Поленов, василий дмитриевич

Архитектура

Илья Репин называл Поленова прирождённым архитектором, вспоминая о том, как тот ещё в Академии «по-родственному» сочинял некоторым студентам архитектурного отделения программы, за которые они получали медали. Особенно ярко наклонности художника проявились при создании «кремлёвских» этюдов к неосуществлённой картине «Пострижение негодной царевны» — таких, как «Успенский собор. Южные врата», 1877 и «Теремной дворец. Наружный вид», 1877. Наверное, тут не прошла даром дружба Поленова с С. Мамонтовым и его единомышленниками, мечтавшими о возрождении древнерусского зодчества. Позднее, в Абрамцево, Поленов получил возможность реализовать свои стилизаторские таланты уже в архитектурной практике, когда рука об руку с В. Васнецовым занимался строительством и оформлением церкви Спаса Нерукотворного. Собственная усадьба «Борок» тоже была выстроена по проектам художника. Удивительно, но в проекте Большого дома он предвосхитил некоторые идеи функциональной архитектуры, приближающейся к конструктивизму.

С академизмом и Академией, вообще, не всё так просто. Протест против академических принципов психологически объясним — в молодости все рвутся открывать неизведанные пути, все относятся к предшественникам как к закостенелым рутинёрам, но по трезвом размышлении оказывается, что хорошая строгая школа необходима любому мастеру — в противном случае все его новаторские дерзания, не обеспеченные знаниями и навыками, повиснут в воздухе. Тот же Поленов позже говорил: «Я очень люблю нашу Академию и несказанно ей благодарен за своё свободное развитие». И не только Поленов. Репин, признанный глава изобразительного реализма, в 1877 году поклонился Академии, сказав: «Теперь на свободе рассуждая беспристрастно, я не вижу в Академии врага, которого где-то в ней откопали, она у нас так свободна!» Вот так-то.

Дело не в Академии, а в необходимо наступающем (или в худшем варианте — не наступающем) для каждого художника моменте ясности, моменте истины, когда он с последней ответственностью осознаёт собственное призвание. С Поленовым такое случилось примерно в финале его пенсионерской командировке за границу. Снова цитируем самого живописца: «Пользу командировка мне принесла во многих отношениях, главное, в том, что всё, что до сих пор я делал, не то, всё это надо бросить и начать снова-здорово. Тут я попробовал и перепробовал все роды живописи: историческую, жанр, пейзаж, марину, портрет головы, образы животных, натюрморт и т.д., и пришёл к заключению, что мой талант всего ближе к пейзажному, бытовому жанру, которым я и займусь».

Молодые годы

Василий Поленов родился в многодетной, культурной дворянской семье 20 мая (1 июня) 1844 года в Петербурге.

Его отец, Дмитрий Васильевич Поленов, был известным археологом и библиографом. Мать, Мария Алексеевна, урождённая Воейкова, писала книги для детей, занималась живописью. Дядя художника, М. В. Поленов (1823—1882), был сенатором.

Ярким детским впечатлением Поленова были поездки на север, в Олонецкий край с его девственной природой, и в Ольшанку Тамбовской губернии, в имение бабушки В. Н. Воейковой. Вера Николаевна, дочь известного архитектора Николая Львова, воспитанная после ранней смерти родителей в доме , хорошо ориентировалась в русской истории, знала народную поэзию, любила рассказывать внукам русские народные сказки, былины, предания. В этой атмосфере сформировался художественный вкус Поленова. Воейкова всячески развивала увлечение внуков живописью, поощряла творческое честолюбие, устраивала среди детей конкурсы, присуждая, как в академиях, за лучшую работу «медаль».

Почтовая марка СССР, 1952 год: «Московский дворик»

Наиболее одарёнными среди детей Поленовых оказались двое: старший сын Василий и младшая дочь Елена, ставшие впоследствии настоящими художниками. Детям были наняты педагоги по живописи из Академии художеств. Встреча с П. П. Чистяковым стала судьбоносной для таланта Поленова. Чистяков обучал рисунку и основам живописи Поленова и его сестру в 1856—1861 годах, сам, будучи ещё студентом Академии художеств. С самых первых занятий преподаватель требовал от учеников пристального изучения натуры.

Мемориальная доска в честь Василия Поленова в Петрозаводске на здании Олонецкой губернской мужской гимназии

В 1861—1863 годах Поленов учился в Олонецкой губернской мужской гимназии в Петрозаводске. В память об этом на здании установлена мемориальная доска.

В 1863 году, окончив гимназию, поступил, вместе с братом Алексеем, на физико-математический факультет Петербургского университета. По вечерам Поленов в качестве вольноприходящего ученика посещал Академию Художеств; занимался не только в рисовальных классах: ещё слушал лекции по анатомии, строительному искусству, начертательной геометрии, истории изящных искусств. Поленов был постоянным посетителем оперного театра и концертов, увлекался музыкой Вагнера, сам пел в студенческом хоре Академии, сочинял музыкальные произведения.

Вскоре Поленов стал постоянным учеником натурного класса Академии художеств. Затем временно оставил университет, полностью погрузившись в занятия живописью. В 1867 году окончил ученический курс в Академии художеств, получив серебряные медали за рисунки и этюд. Вслед за этим участвовал в двух конкурсах на золотые медали по избранному им классу исторической живописи. С января 1868 года возобновил занятия в университете, теперь — на юридическом факультете.

Первую зарубежную поездку Поленов совершил летом 1867 года, посетив Всемирную парижскую выставку. В экспозиции был большой раздел с произведениями народных художественных промыслов различных стран. Незабываемые впечатления от увиденного легли в основу диссертации, которую Поленов защитил в университете.

Пейзажи

Поленов — прирождённый пейзажист, его заслуги в развитии этого жанра трудно переоценить. Он менял жанр и сам менялся — поэтому пейзажную живопись художника принято делить на два этапа: до и после середины 1880-х годов. Поленов впервые по-настоящему увлёкся пейзажем во Франции — это случилось во время его (совместной с Репиным) поездки в Нормандию

В пейзажных работах той поры в полной мере проявились основные его живописные принципы — пленэрная свежесть цвета, естественный мотив, выверенная композиция и чёткий рисунок — в качестве примера можно обратить внимание на пейзаж Поленова «Рыбацкая лодка. Этрета

Нормандия», 1874. Впоследствии некоторая заданность исполнения исчезла, Поленов отказался от стандартного противопоставления двух планов, да и пленэрным требованиям следовал не столь строго, пытаясь создавать чисто поэтические произведения, полные непосредственной влюблённости в природу, — яркой иллюстрацией такого подхода является популярный шедевр художника «Осень в Абрамцево», 1890.

Между тем, и пейзажная живопись у Поленова менялась на протяжении его жизни — он постепенно отказывался от академических канонов, долгое время довлевших над его творчеством. Однако до определённых пределов: он шёл к новейшей декоративности, пытался «ухватить» яркие образы, но при этом настаивал на необходимости кропотливой черновой работы, не терпел эскизности и мимолётности, а именно к ним склонялась новейшая живопись — та самая «отрадная» живопись, родоначальником которой Поленова называют и апофеоз которой мы находим в творчестве В. Серова и К. Коровина. Этот момент стал пунктом расхождения Поленова с его любимым учеником Коровиным, чью концептуальную «эскизность» конца 1880-х годов учитель воспринял как элементарную небрежность.

Сказанное касается и этюдов, привезённых Поленовым из своей первой поездки на Восток, которую он предпринял, чтобы собрать материал для задуманного им евангельского цикла. Эти этюды имели оглушительный успех, особенно ими восхищались молодые живописцы. И. Остроухов вообще утверждал, что в них Поленов «открыл русскому художнику тайну новой красочной силы и пробуждал в нём смелость такого обращения с краской, о котором он раньше и не помышлял».

Тектонические пласты культуры

В современном восприятии творчество Поленова, скорее всего, можно отнести к недооцененному наследию. «Академический реализм» — один из современных ярлыков. Такого понятия просто не существовало во времена жизни этих мастеров. Другой ярлык, ещё более неказистый — «Передвижники».

«Старая мельница», 1880

«Стрекоза («Лето красное пропела…»)», 1876

Поленов и несколько других великих живописцев действительно организовали новаторское движение передвижных выставок. Это был способ заработка. Бизнес модель, как бы назвали сегодня. Конечно, выставки носили и просветительских характер, но были придуманы именно для реализации работ. Позже «передвижников» преподносили как нечто похожее на народное движение. Однако, не всегда умелое насаждение «принципов народничества» «искусствоведами в штатском» до сих пор мешает адекватному восприятию многих шедевров русской живописи. Вырученные средства от продажи картин художники использовали по-разному. Поленов вложил много средств, времени и сил в меценатство, в поддержку народных талантов. Это коснулось и живописи, и театра. Так называемый «Поленовский дом» — только один из эпизодов деятельности живописца.

«Ближневосточный пейзаж», 1881

Оценивая наследие Василия Дмитриевича в русской культуре стоит напомнить, что он творил и достиг блистательных вершин в самых разных направлениях:

«Бабушкин сад», 1878

«Венецианский дож», 1874

Классический портрет — признанный портретист того времени не только инициативно писал друзей и случайных встречных, он получал много заказов именитых особ;

«Пруд в Абрамцево», 1883

«Воскрешение дочери Иаира», 1871

Библейский сюжет — золотая нить творчества художника, где его совершенствование и самобытность прослеживается на всём жизненном пути;

«Цезарская забава», 1879

  • Историческая живопись — в этом жанре верный сын Отечества тоже достиг самой высокой пробы, не изменяя собственной манере и увековеченным канонам;
  • Театральная живопись, иллюстрация — книги, идеи афиш, театральные образы, стили созданные Василием Дмитриевичем вошли в состав элементов фундамента этого жанра.

«Парфенон. Храм Афины-Парфенос», 1882

Заглавная картина: «Сосновый бор на берегу реки»

Две медали

1871 год в жизни начинающего художника был особенным. Впереди были выпускные испытания в университете и в Академии художеств, практически, одновременно. Экзаменовка не была для Василия Дмитриевича пустой формальностью. Он держал экзамены с честью. Большую часть предметов в университете Поленов сдал на «отлично», а между тем, в Академии его ожидало не менее серьезное испытание.

В качестве темы работы для выпускного конкурса они с И.Е. Репиным – его однокурсником – получили . Известная история о том, как Христос воскресил скоропостижно умершую 12-летнюю дочь начальника синагоги. По окончании работы на суд Академии были представлены две замечательные, но совершенно разные по стилю и по настроению картины. Репину удалось передать величие и таинственность чуда воскресения. В репинском образе Спасителя была и божественная сила, и мощь, и доброта, и Его безмерное одиночество среди мира. При взгляде на этот образ вспоминались слова пророчества о Христе: «Он взял на Себя наши немощи и понес болезни»
(Ис. 54:3; Мф. 8: 17).
«Мужем скорбей» был Христос на картине Репина.

И.Е. Репин «Воскрешение дочери Иаира» (1871 г.)

Иное художественное решение предложил Поленов. Его работа выглядела более простой, почти жанровой, чудо было, как бы, растворено в повседневности, а при взгляде на его образ Спасителя вспоминалось другое пророчество – «нет в нем ни вида, ни величия»
(Ис.53:2).
Усталым путником, самоотверженным врачом представил Господа художник. Картина служила напоминанием о том, что, придя в мир, Сын Божий по смирению«принял зрак (т.е. образ) раба»
, уподобился нищим земли. И сколько теплоты и надежды было во взгляде девочки, которую держал за худенькую, прозрачную от болезни руку Христос! Оба выпускника Академии получили за свои картины большие золотые медали и право на заграничные поездки для совершенствования своего таланта.

В.Д. Поленов «Воскрешение дочери Иаира» (1871 г.)

Шедевр Поленова В.Д. – картина «Бабушкин сад»

Данное произведение написано в 1878 году и находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Шедевр Поленова «Бабушкин сад» вышел из трилогии Поленова, созданной в 1878-79 годах. Её составляют картины: «Заросший пруд», «Московский дворик». Поленов пишет старое дворянское здание (только с разных сторон) на картинах «Московский дворик» и «Бабушкин сад». Это дом Брумгартен, угол Трубниковского и Дурновского переулков на Арбате. Картина была выставлена на VII передвижнической выставке в 1879 году и принесла огромный успех Поленову. Эта картина соединяет в себе пейзаж и жанровую картину. 1861 год знаменовался окончанием дворянского быта, чему послужила проводимая тогда Крестьянская реформа. Тема разрушающихся «дворянских гнёзд», символизирующих конец целой исторической эпохи, прочно вошла в русскую живопись второй половины XIX века.

На картине изображён дворянский особняк, какими Москва была застроена после страшного пожара 1812 года. Особняки в то время строились в основном деревянные, а сверху наносилась штукатурка под камень. Поленовский особняк изображён с облупившейся краской, обнажившей деревянные брёвна. Облупившаяся лестница, ржавый карниз – всё это знаки безжалостного времени. Запущенный сад, разросшийся и «отпущенный на волю» живо участвует в картине. В картине ярко отражена антитеза старости и молодости. И это не только шествующие бабушка с внучкой, но и сама их одежда, буйная молодая зелень и старые деревья. Картина поражает своей колористической гаммой. Здесь нет ничего лишнего.

Московский дворик

Заросший пруд

Василий Дмитриевич Поленов
(20 мая(1 июня) 1844,
Санкт-Петербург — 18 июля 1927,
усадьба Борок,
Тульская область) — выдающийся русский пейзажист,
мастер исторической и жанровой живописи,
педагог Московского училища живописи,
ваяния и зодчества. Ученик Павла Чистякова, учитель Исаака Левитана и Константина Коровина . Талантливый декоратор,
организатор народных театров.

Особенности творчества художника Василия Поленова:
картинам Поленова присущи яркие,
чистые цвета,
а также нехарактерный для русской живописи 2-й половины ХIХ века избыток солнечного света и воздуха. Художник считается создателем так называемого«
интимного пейзажа», «лирического пейзажа», «пейзажа настроения»; первым в русской живописи представил пленэрный этюд как самостоятельное произведение искусства. Поленов живо интересовался проблемами живописной техники,
химии красок и их взаимодействия,
проводил эксперименты,
направленные на длительную сохранность красочного слоя,
благодаря чему большинство картин Василия Поленова очень хорошо сохранилось.

Известные картины Василия Поленова:
«Московский дворик », «Заросший пруд », «Бабушкин сад », «Деревня Тургенево », «Христос и грешница ».

В 1871-м году в Императорской академии художеств произошло небывалое — большую золотую медаль присудили сразу пятерым конкурсантам: Поленову,
Репину , Макарову , Зеленскому и Урлаубу . Это вызвало переполох и скандал. Оказывается,
великий князь Владимир Александрович,
взявшийся курировать Академию,
был просто не в курсе,
что конкурс для того и существует,
чтобы выбрать одного,
лучшего.

Менять своё необдуманное решение великий князь отказался наотрез: не царское это дело — брать слова назад. Все пятеро получили право на заграничное пенсионерство. Но на торжественном обеде Владимир Александрович подошел с поздравлениями только к отцу Поленова. «До чего же трогательно!
— захлёбывались восторгом экзальтированные дамы. — Великий князь благодарит отца за картину сына!»
Некая мадам Брок высказалась о превосходстве«
Воскрешения дочери Иаира », конкурсной картины художника Поленова: «Как заметно,
что она написана молодым человеком из хорошей семьи!»
Даже сестра-близнец Василия Поленова,
Вера,
и та поддержала эту высокомерно-аристократическую риторику: «Остальные мне не понравились,
все пахнут русскими художниками(не в обиду будь сказано), даже хвалёный Репин »
.

«Здесь почему-то считают меня аристократом
, — сетовал в письмах Поленов. — Это какое-то недоразумение. Я никаких дворянских качеств в себе не чувствую. Постоянно работаю,
да и выше всего люблю работу»
.

Значительные вещи: «что» или «как»?

Константин Коровин, любимый ученик Поленова, недоумевает, почему тот бросил писать пейзажи, которые составляют истину его творчества. «Я как-то не совсем понимал, — признаётся он, — почему такой замечательный художник русского пейзажа, природы русской, так увлекался сюжетом давней истории и делал огромную картину на евангельскую тему. Мне кажется потому, что принято было в это время писать большие картины». Передвижники долго и втайне готовили свои мощные полотна, такие, как «Боярыня Морозова» или «Утро стрелецкой казни», а потом неожиданно представляли их публике. Картины становились «гвоздём» выставки, о них начинали писать и говорить. Коровин называет это бытовой особенностью времени. Биограф Поленова Копшицер считает, что здесь Коровин не прав, якобы о том, что Поленов пишет картину «Христос и грешница», «знали все близкие ему люди… и многие другие, совсем даже не близкие». На это витиеватое «близкие и не близкие» стоит заметить, что, как вспоминают очевидцы, свой цикл «Жизнь Христа» до выставки Поленов никому не показывал.

«Мне казалось, — заключает Коровин, — что и Поленов тоже под влиянием этого писал такой “гвоздь”». Но Коровин вовсе не подразумевает конъюнктурности творчества Поленова или, тем более, его погони за успехом. Поленов был скромным человеком. Остались свидетельства о том, что молодым художникам он буквально даром отдавал свои этюды, за работы же свои брал сравнительно небольшие деньги. Речь же идет о фундаментальном противопоставлении в искусстве – писать «что» или писать «как».

Что значит писать значительные вещи? В чем их значимость? В содержании. Они содержательны. Нарративны. Переводимы на язык. Они требуют раздумий, из них можно извлечь мораль или наставление. Писать «как» — значит писать «ради». Ради искусства. Коровин относится к последним. Репин упрекнёт его, что его полотна – это «живопись для живописи». Но для Коровина в этом «ради» и «для», в этой самоценности и состоит суть искусства. Он пишет лимоны на фоне сирени не для того, чтобы что-то сообщить о комнате, в которой они находятся, уличить в чем-то хозяев или похвалить их, он пишет саму лимонность лимона. Подобно древнему греку, в вещях он ищет их первоначала, в дереве – древесность, в море – моринность. Коровин с болью рассказывает о борьбе, разворачивающейся на его глазах в художественной среде между «жанристами» и «пейзажистами», в результате которой пострадал сам Поленов и его ученики. «Чудесные картины Поленова — “Московский дворик”, “Бабушкин сад”, “Старая мельница”, “Зима” — обходили молчанием на передвижных выставках. “Гвоздем” выставок был Репин — более понятный ученикам

Ученики спорили, жанристы говорили: “важно, что писать”, а мы отвечали — “нет, важно, как написать”. Но большинство было на стороне “что написать”…»

Апологеты жанровой живописи считали пейзаж вздором. Противостояние было настолько серьезным, что в Училище живописи, ваяния и зодчества в Москве, где работал Поленов, поставили под вопрос право пейзажиста судить о рисунках и исключили пейзаж из категории выпускных работ учащихся. В результате гонений, Поленов ушел в отставку. Его ученики, Коровин, Левитан, Головин, не получили по окончании Училища звания классных художников. Коровин вспоминает слова Поленова после отставки: «Трудно и странно, что нет у нас понимания свободного художества…». Но настоящая драма для Коровина заключается не в этом, а в том, что Поленов сам покидает прибежище своего таланта, о чем он прямо говорит учителю. На вопрос Поленова, что Коровин думает о его «Грешнице…», Коровин отвечает: «Василий Дмитриевич, мне всё равно, что там действие, момент сцены и что женщина испуганно смотрит на Христа, который решит ее участь, убьют ее камнями или нет. Но в картине есть пейзаж, написанный по этюдам, как бы с натуры. В нём есть солнце страны. Но ваши картины и этюды с натуры русской природы мне больше нравятся. Ваша картина, вернее, её тема, заставляет, так сказать, анализировать вопросы жизни, тогда как искусство живописи имеет одну цель — восхищение красотой».

Но Поленову кажется недостаточным это восхищение красотой. Художник Минченков, входящий в круг поздних передвижников, полагает, что «как передвижник, Поленов искал значительности в содержании своих произведений». И действительно, Поленов весьма переживал из-за того, что его картина из цензурных соображений была переименована: вместо «Кто из вас без греха?» названа «Христос и грешница». А значит и мысль была искажена. Поленову важна мысль. Важна идея всепрощения. Но не потому что он передвижник, как заключает Минченков, а потому что он русский.

Описание картины Василия Поленова «Золотая осень»

Вариант 1

Часто прогуливаясь живописным местам близ реки Оки Поленов находил много интересных сюжетов, которые воодушевляли своим видом художника к написанию картин. Осень, наверное, самое живописное время года и художник решил обязательно отобразить это чудо природы на полотне, выразив тем самым свое мироощущение.

Подобрав удобный по мнению автора панорамный вид, который хорошо просматривается с высокого берега Оки. Река Ока круто извиваясь уходит в даль, отражая в своих водах часть осенних деревьев густо разросшиеся по правом берегу реки, там же вдалеке слегка виднеется белокаменная церковь.

На переднем плане картины опускающийся к реке с зеленовато охристыми оттенками холм, где пробегает лесная тропинка, уходящая вдоль правого берега в глубь березовой рощи. Относительно украшенных золотым окрасом осени берез, красуясь своей темно зеленой листвой величаво стоит дуб, еще не тронутый надвигающимся осенним временем. В созвучии с дубом по цветовому оттенку можно пометить не большие елочки, рассаженные вдоль тропинки и говорящие о начале новой жизни.

В картине все подчинено осеннему сезону, колорит красок подчеркивает разнообразие листвы на деревьях от зелено-красных оттенков до ярко желтых и оранжевых, контрастирующих относительно голубых красок реки и неба.

Живописно отражено художником атмосфера воздушности картины, этому свидетельствует уходящие в дымчатую даль горизонта берегов, над которыми нависает затянутое облачками небо. Сегодня картина Золотая осень находится в Тульском мемориально историческом музее-заповеднике названный в честь Василия Дмитриевича Поленова

Вариант 2

Получивший одновременно с Репиным золотую медаль Академии Художеств, учитель Левитана и Остроухова и доживший до признания его «народным художником РСФСР», Василий Дмитриевич Поленов, среди ряда работ, принесших ему всемирную славу (за картину «Арест графини д’Эстремон» его сделали членом и французской Академии) написал и относительно малоизвестный пейзаж «Золотая Осень».

Написанная недалеко от собственной усадьбы Поленова на Оке картина показывает, откуда появилась позднее «радость золотой осени» у его учеников, Остроухова и Левитана

Ясный солнечный день, монастырь на взгорье у изгиба реки сияет в солнечном свете, как ледник на Альпах (Поленов к тому времени лишь недавно вернулся на родину, до того пересекая те самые Альпы по нескольку раз за год – из Италии – во Францию через Швейцарию), но он привлекает наше внимание не сразу. Зато, когда заметишь его – глаз уже не отвести

А поначалу обращает на себя внимание величественный изгиб реки, живая синяя лента на золотом поле осени, туманная, голубоватая дымка холмов, меж которых исчезает река.

Потом только, пристально рассмотрев передний план пейзажа, отмечаешь, что осень-то – едва успела прибежать в этот уголок: слишком небрежно она окрасила желтизной с вкраплениями красного цвета деревья. И зеленый исполин перед глазами – напоминание о лете. Но на этой картине поражает даже не ярко-желтый окрас деревьев, не аккуратная тропинка над яром, а сама река. Вглядитесь, как она чиста, как, бликуя под лучами, отражает солнце и небо, как на голубоватых отмелях собирается палая листва и как в темно-синих прибрежных омутах по правому берегу отчетливо видны деревья с «лесного» берега.

Поленов поездил по всей Европе, был и в Египте, и в Азии… но не был в США, откуда пошло выражение «Индейское лето». Иначе картину можно было бы назвать так. Или «бабье лето». Потому что, хотя на картине осень, но она вся еще пронизана летним теплом и светом. Но, вернее всего – в случае с Поленовым, так проникновенно, пусть и при помощи не самых ярких красок, показавшим красоту русской природы, было б назвать картину «Родина» …

«Московский дворик» (1878)

В Третьяковской галерее в Москве хранится одна из самых известных картин Василия Поленова —  «Московский дворик». В 1877 году живописец перебрался в первопрестольную. К этому времени Поленов, благодаря родителям получивший прекрасное образование, уже успел в качестве пенсионера Академии художеств объехать половину Европы вместе с Ильей Репиным, а также побывать на русско-турецкой войне, где состоял в ставке цесаревича Александра. Там он занимал должность придворного художника.

В Москве Поленов начал преподавать в училище живописи. Его учениками здесь были Исаак Левитан и Константин Коровин. Художник в городе снимал квартиру в Дурновском переулке близ Спаса на Песках в доме Баумгартена. Прямо из окна своего жилища Поленов и написал этюд к пейзажу. Затем художник переписал его заново на холсте – расширил вид, добавил людей на полотно.

На картине изображен типичный старый московский дворик в начале лета. Солнце еще не взошло высоко над горизонтом. Во дворе играют дети, идет женщина с ведром, стоит запряженная в телегу лошадь. На заднем плане купола церкви.

Полотно Поленов направил в Петербург – на выставку художников-передвижников 1878 года. Там картину ждал большой успех. Поленову же работа принесла известность, а позднее полотно для своей галереи приобрел и Павел Третьяков.

Народный художник-пейзажист Василий Поленов

Василий Дмитриевич родился в усадьбе известных людей в 1844 году в Тульской области. Его художественные вкусы формировались благодаря образованным родственникам: матери-художнице, отце-библиографу и бабушке, отлично знавшей историю, поэзию и народные предания.

Художник В.Д. Поленов (1844–1927).

Заметив в ребенке художественный талант, родители наняли ему педагога по живописи П.П. Чистякова. Позже Василий Дмитриевич поступил в Академию художеств, с успехом окончил ее и был награжден за свои картины малой и большой золотыми медалями.

Получив в награду за отличную учебу бесплатную поездку за границу, Поленов совершил путешествие по целому ряду стран, а позже добровольно ушел на войну Сербии и Черногории против Османской империи.

В своей деятельности художник обращался к самым разным жанрам: истории, религии, монументальной живописи, декорациям для театральных постановок, создавал проекты для храмов, рисовал пейзажи. К числу наиболее известных работ Поленов относятся пейзажи «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Заросший пруд», «Золотая осень», картины религиозной тематики «Христос и грешница», «Среди учителей».

Василий Поленов. «Бабушкин сад». 1878 г.

Поленов прожил долгую, активную жизнь. Он был действительным членом Академии художеств, способствовал развитию местных театров, организовал музей художественных и научных ценностей, до конца жизни отдавая себя любимому делу. Ушел из жизни художник в 1927 году, когда ему уже исполнилось 83 года.

Описание картины Золотая осень Поленова

Картина «Золотая осень» написана Василием Поленовым в 1893 году. Находится в Государственном музее-заповеднике В. Д. Поленова, Тульская область. Холст, масло. Размеры: 77 × 124 см.

Картина была написана в усадьбе «Борок», в котором сейчас и располагается Государственный музей-заповедник В. Д. Поленова и, собственно, находится данная картина. Здесь представлен вид на Оку в сторону Очковых гор. Пейзажная картина богата на краски, а также воодушевляет своей красотой, спокойствием, особой осенней атмосферой.

Природа уже погрузилась в осень. Деревья покрылись желтизной, хотя кое-где ещё видна зелень, что говорит о том, что осень ещё не очень поздняя, стоит более-менее тёплая и приятная погода. Перед нами тот самый свежий осенний денёк, в котором разливаются запахи опавшей листвы, за что и любят многие люди именно эту пору.

На переднем плане можно увидеть тропинку, которая тянется вдоль леса. Тропинка имеет особое значение — указывает на природу, обжитую людьми, что добавляет ей некой душевности.

За отчасти пожелтевшими деревьями виднеется тёмно-зелёное раскидистое дерево. По всей видимости, это дуб. Его ещё не тронула осенняя желтизна. Далее делает крутой изгиб красивая голубая речка. Такой крутой поворот добавляет картине динамизма, показывает всю красоту и непредсказуемость природы.

По склону холма раскинулся лес, который окрасился в осенние расцветки. Здесь зелень перемежается с красным, жёлтым, коричневым. На вышине горы стоит белоснежная церквушка, которая делает пейзаж не просто красивым, но ещё и одухотворённым, пронизанным добром и светом. Природа наполнена удивительной атмосферой чего-то великого, что нельзя потрогать и увидеть, но что можно ощутить, почувствовать сердцем.

Небо спокойное, голубое, хоть и покрытое белыми облаками. Вдалеке можно увидеть горы и равнины, бесконечные русские просторы, которые исчезают на горизонте в голубой дымке.

«Золотая осень» (1893)

К началу 1890-х Василий Поленов обосновался в усадьбе «Борок» у деревни Бехово. Там он и написал знаменитую картину «Золотая осень». На ней мастер изобразил вид на Оку в сентябре.

Пейзаж Поленова с его спокойным и широким разворотом пространства, обилием света и воздуха производит умиротворяющее впечатление. «Золотая осень» по праву стала символом русской природы, которую художник любил по-настоящему.

В работе, как и во многих других своих творениях, ему удалось передать зрителю что-то по-настоящему важное. «Мне кажется, что искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит», — говорил Поленов. Этого правила он придерживался в своем творчестве всю жизнь

Поленовская комната

В марте 1881 года Василий Поленов стоял перед постелью умирающей сестры Веры. Он понимал ее с полуслова, а любил всем сердцем. Умирающая шептала, что Васенька тратит талант попусту, разменивается на мелочи и забыл главное. Еще в детстве он пообещал себе и семье написать картину из жизни Христа…  Когда он только поступил в Академию, мать, а она была очень религиозным человеком, говорила: «учись, кончишь Академию и приступишь, помолясь Богу, к большой картине». Все и правда ждали от Василия Дмитриевича значительного произведения. 

Но сразу после Академии была Европа: берега Рейна и улочки Мюнхена, Швейцария и прекрасная Венеция. В Риме Поленов познакомился с неугомонным и пышущий идеями Саввой Мамонтовым, который обожал собирать вокруг себя талантливую молодежь. Вместе они ставили спектакль по «Женитьбе» Гоголя, устроили карнавальное шествие на улочках Рима. Поленову было не до серьезной живописи.

Тогда же его постигло личное горе. Проболев неделю, от кори умерла Маруся Оболенская, которую Поленов видел своей невестой. Тайком от Академии художеств он сбежал горевать к родным в усадьбу в Имоченцы. Там он писал с натуры. Но вскоре вернулся на берега Атлантики, в Бель. 

Библейский и евангельский сюжет не складывался. Поленов откладывался его, пока совсем не потерял к нему интерес. Да и успех, сопровождавшийся покупкой “Московского дворика”, “Заросшего пруда” и “Бабушкиного сада” не могли не вскружить голову художнику. И тут неожиданная, беспощадная и несправедливая смерть сестры-близнеца…

Той же осенью 1881 года вместе с искусствоведом Праховым и горнозаводчиком Семеном Абамелек-Лазаревым Поленов отправился в Палестину и Сирию. В путешествии по берегам Босфора, Мраморного и Эгейского моря, вдоль Нила, пользуясь любым удобным случаем, Поленов делал зарисовки. Он схватывал пронзительную голубизну южного неба и солнца, размышляя над композицией будущей картины “Христос и грешница”. 

На Тивериадском (Генисаретском) озере. 1888

Ему было тридцать восемь лет, когда в 1882 году он женился на Наталье Якунчиковой. Молоденькая девушка поверила, что художник сможет осуществить грандиозный замысел и написать картину, о которой только и говорил после смерти Веры. Взяв годичный отпуск в Московском училище ваяния и зодчества, где Поленов был уже преподавателем, он уехал в Европу собирать натурный материал.

Сидя в парижской мастерской, потом в Риме, куда перебрался из-за болезни, Поленов разрабатывал композицию, в которой задумал показать Христа не идущим к людям, как у Иванова, а уже пришедшим. Из под руки художника десятками выходили этюды, наброски фигур, лица итальянских евреев. Позже все этюды будут представлены на очередной выставке передвижников, что было невиданным для России делом и новаторством. 

Этюд – это вспомогательная работа, “черновик”, быстрый набросок для памяти. Никогда и никем в академической живописи он не рассматривался как самостоятельное и тем более законченное произведение. Однако, все этюды Поленова, а было их около сотни, после выставки скупил Третьяков. 

Они сделанны с таким мастерством, что их нельзя не считать законченными самостоятельными произведениями искусства. Это и обнаружил коллекционер. Купленные Третьяковым работы физически не влезли в его галерею. Специально под них меценат построил отдельную “поленовскую” комнату. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector