Другая святая земля. иорданские заметки. часть v. мёртвое море
Содержание:
- Религиозные взгляды
- Популярная культура
- Содом и Гоморра
- Соляной Столп. Жена Лота
- Еврейские комментарии
- Жена Лота во время бегства из Содома обернулась, и Господь превратил её в соляной столп
- Современные взгляды
- Ветхозаветное повествование
- Слепящая соль Содома
- Что говорит наука?
- Не зацикливаться на прошлом
- Мукавир
- Гора Нево
- Дети Лота: библейский урок
- Цепная реакция
- Дети Лота: библейский урок
- Связь с темой Мошиаха
Религиозные взгляды
Бегство Лота из Содома , офорт Гюстава Доре , 1866 г.
Еврейский взгляд
В Берешит из Торы , Лот впервые упоминается в конце недельной части чтения, Парашат Ноаха . Последующие еженедельные отрывки для чтения, касающиеся всех рассказов о жизни Лота, читаются в Парашат Лех Леха и Парашат Вайера . В Мидраше присутствует ряд дополнительных историй о Лоте, которых нет в Танахе , а именно:
- Авраам позаботился о Лоте после того, как Харран сгорел в гигантском пожаре, в котором Нимрод , царь Вавилона , пытался убить Авраама.
- В то время как в Египте, мидраш дает Лот много кредитов , потому что, несмотря на его стремление к богатству, он не сообщил фараону о Саре тайны «s, что она жена Авраама.
- Согласно Книге Яшера, Палтит, одна из дочерей Лота, была сожжена заживо (в некоторых версиях на костре) за то, что она дала бедняку хлеб. Ее крики дошли до небес.
- Книга Руфь : ссылка на Моав вызывает вопросы, поскольку в остальной библейской литературе это связано с враждебностью к Израилю, сексуальным извращением и идолопоклонством , а Второзаконие 23 исключило аммонитянина или моавитянина из «собрания ЛОРД». ; даже их десятому поколению «. Несмотря на это, Руфь Моавитянка вышла замуж за иудейца и даже после его смерти все еще считала себя членом его семьи; Затем она вышла замуж за другого иудейца и родила ему сына, который стал предком Давида . В отличие от послания Ездры-Неемии , где браки между еврейскими мужчинами и нееврейскими женщинами были расторгнуты, Руфь учит, что иностранцы, принявшие иудаизм, могут стать хорошими евреями, иностранные жены могут стать примерными последователями еврейского закона, и нет причина исключить их или их потомков из сообщества.
- Тот факт, что Ровоам , сын царя Соломона , был рожден от женщины-аммонитянки (3 Царств, xiv. 21–31), также затруднял поддержание мессианских притязаний на дом Давида ; но это было приведено в качестве иллюстрации божественного провидения, которое выбрало «двух голубей», Руфь, моавитянку, и Нааму , аммонитянку, для почетного различия (B. Ḳ. 38b). Доброта Руфи, отмеченная Воозом в Книге Руфь, рассматривается в еврейской традиции как редкое отличие от народов Моава (откуда Руфь) и Амона в целом, которые были отмечены Торой за их явное отсутствие доброты. Втор. 23: 5: «Потому что они не приветствовали вас хлебом и водой по дороге, когда вы выходили из Египта, и потому что он нанял Валаама, сына Беора, из Петора в Араме. Нахараим против тебя, чтобы проклясть тебя ». Раши отмечает, что Израиль путешествовал по пути: «когда вы были в крайнего истощения».
- Царь Иудейский Иоас: Иоас был одним из четырех человек, которые притворялись богами. В этом его убедили особенно князья, которые ему сказали. «Если бы ты не был богом, ты не мог бы выйти живым из Святая Святых» (Исх Р. viii. 3). Он был убит двумя его слугами, один из которых был сыном аммонитянки, а другой — отпрыском моавитянки ; ибо Бог сказал: «Пусть потомки двух неблагодарных семейств накажут неблагодарного Иоаса» ( Yalk. , Ex. 262). Моав и Аммон были двумя потомками инцеста Лота с двумя его дочерьми, как описано выше.
Христианский взгляд
В христианском Новом Завете Лот рассматривается с сочувствием, как человек, который сожалел о своем выборе жить в Содоме, где он «изо дня в день досаждал своей праведной душе». Иисус говорил о грядущем суде, который грядет внезапно, как во дни Лота, и торжественно предупреждал: «Вспомни жену Лота».
Исламский взгляд
Люф бежит из со своими дочерьми ; его убита камнем, персидская миниатюра, 16 век ( Национальная библиотека Франции , Париж)
Лут ( арабский : لوط — LUT ) в Коране , считается таким же , как Лот в Библии на иврите . Он считается посланником Бога и пророком Бога .
Согласно исламской традиции, Лут жил в Уре и был племянником Ибрагима ( Авраама ). Он переселился с Ибрагимом в Ханаан и был назначен пророком в города . Его история используется мусульманами в качестве ссылки, чтобы продемонстрировать неодобрение Бога гомосексуализмом . Аллах повелел ему отправиться в земли Содома и Гоморры, чтобы проповедовать единобожие и остановить их от и насильственных действий. Послания Лута были проигнорированы жителями, что привело к разрушению Содома и Гоморры. Хотя Лут покинул город, его попросили оставить позади ангелы, поэтому он умер во время разрушения. Коран определяет Лота как пророка и утверждает, что все пророки были образцами нравственной и духовной порядочности. В Коране нет рассказов о пьянстве и / или инцесте Лота. Все мусульмане отвергают историю о сексе пророка Лота со своими дочерьми.
Популярная культура
Жена Лота является героем поэмы Анны Ахматовой «Жена Лота» , которая предлагает более сочувственный взгляд на решение жены Лота оглянуться назад. Поэма Скотта Кэрнса «Поворот жены Лота» также переосмысливает историю с феминистской точки зрения. Жена Лота упоминается во вступительной главе « Бойни № 5 » Курта Воннегута . Воннегут также предлагает сочувственный взгляд и сравнивает ее взгляд на Содом с его воспоминаниями о бомбардировке Дрездена . Университет Монаша «s студенческая газета, опубликованная Ассоциация Монаша Student с 1964 года, имеет право жены Лота . Аргументация, приведенная для этого редакторами газеты (которая сменила название с « Хаос» ), заключалась в том, что, хотя «университетская газета является одним из столпов университетского общества», в идеале газета добавляет «характерный привкус постоянно меняющемуся меню интеллектуального питания». . Она также упоминается во время бродвейского мюзикла « Хедвиг и сердитый дюйм» в текстах песни «Wicked Little Town». С женой Лота идет параллель в рассказе Ширли Джексон «Соляной столб», в котором женщина, посетившая Нью-Йорк со своим мужем, становится одержима разрушением города.
Содом и Гоморра
Это были одни из самых красивых городов, описанных в Ветхом Завете. Они утопали в пышной растительности, обильное орошение сделали их жителей зажиточными и богатыми. Но еще Содом и Гоморра отличались тем, что там царила полная безнравственность. В конце концов, жителей за все их прегрешения настигла кара: Господь «пролил на них огонь и серу». Археологи долго ломал головы, где могут находиться эти два города. Упоминание в Библии о смоляных ямах в районе бедствия натолкнуло на мысль, что искать нужно в юго-восточной части Мертвого моря, где на берегу было много смолы как естественного нефтяного продукта. И действительно, под толстым слоем пепла были найдены остатки двух городов. Серные капсулы и до нашего времени плотно въелись в каменные стены.
Соляной Столп. Жена Лота
Май 11th 2011 —
Соляной Столп. Жена Лота
Бытие:19.26 Жена же Лотова оглянулась позади его, и стала соляным столпом. Прем 10, 7. Лк 17, 32.
Соляной Столп. Жена Лота
Как эту историю излагает Иосиф Флавий в «Йудейской Войне»: «Озеро имеет пятьсот восемьдесят стадий в длину, простираясь до Цоара в Аравии, и сто пятьдесят стадий ширины. К нему примыкает область Содома, некогда богатая своим плодородием и благосостоянием городов, ныне же всецело выжженная. Она, как говорят, вследствие греховности ее жителей была уничтожена молнией. Еще теперь существуют следы ниспосланного Богом огня и еще теперь можно видеть тени пяти городов». (4:8:4) Он же — в «Иудейских древностях»: Лот, которого Господь предупредил о предстоящем уничтожении содомитян, удалился со своею женою и двумя дочерьми; последние были еще девушками; женихи же их не согласились уйти вместе с ними, так как не придавали словам Лота значения. Затем Господь поразил город огненными молниями, сжег его вместе с жителями и равным образом опустошил пожаром всю область, как это я раньше рассказывал уже в «Иудейской войне». Жена Лота, которая во время бегства, вопреки запрещению Господа Бога, постоянно обращалась назад в сторону города, выражая страшное любопытство, была обращена в соляной столб. Последний я видел лично: он сохранился по сей день. Сам же убежал со своими дочерьми в небольшое место, оставшееся нетронутым огнем. Оно до сих пор называется Цоор, что по-еврейски значит «малость». Здесь он затем бедственно прожил некоторое время, в удалении от людей и чувствуя недостаток в припасах. Полагая, что весь род людской уничтожен, девушки (дочери Лота) сблизились с отцом своим, но сделали это так ловко, что он сам этого не заметил; поступили же они таким образом, чтобы не остаться без потомства. От них действительно родилось двое мальчиков: от старшей Моав, что значит «от отца», а от младшей Амман, какое имя означает «сын племени». Первый из них является родоначальником моавитян, которые до сих пор еще представляют весьма большой народ, а второй — аммонитян. Оба эти племени живут в Келесирии — таково-то было удаление Лота из области содомитской». (1:11:4-5) Из сочинения, называемого «Житие и хожение Даниила, игумена Русской земли»: О гробе Лота, что в Сигоре. Оттуда до Сигора две версты. Здесь находится гроб Лота и двух его дочерей, в двух гробах. В горе большая пещера, в нее вбежал Лот со своими дочерями. Здесь недалеко городище первых людей, было оно на горе той высокой и зовется Сигор. Более одной версты от этого места, на взгорье к югу от Сигора, стоит столпом каменным жена Лота. А от жены Лота до Содома две версты. И по сей день в Иордании, чуть севернее развалин древнего Цоара (ас а-Сафи), имеет место быть Дир а-Лут, монастырь Лота.
Соляной Столп. Жена Лота
Соляной Столп. Жена Лота
Соляной столб — жена Лота
Соляной столб — жена Лота
Соляной столб — жена Лота
Pages: 1
Еврейские комментарии
В иудаизме распространено мнение о том, что жена Лота обратилась в соль как наказание за непослушание предупреждению ангелов. Оглядываясь на «злые города», она выдала свое тайное стремление к такому образу жизни. Ее сочли недостойной спасения, и поэтому она превратилась в соляной столб.
Другая точка зрения в иудейской экзегезе Бытия 19:26 состоит в том, что, когда жена Лота оглянулась, она обратилась к соляному столбу перед «взором Бога», который спускался вниз, чтобы пролить дождь на Содом и Гоморру. Одна из причин, которая приводится в традиции, состоит в том, что она повернулась, чтобы посмотреть, придут ли ее дочери, которые были замужем за мужчинами Содома, или нет.
Другая еврейская легенда гласит, что из-за того, что жена Лота согрешила солью, она была наказана солью. В ночь, когда два ангела посетили Лота, он попросил свою жену приготовить для них пир. Не имея соли, жена Лота попросила у соседей соли, которая предупредила их о присутствии гостей, что привело к нападению толпы, которое поставило под угрозу семью Лота.
В Мидраше имя жены Лота — Эдит.
Жена Лота во время бегства из Содома обернулась, и Господь превратил её в соляной столп
Когда Лот вышел из Содома он велел своим дочерям и жене идти и не оборачиваться. Таким образом, он выполнял указание, переданное ему Господом через своих ангелов. Жена Лота по пути не выдержала и нарушила Божию волю. Она оглянулась и обратилась в соляной столп. Сам же Лот и его дочери спаслись (Быт. 19, 15-26).
Гибель Содома и обращение жены Лота в соляной столб. Жена Лота ослушалась запрета Господа и во время бегства из города оглянулась. За это она окаменела. Фото: school.orthpatr.ru
Толкование этого содержится в Библии. Так Господь в одной из своих бесед о разрушение Иерусалима и конце мира сказал: «Вспоминайте жену Лотову» (Лк. 17,32). Святитель Филарет говорит о том, что её обращение в соляной столп — это особенное наказание Божие за её преступление.
Заключается её прегрешение против Господа не том, что она обернулась и посмотрела на горящий город, но в том, что она преступила Божии заповеди и имела пристрастия к жилищу разврата. Таким образом, она думала более о материальном, чем о духовном.
Иосиф Флавий в «Иудейских древностях» упоминает о том столпе, в который превратилась жена Лота (Древ. I, II, 4).
Историки подтверждают факт существования соляного столпа, в который обратилась жена праведного Лота. Он стоял длительное время в окрестностях Содома как памятник Божьего гнева за ослушание человеком Божией воли.
О нем упоминает писатель книги Премудрости Соломоновой (Прем. 10, 7), а из позднейших писателей — Иосиф Флавий (Древ. I, II, 4) и даже епископ Климент Римский (посл. к Кор. гл. 1).
«Жена Лота» на горе Содом. На склонах горы Содом стоит несколько образований из каменной соли, которым предание приписывает их происхождение от превращённой в камень жены Лота. Фото: upload.wikimedia.org
В наше время в Израиле, рядом с Мёртвым морем в индустриальном районе «Заводы мёртвого моря» на горе Содом стоит столб или же колонна из каменной соли. Она напоминает формой женщину, одетую в покрывало и традиционно воспринимается как окаменевшая жена.
Современные взгляды
Лот и его дочери , Артемизия Джентилески , 1635–1638 ( Художественный музей Толедо, Толедо, Огайо)
Предполагаемый инцест между Лотом и его дочерьми вызвал множество вопросов, споров и теорий о том, каковы были настоящие мотивы, кто на самом деле виноват, и какой уровень предвзятости имел автор 19-й главы Бытия. Однако такие исследователи Библии, как Джейкоб Милгром , Виктор П. Гамильтон и Калум Кармайкл, постулируют, что законы левитов не могли быть разработаны так, как они были, без спорных вопросов, окружающих патриархов Израиля, особенно в отношении инцеста. Кармайкл даже приписывает всю формулировку законов Левита жизни отцов-основателей нации, включая праведного Лота (вместе с Авраамом , Иаковом , Иудой , Моисеем и Давидом ), которые были выдающимися фигурами в израильской традиции.
По мнению упомянутых выше ученых, патриархи Израиля являются ключом к пониманию того, как развивались законы священников относительно инцеста. Родственные браки между патриархами включают брак Авраама с его сводной сестрой Сарой ; брак брата Авраама Нахора с их племянницей Милкой ; Брак Исаака с Ревеккой, его двоюродной сестрой, которая когда-то была удалена; Браки Иакова с двумя сестрами, его двоюродными братьями; и, в случае родителей Моисея, брак между племянником и тетей (сестрой отца). Следовательно, патриархальные браки, несомненно, имели значение для законодателей, и они предлагают повествовательную основу для законов Левита , глав 18 и 20.
Некоторые утверждали, что поведение Лота, приносящего своих дочерей в жертву мужчинам Содома в Бытие 19: 8, представляет собой сексуальное насилие над его дочерьми, что создало путаницу в ролях родства, что в конечном итоге проявилось в кровосмесительных актах в Бытие 19: 30– 38.
Ряд комментаторов описывают действия дочерей Лота как изнасилование. Эстер Фукс предполагает, что в тексте дочери Лота представлены как «инициаторы и исполнители кровосмесительного« изнасилования »».
Ветхозаветное повествование
Бегство Лота из Содома (художник Гюстав Доре)
В ветхозаветной Книге Бытия персонаж Лот — сын Арана и племянник родоначальника евреев Авраама. За исключением авраамовой жены Сарры, Лот был единственным родственником, сопровождавшим патриарха Авраама при его переселении из Ура Халдейского в Ханаанскую землю.
После того, как Авраам вышел из Египта, где, благодаря тому, что отдал свою жену фараону, приобрёл много рабов и скота, вместе они двинулись до Вефиля. У Лота тоже был мелкий и крупный скот, а также шатры. Их имущества было так много, что пастухи Авраама спорили с пастухами Лота. Авраам ему предложил: «…отделись же от меня. Если ты налево, то я направо, а если ты направо, то я налево» (). И получилось, что «Аврам стал жить на земле Ханаанской; а Лот стал жить в городах окрестности и раскинул шатры до Содома» (), то есть Лот ушёл на восток, а город Содом был одним из пяти городов в цветущей долине Сиддим, при устье реки Иордан.
Во время нападения Кедорлаомера и союзных ему царей на Содом Лот попал в плен, а имущество его было забрано. Однако Авраам напал ночью на противника и освободил Лота вместе со всем имуществом, а также женщинами и народом.
Когда Лот сидел у ворот Содома, к нему пришли два ангела, желавшие проверить, действительно ли в Содоме творится то, что о нём говорят. Лот приглашал ангелов к себе в дом, но они сказали, что будут спать на улице. Лот их сильно упрашивал и наконец упросил. Он сделал им угощение и испёк пресные хлебы. Однако не успели они ещё лечь спать, как жители всего города пришли к его дому с требованием вывести к ним гостей, чтобы содомляне «познали их». Лот вышел к содомлянам с отказом, предложив взамен двух своих девственных дочерей, чтобы те делали с ними, что им вздумается.
Лот с дочерьми (Иоахим Эйтевал, 1600)
Лот и его дочери (Хендрик Гольциус, 1616)
Сам Лот с дочерьми спасся в близлежащий город Сигор. Не чувствуя себя там в безопасности, он вместе с дочерьми поселился в пещере на ближней горе. Там произошло кровосмешение отца (Лот был пьян) с дочерьми, которые полагали, что весь человеческий род погиб и только они трое остались в живых. У старшей дочери родился его сын Моав, будущий родоначальник моавитян, а у младшей — Аммон, или Бен-Амми, будущий родоначальник аммонитян. Затем о Лоте в Священном Писании больше не говорится.
Слепящая соль Содома
Хлебосольство — хороший обычай, но жена Лота ненавидела его, как и все содомиты. Когда Лот просит ее принести немного соли для трапезы путников (ангелов), она сердито отвечает: «Свои порядки заводишь?» и идет по соседям, громко прося соли, чтобы все узнали, что в их доме гости, — навлечь на них беду. Поскольку грех ее заключался именно в этом неприветливом отношении, то она была наказана превращением именно в соляной столб.
Содомская соль действительно вызывает жжение и резь вплоть до слепоты, если попадает в глаза, поэтому перед прочтением благодарственной молитвы после трапезы у евреев принято омывать кончики пальцев. Это больше духовное действие, нежели физическое, оно выражает опасение оказаться ослепленным содомской солью — а именно, перестать видеть нужды других людей. РАШИ приводит нас к этим выводам.
То, что жена Лота обернулась назад, означало ее приверженность содомскому прошлому (с его главным грехом — эгоизмом). Она не видела нужды других людей, а когда люди гибли, — наоборот, хотела это видеть! Нужно было порвать всякую связь с прошлым. Она этого не сделала и была наказана.
Что говорит наука?
Реально ли превращение человека в соляной столб? Тридцать лет назад, в 1988 году, американский ученый доказал, что это реально. Жену Лота убил парниковый эффект. Причем произошло это мгновенно.
Как все происходило? От огня, уничтожающего Содом, шел очень сильный поток горячего воздуха. И содержание углекислого газа в нем просто зашкаливало. Произошло соединение кальция с углекислым газом. И супруга Лота превратилась в соляной столб. Фактически он представляет собой результат мгновенной кристаллизации кальцитов.
Из Библии нам известно, что на город сошел огонь и сера. И тут тоже слегка непонятно. Как так? С неба огонь сошел… В наше время, учитывая определенные виды оружия, это еще реально. Но мы-то говорим о древних людях.
Наука дает объяснение данному факту. Дело в том, что Содом и Гоморра находились на стыке тектонических плит. Произошло мощное землетрясение, плиты разошлись. А под ними находились «запасы» метана. Он обладал способностью вырываться столбами из-под земли. Соответственно, при разломе коры метан просто «взлетел» вверх. И получился смертоносный фейерверк. Кстати, серные шары — последствия его — и по сей день можно обнаружить на территории, где когда-то находились погибшие города.
Не зацикливаться на прошлом
Если у человека в жизни были травматические ситуации, то они, как понятно, оставляют глубокие шрамы в его психике. Тем не менее, мучить себя сверх того, что уже было, как говорится, положено по судьбе, не стоит! Иначе станешь жертвой обстоятельств.
Согласно еврейскому закону, по близким родственникам траур не превышает 12 месяцев. Память о горестном событии — тоже само по себе горе, будь то беда одного человека или целого народа, и она может стать источником постоянных страданий, если ее не контролировать в своем сознании. Она может парализовать ваши действия в реальной жизни, заставить течение времени как бы окоченеть от скорби внутри вас.
Но преувеличенное внимание к прошлому — это как раз и есть пример с женой Лота, только рассмотренный с психологической точки зрения. Больше, чем обязывает закон, скорбеть нельзя
После Катастрофы европейского еврейства многие, переехав в Америку, сознательно отказывались от какой-либо еврейской самоидентификации. Им казалось, что они отомстят, перестав быть хорошими евреями.
Но кому же они мстили? Ведь Гитлеру, наоборот, и не снилась такая удача: оторвать от еврейства даже последующие поколения жертв Катастрофы. Люди могли думать, что они теперь демонстративно не будут ходить в синагогу и соблюдать заповеди и этим они что-то кому-то докажут.
Вовсе нет! Это поведение на руку только врагам. Таким образом, Любавичский Ребе, который увидел эту большую опасность, — наоборот, пробудил в сердцах оптимизм и призвал уважать память павших как раз соблюдением заповедей, как раз оживлением всех сфер еврейской полноценной традиции, возрождением ценностей еврейской Торы!
И этот путь привел к колоссальному успеху, к настоящему еврейскому возрождению во всех концах Земли. Причем Ребе утверждает, что грядущего Освобождения удостоятся все, а не лишь избранные (пятая часть народа), как было при выходе из Египта.
Мукавир
Через 11 км от Мадабы проезжаем русло реки Вади Зарка Маин. Почти сразу за ней дорога поднимается к городку Муковир (древнее название Машарон). Как пишет иудейский историк Иосиф Флавий, здесь в крепости на высоком холме содержался под стражей и был обезглавлен Иоанн Креститель. Саломея, племянница Ирода, танцевавшая перед гостями иудейского царя, получила в награду за танец голову Иоанна Крестителя. Сохранилась часть толстых стен дворца Ирода, от которых открывается замечательный вид на холмы Иерусалима. Внизу в ущелье находятся горячие источники с природной минеральной водой и шестьюдесятью водопадами. В давние времена здесь останавливались купеческие караваны. Говорят, даже царь Ирод Великий любил приезжать сюда купаться.
Гора Нево
В 7 км от Мадабы находится знаменитая гора Нево, с которой пророк Моисей увидел земли Ханаана (Палестины), куда сорок лет выводил народ Израиля из Египта. Высота горы – 817 метров. На ее вершине есть смотровая площадка, с которой видны библейские города Иордании, Мертвое море и Иерихон. На этой горе великий пророк умер, считается, что здесь он и похоронен. В память об этом создан «Мемориал Моисея». Он, как и вся гора, находится под опекой ордена францисканцев. На вершине горы сохранились древние постройки: остатки церкви, построенной в 4 веке, развалины монастыря и древние мозаичные панно.
Нево
Дети Лота: библейский урок
Один выбор, две совершенно разные истории. Дядя проявляет смирение перед племянником – неслыханное поведение для сурового ветхозаветного времени. Авраам, чтобы избежать разногласий, уступает Лоту лучшие земли. Название одного из городов, где Лот раскинул шатры, – Содом. Оно стало нарицательным. Содом был цветущим и богатым городом. Его жители ни в чем не нуждались. Авраам пошел в противоположную от Содома сторону. И стал великим в веках. Как эта история снова и снова повторяется в наши дни? К чему приводит беззаботная жизнь, духовная глухота и желание получить от жизни всё? Об актуальности и злободневности ветхозаветного эпизода из Книги Бытия рассуждает протоиерей Олег Стеняев.
***
Бегство из Содома
«И у Лота, который ходил с Аврамом, также был мелкий и крупный скот и шатры. И непоместительна была земля для них, чтобы жить вместе, ибо имущество их было так велико, что они не могли жить вместе. И был спор между пастухами скота Аврамова и между пастухами скота Лотова; и Хананеи и Ферезеи жили тогда в той земле. И сказал Аврам Лоту: да не будет раздора между мною и тобою, и между пастухами моими и пастухами твоими, ибо мы родственники; не вся ли земля пред тобою? отделись же от меня: если ты налево, то я направо; а если ты направо, то я налево.
Лот возвел очи свои и увидел всю окрестность Иорданскую, что она, прежде нежели истребил Господь Содом и Гоморру, вся до Сигора орошалась водою, как сад Господень, как земля Египетская; и избрал себе Лот всю окрестность Иорданскую; и двинулся Лот к востоку. И отделились они друг от друга.
Аврам стал жить на земле Ханаанской; а Лот стал жить в городах окрестности и раскинул шатры до Содома. Жители же Содомские были злы и весьма грешны пред Господом».
(Быт. 13: 5–13)
Сказано, что земля была непоместительна для людей Авраама и для людей Лота. Их было очень много. Хозяйство Авраама и хозяйство Лота. Рабы Авраама и рабы Лота. Свидетельство того, что благословил Бог не только дом Авраама, но и дом Лота, который был тогда в единстве с домом Авраама. А позже, уже после того как отделился Лот от Авраама, оскудело хозяйство Лотово, и покидает он Содом и Гоморру только с малым семейством – с ним его жена и двое дочерей, и более никого.
Когда Лот выбирал для себя землю, в которой будет жить, Авраам дал ему право решать, куда идти, сказав: «Выбери, какую тебе. Ты пойдешь направо – я налево. Ты пойдешь налево – я направо». Так вот: Лот выбирал плотскими очами. Он увидел землю Содома и Гоморры. И, как сказано в Библии, для него она была словно сад Господень. Как рай! Он именно так оценил эти земли. Но вскоре, через некоторое время, рай превратился в ад. Такое происходит и сейчас.
Из друзей моих многие уехали кто в Америку, кто в Западную Европу. В первых письмах они писали: мы живем в раю, у нас всё есть. Но через какое-то время рай превращался в ад. И в письмах был крик: «Что делать? Здесь всё в кредит. И если я вовремя не выплачу его, у меня всё отберут. Даже воду из бассейна выкачают и заберут. Газон скатают и увезут…» И даже: «У меня могут отобрать детей».
Очень часто рай оказывается адом – если оценивать, что такое рай и что такое ад, исходя из чисто плотских критериев, мирского понимания. И человек должен быть осторожен в своих оценках окружающей реальности и действительности. Особенно в наше время. Потому что то, что нам кажется хорошим и благоприятным, может быть и не таким на самом деле. Может за ярким фасадом скрывать черную суть.
Да, Лот и его домашние не усвоили «привычек» жителей Содома и Гоморры, не творили их «подвигов». И спаслись, покинув Содом. Но спаслись ли? И действительно ли покинули Содом?
Содом уже жил в их сердцах. Жена Лота обернулась, чтобы позлорадствовать тому, что город гибнет, а она жива. За это Бог и наказал ее: она тоже погибла. И Лоту не удалось избежать участи Содома, как он думал. Потому что это Содом толкнул его дочерей на то, чтобы они, напоив отца вином, развратничая с ним, совершали грех кровосмешения.
Пребывание в Содоме не останется без последствий. Нельзя спокойно покинуть его и потом жить, считая, что всё в порядке. Вот ты думаешь, что поедешь на Запад – в Европу, в Америку, заработаешь там денег, вернешься в Россию и заживешь счастливо. Нет! Без потерь этого не произойдет. Обязательно будут какие-то потери, сложности – и прежде всего эти сложности ударят по нашим детям. И иногда очень больно. В одной знакомой мне семье, долго жившей в Америке, потом просто мучились с ребенком. Он говорил по-русски с акцентом, все жизненные интересы его поменялись. Повезли ребенка к старцу. И старец сказал: чадо это надо посылать на отчитку!
Давайте помнить библейские уроки.
Цепная реакция
Если мы говорим о таких ситуациях, когда человек видит как бы в пророческом видении нечто, но не понимает точного значения в контексте временных рамок, с кем именно и когда произойдет то, что ему явлено и дано увидеть, — то таких ситуаций было еще несколько.
Например, жена Потифара видела будущее: для нее открыли, что из ее дома будет Йосефу потомство. Но ее эгоизм — будто пелена — застлал истинное значение этого видения, и она ошиблась. Ее толкование оказалось неверным. Жена Йосефу была дана через ее дом, но не от нее, а через Аснат, которая у нее воспитывалась, но была внучкой Яакова.
То же мы видим с Корахом. Он видел, что из его потомков выйдет будущий Шмуэль-пророк. И решил, что цель оправдывает средства. Можно свергать Моисея — ничего ему за это не сделают! Корах ошибся, его эгоизм внес неточность в картину восприятия им будущего. Шмуэль родится действительно от сыновей Кораха, но они станут достойными этого вследствие раскаяния, которое совершат (проваливаясь сквозь землю, уже на пути к геенне огненной).
Лот, убегая из Содома, немного промедлил. Слово «промедлил» в Торе отмечено музыкальными значками, которые называются «цепочка». Возможно, Лот не принимал опасность всерьез, потому что видел «цепочку», то есть потомство, которое должно будет от него произойти — вплоть до праведного Мошиаха.
Но есть разница между видением настоящего пророка, которому не грозит пострадать от эгоистического восприятия видения, и обычным человеком. Давайте же услышим то пророчество, с которым обращается к нам Ребе.
Дети Лота: библейский урок
Один выбор, две совершенно разные истории. Дядя проявляет смирение перед племянником – неслыханное поведение для сурового ветхозаветного времени. Авраам, чтобы избежать разногласий, уступает Лоту лучшие земли. Название одного из городов, где Лот раскинул шатры, – Содом. Оно стало нарицательным. Содом был цветущим и богатым городом. Его жители ни в чем не нуждались. Авраам пошел в противоположную от Содома сторону. И стал великим в веках. Как эта история снова и снова повторяется в наши дни? К чему приводит беззаботная жизнь, духовная глухота и желание получить от жизни всё? Об актуальности и злободневности ветхозаветного эпизода из Книги Бытия рассуждает протоиерей Олег Стеняев.
***
Бегство из Содома
Связь с темой Мошиаха
Как ни удивительно, искры Мошиаха оказались затерянными именно в… Содоме.
Сказано в Псалмах: «Нашел Я раба моего Давида!» Где нашел? Ответ — в Содоме. Именно там, среди искр святости, спрятанных в истории с дочерьми Лота, таился зародыш будущего Освобождения.
Живший в 17 веке каббалист р. Шимшон Острополер высказал интересную точку зрения на этот счет. Зная, что в будущем от Лота произойдет душа Мошиаха, его жена полагала себя причастной к этому процессу — кто же, как не она, родит избавителя? Поэтому она и не побоялась оглянуться назад (к корням, к истокам).
Но история распорядилась иначе! Сомнительное поведение дочери Лота, приведшее к рождению Моава, а в дальнейшем — Рут, дочери моавского народа, прабабки Давида, означало «нечто ненормативное», некую параллельную реальность, о которой жена Лота знать не могла, такого оборота событий поистине не мог предполагать никто! Жена Лота не допускала возможности, что ее накажут и лишат жизни, поскольку кто же тогда выносит мессианского лидера? Эта мысль определяла ее поведение, заставляя ее чувствовать свое превосходство и безнаказанность.