«христос и грешница»: как поленов видел спасителя

«Ваша миссия в веках Вам не понятна»

Помимо серии евангельских картин Василий Дмитриевич написал книгу «Иисус из Галилеи»: он предпринял попытку сделать свод четырех канонических Евангелий. Как писал сам Поленов, он решился соединить в единое целое все четыре Евангелия, взяв тот же принцип, которому следовал в своей живописной работе: от рождения Христа до Его смерти (то же самое, кстати, пытался сделать и Толстой, задумавший написать материалистическое евангелие).

Христос. Эскиз для картины «Кто из вас без греха?». 1888

Но когда он показал эту работу своему близкому другу, историку, который, по-видимому, занимался и историей религии, Валерию Николаевичу Лясковскому, тот проанализировал ее и внес очень много правок: его комментарии заняли примерно 15 машинописных листов. В своем письме к Поленову он говорит: «Вы, вероятно, в своем труде не понимаете суть Христа, Его богочеловеческую природу и всячески стараетесь отойти от этой темы, избежать ее. Но Вы тем не менее — евангельский сын, который сказал: «не пойду», а сам пошел. Ибо Ваша миссия в веках Вам не понятна, но Вы служите по слову Того, Который сказал: небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут (Мк 13:31)».

Еще в одном из своих писем Лясковский спрашивает Василия Дмитриевича: «Вы все время обращаетесь к трудам Ренана, Ревиля, а читали ли Вы иную богословскую литературу, написанную за столько тысячелетий: отцов Церкви, или хотя бы Хомякова?» Василий Дмитриевич к этой литературе не обращался, она его не очень интересовала, поскольку он совершенно не мог проникнуть в ее структуру, понять, о чем она.

Другие работы художника

Московский дворик

Сам Поленов, кажется, не придавал значения этой работе. Он создал картину будто между делом: «Ходил искать квартиру. Увидал записку, зашёл посмотреть, и прямо из окна мне представился этот вид. Я тут же сел и написал его». Между тем картина имела оглушительный успех — зрители почувствовали в этом городском пейзаже, дополненном элементами жанровой сцены, теплоту и прелесть будничной жизни, вещь небывалую для тогдашней живописи.

Больная

Картина рождалась долго — на протяжении 13 лет. Самый ранний эскиз датируется 1873 годом. Смерти тогда будто громоздились вокруг него. «Странные эти законы природы, — писал он, — сделают они что-то такое живое, прелестное, радостное и так беспощадно сами же его уничтожают. К чему всё это? Кому они так необходимы, эти страдания?» Это — лейтмотив картины, особняком стоящей в творчестве Поленова, — после этого жанровых картин на современные сюжеты он не писал.

Заросший пруд

Эта картина — шедевр Поленова-колориста, представляющий цельный философский образ быстротечного времени. Жанр работы можно определить как «повествовательный пейзаж». Писать картину Поленов начал ещё до своего отъезда на русско-турецкую войну. Лето 1877 года он провёл в деревне Петрушки под Киевом, где и создал этюд, послуживший её основой. Картина, показанная в 1879 году на VII передвижной выставке, имела успех.

Бабушкин сад

Этот шедевр входит в своеобразную трилогию — её, помимо «Бабушкина сада», составляют картины «Московский дворик» и «Заросший пруд». Более того, с «Московским двориком» она перекликается топографически: старый дворянский особняк, изображённый здесь, — это то же самое здание, что и в «Московском дворике», но с другой стороны. Поленов соединяет в одном произведении пейзаж и жанровую картину, добиваясь при этом удивительной целостности образа.

«Нам не дано предугадать»

Через творчество таких художников, как Василий Поленов, многие люди моего поколения приходили к вере. Поленов создал целый цикл картин под названием «Из жизни Христа», где рассказывает о событиях от рождения до смерти Спасителя. И его картины для многих открывали евангельскую историю.

Василий Поленов. Галерея картин, фото и рисунков художника. В.Д.Поленов с младшими дочерьми Ольгой и Натальей, 1902 год

После огромного разрыва в религиозной традиции, когда люди потеряли веру, когда молитвенная жизнь для большинства населения нашей страны закончилась, у многих возникла сильная религиозная жажда. В 1988 году, когда отмечалось 1000-летие Крещения Руси, тема христианства, долгое время находившаяся под запретом для общества и не входившая в искусствоведческий оборот (многие искусствоведы не касались анализа произведений, связанных с христианством), становится наконец доступной. Специально к этой дате в музее Поленова устроили выставку, и большую ее часть составили репродукции евангельских картин «Из жизни Христа».

И я помню, что мне приходилось до бесконечности рассказывать посетителям не столько о художественном методе Поленова или о том, как именно он трактовал евангельские сюжеты, сколько о событиях, происходивших в ту далекую эпоху.

Поленов изображал евангельские события деликатно и ненавязчиво, и это позволяло даже неподготовленному человеку понять, о чем и о Ком они. Мир иконы для многих был тогда сложен: для этого нужен был духовный опыт, базовое знание о православной культуре. А здесь перед нами были картины, которые изображают реального человека в реальных условиях, в палестинской природе, — и невольно возникал интерес, появлялись вопросы. А затем для тех, кто всерьез начинал искать ответы, постепенно раскрывался и смысл Евангелия и христианской жизни.

Сам Поленов вряд ли подозревал, какую роль спустя годы сыграют его произведения, ведь его религиозные воззрения были сложными. Но как часто бывает, когда работает большой художник, он не может знать о конечном результате своего труда. «Нам не дано предугадать…» — говорил Тютчев о силе слова, то же самое и здесь, когда речь идет о искусстве с большой буквы.

Этюды к картине «Христос и грешница»

Голова старика. Этюд к картине «Христос и грешница» В.Д. Поленов. 1883 г. Холст, масло. 27×22. Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля (из коллекции Н.И. Кушнерёва )

  • Инвентарный номер Ж-304 
  • ***

Апостол Пётр. Этюд к картине «Христос и грешница» В.Д. Поленов. 1880-e. Картон, масло. 19 x 15 см (7.48» x 5.79»). Инициалы и дата справа внизу.

Частная коллекция

Поза, ракурс, поворот головы апостола свидетельствуют о том, что именно этот этюд был использован для написания апостола Петра, изображённого на картине с посохом слева от фигуры Спасителя. Полотно «Христос и грешница» («Кто без греха?») (1888, ГРМ) по праву занимает главное место в творчестве Василия Поленова.

Полотно в течение долгих лет поглощало всё внимание художника. Сюжетом для него послужила легенда о Христе и грешнице, описанная в VIII главе Евангелия от Иоанна

Действие картины разворачивается на площади перед величественным древним храмом. Слева от ступеней – Христос с учениками.

Картина экспонировалась на XV Передвижной выставке в Петербурге и в Москве, где была куплена Александром III для личной коллекции. Галерея Л. Шишкина

***

Голова еврея из гетто. В.Д. Поленов. 1884 г. Холст, масло. 44,3 х 31,1. Один из этюдов для картины «Христос и грешница» 1887 г., находящейся в Государственном Русском музее. Справа внизу подпись: В. Поленов. Приобретена П. М. Третьяковым. Инв. № 2795. Государственная Третьяковская галерея http://www.tez-rus.net/ViewGood20695.html

Голова фарисея. Этюд для картины «Христос и грешница» (Кто из вас без греха?) В. Д. Поленов. 1884 г. Холст, масло. Воронежский областной музей изобразительных искусств, Воронеж

«Голова старика (натурщик Яхуд)». Этюд для картины «Христос и грешница». В.Д. Поленов. 1884 г. Холст на картоне, масло, 31,5 х 23,2. На обороте: «Собственность / Б.Г.Сахарова / размер 31х24». Частная коллекция (?) http://auction-rusenamel.ru/gallery?mode=product&product_id=2115600

Происхождение: собрание Б. Г. Сахарова. Сахаров Борис Георгиевич — племянник Николая Алексеевича Сахарова, художника, профессора МАРХИ, и Екатерины Васильевны Поленовой, старшей дочери В.Д.Поленова.

В связи с работой над картиной «Христос и грешница» Поленов предпринял несколько поездок для сбора материала, из которых привез много этюдов и эскизов. Для центральной фигуры фарисея художник выполнил в Риме несколько этюдов с натурщика по имени Яхуд.

Его имя обозначено на обороте этюда из собрания Воронежского музея. Еще один этюд приобрел П.М.Третьяков у автора в 1897 (ныне хранится в собрании ГТГ).

Экспертное заключение НИНЭ им. П.М.Третьякова (Н.С Игнатова).

Портрет старого еврея.
В.Д. Поленов. 1884 г. Холст, масло. 30,5 х 21,6.
Подпись и дата ‘В. П. 84’ (внизу справа).
Частная коллекция
http://www.invaluable.com/auction-lot/portrait-of-an-old-jewish-man-24-c-w66ixw73uk

  1. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург 
  2. ***

Голова еврея из гетто. В.Д. Поленов. 1884 г. Этюд. Холст, масло. 28,3 х 21,7. Справа внизу подпись — монограмма: ВП. Приобретена П. М. Третьяковым. Инв.№ 2796. Государственная Третьяковская галерея

***

Голова Христа.

В.Д. Поленов. 1880-е.

***

Голова Христа. В.Д. Поленов. Ок. 1887 г. Национальный художественный музей Республики Саха (Якутия) ?

Голова иерусалимского еврея. Этюд к картине «Христос и грешница». В.Д. Поленов. 1881-82 гг. Тарусская картинная галерея

Голова молодого еврея. В.Д. Поленов. 1884 г.

Фигура Христа. В.Д. Поленов. Этюд

Христос. Этюд для картины «Христос и грешница» (Кто из вас без греха?)

В. Д. Поленов. 1884 г. или 1887?

Христос. В.Д. Поленов. 1880-е. Этюд. Холст, масло. 42,5 х 32,7 (овал). Государственная Третьяковская галерея

Этюд фигуры Христа для картины «Христос и грешница» В.Д. Поленов. 1888 г. Холст, масло. 114×75. Екатеринбургский музей изобразительных искусств (Из коллекции К.Т.Солдатёнкова). Инв.№ 75

www.rmuseum.ru

Этюд фигуры Христа для картины «Христос и грешница» (1894) В.Д. Поленов. 1886 г. Холст, масло, 38,5 на 31. Подписана и датирована. Частная коллекция, США. Подлинность сертификата от Государственной Третьяковской галереи.

Выставки: Выставочный зал Союза советских художников, СССР, № 119 (этикетка на реверсе). Русское искусство второй половины XIX века и начале XX века, в Центральном Доме Художников СССР, Москва, 1951-1952 (этикетки на оборотной стороне). http://www.invaluable.com/auction-lot/polenov,-vasily-years:-1844-1927-study-of-christ-38-c-xfc9o9trvd

Имоченцы. «Христос и грешница». Поленов В. 1880г

                                      Василий Дмитриевич Поленов (20 мая 1844, Санкт-Петербург —18 июля 1927,  усадьба Борок, Тульская область) —       Русский художник, мастер исторической, пейзажной и жанровой живописи, педагог.                                    Народный художник Республики (1926).

_______________________________________

                                           «Теперь я в деревне, дышу полной грудью, Какой у нас сосновый воздух!                                                                  Итальянцы не подозревают, что такой на свете существует!»                                                                                                                                                     В.Д.ПоленовПромолчит народившийся март, Вновь застряв в феврале по колено: Все равно без вины виноват! А пока пишет маслом ПоленовЗимний день, что листать и листать Между строк распахнувшейся книги Из далекого детства, — Оять* Где теченьем, без царских инсигний, Его внутренним миром могла Управлять, и не правя, Богатым: И с годами не ставшим горбатым, Потому что душою не мал, Нищ и духом своим сам Василий, – В пожелтевшую строчку России На странице зеленой любой Фолианта с короной златой В кроны этой семейной Усадьбы: Родового Имения их! – Пышно осень справляет где свадьбы Соблюдающих строго посты; Разгибающих спины зимою В деревенской безбрежной тиши, Что красна и углом, и избою, Баней с веником! Вот и мужик…. Во овчинном тулупе просторном,- Во просторы за бора стеной. А заборов не видно…. Хоть – ворон: На дороге, ведущей домой! Не один… Ишь, клюют что-то парой. А лошадка – одна. Не спеша Тянет сани с возницей и скарбом, Не хитер что, в санях как Душа. Бабы, — в «Женщин из Русских селений»; Дым валит из трубы до небес! – Так трещат-то ж в печи не поленья: Языками горит в кольцах лес. Лес любимых Поленовым в трепет Имоченцев, впитавших в себя И Руси с колкой хвоею лепет, И сосновую свежесть Всея! Только здесь и дышал он, Василий, «Полной грудью»! …В столице самой, В Петербурге, давно так Россией И не пахло… *** Холст с «Блудной женой» Он напишет уж вскоре…. Вернее, Холст о «грешнице» той, – со «Христом» Будет выкуплен что для музея Николая Второго Отцом…. – За огромные деньги! Художник Выставлял – «Кто из вас без греха?», Но цензура, чиновники…. Можно Ту картину увидеть сейчас И не в Зимнем дворце, но в музее Таки ж Русском, Где век уж метелит Всё Февраль тот, и даже когда Календарь тычет листиком : «март»… *** «А пока пишет маслом ПоленовЗимний день….». Разве Март, виноват?..

_______________________________________

*На высоком кряжистом берегу реки Оять, в деревне Акулова гора, находилось родовое имение Имоченцы, принадлежавшее великому русскому художнику Василию Дмитриевичу Поленову.

* Христос— (греч.) Помазанник.

«Христос и грешница» («Кто без греха?»)— крупноформатная картина русского художника Василия Поленова (1844—1927), датированная 1888 годом. Принадлежит Государственному Русскому музею в Санкт-Петербурге. Сюжет картины связан с историей о Христе и грешнице, описанной в Евангелии от Иоанна.

«Поленов изобразил Христа максимально приближенным к жизни. Будто это не Бог, а человек, странник, мудрец, гуманист.Именно «нарочитая простота» изображения Иисуса не понравилась цензуре. Однако многие художники и писатели одобрительно

отзывались о таком образе. Лишь Лев 

Толстойв свойственной ему яркой манере назвал поленовского Христа «полотером». Впервые картина была показана на XV выставке передвижников в феврале 1887 года. Картину очень долго не пропускала цензура, придираясь к мелочам. Президент Академии Художеств великий князь Владимир тоже было недоволен. Сохранилось даже придание, что он, осмотрев картину, заявил, будто «Для народа она вредна». Споры закончились после того, как выставку посетил Александр III.

Он отозвался о работе Поленова одобрительно и разрешил его демонстрацию. А позже – даже приобрел для своего музея.

Интересная история названия картины. Сам Поленов говорил, что назвал работу «Кто из вас без греха?» — такова была основная, цементирующая идея картины. Но Поленова остановила цензура. Название это показалось чиновникам неподходящим для каталога выставки. В итоге сошлись на нейтральном — «Христос и грешница». Когда эта картину приобрел император Александр III для личного музея, то в нем она выставлялась под названием «Блудная жена». Несложно понять, что это заглавие противоречит первоначальному замыслу Поленова.

В Русском музее сейчас картина имеет два названия – авторское и то, на котором настаивала цензура.»

В.Д.Поленов. Зима. Имоченцы.1880г.

20 февраля 2017г.

Михаил РОЖКОВ — Тема Лизы Бричкиной из к/ф «А зори здесь

«Христос и грешница»

Картина «Христос и грешница» — это одна из самых известных работ Поленова и, пожалуй, самое мощное произведение из его евангельского цикла с точки зрения психологических портретов персонажей.

Василий Поленов. а) Графический вариант картины «Христос и грешница». 1885 г.
б) Христос и грешница (Кто из вас без греха?). 1908

Я бы даже сказала, что из двух больших вариантов, один из которых — живописный и находится в Русском музее, а другой — графический и находится в музее-заповеднике Поленова, графический вариант наиболее проработан в плане психологии, характеры в нем обозначены более остро.

В живописном же произведении большее впечатление производит цветовое решение, достигнутое Поленовым.

Над этой картиной художник работал почти 20 лет. В 1868 году он делает первый графический эскиз, а затем на долгое время оставляет свою задумку. Затем следует десятилетний перерыв, а в 1881-1882 гг. Поленов совершил путешествие в Палестину, где исследовал земной путь Христа, знакомился с реалиями восточной жизни, делал этюды, снимал фотографии, собирал костюмы, изучал особенности архитектуры, быта, природы — потому что ему хотелось подойти к своей работе над картиной с наибольшей исторической точностью, до самых мелких деталей. Все, что он увидел там, произвело на него сильнейшее впечатление, и в результате художник показывает нам собственную реконструкцию Иерусалимского храма, которая, как многим кажется, получилось достаточно убедительной. Он изобразил храм, камни которого накалены от палящего восточного солнца, столь роскошным и, видимо, так увлекся, что прежде всего при взгляде на картину в глаза нам бросаются солнце, оливы и тополя, уходящие вдаль и, конечно, этот великолепный храм царя Соломона. И только потом мы спускаемся ниже и видим Спасителя. У художника Александра Иванова, автора картины «Явление Христа народу», не было возможности отправиться по местам жизни Спасителя, его пейзаж был написан в Италии — но тем не менее он показал нам духовную Палестину. А Поленов не сумел показать нам духовную, но показал реальную Палестину, что ничуть не хуже, но в этом проявился совершенно иной подход к теме.

Василий Поленов. Вид на Иерусалим с западной стороны.Яффские ворота и цитадель. 1888

Когда я заинтересовалась искусством Поленова, мне было важно понять, почему из такого огромного количества евангельских сюжетов, которое предлагает нам Евангелие, для масштабного полотна Василий Дмитриевич избирает именно этот сюжет? В Евангелии от Иоанна содержится история о том, как книжники и фарисеи привели ко Христу женщину с вопросом: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь? На что Христос ответил: кто из вас без греха, первый брось на нее камень (Ин 8:4-7). Эти слова Христа тогда не укладывались в сознании его обличителей: согласно апокрифам, они были поражены не только Его ответом, но и тем, что Он знает про них все, что Он как будто читает их грехи

Что же затронуло в этом сюжете Поленова, который отрицал Божественную природу Христа? Идея христианского всепрощения.

И, как ни странно, — чудо, которое совершилось по отношению к грешнице: Поленов обращает внимание на то, что девушка будет спасена. Пусть это и не те конкретные чудеса исцеления или воскрешения, которые описаны в Евангелии — на них Поленов не обращает внимания, но все же чудо великой милости к человеку

Василий Дмитриевич Поленов. «Христос и грешница». 1888

Передвижники посылали с просветительной целью иногда и в глухие города выставки, составленные из картин, бывших на выставках прежних годов. Такая выставка, носившая название параллельной, посетила в 80-х годах и наш город. На ней находилась картина Поленова «Христос и грешница» (вариант большой картины, находящейся в настоящее время в Русском музее в Ленинграде).

Картина произвела на меня ошеломляющее впечатление. Передо мной раскрылось какое-то волшебство. Необыкновенные, чарующие краски, прекрасная природа, послеполуденный зной, красивая композиция храма, толпа, грешница и сам Христос, новый по трактовке, без церковного нимба, мудрый и красивый в своей простоте. Картина точно переливалась перламутром и благоухала.

Все это принималось тогда непосредственно и до бесконечности глубоко.
И мне думается, что это воздействие на человека, впервые увидевшего художественное произведение, не искушенного еще в технике, ремесле искусства, — самое сильное и верное.
То ценное, что было вложено в картину, самое важное в искусстве — ее красота — охватило меня и держало долгое время в очаровании…

Поленов поставил себе задачей изложить в картинах всю трагическую повесть о Христе, от его рождения до Голгофы, и приступил к выполнению этого огромного труда. Как бы вступлением к этому циклу картин явились «Христос и грешница» и «Христос среди учителей», написанные Поленовым после первого его путешествия в Палестину.

Первая картина была запрещена цензурой и президентом Академии художеств князем Владимиром, который сказал: «Конечно, для нас картина интересная, но для народа она вредна».

Вред заключался в том, что Поленов изобразил Христа без нимба, простым человеком, а народу полагалось показывать его как бога. Картина являлась отрицанием божественности Христа, что по тогдашним временам не допускалось.

Однако приехавший на выставку Александр III, как ни странно, разрешил обнародовать картину, желая, вероятно, показать свой «просвещенный либерализм» или сознавая, что все равно этот «вред» под спудом удержать нельзя.

Когда впоследствии «Грешницу» все же поместили в музей, к ней привесили надпись «Блудная жена». Василий Дмитриевич всегда возмущался этим обозначением картины. «Да нет же, — говорил он, — грешница не блудная жена, с ней случилось несчастье, она впала в грех, как грешили и те, что не решились бросить в нее камень».

Яков Минченков. «Поленов Василий Дмитриевич».

* * *

ВАСИЛИЙ ДМИТРИЕВИЧ ПОЛЕНОВ (1844-1927)

Популярное за 7 дней

Михайлово чудо: как вести себя в этот день, чтобы избежать житейских искушений
17.09.21 20:53

Как правильно читать Псалтирь? Какие установлены правила?
15.09.21 13:31

Как часто нужно причащаться?
13.09.21 09:49

Осенняя Лавра
16.09.21 12:36

19 сентября — Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах)
19.09.21 08:39

Нуждаются ли православные во Христе?
15.09.21 18:17

Осенний Шишкин
14.09.21 11:41

Митр. Антоний (Паканич) о Православии, кириллице, Украине и Европе
13.09.21 20:55

Чудо святого Архистратига Михаила в Хонех – вечная притча о добре и зле
18.09.21 15:44

Центральный вход на территорию Киево-Печерской Лавры будет временно закрыт
19.09.21 12:50

Примечания

  1. ↑ , с. 233.
  2. ↑ , с. 223.
  3. ↑ , с. 24.
  4. . (PDF). журнал «Третьяковская галерея», 2011, № 4, с.57—69. Дата обращения: 7 сентября 2016.
  5. ↑ , с. 88.
  6. ↑ , с. 218.
  7. ↑ , с. 251.
  8. ↑ , с. 419.
  9. ↑ , с. 235.
  10. ↑ , с. 173.
  11. , с. 30.
  12. ↑ (HTML). Императорское православное палестинское общество — www.ippo.ru (24 марта 2013). Дата обращения: 9 августа 2016.
  13. ↑ , с. 61.
  14. , с. 183.
  15. ↑ , с. 14.
  16. , с. 160.
  17. , с. 302.
  18. , с. 301.
  19. , с. 22.
  20. , с. 217—218.
  21. ↑ , с. 65.
  22. , с. 23.
  23. ↑ , с. 222.
  24. , с. 224—225.
  25. , с. 231—232.
  26. ↑ , с. 232.
  27. ↑ , с. 232—233.
  28. .
  29. ↑ , с. 233.
  30. , с. 233—234.
  31. , с. 234.
  32. Ольга Завьялова. (HTML). life.ru. Дата обращения: 1 сентября 2016.
  33. , с. 17.
  34. (HTML). Русский музей — виртуальный филиал — www.virtualrm.spb.ru. Дата обращения: 26 августа 2016.
  35. , с. 33.
  36. ↑ , с. 293.
  37. , с. 26.
  38. , с. 19—22.
  39. , с. 66—67.
  40. , с. 25.
  41. , с. 294.
  42. , с. 226.
  43. , с. 10.
  44. , с. 160.
  45. ↑ , с. 230.
  46. ↑ .
  47. ↑ , с. 30.
  48. , с. 28—29.
  49. , с. 13—15.
  50. , с. 30—31.
  51. , с. 15—18.
  52. , с. 15.
  53. , с. 18—19.
  54. ↑ , с. 121.
  55. (HTML). Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В. Д. Поленова — www.polenovo.ru. Дата обращения: 9 августа 2016.
  56. (HTML) (недоступная ссылка). www.art-catalog.ru. Дата обращения: 9 августа 2016.
  57. , с. 92.
  58. , с. 232—233.
  59. , с. 120—121.
  60. .
  61. (HTML). www.rmuseum.ru. Дата обращения: 28 августа 2016.
  62. (HTML). www.rmuseum.ru. Дата обращения: 28 августа 2016.
  63. (HTML). Иркутский областной художественный музей имени В. П. Сукачёва — www.museum.irk.ru. Дата обращения: 29 июня 2016.
  64. (HTML) (недоступная ссылка). www.art-catalog.ru. Дата обращения: 9 августа 2016.
  65. (HTML). www.bonhams.com. Дата обращения: 28 августа 2016.
  66. , с. 237.
  67. , с. 64.
  68. , с. 65.
  69. , с. 293—294.
  70. , гл. 6.
  71. , с. 27.

Где нет места чуду

Свой евангельский цикл «Из жизни Христа» Василий Поленов показал на выставке в 1909 году, за год до смерти Льва Толстого

Поленов, которому важно было мнение почитаемого им писателя, послал Толстому альбом с фотографиями своих произведений, которые сам раскрасил от руки, так как фотоснимки были черно-белыми

И хотя Лев Николаевич сложно относился к искусству художника, тем не менее альбом этот он оценил и сказал: «Я вижу в этом большую заслугу, в том числе педагогическую: эти картины были бы хорошей иллюстрацией для моего евангелия».

Что заставило Толстого так отозваться о работе Поленова? Почему эти картины — отражение его евангелия, а не истинной Священной книги?

Василий Поленов. «Возвестила радость плачущим». 1890

Давайте посмотрим на работы Поленова из евангельского цикла: по хронологии событий первая из них — «Мария пошла в Нагорную страну». Поленов изображает Деву Марию молодой женщиной, которая идет со сверточком в руках по узкой тропинке и, как мы предполагаем, на встречу с Елизаветой. Последняя картина — «Возвестила радость плачущим», где уже Мария Магдалина, увидев, что гроб Христа отверст и пуст, возвещает плачущим: Христос Воскрес! Но где же у Поленова Воскресший Господь? Его нет. В цикле художника нет ни чудесного Рождения, ни чудесного Воскресения, ни чудес исцеления — вообще нет чудес.

В архиве Третьяковской галереи достаточно много писем Василия Дмитриевича и его близких. Из них мы знаем, что к религии он относился как многие «передовые» люди того времени. Это нам, у кого за спиной страшный XX век, сейчас легко судить о той эпохе и многих ее заблуждениях — у нас совершенно другой опыт. А людям, жившим в то время, было очень непросто: сомнения одолевали их все больше и большие, и опыт секулярной культуры имел большое воздействие.

Василий Поленов. Палестина. Нагорная проповедь. 1890

В подрыве веры огромную роль сыграли книги европейских мыслителей, которые захватили умы русской интеллигенции. Например, Эрнеста Ренана, который стоял на позиции, что Христос — это всего лишь историческая личность, а все остальное — миф, который был придуман после Его смерти. Или Давида Фридриха Штрауса, который пытался логически доказать вымышленность всех евангельских чудес, говорил о том, что Евангелие — это миф, это абсолютно то же самое, что и мифы Древней Греции, и исторической подосновы здесь нет.

Поленов очень много рассуждал о религии, его интересовала ее история, для него была важна истина — но истину он понимал как научное открытие, ему нужны были доказательства (так думал не только он, но и многие другие, кто был сбит с толку стремительным развитием науки и веру подменял попыткой научного объяснения всех тайн мира). Он много спорил и с самим собой, и с религиозными философами, но всегда придерживался своей оригинальной точки зрения. Конечно, основанной на взглядах тех мыслителей, которые импонировали его собственному восприятию евангельских событий.

Большое влияние на религиозные воззрения Поленова оказал Лев Николаевич Толстой. Неслучайно Василий Дмитриевич, по словам его младшей дочери, не любил Достоевского, у которого все христоцентрично. Поленову гораздо ближе был Толстой и его установка на нравственное совершенствование.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector