Искушение иисуса христа в пустыне

Библейские сюжеты в живописи.Крамской И.Н. Христос в пустыне

Крамской Иван Николаевич. «Христос в пустыне». 1872 г.

Размеры оригинала: 180×210 см. Техника исполнения оригинала: Холст, масло. Москва, Государственная Третьяковская галерея.

Картина «Христос в пустыне» занимает совершенно особое место в творческой биографии Ивана Крамского. Многие художники второй половины XIX века, создавая образ Христа, придавали ему не созерцательное, а острое историко-философское звучание. В произведениях из жизни Христа художники пытались ответить на многие наболевшие вопросы эпохи — вопросы о смысле жизни и самопожертвовании ради общества, которые никого не оставляли равнодушными. В то время в России было немало людей, готовых принести себя в жертву во имя добра, правды и справедливости. Именно тогда готовились к «хождению в народ» молодые революционеры-разночинцы.

Главная мысль И. Крамского тех лет, сильно занимавшая его, — это трагедия жизни тех высоких натур, которые добровольно отказались от всякого личного счастья, и самым лучшим, самым высшим и чистым образом, который художник мог найти для выражения своей идеи, был Иисус Христос. И у Н. Ге, и у А. Иванова, позднее у В. Поленова Христос — это философ, странствующий проповедник, ищущий истину, а не всемогущий властитель мира, все знающий и всем указывающий.

В ноябре 1869 года, чтобы «видеть все, что сделано в этом роде», художник уезжает в Германию, затем перебирается в Вену, Антверпен, Париж. Он ходит по картинным галереям и художественным салонам, знакомится со старым и новым искусством, а вернувшись на родину, совершает поездку в Крым — в районы Бахчисарая и Чуфут-Кале, которые своей природой напоминали палестинские пустыни.

«Под влиянием ряда впечатлений, — говорил впоследствии И. Крамской, — у меня осело очень тяжелое ощущение от жизни. Я вижу ясно, что есть один момент в жизни каждого человека, мало-мальски созданного по образу и подобию Божию, когда на него находит раздумье — пойти ли направо или налево, взять ли за Господа Бога рубль или не уступить ни шагу злу?» Итогом этих размышлений явилась у художника «потребность рассказать другим то, что я думаю. Но как рассказать? Чем, каким способом я могу быть понят? И вот однажды я увидел человека, сидящего в глубоком раздумье. Его дума была так серьезна и глубока, что я часто заставал его постоянно в одном положении». Поразила художника и пластика лица этого человека, которая выдавала и его характер. Губы его как бы засохли, слиплись от долгого молчания, и только глаза выдавали внутреннюю работу, хотя ничего не видели. И «я понял, — писал И. Крамской, — что это — такого рода характер, который, имея силу все сокрушить, одаренный талантом покорить себе весь мир, решается не сделать того, куда влекут его животные наклонности». И после этого, как вспышка, рождается образ — сначала смутный, затем все более проясняющийся, набирающий глубину и силу.

Художник изобразил Христа сидящим на холодных серых камнях, пустынная почва мертва так, что кажется, будто сюда не ступала еще нога ни одного человека. Но благодаря тому, что линия горизонта делит плоскость холста почти пополам, фигура Христа одновременно и господствует в пространстве полотна, и, несмотря на одиночество, находится в гармонии с суровым миром картины.

В этом произведении нет действия, но зримо показана жизнь духа, работа мысли. Ноги Христа изранены об острые камни, фигура согбенна, руки мучительно стиснуты, над склоненной головой не замечаемое им течет и течет время. А между тем изможденное лицо Христа передает не только страдание, но вопреки всему выражает невероятную силу воли и готовность сделать первый шаг на каменистом пути, ведущем к Голгофе.

Необычные детали «Христа в пустыне»

На первый взгляд картина очень реалистична. Ведь все потустороннее в ней отбрасывается.

Остается реальный образ человека, который не первый день ходит по пустыне босыми ногами. Без еды и воды. Да ещё измученный долгими и серьезными раздумьями.

Но есть все же в картине толика мистики. Обратите внимание на камни вокруг Христа. Внизу полотна — необычный камень

Его основание слишком узкое, чтобы он мог сам так стоять. Символ богоподобия Христа и его умения творить чудеса?

Внизу полотна — необычный камень. Его основание слишком узкое, чтобы он мог сам так стоять. Символ богоподобия Христа и его умения творить чудеса?

Иван Крамской. Фрагмент картины «Христос в пустыне». 1872 г.

А камень справа больше похож на рукотворную плиту. Она зловеще нависает над землёй как символ грядущих непосильных испытаний.

Человечный Христос

В 1835 году была издана необычная книга — «Жизнь Христа» Давида Штрауса.

Хотя она была написана трудночитаемым языком, основной её смысл так поразил общественность, что, как говорится, обратного пути не было. «Ящик Пандоры» был открыт.

Штраус дерзнул предположить, что Христос был человеком. Правда, очень талантливым. Он нёс христианское учение в массы, а не только узкой группе интеллектуалов. И это было главным его отличием от других проповедников.

Именно массы потом передавали рассказы о нем из уст в уста, пока легенды не переносились на бумагу. А все чудеса, связанные с ним, рождались позже и основывались на древних мифах.

Книга Штрауса имела колоссальное влияние на литературу и живопись.

Из наших художников первым проникся этой теорией Александр Иванов. Его Христос приобретает больше человечности, нежели божественности. Даже привычного нимба нет.

Александр Иванов. Явление Христа народу (деталь). 1837—1857. Третьяковская галерея, Москва

Таким же человечным перед нами предстаёт и Христос Крамского. Это выражено в простой позе человека, который столкнулся с душевными терзаниями и тяжелым выбором.

Иван Крамской. Христос в пустыне (деталь). 1872 г.

Но что это за выбор? О чем Христос думает?

Кратко о жизни и смерти талантливого человека

Иван Николаевич Крамской – русский живописец, художественный критик, мастер жанровой, исторической и портретной живописи, родился двадцать седьмого мая одна тысяча восемьсот тридцать седьмого года в Воронеже. Окончив училище, он становится писарем и ретушером-фотографом.

В одна тысяча восемьсот пятьдесят седьмом году, в двадцатилетнем возрасте, Крамской приезжает в Петербург. Начинает работать в фотоателье и поступает в академию художеств. Чтобы обеспечить свою жизнь, он был вынужден писать много портретов известных людей: Льва Толстого, художника Шишкина, Александра Третьего и Веры Николаевны Третьяковой.

Любящий муж и отец, Иван Николаевич часто рисовал своих домочадцев. В его семье было шестеро детей. Двое сыновей умерли еще в детстве, и это горе сильно подкосило художника. О своих переживаниях он поведал в картине «Безутешное горе».

Скончался Крамской двадцать четвертого марта одна тысяча восемьсот восемьдесят седьмого года. Работая над портретом семейного врача, внезапно Иван Николаевич наклонился и упал. Медик попытался оказать ему помощь, но было уже поздно.

Что такое искушение?

В переводе с церковнославянского языка слово «искушение» означает «испытание». В Православии искушением именуется греховный соблазн, спровоцированный злыми духами (нередко через других людей). Это ситуация, когда человек оказывается перед выбором между добром и злом.

Творец создал человека свободной личностью. Если мы желаем быть с Богом, то не будем преступать Его заповеди и усилием воли отвергнем искушение. Когда же мы поддаёмся греховному соблазну, то отдаляем себя от Господа и переходим во власть тёмных сил. Некоторые искушения попускаются Богом, но не для того, чтобы склонить ко злу. А для испытания человека, проверки его духовно-нравственного состояния

Святитель Иоанн Златоуст обращает внимание христиан на следующий важный момент:

Преодоление соблазнов духовно закаляет христианина, делает его более стойким в борьбе со страстями. Отвергая искушение, человек доказывает свою любовь и верность Господу. А Тот щедро одаривает свое творение спасительной благодатью. Искушения также помогают христианину смириться, познать свои «слабые стороны» и греховные наклонности. В испытаниях человек лучше всего понимает, над чем ему следует особенно трудиться. Поэтому Святые Отцы призывают нас не только быть твёрдыми в искушениях, но и благодарить за них Бога. Преподобный Амвросий Оптинский (Гренков) учит:

Причины и возможность искушений Христа дьяволом

Дьявол ненавидит Бога и Его главное творение. Именно через искушение нечистый подтолкнул первых людей к грехопадению. Адам и Ева ослушались Творца и съели запретный плод одного из райских деревьев. Так человек разорвал связь с Творцом, впустил в свою жизнь зло, скорби и смерть.

И вот, спустя тысячи лет в наш мир пришёл Спаситель Иисус Христос, призванный вернуть человечеству потерянный рай. Сатана вновь прибегает к искушениям – чтобы совратить Мессию на ложный путь, не дать Ему исправить последствия грехопадения. Однако у тех, кто читает про искушение Христа в пустыне, нередко возникает следующий вопрос. Как лукавый мог соблазнять Самого Господа? Приведём слова преподобного Симеона Нового Богослова:

Иисус Христос является единой Личностью с двумя природами: Божественной и человеческой. Именно на последнюю пытался воздействовать дьявол. Как человек Спаситель мог быть искушаем. Он не согрешил не в силу отсутствия возможности, а по Своему нравственному совершенству.

Если же учитывать Божественное естество Христа, то искушения сатаны представляли собой его борьбу против Сына Божьего с целью сохранить за собой власть над людьми. Ведь Господь воплотился именно для того, «чтобы разрушить дела дьявола» (1.Ин. 3:8) и лишить его этой власти (Евр. 2:14).

Цена «Христа в пустыне»

Крамской работал над картиной 5 лет. Не считая вынашивания замысла и первых эскизов.

Он мог себе это позволить благодаря Третьякову. Вернее, его готовности покупать не декоративные картины для столовых, а работы с глубоким смыслом.

Это, конечно, уникальная ситуация. Художник мог выразить то, что хотел, даже если для этого ему нужно 5 лет!

Какой еще заказчик картин будет готов на это? А Третьяков охотно окупал временные и душевные затраты художников.

Насколько я знаю, «Христос в пустыне» — самое дорогое приобретение Третьякова. Не торгуясь, он заплатил 6000 рублей (на наши деньги примерно 3 млн) за картину ещё до того, как ее увидела публика.

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

О чем думает Христос Крамского

Крамской взял сюжет из Библии об искушении Христа дьяволом. После крещения, когда Иисусу было 30 лет, он принял решение удалиться в пустыню на 40 дней. Там он не ел и не пил.

И в таком состоянии его пытался искусить дьявол. Многие художники показывали эти сцены искушения.

У моего любимого Тиссо, например, мы видим, как Дьявол предлагает Христу обратить камни в хлеб.

Джеймс Тиссо. Искушение Христа. 1886—1894. Бруклинский музей

А Суриков показывает другой дьявольский соблазн. Тот перенёс Христа на высокую гору и начал сулить ему владычество над всеми городами, которые они увидели с вершины. Конечно, при условии, что Божий сын перейдёт на сторону зла.

Василий Суриков. Искушение Христа. 1872 г. Русский музей, Санкт-Петербург

По Библии все размышления Христа касаются выбора между добром и злом.

Но вот у Крамского дьявола нет. Ведь человек здравомыслящий не видит дьявола наяву. О чем же тогда думает Христос Крамского?

Нам не нужно гадать. Сам художник все поясняет в переписке.

У его героя сильный характер. Он так неординарен, что может весь мир покорить. Но решает этого не делать, силой воли заглушая в себе общечеловеческие желания власти и богатства. И выбирает путь гораздо сложнее, не сулящий никаких благ «здесь и сейчас».

Вот эту борьбу с самим собой, перекраивание предназначения, внутреннюю ломку, мы и видим. Согласитесь, это требует очень сложной смеси эмоций и мыслей. Вот именно их Вы и видите на его лице. И невольно сопереживаете.

Первое искушение

Фото: Flickr.com

Почему же Иисус уступил своей человеческой природе и захотел есть? Ответ на этот вопрос очевиден – люди слишком много внимания уделяют своей плоти, своим желаниям, и идут у них на поводу. Поэтому сатана должен был увидеть, что Тот, кто перед ним, не подвластен этой слабости и даже делает ее своей силой.

Сделать голод орудием против сатаны Спаситель смог с помощью слов Господа, которые были донесены до людей еще в Ветхом Завете.

Но искушаемый совершенно спокойно отказывается от такого искушения – самому накормить себя. Все его чудеса и знамения были направлены только на пользу людям – он кормил и поил слабых, голодных и тех, кто шел за ним. И делал это из любви к людям и сострадания. Именно в этих целях он использовал свои божественные возможности. Поэтому Иисус, не вступая в дискуссию с сатаной, и не желая ему ничего доказывать, отвечает:

Таким ответом он ставит себя выше искушения, отказываясь даже разговаривать о нём. И сатана отступает. Но тут же переходит ко второму.

«Христос в пустыне» Крамского

«Да, дорогой мой, кончил или почти кончил «Христа». И потащат его на всенародный суд, и все слюнявые мартышки будут тыкать пальцем в него и критику свою разводить…», — писал Иван Крамской пейзажисту Федору Васильеву. В целом, так и вышло. Были, конечно, и те, кто замирал перед картиной в восторге. Но были и те, кто остался недоволен и даже возмущен. Что же произошло?

Сюжет

После крещения Иисус удалился в пустыню на 40 дней, где держал пост. И в минуту жизни трудную его искушал дьявол: голодом (уговаривая превратить камни в хлеб), гордыней (предлагая призвать ангелов и повелеть им нести Христа на руках) и верой (обещая неограниченную власть, если Иисус перейдет на сторону зла).

Иисус столкнулся с ситуацией нравственного выбора. И хотя мы знаем, чем закончилась история, полотно заставляет нас переживать — какое решение примет Христос. Удастся ли дьяволу искусить его? Или он останется верен богу?

Выражение лица, крепко сжатые кисти рук, сама поза Христа показывают его душевные переживания

Картина статична, наше внимание сконцентрировано на эмоциональном состоянии Иисуса, его внутренней борьбе. Он не только божий сын, но и простой человек, который каждый день выбирает между добром и злом

«Я хотел нарисовать глубоко думающего человека, но не о потере состояния или какой-нибудь жизненной неудаче, а… не могу определить, но вы понимаете, что я хочу сказать», — так писал Крамской о замысле картины.

Контекст

Над темой Христа Крамской размышлял почти 10 лет. Изначально картина должна была быть вертикальной. Но фигура Христа, которого Крамской писал с крестьянина, заняла почти весь холст, места для пустыни не осталось.

Когда же стало понятно, что работу придется начинать с чистого холста, Крамской отправился в путешествие по Европе. Разглядывая работы мастеров в Вене, Париже, Антверпене, он искал «своего» Христа.

Сильное впечатление на него произвело полотно Александра Иванова «Явление Христа народу». Позднее Репин вспоминал, что, рассказывая о задумке, Крамской говорил об Иисусе как человеке, хорошо ему знакомом.

Второй вариант картины художник писал самозабвенно три месяца. Еще до представления на выставке передвижников полотно купил Павел Третьяков, заплатив бешеные деньги.

По правде сказать, нет трёх человек, согласных между собой

Но никто не говорит ничего важного

А ведь „Христос в пустыне“ — это моя первая вещь, над которой я работал серьёзно, писал слезами и кровью… она глубоко выстрадана мною… она — итог многолетних исканий».

По задумке художника, следующей работой должна была стать картина, на которой толпа глумится над Христом во дворе Понтия Пилата. Крамской пять лет работал над монументальной картиной, но так и не закончил.

Судьба художника

Крамской по молодости зарабатывал ретушью фотографий. В середине 1850-х он переехал из Воронежской губернии в Петербург, где после года все той же фотошопной забавы поступил в Академию художеств. Там проявился бунтарский нрав Крамского. Вместе с 13 студентами они отказались писать на мифологические темы, требуя возможности самим выбирать сюжеты.

Позднее именно Крамской был идеологом «Товарищества передвижных художественных выставок» — тех самых «передвижников». Он продвигал идеи общественной роли художника и его ответственности, настаивал на необходимости реализма на полотнах.

Прожил Крамской недолго, а скончался во время работы над портретом доктора Раухфуса: художник внезапно наклонился и упал — аневризма аорты. Было Ивану Крамскому 49 лет.

Искусство, литература, кино и музыка

Ксилография Юлиуса Шнорра фон Карольсфельда , 1860 г.

Искушение Христа было частой темой в искусстве и литературе христианских культур. Сцена, которую обычно интерпретируют как третье искушение Иисуса, изображена в Келлской книге . Третья и последняя часть древнеанглийской поэмы « Христос и сатана» касается «Искушения Христа» и может рассматриваться как предшественник « Потерянного рая» Джона Мильтона . Искушение Христа действительно является предметом продолжения Мильтона «Потерянный рай, возвращенный рай» . Дж. М. У. Тернер сделал гравюру «Искушение на горе» для издания «Поэтических произведений Джона Мильтона » 1835 года . Сатана и Иисус стоят силуэтами на скале, глядя на широкий пейзаж, переходящий в море. Изображение «… изображает искушение Христа, совершенное сатаной, особенно тот момент, когда сатана предлагает Христу царства мира. Это видение искушения, простирающегося до открытого моря, устрашающе похоже на возможности завоевания, которые обычно изображаются в Британское и американское искусство эпохи романтизма ».

Освещенная сцена в книге часов XV века Très Riches Heures du Duc de Berry изображает Иисуса, стоящего на вершине готического замка, основанного на собственном замке герцога в Мехун-сюр-Евр. Даниэлла Жупан-Иероним рассматривает это как вызов «… герцогу, призванный призвать его к смирению и обращению …»

В романе «Великий инквизитор» Федора ДостоевскогоБратья Карамазовы» подробно рассматривается искушение Христа. Кэтлин Е. Гиллиган проводит параллель с Толкиен «s Властелином колец , в которых персонажи Гэндальф и Галадриэль , как влиятельные фигуры , каждый в своем собственном праве, соблазн приобрести кольцо и стать более мощным , лучшими из причин , но с вероятностью катастрофические результаты.

В фильме Эндрю Ллойда Уэббера « Иисус Христос суперзвезда» есть краткие ссылки на Христа, искушаемого смертными удовольствиями, и Стивен Шварц посвящает этому сцену в . В романе У. Сомерсета Моэма « Лезвие бритвы» рассказчик использует Евангелие от Матфея, чтобы представить свой собственный финал, в котором Иисус принимает смерть на кресте, «ибо большей любви нет человека», в то время как дьявол ликует, зная, что человек отвергнет это искупление и совершит зло вопреки, если не благодаря этой великой жертве.

В фильме 1989 года « Иисус из Монреаля» актера, играющего Иисуса, поднимают на вершину небоскреба и адвокат предлагает выгодные контракты, если он будет служить ему. В телевизионном мини-сериале 2019 года « Добрые предзнаменования » искушение Христа приписывается демону Кроули, который утверждает, что показал Христу царства мира как простую возможность для путешествий.

Искушение Христа в пустыне показано в следующих театральных и телевизионных фильмах: Царь царей (США, 1961, Николас Рэй ), Евангелие от Матфея (Италия, 1964, режиссер Пьер Паоло Пазолини ), Величайшая история, которую когда-либо рассказывали ( США, 1965, Джордж Стивенс ), Иисус (США, 1979, Питер Сайкс и Джон Криш ), Последнее искушение Христа (США, 1988, Мартин Скорсезе ), Иисус (телефильм 1999 года, Роджер Янг ), Создатель чудес (Великобритания-США). фильм, 2000 г.), Библия (мини-сериал США, 2013 г., Рома Дауни и Марк Бернетт ) и « Последние дни в пустыне» (США, 2015 г., Родриго Гарсия ).

Три искушения приготовил для Христа Диавол в пустыне

Христианская Церковь считает, что искушение Христа в пустыне после сорокадневного поста было направлено против человеческой природы Иисуса, воздействуя на которую Дьявол надеялся совратить Христа на ложный путь.

Таким образом «новый Адам» воплотившийся ради того, чтобы спасти человечество, во время пребывания в пустыне боролся с Дьяволом, который жаждал сохранить власть над людьми. Для этого Враг рода человеческого приготовил три искушения для Иисуса.

«Христос, ведомый Духом в пустыню». Уильям Хол, 1908 год. Христос, ведомый Духом в пустыню, оправился туда, в том числе, чтобы указать на троичность Божественных лиц

Эти три искушения затрагивают практически все греховные сферы. В Священном Писании они называются так:

  • искушение голодом;
  • искушение гордыней;
  • искушение верой.

Иисус Христос удалился поститься в пустыню после крещения.

Многие верующие спрашивают: для чего Христос был направлен Духом в пустыню? Сын Божий вполне мог избегнуть всех искушений. Преподобный Ефрем Сирин в своих сочинения на это отвечает так:

Таким образом, пребывание Христа в посте и молитве в пустыне после крещения — это, в том числе свидетельство о троичности Божественных лиц, которые все участвуют в этом.

Иов северорусская икона XVII век. Существует параллель с искушением Христа в пустыне и испытаниями Иова

В Библии существуют параллели с искушением Христа в пустыне с испытаниями Иова. Пророк также подвергся трем испытаниям и в последнем испытании также Сатана предлагал поклониться ему.

Кроме того, усматриваются аналогии с Исходом евреев из Египта, например, евреи переходили через Иордан, а Иисус Христос крестился в нём, Спаситель постился сорок дней и израильтяне испытывали голод в пустыне.

Второе искушение Господа

Затем дьявол попытался искусить Христа гордыней, предложив Ему сброситься с крыши Иерусалимского храма. Нечистый сказал, что Бог не позволит Своему Сыну погибнуть и пошлёт ангелов, которые подхватят Его. Это чудо настолько поразило бы ожидающих прихода Мессии людей, что они сразу поклонились бы Ему.

При этом сатана прибегает к хитрости и «аргументирует» свои слова строками 90-го псалма о том, что Бог защитит каждого, кто на Него уповает:

Спаситель же отвечает:

Эти слова учат, что нельзя относиться к Богу потребительски и с принуждением, действовать наперекор Его Промыслу. Господь отказался делать чудо главным инструментом спасения людей. Иначе это было бы порабощение, никак не влияющее на их нравственное состояние. Больше всего Христос проповедовал словом Истины, взывая к сердцам слушателей. Ведь настоящее спасение является плодом искренней веры и покаяния.

Второе искушение, которому подвергся Иисус в пустыне, также показывает нам, что зло может прикрываться словами Священного Писания, по-своему их трактуя и применяя в неправильном контексте

Поэтому очень важно не просто читать Библию, а стремиться постичь её подлинный смысл

Посмертная выставка замечательного художника (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Крамской был выдающейся фигурой в культурной жизни России. Не имея серьезного образования, он восполнял этот пробел чтением и общением в интеллигентной среде. Был известен педагогической деятельностью и борьбой за родное ему искусство.

В одна тысяча восемьсот восемьдесят седьмом году в Петербургской академии художеств открылась посмертная персональная выставка Ивана Николаевича. Там же было выставлено полотно под названием «Христос в пустыне». Картина Крамского всегда вызывала широкий интерес у публики. По поводу нее возникали самые противоречивые мнения. Это было первое произведение, над которым автор работал очень серьезно.

Сюжет и описание

Сюжет картины связан с описанным в Новом Завете сорокадневным постом Иисуса Христа в пустыне, куда он удалился после своего крещения, и с искушением Христа дьяволом, которое произошло во время этого поста. По признанию художника, он хотел запечатлеть драматическую ситуацию нравственного выбора, неизбежную в жизни каждого человека.

Искушение Христа в пустыне, Новый Завет:

  • Евангелие от Матфея — Мф. 
  • Евангелие от Луки — Лк. 
  • Евангелие от Марка — Мк. 

На картине изображён Христос, сидящий на сером камне, расположенном на возвышенности в такой же серой каменистой пустыне. Крамской использует холодные цвета, чтобы изобразить раннее утро — заря только зачинается. Линия горизонта проходит довольно низко, разделяя картину примерно пополам. В нижней части находится холодная каменистая пустыня, а в верхней части — предрассветное небо, символ света, надежды и будущего преображения. В результате фигура Христа, одетого в красный хитон и тёмно-синий плащ-гиматий, господствует над пространством картины, однако пребывает в гармонии с окружающим суровым ландшафтом. В одинокой фигуре, изображённой среди холодных камней, чувствуется не только горестная задумчивость и усталость, но и «готовность сделать первый шаг на каменистом пути, ведущем к Голгофе».

Руки Христа (фрагмент картины)

Сдержанность в изображении одежды позволяет художнику придать основное значение лицу и рукам Христа, которые создают психологическую убедительность и человечность образа. Крепко сжатые кисти рук находятся практически в самом геометрическом центре холста

Вместе с лицом Христа они представляют собой смысловой и эмоциональный центр композиции, притягивающий к себе внимание зрителя. Сцепленные руки, находящиеся на уровне линии горизонта, «в судорожно-волевом напряжении словно пытаются связать, подобно замковому камню, весь мир — небо и землю — воедино»

Босые ноги Христа изранены от долгого хождения по острым камням.

Картина статична, в ней нет действия, но показаны работа мысли Христа и сила его духа, сохранённая вопреки всем страданиям, которые ему пришлось и ещё придётся пережить. Сам Крамской так рассказывал о своём замысле: «Я хотел нарисовать глубоко думающего человека, но не о потере состояния или какой-нибудь жизненной неудаче, а… не могу определить, но вы понимаете, что я хочу сказать». Христос у Крамского показан высоконравственным, но всё же вполне земным человеком — с ортодоксально-церковной точки зрения такой подход мог быть воспринят как святотатство. Крамской писал: «Я вижу ясно, что есть один момент в жизни каждого человека, мало-мальски созданного по образу и подобию Божию, когда на него находит раздумье — пойти ли направо или налево, взять ли за Господа Бога рубль или не уступать ни шагу злу». Художник вспоминал, что на вопросы, которые задавали ему зрители: «Это не Христос, почему вы знаете, что он был такой?», — он «позволял себе дерзко отвечать, что ведь и настоящего, живого Христа не узнали».

Пейзажный фон картины нельзя назвать нейтральным, так как пространство пустыни играет значительную роль в смысловой структуре полотна — «это активное пластическое пространство, целенаправленно лишённое многословия». Для его построения художник использовал приглушённую цветовую гамму, составленную из серых, серебристых и лиловых цветов. Такая комбинация создаёт впечатление «вибрирующей, мерцающей формы в лучах розовеющего неба». Хотя отдельные детали пейзажа выглядят довольно натуралистично, в целом он создаёт ирреальное впечатление. В результате пустыня воспринимается в виде «леденящего пространства, где нет и не может быть никакой жизни».

Как и в других картинах, отличительной чертой техники Крамского была тонкая законченность — до такой степени, что некоторые даже считали её чрезмерной или излишней. Рама для картины была изготовлена в Санкт-Петербурге по специальному заказу художника — она также содержит часть смысловой нагрузки и дополняет образное содержание полотна: «Углы её перехвачены и скреплены верёвкой, образующей крестообразные петли. Это по-своему ассоциируется с идеей обречённости».

Евангелие от Марка

Рассказ Марка ( ) очень краток. Большая часть рассказа Марка встречается также в версиях от Матфея и Луки, за исключением утверждения, что Иисус был «с дикими животными». Несмотря на отсутствие фактического текста, общего для трех текстов, язык и интерпретации, которые использует Марк, позволяют провести сравнение трех Евангелий. Греческий глагол, который Марк использует в тексте, является синонимом изгнания демонов, а пустыня иногда представляет собой место борьбы. Два стиха в Евангелии от Марка, использованные для описания искушения Иисуса, быстро продвинули его в карьере проповедника.

Фома Аквинский утверждал, что Иисус позволил искушению как пример и предупреждение. Он цитирует Сираху 2: «Сын, когда ты придешь на служение Богу, стой в справедливости и в страхе, и приготовь душу твою к искушению». После этого он цитирует Евреям 4:15 : «У нас нет первосвященника, который не может сострадать в наших немощах, но искушаемый всем, как мы, без греха».

Суть и итог многолетних раздумий и исканий

Уже горизонт занялся теплым светом. Природа готова встретить первые лучи солнца. И лишь человек совершенно равнодушен к этой красоте. Важная мысль занимает его. Следы мучительных внутренних переживаний заметны на изможденном и помрачневшем лице, которые автор очень искусно передал в произведении «Христос в пустыне». Картина Крамского показывает всю тяжесть дум, легших на плечи Христа, склонившего голову.

Это творение Ивана Николаевича глубоко выстрадано и создано «потом и кровью». Именно так сам автор выражался после написания шедевра. Он стал итогом его многолетних исканий. Композиция картины проста, но выстроена с определенной логикой. Это восхитительный шедевр — «Христос в пустыне»! Картина Крамского представляет монументальную фигуру Христа, которая вырисовывается на фоне предрассветного неба. Мрачная и небо как символ света.

На этом холсте нет действия, но зримо присутствует жизнь духа и Ступни Иисуса изранены, руки мучительно стиснуты, а над склоненной головой как будто течет время. И между тем лик Христа выражает невероятную силу воли.

В таком виде был создан второй вариант полотна «Христос в пустыне». Описание картины, конечно, никогда не сможет передать весь смысл, вложенный в произведение. Оно лишь только поверхностно знакомит читателя с шедевром и напоминает о том, что, как бы ни было велико искушение, нужно найти в себе силы и мужество для борьбы с ним.

25.05.2018
Оксана Копенкина

Иван Крамской. Христос в пустыне. 1872 г. Третьяковская галерея, Москва

Если Вы видели «Христа в пустыне» Крамского вживую, то наверняка она стала одной из Ваших любимых картин.

Если не видели, то Вы можете провести эксперимент. Сходите в по возможности. И попробуйте пройти мимо этой работы.

Думаю, у Вас это не получится. Вы все равно невольно замедлите шаг…

Откуда я это знаю?

Я заметила, что часто любовь к искусству коррелирует с эмпатией. Если Вы любите искусство, то, скорее всего, легко считываете и реагируете на эмоции других.

Поэтому Вы вряд ли пройдёте мимо такого пронзительного образа. ОН погружён в раздумья. Его исхудалые руки сцеплены в сильном напряжении.

Дело происходит на рассвете. А значит он думал всю ночь и продолжает думать ранним утром.

По темным кругам под глазами Вы понимаете, что это не первая такая ночь. И что днём он не отдыхает. Его ноги пыльные, а одежда мохрится от длительной ходьбы.

Сопереживание нахлынет на Вас при виде человека, пребывающего в столь тяжелом раздумье.

Стоп. Человека? Это же Христос. Сын Божий. Властелин земли и неба. Почему же Крамской показал нам лишь человечное в нем, опустив все божественное?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector