Саул

Иродиады (династия Ирода) (37 до н. э. — 76 н. э.)

Столица до 6 н. э. — Иерусалим, затем — Кесария Палестинская

Иродиады — царская династия, правившая под покровительством Рима в Иудее или на части её территории в 37 до н. э. — 76 год н. э. Родоначальником династии Иродиадов был Ирод I, сын идумеянина Антипатра, ставшего в 47 году до н. э. правителем Иудеи. Ирод получил в 37 году до н. э. от римлян царский титул.

Имя в рус. традицииИмя в оригинале титул Годы жизни Длительность правления Комментарии
Антипатр ИдумеянинАнтипатр II прокуратор Иудеи ? — 43 до н. э.погиб 47—43 до н. э. был назначен Юлием Цезарем
Фазаил, сын Антипатра IIПецаэль тетрарх Самарии 75—40 до н. э.погиб 43—40 до н. э.
Ферор, сын Антипатра II тетрарх Переи 68—5 до н. э. 20—5 до н. э.
Ирод I, сын Антипатра IIХордус тетрарх Галилеи и Переицарь Иудеи, Идумеи и Переи 74—4 до н. э. 43—40 до н. э.40/37 — 4 до н. э. получил титул тетрарха от Марка Антония; в 40 году объявлен царём Иудеи в римском Сенате; в 37 захватил Иерусалим и стал царём Иудеи
Ирод Архелай, сын Ирода I этнарх Иудеи, Идумеи и Самарии 23 до н. э. — 18 н. э. 4 до н. э. — 6 н. э. был отправлен в ссылку в Галлию
6 н. э.: римская аннексия Иерусалима
Ирод Филипп II, сын Ирода I тетрарх Итуреи и других северо-восточных областей: Трахонеи, Батанеи, Гавланитиды, Панеады и Авранитиды (Южная Сирия) 20? до н. э. — 34 н. э. 4 до н. э. — 34 н. э.
Ирод Антипа, сын Ирода I тетрарх Галилеи и Переи 20 до н. э. — после 39 н. э. 4 до н. э. — 39 н. э. был отправлен в ссылку в Испанию императором Калигулой
Агриппа I, сын Аристобула, внук Ирода I тетрарх Трахонеи, Батанеи, Авранитиды и Абилены тетрарх Галилеи и Переицарь Иудеи и Самарии 10 до н. э. — 44 н. э. 37—44 39—44 41—44 стал преемником Ирода Филиппа, Ирода Антипы, а затем и всего царства Ирода Великого
Ирод II (Халкидский), сын АристобулаХордус Халкидон царь Халкиды 15 до н. э. — 48 н. э. 41—48
Агриппа II, сын Агриппы I царь Халкидыправитель Самарии царь Иудеи (Галилеи, Трахонеи, Батанеи и Авранитиды) 28—96 49—54 48—76 53—91 после разрушения Иудеи в 70 году сохранил власть на севере Израиля
70—395: Иудея — римская провинция
    • 395—619, 629—640: византийская провинция.
    • 619—629: персидское завоевание.
    • 640: арабское завоевание.

Деятельность Саула

Саул был не стандартным ближневосточным царём; он был в основном военным вождём. Кроме военных действий, ничего не сообщается о его деяниях на престоле. Он пробыл царём всего два года. Саул был небогатым монархом; не богаче, чем любой вождя племени. Его столица в Гиват-Биньямин, раскопанная археологами, выглядит просто укреплённой деревней. Нет упоминаний о существовании у Саула отдельного суда, дворца, гарема. Его правление более напоминает правление предшественников — судей, чем последовавших после него царей.

В некоторый момент своей жизни Саул заболел психически («нашёл на него бес от Бога»), и ему требовались сеансы успокоительной музыки, чтобы снять припадки. Этим занимался Давид, умевший хорошо играть на арфе (скрипке?) и петь.

Файл:Ernst Josephson. — David och Saul detail.jpg Давид играет для Саула (картина Эрнста Джозефсона).

На протяжении всего своего царствования Саул вел непрерывные войны с врагами Израиля — Моавом, Аммоном, Эдомом и другими, в особенности «была упорная война против филистимлян во все время Саулово» (I Сам. 14:52). В ходе этих войн Саул создал регулярные воинские формирования, руководимые опытными военачальниками, среди которых был его сын Ионатан. Ему удалось вытеснить филистимлян с центрального нагорья и ликвидировать угрозу со стороны амалекитян (I Сам 15).

Царство Саула включало уделы Иехуды и Эфраима, Галилею и области в Заиорданье. По всей видимости, он не пытался распространить свою власть за пределы территорий, населенных израильтянами. Он также не провел реформ, направленных на замену традиционного племенного руководства централизованным административным аппаратом, подчиненным царю.

История отношений Саула с Шмуэлем отражает трудности, связанные со становлением монархической власти. Согласно одной из традиций, вошедших в библейское повествование, трения между Саулом и Шмуэлем начались после того, как царь, собравший войско в Гилгале, чтобы вступить в бой с филистимлянами, сам принес жертвы Богу, не дождавшись прихода Шмуэля (I Сам. 13:8-14). По-видимому, Шмуэль увидел в этом покушение царя на священнические прерогативы; он объявил Саулу, что в наказание за поступок его царствование не будет долговечным. Окончательный разрыв произошел, когда Саул не выполнил указания Шмуэля — полностью истребить амалекитян (I Сам. 15:14-35; 28:18). Шмуэль бъявил, что Бог лишает Саула царского титула и выбрал новым царём Давида.

С появлением при царском дворе Давида Саул начал осознавать, что народ благоволит к Давиду (I Сам. 18:16), победы которого над филистимлянами вызвали зависть Саула, перешедшую в слепую ненависть, временами затемнявшую его рассудок, — в приступах безумного гнева он покушался на жизнь собственного сына Ионатана (I Сам. 20:33), казнил 85 священников вместе с их семьями в Нове (I Сам. 22:12-19). Подозрительность Саула заставляла его повсюду видеть заговор и побуждала его убить Давида (I Сам. 18:20-29; 19:1, 4-7, 9-10), хотя тот уже был его зятем. Он вынудил Давида бежать к врагу, чтобы получить там убежище.

Рембрандт.«Давид приносит Саулу голову Голиафа» Всё это время Саул продолжал вести войны с филистимлянами. Когда филистимские силы собрались в глубине израильской территории, в Изреельской долине, Саул выступил против них и разбил стан у подножия горы Гильбоа, по-видимому, возле Эйн-Харода (I Сам. 28:4; 29:1). Согласно I Сам. 28, он испытывал неуверенность перед битвой и нуждался в поддержке Шмуэля, к этому времени уже умершего. В нарушение религиозного запрета, он воспользовался помощью колдуньи-некромантки для вызова духа Шмуэля но получил от него только предсказание поражения и гибели. Возможно, этот эпизод — часть общей линии книги против царской власти и в защиту власти священников.

В сражении пали три сына Саула — Ионатан, Аминадав и Малки-Шуа. Окруженный филистимлянскими лучниками и израненный их стрелами, Саул бросился на свой меч (I Сам. 31:4).

Когда на следующий день филистимляне обнаружили среди павших израильтян тело Саула, они отсекли его голову «и послали по всей земле филистимской, чтобы возвестить о сем в капищах идолов своих и народу» (I Сам. 31:8-9). Оружие Саула было пожертвовано в храм Астарты, а его тело вывешено на стене Бейт-Шеана. Жители Явеш-Гил‘ада, помнившие, как Саул спас их от аммонитян, сняли тело со стены и похоронили в своем городе (I Сам. 31:10-13), откуда впоследствии кости Саула были перенесены в усыпальницу его отца в местности Цела, по-видимому, близ Гив‘ы (II Сам. 21:14).

Список королей

Библия описывает череду царей единого царства, а затем и разделенных королевств.

Дом Саула

Саул и Давид — Рембрандт

Согласно Библии, колена Израиля жили как конфедерация под руководством специальных харизматических лидеров, называемых судьями . Примерно в 1020 г. до н. Э. Под огромной угрозой со стороны иностранных народов племена объединились, чтобы сформировать первое Соединенное Королевство Израиля . Самуил помазал Саула из колена Вениамина первым царем.

  • Савл (1020–1000 гг. До н. Э.)
  • Иш- Босет (Эсбаал) (1000–991 гг. До н. Э.)

Дом Давида

Тель Дан стела со ссылкой на «Дом Давида»

  • Давид (ок. 1003–970 до н. Э.) — сделал Иерусалим столицей Израиля.
  • Адония (самозванец, ок. 970 г. до н. Э.)
  • Соломон (ок. 970–930 до н. Э.)
  • Ровоам (ок. 930–915 до н. Э.)

После трех лет правления Ровоама Соединенное Королевство Израиля было разделено на две части — северное царство Израильское под властью Иеровоама со столицей, сначала в Сихеме , затем в Пенуэле , Фирце и, наконец, в Самарии , и управлялось серией династий, начиная с Иеровоам; и южное царство Иудейское со столицей, все еще находящимся в Иерусалиме и управляемое Домом Давида . Под властью Езекии в Иудейском царстве Неоассирийская империя завоевала и разрушила северное царство в 722 г. до н.э., оставив только южное царство Иудейское .

Королевство Израильское (Самария)

Зимри

Тибни (самозванец)

Шаллум

Дом Давида (продолжение)

  • Авия (годы правления 915–912 до н . Э.)
  • Аса (годы правления 912–870 до н . Э.)
  • Иосафат (годы правления 870–849 до н . Э.)
  • Иорам (годы правления 849–842 до н . Э.)
  • Охозия (годы правления 842–840 до н . Э.)

Дом Давида (восстановлен)

  • Иоас (годы правления 836–796 до н . Э.)
  • Амасия (годы правления 796–767 до н . Э.)
  • Озия (годы правления 767–750 до н . Э.)
  • Иоафам (годы правления 750–735 до н . Э.)
  • Ахаз (годы правления 735–716 до н . Э.)
  • Езекия ( т. 729/716 — 697/687 до н.э.)
  • Манассия ( т. 697 / 687-643 до н.э.)
  • Амон (годы правления 643–640 до н . Э.)
  • Иосия (годы правления 640–609 до н . Э.)
  • Иоахаз ( ок. 609 г. до н . Э.)
  • Иоаким (годы правления 609–598 до н . Э.)
  • Иехония ( род . 9 декабря 598 г. — 15 марта 597 г. до н. Э.)
  • Седекия (годы правления 597–586 до н . Э.)

Династия Хасмонеев

Потомки Маттафия

  • Аристобул I (годы правления 104–103 до н . Э.)
  • Александр Янней (годы правления 103–76 до н . Э.)
  • Саломея Александра (королева, годы правления 76–67 до н . Э.)
  • Аристобул II (годы правления 67–63 до н . Э.)
  • Гиркан II (годы правления 63–40 до н . Э.)
  • Антигон II ( т. 40-37 до н.э.)
  • Ирод Великий (годы правления 37–4 до н . Э.)
  • Ирод Агриппа (годы правления 41–44 г. н . Э.)

Таблица на королей

В этой таблице описаны короли, их родители, возраст, в котором они жили, пророки, оказавшие на них влияние, и императоры, с которыми они столкнулись в битвах.

Давид и Голиаф

Битва Давида и Голиафа произошла в долине Эла. Когда пришел Давид, он сразу вызвался сразиться с непобедимым Голиафом, его хотели вооружить, дать меч, щит, но он сказал, что не привык ко всему этому. Он пошел в долину и просто набрал несколько камней для своей пращи.

Микеланджело запечатлел ветхозаветного героя именно в этот момент. Его знаменитая статуя «Давид» изображает юношу с пращой, перекинутой через плечо за секунду до победного броска. Что сделал Давид, он не стал ждать, а сразу же запустил пращей, эти камни и попали Голиафу прямо в лоб, тот упал, а Давид быстро подбежал, выхватил меч у Голиафа и отрубил ему голову. Он сыграл на опережение и, тем самым, победил вооруженного до зубов Голиафа.

Давид — мраморная статуя работы Микеланджело

С самого начала он берет оружие не воина, а пастуха, которым защищает свое стадо, раньше он защищал это стадо от хищников, теперь он защищает народ Израиля от врага. Кто это, как не мессия? И царь Саул это прекрасно понимает.

Впавшему в немилость Давиду приходится бежать от репрессии и даже ненадолго стать политэмигрантом, он скрывается от царя Саула на вражеской территории у филистимлян.

Вокруг Давида собирается отряд огорченных душой, как называет их Библия, люди, отвергнутые обществом. Какое-то время будущий царь прячется среди филистимлян и даже поступает на службу к ним.

Царь Саул

В традиции еврейского народа не было царской власти. Они вели кочевой образ жизни и испокон веку управлялись патриархами, старейшинами, судьями… Еще со времен Моисея в Иудее строилась теократическая система управления: народ — старейшины — судьи — первосвященник (иногда рядом с ним пророк) — Бог. И это оправдывало себя в тех условиях. Однако переход к оседлой жизни, опыт общения с соседними народами (ханаанеянами, филистимлянами…), корыстолюбие и неспособность правящей верхушки защитить народ от внешней экспансии тех же соседей привели к тому, что народ потребовал себе царя, обратившись с требованием о назначении царя к высшему авторитету того времени пророку Самуилу. Самуил, понимая, что новый вид правления угрожает будущей власти его сыновей, сопротивлялся этому решению, но в итоге все-таки сделал выбор в пользу юноши Саула, сына Киса из рода знатного с добрым именем из малочисленного колена Веньяминова. Вначале Самуил тайно помазал его на царствие, а потом через некоторое время перед народом на помазанника выпал жребий. Так излагает историю избрания Саула Иосиф Флавий.

Правил Саул примерно 20 лет и первое время своего царствования поступал по воле Божьей, показывая себя достойным правителем. Многими победами над врагами он приобрёл себе любовь народа. Поначалу он отказывался от почестей и в мирное время сам пахал на своём поле (1Цар. 11:4). Со временем Саул перестал исполнять повеления Божии, став самонадеянным, и Дух Божий оставил его. Понимая это, он впал в депрессию, и ничто его не радовало. Тайно на царствие был помазан Самуилом приближенный к царю Давид, разгонявший хандру царя искусной игрой на арфе.

В Гелвуйской битве пали три сына Саула. Окружённый вражескими лучниками и израненный их стрелами, Саул бросился на свой меч (1Цар. 31:4).


Давид играет на арфе перед Саулом. Александр Андреевич Иванов. 1831 г. Бумага, наклеенная на бумагу и на картон, масло. 8,5 х 13,5. На библейский сюжет. Эскиз неосуществлённой картины. Поступила в 1926 г. из Румянцевского музея (дар С. А. Иванова в 1877 г.). Инв.№ 7990. Государственная Третьяковская галерея https://www.tez-rus.net/ViewGood18360.html

Аэндорская волшебница вызывает тень пророка Самуила. Дмитрий Никифорович Мартынов (1826-1889). 1857 г. Ульяновский художественный музей

Рассказ об Аэндорской волшебнице содержится в Первой книге Царств (глава 28). В ней повествуется, как после смерти пророка Самуила войска филистимлян собрались на войну с Израилем. Царь Израиля Саул попытался вопросить Бога об исходе битвы, „но Господь не отвечал ему ни во сне, ни чрез урим, ни чрез пророков“ (1Цар.28:6). Тогда он приказал слугам — „сыщите мне женщину волшебницу, и я пойду к ней и спрошу её“. Слуги нашли женщину-волшебницу в Аэндоре и Саул, сменив царские одежды на простые, взял с собой двух человек и ночью отправился к ней.

„И сказал ей : прошу тебя, поворожи мне и выведи мне, о ком я скажу тебе. Но женщина отвечала ему: ты знаешь, что сделал Саул, как выгнал он из страны волшебников и гадателей; для чего же ты расставляешь сеть душе моей на погибель мне? И поклялся ей Саул Господом, говоря: жив Господь! не будет тебе беды за это дело. Тогда женщина спросила: кого же вывесть тебе? И отвечал он: Самуила выведи мне. И увидела женщина Самуила и громко вскрикнула; и обратилась женщина к Саулу, говоря: зачем ты обманул меня? ты — Саул. И сказал ей царь: не бойся; что ты видишь? И отвечала женщина: вижу как бы бога, выходящего из земли. Какой он видом? — спросил у неё . Она сказала: выходит из земли муж престарелый, одетый в длинную одежду. Тогда узнал Саул, что это Самуил, и пал лицем на землю и поклонился. (1Цар.28:8-14)“

Саул спросил Самуила о том, как поступить ему в войне с филистимлянами, на что получил ответ — „для чего же ты спрашиваешь меня, когда Господь отступил от тебя и сделался врагом твоим? Господь сделает то, что говорил чрез меня; отнимет Господь царство из рук твоих и отдаст его ближнему твоему, Давиду“. (1Цар.28:16-17). Далее Самуил предрёк, что „завтра ты и сыны твои со мною“. Саул испугался и пал на землю. Волшебница подошла к нему, предложила хлеба, после уговоров царь согласился и женщина заколола ему телёнка, испекла опресноки. Поев, Саул удалился.

На следующий день в битве сыновья Саула — Ионафан, Аминадав и Малхисуа были убиты, а сам царь покончил с собой (1Цар.31:15). Первая книга Паралипоменон сообщает, что „умер Саул за свое беззаконие, которое он сделал пред Господом, за то, что не соблюл слова Господня и обратился к волшебнице с вопросом“ (1Пар.10:13).

Аэндорская волшебница вызывает тень Самуила (Саул у Аэндорской волшебницы). Николай Николаевич Ге. 1856 г. Холст, масло. 288×341. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Короли Южной Империи

Курсив: приблизительные даты

Книга царей очень заинтересована в представлении о преемственности потомков Давида на престоле в Иерусалиме. Вероятно, это не исторический факт. Следующие правители Иудеи сомневаются в том, были ли они на самом деле Давидидами: Иорам, Охозия, Аталия, Иоас и, возможно, Амасия и Азария.

Герц (2019) Возмущение (2018) Ганневег (1989) Библейское имя Замечания
-910 926-910 926-909 Рехавоам
910-908 910-908 909-907 Abija
908-868 908-868 907-867 Как
868-852 / 847 868-847 867-850 Йошафат
852 / 847-843 / 842 852-847 ( СО- регентства ) 847-845
850-845 Иорам
843/842 845 845 Охозия
843 / 842-838 / 837 845-840 845-839 Аталя
838 / 837-799 840-801 839-800 Joasch Иоаш проводил ремонт в Иерусалимском храме после 2 Царств 12. Предполагаемое внебиблейское подтверждение этому, так называемая надпись Иоаша , появившаяся в 2003 году , оказалась подделкой.
799-771 802 / 801-773 800-786 Амазия
785 / 771-734 787-773 (совместное регентство ) 773-736
786-746 Азария (Узия)
757-742 756-741 (совместное спонсорство) 756-741 Йотам
742 / 734-723 741-736 (совместное управление) 736-725 742-725 Ахаз Подчинение ассирийскому правлению. Это первый случай, когда название Иудейского царства записано вне Библии.
723-695 725-697 725-696 Езекия Надпись Шилоаха : Строительство туннеля для снабжения Иерусалима водой.

Смерть Саргона II в 705 году привела к восстаниям.

Сеннахириб 701 карательная экспедиция (покорение Лахиса ).

694-640 696-642 696-641 Манассия
640 / 639-638 641-640 641-639 Амон
638-609 / 608 639-609 639-608 Иосия (Иосия)
609/608 609 608 Иоахаз
609 / 608-598 / 597 608-598 608-598 Иоаким 605 Битва при Кархемише .
598/597 598/597 598 Jojachin Завоевание Иерусалима 597 .
598 / 597-587 / 586 598 / 597-587 / 586 597-586 Седекия Завоевание Иерусалима летом 587/586 .
587 / 586-582 Гедалия ? Вавилонский правитель в провинции Иуда .

Царь Давид

Давид — второй царь Израиля, младший сын Иессея. Царствовал 40 лет (ок. 1005 — 965 до н. э., по традиционной еврейской хронологии ок. 876 — 836 до н. э.: семь лет и шесть месяцев был царём Иудеи (со столицей в Хевроне), затем 33 года — царём объединенного царства Израиля и Иудеи (со столицей в Иерусалиме). Образ Давида является образом идеального властителя, из рода которого (по мужской линии), согласно иудейским библейским пророчествам, выйдет Мессия, что уже осуществилось, согласно христианскому Новому Завету, где подробно описано происхождение Мессии — Иисуса Христа от царя Давида. Историчность царя Давида является предметом дискуссии историков и археологов.

Древо Иессея. Марк Шагал. 1975 г. Холст, масло. 130×81 см. Частная коллекция

***

Давид и Голиаф. И. Е. Репин. 1915 г. Бумага на картоне, акварель, бронзовый порошок. 22х35. Тверская областная картинная галерея

Призванный к царю Саулу, Давид игрой на кинноре отгонял злого духа, мучившего царя за его отступничество от Бога. После того как Давид, пришедший в израильское войско навестить своих братьев, принял вызов великана-филистимлянина Голиафа и сразил его пращой, обеспечив тем самым победу израильтянам, Саул окончательно взял его ко двору (1Цар. 16:14 — 18:2).


Вирсавия. Карл Павлович Брюллов. 1832 г. Не оконченная картина. Холст, масло. 173х125,5. Поступила в 1925 г. из Румянцевского музея (собрание К. Т. Солдатенкова). Инв.№ 5052. Государственная Третьяковская галерея, Москва https://www.tanais.info/art/brulloff6more.html

Вирсавия. К.П. Брюллов. 1830-е (?). Холст, масло. 87,5 х 61,5. Вариант одноименной картины 1832 из собрания ГТГ Вторая книга Царств, 11, 2-4 Слева, на кране, подпись: К. П. Брюлло. Поступила в 1907 от А. А. Козловой (Санкт-Петербург). Инв.№ Ж-5083. Государственный Русский музей https://www.tez-rus.net/ViewGood36729.html

Примерно в 1832 году Карл Брюллов создал полотно, явившееся своеобразным итогом его многолетних творческих исканий в мифологической и жанровой живописи. Замыслив картину «Вирсавия», он самозабвенно начинает над ней работать в течение четырех лет. Автора переполняло желание изобразить обнаженное человеческое тело в лучах заходящего солнца. Пронизывающая картину тонкая игра света и тени, воздушность окружающей фигуру среды, не помешали автору придать силуэту четкость и скульптурную объемность. В картине «Вирсавия» Брюллов искусно изображает чувственную эротику, откровенно по-мужски любуясь каждой складочкой на стройном теле и каждой прядью распушенных густых волос. Для того, чтобы усилить впечатление, мастер применил эффектный цветовой контраст. Мы видим, как белизну матовой кожи Вирсавии оттеняет смуглая темная кожа служанки-эфиопки, нежно прильнувшей к своей госпоже.

В основу картины лег сюжет из Ветхого завета. В Библии «Вирсавия» описывается, как женщина редкостной красоты. Гуляя по крыше своего дворца, царь Давид увидел внизу девушку, которая обнажилась и уже готова была войти в воды мраморной купальни. Пораженный неповторимой красотой Вирсавии, царь Давид испытал страсть. Муж Вирсавии в это время находился далеко от дома, служа в армии царя Давида. Не пытаясь соблазнить царя, Вирсавия все же явилась по его приказу во дворец и после их отношений Вирсавия забеременела. Царь Давид отдал командиру армии распоряжение, в котором приказал ее мужа направить в самое горячее место, где бы его убили. В итоге так и произошло, после чего царь Давид женился на Вирсавии. Появившись на свет, их первый ребенок прожил всего несколько дней. Давид долго горевал и раскаивался в содеянном. Несмотря на свое высокое положение и статус самой любимой жены Давида, Вирсавия вела себя очень скромно и достойно. Между тем, в Библии говорится о том, что она имела большое влияние на царя, это доказывает и тот факт, что она убедила правителя назначить своего старшего сына Соломона царем. После того, как за престол царя Давида началась ожесточенная борьба между его сыновьями, она всячески содействовала разоблачению четвертого сына Давида Адония, который стремился сместить отца с престола. У Вирсавии было два сына Соломон и Нафан. Всю свою жизнь она любила и была предана царю Давиду, став прекрасной женой и хорошей матерью. аrt-on-web.ru

Давид и Вирсавия. Марк Шагал. Париж, 1960. Литография, бумага. 35,8×26,5


Песня Песней Марк Шагал Музей Марка Шагала, Ницца

***


Царь Давид. Марк Шагал. 1962–63 г. Холст, масло. 179.8×98. Частная коллекция

Царь Давид. В.Л. Боровиковский. 1785 г. Холст, масло. 63,5 х 49,5. Слева внизу дата и подпись: 1785 года писалъ Владимiръ Боровиковскiй. Поступила: 1951 из собрания Р.С. Беленькой. Инв.№ Ж-5864 Государственный Русский музей https://www.tez-rus.net:8888/ViewGood34367.html

Состояние израильского общества во времена Саула

На основании книги I Сам. можно заключить, что во времена Саула еще не сложилась упорядоченная административная система. Энергия Саула была преимущественно направлена на консолидацию монархии. По всей видимости, значительную часть нарождавшейся администрации составляли члены семьи Саула.

Так, его сын Ионатан стоял во главе одного из контингентов постоянной армии, Авнер бен Нер, также родственник Саула, был главой царской армии; большинство военачальников составляли члены колена Биньямин, получавшие от царя земельные наделы и виноградники. Во времена Саула племенная организация еще не прекратила своего существования — Саул считался главой колен Израилевых, а монархические институты, подобные существовавшим в других странах древнего Ближнего Востока, еще не сформировались.

Символом царской власти Саула было, по-видимому, его копье, а также, возможно, венец и браслет (II Сам. 1:10). При Сауле впервые была создана постоянная армия, насчитывавшая 3000 (I Сам. 13:1-2), но при этом продолжали существовать племенные ополчения, составлявшие основную массу войск, мобилизуемую по царскому приказу.

Воцарение Саула положило начало многовековому конфликту между властью священников и царей. С точки зрения священников, появление царя — это отказ от прямой власти Бога над народом. Ещё незадолго до этого, когда Гидеону предложили стать царём, он ответил, что у народа нет иного царя, кроме Бога. С этого момента началась так называемая «пророческая революция» — постоянная критика пророками решений царей. Другим следствием стала централизация культа, до того не требовавшаяся. Со времён царя Шломо единственным законным местом, где можно приносить жертвы, стал Храм в Иерусалиме (хотя другие святилища продолжали действовать ещё века).

Антимонархическая тенденция книги Шмуэля I и сравнение деятельности Саула с деятельностью его преемника — Давида создаёт впечатление сплошной неудачи. Но его военные достижения были велики. Не решив полностью проблему конфликта с филистимлянами, он вывел Израиль из подчинения им и остановил их продвижение в глубь страны. Лучше всех это понимал Давид, который сложил про него песню, начинающуюся словами «слава твой, Израиль, убита на высотах твоих! Как пали сильные!».

Избранные записи

Дискография Саула
Год В ролях: Саул, Мераб, Михал, Ионафан, Давид, Призрак Самуила, Эндорская ведьма Дирижер, оркестр и хор Этикетка
1973 Дональд Макинтайр , Маргарет Прайс , Шейла Армстронг , Райленд Дэвис , Джеймс Боуман , Стаффорд Дин Джон Уинфилд Чарльз Маккеррас , Английский камерный оркестр , Фестивальный хор Лидса CD: Архив 0289 447 6962 3 ДОБАВИТЬ AX3
1981 г. Томас Аллен , Салли Берджесс , Маргарет Маршалл , Роберт Тир , Пол Эссвуд , Мэттью Бест, Мартин Хилл Филип Леджер , Английский камерный оркестр , Хор Королевского колледжа, Кембридж CD: Девственница 7243 5 62118 2 7
1985 г. Дитрих Фишер-Дискау , Джулия Варади , Элизабет Гейл, Энтони Рольф-Джонсон , Пол Эссвуд, Маттиас Хёлле , Гельмут Вильдхабер Николаус Харнонкур , Concentus Musicus Wien , Konzertvereinigung Wiener Staatsopernchor, живая запись с концерта Компакт-диск: Das Alte Werk 2564 686983
1989 г. Алистер Майлз, Донна Браун , Линн Доусон , Джон Марк Эйнсли , Дерек Ли Рэйгин , Ричард Сэвидж, Филлип Сэлмон Джон Элиот Гардинер , солисты английского барокко , Хор Монтеверди CD: Филипс 000942802
1997 г. Грегори Рейнхарт, Симона Кермес , Василийка Джезовсек, Джон Элвес , Матиас Кох, Михаил Шеломянскис, Йоханнес Калперс Питер Нойман, Collegium Cartusianum, Kölner Kammerchor CD: MDG 332 0801-2
2004 г. Нил Дэвис, Нэнси Арджента , Сьюзан Гриттон , Марк Падмор , Андреас Шолль , Пол Агнью , Ангус Смит Пол МакКриш , Gabrieli Players, Gabrieli Consort Архив 0289 474 5102
2012 г. Гарри Кристоферс , The Sixteen The Sixteen Chorus Компакт-диск: Coro COR16103
2020 г. Маркус Брюк, Софи Беван , Мэри Беван. Бенджамин Хюлетт, Эрик Юренас, Рафаэль Хён, Рафаэль Хён Лоуренс Каммингс , Festspiel Orchester Göttingen, NDR Chor Компакт-диск: Accent ACC26414

Мудрость царя Соломона [↑]

Соломону ставится в особую заслугу то, что во сне он просил только о даровании ему мудрости (Псикта рабати, 14). Соломон считался олицетворением мудрости, так что сложилась поговорка: «Видящий Соломона во сне может надеяться стать мудрым» (Брахот 57 б). Он понимал язык зверей и птиц. Творя суд, он не нуждался в допросе свидетелей, так как уже при одном взгляде на тяжущихся узнавал, кто из них прав и кто виноват. Песнь Песней, Мишлей и Коэлет царь Соломон написал под влиянием руах а-кодеш (Макот, 23 б, Шир а-ширим Рабба,1. с.). Мудрость Соломона проявлялась и в постоянном стремлении распространить Тору в Стране, для чего он строил синагоги и школы. При всём том Соломон не отличался надменностью и, когда нужно было определить високосный год, он приглашал к себе семь учёных старцев, в присутствии которых хранил молчание (Шмот Рабба, 15, 20). Таков взгляд на Соломона амораев, мудрецов Талмуда. Таннаи же, мудрецы Мишны, за исключением р. Йосе бен Халафта, изображают Соломона в менее привлекательном свете. Соломон, говорят они, имея много жён и постоянно увеличивая количество лошадей и сокровищ, нарушил запрет Торы (Дварим 17, 16-17, ср. с Млахим I, 10, 26—11, 13). Он слишком уж полагался на свою мудрость, когда решил спор двух женщин о ребёнке без свидетельских показаний, за что получил порицание от бат-коль. Книга Коэлет, по мнению некоторых мудрецов, лишена святости и является «лишь мудростью Соломона» (В. Талмуд, Рош а-Шана 21 б; Шмот Рабба 6, 1; Мегила 7а).

Синопсис

Триумф Давида — Николя Пуссен

Либретто свободно адаптировано из Первой книги Самуила, главы 16–31 , с дополнительным материалом из эпической поэмы Авраама Коули « Давидеи » . В печатном либретто Саула 1738 года Давидеи названы источником пренебрежительного отношения к Давиду со стороны принцессы Мераб.

Акт 1

Саул пытается убить Давида , Юлиус Шнорр фон Карольсфельд

Израильтяне возносят свой голос в величественном благодарении Богу за молодого воина Давида, убившего филистимского гиганта Голиафа . При дворе царя Саула, когда-то самого могущественного воина, весь народ прославляет героя Давида. Сын Саула, Ионафан клянется в вечной преданности Давиду, но две дочери Саула испытывают противоположные эмоции: Михал влюблен в Давида, но Мераб испытывает к нему презрение как к социальному неполноценному человеку, и это чувство только усиливается, когда Саул предлагает ее замуж за Давида. Группа молодых израильтянок воздает должное Давиду. Царь Саул в ярости из-за того, как восхваляют Давида. Не в силах сдержать гнев, он приказывает Ионафану убить Давида.

Акт 2

Эндорская ведьма (Мартынов)

Народ Израиля задумывается о разрушительной силе зависти. Ионафан умоляет Саула о деле Давида, который, кажется, уступает. Саул просит Ионафана вернуть Давида в суд и обещает, что Михал станет невестой Давида, хотя Саул ожидает смерти Давида в битве. Давид и Михал выражают свою взаимную любовь, но Давид сообщает, что гнев Саула не уменьшился и что Саул в отчаянии метнул копье рядом с его головой. Саул снова вызывает Давида в суд, поскольку и Михал, и Мераб выражают свою веру в то, что Бог защитит Давида. Ионафан пытается объяснить Саулу, почему Давид не ответил на его призыв. Саул злится на Давида и Ионафана.

Акт 3

В отчаянии, хотя и осознавая, что это незаконно, Саул просит Эндорскую ведьму воскресить призрак пророка Самуила. На вопрос о совете призрак Самуила напоминает Саулу, что он однажды предсказал свое падение за то, что пощадил царя амаликитян, которого Самуил приказал убить. Он предсказывает, что Давид унаследует царство Израильское, когда Саул и его сыновья погибнут в битве на следующий день. Давид узнает от амаликитянина о гибели Саула и Ионафана от рук амаликитян, и Давид приказывает убить амаликитянина. После похоронного марша по погибшим израильтянам Мераб, Давид и Михал по очереди выражают свое сожаление, особенно в связи с потерей Ионафана. Первосвященник предсказывает, что Давид одержит будущие победы, и израильтяне убеждают его восстановить свое царство.

Эпоха Второго Храма

В 3390 году (371 г. до н.э.) группа евреев вернулась, чтобы снова жить в Йеуде. Одним из лидеров этой группы переселенцев был Зерубавель, потомок царского дома Давида, и тогда постепенно началось строительство Второго Храма.

Однако его великолепие уступало Первому Храму. Евреями в это время часто правили цари-чужеземцы и их доверенные лица, которые не имели отношения к роду Давида, а потому не могли считаться законными царями Израиля.

На этом фоне особо следует выделить семью Хашмонаев, которая победила греков в событиях, связанных с чудом Хануки, произошедших в 3622 году (139 до н.э.). После этого они на какое-то время заняли трон Иудеи, несмотря на то, что были священниками, потомками Аарона.

Их недолгое правление было прервано в 3725 году (36 г. до н.э.), когда Ирод, идумиянин, убил царя Хашмонаев Антигона и занял трон сам. Его правление было очень жестоким, сопровождавшимся убийством любого, кого Ирод подозревал в проявлении неверности, в том числе, очень многих мудрецов Торы. В момент раскаяния Ирод решил увеличить Храмовую гору и взялся за реконструкцию Второго Храма, создав настолько величественное здание, что о нем было сказано: «Тот, кто не видел храма Ирода, никогда не видел по-настоящему красивого здания во все свои дни». Оставшаяся часть стены, построенной Иродом, необходимая для поддержки увеличившейся в размерах горы, до сих пор стоит в Иерусалиме и в наше время называется Западной Стеной.

А где же были потомки Давида? Они все еще находились там, со всеми. Но вместо того, чтобы бороться за престол, где они были бы признаны правителями других земель, многие из них стали духовными лидерами своего народа. Например, можно вспомнить Гилеля Старшего, чья школа Торы сформировала облик иудаизма, и его потомка, рабби Йеуду ха-Наси, который возглавлял Сангедрин (центральный Верховный суд еврейского права) и принимал участие в составлении Мишны. Именно лидерство этих великих людей и других мудрецов помогло еврейскому народу пережить смутный период последних лет Второго Храма и последствия его разрушения римлянами в 70 году нашей эры.

Избери для нас Царя

Сломленные потерей власти израильтяне
взмолились Самуилу избрать для них нового царя. Они желали снова обрести силу под
руководством достойного правителя. Самуила настораживали их клятвы и обещания.
Он опасался, что их потемневшие сердца не позволят им сражаться во имя Господа.
Мудрый Самуил молил Бога указать на достойного стать царем Израиля. Всевышний избрал
Саула (в Исламе — Талута), сообщив пророку Самуилу, что Он признает этого
благочестивого человека.  

Саул, высокий юноша крепкого телосложения,
занимался фермерством со своим отцом. Однажды от стада отбились несколько ослов.
Саул со слугой отправились на их поиски. Поиск привел их в город пророка
Самуила. По просьбе слуги Саул пришел к пророку за советом по поводу пропавших
животных. Самуил тотчас узнал в нем будущего правителя. Он уверил юношу, что потерянные
ослы уже возвращены отцу, а затем сообщил о воле Господа сделать Саула царем
сынов Израиля.

По мнению изумленного Саул он не заслужил
чести быть царем, так как происходил  из племени Вениамина – крайне незначительного,
которое многие израильтяне считали недостойным подобного величия. Но теперь это
не имело ни малейшего значения, ведь Сам Господь указал на Саула. Пророк Самуил
представил его израильтянам со словами: «Аллах назначил вам царем Талута
(Саула)»
(Коран 2:247).

Израильтяне принялись жаловаться. Они сами
молили Бога о милости и избавлении от притеснений, а стоило Всевышнему явить
Свою волю, как они воспротивились и презрительно отвечали благочестивому,
набожному юноше и благородному пророку. Они сказали: «Как он может стать
нашим царем, если мы более достойны править, чем он, и он лишен достатка в
имуществе?»
(Коран 2:247).

И вновь мрак овладел сердцами израильтян. Их
волновали богатство и статус, а не благочестие. Они смогли найти недостаток даже
в выборе Господа. Невзирая на его бедность и низкое положение, Господь благословил
Саула знанием. Самуил сказал народу: «Аллах предпочел его вам и щедро одарил
его знаниями и статью. Аллах дарует Свое царство, кому пожелает. Аллах —
Объемлющий, Знающий»
(Коран 2:247). Но израильтяне продолжали возмущаться
и настаивали на знамении и доказательстве от Бога, что Саул достоин быть царем.

По Своей безграничной милости, Всевышний
ответил на просьбу израильтян. Он приказал ангелам вернуть им Ковчег Завета. 

«Их пророк сказал им: «Знамением его царствия
станет то, что к вам явится сундук с умиротворением от вашего Господа. В нем
будет то, что осталось после семьи Мусы (Моисея) и семьи Харуна (Аарона). Его
принесут ангелы. Это будет знамением для вас, если только вы являетесь
верующими» (Коран 2:248).

Саул официально был признан Царем. Он
собрал войско, чтобы вернуть отнятые врагами земли. По настоянию Саула, в армию
брали только храбрых и богобоязненных мужчин. Саул хотел командовать
храбрецами, чьи сердца полны любовью и преданностью только одному истинному
Богу.

Примечания

(http://www.fordham.edu/halsall/ancient/asbook06.html#The%20National%20Monarchy)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector