Инструкция от господа по устройству храма
Содержание:
- Предназначение Храма в иудаизме
- Функции Храма
- Общие особенности Иерусалимских храмов
- Храм Соломона
- Иерусалимский Храм в еврейской истории
- Храм Соломона
- Строительство Храма Соломона
- История Храма Соломона
- Богослужение в Святая святых
- Что входит в храмовый комплекс
- Перспективы постройки Третьего Храма
- Популярное за 7 дней
- Значение Храма
- КРУШЕНИЕ СИМВОЛА НАЦИОНАЛЬНОЙ НЕЗАВИСИМОСТИ
- Духовное наследие
- Храм Соломона: причины разрушения
- Иерусалимский Храм в христианстве
- Иерусалимский Храм и тамплиеры
- В Талмуде
- Для чего был нужен храм
Предназначение Храма в иудаизме
И построят Мне святилище, и буду Я пребывать среди них(Исх. 25:8) |
В то же время, в другом авторитетном источнике утверждается, что законы о постройке Скинии были даны на горе Синай, то есть в данном случае Писание придерживается хронологического порядка изложения. Согласно этому мнению, Храм является точкой соприкосновения земли с небом и изначально необходимым компонентом мироздания.
Фрагмент макета-реконструкции Иерусалимского храма Ирода Великого
Функции Храма
Главное и важнейшее предназначение Храма — служить местом, где Шехина Творца (Слава Божия) пребывает на земле, среди народа Израиля. Служить как бы дворцом Небесного Царя, куда бы народ стекался для выражения своих верноподданнических чувств и покорности. Храм также являлся и своего рода резиденцией высшего духовного правительства народа.
Южные ступени горы Сион, Иерусалим.
- местом собрания всего народа, главным образом, три раза в год: на Песах, Пятидесятницу и Суккот.
- местом заседания Высшего Суда, Архиепархии.
- По-видимому, в Храме находились также десятина (зерно и крупный и мелкий рогатый скот) и продовольственные запасы, из которых выделялось содержание левитам.
Общие особенности Иерусалимских храмов
Храмы, существовавшие в Иерусалиме, отличаются друг от друга множеством архитектурных особенностей и деталей, следуя, тем не менее, основному образцу, общему для всех. Маймонид выделяет главные детали, которые должны присутствовать в еврейском Храме и они являются общими для всех храмов в еврейской истории:
По степени святости порядок частей Храма следующий:
Вокруг здания Храма ограда определяла территорию храмового двора (חצר, Хацер или העזרה, Азара), где помещались жертвенник всесожжения и металлическая раковина.
Храм Соломона
Когда мы говорим о празднике Введения во храм Пресвятой Богородицы, то под самим храмом, в который она вошла подразумеваем его второй, реконструированный вариант.
Первый храм Соломона возникает в X веке до Р. Х., в ту эпоху, когда Израиль достиг вершины своей политической и экономической славы. Известно, что все необходимое для этого грандиозного строительства подготовил отец Соломона, царь Давид, но построил именно сын. Почему? Согласно Ветхому Завету, Давид участвовал во многих кровопролитных войнах, потому Господь не позволил ему исполнить такую важную духовную миссию.
Те косвенные данные, которыми мы сейчас обладаем, свидетельствуют о том, что первый храм был величественным сооружением. Как именно он выглядел, неизвестно, но большинство современных исследователей полагает, что эта постройка была типичной для тех храмов, которые уже существовали на территории тогдашнего и нынешнего Ливана. Согласно Библии, именно в этом регионе были наняты мастера для строительства.
Сейчас существуют реконструкции его предполагаемого вида и, судя по всему, здание было значительным по размеру и по площади. Храм располагался в самой высокой точке города — на так называемой Храмовой горе.
Иерусалимский Храм в еврейской истории
После завоевания Ханаана Палатку неоднократно перевозили с места на место в Еврейском Государстве. Центральным святилищем Израиля в эпоху Судей стала Скиния в Хирбет-Селуме (Шило), где в то время хранился Ковчег Завета. Силом в этот период служил местом собрания еврейских родов. Судя по всему, со временем, строение Скинии в Шило становится более постоянным — её стены становятся каменными, хотя, по-прежнему, Скиния была покрыта сверху завесами. Поэтому Палатка в Силоме названа Домом Бога или Дворцом Бога.
Храм Соломона
Создание центрального Храма в древнем Израиле олицетворяло объединение Еврейского народа и могло произойти лишь во время упрочения этого единства. И действительно, согласно Библии, Храм был воздвигнут в период самого высшего проявления национального единства еврейского народа, в царствование Экклезиаста. Соломону удалось осуществить план постройки грандиозного Храма, к которому устремлялись бы на поклонение евреи со всех концов Израиля.
Царь Давуд завоевал столицу иевусеев Иерусалим и торжественно перенёс Короб Бога туда, где поместил его в специально предназначенную для него скинию и лично принёс в ней жертвы Богу. Иерусалим находился на территории между наделами колена Иуды (Иехуды) (к которому принадлежал Давуд) и колена Вениамина (Биньямина) (к которому принадлежал первый царь Израиля Шауль). Перенеся Ковчег Завета — символ присутствия Бога — в город, не принадлежавший ни одному из колен и бывший в личном владении царя, Давуд, тем самым, превратил свою столицу в святой город, вокруг которого концентрировалась религиозная жизнь всех двенадцати колен Израиля.
Строительство Храма Соломона
Строительство самого Храма длилось 7 лет: с 957 по 949 годы до нашей эры (по другим данным, с 1014 по 1006). Работа была завершена в восьмом месяце 11-го года царствования Соломона (1 Цар. 6:37,38). Празднование освящения Храма было произведено на следующий год, в седьмом месяце, перед праздником Шалашей (Кущей), и было отпраздновано с величайшей торжественностью, при участии старейшин Израиля, глав колен и родов (1 Цар. 8:1-66). Ковчег Завета был торжественно установлен в Божественной комнате, и Соломон вознёс публичную молитву. Празднование освящения Храма длилось 14 дней (2 Лет
7:8) и его описание свидетельствует о том, что строительство Храма было делом величайшей важности для всего народа
История Храма Соломона
Великолепное здание Храма сделало его с самого начала центральным святилищем для всего Израиля, хотя наряду с ним продолжали существовать и местные святилища — бамот. Вошло в обычай восходить три раза в год в Иерусалимский храм, как раньше в Палатку, которая располагалась в Силоме (Шило). Однако, ухудшение политической ситуации в конце правления Экклезиаста и в дни его преемников отразилось на судьбе Храма. Чтобы подорвать статус Салима как духовно-политического центра всех израильских колен, основатель Израильского (Северного) царства Йеровоам Первый (930 год до н. э.) восстановил святилища в Лузе (Бет-Эле) и Дане и превратил их в подобие Иерусалимского храма. В обоих храмах Иеровоам установил золотых тельцов.
Падение Северного царства и разрушение ассирийцами израильских храмов в Лаише и в Вефиле (Бет Эле) в семьсот тридцать втором и 721 гг. до н. э. укрепило положение Иерусалимского храма в качестве центрального святилища всех еврейских родов. В результате, паломники из бывшего Израильского царства прибывали на Пасху в Иерусалим. С восшествием же на престол благочестивого царя Йосии (Иошияу) в 622 году до н. э. были ликвидированы все языческие культы, разрушены алтари в культовых центрах северных колен, и Иерусалимский храм был окончательно превращён в национально-религиозный центр. С тех пор в Иудее было одно единственное Святилище, куда паломничали даже палестинцы.
Со времени пророка Михея (начало VIII в. до н. э.) пророки не переставали предостерегать, что в наказание за моральные и религиозные прегрешения Израиля Храм будет разрушен. Разрушение Храма и последовавшее за ним халдейское рабство стало подтверждением этих пророчеств и, в результате, вызвало стремление к неукоснительному соблюдению Закона и надежду, в духе пророческих видений Иезекииля (Иехезкеля), на возвращение из изгнания и восстановление Храма. В память о разрушении Храма и сопровождавших его событиях было установлено четыре обета, среди которых пост 9 Ава знаменовал день, когда был сожжён Храм.
Богослужение в Святая святых
Царь Соломон строил Храм не только лишь для евреев. Он хотел, чтобы к Единому Богу пришли все народы мира. А Храм — место, где он обитает. Мы можем наблюдать сегодня, как сотни тысяч людей со всех уголков земного шара приходят к Стене Плача ежедневно. Это место, рядом с которым когда-то находился знаменитый Храм. Однако приближаться к Святая святых его запрещено было категорически даже священникам. Страшная казнь ожидала нарушителей — смерть. Только в Судный день, то есть раз в году, первосвященник — главный жрец храма — входил сюда для того, чтобы совершить молитву о прощении всему народу Израиля грехов.
Особая накидка была поверх длинных льняных одежд этого священника — ефод. Он был соткан из 2 полотнищ и вплетенных в виссон золотых нитей. Сверху надевался также нагрудник с 12 камнями, представлявшими 12 колен Израилевых. Корона с именем Бога («Яхве» — в русской Библии) украшала голову первосвященника. С внутренней стороны в нагруднике его был карман с золотой пластиной, на которой написано было состоящее из 70 букв имя Бога. Именно по этому имени священник во время молитвы обращался к Всевышнему. Согласно легенде, к служителю была привязана веревка. Снаружи оставался один конец ее на случай, если во время молитвы произойдет беда и тело его останется в помещении, в которое никто не имел права входить, кроме него.
Что входит в храмовый комплекс
Архитектурно-исторический комплекс включает в себя следующие святые места и культовые сооружения:
- Голгофа с местом Распятия,
- ротонда с куполом, под которым стоит Кувуклия – мраморная часовня с Гробом Господним,
- Кафоликон – самая большая часть храма, собор Иерусалимской Церкви,
- подземный храм Обретения Животворящего Креста,
- храм святой равноапостольной Елены,
- а также несколько приделов, монастырей и вспомогательных помещений.
Храм святой Елены. Фото: @mirumir_br
Приделы храма, а также время для служб и молитв поделены между шестью христианскими церквями:
- греко-православной,
- католической,
- армянской,
- эфиопской,
- сирийской,
- коптской.
Чтобы избежать недопонимания между представителями этих вероисповеданий, ключи от храма и право открывать его двери с 1192 года принадлежит двум арабским семьям и передается от отца к сыну.
Совет:
если хотите избежать очередей, лучше приходить пораньше в будние дни. Если же вы придете позже, за определенную плату представители семьи хранителей ключей предлагают провести к святыням без очереди.
Кувуклия. Фото: @destroooooya
Перспективы постройки Третьего Храма
Многие комментаторы сочетают оба этих подхода:
По мнению Махарша, Третий Храм соединит в себе все храмы мира, которые чудесным образом соберутся в одном месте и составят Третий Храм, который будет спущен с небес уже полностью отстроенным.
По этой причине многие современные раввины считают, что никакая гипотетическая ситуация не может, согласно их пониманию Раши и Маймонида, освободить еврейский народ от обязанности возведения Храма и, тем самым, отменить заповедь Торы. По их мнению, царь был необходим лишь для строительства Первого Храма, который должен был обозначить «место, которое изберёт Господь». Однако, с тех пор, как это место стало известно, для строительства Храма уже не требуется царь Израиля, как это и случилось при строительстве Храма Ездры.
Популярное за 7 дней
Как правильно читать Псалтирь? Какие установлены правила?
15.09.21 13:31
Михайлово чудо: как вести себя в этот день, чтобы избежать житейских искушений
17.09.21 20:53
Как часто нужно причащаться?
13.09.21 09:49
Осенняя Лавра
16.09.21 12:36
19 сентября — Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах)
19.09.21 08:39
Нуждаются ли православные во Христе?
15.09.21 18:17
Осенний Шишкин
14.09.21 11:41
Митр. Антоний (Паканич) о Православии, кириллице, Украине и Европе
13.09.21 20:55
Чудо святого Архистратига Михаила в Хонех – вечная притча о добре и зле
18.09.21 15:44
Центральный вход на территорию Киево-Печерской Лавры будет временно закрыт
19.09.21 12:50
Значение Храма
Евреи и раньше ощущали присутствие Бога, когда он шел в огненном столбе по пустыне впереди народа, когда с горы Синай сходил Моисей и его лицо сияло словно солнце. Однако Храм стал для народа особым местом, символизировавшим присутствие Божие. Хоть раз в год каждый благочестивый еврей должен был прийти сюда. Со всех концов Иудеи и Израиля, да и со всего мира, где жили в рассеянии евреи, народ собирался по большим праздникам в Храм. Об этом сказано во 2-й главе Деяний апостолов.
Конечно, иудеи, в отличие от язычников, не верили в то, что Бог обитает в рукотворных храмах. Однако они полагали, что именно на этом месте происходит его встреча с человеком. Об этом было известно и язычникам. Ведь Помпей, который был послан во время Иудейской войны командовать усмирявшими Иерусалим римскими когортами, неслучайно стремился попасть в Святая святых этого храма для того, чтобы понять, чему или кому поклоняются иудеи. Насколько же было велико его удивление, когда, отдернув завесу, он обнаружил, что здесь ничего нет. Ни статуи, ни образа, ничего! Невозможно заключить Бога Израилева в изваяние, его невозможно изобразить. Евреи когда-то верили в то, что между крыльями Херувимов, охраняющих Ковчег Завета, обитает Шехина. Теперь же Храм этот стал служить местом встречи человека и Бога.
КРУШЕНИЕ СИМВОЛА НАЦИОНАЛЬНОЙ НЕЗАВИСИМОСТИ
Иерусалимские храмы были разрушены, но многие века остаются в памяти евреев не только символом веры, но и символом независимости.
Через полвека по указу Кира Великого евреям было разрешено вернуться в Иерусалим после Вавилонского пленения (598-539 гг. до н. э.) и отстроить заново свой храм. Но он не шел ни в какое сравнение с первым. Не этот «промежуточный» храм Зоровавеля, а храм Ирода Великого вошел в историю как Второй Иерусалимский храм. После реконструкции, произведенной царем Иродом, храмовый комплекс стал огромным сооружением на платформе (частично сохранилась) из белых мраморных плит размером 14 гектаров. Для размещения этой платформы Ирод расширил вершину Храмовой горы, возведя по краям искусственные террасы. Южный край платформы, укрепленный гигантскими плитами белого мрамора, отвесно поднимался над землей почти на 40 метров. Все сооружение вдвое превосходило по площади знаменитый форум Траяна в Риме. Реставрацией храма нелюбимый в народе Ирод хотел улучшить свою репутацию. Работы начались примерно в середине его царствования в 19 или 22 г. и продолжались еще очень долго. Согласно Евангелиям, когда в храме проповедовал Иисус, строительство продолжалось уже 46 лет. И фактически уже через 6 лет после окончания масштабных строительных работ в 64 г. Второй храм был разрушен римлянами при подавлении антиримского восстания (Первая Иудейская война 63-70 гг.). Разрушение Иерусалима и сожжение храма положило начало рассеянию евреев по всему миру.
Храм Ирода тех времен, когда здесь проповедовал Иисус Христос (реконструкция конца XIX в.).
Город долгое время находился в руинах и запустении, пока в 130 г. император Адриан не повелел построить на развалинах Иерусалима римскую колонию Элия Капитолина по образцу римского военного лагеря. На месте храма Адриан приказал воздвигнуть святилище, посвященное Юпитеру, а там, где была Святая святых, воздвигли конную статую Адриана. Такого святотатства евреи не выдержали, и вспыхнула свирепая и затяжная война — новое еврейское восстание против Рима (Восстание Бар-Кохбы или Вторая Иудейская война, 132-136 гг.). Повстанцы удерживали город почти три года. Соорудили Скинию — временный храм, и возобновили жертвоприношения Единому Богу. После подавления восстания Скиния вновь была разрушена, а все иудеи изгнаны из города по указу Адриана.
План Храма Ирода.
Известно, что византийский император Юлиан Отступник (361-363 гг.), воцарившись в Константинополе, начал проводить политику веротерпимости, объявил о свободе отправления культа на подвластной ему территории и о возврате конфискованного имущества языческих храмов. Среди прочего Юлиан обнародовал свой план о восстановлении еврейского храма в Иерусалиме. Однако спустя месяце небольшим Юлиан погиб, и храм не был восстановлен. Тем не менее тема эта не закрыта: по иудейскому преданию, Иерусалимский храм когда-нибудь будет восстановлен и станет главным религиозным центром иудеев и всего мира.
Духовное наследие
Масонство
Ритуалы в масонстве относятся к Царю Соломону и строительству его Храма. Масонские здания, где встречаются ложи и их члены, иногда называют «храмами»; аллегорическая ссылка на Храм царя Соломона.
ислам
Храм в Иерусалиме упоминается в стихе 6 суры Аль-Исра в Коране словами «(Мы разрешается врагов) до …. ввести ваши жилища»; Комментаторы Корана, такие как Мухаммад ат-Тахир ибн Ашур, утверждают, что этот стих относится конкретно к Храму Соломона.
Каббала
Каббала рассматривает проект Храма Соломона , как представитель метафизического мира и нисходящую свет творца через сфирот от Древа Жизни . Уровни внешнего, внутреннего и священнического двора представляют три низших мира Каббалы. В Боаз и Яхин колонны у входа в храм представляют собой активные и пассивные элементы мира Ацилут . Первоначальная менора и ее семь ветвей представляют семь нижних сфирот Древа Жизни. Завеса Святая Святых и внутренняя часть храма представляют Завесу Бездны на Древе Жизни, за которой парит Шехина или Божественное Присутствие.
Популярная культура
Храм Соломона появляется в « Соломоне и Саве» (1959) и в романе « Копи царя Соломона» (1885). Он также появляется в видеоигре Assassin’s Creed, где главный герой Альтаир Ибн-Ла’Ахад имеет дело с Робертом де Сабле . Он также появляется в Assassin’s Creed Unity (2014), где рыцарь-тамплиер Жак де Моле сожжен и умирает.
Храм Соломона: причины разрушения
После исхода избранного Богом народа из Египта 12 колен Израиля жили как единое царство. При царе Соломоне оно достигло наивысшего расцвета, был построен Храм, объединяющий весь народ. Однако при царе Ровоаме, сыне царя Соломона, произошли внутренние конфликты между израильскими коленами. В результате единство народа и государства было нарушено. Образовалось два царства: Израильское (Северное) и Иудейское (Южное).
За развращение и ослабление веры жителей Иудейского царства ожидал Вавилонский плен, осквернение и разрушение главной святыни — Храма. В 586 году вавилонский царь Навуходоносор II полностью разрушил Иерусалимский Храм. После строительства нового Храма в Иерусалиме Святая Святых осталось пустым. Судьба Ковчега Завета до сих пор остается неизвестной. Божественное облако больше не покрывало Иерусалимский Храм.
Незадолго до этого Храм Соломона в Иерусалиме лишился присутствия Божия:
В восточной стороне Старого города Иерусалима находится Масличная (Елеонская) гора. Для христиан это особое место — здесь произошло Вознесение Иисуса Христа на небо в 40-й день после Воскресения из мертвых.
Так над Иерусалимским Храмом исполнилось пророчество Иеремии. Пророк говорил, что грехи людей способны превратить святыню в груду камней (Книга Иеремии, 3:16).
Иерусалимский Храм в христианстве
«В середине Храма видна высокая, большая и снизу выдолбленная скала, в которой находилось Святое Святых; туда Соломон поставил Ковчег Завета, содержащий манну и ветвь Аарона, которая там зацвела, зазеленела и произвела миндаль, туда же поместил он и обе Скрижали Завета; там Господь наш Иисус Христос, утомленный поношениями иудеев, обыкновенно отдыхал; там место, где ученики признали Его; там ангел Гавриил явился священнику Захарии, говоря: „зачни сына в старости своей“. Там же между храмом и алтарем был убит Захария, сын Варахии; там был обрезан младенец Иисус на восьмой день, и был назван Иисусом, что значит Спаситель; туда был принесен Господь Иисус родственниками и матерью Девою Мариею в день очищения её и встречен старцем Симеоном; там же, когда Иисус был двенадцати лет, нашли его сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их, как читаем в Евангелии; оттуда позже он выгнал волов, овец и голубей, говоря: „дом мой есть дом молитвы“ (Лк. 19:46); там сказал он иудеям: „разрушьте храм сей, и я в три дня воздвигну его“ (Ин. 2:19). Там на скале видны до сих пор следы Господа, когда он укрылся и вышел из храма, как сказано в Евангелии, чтобы иудеи не побили его камнями, которые схватили. Тут иудеи привели к Иисусу женщину, взятую в прелюбодеянии, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его».
— «Путешествие Зевульфа в Святую Землю 1102-1103 гг.»
Иерусалимский Храм и тамплиеры
«Поскольку они не имели ни церкви, ни постоянного прибежища, король дал им на время местожительство в южном крыле дворца, близ Храма Господня». «Храм Господень» — имеется в виду находившаяся на горе Сион мечеть Аль-Акса, где располагался дворец короля иерусалимского Балдуина Второго. Главная резиденция тамплиеров располагалась в южном его крыле. В дань памяти Храму, некогда стоявшему на этом месте, а также, возможно, чтобы отличать его от «Храма Господня», крестоносцы переименовали мечеть Купола над Скалой (Куббат-ас-Сахра) в Храм Соломона. Отсюда и название самого ордена: «Бедные рыцари Христа и Храма Соломона», в документах же 1124-25 гг. тамплиеры именуются проще — «рыцари Храма Соломона» или «рыцари Иерусалимского Храма». Да и само название «тамплиеры» произошло от «temple» — Храм.
Реконструкция Второго Храма (Christian van Adrichom, Köln, 1584)
В Талмуде
Седер Кодашим , пятый чин или раздел Мишны (составленный между 200–220 гг. Н. Э.), Предоставляет подробные описания и обсуждения религиозных законов, связанных с включая жертвоприношения , Храм и его обстановку, а также священников. кто выполнял обязанности и обряды его службы. Трактаты сделки порядка с жертвоприношениями животных, птиц и еды предложений , законов принося жертвы, такие , как грех и жертвы повинности , и законы присвоения священной собственности. Кроме того, приказ содержит описание Второго Храма ( трактат Миддот ), а также описание и правила ежедневного жертвоприношения в Храме ( трактат Тамид ).
В Вавилонском Талмуде во всех трактатах есть Гемара — раввинский комментарий и анализ — для всех глав; некоторые главы Тамида, и ни одной главы о Миддоте и Кинниме. В Иерусалимском Талмуде нет Гемары ни в одном из трактатов Кодашим.
Талмуд ( Йома 9б) описывает традиционные богословские причины разрушения: «Почему был разрушен первый Храм? Потому что в обществе свирепствовали три основных греха: идолопоклонство, распутство и убийство… И почему тогда был второй Храм — в котором общество было вовлечено в Тору, заповеди и добрые дела — уничтожено? Потому что в обществе свирепствовала беспричинная ненависть ».
Для чего был нужен храм
Этот храм стал особенным местом единения всего израильского народа, всех 12 колен (родов) Израиля. Он стал тем местом, где можно было, как бы мы сейчас сказали, соборно приносить жертвы Богу.
Каковы же были те основные духовные доминанты, вокруг которых выстраивался весь храмовый комплекс?
Скиния
Центральным местом храма в сакральном смысле была Святая святых, где находилась скиния Завета, та, с которой иудеи сорок лет путешествовали по пустыни после бегства из Египта. В этой скинии (греч. — шатер, палатка) находились скрижали (каменные плиты) Завета с десятью заповедями, которые Господь даровал Моисею на горе Синай. В Библии указано, что в особые моменты истории иудейского народа над скинией таинственно пребывала Слава Божия, которая являлась в виде облака — символа особого присутствия Господа. И вот именно эта скиния затем была перенесена в построенный храм Соломона.
Соломон царь, праведный, пророк. Купол пресбитерия. Центральный неф.; Италия. Венеция. Собор Святого Марка; XII в
Только первосвященник имел право входить во Святая святых — один раз в год, в праздник Йом-Киппур (один из самых важных в году: в этот день все иудеи соблюдают особенно строгий пост и молятся о прощении своих грехов). Это была комната кубической формы (10x10x10 метров), где не было окон и которая ничем не освещалась. Именно в этом месте Господь являлся первосвященнику для изъявления Своей воли израильскому народу. Сама скиния Завета стояла над местом, где лежал краеугольный камень — по преданию именно с него Господь начал творение мира. В настоящий момент здесь находится Купол над Скалой, одна из современных святынь ислама. Рядом со Святая святых находилось самое большое храмовое помещение — зал (Хейхал). В этом месте, где совершались основные храмовые службы, находился жертвенник, на котором воскуряли фимиам, столы предложения и золотая менора Моисея (семисвечник).
За этим центральным и самым важным местом начинался притвор (Улам) — в восточной части храма, который символически отделял сакральное от профанного, то есть святое от мирского. После притвора начинался внешний двор и целый ряд вспомогательных помещений, обустроенных для различных храмовых нужд.