской истории от создания мира, до его кончины. Значительно менее распространено толкование повествования Откровения Иоанна Богослова как рассказ о судьбах отдельных народов или даже каждого человека в отдельности.
Немного об авторе «Апокалипсиса»
Среди двенадцати апостолов, следовавших повсюду за Сыном Божьим, был один, которому Иисус, будучи уже на кресте, поручил заботы о своей матери — Пресвятой Деве Марии. Это был Иоанн Богослов.
Евангелист был сыном рыбака Зеведея и дочери святого Иосифа (Обручника Девы Марии) Саломии. Отец был человеком состоятельным, у него имелись наемные рабочие, сам он занимал значительное место в иудейском обществе. Мать служила Господу своим имуществом. Сначала будущий апостол был в числе учеников Иоанна Крестителя. Позже вместе со своим младшим братом Иаковом Иоанн покинул лодку отца на Генисаретском озере, откликнувшись на призыв Иисуса Христа. Апостол стал одним из трех самых любимых учеников Спасителя. Святой Иоанн Богослов стал даже называться наперсником — так говорили о человеке, особенно близком кому-либо.
Любимый ученик Иисуса Христа
Откровение Иоанна Богослова написано уникальной личностью. Апостол Иоанн Богослов имел особое место среди учеников Спасителя и был любим Господом. Он всегда сопровождал Иисуса Христа во время его странствий и проповеди. Иоанн являлся одним из самых приближенных учеников Спасителя. Так, он был свидетелем воскрешения дочери Иаира и присутствовал во время Преображения Господа. Во время Тайной Вечери апостол Иоанн занимал почетное место рядом со Спасителем. Он не побоялся присутствовать при допросе Христа, следовать за Ним к месту казни. Он же единственный из апостолов не покинул уже распятого Господа. Христос поручил заботиться о Богородице именно Иоанну Богослову.
Пещера на острове Патмос, в которой Иоанн Богослов написал «Откровение»
После Воскресения Христа и Успения Богородицы апостол Иоанн направился с проповедью Слова Божия в Эфес. Повсюду он проповедовал Евангелие, совершал чудеса исцеления, изгонял бесов, обращал в христианскую веру множество людей.
Во время правления римского императора Нерона апостол был взят под стражу и приговорен к смерти. Но чудесным образом остался невредим, когда выпил чашу с ядом. Далее он выбрался совершенно здоровым из чана с кипящим маслом. Затем Иоанн Богослов был направлен в ссылку на остров Пампос. Там и написал самую таинственную книгу Библии – Апокалипсис или Откровение Иоанна Богослова.
Апостолом Иоанном также были написаны Евангелие от Иоанна и три послания, входящие в Новый Завет. Иоанн Богослов прожил долгую жизнь и скончался в Эфесе в преклонном возрасте (по некоторым оценкам, около 100 лет). Он единственный из всех апостолов умер естественной, не насильственной смертью.
Знакомство с апокалипсисом
Вся Библия является духовной книгой, наполненной символами и сравнениями. Но больше всего аллегорий, примеров и образов скрывает Откровение Иоанна Богослова. Апокалипсис нельзя читать и толковать сам по себе, в отрыве от всего христианского учения в целом.
Важно! Обычным верующим людям желательно приступать к чтению Апокалипсиса только после того, как они хорошо изучат Ветхий и Новый Завет, а также Предание святых отцов. Большая ценность данной книги в том, что в ней можно найти ответы на глобальные вопросы о христианстве
Апокалипсис говорит нам, что Господь пришел в этот мир для спасения всего человечества. Кроме того, в книге представлен образ Небесного Иерусалима — места будущей жизни всех верующих
Большая ценность данной книги в том, что в ней можно найти ответы на глобальные вопросы о христианстве. Апокалипсис говорит нам, что Господь пришел в этот мир для спасения всего человечества. Кроме того, в книге представлен образ Небесного Иерусалима — места будущей жизни всех верующих.
Видение Иоанна Богослова
Важное место в повествовании занимает описание земной Церкви и различных бед и казней, постигающих этот мир. С одной стороны, эти несчастья — фон для того, чтобы была видна святость Церкви Христовой
С другой — способ призвать людей к покаянию.
Апокалипсис предостерегает христиан от опасностей жизни в мире, где правит язычество. Настоящий христианин должен пренебрегать комфортом мира ради Христа, несмотря на большое количество опасностей. Во все времена христиане подвергались гонениям, если не официально, так идейно. Во времена Иоанна Богослова за отказ поклониться языческому римскому императору мог закончиться казнью, и множество первых христиан приняли подобную мученическую смерть.
Другая опасность — начать приспосабливаться к изменчивому миру и потерять в нем веру во Христа. Большое количество искушений может привести к тому, что человек устанет бороться за свою веру и захочет жить как все — с комфортом и в богатстве. Так, Откровение говорит нам о том, что настанут времена, когда верные дети Христовы не смогут ничего покупать и продавать, т.е. вести привычную повседневную жизнь, как все.
В данном контексте мы видим образ Вавилонской блудницы, который отождествлен с самим городом Вавилоном. Проводятся параллели и с современным миром — большие города, где доступны все возможные утехи и радости, что легко сбивает христианина с пути истинного. И вот Апокалипсис в 18 главе показывает нам результат такой жизни — суд над блудницей и ее казнь. Именно это и ожидает греховный мир, если люди не будут каяться.
Другие символы Апокалипсиса
Помимо особенных числовых значений, Откровение богато и другими образами. Так, начинается книга с Посланий семи церквям, которые можно рассматривать как схему жизни Церкви от начала христианства и до конца мира.
Еще одним интересным богословским моментом данной книги является видение четырех всадников. Символически они говорят обо всех исторических этапах развития человечества. Изначально жизнь в раю первых людей (символ белого коня), последующее познание греха и отпадение от Бога (рыжий конь). Как следствие греха — смертность и беды всех последующих поколений (бледный и вороной конь).
Всадники апокалипсиса появятся на земле поочередно
Перед появлением каждого из всадников, Божий Ангел снимает одну из семи печатей с Книги Жизни. Каждая из этих печатей символизирует определенную эпоху борьбы зла и добра, которую можно проследить и в масштабах всей Церкви, и в масштабах жизни отдельно взятого человека. Снятие последней печати ознаменовало видение Божиих Ангелов — следующий образ Апокалипсиса.
Для предвозвещения различных бедствий и гонений, Ангелы Божии трубят в одну из семи труб. Звук каждой из них означает какую-либо беду. Сначала погибает часть растительного мира, потом рыбы и животные, следом отравляются реки и вся вода. Таким образом, пришествию антихриста будет предшествовать катастрофа экологии всей Земли. Люди настолько забудут о Боге, что перестанут ценить и беречь созданный Им мир.
После предвозвещение бедствий, Откровение говорит нам о видении семи чаш, которые детально описывают всеобщий нравственный упадок и расцвет порока. Эта часть книги повествует от будущем Божьем Суде над гонителями Церкви христовой.
Следующий образ, который рисует данная книга — это два пророка Апокалипсиса. Они появятся незадолго до конца мира, чтобы возвестить всему человечеству о грядущем приходе антихриста и последующим за ним Вторым Пришествием Христа. Эти пророки будут убиты зверем, но Господь воскресит своих верных слуг.
Самое большое и последнее нападение на Христову Церковь показано в образе Жены, облеченной в солнце. Сияние означает свет правды, а мучения — боль о каждом человеке, кто своими грехами удалил себя от Бога.
Важно! Таким образом, вся символика Апокалипсиса показывает нам некий путь, который проходит как Церковь в целом, так и каждый человек лично. Это путь начала и конца, рождения и смерти, развития и упадка
Человек не может не пройти этим путем, но он волен выбирать, как именно его пройти и какой в результате будет его вечная участь.
Несмотря на то, что все Откровение полностью состоит из образов и сравнений, понять до конца их смысл мы не можем. Многие значения этой книги открываются по мере наступления описанных в ней событий. Поэтому не следует пытаться толковать все написанное — для этого наступит подходящее время.
https://youtube.com/watch?v=cDzRR3eYUSo
Откровение святого Иоанна Богослова
Пророчества Иоанна Богослова
Зверь с семью головами – антихрист, который будет иметь власть над человечеством. Зверь с рогами “подобные ангчим” – это лжепророк или лжемессия, о котором соблазнятся многие люди. Он будет принимать вид Христа и совершать чудеса. Он предваряет приход антихриста.
Так “любимое” многими число 666 или “печать антихриста” будоражит умы верующих. 666 символизирует имя антихриста. Кто-то из толкователей пытался складывать эти цифры и искать ответ в алфавите: “Нужно отыскать такое человеческое имя, которое бы суммою своих букв, переведенных на цифры, давало сумму 666” (Лопухин А.П.). Епископ Примасий перекладывал цифры на греческий алфавит, отыскивая в нем имя антихриста. Свт. Андрей Кесарийский толкует так: “Божественная же благодать не соизволила, чтоб в Божественной книге было написано пагубное сие имя”.
Глава 2
1 | Ангелу Ефесской церкви напиши: так говорит Держащий семь звезд в деснице Своей, Ходящий посреди семи золотых светильников: | |
2 | знаю дела твои, и труд твой, и терпение твое, и то, что ты не можешь сносить развратных, и испытал тех, которые называют себя апостолами, а они не таковы, и нашел, что они лжецы; | |
3 | ты много переносил и имеешь терпение, и для имени Моего трудился и не изнемогал. | |
4 | Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою. | |
5 | Итак вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе, и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься. | |
6 | Впрочем то в тебе хорошо, что ты ненавидишь дела Николаитов, которые и Я ненавижу. | |
7 | Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия. | |
8 | И Ангелу Смирнской церкви напиши: так говорит Первый и Последний, Который был мертв, и се, жив: | |
9 | знаю твои дела, и скорбь, и нищету (впрочем ты богат), и злословие от тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, а они не таковы, но сборище сатанинское. | |
10 | Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни. | |
11 | Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающий не потерпит вреда от второй смерти. | |
12 | И Ангелу Пергамской церкви напиши: так говорит Имеющий острый с обеих сторон меч: | |
13 | знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Мое, и не отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Антипа. | |
14 | Но имею немного против тебя, потому что есть у тебя там держащиеся учения Валаама, который научил Валака ввести в соблазн сынов Израилевых, чтобы они ели идоложертвенное и любодействовали. | |
15 | Так и у тебя есть держащиеся учения Николаитов, которое Я ненавижу. | |
16 | Покайся; а если не так, скоро приду к тебе и сражусь с ними мечом уст Моих. | |
17 | Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать сокровенную манну, и дам ему белый камень и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает. | |
18 | И Ангелу Фиатирской церкви напиши: так говорит Сын Божий, у Которого очи, как пламень огненный, и ноги подобны халколивану: | |
19 | знаю твои дела и любовь, и служение, и веру, и терпение твое, и то, что последние дела твои больше первых. | |
20 | Но имею немного против тебя, потому что ты попускаешь жене Иезавели, называющей себя пророчицею, учить и вводить в заблуждение рабов Моих, любодействовать и есть идоложертвенное. | |
21 | Я дал ей время покаяться в любодеянии ее, но она не покаялась. | |
22 | Вот, Я повергаю ее на одр и любодействующих с нею в великую скорбь, если не покаются в делах своих. | |
23 | И детей ее поражу смертью, и уразумеют все церкви, что Я есмь испытующий сердца и внутренности; и воздам каждому из вас по делам вашим. | |
24 | Вам же и прочим, находящимся в Фиатире, которые не держат сего учения и которые не знают так называемых глубин сатанинских, сказываю, что не наложу на вас иного бремени; | |
25 | только то, что имеете, держите, пока приду. | |
26 | Кто побеждает и соблюдает дела Мои до конца, тому дам власть над язычниками, | |
27 | и будет пасти их жезлом железным; как сосуды глиняные, они сокрушатся, как и Я получил власть от Отца Моего; | |
28 | и дам ему звезду утреннюю. | |
29 | Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам. |
Глава 1
Глава 3
Глава 18
1 | После сего я увидел иного Ангела, сходящего с неба и имеющего власть великую; земля осветилась от славы его. | |
2 | И воскликнул он сильно, громким голосом говоря: пал, пал Вавилон, великая блудница, сделался жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу, пристанищем всякой нечистой и отвратительной птице; ибо яростным вином блудодеяния своего она напоила все народы, | |
3 | и цари земные любодействовали с нею, и купцы земные разбогатели от великой роскоши ее. | |
4 | И услышал я иной голос с неба, говорящий: выйди от нее, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах ее и не подвергнуться язвам ее; | |
5 | ибо грехи ее дошли до неба, и Бог воспомянул неправды ее. | |
6 | Воздайте ей так, как и она воздала вам, и вдвое воздайте ей по делам ее; в чаше, в которой она приготовляла вам вино, приготовьте ей вдвое. | |
7 | Сколько славилась она и роскошествовала, столько воздайте ей мучений и горестей. Ибо она говорит в сердце своем: «сижу царицею, я не вдова и не увижу горести!» | |
8 | За то в один день придут на нее казни, смерть и плач и голод, и будет сожжена огнем, потому что силен Господь Бог, судящий ее. | |
9 | И восплачут и возрыдают о ней цари земные, блудодействовавшие и роскошествовавшие с нею, когда увидят дым от пожара ее, | |
10 | стоя издали от страха мучений ее и говоря: горе, горе тебе, великий город Вавилон, город крепкий! ибо в один час пришел суд твой. | |
11 | И купцы земные восплачут и возрыдают о ней, потому что товаров их никто уже не покупает, | |
12 | товаров золотых и серебряных, и камней драгоценных и жемчуга, и виссона и порфиры, и шелка и багряницы, и всякого благовонного дерева, и всяких изделий из слоновой кости, и всяких изделий из дорогих дерев, из меди и железа и мрамора, | |
13 | корицы и фимиама, и мира и ладана, и вина и елея, и муки и пшеницы, и скота и овец, и коней и колесниц, и тел и душ человеческих. | |
14 | И плодов, угодных для души твоей, не стало у тебя, и все тучное и блистательное удалилось от тебя; ты уже не найдешь его. | |
15 | Торговавшие всем сим, обогатившиеся от нее, станут вдали от страха мучений ее, плача и рыдая | |
16 | и говоря: горе, горе тебе, великий город, одетый в виссон и порфиру и багряницу, украшенный золотом и камнями драгоценными и жемчугом, | |
17 | ибо в один час погибло такое богатство! И все кормчие, и все плывущие на кораблях, и все корабельщики, и все торгующие на море стали вдали | |
18 | и, видя дым от пожара ее, возопили, говоря: какой город подобен городу великому! | |
19 | И посы́пали пеплом головы свои, и вопили, плача и рыдая: горе, горе тебе, город великий, драгоценностями которого обогатились все, имеющие корабли на море, ибо опустел в один час! | |
20 | Веселись о сем, небо и святые Апостолы и пророки; ибо совершил Бог суд ваш над ним. | |
21 | И один сильный Ангел взял камень, подобный большому жернову, и поверг в море, говоря: с таким стремлением повержен будет Вавилон, великий город, и уже не будет его. | |
22 | И го́лоса играющих на гуслях, и поющих, и играющих на свирелях, и трубящих трубами в тебе уже не слышно будет; не будет уже в тебе никакого художника, никакого художества, и шума от жерновов не слышно уже будет в тебе; | |
23 | и свет светильника уже не появится в тебе; и го́лоса жениха и невесты не будет уже слышно в тебе: ибо купцы твои были вельможи земли, и волшебством твоим введены в заблуждение все народы. | |
24 | И в нем найдена кровь пророков и святых и всех убитых на земле. |
Глава 17
Глава 19
Откровение Иоанна Богослова
Название “Откровение” (Апокалипсис) говорит само за себя. Это не просто набор мыслей обычного человека, даже апостола. Это именно приоткрытые Христом перед Иоанном Богословом тайны мироздания и грядущих событиях. В этой таинственной, мистической книге повествуется о временах человеческой истории, предваряющих Второе Пришествие. Говорится о том, что в мире будет установлено царствование антихриста.
Кто же такой антихрист? Иоанн Дамаскин пишет:
Описывается, в каких бедствиях будут существовать верующие последних времен и как произойдет окончательная битва между силами добра и зла. Так закончится существование человечества, наступит конец света и Страшный Суд Бога над народами.
Время и место написания
Точных данных о времени написания Апокалипсиса мы не имеем. Древнее предание указывает для этого конец века. Так, св. Ириней Лионский пишет: «Апокалипсис появился незадолго пред сим и почти в наше время, в конце царствования Домициана»
(«Против ересей» 5:30). Церковный историк Евсевий сообщает, что и современные ему языческие писатели упоминают о ссылке св. Апостола Иоанна на Патмос за свидетельство о Божественном Слове и относят это событие к 15 г. царствования Домициана (95-96 гг. по Р. X.). То же утверждают и Климент Александрийский, Ориген и блаженный Иероним Стридонский. Согласны церковные писатели первых трех веков и в указании места написания Апокалипсиса, которым они признают остров Патмос, упоминаемый самим Апостолом как место получения им откровений (1:9-10).
Но после открытия сирского перевода Апокалипсиса VI века («Пококе»), где в надписании вместо Домициана назван Нерон, многие стали относить написание Апокалипсиса ко времени Нерона (к 60-м годам по Р. X.). Св. Ипполит Римский также приписывает ссылку св. Иоанна на о. Патмос Нерону. Находят также, что относить время написания Апокалипсиса к царствованию Домициана нельзя еще потому, что, судя по 1-2 стихам 11-й главы Апокалипсиса, иерусалимский храм тогда еще не был разрушен, так как в этих стихах усматривают предсказание о будущем разрушении храма, которое при Домициане было делом уже совершившимся. Указания на Римских императоров, которые некоторые видят в 10-й ст. 17-й главы, ближе всего подходят к преемникам Нерона. Находят также, что число зверя (13:18) можно находить в имени Нерона: «Нерон Кесар» – 666. Самый язык Апокалипсиса, полный гебраизмов, также, по мнению некоторых, указывает на его более раннее сравнительно с 4-м Евангелием и посланиями св. Иоанна происхождение. Полное имя Нерона было: «Клавдий Нерон Домиций», вследствие чего и можно было смешать его с царствовавшим позже имп. Домицианом. По этому мнению Апокалипсис написан года за два до разрушения Иерусалима, то есть в году по Р. X.
Но против этого возражают, что состояние жизни христианской, как она представляется в Апокалипсисе, говорит за более позднюю дату. Каждая из семи малоазийских церквей, к которым обращается св. Иоанн, имеет уже свою историю и так или иначе определившееся направление религиозной жизни: христианство в них уже не в первой стадии чистоты и истины – ложное христианство пытается занять в них место наряду с истинным. Все это предполагает, что и деятельность св. Апостола Павла, долго проповедовавшего в Ефесе, была делом уже давнего прошлого. Эта точка зрения, основывающаяся на свидетельстве св. Иринея и Евсевия, относит время написания Апокалипсиса к — гг. по Р. X.
Совсем трудно принять мнение св. Епифания, который говорит, что св. Иоанн возвратился с Патмоса при императоре Клавдии (41-54 гг.). При Клавдии не было общего гонения на христиан в провинциях, а было только изгнание из Рима иудеев, среди которых могли быть и христиане.
Невероятно и предположение о написании Апокалипсиса и в еще более позднее время, при императоре Траяне (-108 гг.), когда св. Иоанн скончал жизнь свою. Относительно места написания Апокалипсиса существует еще мнение, что он написан в Ефесе, после возвращения туда Апостола из ссылки, хотя гораздо естественнее первое мнение, что послание к малоазийским церквам, содержащееся в Апокалипсисе, было отправлено именно с Патмоса. Трудно предположить также, чтобы св. Апостол повеление написать все виденное им не исполнил бы сразу (1:10-11).
Страшный Суд и Царство Небесное после Суда
Суд Божий представляется в виде семи чаш гнева Господа, которые изливаются семью ангелами.
Когда пролилась первая чаша, люди покрылись гноящимися ранами.
Вторая и третья чаши, пролитые в море и реки, сделали воду кровью. Эти чаши толкуются как войны, которые будут сопровождаться огромными жертвами.
Четвертая чаша пролилась на солнце, что привело к сильному зною, солнце будет жечь людей. Но они не покаются, а в отчаянии начнут богохульствовать.
Пятая чаша пролилась на престол зверя. Власть антихриста пойдет на убыль и уже не будет так прельщать людей. Но в то же время последователи антихриста не раскаются и не вернутся к Богу.
Шестую чашу ангел вылил в реку Евфрат, и пересохла река. После чего из уст дракона вышли три нечистых духа (лжеучителя, которые прельстят верующих чудесами).
Седьмая чаша вылилась на воздух и произошло великое землетрясение.
И пал Вавилон, затем антихрист и наконец дьявол.
Последние страницы Откровения самые светлые и радостные в Библии. В них описывается жизнь не предавших Бога людей в Царствие Божьем. Там Бог отрет слезы с глаз мучеников, где нет смерти, бед, страданий, болезней.
Образ Церкви Христовой в Откровении
Иоанн Богослов выстраивает образ Христовой Церкви в противовес образу Вавилонской блуднице. Церковь показана местом спасения душ верующих христиан, где они смогут познать Бога и полноту общения с Ним.
Апокалипсис показывает нам древнее церковное предание о возможных путях человеческой жизни. Первый путь, по которому идет большинство неверующих людей, это путь короткого временного наслаждения утехами земной жизни, за которым наступает вечная погибель и мрак. Другой же путь, которые выбирают верные чада Христовы, это путь спасения, радости и Вечной жизни с Богом в раю. При этом на земле эти люди будут иметь скорби, но они несравнимы с тем блаженством, которое ждет их в Вечности.
Интересно! Образ Церкви описан в книге очень подробно, с большим количеством примеров, аллегорий, притч.
На первый взгляд, понять эти тексты очень сложно, но в итоге все сводится к тому, что Церковь Христова предстает в величии, красоте и святости, а греховный мир исчезает в бездне навеки. Именно такой конец света и случится после Второго пришествия Христа.
Христос и невеста Церковь
Именно вот эти положительные образы Церкви и Небесного Иерусалима должны вселить веру в то, что человек идет путем христовым не зря, что в конце земной жизни его ждет вечное блаженство с Господом, как результат праведной жизни
Очень важно использовать такие положительные примеры из Апокалипсиса для усиления проповедей и убеждения верующих. В таком случае, и данная книга не будет выглядеть столь мрачно и перестанет восприниматься исключительно как руководство по концу света
Говорят, Церковь не одобряет чтение Апокалипсиса. Но ведь эта книга – составная часть Библии!
Апокалипсис – книга таинственная, многое в ней трудно понять и истолковать однозначно, поэтому, не желая сеять соблазн и раздоры среди христиан, Церковь постановила исключить ее из круга богослужебных чтений. Неосторожные толкователи Откровения, воспринимающие сказанное к книге слишком прямолинейно, рискуют увести слушателей в сторону от истины.
Рукопись, содержащая текст книги Откровения. Кумран, IV век
Именно так родился, например, «хилиазм» – учение о тысячелетнем царстве Христа на земле. Еще во II веке целый ряд христиан, включая таких авторитетных учителей Церкви, как Иустин Мученик и Ириней Лионский, восприняли буквально слова Откровения о том, что души святых, не поклонившихся «зверю» (антихристу), оживут и будут царствовать со Христом тысячу лет (Откр. 20:4). Некоторые варианты интерпретации этих слов предполагали, что человеческая история завершится окончательной победой добра и разума над силами тьмы, которые к моменту второго пришествия будут доминировать в мире; что Второе Пришествие Христово наступит в результате резкого перелома истории мира, связанного с упразднением зла. Недаром некоторые священники, вдохновленные хилиастическими настроениями, в 1917 году радостно приняли революцию: они всерьез поверили, что это первый шаг к установлению того самого всемирного царства справедливости, свободы, добра и разума…
Но церковное понимание не дает никаких оснований рассчитывать на то, что однажды на земле будет создано такое царство. Сегодня под тысячелетним царствованием Христа православные толкователи понимают ту самую эпоху, в которую живем мы, когда Христос Своей добровольной смертью и Своим Воскресением уже одержал победу над сатаной и смертью и всякому желающему открыт вход в Царство Небесное через таинства Крещения и Покаяния. А срок в тысячу лет, объяснял святитель Игнатий (Брянчанинов), нужно понимать не как «определенное число годов», а как «весьма значительное пространство времени, данное милосердием и долготерпением Божиим, чтоб весь плод земли, достойный неба, созрел, и чтоб ни едино зерно, годное для горней житницы, не было утрачено».
Шестая часть. Армагеддон
Автор Апокалипсиса рассказывает о звере, который выйдет из моря.Исследователи склоняются к тому, что в образе его предстает зловредная светская власть, в то время, как в образе Зверя, что выйдет из земли — власть религиозная, распавшаяся и деградировавшая. Руководство войной против церкви осуществляет дьявол- дракон.
Следующие главы апокалипсиса повествуют о всемирном моральном разложении. Война против церкви достигает своего пика. Согласно откровению,заключительное сражение должно произойти в месте под названием Армагеддон.
Считается, что слово это произошло от древнего названия горной местности на еврейском языке. Буквально Har Megiddo, или «горная местность Мегиддо». Сегодня увидеть своими глазами Армагеддон мы можем на фото карты или раскопок в данной области.
Что означает «число зверя»
В 13-й главе к людям выходят два чудовища — зверь из моря и зверь из земли. Первый действует грубым насилием — это символ языческого государства. Второй «заставляет всю землю и живущих на ней поклониться первому зверю». Это пропагандистская машина, призванная поставить народы на службу злу. Она действует хитро: каждому кладут начертание, то есть печать, на правую руку или на лоб. Без неё нельзя ни покупать, ни продавать.
На печати изображено число имени зверя: «Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть».
— Наши предки не знали арабских цифр, поэтому никаких шестёрок в Откровении нет, — объясняет известный миссионер священник Георгий Максимов. — В древности цифры обозначались буквами. Любое имя можно было читать по буквам, а можно было рассматривать как ряд цифр. Их сумма давала числовой эквивалент имени. В Откровении число зверя обозначено тремя греческими буквами: хи — 600, кси — 60 и сигма — 6. В греческом языке есть разные имена с такой суммой. Но гадать на эту тему Святые Отцы запрещали. Священномученик Ириней Лионский говорил, что вернее и безопаснее ожидать исполнения пророчества, нежели предполагать и предрекать какие-либо имена.