Давид, ависага, урия
Содержание:
Рождение Шломо [↑]
Когда время траура истекло, царь вернулся к Батшеве, и она вновь зачала (там же 12:24
).
Батшева опасалась, что другие дети царя станут позорить ее будущего ребенка из-за сомнительного начала ее связи с Давидом. Но царь ее успокоил: «Первый же сын, который родится у тебя от меня, станет после меня царем» — и он поклялся ей в этом (Радак
).
И все же, несмотря на формальную оправданность поступков Давида, история с Батшевой породила во многих людях ощущение пренебрежения Б-жественными заповедями. Сначала об этом говорили за спиной царя, а затем — и ему в лицо. Однажды, когда в доме учения изучали законы казней по приговору суда, у Давида с вызовом спросили: «Какая казнь полагается тому, кто вошел к чужой жене?» «Его казнят удушением, — ответил царь, — но у него сохраняется удел в Грядущем мире. А у того, кто публично позорит своего ближнего, нет удела в Грядущем мире» (Бава меция 59а; Санхедрин 107а
).
«Г-споди, не смолчи им! — просил Давид в молитве. — Они говорят, что видели то, что не могли видеть, и нет у меня доказательств против них, кроме Тебя, — ведь Ты знаешь правду. …Не отдаляйся от меня, сразись за меня, и все увидят, что правда — со мной» (Теилим 35:22
).
В те дни Давид был окружен стеной недоброжелательности и осуждения. «Я — червь, а не человек, презираем людьми и опозорен в народе, — писал он в псалме. — Каждый видящий меня измывается надо мной: разевают рты, покачивают головой» (Теилим 22:7-8
).
Распределение
- Грегори Пек (VF: Жан Дэви ) : король Давид
- Сьюзан Хейворд (VF: Клэр Гиберт ) : Батшеба
- Рэймонд Мэсси ( VF : Морис Пьерра ) : пророк Натан
- Кирон Мур ( VF : Жак Боши ) : Урия Хеттеянин
- Джеймс Робертсон Джастис ( VF : Пьер Морен ) : Абишай
- Джейн Медоуз : Михал
- Джон Саттон : Ира
- Деннис Хоуи ( VF : Жак Берлиоз ) : Иоаб
- Фрэнсис X. Бушмен ( VF : Жан Тулу ) : король Саул
- Пол Ньюлан ( выходит ) ( VF : Жак Берлиоз ) : Самуэль
- Холмс Герберт ( VF : Ричард Франкер ) : Джесси , отец Дэвида
- Вальтер Талун : Голиаф
- Гвен Вердон : танцовщица
- Ламсденский заяц : старый пастух
- Джордж Зукко ( VF : Раймонд Роньони ) : посол Египта
- Шон МакКлори (в титрах): помощник царя Давида
Красивая легенда
Имя Вирсавия, значение, происхождение которого рассматривается в этой статье, носила одна легендарная красавица Израиля. В нее, супругу простого солдата Урия, влюбился могущественный царь Давид. Он случайно заметил девушку, когда та плескалась в водоеме вблизи дворца. Царь был пленен красотой Вирсавии, поэтому она стала его любовницей.
Когда Давид узнал о беременности своей избранницы, он повелел своему военачальнику избавиться от ее мужа. Решено было, что несчастный погибнет в сражении. В строю ему было выделено самое опасное место, шансов пережить бой у солдата не было. Другим воинам, участвующим в бою на стороне Давида, было строго-настрого запрещено оказывать ему помощь.
Урия, как и задумывалось, пал в битве, однако Бог был возмущен таким вероломством со стороны царя. Ведь он безжалостно убил того, кто служил ему верой и правдой, сражался за его дело. Вскоре божественная кара настигла Давида и он был вынужден вымаливать прощение. Первенец, произведенный на свет Вирсавией, не выжил. Зато ее второй сын сумел войти в историю под именем царя Соломона. Наследник Вирсавии и Давида остался в памяти народа Израиля как мудрый и справедливый правитель.
Критический комментарий
Вирсавия с посланником Давида, как царь наблюдает с крыши , 1562 Ян Массис
Единственные вставки, которые касаются истории Вирсавии, — это некоторые стихи в начале двенадцатой главы, которые усиливают моральный тон упрека Нафаном Давида. Согласно Карлу Будде, интерполированная часть — это 12: 7, 8 и 10–12; согласно Фридриху Швалли и Х.
Кеннет Э. Бейли интерпретирует этот отрывок с другой точки зрения: он говорит, что Иерусалим Давида был плотно упакован, а дом Вирсавии, возможно, находился всего в двадцати футах от крыши Давида; люди в древние времена были исключительно скромны в своих телах, поэтому он предполагает, что Вирсавия показывала себя намеренно, так что вместо того, чтобы быть невинной жертвой, на самом деле именно она соблазнила Давида, чтобы избавиться от Урии и переехать к царю Давиду. .
[править] Биография
Была дочерью Элиама, сына Ахитофеля, или дочерью Аммиеля.
Была женой бойца Урии Хеттеянина.
Отличалась красотой.
Царь Давид, прогуливаясь на крыше своего дворца в Иерусалиме, увидел внизу купающуюся Вирсавию, и воспылал к ней страстью. Её муж, Урия Хеттеянин, находился в то время вдали от дома, на войне с Аммоном, шла война с аммонитянами, а он находился на службе в армии Давида.
Давид, узнав, что муж Вирсавии находится в действующей армии, временно взял её к себе, но, опасаясь последствий этого поступка, вызвал Урию из лагеря для каких-то поручений. Царь надеялся скрыть свою вину относительно Вирсавии и допустил Урию к жене с подарками от царского стола. Однако Урия, не желая, по-видимому, нарушить древнеизраильский обычай относительно поведения воинов во время действительной службы, предпочёл остаться с дворцовыми слугами. Чтобы окончательно отделаться от него, царь отдал приказание своему полководцу Иоабу поставить Урию в передние ряды войска с тем, чтобы он при первом же нападении врагов был убит. После смерти Урии Давид мог свободно сделать Вирсавию своей женой.
Согласно повествованию «книги Самуила», поступок Давида был противен Богу, который поэтому послал пророка Натана выразить ему порицание. Рассказав притчу о богаче, похитившем единственную овечку бедного соседа, и возбудив гнев царя против такого беззакония, пророк уподобил этот случай поступку Давида относительно Вирсавии. Царь сразу же сознался в своём грехе и выразил искреннее раскаяние.
Первого ребёнка Вирсавии от Давида постигла тяжёлая болезнь, и он вскоре умер; это царь принял как наказание.
Вирсавия скоро стала любимой женой Давида и при поддержке Натана сумела добиться того, что право престолонаследия перешло к её сыну Соломону.
При всём своём высоком положении самой возлюбленной из жён Давида Вирсавия заняла место в тени и вела себя достойным образом. Давид короновал Соломона, сына Вирсавии на царство. Вирсавия была мудрой женщиной и всегда надеялась на Бога. По отношению к Давиду она стала верной и любящей женой и хорошей матерью своим детям (Соломону и Нафану).
Главы, в которых упоминается Висравия — относятся к самым древним текстам книг Самуила и Царей. Они являются частью истории придворной жизни при Давиде, написанной человеком, который стоял весьма близко к событиям и не идеализировал Давида. Материал, заключающийся в них, имеет гораздо больше исторического значения, чем позднейшие наслоения этих глав. Budde относит его к иеговистскому списку Шестикнижия. К немногочисленным вставкам, которые вошли в историю Вирсавии, принадлежат несколько стихов в первой части 12-й главы книги Самуила, которые повышают моральный характер пророческих (Натана) порицаний Давида.
Книги Хроник, которые стараются затушевать прегрешения Давида, опускают все подробности о том, как Вирсавия стала женой Давида и сообщают только имена её детей. Отцом Висравии был Элиам. Так как это — также имя сына Ахитофеля, одного из героев Давида, то предполагается, что она была внучкой Ахитофеля и что отпадение последнего от Давида при восстании Авессалома было местью за поступок Давида относительно Вирсавии.
Царь Израиля
Вскоре начало сбываться предсказание Самуила. Давид со своими людьми поселился в Хевроне, здесь его объявили царем — пока только юга Израильской земли. На севере же правил оставшийся сын Саулов, Иевосфей. Но вскоре его убили изменники. Тогда царем над всем Израилем стал Давид. Считается, что это случилось около 1005 г. до Рождества Христова.
Пророк Давид1727–1728. Москва.96 × 40 см. Дерево, темпера.Из Петропавловского собора в Санкт-Петербурге
Иерусалим – новая столица
Одним из первых деяний царя стало взятие крепости племени иевуссеев около 1000 г. до Р.Х. Она получила новое имя, ныне известное всем – Иерусалим, что значит «город мира». Сюда царь повелел привезти Ковчег Завета, главную святыню иудеев. Некогда его захватили филистимляне, позже, пораженные казнями, возвратили обратно иудеям. Но Ковчег пребывал в Кириаф-Иариме.
Интересный факт
В Иерусалиме Давид построил скинию по подобию Моисеевой. При огромном стечении людей, до 70 т. человек, Ковчег внесли в город. Каждые шесть шагов процессии совершалось жертвоприношение.
Царь, сбросив богатые одеяния, плясал и радовался перед Ковчегом в льняной одежде священника, хваля Бога. Давида многие не поняли. Даже царица, Мелхола, позже возмутилась: не царское это дело. Но Давид не смутился:
Перенесение Ковчега Завета.Последняя треть XVIII в. Дерево, темпера. 86.5 × 171.5 см Государственный музей-заповедник «Коломенское», Москва, Россия Изображение воспроизводится по изданию: Комашко Н. И. Русская икона XVIII века. М.: Агей Томеш, 2006.
Так началось прославление Иерусалима, как священного города, дома Божия. Но Давиду мы обязаны не только Иерусалимом.
Богослужебная традиция
Именно Давид учредил первые регулярные богослужения. Впоследствии, когда Соломон построит Храм, эта традиция ляжет в основу богослужения Храма. Затем ее отдельные элементы будут заимствованы христианами. Среди нововведений Давида:
- разделение левитов-священников на чреды, каждая из которых совершала богослужение в определенное время
- создание хоров для богослужебного пения
- избрание музыкантов для игры на музыкальных инструментах во время богослужения
- создание гимнографической традиции
Известны имена музыкантов – создателей песнопений – Асаф, Еман, Евад.
Но главным творцом богослужебных гимнов был сам Давид. Его песнопения, которыми некогда царь утешался в изгнании, изливал скорбь о потерях, радость побед – видимо, тогда начали объединять в книгу, называемую теперь Псалтирью, по имени любимого музыкального инструмента царя.
Давид и Вирсавия
Царствование Давида было славно: завоеваны Моав, часть Сирии, Идумея, одержал царь много побед над аммонитянами. Но именно на пике своей славы и могущества Давид поддался искушению
Его внимание привлекла женщина, которую он случайно увидел с кровли дворца. Хотя, по восточной традиции, много было у царя жен и наложниц, вдруг захотелось ему – именно эту. Советуем изучить Молитвы Ангелу-Хранителю в день рождения
Советуем изучить Молитвы Ангелу-Хранителю в день рождения
Хотя Вирсавия – так звали ее – была замужем за одним из лучших Давидовых военачальников, Урией.
Но это не остановило царя. Впрочем, еврейские авторы уверяют, что сделанное царем не было беззаконием в точном смысле: мужья, отправляясь в военный поход, вручали жене так называемое разводное письмо, делавшее женщину свободной. Сделал так и Урия. Но вот когда женщина оказалась беременна, Давил сделал действительно тяжелый грех, отправив Урию на войну на самое опасное место. Так он, как говорили, убил соперника мечом аммонитян. Именно за этот грех резко обличил Давида пророк Нафан.
Пророк Нафан обличает Давида. Парижская псалтырь
Этому грехопадению посвящен псалом, известный ныне каждому христианину:
«Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей…»
Покаянными слезами Давид пытался умилостивить Господа и отвести праведный суд – не от себя, но от рожденного Вирсавией ребенка. Но мальчик не выжил. Со смирением принял Давид праведный суд. Впоследствии уже законная жена Вирсавия родит царю Соломона – самого славного царя Израильского.
Но возмездие за свое согрешение Давид нес еще очень долго. Скоро в царской семье завязались конфликты.
В Танахе
Согласно Танаха, Вирсавия была женщиной редкой красоты. Царь Давид, прогуливаясь на крыше своего дворца, увидел внизу купающуюся Вирсавию. Её муж, Урия Хеттеянин, находился в то время вдали от дома, на службе в армии Давида. Вирсавия не пыталась соблазнить царя, о чём свидетельствует библейский текст. Но Давид соблазнился красотой Вирсавии и приказал, чтобы её доставили во дворец. В результате их отношений она забеременела.
Позже Давид написал командиру армии Урии письмо, в котором приказал поставить Урию там, где будет «самое сильное сражение, и отступите от него, чтоб он был поражен и умер» (2Цар. 11:15). Действительно, так и произошло, и Давид впоследствии женился на Вирсавии. Их первый ребёнок прожил всего несколько дней. Давид позже раскаивался в содеянном. Эта история послужила сюжетом для многих известных живописных полотен.
При всём своём высоком положении самой возлюбленной из жён Давида Вирсавия заняла место в тени и вела себя достойным образом. Давид короновал Соломона, сына Вирсавии на царство. Вирсавия была мудрой женщиной, и всегда полагалась на Бога.
А. Прелюбодеяние Давида
1 Через год, в то время, когда выходят цари в походы, Давид послал Иоава и слуг своих с ним и всех Израильтян; и они поразили Аммонитян и осадили Равву; Давид же оставался в Иерусалиме.
2 Однажды под вечер Давид, встав с постели, прогуливался на кровле царского дома и увидел с кровли купающуюся женщину; а та женщина была очень красива. 3 И послал Давид разведать, кто эта женщина? И сказали ему: это Вирсавия, дочь Елиама, жена Урии Хеттеянина. 4 Давид послал слуг взять ее; и она пришла к нему, и он спал с нею. Когда же она очистилась от нечистоты своей, возвратилась в дом свой. 5 Женщина эта сделалась беременною и послала известить Давида, говоря: я беременна.
Преступление
«Однажды под вечер…, — начинает рассказ о грехопадении Давида Библия, — он прогуливался на кровле царского дома и увидел с кровли купающуюся женщину; а та женщина была очень красива». Давид послал слуг разведать, кто она. Оказалось, что это Вирсавия — жена Урии Хеттеянина, храброго воина, находившегося в то время в войске царского военачальника Иоава, осаждавшем аммонитян (соседнее племя, воевавшее с Израилем). Казалось бы, известие о том, что Вирсавия замужем, должно было охладить пыл Давида, но, по-видимому, он уже отвык хоть в чем-нибудь отказывать себе. «Давид послал слуг взять ее; и она пришла к нему, и он спал с нею».
Через некоторое время Вирсавия сообщает царю о своей беременности. И вот здесь-то и начинает разворачиваться та самая «цепочка грехов», когда один нераскаянный грех неизбежно влечет за собою другой. Ребенок, родившийся у женщины, муж которой воевал вдали от дома, стал бы прямым доказательством прелюбодеяния. А по закону Моисея, за это обоих виновников преступления ждала смерть — побиение камнями. Поэтому Давид решается на хитрость: он вызывает Урию в Иерусалим якобы для того, чтобы узнать последние новости о ходе военных действий. Настоящая цель царя проста: после свидания законного мужа с женой рождение ребенка уже не вызвало бы никаких вопросов.
Урия приезжает и проводит в столице двое суток. Но домой, к красавице жене он, как ни странно, даже не заходит — так и ночует у ворот царского дворца вместе с другими войнами. Разгадка такого странного поведения — в его честном и прямом характере: он солдат, в стране идет война, его товарищи воюют и погибают вдали от своих семей. И он считает для себя невозможным и постыдным в такое время идти в свой дом, чтобы там «и есть, и пить, и спать со своею женою». Поэтому «цепочка греха» продолжает разворачиваться: узнав, что его план провалился, Давид решается на убийство… С ничего не подозревающим Урией он отправляет своему военачальнику Иоаву письмо, в котором просит послать этого воина на самый опасный участок фронта и сделать так, чтобы Урия в какой-то момент остался один на один с многочисленными врагами. Таким образом, расчетливый Давид пытается придать убийству вид случайности, от которой на войне никто не застрахован. Иоав исполняет роковой приказ…
Узнав о гибели мужа, Вирсавия, как сказано в Библии, «плакала о нем», но, когда закончились обычные семь дней оплакивания, Давид забрал ее к себе и женился на ней. Вскоре Вирсавия родила сына. Казалось бы, если не брать в расчет смерть честного солдата Урии, все, в конце концов, устроилось на редкость удачно. И Давиду даже могло показаться, что он неподсуден, что совершенные им преступления забыты, да, собственно, никто так ни о чем и не узнал. Обычное дело — властьимущие умеют скрывать и не такие вещи. Однако история грехопадения царя Давида заканчивается в Библии чеканной фразой: «И было это дело, которое сделал Давид, зло в очах Господа». Пройдет совсем немного времени, и, как гром среди ясного неба, прозвучат слова, которые напомнят царю и о Высшей власти, и о Высшем суде.
Внешность
Женщина, которую так назвали, уделяет очень много внимания заботе о своей внешности. Она убеждена в том, что должна соответствовать своему красивому имени. Вирсавия не жалеет времени и денег на посещение спортзала, салонов красоты. Также она внимательно относится к выбору одежды, у нее рано появляется собственный стиль.
У Вирсавии всегда все идеально, начиная от маникюра и заканчивая обувью. Безупречный внешний вид дарит ей психологический комфорт. Тогда как малейшие изъяны, пусть и едва заметные невооруженным взглядом, способны лишить ее сна и покоя. Красота – оружие, которым обладательница имени умело пользуется. Оно помогает ей не только привлекать людей, но и отгораживаться от них при необходимости.
Царь Саул
В традиции еврейского народа не было царской власти. Они вели кочевой образ жизни и испокон веку управлялись патриархами, старейшинами, судьями… Еще со времен Моисея в Иудее строилась теократическая система управления: народ — старейшины — судьи — первосвященник (иногда рядом с ним пророк) — Бог. И это оправдывало себя в тех условиях. Однако переход к оседлой жизни, опыт общения с соседними народами (ханаанеянами, филистимлянами…), корыстолюбие и неспособность правящей верхушки защитить народ от внешней экспансии тех же соседей привели к тому, что народ потребовал себе царя, обратившись с требованием о назначении царя к высшему авторитету того времени пророку Самуилу. Самуил, понимая, что новый вид правления угрожает будущей власти его сыновей, сопротивлялся этому решению, но в итоге все-таки сделал выбор в пользу юноши Саула, сына Киса из рода знатного с добрым именем из малочисленного колена Веньяминова. Вначале Самуил тайно помазал его на царствие, а потом через некоторое время перед народом на помазанника выпал жребий. Так излагает историю избрания Саула Иосиф Флавий.
Правил Саул примерно 20 лет и первое время своего царствования поступал по воле Божьей, показывая себя достойным правителем. Многими победами над врагами он приобрёл себе любовь народа. Поначалу он отказывался от почестей и в мирное время сам пахал на своём поле (1Цар. 11:4). Со временем Саул перестал исполнять повеления Божии, став самонадеянным, и Дух Божий оставил его. Понимая это, он впал в депрессию, и ничто его не радовало. Тайно на царствие был помазан Самуилом приближенный к царю Давид, разгонявший хандру царя искусной игрой на арфе.
В Гелвуйской битве пали три сына Саула. Окружённый вражескими лучниками и израненный их стрелами, Саул бросился на свой меч (1Цар. 31:4).
Давид играет на арфе перед Саулом. Александр Андреевич Иванов. 1831 г. Бумага, наклеенная на бумагу и на картон, масло. 8,5 х 13,5. На библейский сюжет. Эскиз неосуществлённой картины. Поступила в 1926 г. из Румянцевского музея (дар С. А. Иванова в 1877 г.). Инв.№ 7990. Государственная Третьяковская галерея https://www.tez-rus.net/ViewGood18360.html
Аэндорская волшебница вызывает тень пророка Самуила. Дмитрий Никифорович Мартынов (1826-1889). 1857 г. Ульяновский художественный музей
Рассказ об Аэндорской волшебнице содержится в Первой книге Царств (глава 28). В ней повествуется, как после смерти пророка Самуила войска филистимлян собрались на войну с Израилем. Царь Израиля Саул попытался вопросить Бога об исходе битвы, „но Господь не отвечал ему ни во сне, ни чрез урим, ни чрез пророков“ (1Цар.28:6). Тогда он приказал слугам — „сыщите мне женщину волшебницу, и я пойду к ней и спрошу её“. Слуги нашли женщину-волшебницу в Аэндоре и Саул, сменив царские одежды на простые, взял с собой двух человек и ночью отправился к ней.
„И сказал ей : прошу тебя, поворожи мне и выведи мне, о ком я скажу тебе. Но женщина отвечала ему: ты знаешь, что сделал Саул, как выгнал он из страны волшебников и гадателей; для чего же ты расставляешь сеть душе моей на погибель мне? И поклялся ей Саул Господом, говоря: жив Господь! не будет тебе беды за это дело. Тогда женщина спросила: кого же вывесть тебе? И отвечал он: Самуила выведи мне. И увидела женщина Самуила и громко вскрикнула; и обратилась женщина к Саулу, говоря: зачем ты обманул меня? ты — Саул. И сказал ей царь: не бойся; что ты видишь? И отвечала женщина: вижу как бы бога, выходящего из земли. Какой он видом? — спросил у неё . Она сказала: выходит из земли муж престарелый, одетый в длинную одежду. Тогда узнал Саул, что это Самуил, и пал лицем на землю и поклонился. (1Цар.28:8-14)“
Саул спросил Самуила о том, как поступить ему в войне с филистимлянами, на что получил ответ — „для чего же ты спрашиваешь меня, когда Господь отступил от тебя и сделался врагом твоим? Господь сделает то, что говорил чрез меня; отнимет Господь царство из рук твоих и отдаст его ближнему твоему, Давиду“. (1Цар.28:16-17). Далее Самуил предрёк, что „завтра ты и сыны твои со мною“. Саул испугался и пал на землю. Волшебница подошла к нему, предложила хлеба, после уговоров царь согласился и женщина заколола ему телёнка, испекла опресноки. Поев, Саул удалился.
На следующий день в битве сыновья Саула — Ионафан, Аминадав и Малхисуа были убиты, а сам царь покончил с собой (1Цар.31:15). Первая книга Паралипоменон сообщает, что „умер Саул за свое беззаконие, которое он сделал пред Господом, за то, что не соблюл слова Господня и обратился к волшебнице с вопросом“ (1Пар.10:13).
Аэндорская волшебница вызывает тень Самуила (Саул у Аэндорской волшебницы). Николай Николаевич Ге. 1856 г. Холст, масло. 288×341. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Вокруг фильма
Грегори Пек и Сьюзан Хейворд
- Успех « Самсона и Далилы » Сесила Б. Де Милля для Paramount Pictures возродил вкус к библейским блокбастерам в Голливуде . Начало строительства Quo Vadis из Мервина Лероя для Metro-Goldwyn-Mayer решил Занук , глава 20th Century Fox , чтобы произвести сам следующий большое шоу в своем роде. Он попросил сценариста Филипа Данна написать сценарий о царе Давиде. Данн развил все периоды жизни царя: его юность — борьбой с Голиафом, его правление — встречей с Вирсавией, а старость — предательством своего сына Авессалома . Но Занука это не убедило, и он попросил его поработать над другим проектом. Сценарист перезапустил его, предложив ему только одно название, « Давид и Вирсавия» , а продюсер-энтузиаст предложил переписать сценарий на эту тему. Иногда это считается очень литературным, большая часть фильма — это диалоги в белых стихах, что, возможно, придало фильму эффект застывания. Филип Данн также работал над сценарием для других эпических произведений Twentieth Century Fox: «Туника» , «Гладиаторы» и «Египтянин» . Хотя для La Tunique он сказал, что в основном «служил прикрытием» для сценариста Альберта Мальца , который был включен в список « Голливудской десятки» и ему было запрещено работать в США . Несмотря на плохие отзывы, фильм имел коммерческий успех, собрав более чем в три раза себестоимость производства, составлявшую 2 170 000 долларов.
- Созданная в разгар периода антикоммунистической истерии под влиянием маккартизма , эта работа также является искусным осуждением войны как инструмента тирании , тайно объединившейся друг с другом, чтобы ослабить свои народы и тем самым помешать им объединиться. … восстать против своих настоящих угнетателей.
- Место съемок недалеко от Ногалеса , Аризона .
Кончина
Последние земные годы царя были полны семейных раздоров: его дети от разных жен продолжали враждовать. Свои права на трон заявил Адония, следующий сын по старшинству. Вокруг него собирались сторонники
А Давиду уже было важно одно: воля Божия обо всем дальнейшем. Согласно этой воле, выраженной пророком Нафаном, Давид еще будучи в живых поставил царем Соломона
На 41 году своего царствования, на 71 – от рождения, Давид закончил свой земной путь. Было это, как предполагают, около 965 г. до Рождества Христова.
Давида похоронили на Сионской горе.
7
Октябрь
2008 года
На Сионе появился монумент царю-псалмопевцу. Его подарил Израилю российский благотворительный фонд Свт. Николая. Бронзовая скульптура находится недалеко от места упокоения Давида, у стен церкви Успения Пресвятой Богородицы.
Царь оставил потомкам могущественное царство, замысел будущего храма, и – многие песнопения мятущейся, грешной, но любящей Бога человеческой души. Эти песни и сейчас с нами.
Выводы [↑]
Подводя итог истории с Батшевой, мудрецы Талмуда делают вывод: «Человек никогда не должен подвергать себя испытанию. Вот Давид, царь Израиля, попросил себе испытание — и не устоял» (Санхедрин 107а
).
Однако сам Давид с горькой иронией объяснял свое духовное поражение так: «Владыка Вселенной, я попросил проверить и испытать меня, а Ты мне ответил, что я не устою в испытании. Вот, я и согрешил, чтобы подтвердить Твои слова, и они оказались истиной! Но если бы я не согрешил, то я бы оказался прав, а Ты — нет. Поэтому я так и поступил» (Зоар 2 107а
). «Открыто перед Тобой, — добавлял Давид, — что если бы я пожелал, то смог бы сдержать свое дурное влечение. Но я подумал: как бы не сказали, будто раб победил в споре своего Господина» (Санхедрин 107а ).
По определению мудрецов, царь Давид был «шутом Царя царей» — и даже погружаясь в пучину бед, он ощущал себя перед своим Владыкой и возвращался к прежней веселости, чтобы радовать Его (Зоар 2, 107а
).
Давид был неизмеримо духовно выше того, что он совершил в истории с Батшевой. Но он сделал это, чтобы дать надежду нечестивцам, которые пожелают возвратиться к Творцу. Они скажут: «Царь Давид согрешил и раскаялся, и Всевышний его простил — тем более будем прощены мы, обычные люди» (Зоар 2, 107б
). И если человек согрешит, ему говорят: «Посмотри на Давида, который согрешил и сумел вернуться к Творцу» (Авода зара 4б-5а ).