Иуда искариот

Не корыстный, а слабовольный

В Новом Завете сказано, что Иуда был в общине Иисуса казначеем, который знал деньгам цену (Ин. 12:6). Многие не сомневаются в том, что главный мотив предательства Иуды нужно искать в деньгах. Некоторые новозаветные сюжеты об этом косвенно свидетельствуют. К примеру, в эпизоде помазания Иисуса миром (освященным ароматическим маслом) Иуда, противясь транжирству ценного благовония, заявляет, что лучше было бы продать миро, а вырученные деньги раздать нищим.

С одной стороны, здесь можно усмотреть благородство, с другой – расчетливость Иуды. Но Иоанн прямо заявляет: «Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор» (Ин. 12:1-8). Корысть часто рассматривается, как основной мотив предательства Иуды, хотя назначение денежного вознаграждения первосвященниками было лишь ответом на предложение Искариота. Историк Церкви Митрофан Муретов характеризует поведение Иуды, как «полное безразличие и пассивность в отношении денег, однако, от соблазна сребролюбия устоять он не смог.

История о каждом из нас

Я не был знаком с творчеством Дарьи Сивашенковой ранее. «Вот Иуда, предающий Меня» — ее первая большая работа, до этого Дарья публиковала статьи на христианскую тематику на сайтах «Милосердие.ru» и «Предание.ru». Я могу только приветствовать появление подобного издания, где ставится не самый простой богословский вопрос. Книга рассчитана на широкий круг читателей — даже на тех, кто лишь минимально знаком с евангельской историей. Это обуславливает минусы книги — по большей части разговорный стиль повествования и немалое число повторений одних и тех же смыслов. Но это мое мнение, и, возможно, другой читатель увидит в разговорной простоте, напротив, плюс.

Работа Дарьи Сивашенковой получилась очень эмоциональной, чем­то напоминающей дневниковые записи. Эта книга не просто просветительский текст, в ней отразились все сложности личных размышлений над загадкой отношений Христа с Иудой Искариотом. В некоторых выводах я не согласен с автором книги. Но отмечу, что Дарья прочитала все, что касается темы предательства Христа учеником, осмыслила и нашла свои ответы. Поэтому книгу стоит прочесть и самим поразмышлять над рассуждениями автора. Ведь это не просто отвлеченная тема, а история отношений Спасителя с одним из учеников, которая в какой­то мере является историей о каждом из нас.

Факты из Библии

Иуда — один из двенадцати Апостолов

1 факт. Иуда — один из двенадцати Апостолов.

Иуда Искариот был одним из двенадцати, которых Иисус избрал апостолами.

Iskariotes означает «родом из Кериота (Кериофа)».

Иуда — предатель

2 факт. Иуда — предатель.

Иуда предал Иисуса. «Предал» это неприятное слово. Слово «предать» и его различные формы («предал», «предаст», «предающий» и др.) в значении «изменнически выдать» употребляются в Новом Завете около тридцати раз, и практически все эти случаи относятся к Иуде.

Он действительно был предателем!

Все эти слова переведены с форм греческого глагола paradidomi, состоящего из para и didomi. Para это многозначный предлог, конкретное значение которого зависит от падежа, с которым он употребляется: из, от, с, у, в, среди, вдоль. Слово didomi также имеет несколько значений, сводящихся к словам «давать», «отдавать».

В описании поступка Иуды это слово означает «выдавать», «сдавать».

Иуда — вор

3 факт: Иуда был вором.

«Вор» в этом случае является переводом греческого слова kleptes. «Клептомания» означает непреодолимое стремление к воровству на фоне некоторых психических заболеваний.

«Носил» это перевод греческого слова ebastazen (начальная форма – bastazo) со значением «поднимать», «носить в руках». Некоторые исследователи считают, что это слово в Евангелии от Иоанна 12:6 может означать «крал». В таком случае речь идет о том, что Иуда носил ящик и воровал из него.

«Ящик» в данном тексте это перевод слова glossokomon, состоящего из glossa («язык») и komeo («хранить»). Этим словом обозначали ящик, в котором хранили детали от духовых музыкальных инструментов, в которые исполнитель вдувает воздух через рот (отсюда связь с языком). С течением времени слово стало обозначать любую тару для хранения чего-либо, включая кошелек или сумку для денег.

Иуда был дьволом

4 факт. Иуда был дьяволом.

Здесь употреблено слово diabolos, означающее «изменник» или «предатель».

Дьявол вложил в сердце Иуды желание предать Иисуса. Иуда в полной мере обладал свободой выбора, как и любой другой человек. Он поддался искушению дьявола.

Иуда был причислен к апостолам и был сопричастен их служению.

Однако он пал, совершив преступление.

Иуда знал, что он согрешил

5 факт. Иуда знал, что он согрешил. Он сам признался в том, что предал невинную кровь. Он признал то, что Иисус был невиновен!

Можно отдать должное Иуде за то, что он не попытался каким-то образом оправдать себя, объявив Иисуса грешником.

Он исповедал безгрешность Иисуса!

Иуда повесился

6 факт. Иуда повесился. Лука писал об этом:

Иуда приобрел землю крови в том смысле, что деньги, которые он вернул, были использованы для покупки этой земли. Последствия преступления были ужасными для этого человека.

Поступок Иуды Искариота ставит перед читателями Евангелия ряд трудных вопросов.

Как мог Иисус избрать его Своим учеником, доверить ему казну, проповедовать ему Евангелие, как Он мог вообще довериться ему?

Нам лишь известно, что это свершилось по Божьему предначертанию и что предсказанное должно было исполниться.

Что касается самого Иуды, то трудно сказать, двигало ли им корыстолюбие или чувство неудовлетворенности из-за несбывшихся надежд, ибо он рассчитывал на то, что Иисус установит на земле Свое Царство, и предполагал занять в нем высокое положение.

Ясно, что в Иуду вселился дьявол и что он добровольно стал послушным орудием в его руках, и в этом его вина; лучше бы ему было не родиться.

Он — «сын погибели», единственный ученик Иисуса, душа которого не была сохранена Богом.

Совет сатаны

Все толкователи Священного Писания единодушно утверждают, что Иуда предал Спасителя по прямому внушению диавола. Евангельский текст прямо свидетельствует об этом: “Вошел же сатана в Иуду, прозванного Искариотом, одного из числа Двенадцати, и он пошел, и говорил с первосвященниками и начальниками, как Его предать им” (Лк 22:3-4).

В православной аскетике действие диавола на душу человека описывается следующим образом. Злой дух получает доступ к человеку через его страсти (то есть – больные наклонности души). Мысленно он нашептывает, как лучше человеку удовлетворить свое больные желания, и шаг за шагом ведет свою жертву к гибели. Причем, сначала диавол уверяет человека, что грех, дескать, не так уж и велик, а Бог милостив и все простит. Но потом, после совершения греха, злой дух ввергает человека в бездну отчаяния, внушая ему, что грех его – безмерен, а Бог –неумолим. Но что же нашептал сатана Иуде, каким посулом соблазнил его на предательство Христа?

Самой большой страстью Иуды была любовь к богатству – сребролюбие. А самым заветным желанием, возможно – должность министра финансов в царстве Мессии, где он смог бы воровать такие суммы, которые самым удачливым ворам мира даже не снились. И эта заветная цель была уже совсем близко.

Но Христос не спешил становиться религиозным и политическим лидером Израиля. Придя в Иерусалим, Он не стал изгонять первосвященников и старейшин, чтобы по праву занять их место. Все планы Иуды рушились.

В этот момент сатана, очевидно, и подсказал ему мысль, которая толкнула его на предательство. Иуда знал, что первосвященники и фарисеи, боясь Иисуса, дали приказание, что “если кто узнает, где Он будет, то объявил бы, дабы взять Его”. Иуда также знал, что Христос уклонялся от прямого конфликта с властями.

И вот, подстрекаемый сатаной, он решает предать Христа, для того чтобы спровоцировать открытое столкновение первосвященников с Мессией. Победа Иисуса в этом конфликте не вызывает у него и капли сомнения. Ведь он видел всю силу Мессии, видел, как по Его повелению воскресают мертвые, как Ему повинуется буря, как злые духи беспрекословно подчиняются Ему… Кто же сможет убить Мессию? Достаточно одного Его слова, и даже несокрушимые железные легионы Рима развеются без следа, как сухие листья!

Хотел ли Иуда смерти Христа? Нет, потому что это было ему невыгодно. Любил ли Иуда Христа? Нет, Иисус был для него всего лишь средством для того, чтобы сказочно разбогатеть. При таком мотиве предательства становится понятным странный способ, избранный предателем, чтобы ночью в Гефсиманском саду указать стражникам на Христа. Поцелуем Иуда просто засвидетельствовал свое почтение царю, который вот-вот победит своих врагов.

Происхождение апостола и его имени

Как уже говорилось выше, само имя в те времена было более чем распространенным. Его корни обращались вглубь веков, ведь именно так окликали самого родоначальника иудейского народа. Его, так сказать, «фамилия» – Искариот, указывала на родной город, в котором будущий апостол был рожден.


Родители по неизвестным причинам увидели в младенце зло и выбросили его в реку. Назло им и природе ребенок выжил и даже неплохо устроился на новом месте. Позднее вернулся на родину, расправился с отцом и совершил грех кровосмешения с матерью. За это ему пришлось долго расплачиваться, прежде чем стать одним из учеников Мессии, совершая аскетичные поступки.

После этого о том, святой Иуда или же нет, смог судить лишь Христос, и он, как мы знаем, приписал ему данное «звание».

Века спустя образ Христа-Спасителя и всех, кто его окружал, включая предателя, изображались с нимбами над головой. Но только у нашего героя этот ореол имел черный, угольный окрас (фото икон и фресок подтверждают это). Более того, в византийской и православной церквях самого предателя никогда не изображают анфас, дабы человек не встретился с его лукавым взглядом.

Библия дает четко понять, что сам Господь наделяет Иуду Искариота даром исцеления, тайными знаниями и умениями. Вместе с тем Иисус называл этого своего ученика несчастнейшим человеком, утверждая, что спасения нельзя добиться без предательства.

Исходя из всех этих фактов, некоторые исследователи утверждают, что Иуда предал того, на кого указал Господь. Был своего рода оружием в руках Божьих, благодаря которому Христос смог воскреснуть и вознестись к Небесам, став настоящим и бессмертным Мессией.

Популярное

Началось! Врач Владимир Зеленко обратился в Раввинский Суд по поводу коронавирусного геноцида!

3338

Статистики судеб вакцинированных и невакцинированных детей

1813

Соображения по вакцинации

1712

Алкоголь и глобальное управление. Манёвры в глобальном историческом процессе связанные с алкоголем

1579

Зазнобин Владимир Михайлович. Биография

1359

Новости сталинских репрессий. Явление Богуславского

1341

«Мир пошёл под нож?

1253

Марафон по 6 приоритетам

1241

Что видят осознанные: В.Багдасарян, Д.Перетолчин, С.Грошев, В.Ефимов, Нестор, Е.Именитов М.Ковальчук

1184

Не проспать Восход: Атака разумных от народа

1068

Наша колея в Афганистане

1054

Надо ли жалеть Авериных?

1049

Почему столицу переносят в Сибирь?

919

За кем придут из министерства правды?

880

Взращивание совести по собственной воле

878

Как повторить экономический скачок 1929-1955 годов? Анализ стратегии

865

Бегущие янки и демократия у нас

859

Воплощение второго смыслового ряда сказки Пушкина

849

Страна обломовых

819

МЁД, или как капитализм ест сам себя.

818

Кто внушает русофобию Европе. Пламен Пасков

778

Зазнобинские чтения 2-5 сентября 2021

749

Не корыстный, а слабовольный

В Новом Завете сказано, что Иуда был в общине Иисуса казначеем, который знал деньгам цену (Ин. 12:6). Многие не сомневаются в том, что главный мотив предательства Иуды нужно искать в деньгах. Некоторые новозаветные сюжеты об этом косвенно свидетельствуют. К примеру, в эпизоде помазания Иисуса миром (освященным ароматическим маслом) Иуда, противясь транжирству ценного благовония, заявляет, что лучше было бы продать миро, а вырученные деньги раздать нищим.

С одной стороны, здесь можно усмотреть благородство, с другой – расчетливость Иуды. Но Иоанн прямо заявляет: «Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор» (Ин. 12:1-8). Корысть часто рассматривается, как основной мотив предательства Иуды, хотя назначение денежного вознаграждения первосвященниками было лишь ответом на предложение Искариота. Историк Церкви Митрофан Муретов характеризует поведение Иуды, как «полное безразличие и пассивность в отношении денег, однако, от соблазна сребролюбия устоять он не смог.

“…и во Мне не имеет ничего”

Сатана внушил Иуде, что Христос непременно примет вызов, сметет первосвященников, римских оккупантов и Сам воцарится в Израиле.

Но он обманул Иуду, как и должен был обмануть отец лжи – несчастного, погрязшего в болоте своих страстей и ослепшего от блеска призрачных сокровищ человека. Мысль о том, что Спаситель откажется от Крестного Подвига, соблазнившись земным царством, действительно – сатанинская. Этой мыслью Диавол искушал Христа в пустыне, перед выходом Его на проповедь Евангелия. Эту же мысль злой дух пытался внушить апостолу Петру, когда тот стал отговаривать Христа от Искупительных страданий, и тут же получил от Него жесткую отповедь: “…Отойди от меня, сатана! Ты Мне соблазн! Потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое”. Спаситель хорошо знал, кто пытался говорить с Ним через самого преданного ученика.Также знал он и кому поверил Иуда. Перед самым приходом предателя с отрядом стражников Иисус сказал ученикам: “Уже немного Мне говорить с вами; ибо идет князь мира сего и во Мне не имеет ничего”. Князем мира сего Христос называл, конечно же, не Иуду, а сатану. Который в очередной раз, теперь через ученика-предателя хотел искусить Спасителя соблазном земного владычества. Но Господь шел Крестным Путем, ради которого и пришел в этот мир. Сатана остался ни с чем, а вместе с ним обанкротился и Иуда.

Христос действительно поверг наземь пришедших брать его воинов. Но сделал это лишь для того, чтобы дать уйти ученикам, которые тоже могли пострадать. А после дал себя связать, покорно проследовал до места судилища и к утру, с нарушением практически всех норм иудейского законодательства, был осужден на смерть.

Вспомним сперва непосредственно, в чем состояло предательство

На четвертый день после торжественного входа в Иерусалим Иисус Христос сказал апостолам: «вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие» (Мф 26:2). Как раз в это время начальники иудейского народа — книжники и старейшины — собрались у первосвященника Каиафы чтобы придумать, как им погубить Иисуса. К ним и пришел Иуда, уже замысливший предать Учителя, и сказал: «что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребреников» (Мф 26:15). Прошли считанные дни, и представилась удобная возможность исполнить задуманное — как и хотелось первосвященникам, в тишине, «чтобы не произошло возмущения в народе» (Мк 14:2). После Тайной Вечери Спаситель и апостолы отправились в Гефсиманский сад. Сюда-то и привел Иуда вооруженный отряд. Предатель обещал дать воинам условный знак: «Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его. И, тотчас подойдя к Иисусу, сказал: радуйся, Равви! И поцеловал Его. Иисус же сказал ему: друг, для чего ты пришел? Тогда подошли и возложили руки на Иисуса, и взяли Его» (Мф 26:48–50).

Еще более драматично этот момент описал другой евангелист, Лука. «Целованием ли предаешь Сына Человеческого?»— спрашивает Спаситель у приблизившегося к Нему Иуды (Лк 22:48). Христос прекрасно знает, что происходит, и Иуде не удается никого ввести в заблуждение.

В культуре

Десятки писателей пытались на свой лад интерпретировать образ библейского Иуды. Итальянский журналист Фердинандо Гаттина в середине 19 века выпустил книгу «Мемуары Иуды», которая возмутила религиозное сообщество, – предатель выставлен борцом за свободу еврейского народа.


Роман Леонида Андреева «Иуда Искариот»

Переосмысливали жизнь героя Алексей Ремизов, Хорхе Луис Борхес, Роман Редлих. Интересным взглядом на деяния Иуды Искариота поделился Леонид Андреев в одноименной книге. Представитель Серебряного века показал предателя, который в душе бесконечно любил Христа. Российским читателям персонаж также знаком по книге Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», где Иуда идет на отвратительный поступок ради возлюбленной.

Живопись неизменно связывает Иуду с «темными» силами. На картинах, фресках и гравюрах мужчина то сидит на коленях у Сатаны, то изображен с черным нимбом над головой или же в профиль – так рисовали бесов. Самые знаменитые творения изобразительного искусства принадлежат перу художников Джотто ди Бондоне, Фра Беато Анджелико, ювелира Жана Дюве.

Персонаж стал героем музыкальных произведений. В нашумевшей рок-опере Эндрю Ллойда Уэббера и Тима Райса «Иисус Христос – суперзвезда» нашлось место арии Иуды.

Поговаривают даже, что этому предателю, как первому революционеру, в конце лета 1918 года Лев Троцкий устанавливал памятник в центре города Свияжск. Впрочем, эта история так и осталась мифом.

Экранизации

На заре кинематографа первым примерил образ Иуды американец Фрэнк Гейлор в фильме «Игра страсти Обераммергау». Затем последовала череда экранизаций на тему жизни Христа, в которой ярким пятном стала картина «Царь Царей» (1961) режиссера Николаса Рэя. Роль апостола под номером 12 досталась Рипу Торну.


Карл Андерсон в роли Иуды

Критики по достоинству оценили киноинтерпретацию мюзикла «Иисус Христос — суперзвезда». Канадец Норман Джуисон снял одноименный фильм в форме спектакля, где предателя сыграл Карл Андерсон.

В Иуду Искариота перевоплощались актеры Ежи Зельник, Иэн Макшейн, Харви Кейтель, Джерард Батлер. Поразительной картиной признан фильм «Страсти Христовы» (2004) в авторстве Мела Гибсона, где Иуду блестяще изобразил Лука Лионелло. Последним на экран в облике Христова предателя вышел Джо Редден – в 2014 году в прокат поступила лента «Сын Божий».


Игорь Верник в роли Иуды

В России под гримом Иуды скрывались два актера, и оба – в постановках романа «Мастер и Маргарита». В 1994 году Юрий Кара снял фильм по мотивам произведения Михаила Булгакова, однако он дошел до зрителя только в 2011 году. На роль Иуды режиссер пригласил Игоря Верника.


Дмитрий Нагиев в роли Иуды

В 2005 году на телевидении состоялась премьера «Мастера и Маргариты» от Владимира Бортко. В этой ленте зрители наслаждались игрой Дмитрия Нагиева, который убедительно изобразил евангелистского предателя.

Жизнеописания

Апостолы являются центральными фигурами в христианстве, поскольку именно они зародили Церковь.

Они были ближайшими последователями Иисуса и стали первыми распространять Благую Весть о Смерти и Воскрешении. Их деятельность достаточно подробно описывает книга Деяний в Новом Завете, из которой становится известна их работа по распространению Слова Божьего.

Икона Иисус Христос и 12 Апостолов

При этом 12 последователей — это обычные люди, они были рыбаками, сборщиками налогов и просто людьми, которые жаждали перемен.

О святых, признанных равноапостольными:

Икона равноапостольной ЕленыМощи святой равноапостольной княгини ОльгиЖитие святого равноапостольного Космы Этолийского

Исследуя Святое Писание можно с уверенностью сказать, что Петр был лидером, его горячий темперамент завоевал ему лидерские позиции среди группы. А Иоанн назван любимым учеником Иисуса, пользовавшийся особенным расположением. Он единственный кто умер своей смертью.

Следует подробно рассмотреть жизнеописание каждого из двенадцати:

Симон Петр — был обычным рыбаком, когда Иисус дал ему имя Петр после призыва. Он играет ключевую роль в зарождении Церкви и назван пастырем овец. Иисус исцелил тещу Петра, и позволил ему ходить по воде. Петр известен своим отречением и горьким покаянием. По преданию был распят в Риме вверх ногами, поскольку сказал, что недостоин быть распят как Спаситель.Андрей — брат Петра, который в России зовется Первозванным и считается покровителем страны. Он первый пошел за Спасителем, после слов Иоанна Крестителя об Агнце Божьем. Был распят на кресте в форме буквы Х.Варфоломей — или Нафанаил родился в Кане Галилейской. Именно о нем сказал Иисус «иудей, в котором нет лукавства». После Пятидесятницы по преданию он направился в Индию, где проповедовал Господа Распятого и куда принес копию Евангелия от Матфея.Иоанн — бывший последователь Иоанна Крестителя, автор одного из Евангелий и книги Откровения. Долгое время пребывал в ссылке на острове Патмос, где и видел видения о конце мира. Прозван Богословом, потому что в Евангелии от Иоанна очень много прямых слов Иисуса. Самый молодой и любимый ученик Христа. Он один присутствовал при и забрал к себе Марию, мать Спасителя. Он также единственный умер естественной смертью от старости.Иаков Алфеев — брат мытаря Матфея. Это имя упоминается только 4 раза в Евангелиях.Иаков Заведеев — рыбак, брат Иоанна Богослова. Присутствовал на горе Преображения. Был первым человеком, убитому за веру царем Иродом (Деяния 12: 1–2).Иуда Искариот — предатель, который повесился после осознания того, что он сделал. Позже место Иуды среди учеников занят Матфей по жребию.Иуда Фаддей или Иаковлев — был сыном Иосифа Обручника. Считается покровителем Армянской церкви.Матфей или Левий — был мытарем до встречи со Спасителем. Считался учеником, но неизвестно стал ли позже миссионером. Автор первого Евангелия.Филипп — родом из Вифсаиды, также перешел от Иоанна Крестителя.Симон Зилот — самый неизвестный член группы. Встречается в каждом списке их имен и нигде более. По преданию, он был женихом на свадьбе в Кане Галилейской.Фома — по прозвищу Неверующим, поскольку усомнился в Воскресении. Тем не менее, он первый назвал Христа Господом и был готов идти на смерть.

Нельзя не упомянуть и Павла, несмотря на то, что он не был последователем Христа изначально, плод его христианской миссионерской деятельности невероятно огромен. Был назван апостолом язычников, поскольку проповедовал в основном им.

Иисус с учениками на Тайной вечере

Кто его нарек?

Известно, что апостолы получали от Христа вторые имена. Так, Петра Спаситель стал называть «скалой», Симона – «ревнителем», Иакова и Иоанна – «сынами грома». Но кто дал Иуде прозвище «Искариот»? Новый Завет об этом умалчивает. Более того, это имя новозаветные авторы оставляют без перевода.

Толкователи более позднего времени разделили прозвище Иуды на две части: «Is» с арамейского они перевели как «муж» или «человек», а «Quarioth» связали с названием древнего города в Иудином колене. Согласно другим гипотезам, «Искариот» может переводиться как «лжец», «предатель», «разбойник», иногда это слово наделяется значениями «красный» или «рыжий».

Очень краткий пересказ повести «Иуда Искариот».

Проповеднику Иисусу и его апостолам на пути постоянно попадается Иуда. Постепенно он втирается в доверие и входит в круг избранных учеников Христа. Учитель относится к Иуде с добротой и лаской, но ровно до тех пор, пока Искариот не показывает свою ненависть к людям. Однако, когда обнаруживается, что Иуда крадет деньги из общей казны, Иисус Христос защищает его и призывает всех относится к нему, как к брату.

На самом деле, Иуда любит только Иисуса, и его обижает охладевшее отношение Христа. Искариот идет к первосвященнику Анне, убеждает его в опасности, которую несет Иисус церкви. И вот, когда Анна предложил Иуде 30 серебряных монет за предательство своего учителя, он согласился.

В последние дни жизни Назарея предатель окружает его нежностью и заботой. Он даже пытается помешать сбыться кровавому предательству: крадет два римских меча и предупреждает всех об опасности.

Одной лунной ночью Иисус, взяв с собой апостолов, ночует в Гефсиманском саду. Его одолевает смутное предчувствие надвигающейся беды, поэтому он велит ученикам не спать, а сам уходит в чащу. Уставшие апостолы засыпают, их будят слова Христа о том, что час предательства настал.

В этот момент в сад врываются вооруженные воины, они окружают Иисуса и его учеников. Иуда говорит им, что тот, кого он поцелует, и есть Назарей. После поцелуя, солдаты связывают Божьего Сына, а ученики, испугавшись, сбегают.

После продолжительных пыток и допросов, Иисуса представляют на площади перед людьми. Судья Понтий объявляет его невиновным, но толпа начинает негодовать, требуя казни проповедника. Понтий Пилат умывает руки, в знак своей невиновности в убийстве Христа, а затем Назарея казнят.

На следующий день после распятия Иисуса на кресте, Иуда приходит ко всем судьям и убийцам, приговорившим Назарея к смерти, и бросает им в лица 30 серебряников, полученных за предательство.

Потом Искариот навещает апостолов, обвиняя их в бездействии и трусости. Те оправдываются своей беспомощностью и бессилием перед вооруженными солдатами.

На вершине горы, с которой открывается вид на весь Иерусалим, Иуда обращается к Иисусу с просьбой поверить ему и простить, и вешается на ветке дерева над обрывом. Его труп находят на следующее утро, и бросают тело предателя в ущелье.

Координатная прямая

Думаю, почти все помнят линию координат с нанесенными на нее делениями из школьных уроков математики. А теперь давайте представим такую прямую, на которой вместо черточек с цифрами — евангельские события. Мы, современные читатели, стоим в самом конце этой прямой и смотрим на все происходившее тогда через более чем двухтысячелетнюю призму. Автор книги предлагает нам мысленно переместиться в самое начало и посмотреть на те же события глазами современников Христа, глазами самих апостолов, забыв все то, что мы уже знаем и о предательстве, и о событиях в Гефсиманском саду, и о печальном конце жизни двенадцатого ученика…

Дарья Сивашенкова аргументированно показывает, что Иуда не выглядел каким­то обособленным от других учеников, с явными признаками человека алчного и ищущего славы. Напротив, до самого конца никто из числа апостолов не сомневается в его искренности и не подозревает о предательстве. Даже когда Иуда покидает горницу Тайной вечери, чтобы исполнить свой страшный план, ученики думают, что Христос просто напомнил Иуде о необходимости раздать милостыню нищим. Поэтому никто и не удивился его уходу (см.: Ин. 13, 28–29).

Возникает и другой вопрос: если Иуда действительно имел страсть к деньгам, как сообщают нам евангелисты, почему Господь не поговорил с ним, не обличил? Можно вспомнить, что происходило с мытарями (вот уж кто точно любил деньги!): Матфей — один из двенадцати учеников и будущий евангелист — просто оставил свое рабочее место и пошел за Христом (см.: Мф. 9, 9), а начальник всех иерихонских сборщиков подати Закхей прилюдно пообещал Господу раздать половину своих средств нищим и еще возместить ущерб всем тем, кого он обсчитал и обидел (см.: Лк. 19, 8)

И здесь мы подходим к важному и сложному моменту: как Бог действует на человека и как быть с пророчествами об ученике-­предателе?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector