Искушение христа в пустыне

Три искушения приготовил для Христа Диавол в пустыне

Христианская Церковь считает, что искушение Христа в пустыне после сорокадневного поста было направлено против человеческой природы Иисуса, воздействуя на которую Дьявол надеялся совратить Христа на ложный путь.

Таким образом «новый Адам» воплотившийся ради того, чтобы спасти человечество, во время пребывания в пустыне боролся с Дьяволом, который жаждал сохранить власть над людьми. Для этого Враг рода человеческого приготовил три искушения для Иисуса.

«Христос, ведомый Духом в пустыню». Уильям Хол, 1908 год. Христос, ведомый Духом в пустыню, оправился туда, в том числе, чтобы указать на троичность Божественных лиц

Эти три искушения затрагивают практически все греховные сферы. В Священном Писании они называются так:

  • искушение голодом;
  • искушение гордыней;
  • искушение верой.

Иисус Христос удалился поститься в пустыню после крещения.

Многие верующие спрашивают: для чего Христос был направлен Духом в пустыню? Сын Божий вполне мог избегнуть всех искушений. Преподобный Ефрем Сирин в своих сочинения на это отвечает так:

Таким образом, пребывание Христа в посте и молитве в пустыне после крещения — это, в том числе свидетельство о троичности Божественных лиц, которые все участвуют в этом.

Иов северорусская икона XVII век. Существует параллель с искушением Христа в пустыне и испытаниями Иова

В Библии существуют параллели с искушением Христа в пустыне с испытаниями Иова. Пророк также подвергся трем испытаниям и в последнем испытании также Сатана предлагал поклониться ему.

Кроме того, усматриваются аналогии с Исходом евреев из Египта, например, евреи переходили через Иордан, а Иисус Христос крестился в нём, Спаситель постился сорок дней и израильтяне испытывали голод в пустыне.

Художественно-культурный прием

Искушаемый Иисус неоднократно был темой в искусстве и литературе. Буквально он переработан, например, в стихотворении английского поэта Джона Мильтона « Возвращенный рай» 1671 года , повести «Великий инквизитор» (содержится в романе «Братья Карамазовы» ) Ф. М. Достоевского и с просветительской целью в романе У. С. Моэма « Auf Messers Schneide». .

Спорный фильм «Последнее искушение Христа» обращается к Иисусу как к искушаемому, точно так же, как Иисус из Монреаля , в котором Даниил, пародирующий Иисуса, получает предложение от адвоката Р. Кардинала на крышах Монреаля продать свою личность, если он будет служить ему.

«Искушение Иисуса» положили на музыку Гюнтер Рафаэль (1934), Густав Гунзенхаймер ( «Искушение Иисуса» (1968)), Рудольф Морс (1985) и другие .

В рассказе Агаты Кристи «Искушение» ангел является Марии вскоре после рождения Иисуса и показывает ей будущее ее сына до его распятия. Он говорит, что у нее есть выбор избавить своего сына от этих страданий; затем он возьмет его на руки и вернет к Богу. Мария отказывается от этого предложения. Ангел — это Люцифер, который теперь надеется впоследствии успешно искушать Иисуса.

Три искушения приготовил для Христа Диавол в пустыне

Христианская Церковь считает, что искушение Христа в пустыне после сорокадневного поста было направлено против человеческой природы Иисуса, воздействуя на которую Дьявол надеялся совратить Христа на ложный путь.

Таким образом «новый Адам» воплотившийся ради того, чтобы спасти человечество, во время пребывания в пустыне боролся с Дьяволом, который жаждал сохранить власть над людьми. Для этого Враг рода человеческого приготовил три искушения для Иисуса.


«Христос, ведомый Духом в пустыню». Уильям Хол, 1908 год. Христос, ведомый Духом в пустыню, оправился туда, в том числе, чтобы указать на троичность Божественных лиц

Эти три искушения затрагивают практически все греховные сферы. В Священном Писании они называются так:

  • искушение голодом;
  • искушение гордыней;
  • искушение верой.

Иисус Христос удалился поститься в пустыню после крещения.

Многие верующие спрашивают: для чего Христос был направлен Духом в пустыню? Сын Божий вполне мог избегнуть всех искушений. Преподобный Ефрем Сирин в своих сочинения на это отвечает так:

Таким образом, пребывание Христа в посте и молитве в пустыне после крещения — это, в том числе свидетельство о троичности Божественных лиц, которые все участвуют в этом.


Иов северорусская икона XVII век. Существует параллель с искушением Христа в пустыне и испытаниями Иова

В Библии существуют параллели с искушением Христа в пустыне с испытаниями Иова. Пророк также подвергся трем испытаниям и в последнем испытании также Сатана предлагал поклониться ему.

Кроме того, усматриваются аналогии с Исходом евреев из Египта, например, евреи переходили через Иордан, а Иисус Христос крестился в нём, Спаситель постился сорок дней и израильтяне испытывали голод в пустыне.

Евангельская история искушения Христа в пустыне

Теперь вернемся к тексту Евангелия. Это всем нам известная история о том, как сатана, после сорокадневного поста Господа в пустыне, приступает к Нему с искусительными вопросами. Первое искушение сатаны заключается в том, чтобы алчущий Христос претворил Себе камни в хлебы. Святитель Иоанн Златоуст толкует это место так: «После того как слышал уже голос, снишедший с неба и свидетельствующий: сей есть Сын Мой возлюбленный (Мф. 3, 17), слышал столь же славное о Нем свидетельство Иоанново, искуситель вдруг видит Его алчущим. Это приводит его в недоумение: припоминая сказанное об Иисусе, он не может поверить, чтобы это был простой человек; с другой стороны, видя Его алчущим, не может допустить, чтобы это был Сын Божий. Находясь в таком недоумении, он приступает к Нему со словами сомнения. И, как некогда, приступив к Адаму, выдумал то, чего совсем не было, чтобы узнать истину, так и теперь, не зная ясно неизреченного таинства воплощения, и того, кто пред ним, коварно сплетает новые сети, чтобы, таким образом, узнать сокровенное и остававшееся в неизвестности» (Толкование на святого Матфея Евангелиста. Беседа XIII).

Здесь особого внимания заслуживают выражения: «Находясь в таком недоумении», а также «не зная ясно неизреченного таинства воплощения и того, кто пред ним».

Таким же образом, диавол приступает ко Христу во второй и третий раз. Важным представляется замечание свт. Иоанна Златоуста касательно этих двух искушений. Он говорит: «Однако Христос и после этих слов не открывает Себя, но все еще говорит с ним как человек; слова: не о хлебе единем жив будет человек, и: не искусиши Господа Бога твоего еще не обнаруживали ясно, кто Он, но показывали в Нем простого человека».

Хотя святитель и говорит, что Христос Своими двумя первыми ответами не открывал Своего Божества, но вместе с тем он и не утверждает, что когда Христос сказал «отойди от Меня, сатана» (Мф.4,10) (третий ответ), диавол действительно понял, Кто перед ним.

Каждую свою новую попытку сатана предпринимает с постановки вопроса, предваряемого вопросительной фразой: «если Ты Сын Божий…». Тот же святитель Иоанн, разъясняя это место Священного Писания, говорит, что подобно тому как тогда словами: «в оньже аще день снесте, отверзутся очи ваши» (Быт. 3, 5) он клеветал на Бога, желая этим показать, что они (Адам и Ева) обмануты, обольщены и нимало не облагодетельствованы, так и теперь старается внушить то же самое, и как бы говорит: напрасно Бог назвал Тебя Сыном Своим, Он ввел Тебя в обольщение этим даром, если же это не так, то покажи нам божественную Свою силу.

Слова святителя «покажи нам божественную Свою силу» — указывают на то, что жаждущий увидеть Божественную силу никак не мог видеть ее источника, т.е. Божества Христа.

На вопрос, который был поднят несколькими абзацами выше, касательно того, зачем же диавол искушает Господа, святитель Иоанн Златоуст дает следующий ответ: «Дьявол говорил это (искушения – свящ. И.П.) не для того, чтобы самому уверовать, но чтобы, как он думал, обличить Христа в неверии, так как и прародителей он обольстил таким же образом, и обнаружил, что они мало имели веры к Богу». Попытка обличить в неверии не указывает ли на отсутствие истинного ведения диавола, т.к. можно ли пытаться обличить в неверии Бога в Самого Себя?

Оканчивается Евангельский рассказ тем, что когда Христос отразил все искушения диавола, к Нему приступили Ангелы. У евангелиста Луки (4,13) содержится интересное дополнение о том, что после всех искушений «диавол отошел от Него до времени». На вопрос, что это означает, и до какого времени отошел лукавый, преподобный Максим Исповедник отвечает, что сатана отошел до времени крестного страдания, дабы как он полагал, ему удалось с помощью искушений … найти в Господе какое-либо человеческих страстей. У преподобного Максима здесь нет прямого ответа на исследуемый вопрос, но смысл его слов о том, что диавол посредством крестных страданий будет пытаться победить Господа, скорее всего, указывает на его восстание против человека, нежели против Бога.

Популярное за 7 дней

Михайлово чудо: как вести себя в этот день, чтобы избежать житейских искушений
17.09.21 20:53

Как правильно читать Псалтирь? Какие установлены правила?
15.09.21 13:31

Как часто нужно причащаться?
13.09.21 09:49

Осенняя Лавра
16.09.21 12:36

19 сентября — Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах)
19.09.21 08:39

Нуждаются ли православные во Христе?
15.09.21 18:17

Осенний Шишкин
14.09.21 11:41

Митр. Антоний (Паканич) о Православии, кириллице, Украине и Европе
13.09.21 20:55

Чудо святого Архистратига Михаила в Хонех – вечная притча о добре и зле
18.09.21 15:44

Центральный вход на территорию Киево-Печерской Лавры будет временно закрыт
19.09.21 12:50

Жанр и происхождение текста

Логический источник Q гипотетически считается источником текста . У Матфея и Луки второе и третье искушения поменялись местами

Поскольку в версии от Матфея можно увидеть увеличение, она считается оригинальной, в то время как Лука в свою очередь называет искушение мирового царства из-за важности Иерусалимского храма как кульминационного момента. Лука также ссылается на Страсти как на кульминацию своего Евангелия с заключительным замечанием о том, что дьявол отпустил Иисуса «на определенное время».

То, что Иисус оставался в пустыне какое-то время, можно считать историческим. Сама история соблазна занимает особое положение по своей форме и жанру — очевидцы исключены, а буквальная историческая интерпретация невозможна из-за того, что нельзя смотреть на «все царства мира» свысока. Некоторые экзегеты поэтому интерпретируют историю таким образом, что она имела место внутри Иисуса как своего рода видение .

Изображение в Библии

В Евангелии от Марка говорится только сразу после крещения Иисуса :

Марка 1.12 F. 

Во время крещения на Иисуса сошел Дух Божий ; этот дух сначала ведет его в пустыню. За эпизодом искушения следует первое публичное появление Иисуса в Галилее; поэтому само искушение является частью подготовки к его работе.

У Матфея и Луки есть оригинальное изображение, включающее три искушения:

согласно Евангелию от Матфея , гл. 4-й согласно Евангелию от Луки , гл. 4-й
Вступление 1 Тогда Иисус был введен Духом в пустыню; там он должен был быть искушаем дьяволом.

2 Постившись сорок дней и сорок ночей, он проголодался.

1 Исполненный Святым Духом, Иисус покинул регион Иордана. Затем дух водил его по пустыне сорок дней,

2 и Иисус был искушаем дьяволом. Все время он ничего не ел; но когда сорок дней прошли, он был голоден.

1. Искушение 3 Тогда искуситель подошел к нему и сказал: Если Ты Сын Божий, прикажи превратить камни сии в хлеб. 3 Тогда диавол сказал ему: если ты Сын Божий, дай камню стать хлебом.
отвечать 4 Но он ответил: « В Священных Писаниях написано: человек живет не только хлебом, но и всяким словом, исходящим из уст Божьих. 4 Иисус ответил ему, Священные Писания говорят: Человек не живет только хлебом.
2. Искушение 5 Тогда диавол взял его в святой город и поставил на вершине храма.

6 и сказал ему: если ты Сын Божий, бросься вниз; ибо в Священных Писаниях сказано: Он повелевает своим ангелам нести вас на руках, чтобы ваша нога не ударилась о камень.

5 Тогда диавол привел его (на гору) и в одно мгновение показал ему все царства земли.

6 И он сказал ему: Я дам тебе всю власть и славу этих царств; потому что они оставлены мне, и я отдаю их кому хочу.

7 Если ты поклонишься мне и поклонишься мне, все будет твоим.

отвечать 7 Иисус ответил ему : « Священные Писания также говорят : не испытывай Господа Бога твоего.
8 Иисус ответил ему: « В Священных Писаниях написано: ты должен пасть ниц перед Господом, твоим Богом, и служить Ему одному .
3. Искушение 8 Опять диавол взял его с собою и повел на гору очень высокую; он показал ему все королевства мира с их великолепием

9 и сказал ему: я дам тебе все это, если ты поклонишься мне ниц и поклонишься мне.

9 Дьявол привел его в Иерусалим, поставил на крышу храма и сказал ему: если Ты Сын Божий, бросься отсюда;

10 ибо в Священных Писаниях сказано: Он повелевает своим ангелам охранять вас;

11 и: Они понесут тебя на руках, так что твоя нога не ударится о камень.

отвечать 10 Иисус сказал ему: «Отойди, сатана! Ибо в Священном Писании написано: пред Господом, Богом твоим, ты должен падать ниц и только Ему служить. 12 Иисус ответил ему: Священные Писания говорят : не испытывай Господа Бога твоего.
Достаточно 11 Тогда диавол оставил его, и пришли ангелы и служили ему. 13 После этих искушений дьявол на время оставил его.

Philips Augustijn Immenraet: искушение Христа

Искушение Иисуса на воскресной стороне алтаря Пахера в Санкт-Вольфганге

Ссылка сделана на следующие отрывки из Ветхого Завета :

  • Втор 8,3  : Он хотел, чтобы вы знали, что человек не только живет хлебом, но этот человек живет всем, что говорят уста Господа.
  • Пс 91 11f.  : Ибо он приказывает своим ангелам охранять вас на всех ваших путях. / Они несут тебя на руках, чтобы твоя нога не ударилась о камень.
  • Dtn 6,16  : Не подвергайте Господа, вашего Бога, испытанию.
  • Dtn 5,9  : Вы не должны падать ниц перед другими богами и не должны брать на себя обязательства служить им. и 6,13 :Бойтесь Господа Бога вашего; ты будешь служить ему, ты должен клясться его именем.

Все эти места связаны с миграцией в пустыню . Упоминание о «сорок дней и сорок ночей» часто ассоциируется с Ex 24.18  или истолковано символически.

Для чего Господь удалился в пустыню и постился?

Фото: Pravoslavie.ru

Иисусу Христу по его божественной природе было известно все, что случится с ним. Поэтому он был готов ко встрече с дьяволом. Но и дьявол многие века ждал Мессию, который должен был прийти на Землю. Единственное, чего не знал сатана – что перед ним встанет сам Сын Божий, который имеет власть над злом.

Иисус, преодолевая искушения дьявола, показывает людям, как нужно вести себя при соблазнах, которыми во множестве искушает человечество нечистый дух.

В пустыне Иисус был в одиночестве, и этим Он дает понять людям, что вне Церкви, без духовной поддержки они оказываются один на один со многими силами, намного превосходящими их человеческие силы.

А сатана, в свою очередь, наоборот, явившись в пустыню к Иисусу, подчеркивает, что каждый человек одинок по своей сути, никому не нужен и не интересен. Сам за себя, одинокий и брошенный. Но это совершенно не так, как говорит Евангелие. Спаситель не раз подчеркивал, что он никогда не оставит ни одного человека без своей любви и внимания.

Церковное почитание

В память о сорокадневном посте Иисуса в пустыне в христианстве установлен ежегодный Великий пост, первая часть которого — четыредесятница, совершающаяся в подражание посту Христа.

В Католической церкви в первое воскресение Великого поста установлено воспоминание искушения Христа в пустыне. В этот день на Литургии Слова в каждом из трёх годовых циклов читается евангельский рассказ об искушении Христа, а причастным песнопением выступают слова, сказанные Иисусом в ответ на первое искушение — «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих».

Чтимые церковью места

Церковное предание считает местом, где Иисус сорок дней провёл в посте и был искушаем Дьяволом, гору недалеко от Иерихона.

Гора имеет высоту 380 м и именуется христианами горой Искушения или Сорокадневной горой и на её вершине располагается монастырь Искушения, где единственным насельником в настоящее время является греческий монах.

Монастырь основан в IV в., его внутренние помещения вырублены в скале, а в пещере, где по преданию жил Христос во время своего пребывания в пустыне, устроена часовня.

Гора является традиционным местом христианского паломничества:

«…мы сели на коней и пошли в лагерь, раскинутый в оазисе Иерихона у Айн-Султане. За ним высилась цепь Кварантана, с горою сорокадневного поста, на которой Спаситель готовился к своему земному служению постом и молитвою. На её восточном склоне, обращённом в долину Иордана, видны пещеры. В этих пещерах, до сего времени, копты пред принятием священства обязательно должны провести в посте и молитве сорок дней».

— Путешествие по Востоку и Святой Земле в свите великого князя Николая Николаевича в 1872 году.

Литературный жанр

Обсуждение статуса как притчи

Обсуждение литературного жанра включает в себя то, является ли то, что представлено, историей, притчей, мифом или смесью различных жанров. Это относится к реальности встречи. Иногда повествование об искушении воспринимается как притча, читая, что Иисус в своем служении рассказал это повествование аудитории, рассказывая о своем внутреннем опыте в форме притчи. Или это автобиографично, относительно того, каким Мессией намеревался быть Иисус. Писатели, в том числе Уильям Барклай , указали на тот факт, что «нет горы достаточно высокой во всем мире, чтобы увидеть весь мир», как указание на небуквальный характер события, и что повествование изображает то, что происходило внутри Иисуса. ‘ разум. Доминиканский богослов Фома Аквинский объяснил: «Что касается слов:« Он показал Ему все царства мира и их славу », мы не должны понимать, что Он видел сами царства с городами и жителями, их золото и серебро: но дьявол указал на районы, в которых находилось каждое царство или город, и изложил Ему в словах их славу и состояние ».

Споры о буквальности соблазнов восходят, по крайней мере, к дискуссии Джорджа Бенсона и Хью Фармера в 18 веке .

Католическое понимание таково, что искушение Христа было буквальным и физическим событием. «Несмотря на возникшие трудности,… вопреки историческому характеру трех искушений Иисуса, записанных Св. Матфеем и Св. Лукой, очевидно, что эти священные писатели намеревались описать реальное и видимое приближение сатаны, чтобы описать фактическое перемещение мест и т. д., и что традиционная точка зрения, которая поддерживает объективную природу искушений Христа, является единственной, отвечающей всем требованиям повествования Евангелия «.

Катехизис Католической церкви гласит:

О чем думает Христос Крамского

Крамской взял сюжет из Библии об искушении Христа дьяволом. После крещения, когда Иисусу было 30 лет, он принял решение удалиться в пустыню на 40 дней. Там он не ел и не пил.

И в таком состоянии его пытался искусить дьявол. Многие художники показывали эти сцены искушения.

У моего любимого Тиссо, например, мы видим, как Дьявол предлагает Христу обратить камни в хлеб.

Джеймс Тиссо. Искушение Христа. 1886—1894. Бруклинский музей

А Суриков показывает другой дьявольский соблазн. Тот перенёс Христа на высокую гору и начал сулить ему владычество над всеми городами, которые они увидели с вершины. Конечно, при условии, что Божий сын перейдёт на сторону зла.

Василий Суриков. Искушение Христа. 1872 г. Русский музей, Санкт-Петербург

По Библии все размышления Христа касаются выбора между добром и злом.

Но вот у Крамского дьявола нет. Ведь человек здравомыслящий не видит дьявола наяву. О чем же тогда думает Христос Крамского?

Нам не нужно гадать. Сам художник все поясняет в переписке.

У его героя сильный характер. Он так неординарен, что может весь мир покорить. Но решает этого не делать, силой воли заглушая в себе общечеловеческие желания власти и богатства. И выбирает путь гораздо сложнее, не сулящий никаких благ «здесь и сейчас».

Вот эту борьбу с самим собой, перекраивание предназначения, внутреннюю ломку, мы и видим. Согласитесь, это требует очень сложной смеси эмоций и мыслей. Вот именно их Вы и видите на его лице. И невольно сопереживаете.

Что такое искушение?

В переводе с церковнославянского языка слово «искушение» означает «испытание». В Православии искушением именуется греховный соблазн, спровоцированный злыми духами (нередко через других людей). Это ситуация, когда человек оказывается перед выбором между добром и злом.

Творец создал человека свободной личностью. Если мы желаем быть с Богом, то не будем преступать Его заповеди и усилием воли отвергнем искушение. Когда же мы поддаёмся греховному соблазну, то отдаляем себя от Господа и переходим во власть тёмных сил. Некоторые искушения попускаются Богом, но не для того, чтобы склонить ко злу. А для испытания человека, проверки его духовно-нравственного состояния

Святитель Иоанн Златоуст обращает внимание христиан на следующий важный момент:

Преодоление соблазнов духовно закаляет христианина, делает его более стойким в борьбе со страстями. Отвергая искушение, человек доказывает свою любовь и верность Господу. А Тот щедро одаривает свое творение спасительной благодатью. Искушения также помогают христианину смириться, познать свои «слабые стороны» и греховные наклонности. В испытаниях человек лучше всего понимает, над чем ему следует особенно трудиться. Поэтому Святые Отцы призывают нас не только быть твёрдыми в искушениях, но и благодарить за них Бога. Преподобный Амвросий Оптинский (Гренков) учит:

Сюжет и описание

Сюжет картины связан с описанным в Новом Завете сорокадневным постом Иисуса Христа в пустыне, куда он удалился после своего крещения, и с искушением Христа дьяволом, которое произошло во время этого поста. По признанию художника, он хотел запечатлеть драматическую ситуацию нравственного выбора, неизбежную в жизни каждого человека.

Искушение Христа в пустыне, Новый Завет:

  • Евангелие от Матфея — Мф. 
  • Евангелие от Луки — Лк. 
  • Евангелие от Марка — Мк. 

На картине изображён Христос, сидящий на сером камне, расположенном на возвышенности в такой же серой каменистой пустыне. Крамской использует холодные цвета, чтобы изобразить раннее утро — заря только зачинается. Линия горизонта проходит довольно низко, разделяя картину примерно пополам. В нижней части находится холодная каменистая пустыня, а в верхней части — предрассветное небо, символ света, надежды и будущего преображения. В результате фигура Христа, одетого в красный хитон и тёмно-синий плащ-гиматий, господствует над пространством картины, однако пребывает в гармонии с окружающим суровым ландшафтом. В одинокой фигуре, изображённой среди холодных камней, чувствуется не только горестная задумчивость и усталость, но и «готовность сделать первый шаг на каменистом пути, ведущем к Голгофе».

Руки Христа (фрагмент картины)

Сдержанность в изображении одежды позволяет художнику придать основное значение лицу и рукам Христа, которые создают психологическую убедительность и человечность образа. Крепко сжатые кисти рук находятся практически в самом геометрическом центре холста

Вместе с лицом Христа они представляют собой смысловой и эмоциональный центр композиции, притягивающий к себе внимание зрителя. Сцепленные руки, находящиеся на уровне линии горизонта, «в судорожно-волевом напряжении словно пытаются связать, подобно замковому камню, весь мир — небо и землю — воедино»

Босые ноги Христа изранены от долгого хождения по острым камням.

Картина статична, в ней нет действия, но показаны работа мысли Христа и сила его духа, сохранённая вопреки всем страданиям, которые ему пришлось и ещё придётся пережить. Сам Крамской так рассказывал о своём замысле: «Я хотел нарисовать глубоко думающего человека, но не о потере состояния или какой-нибудь жизненной неудаче, а… не могу определить, но вы понимаете, что я хочу сказать». Христос у Крамского показан высоконравственным, но всё же вполне земным человеком — с ортодоксально-церковной точки зрения такой подход мог быть воспринят как святотатство. Крамской писал: «Я вижу ясно, что есть один момент в жизни каждого человека, мало-мальски созданного по образу и подобию Божию, когда на него находит раздумье — пойти ли направо или налево, взять ли за Господа Бога рубль или не уступать ни шагу злу». Художник вспоминал, что на вопросы, которые задавали ему зрители: «Это не Христос, почему вы знаете, что он был такой?», — он «позволял себе дерзко отвечать, что ведь и настоящего, живого Христа не узнали».

Пейзажный фон картины нельзя назвать нейтральным, так как пространство пустыни играет значительную роль в смысловой структуре полотна — «это активное пластическое пространство, целенаправленно лишённое многословия». Для его построения художник использовал приглушённую цветовую гамму, составленную из серых, серебристых и лиловых цветов. Такая комбинация создаёт впечатление «вибрирующей, мерцающей формы в лучах розовеющего неба». Хотя отдельные детали пейзажа выглядят довольно натуралистично, в целом он создаёт ирреальное впечатление. В результате пустыня воспринимается в виде «леденящего пространства, где нет и не может быть никакой жизни».

Как и в других картинах, отличительной чертой техники Крамского была тонкая законченность — до такой степени, что некоторые даже считали её чрезмерной или излишней. Рама для картины была изготовлена в Санкт-Петербурге по специальному заказу художника — она также содержит часть смысловой нагрузки и дополняет образное содержание полотна: «Углы её перехвачены и скреплены верёвкой, образующей крестообразные петли. Это по-своему ассоциируется с идеей обречённости».

Рассказы Матфея и Луки

Христос в пустыне — Иван Крамской , 1872 г.

В Луки (Лука 4: 1-13) и Мэтью ( Мф 4: 1 — ) счета, порядок трех искушений и сроки ( в пределах или в конце 40 -х дней) различаются; никаких объяснений относительно того, почему порядок отличается, не было общепринятым. Матфей, ​​Лука и Марк ясно дают понять, что Дух привел Иисуса в пустыню.

Пост традиционно предвещал великую духовную борьбу. Илия и Моисей в Ветхом Завете постились 40 дней и ночей, и, таким образом, Иисус, делая то же самое, предлагает сравнение с этими событиями. В иудаизме «практика поста связала тело и его физические потребности с менее осязаемыми ценностями, такими как самоотречение и покаяние». В то время 40 было не столько конкретным числом, сколько общим выражением любой большой фигуры. Пост не может означать полное воздержание от еды; следовательно, Иисус мог выжить за счет скудной пищи, которую можно было добыть в пустыне.

Марк не сообщает подробностей, но у Матфея и Луки «искуситель» ( греч . : ὁ πειράζων , ho peirazōn ) или «дьявол» ( греч . : ὁ διάβολος , ho diabolos ) искушает Иисуса:

  • Сделай хлеб из камней, чтобы утолить голод
  • Прыгайте с вершины и положитесь на ангелов, чтобы остановить его падение. В повествованиях и от Луки, и от Матфея сатана цитирует Псалом 91 : 11–12, чтобы указать, что Бог обещал эту помощь.
  • Поклоняйтесь сатане в обмен на все царства мира.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector